cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дидактические материалы по русскому языку 9 класс – ГДЗ по Русскому языку за 9 класс дидактические материалы Тростенцова Л.А.

Содержание

дидактические материалы для 9 класса по русскому языку

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

(428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

Перескажите отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» от первого лица. Ответьте на вопрос: «Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?»

nsportal.ru

ГДЗ по русскому языку за 9 класс дидактические материалы Тростенцова Л.А.

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс

gdz.ru

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса специальной

(коррекционной) школы VIII вида

Учитель: Дунина Виктория Александровна

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые. Утром придёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что- то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пойдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, — снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

По В. В. Бианки «Книга зимы»

_________________________________________________________________________

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступит влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё с неделю — и весь лёд подымется. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах. Выступает и разливается по лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть вёрст и более.

Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, разливается весною словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры

По К. Ушинскому «Весна»

_________________________________________________________________________

С каждым днем теперь все реже и реже слышится в лесу «ку-ку», и все больше и больше нарастает сытое летнее молчание с перекличкой детей и родителей. Как редчайший случай – барабанная трель дятла. Услышишь вблизи, даже вздрогнешь и думаешь: «нет ли кого?» Нет больше общего зеленого шума, вот и певчий дрозд – поет как хорошо, но поет он один-одинешенек. Может быть, эта песенка теперь и лучше звучит – впереди самое лучшее время, ведь это самое начало лета, через два дня Семик. Но все равно, того чего-то больше уж нет, то прошло, начался закат года.

По М. М. Пришвину «Закат года»

_________________________________________________________________________

Он писал долго, царапая пером бумагу. Пальцы у него были с коротко обгрызенными ногтями, в ссадинах. Шея и уши — давно не мытые. Время от времени он останавливался, нервно покусывал губы, думал, припоминал, посапывал и снова писал. Уже была принесена горячая и холодная вода. Я сам занес ведра и казан, а он все еще скрипел пером. На всякий случай я поставил ведро с водой на печку.

Он закончил, сложил исписанные листы пополам, всунул в конверт и заклеил. Затем взял конверт побольше, вложил в него первый и заклеил так же тщательно.

По Богомолову В. О. «Иван»

_________________________________________________________________________

Мальчик сидел на краю скамейки спиной к раскалившейся докрасна печке; мокрые порты, брошенные им ранее в угол, лежали у его ног. Из заколотого булавкой кармана он вытащил грязный носовой платок, развернув его, высыпал на стол и разложил в отдельные кучки зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою — иглы сосны и ели. Затем с самым сосредоточенным видом пересчитал, сколько было в каждой кучке, и записал на бумагу.

Когда я подошел к столу, он быстро перевернул лист и посмотрел на меня неприязненным взглядом.

По Богомолову В. О. «Иван»

________________________________________________________________________

Ночь прошла в тревогах, которые были бы смертельны для людей менее мужественных. Наконец занялась заря, и лишь только забрезжил свет, ураган как будто стал стихать. С самого раннего утра появились признаки затишья. На рассвете нависшие над морем грозовые тучи поднялись высоко. За несколько часов воронка смерча расширилась, и столб его разорвался. Ураган превратился в «очень свежий ветер», то есть скорость перемещения слоёв воздуха уменьшилась вдвое. Всё ещё, как говорят моряки, дул «ветер на три рифа», но разбушевавшиеся стихии почти успокоились.

По Жюль-Верну «Таинственный остров»

Наступил вечер. Спустилась непроглядная тьма. По земле полз густой туман, похожий на облака. Пошёл дождь, смешанный со снегом. Сразу похолодало. Какая-то влажная мгла нависла над городом. Улицы были пустынны. Ни души и на площади, посреди которой бился на ветру аэростат.

— Неважная погодка! — пробормотал Пенкроф и, ухватившись за шляпу, ударом кулака покрепче её нахлобучил. — Ну, да ничего! Как-нибудь справимся!

По Жюль-Верну «Таинственный остров»

Мама!

Самое прекрасное слово на земле - мама.

Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех

языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое

верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не

остается равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет - тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее

взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

По З. Воскресенской «Сердце матери»

_________________________________________________________________________

В то памятное августовское воскресенье день начался необычно. Илья

Николаевич ходил по маленьким комнатам квартиры, внимательно оглядывал их,

измерял складным аршином длину и ширину буфета, рояля, своего письменного

стола, потирал от удовольствия руки и чему-то улыбался в усы. И мама была

радостно взволнована.

Дети с недоумением поглядывали на родителей, понимая, что предстоят

какие-то важные события.

- Скоро мы переедем в новый дом. Вот где вам будет раздолье! - объявил

папа, когда вся семья собралась за столом.

По З. Воскресенской «Сердце матери»

_________________________________________________________________________

Весна выдалась не похожая на обыкновенные русские весны. Поздно распустились деревья, поздно цвела по заглохшим уездным садам черемуха. И реки запоздали и долго не могли войти в берега.

Разливы задерживали Лермонтова. Приходилось дожидаться паромов, а иной раз, если паром был поломан или ветер разводил на разливе волну, даже останавливаться на день-два в каком-нибудь захолустном городке.

Из окна было слышно, как далеко, за краем туманной земли, поет, ни о чем не тревожась, пастуший рожок.

По К. Г. Паустовскому «Разливы рек»

_________________________________________________________________________

Однажды, возвращаясь домой, я забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Сильно пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. Направо, в старом фруктовом саду, пела иволга. Я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином. Передо мною неожиданно развернулся вид с деревней на том берегу. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.

По А. П. Чехову «Дом с мезонином»

infourok.ru

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ для 9–11-х классов

Разделы: Русский язык


Дидактический материал по русскому языку предназначен для проверки знаний обучающихся 9-11 классов по одной из тем программы за курс средней школы - "Синтаксис и пунктуация". Он обеспечивает объективность и простоту проверки ответов обучающихся и позволяет выявить пробелы в знаниях по той или иной теме. Представленный материал дает возможность обучающимся совершенствовать пунктуационные навыки.

Данный дидактический материал является дополнительным и может быть использован для фронтальной и индивидуальной работы. Также может выполняться как в устной, так и в письменной форме, на любом этапе урока. Отдельные материалы могут быть применены для проверочных и контрольных работ.

Дидактический материал удобен для многоцелевого применения: повторения, проведения опроса, закрепления и проверки знаний, работы у доски и дома. Данные материалы позволяют повысить степень насыщенности урока.

Практическая работа по теме "Сложноподчиненное предложение" (9, 11 класс)

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните грамматические основы, определите у придаточных обстоятельственных их вид.

  1. Где живет и летает беркут стадо овец будет в безопасности.
  2. Скучен день до вечера если делать нечего.
  3. Для того чтобы добраться до нужного места необходимо было пройти несколько километров.
  4. Пока не наступит день мы решили остаться в селе.
  5. Так как враг ввел в бой новые силы нашим войскам было приказано выкатить пушки.
  6. И грянул птичий хор точно он поджидал только нас.
  7. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны видели все.
  8. Несмотря на то что было холодно снег на воротнике таял весьма незаметно.
  9. О пении соловья рассказано так много что трудно сказать что-то новое.

Практическая работа по теме "Сложное предложение" (9, 11 классы)

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, обозначьте грамматические основы, дайте характеристику сложным предложениям.
  • Мне показалось что я забылся только на мгновение но очевидно прошло довольно много времени.
  • Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
  • Дождь прошел вечернее небо очистилось но в селе было как-то неспокойно.
  • День за днем дул жесткий ветер бледно белели поля а в лесу скучно напевали сосны когда солнце все реже и реже появлялось на небе.
  • Практическая работа по теме "Обособленные члены предложения" (9, 11 класс)

    Задания: расставьте знаки препинания в предложениях, графически их обозначьте.

    1. Мы вошли в рощу влажную от зноя.
    2. По узкой тропинке увивавшейся между скал мы поднялись на площадку.
    3. Дунул ветерок свежий бодрящий полный разнообразных запахов.
    4. Поглощенный своими думами он ничего не заметил.
    5. Узкая тропинка была покрыта снегом проваливающимся под ногами.
    6. Ананас чудесный дар природы тропиков похож на большую шишку.
    7. Я очень люблю рыбу особенно речного карпа.
    8. Виктор Быстров молодой инженер встретил их необычайной новостью.
    9. На мостике появился лейтенант Михеев помощник командира катера.
    10. Мы старые адвокаты очень ценим ораторское искусство.
    11. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
    12. Довольные пассажиры быстро примолкнув любовались солнечным днем.
    13. Доктор вскоре ушел осмотрев больного и выписав ему лекарства.
    14. Покойный дедушка кажется был человек добрый.
    15. В этом году по слухам цены вырастут в десять раз.
    16. К истинному моему удивлению лошадь бежала очень недурно.
    17. Русские тяжелоатлеты безусловно являются сильнейшими в мире.
    18. К счастью лихорадка застигла меня в уездном городе.

    Практическая работа по теме "Простое и сложное предложение".

    Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, выполните задания.

    I. Укажите сложное предложение.

    а). Листья падающие с деревьев ложились на землю.

    б). Они гуляли по парку а я ждала их дома.

    в). Тут Павел отвернулся и пошёл в сторону дома.

    II. Укажите простое предложение.

    а). Мы решили остаться дома так как уже стемнело.

    б). Наступила ночь вышел яркий месяц.

    в). Любуясь красотой природы ребята гуляли по дорожкам парка.

    III. Укажите сложное предложение с союзной связью.

    а). Сверкнула молния и вскоре послышался удар грома.

    б). На улице проливной дождь выйти невозможно.

    в). Он понял скоро начнётся сильный снегопад.

    IV. Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.

    а). Кончается осень а серая осень вступает в свои права.

    б). Был сентябрь в садах желтели магнолии.

    в). Мальчики опоздали на поезд зато родители успели их покормить.

    V. Укажите сложносочинённое предложение.

    а). Дети играли в саду а родители пили чай на веранде.

    б). Утром Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

    в). Врач подошёл к больному которому была сделана операция.

    VI. Укажите сложноподчинённое предложение.

    а). Последние тени сливались да мгла синела.

    б). Спортсмены поняли что добиться победы будет трудно.

    в). Я старался взглянуть в окно но оно было покрыто инеем.

    VII. Укажите бессоюзное предложение.

    а). До школы мы ходили пешком а Витя приезжал на машине.

    б). Мы двинулись в путь когда туман рассеялся.

    в). Вскоре я понял обратной дороги нет.

    Практическая работа по теме: "Сложносочинённое предложение" (9, 11 классы )

    I. Расставьте запятые, подчеркните грамматические основы, обозначьте союзы.

    1. Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.
    2. Тихо шепчутся берёзы да ветер волнует хлеба на нивах.
    3. Ни облака на небе не видать ни звука на земле не слышно.
    4. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.
    5. Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.
    6. То падал как будто туман то вдруг приспускал дождь.
    7. Не то дым шёл от костра не то туман поднимался над болотом.

    II. Выполните тестовое задание. Расставьте знаки препинания.

    а). Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

    Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.

    Ветерок перебирает пёструю листву и в нём уже чудится шелест и прохлада.

    Если погода улучшится мы проведём праздник в саду.

    б). Найдите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

    То птица из-под ног вспорхнёт то лисица в кусты нырнёт.

    Я думаю о юности весёлой но ничего в прошедшем мне не жаль.

    Мы двинулись в путь когда начало светать.

    в). Найдите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

    Старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.

    Было слышно как недалеко гремели раскаты грома.

    Россия без каждого из нас обойтись может но никто из нас без неё не может обойтись.

    Практическая работа по теме "Бессоюзные предложения" (9, 11 классы )

    Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, объяснить выбор знака препинания.

    1. Был сентябрь желтели магнолии на виноградниках весь день лаяли привязанные собаки.
    2. Толстые сосульки свисавшие с крыш таяли на солнце капли падая с них звонко ударяли о лед.
    3. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
    4. На улице проливной дождь выйти невозможно.
    5. Посмотрит рублем подарит.
    6. За Фомою водилась одна странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
    7. Ехал сюда рожь только начинала желтеть.
    8. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум со станции шел товарный поезд.
    9. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
    10. Прибежал урок подходил к концу.

    Практическая работа по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений" (9, 11 класс)

    Задание: В данных предложениях необходимо:

    • Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы
    • Определить вид придаточного предложения.
    • Нарисовать схему предложения

    1). Поляна где мы расположились была прекрасна.

    2). Неожиданно Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

    3). Вася очень хорошо знал его потому что они росли в одном дворе.

    4). На улице стало так светло будто её осветили прожекторами.

    5). В зелёных лугах течёт тихая речка что так мила моему сердцу.

    6). Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.

    7). Пётр поинтересовался имею ли я разряд по шахматам.

    8). Вскоре Надя объявила что уха готова.

    9). Алёша искал любимый уголок где он не раз сиживал с удочкой.

    10). Нет истины там где нет любви.

    11). Я предлагаю чтобы мы повернули обратно.

    12). Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.

    Практическая работа "Сложноподчиненные предложения с несколькими видами придаточных" (9, 11 класс )

    Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, смешанное), нарисовать схемы.

    1. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой какой я знал ее в лучшую пору моей жизни какою ее я видел в последний раз.

    2. Княжна Мария говорила брату о том как будет несчастлив отец если Андрей уедет.

    3. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то чудесное.

    4. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен что видел стрелки и не мог понять который идет час.

    Практическая работа по теме "Словосочетание. Предложение" (8, 11 класс)

    1. Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.

    • громкий шорох
    • сходить за багажом
    • горячо спорить
    • пятый этаж
    • отвлеченный взгляд
    • думать обо мне
    • стало свежо
    • нарушение правил

    2. Выписать из предложений словосочетания

    а) управление -

    К окончанию спектакля мы немного устали, но всё - таки досмотрели.

    б) примыкание -

    Я долго сидел над сложной задачей, но решил её.

    в) согласование -

    Было знойное лето, терпко пахло резедой.

    3. В предложениях подчеркнуть грамматические основы, дать характеристику (двусоставное или односоставное предложение; указать вид односоставного предложения)

    1. Вокруг темно.
    2. Люблю тебя, мой край родной!
    3. На улице долго пели песни.
    4. Тихо падают листья.
    5. Поздняя осень.
    6. Выберите себе книгу по вкусу.
    7. Вскоре стало светать.
    8. Торопливо шагаем к грустным зарослям.
    9. Слезами горю не поможешь.
    10. А вокруг тишина.
    11. Утренний воздух свеж и чудесен.

    4. В предложениях подчеркнуть основы, надписать, какими частями речи выражены подлежащие.

    1. Наше завтра непредсказуемо.
    2. Дед с матерью шли вперёд.
    3. Петь с чужого голоса плохо.
    4. Бывалые поучали молодых.
    5. Непогода мешала уборке урожая.
    6. Десять делится на два.
    7. К славному подвигу каждый готов.

    5. В предложениях подчеркнуть основы, определить тип сказуемых ..

    1. Громко начинает биться сердце.
    2. Человек счастлив.
    3. Он должен быть рад этому.
    4. Погода совсем испортилась.
    5. Сегодня он был весел.
    6. Солнце будет светить ярко.
    7. Калитка отворена.
    8. Лес хранит влагу.
    9. Ребята хотели заняться делами.

    28.06.2010

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Тест по русскому языку (9 класс) по теме: Дидактический материал при подготовке к ОГЭ по русскому языку

    Дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

    Безударные и чередующиеся гласные

    Распредели слова в соответствии с орфограммами.

    Проб..раться, нагр..мождение, подск..чить от уд.вления, вым..кший под дождем, зан..маться математикой, отобр..жать жизнь, расст..латься вдали, бл..стящий ответ, заж..гательный номер, прор..стать весной, ср..внить числа, насл..ждаться музыкой, легкое отт..ржение, акк..мп..нировать п..вцу, уд.литься от берега, к..снуться руки, неукр..тимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое словосоч..тание, подг..реть на костре, обн..жить зубы.

    Распредели слова в соответствии с орфограммами

    Неисс..каемый родник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гательное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, просв..тительская работа, совм..щать должности, отр..сль промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выч..тания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..кание начальства, изнем..гать от жары, играть в г..релки, отважный пл..вец, зап..ч..тлеть на фотографии, к..сательная линия, дост..жения науки, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, отобр..жать жизнь, острое об..няние, акк ..мп..нировать певцу, оч..рование осени.

    Распредели слова в соответствии с орфограммами

    Проб..раться, нагр..мождение, подск..чить от уд.вления, вым..кший под дождем, зан..маться математикой, отобр..жать жизнь, расст..латься вдали, бл..стящий ответ, заж..гательный номер, прор..стать весной, ср..внить числа, насл..ждаться музыкой, легкое отт..ржение, акк..мп..нировать п..вцу, уд.литься от берега, к..снуться руки, неукр..тимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое словосоч..тание, подг..реть на костре, обн..жить зубы.

    Распредели слова в соответствии с орфограммами

    Неисс..каемый родник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гательное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, просв..тительская работа, совм..щать должности, отр..сль промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выч..тания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..кание начальства, изнем..гать от жары, играть в г..релки, отважный пл..вец, зап..ч..тлеть на фотографии, к..сательная линия, дост..жения науки, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, отобр..жать жизнь, острое об..няние, акк ..мп..нировать певцу, оч..рование осени.

     Виды придаточных

     Вариант 1

    Запиши номер предложения и укажи вид придаточного в нем. Запятые в предложениях не расставлены.

    1.Небольшой голос его был чрезвычайно приятен, нежность же, чувство меры с которыми он владел этим голосом были необыкновенны и показывали в нем огромное природное дарование. 2.Куда ни повернешься отовсюду неслись пение иволги и писк удода. 3.Так как работы во флигеле не хватало и на одного то Черпаков ничего не делал. 4.Хотя я уже ездил один раз в Чурасово но местность всего пути была мне совершенно неизвестна. 5.Только что Раскольников отворил дверь на улицу как на самом крыльце столкнулся с выходившим Разумихиным. 6.На батарейной палубе чтобы уменьшить для противника видимость судна горели лишь синие электрические лампочки. 7.Сколько я спал не помню. 8.Мгновенная тишина была весома как весома была тишина меж залпами. 9.Как ни хороша была Волга она не могла заменить ему родной Невы. 10.Работа шла хорошо так что целый комплект моделей сделан был за половину рабочего дня.

    Вариант 2

    Запиши номер предложения и укажи вид придаточного, которое встречается я в нем. Запятые в предложениях не поставлены.

    1.Пока возились с лошадьми и разбирали седла кто-то успел уже разложить костер и повесить над огнем чайник. 2.Теперь явился вопрос куда идти с наступлением утра. 3.По следам он установил где я стрелял в медведя. 4.Везде где не было мостовой вдруг зазеленела трава. 5.Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы. 6.Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. 7. В аллеях тени и свет сливались так что аллеи казались не деревьями и дорожками, а прозрачными колыхающимися и дрожащими домами. 8.Чтобы дать понять о нашем житье-бытье опишу целый день с утра. 9. Если бы капитан Татаринов теперь добрался до устья Енисея он встретил бы десятки огромных морских судов. 10. Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы нам сделать это не удалось. 11. В санатории ему было грустно потому что он скучал по дому. 12. Снега становилось все больше так что проехать до деревни было невозможно.

    Задания по фонетике

     

    1 вариант

    1. Обозначьте + правильные суждения, - неправильные

    1) В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков

    2) В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твердые

    3) В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук (Т)

    4) В слове ОХОТНИК 3 слога.

    5) В слове СТРАШНО все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости.

    6) В слове НАБЕРЕЖНОЙ все согласные звуки звонкие.

    7) В слове ВСТАЛ первый звук - Ф

    8) В слове ПОМОЛЧАВ последний звук –Ф

    9)В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный?

    А) пощада Б) желтый В) четкий г) кашалот

    10) В каком слове все согласные звуки мягкие?

    А) утешить Б) серебро В) ленивый Г) часики д) медведь

    2 вариант

    2. Обозначьте + правильные суждения, - неправильные

    1) В слове РЕШИВ все согласные звуки имеют пару по твердости – мягкости.

    2) В слове БОЯТЬСЯ 3 слога

    3) В слове РАДОСТНО 7 звуков

    4) В слове РЕЗКО происходит оглушение согласного перед –К

    5) В слове ЯРОСТЬЮ звуков больше, чем букв.

    6) В слове СИТУАЦИЯ – 9 звуков

    7) В слове ПОМОЧЬ мягкость согласного –Ч – на письме обозначена буквой Ь.

    8) В слове ВЗГЛЯД количество звуков и букв совпадает

    9) В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный?

    А) мощность Б) прочность В) шерстяной Г) похожий

     10) В каком слове все согласные звуки мягкие?

     А) режьте Б) пейте В) встаньте Г) налейте

    Ответы.

    1 вариант.

    1) +   2) –   3) +   4) +   5) -   6) +   7) +   8) +   9) а   10) г

    2 вариант

    1) –   2) +   3) +   4) +   5) –   6) –   7) -   8) +   9) в   10) б

     

    Тест по теме "Орфография. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи".

    1. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

    1) (не)разобранные вещи, вовсе (не)интересно, (не)скучный рассказ;

    2) (не)злобивый нрав, (не)пришёл вовремя, (не)весёлый взгляд;

    3) (не)законченная книга, инженер (не)годовал, (не)дотёпа;

    4) (не)верное решение, (не)думая о будущем, (не)проверенные факты.

    2. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

    1) (не)сколько яблок, (не)зная горя, (не)пришедший вовремя ученик;

    2) постоянно (не)доедать, говорить (не)по-русски, (не)кому помочь;

    3) контрольные работы (не)проверены, (не)молодой пастух, говорит (не)глупо;

    4) (не)брежно отмахнуться, (не)решённая задача, шумел (не)подалёку.

    3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    1) Стук в дверь прервал его (не)торопливые размышления.

    2) В подсолнечнике видели украшение, (не)подозревая, какая от него может быть польза.

    3) Она снова принялась (не)принуждённо болтать.

    4) Мы проходили мимо (не)высокой, но стройной лиственницы.

    4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    1) (Не)отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего гранёного стекла.

    2) Один из монастырей произвел на нас (не) забываемое впечат¬ление.

    3) Дом священника оказался (не)далеко, а совсем близко.

    4) Старик со свойственной ему (не)торопливостью свернул папиросу.

    5. В каком предложении НЕ со всеми словами пишется раздельно?

    1) (Не)стыдно (не)знать – стыдно (не)учиться.

    2) Убирайтесь, это (не)слыханно, этого (не)бывает.

    3) (Не)сколько раз он пытался найти этот (не)обычный цветок.

    4) Его горе было (не) трогательное, а злое, (не) уступчивое.

    6. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

    «Я н(1)обязана быть н(2)здоровой, н(3)красивой, н(4)хорошей!» - н(5)годовала Наташа.

    1) 1,5; 2)2,3,4; 3) 1; 4) 1,2,3,4,

    7. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

    Но н(1) только стихи – себя самого н(2)мог Алексей н(3)оглянуть, н(4)пощупать.

    1) 1,2,3,4; 2) 1,2; 3) 1; 4) 2,3,4.

    8. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

    Это н(1)вероятно, но я так н(2)когда и н(3)смог узнать н(4)имени её, н(5)кто она.

    1) 1,4,5; 2) 2,3; 3) 3,4,5; 4) 3.

    9. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ и раздельно.

    Н(1)чего н(2)произошло н(3)вероятного: н(4)ударил гром, н(5)налетели вихри с четырёх сторон.

    1) 2,3; 2) 1,4,5; 3) 4,5; 4) 2.

    10. В каком предложении пишется частица НИ?

    1) Он не походил н_ на кого из её знакомых.

    2) Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.

    3) Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.

    4) Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.

    КЛЮЧ: 1) 3   2) 4   3) 2   4) 3   5) 1   6) 3   7) 2   8) 4   9) 3   10) 1

     

    Односоставные предложения.

    1. Найдите среди данных предложений односоставные.

    А. Не плачь попусту.

    Б. Часам к двум по полудню началась гроза.

    В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)

    Г. Тротуары заливают асфальтом.

    2. Определите тип предложения «Ночь как год».

    А. односоставное

    Б. двусоставное

    3. Какое из данных утверждений является неверным?

    Определённо-личные предложения- это…

    А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)

    Б. односоставные предложения

    В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

    4. Найдите безличное предложение.

    А. Ещё не успевшая остыть земля излучало тепло.

    Б. Хорошо в зимнем лесу!

    В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

    Г. Газеты приносят утром.

    5. Определите тип предложения «Тропинки в лесу замело снегом».

    А. двусоставное

    Б. определённо-личное

    В. безличное

    Г. неопределённо-личное

    6. Какая схема соответствует предложению « Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена»?

    А. [ двусост.] , и [двусост. ]

    Б. [ двусост.] , и [определённо-личн. ]

    В. [ двусост.] , и [неопределённо-личн. ]

    7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [ двусост.] , и [ безл.] . (Знаки препинания не проставлены) .

    А. Ещё молчаливы леса и в небе звенеть некому.

    Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

    В. Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.

    Г. Ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.

    8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

    А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

    Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

    В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

    Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

    9. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

    А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.

    Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.

    Г. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин)

     

    Односоставные предложения

    Вариант № 1

    1. Укажите, какие утверждения неверны.

    а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого.

    б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица.

    в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее.

    г) Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.

    2. Укажите односоставные предложения.

    а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

    б) Кругом все молчало.

    в) Встречайте трепетную весну, люди земли.

    г) Синее бездонное небо.

    д) Многим не терпелось кинуться в бой.

    3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.

    1. После драки кулаками не машут.

    2. Ярмарка. Крещенский мороз.

    3. От пруда потянуло холодом.

    4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

    5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

    4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    а) Когда мы приблизились башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. (А.Пушкин)

    б) Солнце уже стояло низко над горизонтом и надо было торопиться. (В.Арсеньев)

    в) Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит. (М.Лермонтов)

    г) Вечером зажгли свечи, и он еще долго глядел на голубые трепещущие огоньки.

    д) Никто не хотел возвращаться в город, но в автобусе ждали, и нужно было торопиться.

    5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

    [безл.], и [двусост.].

    а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков)

    (Знаки препинания не расставлены.)

    Вариант № 2

    1. Укажите, какие утверждения неверны.

    а) В неопределенно-личных предложениях главный член выражен глагольной формой множественного числа: или 3-го лица наст. или буд. времени, или прош. вр., или условного наклонения.

    б) Ведущий признак безличных предложений – не просто отсутствие подлежащего, а невозможность восстановления в них подлежащего.

    в) Главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении.

    г) Назывные предложения употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях (публицистике).

    2. Укажите односоставные предложения.

    а) Подходят тучи, как пехота, от моря серою волной, и шпарит, как из пулемета, по крыше дождик проливной. (М.Дудин)

    б) Оттепель после метели. (Н.Заболоцкий)

    в) И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помолчать... (М.Исаковский)

    г) Художественная литература – это мастерство слова.

    д) Славься, Россия, бессмертною славой, славься, великий наш русский народ!

    3. Укажите вид односоставных предложений:

    а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.

    1. После дождя нам дышится особенно легко.

    2. Назвался груздем – полезай в кузов.

    3. Хохот, шум, неразбериха... (А.Твардовский)

    4. Люблю дымок спаленной жнивы... (М.Лермонтов)

    5. В монастырях отзвонили к утрене. (С.Бородин)

    4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    а) Внесли ужин и полчаса спустя все разъехались и разошлись. (И.Тургенев)

    б) Ветер треплет деревья и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи.

    в) Погода эти дни была дурная, и большую часть времени мы проводили в комнатах. (Л.Толстой)

    г) Конец мая и в поле еще прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени и свет. (И.Бунин)

    д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин)

    5. Рассмотрите предложения из задания 4. Укажите из них только сложное предложение, первая часть которого представляет собой односоставное назывное предложение.

    6. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

    [опред.-личн.] и [безличное].

    (Знаки препинания не расставлены.)

    а) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды и звуки понемногу затихали в станице. (Л.Толстой)

    б) Ветер разогнал облака и к утру лужи затянуло тонким ледком. (С.Аксаков)

    в) Читаешь книгу о далеких странах и хочется увидеть весь мир.

    г) Говорят журавлиные крики отнимают в садах тишину.

    д) В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. (Л.Толстой)

    Ответы к тесту по теме «Односоставные предложения»

    Вариант № 1

    1) в;

    2) а, в, г, д;

    3) 1 – г; 2 – д; 3 – в; 4 – а; 5 – б;

    4) а, б, д;

    5) б.

    Вариант № 2

    1) в;

    2) б, в, д;

    3) 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б;

    4) а, б, г;

    5) г; 6) в.

    Виды односоставных предложений

     

    Определи виды односоставных предложений.

    1.Запомните изуче…ый на уроке материал.

    2.В нашем поселке открыли (культурно) спортивный комплекс.

    3.Легко дыш…тся лесным воздухом.

    4.Ц…плят по осени считают.

    5.Спой (красавица) мне песню.

    6.Нельзя переходить дорогу в (не)положе…ом месте.

    7,Ветром сл…мало дерево.

    8.Нет предела совершенству.

    Приставки "пре-" и "при-"

     

    Вставьте пропущенные буквы.

    1.пр..бывать в город, 2.пр..бывать в неволе, 3.пр..емник традиций, 4.радиопр..емник, 5. пр..данья старины глубокой, 6.пр..дать форму шара, 7. Пр..дать блеск поверхности, 8. пр..творить дверь, 9.пр..дать свою мечту, 10.пр..творить планы в жизнь, 11. камень пр..ткновения, 12. пр..ткнуться в уголок, 13.пр..зирать негодяя, 14.пр..ходящий момент, 15. пр..ходящая няня, 16.пр..терпеться к боли, 17.пр..падать к сильному плечу, 18. пр..клонить голову перед мужеством героев.

    Вставьте пропущенные буквы

    1.пр..неприятный, 2.пр..ступник, 3. пр..крыть, 4. пр..дворный, 5.пр..возносить, 6.пр..успевать,7.пр..открыть,8.пр..брежный,9.пр..грешение,10.пр..старелый, 11.пр..лечь, 12.пр..обретать,13.пр..забавный,14.пр..одоление,15. Пр..держать,16.пр..лив, 17.пр..общить,18. пр..мудрый.

     

    Правописание приставок

    1. В каких словах приставки пишутся всегда одинаково, независимо от произношения?

    1)вперед, 2)вспомнить, 3) испугаться, 4) вздрагивать

    5) развалины, 6) сжигали, 7) беспамятство, 8)взрывы.

    2. В каких словах правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?

     1) преподавать, 2) приспособиться, 3)приехать, 4) прибрать

     5) пригласили, 6) пришел, 7) напридумывал, 8) примеси.

    3. В каких словах значение приставки определяется ее значением «неполнота действия»?

    1) прибывать, 2) присыпали, 3) придумали, 4) предаст

    5) превратности, 6) приоткрыть, 7) присесть, 8) прикончат.

    4. В каких словах правописание приставки зависит от ее значения?

    1) приглушенный, 2) воскликнул, 3) разбудить, 4) посмотреть

    5) пригрелась, 6) незаметно, 7) раздумывала, 8) никому.

    5. В каких словах правописание приставки зависит от ударения?

    1) пространство, 2) отыскать, 3) впереди, 4) никогда

    5) некому, 6) нисколько, 7)преградила, 8) розыск.

    6. В каких словах правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

    1) встретил, 2) воздушного, 3) воспламеняя,4) поджигая

    5) собиратель, 6)расцветет, 7) поплывет, 8) разрисовать.

    7. Из предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

    «Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжелых струях реки»

    «Мальчик испугался, потому что вспомнил рассвирепевшего от возмущения начальника лагеря».

    Ответы

    1 - 1),6) (вперед, сжигали)

    2 – 3),6) (приехали, пришел)

    3 – 2), 6), 7) (присыпали, приоткрыть, присесть)

    4 – 1),5) (приглушенный, пригрелась)

    5 – 4),5),6),8) (никогда, некому, нисколько, розыск)

    6 – 3),6),8) (воспламеняя, расцветет, разрисовать)

    7 – всплески, испугался, вспомнил, рассвирепевшего.

     

    Словообразование.

    1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

    А) приехать,

    Б) читатель,

    В) неизбежный,

    Г) виднеться.

    2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

    А) восход

    Б) заповедник

    В) выполнение

    Г) насухо

    3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

    А) по-хорошему,

    Б) новизна,

    В) охотник,

    Г) отнести.

    4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

    А) прочитать,

    Б) преодолеть,

    В) походка,

    Г) разрушение.

    5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

    А) сторожка,

    Б) нерешительный,

    В) по-зимнему,

    Г) полив.

    6. Какое слово образовано приставочным способом?

    А) купленный,

    Б) где-нибудь,

    В) доверху,

    Г) размешать.

    7. Какое слово образовано приставочным способом?

    А) синь,

    Б) управляемый,

    В) распланировать,

    Г) семилетка.

    8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?

    А) кожаный,

    Б) отлет,

    В) водолаз,

    Г) напольный.

    9. Какое слово образовано бессуффиксным способом

    А) синеть,

    Б) наладчик,

    В) лесоруб,

    Г) подъезд.

    10. Какое слово образовано способом сложения?

    А) международный

    Б) обороноспособный

    В) перекресток

    Г) сверхъестественный

    11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

    А) пересчитать – приставочный,

    Б) разбег – бессуффиксный,

    В) лесоруб – бессуффиксный,

    Г) зевота – суффиксальный.

    12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

    А) усиленно – приставочный,

    Б) пробежать – приставочный,

    В) выход – бессуффиксный,

    Г) горение – суффиксальный.

    13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ

    А) приставочный,

    Б) суффиксальный,

    В) бессуффиксный,

    Г) переход

    14. Укажите способ образования слова ВОСХОД

    А) приставочный,

    Б) бессуффиксный,

    В) суффиксальный,

    Г) переход

    15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

    А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

    Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

    В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.

    Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

     

    Правописание Н и НН в различных частях речи.

    1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется НН?

    1)кожа_ый мяч, исписа_ый листок, подоко_ик;

    2)маринова_ые грибы, стари_ая гравюра, ветре_ое утро;

    3)пута_ые мысли, квалифицирова_ый рабочий, печё_ый картофель;

    4)обеде_ое время, нежда_ый гость, безветре_ая ночь.

    2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется НН?

    1)пламе_ая речь, зелё_ый плод, зако_ое требование;

    2)кова_ая решётка, избра_ые произведения, ра_яя молодость;

    3)балова_ый ребёнок, дорога пусты_а, избра_ики народа;

    4) полома_ый автомобиль, лома_ый грош, исти_ый гуманизм.

    3. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?

    1)журавли_ый крик, обветре_ые лица, гружё_ые составы;

    2)серебря_ая повеска, яблоко зелен_о, плетё_ая корзина;

    3)гружё_ая лесом баржа, тушё_ые овощи; льня_ое полотно;

    4)глиня_ая изба, печё_ая картошка, запечё_ое в тесте яблоко.

    4. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Н?

    1)масля_ые краски, писа_ая красавица, солё_ые огурцы;

    2)голуби_ое воркование, беспричи_ый страх, ране_ый солдат;

    3)си_ие облака, стекля_е двери, наруч_ые часы;

    4)передача не законче_а, жестя_ые коробки, телефо_ый аппарат.

    5. В каком предложении на месте пропуска пишется Н?

    1)Над столом горела привеше_ая к потолку небольшая лампа.

    2)В сетке купе лежала соломе_ая шляпа с цветами и ягодами.

    3)Произведение было написа_о мастером.

    4)На двор станции влетела, гремя о камни, запылё_ая тройка.

    6. В каком предложении во всех словах на месте пропусков пишется НН?

    1)Кова_ые сапоги гулко стучали по мощё_ой булыжником мостовой.

    2)Нижние ряды Гости_ого двора были заполнены оживлё_ыми посетителями.

    3)Студё_ая вода струилась по каме_ым плитам.

    4)Непогода отступила, и под солнцем стари_ое север_ое село было прекрасно.

    7. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется НН.

    На столе стояли солё(1)ые огурцы, реза(2)ая кусочками рыба и гусь запечё(3)ый в духовке в серебря(4)ой кастрюле.

    1) 1,3; 2) 2,3,4; 3) 1,2,3,4; 4) 2,3.

    8. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется НН.

    Неожида(1)о вернулся из города отец с печаль(2)ой надуше(3)ой дамой, и матушка стала вдруг необыкнове(4)о оживлё(5)ой.

    1) 3,4,5; 2) 1,2,4,5; 3) 1,3,4,5; 4) 1,3,4.

    9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется Н.

    Медле(1)о похолодела Оленька, широко раскрыла очарователь(2)ые глаза, оттенё(3)ые пепель(4)ыми кругами, схватила свечу и выбежала в сени.

    1) 1,2,4; 2) 2,4; 3) 1,2,3,4; 4) 2,3,4.

    КЛЮЧ:

    1) 4   2) 3   3) 2   4) 1   5) 3   6) 2   7) 4   8) 3   9) 2

     

    МБОУ Шушенская СОШ№3

    nsportal.ru

    Дидактический материал по русскому языку (9 класс) "Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ"

    Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 класс)

    «Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ»

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Андреева Екатерина Александровна

    г. Москва

    2015

    Цели и задачи:

    1.формировать умение работать с предлагаемым текстом;

    2.формировать умение находить верные ответы на вопросы ОГЭ 2015, связанные с работой над предложенным текстом:

    3.повторить изученный материал разделов «Орфография. Пунктуация»

    4.знакомить с фрагментами текстов современных русских писателей (с установкой на их прочтение в дальнейшем заинтересовавшимися учениками)

    (1)Вечер был покойный и чистый. (2)Солнце медленно уходило за Северо-Байкальский хребет, освещая неподвижную студеную воду, но едва оно полностью скрылось, задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну, а верховой принес с запада облака. (4)Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз, укрывая густой массой камни, тайгу, степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому, почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине, как катились, затихая, на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.

    (6)Давно уже встало солнце, а зябкий туман по-прежнему висел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве, и чем дальше она уходила от моря, тем становилось теплее. (8)Тропа поднималась в гору, и вместе с нею поднимались в нагревающемся воздухе облака, цепляясь за ветки кедрового стланика и прилипая к скалам. (9)Обернувшись, Катя увидела перед собой громаду воды, мачту метеостанции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта начиналась тайга, здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили, исчезая в расщелинах, а дальше тянулись сухие каменистые русла, наполнявшиеся только весной. (12)Летом вода текла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое, окруженное со всех сторон тайгой место, с отражавшимися в дремотной воде деревьями и мелькавшими в глубине тенями непуганых рыб.

    (А.Варламов «Гора»)

    Алексей Николаевич Варламов (1963) – русский писатель, современный классик, литературовед, доктор филологических наук. Автор романов «Затонувший ковчег», «Купол», «Купавна», повестей и рассказов «Здравствуй, князь!, «Гора», «Балашов», «Теплые острова в холодном море» и др., автор биографий А.Грина, Г.Распутина, М.Булгакова, А.Н.Толстого (серия ЖЗЛ).

    Задания к тексту:

    1)Записать текст под диктовку (о наличии знаков препинания, постановка которых не изучалась на уроках, предупредить учащихся) или раздать текст с пробелами (нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания с пояснениями).

    (1)Вечер был п..койный и чистый. (2)Солнце медле..о уходило за (Северо) Байкальский хребет осв..щая (не)подвижную студе..ую воду но едва оно полностью скрылось задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяж..лую пенистую волну а в..рховой пр..нес с запада обл..ка. (4)Они повисли над горами и (к)утру стали сползать (в)низ укрывая густой массой камни тайгу степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине как к..тились зат..хая на берег волны и где(то) д..леко в море гудело судно.

    (6)Давно уже встало солнце а зябкий туман (по)прежнему в..сел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве и чем дальше она ух..дила от моря тем ст..новилось теплее. (8)Тр..па подн..малась в гору и вместе с нею подн..мались в нагревающемся воздухе обл..ка ц..пляясь за ветки к..дрового стланика и прил..пая к скалам. (9)Обернувшись Катя увидела перед собой гр..маду воды, мачту (метео)станции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта нач..налась тайга здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили и..чезая в расщелинах а дальше т..нулись сухие каменистые русла нап..лнявшиеся только весной. (12)Летом вода т..кла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое окруже..ое со всех сторон тайгой место с отражавшимися в др..мотной воде деревьями и м..лькавшими в глубине т..нями (не)пуганых рыб.

    2)Из предложений 1-5 выпишите слова, в которых правописание согласных в приставке не зависит от последующего согласного звука.

    (Ответ: скрылось, сползать)

    3)Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном причастии пишется НН».

    (Ответ: окруженное)

    4)Замените синонимами слова: студеную (предложение 2), скапливалась (предложение 12), глухое (предложение 13).

    (Ответ: холодную, собиралась, безлюдное)

    5)Замените словосочетание «даурская степь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    (Ответ: степь Даурии)

    Справка: Даурия – это название части территории Забайкалья. Название дано русскими по населявшей эту территорию до середины XVII века народности дауры.

    6)Выпишите грамматические основы из предложений 1, 4.

    (Ответы: вечер был покойный и чистый; они повисли и стали сползать)

    7)Найдите среди предложений 10-13 предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

    (Ответ: 11)

    8)Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

    (Ответ: 3)

    9)В приведенных ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения, связанными подчинительной связью.

    Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну,(1) а верховой принес с запада облака. Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз,(2) укрывая густой массой камни,(3) тайгу,(4) степь. Когда рано утром Катя вышла из дому,(5) почти ничего не было видно вокруг:(6) только слышно в вязкой тишине,(7) как катились,(8) затихая,(9) на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.

    (Ответ: 5, 7)

    10)Среди всех предложений найдите сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (Ответ: 5)

    11)Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

    (Ответ: 10)

    12)Напишите сочинение-рассуждение на тему «Красота природы таится во всем, что нас окружает». Приведите один пример-аргумент из Вашего жизненного опыта, а другой из прочитанного текста.

    Использованная литература:

    1)Под ред. И.П.Цыбулько. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: «Национальное образование», 2015.

    2)Варламов А.Н. Повести и рассказы. – М.: Издательский дом «Никея», 2015.

    doc4web.ru

    Дидактический материал по русскому языку в 9 классе по теме "Сложное предложение"

    Дидактический материал по русскому языку .

    Тема: «Сложное предложение».

    Класс: 9.

    Виды материала.

    I. Комплексный анализ текста.

    1).Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.

    2). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

    Уже в (не) з…пам…тные времена среди жителей Древней Греции пр…выше всего ц…нились в разговоре краткость и ясность. Само слово лак…низм произошло от названия области Древней Греции – Лаконики жители которой сп…ртанцы отл…чались суровыми нравами а так(же) краткостью и точностью речи. С…хранилось пр…дание о том как одна сп…ртанка пров…жая сына в бой сказала ему Со щитом или на щите. Это знач..ло в…звращайся с победой или вовсе не в..звращайся живым. Пот..рять щит в бою считалось позором а тело погибшего воина пр..носили на щите.

    Извес(?)ны уд…тельные л…конизм выр…зительность речи меткость русских п…словиц и п…говорок.

    Ч(?)рызвачайно высоко ц…нили краткость речи выдающиеся русские писптали. Краткость сестра талагта г…в…рил з..мечательный русский ст…лист А.П.Чехов.

    Овладение и(с,сс)ку(с,СС)твом из…ясняться кратко и выразительно что(бы) как писал Н.А. Некрасов словом было тесно а мыслям пр…сторно, - задача (не)лёгкая но при ж…лании вполне осущ…ствимая. Прежде всего надо научит(?)ся и…бегать эл…ментарных ошибок мног…словия. (Н)пример в прел…жении На гор…зонте по…вились л…д…ные айсберги слово л…д…ные соверше(н,нн)о лишнее ведь айсберги и есть пл…вучие горы.

    3).Укажите значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

    4).Дайте определение слов пословица и поговорка. Чем они различаются? Приведите примеры пословиц и поговорок.

    5). Найдите предложения с прямой речью. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    6).Произведите синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, постройте схемы.

    II. Работа по развитию речи.

    А кругом было так хорошо над головой шумели вершины высоких сосен пахло свежей смолой где-то беззаботно и весело переговаривались две птички рассеянный солнечный свет падал сверху широкими полосами переливавшейся золотой пыли.

    1).Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставляя пропущенные знаки препинания.

    2).Начертите схему предложения. Определите его вид. Объясните, почему после первого простого в составе предложения стоит двоеточие.

    3).Найдите односоставные предложения в составе сложного, определите их вид.

    4).Выпишите из текста все возможные словосочетания. Распределите их по видам.

    5).Назовите языковые средства, с помощью которых автор передает впечатление об окружающем мире.

    6).Какова тема данного описания? Составьте свое описание с помощью сложного бессоюзного предложения. Для этого используйте данное начало

    «А кругом было так хорошо…» и придумайте свою тему, например: «Луговые цветы», «Вечер на реке», «Утро в городском парке», «На огороде» и другие.

    III. Мини-диктант.

    Прохладное осеннее утро. Солнце ещё не вышло из-за деревьев и золотило только вершины леса, кое-где пробиваясь между стволами и на поляны, покрытые голубой дымкой тумана. Листья переливаются сотнями цветов от ярко-красного, через все степени зеленого, до грязно-желтого, признака гниения и смерти. Впрочем, таких было немного: в лесу преобладал дуб, величаво сохранивший почти всю летнюю окраску. Небо было безоблачное, ясное. День обещал быть чудесным.

    1).Мини-диктант. Запишите отрывок из рассказа писателя середины XIX века А. Осиповича «История». Какова его тема?

    2).Найдите сложное предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разбор.

    3).Найдите односоставное простое предложение. Определите его види роль в тексте.

    4).Подчеркните сказуемые и укажите их вид. Какими частями речи выражены составные сказуемые?

    5).Покажите графически, чем осложнены простые предложения.

    IV.Игровое задание. Кроссворды

    1).Мыслительная способность, умственное начало у человека.

    2).Человек, принадлежащий к интеллигенции.

    3).Художник, иллюстрирующий книги.

    4).Декоративное освещение зданий, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

    5).Порожденный иллюзией, несбыточный.

    V.Тестовые задания.

    БСП 1 вариант

    1. Какое утверждение является неверным?

    1. В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

    2. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

    3. Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

    2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

    Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

    3. Допишите, образуя БСП.

    1. Нас охватило чувство страха… (причина).

    2. Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

    3. Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

    4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

    1. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

    2. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

    5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов:

    1. простое с однородными членами (без союзов)

    2. БСП, между частями которого надо поставить запятую

    3. БСП, между частями которого точка с запятой.

    6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?.

    1. разделяет подлежащее и сказуемое

    2. обозначает пропуск члена предложения

    3. разделяет части БСП

    4. отделяет приложение.

    7. Укажите, почему стоит тире в БСП Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

    1. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

    2. Предложения рисуют быструю смену событий.

    3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

    1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

    2. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

    3. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

    9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

    10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

    1. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

    2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

    3 .До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

    4 . Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

    5 Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

    Заполните таблицу.

    Виды предложений

    Номер предложения

    Простые

    Сложносочинённые

    Сложноподчинённые

    Сложные бессоюзные

    БСП 2 вариант

    1. Какое утверждение является неверным?

    1. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

    2. В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

    3. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

    2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

    Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

    3. Допишите, образуя БСП.

    1. Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат)

    2. Я взглянул на небо… (следствие)

    3. Здесь нельзя проехать… (причина).

    4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

    1. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

    2. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад

    5. Продолжите предложение Юноша говорил мало, чтобы получились предложения следующих типов:

    А. простое с однородными членами (без союзов)

    В. БСП, между частями которого надо поставить запятую

    С. БСП, между частями которого точка с запятой.

    6. Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

    1. разделяет подлежащее и сказуемое

    2. обозначает пропуск члена предложения

    3. разделяет части сложного бессоюзного предложения

    4. выделяет вводное предложение.

    7. Укажите, почему стоит тире в БСП Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

    А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

    В. Предложения рисуют быструю смену событий.

    С. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

    9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

    10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

    1. Не спится няня здесь так душно.

    2. Поля и луга обращённые росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

    3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

    4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

    5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

    Заполните таблицу.

    Виды предложений

    Номер предложения

    Простые

    Сложносочинённые

    Сложноподчинённые

    Сложные бессоюзные

    VI. Составление таблицы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    1). Составить таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    VII. Словарный диктант с грамматическим заданием.

    Летопись, летописец, россияне и иноземцы, оригинальные суждения, притягательная сила, художественная ценность, облик города, колоритный быт, разнообразные типы, обитатели столицы, прихорашивается к праздникам, принимает гостей.

    1). Составьте из данных слов и словосочетаний (по выбору) многочленное сложное предложение.

    VIII. Синтаксический разбор предложения.

    Рядом ёлочка растёт: пурпуровые шишечки в тёмной хвое огоньками горят.

    1). Выполните синтаксический разбор предложения.

    2). Объясните постановку двоеточия. Придумайте свой пример на тему природы, требующий такого же знака препинания между частями сложного предложения.

    3). Поберите к словам цветёт, горят однокоренные слова. Укажите наиболее продуктивные способы образования новых слов.

    IX. Задания, связанные с подготовкой к экзамену.

    Беличья память.

    Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег и мох, достала там спрятанные с осени два орешка, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку.

    Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

    Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как бы не удивиться беличьей памяти и смекалке!

    1). Прочитай текст. Какова его тема?

    2). Охарактеризуйте интонационные особенности текста.

    3). Произведите синтаксический анализ текста, последовательно характеризуя каждое предложение.

    4). Начертите схемы сложных предложений.

    5). Объясните смысловые отношения тех простых предложений, которые соединены в сложные бессоюзной сложной связью и разделены двоеточиями или тире.

    6). Придумайте, какую роль в тексте играют вопросительные восклицательные предложения.

    7). Найдите вводное слово и определите его значение.

    8). Перескажите текст, стараясь сохранить его синтаксические и стилистические особенности.

    X. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».

    Я все шел и собирался уже было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

    Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим то меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле речки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле друга два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…

    Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славился в нашем околотке под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых я принял за гуртовщиков, дождаться зари.

    kopilkaurokov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *