cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Экономическое районирование территории россии география 9 класс домогацких – Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»

Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»

Разделы: География


Цели:

  • обучающая:
  • сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;
  • развивающая:
  • продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;
  • воспитательная
  • : развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

Форма урока: урок-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.

Деление учащихся на группы.

2. Актуализация и целеполагание.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Работа в паре у компьютера

(Приложение 1, слайд 1)

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.

Химия

Ботаника

Геология

История

География

периодизация эпох.

периодическая система

хронология

классификация видов и систематика

?

Задание в готовом виде.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

История – хронология

География – ?

— Основным методом изучения географии является районирование.

— Определите тему нашего урока.

Запись темы урока в тетрадь.

(Приложение 1, слайд 2)

— Что такое районирование?

— От какого слова оно произошло?

— Что значит район? (Обсуждение в парах)

— Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”

— Поделитесь своими мыслями вслух.

— В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.

3. Изучение нового материала.

— Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

(Приложение 1, слайд 3)

Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

(Приложение 1, слайд 4)

— Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;
  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

(Приложение 1, слайд 5)

— Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

(Приложение 1, слайд 6)

— Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:

  • “сплошное” или “выборочное”;
  • “стабильное” или “плавающее”;
  • “объективное” или “субъективное”;
  • иерархическое или одноуровневое;
  • проблемное или исследовательское;
  • индивидуальное или типологическое;
  • частное или комплексное;
  • однородное или узловое;
  • морфологическое, генетическое или функциональное.

(Приложение 1, слайд 7)

— Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
  2. Природные зоны – по физико-географическому.
  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

— В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.

— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

(Приложение 1, слайд 8)

— Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

— Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

— В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

— А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

(Приложение 1, слайд 9)

— Какие правила надо соблюдать при выделении районов?

  1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.
  2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте

учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

(Приложение 1, слайд 10)

Пары объединяются в группы.

— Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)

  1. Дать определение понятию “экономический район”.
  2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

2.

Западный макрорегион

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Восточный макрорегион

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)

  1. Дать определение понятию “специализация”
  2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

(Схема)

Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)

— Указать на схеме расположение экономических районов страны.

(Схема)

Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)

1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).

На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.

4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.

Литература:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий “География”. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. 2003 г., Москва.
  2. В.П.Дронов, В.Я.Ром. “География России: население и хозяйство” 9-й класс (М.:Дрофа).
  3. А.И.Алексеев, В.В.Николина “География: население и хозяйство России”, 9-й класс, (М.: Просвещение).
  4. Е.А.Жижина “Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9-й класс. – М.: “ВАКО”, 2005.

22.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Районирование территории России. Видеоурок. География 9 Класс

С помощью этого видеоурока все желающие смогут получить представление о теме «Районирование территории России». Учащиеся смогут узнать, на какие регионы и районы делится наша страна. Затем учитель даст краткую характеристику территориальному разделению труда.

География 9 класс

Тема урока: «Районирование территории России»

Россия — огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции и услуг, которыми обеспечивает другие части страны. В то же время территория получает те товары и услуги, которых у неё нет, из других регионов страны.

Обмен результатами труда называется географическим или территориальным разделением труда. Географическое разделение труда (ГРТ) выражается в специализации территории, которая дает возможность экономить труд и повышать его производительность.

Специализация у территории формируется тогда, когда:

Рис. 1. Признаки специализации территории

  • у территории для выпуска продукции имеются необходимые природные ресурсы,
  • продукции может производиться больше, чем необходимо для удовлетворения потребностей территории,
  • производство продукции обходится дешевле, чем в других местах,
  • выпускаемая продукция необходима стране,
  • имеются хорошо развитые транспортные пути для обмена продукцией,
  • территория имеет удобное экономико-географическое положение.

Географическое разделение труда выражается в специализации территории.

Результатом географического разделения труда являются экономические районы.

 

Рис. 2. Экономические районы России

Экономический район — это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краев), которые отличаются от других своей специализацией. Территорию России принято делить на экономические районы.

Всего на территории России выделяют 11 экономических районов.

  1. Северный
  2. Северо-Западный
  3. Центральный
  4. Центрально-Черноземный
  5. Волго-Вятский
  6. Поволжский
  7. Северо-Кавказский
  8. Уральский                                     
  9. Западно-Сибирский
  10. Восточно-Сибирский
  11. Дальневосточный

Разделение территории страны на части – районы на основании какого-либо признака или признаков называется районированием.

 

Рис. 3. Карта плотности населения

Район — это территория, отличающаяся от других особенностями происхождения, природы, населения и хозяйства.

 

Рис. 4. Карта физико-географического районирования

Районирование территории по одному признаку называется частным.Например, результатом частного районирования будет  создание карты плотности населения на территории России.

Общеерайонирование базируется на совокупности нескольких признаков. Например, физико-географическое районирование России. Районы выделяются по сумме признаков: особенностям географического положения, геологического строения и рельефа, климата, внутренних вод и т.д.

Рис. 5. Однородное районирование 

Районирование, охватывающее всю территорию страны, когда между выделенными регионами нет свободных пространств, называют однородным. Например, административно-территориальное деление или физико-географическое районирование. Как правило, каждый крупный район (макрорегион) можно подразделить на более мелкие, которые, в свою очередь, можно разделить на ещё более мелкие.

Рис. 6. Зоны влияния мусоросжигательных заводов

Наряду с однородным районированием в географии применяют узловое районирование.

Сначала выделяют центры (ядра концентрации) природных, экологических, социально-экономических и других процессов, а затем определяют окружающие и тяготеющие к этим ядрам территории.

Комплексное районирование территории производят по совокупности признаков. Природно-хозяйственные регионы, выделяют с учетом физико-географических особенностей территории, исторических особенностей её заселения и хозяйственного освоения, отраслей специализации, расселения населения, размещения городов и сельских поселений, социально-экономических и экологических условий жизни людей, миграций населения.

 

Список литературы

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – 2011. – 416 с.
  3. Атлас по экономической географии 9 класс. – Дрофа, 2012.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – 2007. – 127 с.
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. – 1996. – 576 с.
  6. Шпаргалка по экономической географии. Школьникам, абитуриентам. – 2003. – 96 с.

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник – М.: Гардарики, 2000. – 752 с.: ил.
  2. Родионова И.А. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001. – 189 с.
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. – М.: Палеотип, 2002.
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Учебное мультимедиа-пособие 1 С Образовательная коллекция География России. Хозяйство и регионы 9 класс
  2. Учебное мультимедиа-пособие «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс»

 

Домашнее задание

Прочитать § 24 учебника, ответить на вопросы после параграфа. Составить схему «Виды районирования».

Практическая работа: «Определение ранга соседства экономических районов».

Соседями первого порядка являются районы, с которыми район имеет непосредственные границы. Соседями второго порядка являются районы, которые отделены от данного района одним районом. Третьего – двумя, четвертого – тремя и т.д.

Задание

Определите ранг соседства района с другими районами России и запишите результат в таблицу. Соседство первого порядка обозначайте цифрой 1, второго порядка – 2 и т.д. Для каждого района сложите полученные показатели соседства. Итог внесите в графу «Степень соседства». Чем меньше данный показатель, тем выгоднее расположен данный район в системе районов.

Район

Европ. Север

Северо-Запад

Центр.

Россия

Европ.

Юг

Повол­жье

Урал

Запад.

Сибирь

Восточ. Сибирь

Дальний Восток

Степень соседства

Европейский

Север

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северо-Запад

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральная

Россия

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

Европейский Юг

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

Поволжье

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

Урал

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

Западная

Сибирь

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

Восточная

Сибирь

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

Дальний

Восток

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

interneturok.ru

Технологическая карта урока по теме «Районирование России» (9 класс)

Педагог: Смирнова Лариса Владимировна, учитель географии МОУ СОШ № 13

им. Р.А. Наумова г. Буя


Технологическая карта урока географии

Класс: 9

Тема урока: Районирование России

Тип урока по дидактической цели: урок «открытия нового знания»

Цель дидактическая: научить обучающихся применять новые способы действия при работе с географической картой и со статистическими материалами

Цель предметная: расширение понятийной базы за счёт включения новых элементов: «экономический район», «отрасль специализации», «географическое разделение труда», «федеральный округ»

Задачи

Планируемые результаты

1. Изучить подходы к районированию территории России и виды районирования

1. Называют виды районирования

2. Определить понятия «экономический район», «географический район», «федераль-ный округ»

2. Дают определения понятиям

3. Показывают на карте экономические районы, федеральный округ проживания

3. Определить принадлежность некоторых субъектов РФ к географическим районам

4. Выбирают гео­гра­фи­че­ский рай­о­н Рос­сии для определения географического положения субъекта РФ

4. Определить специализацию крупных экономических районов РФ

5. Применяют формулу для расчёта специализации

6. Объясняют факторы, влияющие на специализацию района

7. Формулируют понятие «географическое разделение труда»

5. Способствовать формированию ценностей географических знаний

1. Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни

6. Развивать умения работать в группе со статистическими данными, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

1. Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подт-верждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с статистическими данными для исследования

— метапредтметные

— предметные

— личностные


Технология: проблемное обучение

Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2 минуты

1. Предлагает ученикам из кусочков мозаики собрать три карты (приём «Мозаика»)

2. Осуществляет проверку

Работают в парах, собирают три карты

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии. Этап выявления места и причины затруднений

1 минута

1. Предлагает каждому дать название картам (приём «Приду-май заголовок»)

Осознают, что карты разные, высказывают предположения

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

4 минуты

+ Карты разрезаны по-разному (по районам России). Как данный факт может быть связан с темой урока?

+Деление территории на районы называется районированием, поэтому тема урока звучит «Районирование России». Посмотрите на ваши карты, какие проблемы увидели? Попробуйте сформулировать цель урока.

1. В информационном источнике просит прочитать текст. С помощью недостающих элементов мозаики озаглавить карты.

2. Конкретизирует задачи урока.

3. Осуществляет мотивацию. Просит ответить на вопрос «Зачем нужно изучать районы России?»

Называют тему урока «Районы России», «Виды районов России».

В трёх картах разные районы. Значит необходимо узнать названия районов, почему применяются разные виды районирования

Читают текст, определяют, как можно назвать карты

В технологической карте урока уточняют задачи урока.

Отвечают на вопрос

Реализация построенного проекта

28 минут

1. Спрашивает определение географического района. Показывает на карте районы, просит их назвать.

2. Предлагает в парах решить задачи (задание 2).

По первой задаче просит назвать рациональный способ решения задач. Обязательны 2,3,4, остальные по времени выполнения.

3. Спрашивает определение экономического района, предлагает провести исследование по определению выбранных учителем эконо-мических районов (задание 3).

4. Спрашивает об условиях, чтобы отрасль промышленности считалась отраслью специали-зации. Просит сформулировать понятие «географическое разделение труда».

5. Спрашивает определение федерального округа, просит показать федеральный округ проживания.

Дают определение понятию, определяют название районов: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Работают в парах, определяют принадлежность указанных субъектов РФ к географическим районам.

Дают определение понятию, отражают на картосхеме специализацию указанного района.

Демонстрируют результаты исследования.

Рассказывают об условиях, формулируют определение.

Дают определение понятию, показывают ЦФО

Этап первичного закрепления (самостоятельная работа).

2 минуты

1. Предлагает заполнить таблицу (выбрать 1 субъект).

2. Проверка

Выполняют задание, проверяют

Этап включения в систему знаний и повторения

1 минута

1. Спрашивает, как можно районировать территорию?

Отвечают на вопрос

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1 минута

1. Предлагает рефлексию результатов работы.

Осуществляют рефлексию

Домашнее задание

1 минута

1. Задаёт домашнее задание

Воспринимают, если необходимо, задают вопросы.

Технологическая карта урока для обучающегося

Тема урока «Районирование России», 9 класс

Задачи урока:

  1. уметь давать определения «экономический район», «географический район», «федеральный округ»;

  2. научиться выбирать гео­гра­фи­че­ский рай­о­н Рос­сии для определения географического положения субъекта РФ;

  3. научиться определять специализацию экономического района;

  4. уметь показывать субъекты РФ на картах.

ЗАДАНИЕ № 1 (прочитайте текст, озаглавьте карты. Используйте карточки -недостающие фрагменты мозаики)

Географический район — исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией. Выделяют 9 географических районов: Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, то есть европейская часть России, а также Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, то есть азиатская часть России.

Издавна каждая территория занимались производством определенного вида продукции. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию, которую ей не достает. Отрасли специализации — это отрасли, которые являются главными на определенной территории или в стране в целом, определяющие ее лицо.

Рассмотрим и объясним факторы специализации района:

наличие транспорта для обмена продукцией

особенности экономико-географического положения

продукция необходимая стране


Специализация

территорий

производство продукции дешевле, чем в других странах

продукции может выпускаться больше, чем необходимо

для выпуска продукции имеются природные ресурсы

Результатом ГРТ (географического разделения труда) являются экономические районы.

Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краёв), которые отличаются от других своей специализацией.

Как определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:


К= ,где

П – доля продукции района в общем производстве страны,

Н – доля населения района в общем населении страны.

Если К 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

В Российской Федерации существует 12 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Калининградская область, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

По указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в девять федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Крымский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Федеральный округ — группировка регионов Российской Федерации, введенная указом Президента РФ. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.

ЗАДАНИЕ № 2 (в парах решите географические задачи. Определите наиболее рациональный способ решения задач).

Задача № 1. В де­каб­ре 2012 г. в Ха­ба­ров­ском крае от­крыл­ся завод по про­из­вод­ству стро­га­ных пи­ло­ма­те­ри­а­лов СП «Ар­ка­им». Мощ­ность пред­при­я­тия со­став­ля­ет около 180 тыс. м3 про­дук­ции в год. Завод по про­из­вод­ству стро­га­ных пи­ло­ма­те­ри­а­лов — один из шести, ко­то­рые будут со­ору­же­ны в ре­ги­о­не в бли­жай­шее время. В числе дру­гих объ­ек­тов — за­во­ды по про­из­вод­ству топ­лив­ных гра­нул, клеёного бруса, ме­бель­но­го щита, смол (клея). Общая сумма ин­ве­сти­ций в стро­и­тель­ство де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го ком­плек­са со­ста­вит около 8 млрд руб­лей. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы опре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние Ха­ба­ров­ско­го края?

1) За­пад­ной Си­би­ри

2) Се­ве­ро-За­па­да

3) Во­сточ­ной Си­би­ри

4) Даль­не­го Во­сто­ка

Задача № 2. На тер­ри­то­рии Бо­ри­со­глеб­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти на­ча­лось стро­и­тель­ство за­во­да по пе­ре­ра­бот­ке 350 тонн све­же­го мо­ло­ка в сутки. По уров­ню тех­ни­че­ской оснащённо­сти это будет вто­рое пред­при­я­тие в Рос­сии после за­во­да «Га­лак­ти­ка» в Гат­чи­не Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы более де­таль­но изу­чить ре­ги­он, в ко­то­ром на­хо­дит­ся Яро­слав­ская об­ласть?

1) По­вол­жья

2) Се­ве­ро-За­па­да

3) Цен­траль­ной Рос­сии

4) Урала

Задача № 3. В г. Со­ро­чин­ске Орен­бург­ской об­ла­сти стро­ит­ся мас­ло­экс­трак­ци­он­ный ком­би­нат. Объём ин­ве­сти­ций в его стро­и­тель­ство со­ста­вит 2,8 млрд руб­лей. Мощ­но­сти но­во­го про­из­вод­ства поз­во­лят пе­ре­ра­ба­ты­вать 400 тыс. т сырья в год. Пла­ни­ру­ет­ся, что пред­при­я­тие будет еже­год­но про­из­во­дить 177 тыс. т рас­ти­тель­ных масел. Окон­ча­ние стро­и­тель­ства на­ме­че­но на июль 2013 г. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы более де­таль­но изу­чить ре­ги­он, в ко­то­ром рас­по­ло­жен г. Со­ро­чинск Орен­бург­ской об­ла­сти?

1) Се­ве­ро-За­па­да

2) Цен­траль­ной Рос­сии

3) Урала

4) Ев­ро­пей­ско­го Юга

Задача № 4. Ли­пец­кая об­ласть — один из ли­де­ров в Рос­сии по про­из­вод­ству са­ха­ра. В 2012 г. на­ча­лась мо­дер­ни­за­ция пред­при­я­тий от­рас­ли, из-за ко­то­рой объёмы про­из­вод­ства са­ха­ра со­ста­ви­ли всего 410,5 тыс. т. После её за­вер­ше­ния пла­ни­ру­ет­ся пре­взой­ти уро­вень 2011 г. —  634 тыс. т. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы более де­таль­но изу­чить ре­ги­он, в ко­то­ром рас­по­ло­же­на Ли­пец­кая об­ласть?

1) По­вол­жья

2) Ев­ро­пей­ско­го Юга

3) Урала

4) Цен­траль­ной Рос­сии

Задача № 5. 8 сен­тяб­ря 2012 г. в Бе­ло­ре­чен­ском рай­о­не Крас­но­дар­ско­го края со­сто­ял­ся тор­же­ствен­ный ввод в экс­плу­а­та­цию пред­при­я­тия по про­из­вод­ству соков и со­ко­со­дер­жа­щих на­пит­ков. Про­ект­ная мощ­ность но­во­го пред­при­я­тия — 250 млн лит­ров сока. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы более де­таль­но изу­чить ре­ги­он, в ко­то­ром рас­по­ло­жен Бе­ло­ре­чен­ский район Краснодарского края?

1) По­вол­жья

2) Ев­ро­пей­ско­го Юга

3) Урала

4) Цен­траль­ной Рос­сии

Задача № 6. 25 сен­тяб­ря 2009 г. в де­рев­не Чудцы Бок­си­то­гор­ско­го рай­о­на Ле­нин­град­ской об­ла­сти со­сто­я­лось офи­ци­аль­ное от­кры­тие пер­вой оче­ре­ди де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го ком­плек­са ООО «ММ-Ефи­мов­ское». Новый завод по про­из­вод­ству досок тол­щи­ной от 13 до 100 мм раз­ме­стил­ся на тер­ри­то­рии пло­ща­дью 24 га. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы опре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние Бок­си­то­гор­ско­го рай­о­на Ле­нин­град­ской об­ла­сти?

1) По­вол­жья

2) Се­ве­ро-За­па­да

3) Ев­ро­пей­ско­го Се­ве­ра

4) Цен­траль­ной Рос­сии

Задача № 7. В Омске на­хо­дит­ся круп­ней­ший в ази­ат­ской части Рос­сии неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щий завод, ко­то­рый начал дей­ство­вать с се­ре­ди­ны XX в. Еже­год­но здесь пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся 27 млн т нефти. Его про­дук­ция — раз­лич­ные виды топ­ли­ва, неф­те­про­дук­ты, из­де­лия неф­те­хи­мии и др., от­ве­ча­ет со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям. Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го ре­ги­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы опре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние Ом­ской об­ла­сти?

1) Во­сточ­ная Си­бирь

2) Даль­ний Во­сток

3) За­пад­ная Си­бирь

4) Урал

Задача № 8. Со­коль­ский де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щий ком­би­нат (г. Сокол, Во­ло­год­ская об­ласть) пер­вым в стра­не осво­ил тех­но­ло­гию про­из­вод­ства кле­е­но­го бруса. Про­ект­ная мощ­ность за­во­да — 100 000 м3 кле­е­ной дре­ве­си­ны в год. На се­го­дняш­ний день это одно из самых круп­ных пред­при­я­тий в Рос­сии по про­из­вод­ству кле­е­но­го бруса и балок (до 12 м). Карты ка­ко­го гео­гра­фи­че­ско­го рай­о­на Рос­сии не­об­хо­ди­мо вы­брать, чтобы опре­де­лить ме­сто­по­ло­же­ние Во­ло­год­ской об­ла­сти?

1) Ев­ро­пей­ский Север

2) Во­сточ­ная Си­бирь

3) За­пад­ная Си­бирь

4) Урал

ЗАДАНИЕ № 3 (определите отрасли специализации выделенного экономического района. Подготовьтесь показать на карте район, а на картосхеме — специализацию района. Используйте условные знаки, размещённые в учебном кабинете. Работа в парах.)

Районы

Доля числен-ности населения

Электро

энергетика

Топливная промышленность

Металлургия

Машиностроение

Химическая промышленность

Лесная промышленность

Промышленность стройматериалов

Легкая промышленность

Пищевая промышленность

Условное обозначение

Н

П

П

П

П

П

П

П

П

П

Северный

4

11

14

17

7

4

20

1

1

15

Северо-Западный

6

12

4

7

31

3

8

5

1

29

Центральный

21

17

4

4

31

7

4

6

3

24

Волго-Вятский

5

12

1

10

38

12

6

4

2

15

Центрально-Черноземный

5

15

42

12

4

1

6

1

19

Поволжский

11

10

20

5

36

13

1

3

1

11

Северо-Кавказский

13

18

5

5

16

7

3

6

3

37

Уральский

14

10

15

37

19

6

2

3

1

7

Западно-Сибирский

10

11

65

7

7

2

1

1

6

Восточно-Сибирский

6

14

5

51

11

3

9

2

1

4

Дальневосточ

ный

5

18

10

29

14

1

5

2

1

20

ЗАДАНИЕ № 4. На карте покажите федеральный округ, в котором мы с вами живём.

Задание № 5 (Заполните таблицу. Задание выполняется индивидуально)

Субъект РФ

Географический район

Экономический район

Федеральный округ

Омская область

Воронежская область

Костромская область

Рефлексия деятельности на уроке

Да

Нет

Что нужно сделать, чтобы устранить пробелы

1. Могу дать определения «географический район», «экономический район», «федеральный округ»

2. Могу по картам определить принадлеж-ность субъекта РФ к географическому, экономическому районам, федеральному округу

3. Знаю формулу определения специализации района

4. Могу определить специализацию района

Домашнее задание: для всех — знать определения, формулу, по выбору – назвать ученых и исследователей, предлагавших свои способы деления территории России или по заданию № 2 объяснить, почему в субъектах РФ сформировалась та или иная отрасль промышленности.

Карты для мозаики

Картосхема на доске

Дальний Восток

Восточно-Сибирский

Западно-Сибирский

Северный

Поволжский

Уральс кий

Северо-Кавказский

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Центральный

Северо-Западный

intolimp.org

Урок по теме» Районирование России», география ,9 класс

Тема урока : Районирование России

Цель  урока: сформировать представление о районировании России

Задачи урока:

1. Выявить причины районирования.

2. Изучить подходы к районированию и виды.

3.Сформировать представление об экономических районах.

Планируемые результаты:

 Предметные: 

Объяснять значение районирования России и нашей республики . Приводить примеры экономических районов, федеральных округов, оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Метапредметные:ставить учебные цели и задачи; планировать способы и пути достижения учебных целей;

  • корректировать свои действия; оценивать правильность выполнения учебных задач; работать в группе и в паре по решению общих учебных задач; работать с различными источниками информации; сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения; получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

  • использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Личностные:  мотивирование на обучение и развитие познавательной активности ,саморазвития, самовыражению, самоценке ,обучению навыкам практической деятельности.

Девиз урока: Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование : презентация по теме урока ,рабочие листы для каждую группу, оценочные листы для каждой группы , таблицы- приложения

Технологическая карта урока

1. Организационный этап.

3 мин

Приветствует. Подготавливает класс к присутствию гостей. Объясняет ход урока :по рабочим листам.

Выполнение задания 1:диктант « Да-нет»

Слушают, воспринимают информацию.

Выполняют задание, проверяют в парах ответы, проставляют в оценочных листах баллы

Самаев Пётр и Бородкин Коля получают другие рабочие листы с лёгкими вариантами работы

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

2мин.

Предлагает выполнить в группе задание 2: соотношение на названия наук и основных методов их изучения . Что осталось?

География. Что же может быть основным методом изучения географии?

Районирование

Просит записать тему урока.

Работают с учителем, рассуждают

Записывают тему урока

3) Актуализация знаний.

3 мин

Что вы знаете о районировании России из курса 8 класса?

Деление на природные районы, деление на субъекты.

Достаточно ли мы знаем?

Как вы считаете, применимо ли природное районирование к изучению экономической географии России?

Знаем ли мы о районировании экономическом территорий России?

Какую цель мы поставим на урок?

Рассуждают, высказывают свои знания

Ставят цель урока

4) Первичное усвоение новых знаний.

5мин

Различные районы отличаются друг от друга, как отличается и их специализация.

Учитель предлагает выполнить задание 2 :

Допишите текст:

Специализация различных частей страны сформировалась одних на основе богатых местных ресурсов, других – на основе выгодного ЭГП Разделение труда между отдельными территориями страны называют географическим ( территориальным) В результате географического разделения труда формируются экономические районы. Экономические районы – это территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

Учитель просит назвать условия специализации , дополняет: специализация района- это лицо района.

Выполняют задание 2, проверяют правильность выполнения, анализ ошибок

5 мин

Выполнение задания 3 в группе

Определите, является ли отраслью специализации Западной Сибири топливная промышленность , если доля её в общем производстве страны составляет 26,8 %?

Но для этого сначала определите долю населения Западной Сибири в общем населении страны.

Население России: 146 804 млн. чел

Население Западной Сибири-14,6 млн. чел

Решение: 146804- 100% 10%

14,6 — X%

К= П:Н 26,8:10= 2,6 К больше 1, это отрасль специализации данного района

Выполняют задание,

анализ ошибки

4.) Физминутка 2 мин.

2 мин.

Назовите районы , входящие в состав Западного макрорегиона , восточного макрорегиона. (стр.160 рис.71 учебника)

5) Практическая работа.

15 мин.

Выполнение практической работы: « Оценка географического положения каждого района с помощью показателя соседства.»

Цель работы: Определить ранг соседства района с другими районами России и записать результат в таблицу ( учитель раздаёт) Соседство первого порядка обозначайте цифрой 1, второго порядка – 2 и т.д. Для каждого района сложите полученные показатели соседства.

Показывают результаты и оценка выполнения

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин

1.Что нового вы узнали о районировании России?

2.Что лежит в основе деления на экономические районы? (ГРТ)

3. Какое задание вам больше понравилось?

4. Какое было трудным?

Подсчёт баллов, выставление в оценочный лист

Отвечают на вопросы учителя

Считают баллы, выставляют в оценочный лист, сдают учителю

8) Домашнее задание

1 мин

Пар.35, выполнить задание 2 стр.162 , на к\к нанести границы макрорегионов и экономические районы России

Приложения : Таблица 1

Определите ранг соседства района с другими районами России и запишите результат в таблицу. Соседство первого порядка обозначайте цифрой 1, второго порядка – 2 и т.д. Для каждого района сложите полученные показатели соседства. Итог внесите в графу «Степень соседства». Чем меньше данный показатель, тем выгоднее расположен данный район в системе районов.

Северо-Запад

Центральная.

Россия

Европейский.

Юг

Поволжье

Урал

Западная

Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Степень соседства

Европейский

Север

0

Северо-Запад

0

Центральная

Россия

0

Европейский Юг

0

Поволжье

0

Урал

0

Западная

Сибирь

0

Восточная

Сибирь

0

Дальний.

Восток

0

infourok.ru

Открытый урок по географии в 9 классе: «Районирование России»

Автор разработки: Учитель географии Желнова Наталья Валерьевна

Открытый урок по теме «Районирование России»

9 класс

Цель урока: 1. Обобщить знания по теме «Районирование России»;
2.Развивать умение работать с картой; проверить умение определять экономическй район по некоторым признакам;
3. Прививать интерес к предмету.

Оборудование : политико-административная карта, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Районирование России».

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока.

І. Оргмомент. Слайд № 1
ІІ. Сообщение темы и целей урока.
  Мы с вами изучили тему районирование территории России, познакомились с видами районирования. И сегодня мы с вами остановимся на экономическом районировании. Вспомним изученный материал и закрепим знания по данной теме.

ІІІ. Работа по теме.
  1 ) Что такое районирование? Слайд №2

(
Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.)
Районирование – важнейший метод изучения географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие.

Слайд №3

— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении   больших стран.
  — Районирование должно выполнять следующие функции:

-упорядочивать информацию о территории;

-синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

-создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны
    Слайд №4
 
Вы знаете, что существует несколько вариантов районирования.
 
Из предыдущих курсов изучения географии,  вы изучали природу России на основе деления ее   на физико-географические районы.  
  В 9 классе мы с вами познакомились с административно-территориальным районированием и с экономическим районированием.
  В 2000 году по указу президента Путина была образована новая федеративно-территориальная единица – федеральный округ. Всего образовано 7 федеральных округов.

Россия – огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.   А чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для нее районирование.
В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории
-А как вы понимаете слово специализация территории? Что называется специализацией?
( Специализация   территории – сосредоточение в районе производства определённой продукции или определённого вида услуг)
-Сейчас мы выполним с вами задание на карточках «специализация» территории».
Слайд 5 (задание №1)
-Перечислите, записав в окошки те условия, которые необходимы для развития отраслей специализации:

(работа по карточкам.
Один ученик выполняет задание на компьютере)

— При выделении районов всегда соблюдаются определённые правила.   
Обратите внимание на экран
Слайд№ 6
1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

3. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией.(например Центрально-Чернозёмный район состоит из нескольких областей Воронежская, Курская и т.д).  В России выделено 11 экономических районов.
2) Вот сейчас мы с вами повторим и закрепим знания экономических районов России .

Я сейчас буду давать краткую характеристику района, не называя его, а вы попробуйте определить о каком районе идет речь.

Характеристика №1 Слайд№7

1.       В этом районе важнейшими отраслями специализации являются машиностроение, гидроэнергетика, нефтехимия.

2.       Развит речной транспорт

3.        Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов)
(Ответ:  Поволжье) ( КАМАЗы – Набережные Челны; Тольятти – ВАЗ; Ульяновск – УАЗ; Самолёты – Казань, Самара, Саратов. Вертолёты – Казань. Троллейбусы — Энгельс

Вопрос:   Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск?
                                                                                (Волгоград)              Ульяновск         

Характеристика №2   Слайд №8    

1.       Это самый маленький по площади район.

2.       Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.

3.       Крупнейший город района – морской порт
(Ответ: Северо-Западный район)

Задание: Показать на карте субъекты, входящие в состав Северо-Западного района
(-Ленинградская область
— Псковская область
— Новгородская область
-город федерального назначения — Санкт-Петербург
)      

Характеристика №3    Слайд №9

1.       На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

2.       Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

3.       Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа»
(Ответ: Дальний Восток)
вопрос:   Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа»  — о каких претензиях идет речь?  
(Несмотря на разногласия этих двух стран Япония заинтересована в развитии отношений с Россией ( ближайшим соседом), как крупным рынком сырья, рынком сбыта японской радио-, телеаппаратуры, автомобилей. Россия – транзитная страна. Железные дороги России – это кратчайший путь для японских товаров в Европу.
 Япония – развитая страна, для России она интересна новыми технологиями, возможностью инвестиций и т.д. Но последние события в Японии настораживают и неизвестно как сложатся для Японии) (Фокусима).

Характеристика №4 Слайд №10

1.     В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

2.     В районе нет ни одного города-миллионника.

3.   Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (илиАПК).
    (Ответ: Центрально-Чернозёмный район)
Задание: 1.Показать на карте области, входящие в состав Ц-Ч. Района
(- Воронежская область
— Белгородская область
— Липецкая область
Тамбовская область
-Курская область (и иногда относят и  Орловскую)
-Пензенская область
— Республика Мордовия

2. Заслушайте отрывок из рассказа «Хорь и Калиныч» Ивана Сергеевича Тургенева в Записках охотника»

Кому случалось из Болховского уезда в перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздниках ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу…И для охотника в Калужской губернии лучше. В орловской губернии последние леса исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…

 

— в чем же причина того, что население, имеющее гораздо лучшие природные условия, плодороднейшие чернозёмные почвы, в итоге оказались в худших условиях жизни. Почему же «орловский мужик угрюм, глядит исподлобья, а калужский глядит смело и весело?
( Ответ: У   жителей Ц-Ч района было однообразие видов деятельности – они занимались преимущественно земледелием. Чрезмерная распашка привела к резкому взрастанию водной эрозии и потере гумуса в почвах. Чернозем уже не сохранился в полной мере уже в XІX веке. В результате Центрально-Чернозёмный район оказался менее развит, чем его северный сосед.)

Характеристика №5 Слайд №12

1.       На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).

2.       Коренное население района относится к финно-угорской группе.

3.       Здесь недавно начата добыча алмазов.
(Ответ: Северный район)
Вопрос: На европейском Севере произошло несколько периодов колонизации. Что это за периоды?
(1. Новгородская колонизация привела к формированию поморов (Архангельская область, побережье Белого моря), которые занимались промыслом рыбы и морского зверя
2. Московская колонизация – монастырская привела к расселению русских вдоль рек и монастырей. Занимались они сельским хозяйством, охотой, солеварением)
3. Значительно увеличилась численность населения Севера старообрядцами (в период царствования Алексея Михайловича), которые уходили в таежные дебри от гонения за стремление   сохранить свою веру.
4. В сталинское время север заселялся заключенными (Архипелаг ГУЛАГ), которые прокладывали дороги(Печорскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал), добывали полезные ископаемые, работали на лесоповале.

Доклад о старообрядцах

 

Характеристика №6 Слайд №13
1. Это один из самых крупных по площади районов России

2. Отраслями специализации являются гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия.

3. На территории района нет городов – миллионников.
(Ответ: Восточная Сибирь)

Задание:   Показать на карте России какие субъекты входят в состав Восточной Сибири

(-Краноярский край с Таймырским АО и Эвенкийским АО

— Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским АО

— Читинская область с Агинским Бурятским АО

 — Республика Хакасия, Тыва, Бурятия.

Иногда сюда включают республику Саха (Якутию))

Характеристика №7 Слайд №14

1.       В районе очень благоприятные природные условия.

2.       Отрасли специализации АПК, рекреационное хозяйство.

3.       Важная проблема района – водная.

(Ответ: Северный Кавказ)

Вопрос: 1. Какое хозяйство называется рекреационным?
2. Сколько субъектов входит в состав северного Кавказа?(10)

 

Физкультмнутка –гимнастика для глаз.

Характеристика №8 Слайд №15

1.       В состав района входят только области.

2.       Это индустриальное ядро России.

3.       Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
(Ответ: Центральный район)

 

Вопрос:1. Почему местность назвали «бабьей стороной?»

(Из-за того, что из них уходило почти все мужское население в так называемый отход. Отходничество считалось престижным занятием. Например,  в Ярославской области мужчине было очень трудно жениться, если он ни разу не был в Петербурге или Москве. Такой парень считался «темнотой», «деревней».

 

2. Какие кустарные промыслы на территории Центрального района вам известны?
(в Лесном Заволжье – изделия из древесины
в южных районах – изделия из железа
в районе г.Кимры – кожаная обувь
в Гжельском районе – глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда

Нижегородская губерния – Хохломская роспись

Характеристика №9 Слайд №16

1.       Это район нефти, газа и угля.

2.       Значительная часть района заболочена

3.       Распространен «вахтовый» метод работы
(Ответ: Западная Сибирь)

Задание: показать на карте территорию Западной Сибири и субъекты входящие в ее состав:
(- Тюменская область с Ханты – Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО
 — Новосибирская
— Томская
 — Омская
 — Кемеровская
— Алтайский край (г.Барнаул)

— Республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск))

Характеристика №10 Слайд №17

1.       На территории   района находится старая металлургическая база

2.       Это сухопутный район.

3.       Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
(Ответ: Урал)

Вопрос: Известно, что Урал очень беден водными ресурсами. Как на Урале решалась водная проблема?
(Создано около 300 прудов)

 

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели все экономические районы России, но у нас остался один субъект, который мы не назвали, но который имеет очень важное значение для России.

 

( Калининградская область – находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Это наиболее приближенный к Европе российский регион, наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике)

   Слайд№18 —
А сейчас мы с вами выполним следующее задание №2 некоторые экономические районы по определённым признакам объединены в макрорегионы . В России их 2 макрорегиона . Вспомните   названия   и регионы, входящие в их состав:
( Центральная Россия:
Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский и Северо-Запаный.
Восточный макрорегион
Западная Сибирь, Восточная Сибирь   Дальний Восток)

 

Слайд №19  В следующем задании вспомним с вами еще раз карту, вспомним взаиморасположение экономических районов и заполним схему.
Домашнее задание.
    Заполнить таблицу «Выгодность расположения данного района в системе других районов»

  Итог урока.

-Скажите, ребята, для чего же нам необходимо знать районирование?  (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.) Слайд№20

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

Выставление оценок.  

videouroki.net

Урок в 9 классе на тему: Экономическое районирование России

Урок в 9 классе на тему: Экономическое районирование России

Учитель географии ГБОУ Школа №1238 г.Москвы Малярчук Л.В.

Цели:


  • обучающая: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;

  • развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;

  • воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

Форма урока: урок-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.

Деление учащихся на группы.

2. Актуализация и целеполагание.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Работа в паре у компьютера

(Приложение 1, слайд 1)

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.


Химия

Ботаника

Геология

История

География


периодизация эпох.

периодическая система

хронология

классификация видов и систематика

?


Задание в готовом виде.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

История – хронология

География – ?

— Основным методом изучения географии является районирование.

— Определите тему нашего урока.

Запись темы урока в тетрадь.

(Приложение 1, слайд 2)

— Что такое районирование?

— От какого слова оно произошло?

— Что значит район? (Обсуждение в парах)

— Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”

— Поделитесь своими мыслями вслух.

— В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.

3. Изучение нового материала.

— Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

(Приложение 1, слайд 3)

 Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

(Приложение 1, слайд 4)

— Районирование должно выполнять следующие функции:


  • упорядочивать информацию о территории;

  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

(Приложение 1, слайд 5)

— Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

(Приложение 1, слайд 6)

— Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:


  • “сплошное” или “выборочное”;

  • “стабильное” или “плавающее”;

  • “объективное” или “субъективное”;

  • иерархическое или одноуровневое;

  • проблемное или исследовательское;

  • индивидуальное или типологическое;

  • частное или комплексное;

  • однородное или узловое;

  • морфологическое, генетическое или функциональное.

(Приложение 1, слайд 7)

— Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?


  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.

  2. Природные зоны – по физико-географическому.

  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.

  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

— В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.

— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

(Приложение 1, слайд 8)

— Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

— Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

— В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

— А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

(Приложение 1, слайд 9)

— Какие правила надо соблюдать при выделении районов?


  1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

  2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

(Приложение 1, слайд 10)

Пары объединяются в группы.

— Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)


  1. Дать определение понятию “экономический район”.

  2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

2.


Западный макрорегион

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский


Восточный макрорегион

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный


Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)

  1. Дать определение понятию “специализация”

  2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

(Схема)

Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)

— Указать на схеме расположение экономических районов страны.

(Схема)

Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)

1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).

На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.

4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.

Литература:


  1. Библиотека электронных наглядных пособий “География”. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. 2003 г., Москва.

  2. В.П.Дронов, В.Я.Ром. “География России: население и хозяйство” 9-й класс (М.:Дрофа).

  3. А.И.Алексеев, В.В.Николина “География: население и хозяйство России”, 9-й класс, (М.: Просвещение).

  4. Е.А.Жижина “Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9-й класс. – М.: “ВАКО”, 2005.

geo.na5bal.ru

«Районирование территории России» — География

Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»

Разделы: География

Цели:

  • обучающая: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;

  • развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;

  • воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

Форма урока: урок-презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.

Деление учащихся на группы.

2. Актуализация и целеполагание.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Работа в паре у компьютера

(Приложение 1, слайд 1)

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.

Химия

Ботаника

Геология

История

География

периодизация эпох.

периодическая система

хронология

классификация видов и систематика

?

Задание в готовом виде.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

История – хронология

География – ?

— Основным методом изучения географии является районирование.

— Определите тему нашего урока.

Запись темы урока в тетрадь.

(Приложение 1, слайд 2)

— Что такое районирование?

— От какого слова оно произошло?

— Что значит район? (Обсуждение в парах)

— Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”

— Поделитесь своими мыслями вслух.

— В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.

3. Изучение нового материала.

— Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

(Приложение 1, слайд 3)

 Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)

(Приложение 1, слайд 4)

— Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;

  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;

  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

(Приложение 1, слайд 5)

— Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.

(Приложение 1, слайд 6)

— Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:

  • “сплошное” или “выборочное”;

  • “стабильное” или “плавающее”;

  • “объективное” или “субъективное”;

  • иерархическое или одноуровневое;

  • проблемное или исследовательское;

  • индивидуальное или типологическое;

  • частное или комплексное;

  • однородное или узловое;

  • морфологическое, генетическое или функциональное.

(Приложение 1, слайд 7)

— Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?

  1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.

  2. Природные зоны – по физико-географическому.

  3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.

  4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.

— В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.

— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).

(Приложение 1, слайд 8)

— Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.

— Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).

— В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.

— А что лежит в основе деления страны на экономические районы?

(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

(Приложение 1, слайд 9)

— Какие правила надо соблюдать при выделении районов?

  1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.

  2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.

Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).

Показать на карте экономические районы страны.

(Приложение 1, слайд 10)

Пары объединяются в группы.

— Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.

Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)

  1. Дать определение понятию “экономический район”.

  2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.

Результат работы.

1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

2.

Западный макрорегион

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Чернозёмный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Восточный макрорегион

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)

  1. Дать определение понятию “специализация”

  2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы

Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.

(Схема)

Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)

— Указать на схеме расположение экономических районов страны.

(Схема)

Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)

1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).

На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.

4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *