9 класс кубановедение – Решебник по Кубановедению за 9 класс Зайцев А.А., Лукьянов С.А., Еремеева А.Н., Терская И.А. на Гитем ми
ГДЗ по кубановедению 9 класс Хамцова Терская
ГДЗ решебник к рабочей тетради по кубановедению 9 класс Хамцова Терская ФГОС. Ответы на упражнения и задания на сайте ЯГДЗ из рабочей тетради 9 класс Хамцова Терская позволят вам проверить правильность выполнения домашнего и школьного задания
1 Введение
1
2 Экономико-географическое положение. Административное устройство. Население
1 2 3 4 5 6 7 8
3 Природно-ресурсный потенциал
1 2 3 4 5 6
4 Полезные ископаемые
1 2 3 4 5 6
5 Итоговые задания к главе I
6 Кубанская область и Черноморская губерния в 1900—1916 годах
1 2 3 4 5
7 Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войне
1 2 3 4
8 Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1918 годах
1 2 3 4 5 6
9 События революции 1917 г. на Кубани. Гражданская война
1 2 3 4 5 6 7
10 Культурная жизнь Кубани в 1917 – 1920 годах
1 2 3 4 5 6
11 Кубань в 1920-хгодах. «Расказачивание». Нэп
1 2 3 4 5
12 Рождение новой культуры
1 2 3 4 5
13 «Революция продолжается!» (1930-е годы)
1 3 4 5
14 Развитие культуры и образования впредвоенное десятилетие
1 2 3 4
15 Кубань в Великой Отечественной войне
1 2 3 4 5
16 Освобождение. Начало возрождения (1943 – 1945)
1 2 3 4
17 Культурная жизнь в годы Великой Отечественной войны
1 2 3 4 5
18 Восстановление хозяйства. Политика и идеология
1 2 3 4
19 Культура в послевоенный период
1 2 3 4 5
20 Итоговые задания к главе III
21 Реформы в политике и экономике
1 2 3 4 5
22 Культурная жизнь в период «оттепели»
1 2 3 4 5
23 Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе
1 2 3 4
24 Развитие культуры в середине 60-х – середине 80-х годов
1 2 3 4
25 Перестройка. Возрождение казачества
1 2 3 4 5
26 Культура в условиях трансформации общества
1 2 3 4
27 Итоговое задание к главе IV
28 Дорогой межнационального мира и согласия
1 2 3 4
29 Экономика в новых условиях. Развитие промышленного производства
1 2 3 4 5
30 Особенности сельского хозяйства
1 2 3 4 5 6
31 Транспорт и связь. Курорты и туризм
1 2 3 4 5 6 7 8
yagdz.com
ГДЗ по кубановедению 9 класс рабочая тетрадь Хамцова Терская
ГДЗ готовые домашние задания к рабочей тетради по кубановедению 9 класс Хамцова Терская ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) рабочей тетради необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн
1 Введение
1
2 Экономико-географическое положение. Административное устройство. Население
1 2 3 4 5 6 7 8
3 Природно-ресурсный потенциал
1 2 3 4 5 6
4 Полезные ископаемые
1 2 3 4 5 6
5 Итоговые задания к главе I
6 Кубанская область и Черноморская губерния в 1900—1916 годах
1 2 3 4 5
7 Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войне
1 2 3 4
8 Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1918 годах
1 2 3 4 5 6
9 События революции 1917 г. на Кубани. Гражданская война
1 2 3 4 5 6 7
10 Культурная жизнь Кубани в 1917 – 1920 годах
11 Кубань в 1920-хгодах. «Расказачивание». Нэп
1 2 3 4 5
12 Рождение новой культуры
1 2 3 4 5
13 «Революция продолжается!» (1930-е годы)
1 3 4 5
14 Развитие культуры и образования впредвоенное десятилетие
1 2 3 4
15 Кубань в Великой Отечественной войне
1 2 3 4 5
16 Освобождение. Начало возрождения (1943 – 1945)
1 2 3 4
17 Культурная жизнь в годы Великой Отечественной войны
1 2 3 4 5
18 Восстановление хозяйства. Политика и идеология
1 2 3 4
19 Культура в послевоенный период
1 2 3 4 5
20 Итоговые задания к главе III
21 Реформы в политике и экономике
1 2 3 4 5
22 Культурная жизнь в период «оттепели»
1 2 3 4 5
23 Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе
1 2 3 4
24 Развитие культуры в середине 60-х – середине 80-х годов
1 2 3 4
25 Перестройка. Возрождение казачества
1 2 3 4 5
26 Культура в условиях трансформации общества
1 2 3 4
27 Итоговое задание к главе IV
28 Дорогой межнационального мира и согласия
1 2 3 4
29 Экономика в новых условиях. Развитие промышленного производства
1 2 3 4 5
30 Особенности сельского хозяйства
1 2 3 4 5 6
31 Транспорт и связь. Курорты и туризм
1 2 3 4 5 6 7 8
gdz-putina.info
ГДЗ по кубановедению для 9 класса Зайцев А.А.
ГДЗ от Путина Найти- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 1 класс
gdzputina.ru
Разработка урока кубановедения «Краснодарский край
Разработка урока
Предмет: кубановедение
Класс: 9
Тема урока. Краснодарский край – многонациональный регион России
Учебник. Кубановедение, 9 класс, А.А.Зайцев, С.А.Лукьянов
Цель: cформировать представление о Краснодарском крае как многонациональном регионе России
Задачи:
образовательные:
— познакомиться с культурой, традициями, обычаями народов, населяющих Кубань
— научиться уважительно относится к разным национальностям нашего края
развивающие:
— развивать чувство патриотизма и толерантности;
— развивать навыки применения теоретических знаний в повседневной жизни
воспитательные:
— формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;
— формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
— овладеть навыками применения теоретических знаний в повседневной жизни
Предметные: научиться:
— с уважением относится к людям разных национальностей и конфессий
— объяснять влияние социальной среды на формирование культуры, традиций, обычаев
— анализировать и применять в жизненных ситуациях полученную информацию;
— знать обычаи, традиции народа малой родины
уметь показывать на карте территории с различной глубиной
Метапредметные:
личностные:
— осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;
познавательные:
— обобщать и структурировать полученную информацию;
— выявлять причинно- следственные связи между объектами
— использовать ранее полученные знания их жизни для извлечения необходимой информации;
— развивать чувство патриотизма и толерантности;
регулятивные:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выдвигать версии, обосновывать их;
коммуникативные:
— формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения; корректировать свои ошибки
Решаемые учебные проблемы:
Люди каких национальностей живут в нашем крае?
Можно ли по цвету кожи, религии, национальности судить о качествах людей?
Какие пословицы и поговорки о крае вы знаете?
Славные даты нашего народа
История Кубани
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Национальности нашего края
Народное творчество Кубани
Оборудование: учебник, атлас, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийная установка
Образовательные интернет-ресурсы:
Презентация к уроку
Структура урока
Этап урокаСодержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Актуализация
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведем урок!
Мы знаем, что наш Краснодарский край – уникальный край . На небольшой территории разместились десятки народов и народностей, со своими традициями, культурами, языком. В составе населения Краснодарского края представлены более 100 национальностей, поэтому сколько бы не была нам дорога историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем, и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей.
Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.
Вспоминают ранее изученный материал (П),
формулируют ответы (К),
слушают других (К),
дополняют ответы товарищей (К), определяют уровень нравственных и этических ценностей по отношению к представителям других национальностей, культур, религий (П)
2
Создание проблемной ситуации
Как вы думаете, почему от каждого из нас в этой ситуации требуется проявление личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей?
Задает вопрос, который обнаруживает частичное незнание ответа и выявляет разные мнения
учеников класса.
Прослушивают музыка (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К).
Знаете ли вы, что в 90 годы существенно усложнилась межнациональная атмосфера. Социальная напряженность в крае в годы перестройки усугубилась притоком беженцев из Закавказского региона, Средней Азии и республик бывшего Советского Союза (Чечня и Ингушетия). А кто такие беженцы?
Задает вопрос, который может привести детей к ошибочному представлению учеников к милосердию и состраданию к людям, попавшим в беду.
Дают определение беженцам (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л).
( Беженцы – люди, которые вынуждены покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни)
3
Целеполагание
Рассмотрите фотографии
Прослушайте музыку
Предлагает сформулировать учащимся тему урока.
Рассматривают фотографии (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К),
записывают в тетрадь.
4
Планирование
Как вы думаете, а можно ли по просмотренным фотографиям и услышанной музыке сформулировать тему нашего занятия!
Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.
Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.
Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).
Перечисляют источники знаний по кубановедению (П,К).
5
Открытие нового знания
Прочитайте текст учебника п.24, стр. 112-113 и найдите ответы на вопросы:
— По какой причине турки-месхитинцы вынуждены были покинуть территорию Краснодарского края?
— Назовите традиционную религию славянского населения Кубани?
— А какие религии вы знаете еще? (ислам, буддизм)
Формулирует вопросы и корректирует ответы.
Работают с текстом (П),
выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).
-Рассмотрите иллюстрацию на стр.111, обратите внимание на фотографии презентации. Как вы думаете, с какой целью проводятся фестивали народного творчества во время работы этнографического комплекса «Атамань»?
Развивает пространственное мышление, умение анализировать наглядный материал
Находят ответы, работая с иллюстрациями учебника, в презентации(П).
Обучаются культуре анализа показа (П, Р).
( лучшее понимание культуры и традиций других народов)
Работа с раздаточным материалом. Таблицы.
Формулирует вопросы, корректирует ответы
Называют представителей разных национальностей (П, К).
Что Вас удивило? (По анализу таблицы)
(впервые узнали о какой-либо национальности)
Задает проблемный вопрос
Формулируют свои версии ответа на проблемный вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К).
Обратите внимание на следующую информацию.
Народы, проживающие на территории Краснодарского края, этносы и этнические группы, (кубанское казачество, греки, адыгейцы, армяне и др.) относятся к большой европеоидной расе. Лишь в конце прошлого века в крае сформировалась корейская диаспора монголоидной принадлежности.В ходе Всероссийской переписи населения зафиксировано 124 национальности, проживающие на территории Краснодарского края, в том числе и необычных для Кубани: эскимосы, бенгальцы, японцы, саамы. Однако большинство из них представлены 2-3 индивидами, или несколькими десятками, рассеянными по всей Кубани и не представляющими собой этнические группы
А сейчас я попрошу вас дать характеристику этносам и этническим группам народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Формулирует вопрос, обращает внимание учащихся на раздаточный материал.
Называют национальности , которые проживают на территории Кубани (П,К).
Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод
Рассматривают фотографии(П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют выводы по результатам своих наблюдений (П,К).
6
Применение нового знания
Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?
Перечислите, какие национальности населяют наш край?
Формулирует вопросы, комментирует ответы.
Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),
слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).
6.1.
Классификация
6.2.
Я попрошу вас вместе со мной сформулировать правила, которые говорят, как нужно относиться к людям другой национальности.
1.Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе
2.Гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих или хороших наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и в твоей.
3.Старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, — обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.
4.Изучай культуру других народов – этим ты обогатишь свою собственную
Заполняют таблицу « Мы голосуем за»
Я предлагаю вам распределить понятия по вашему усмотрению
Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при распределении терминов по усмотрению учащихся
Корректирует результаты работы.
Выбирают правила, заполняют таблицу (П), выполняют работу в группах, (П, К).
Озвучивают результаты своей работы (К).
7
Рефлексия (итог урока)
Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?
Что нужно доработать дома?
Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
Проанализировать притчу (На голубях дети пишут с помощью чего люди добились такого лада)
Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.
Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).
8
Домашнее задание
§24, письменно ответить на вопрос: «Какими достижениями своего народа вы могли бы гордиться?»
Задает домашнее задание, комментирует его
Записывают задание в дневник (Р).
Приложение 1.
Таблица «Национальный состав Кубани»
Приложение 2
Раздаточный материал о характеристиках этносов и этнических групп народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Этнографическая группа русских.
Этнографическая группа русских-это старожильческое население, сформировавшееся на протяжении 18-19 веков, население неказачьих поселений края. Относятся в основном к южной ветви большой европеоидной расы, а язык – к индоевропейской семье, к ее славянской ветви. По конфессиональной принадлежности – православные, но есть и общины старообрядцев, в том числе старообрядцев-липован.
Этнографическая группа украинцев.
Этнографическая группа украинцев. Старожильческое население, сформировавшееся на протяжении 18-19 веков, жители неказачьих украинских поселений на Кубани. Относятся к южной ветви большой европеоидной расы. Язык принадлежит к славянской ветви индоевропейской семьи языков. В религиозном отношении – православные
Кубанское казачество.
Кубанское казачество, малая этническая группа – субэтнос, обладающий двойным самосознанием (кубанские казаки, русские/украинцы). В настоящее время – внутреннее подразделение русского этноса. В расовом отношении – европеоиды. По языку (кубанские говоры) относятся к славянской ветви индоевропейской семьи языков.
Сформировались на основе разных частей русского и украинского этносов на Кубани в период 18-19 веков.
Армянский этнос.
Армянский этнос представлен двумя субэтническими группами: амшенские армяне, старожильческая группа, переселившиеся из Турции на Кубань в 19 веке. По конфессиональной принадлежности – христиане-григориане.И армяне-хемшилы – мусульмане-сунниты, общины которых появились на Кубани в послевоенные 1960-1970 годы.
Основная масса армян, выходцы из Карабаха, Еревана, других районов Армении, переселившиеся в Краснодарский край в 1980-1990 годы, этнических групп в крае не представляет, но составляет основу армянской диаспоры. В расовом отношении армяне е вропеоиды.
Греческий этнос.
Он представлен двумя субэтническими группами в Краснодарском крае.
Греки-ромеос – субэтническая группа, имеющая компактные поселения с 19 века. Православные. Говорят на одном из диалектов греческого языка, относящегося к греческой ветви индоевропейской семьи языков.
Греки- урумы – субэтническая группа, не имеющая компактных поселений, селящаяся общинами в уже существующих станицах. Выходцы из Турции, осевшие в Грузии, переселяющиеся на Кубань со второй половины 20 века и по настоящее время. Православные. Еще в Турции ради сохранения веры перешли на Турецкий язык, который относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. По расовой принадлежности – южные европеоиды.
Крымские татары.
Крымские татары появились в конце 20 века. Это этносы, мигрирующие в направлении своих этнических территорий, родины (Крым и Грузия). По религии – мусульмане-сунниты. Языки относятся к тюркской ветви.
Адыгейский этнос
Адыги (черкесы) жили на Кавказе и в Причерноморье еще в глубокой древности. Упоминание об этом народе можно обнаружить у античных авторов и в русских летописях. Традиционная религия – ислам суннитского толка.
Приложение 3.
Таблица «Мы голосуем за»
Приложение 4
Притча
Разработка урока
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока. Жизнь египетского вельможи
Учебник. Вигасин А.А.
Цель: cформировать представление о жизни египетского вельможи
Задачи:
образовательные:
— познакомиться с особенностями жизни вельмож
— научиться сравнивать условия жизни простых египтян и знатных вельмож.
развивающие:
— продолжить развивать умения анализировать исторические факты
— развивать навыки анализа исторических фактов
воспитательные:
— формирование целеустремленности в выполнении учебных заданий;
— формирование коммуникативных умений: формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
— овладеть навыками применения теоретических знаний , уметь анализировать исторические документы
Предметные: научиться:
— решать творческие задачи, опираясь на знания, полученные на уроках
— анализировать и применять в жизненных ситуациях полученную информацию;
— знать обычаи, культуру, историю других народов
Уметь сравнивать условия жизни представителей разных классов общества
Метапредметные:
личностные:
— осваивать новые социальные роли (роль учителя) и правила, учиться критически оценивать себя и товарищей, сочувствовать;
познавательные:
— обобщать и структурировать полученную информацию;
— выявлять причинно- следственные связи между объектами
— использовать ранее полученные знания их жизни для извлечения необходимой информации;
— развивать чувство патриотизма и толерантности;
регулятивные:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выдвигать версии, обосновывать их;
коммуникативные:
— формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения; корректировать свои ошибки
Решаемые учебные проблемы:
1)Кто такой вельможа?
2)Можно ли по рисункам, надписям в гробницах, останкам в гробницах получить информацию о жизни вельможи?
3)Какие различия между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины?
4)Чем занимались вельможи?
5)История Египта
Основные понятия, изучаемые на уроке:
1)гробница, вельможа
2)Народное творчество народов Египта
Оборудование: учебник, атлас, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийная установка
Образовательные интернет-ресурсы:
Презентация к уроку
Структура урока
Этап урокаСодержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Актуализация
Здравствуйте! Ребята , я предлагаю вам сейчас открыть карту др. Египта и всем вместе вспомнить:
-Где находится Египет?
-Какие виды ремесла были развиты в ——Древнем Египте? (или что умели делать жители Египта)?
-расскажите о некоторых из них.
-легко ли было быть ремесленником?
— в каких условиях жили ремесленники?
— что такое налог?
Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.
Вспоминают ранее изученный материал (П),
формулируют ответы (К),
слушают других (К),
дополняют ответы товарищей (К), определяют по карте где находится Египет, вспоминают чем занимались простые египтяне, к каких условиях жили (П), работают с иллюстрациями, историческими документами
2
Создание проблемной ситуации
Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев, ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и знатные люди .Как вы думаете, о ком на сегодняшнем уроке мы будем с вами говорить?
Задает вопрос, который обнаруживает частичное незнание ответа и выявляет разные мнения
учеников класса.
выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К).
осознают её (Л).
, Р)
3
Целеполагание
Давайте все прочитаем пп 1 и 2 & # 8. А кто может сказать кто же такой вельможа, наверное, ему в жизни тяжело приходилось, раз ему в гробнице на стенах изображали столько еды, различных предметов быта?
-Где берут информацию ученые египтологи о жизни вельмож?
(на стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож)
-В каких условиях жил вельможа?
(в богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными явствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц)
— О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников?
(О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае – о вере в загробную жизнь)
Предлагает сформулировать учащимся тему урока. Задает вопрос, который может привести детей к ошибочному представлению о вельможе
Задает вопросы по прочитанному
Читают исторический документ(П), пытаются дать определение вельможи (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и (П), отвечают на вопросы учителя (П,К).
Вельможи – это знатные люди Египта, которые занимали определенные должности при дворе фараона)
Рассматривают рисунки(П)
4
Планирование
Ребята сформулировать тему нашего занятия!
Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.
Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.
Формулируют тему (П,К),
записывают в тетрадь. ( Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К).
5
Открытие нового знания
Послушайте, пожалуйста, текст исторического документа и найдите ответы на вопросы:
— Кто такой вельможа?(Это знатный и богатый египтянин)
— Чем занимался вельможа по поручению фараона? (Смотрел за работой арендаторов царской земли, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона)
— как выполнял свои обязанности вельможа? (выполнял так, что царь его хвалил)
— как относился к своему царю вельможа?(он его боготворил, пытался выслужится)
Формулирует вопросы и корректирует ответы.
Работают с текстом (П),
выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).
6
Применение нового знания
Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?
Решение творческой задачи:
Определите по прочитанному отрывку различия между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины.
(Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшин. Они считали равным себе, они его выбирали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины)
Читает творческую задачу
Формулирует вопросы, комментирует ответы.
Вспоминают (П), сравнивают,формулируют высказывания (П, К),
слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).
7
Рефлексия (итог урока)
Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?
Что нужно доработать дома?
Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.
Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).
8
Домашнее задание
§9, подготовить устный развернутый ответ по плану на стр.51: «войско фараона в походе»,
Задает домашнее задание, комментирует его
Записывают задание в дневник (Р).
infourok.ru
№ | Содержание | Ча сы | Дата план | Дата факт | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия | |||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | ||||||
Введение (1 час) | |||||||||
Кубань в XX-XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. | 1 | Географическая, административная карта края | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы. | Формируют ответствен-ное отношение к учению. | Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно. | |||
Раздел 1. Наш край на карте России (3 часа) | |||||||||
Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края. | |||||||||
Экономико-географическое положение. Административное устройство. Население. | 1 | Географическая, административная карта края | Самостоятельно выделяют формулируют познавательную цель, используя общие приемы решения задач. | Контроль и оценка действий партнера. | Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач. | Ставят учебную задачу, определяют последователь-ность промежуточ-ных целей с учетом конкретного результата, составляют план и алгоритм действий. | |||
Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование. | |||||||||
Природно – ресурсный потенциал. | 1 | Географическая, административная карта края | |||||||
Полезные ископаемые. | 1 | Презентация «Полезные ископаемые» | |||||||
Раздел 2. Кубань в 1900-конца 1930-х гг. (9 часов) | |||||||||
Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. | |||||||||
Социально-экономическое развитие Кубани в 1900-1916гг. | 1 | Карта «Административно-территориальное деление области и Черноморской губернии в 1860-1917» | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Проявляют активность во взаимодействии для решения познаватель-ных и коммуникативных задач (задают вопросы, предлагают помощь в сотрудничестве | Проявляют доброжелательн ость,отзывчивос ть, как понимание чувств другихлюдей и сопереживание им | Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |||
Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах. | |||||||||
Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах. | 1 | DVD «Кавказский фронт» | |||||||
Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900-1917гг. | |||||||||
Культура в начале XX века. | 1 | Презентация «Художественная культура Кубани на рубеже XIX – нач. XX вв.» | Ставят и формулируют цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строят в устной и письменной форме. | Владение монологичес-кой и диалогической формами речи. | Определя-ют свою личную позицию, адекватную дифферен-цирован-ную самооценку своих успехов в учебе. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |||
Тема 6. События революции 1917г. на Кубани. Гражданская война | |||||||||
Революционные события 1917г. в Кубанской области и Черноморской губернии. | 1 | Карта «Кубань и Причерноморье в 1920-1937гг.» Карта «События гражданской войны на Кубани» | Анализировать, сравнивать и обобщать изученные понятия. Строить логическое рассуждение, включая установление причинно – следственных связей. | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Формирование ответствен-ного отношения к учению. | Работать по плану, используя специально подобранные средства. | |||
Гражданская война на Кубани | 1 | ||||||||
Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1917 – 1920 гг. | |||||||||
Культурная жизнь Кубани в 1917 – 1920 гг. | 1 | DVD-фильм «История Кубани с древнейших времен до наших дней» | Выбирают основания и критерии для классификации Преобразовы-вать информацию из одного вида в другой. | Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории | Определя-ют внутрен-нюю позицию обучающихся на уровне положительного отношения к образова-тельном у процессу- | Выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат. | |||
Тема 8. Кубань в 1920-х гг. Нэп | |||||||||
«Расказачивание». Нэп. | 1 | Презентация «НЭП на Кубани» | |||||||
Тема 9. Культура Кубани в 1920-1930-х гг. | |||||||||
Рождение новой культуры. | 1 | Презентация «Культура Кубани в 1920-1930-х гг.» | Представлять информацию в виде презентации. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничествеформулируют собственное мнение. | Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности | |||
Тема 10. Кубань в 1930-хгг. Индустриализация. Коллективизация | |||||||||
«Революция продолжается!» (1930-е гг.) | 1 | Презентация «Коллективизация и индустриализация» | Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Аргументи-руют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве | Овладение навыками для практичес-кой деятель-ности. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено , и того, что еще неизвестно. | |||
Тема 11. Культура и образование на Кубани в предвоенные годы. | |||||||||
Развитие культуры и образования в предвоенное десятилетие. | 1 | Представлять информацию в виде презентации. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничествеформулируют собственное мнение. | Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. | Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности | ||||
Раздел 3. Краснодарский край в 1940-х – начале 1950-х гг. (5 часов) | |||||||||
Тема 12. Краснодарский край в годы ВОВ | |||||||||
Кубань в ВОВ | 1 | DVD-фильм «Кубанцы в ВОВ» | Ставят и формулируют цели и проблемы урока | Договаривают-ся о совместной деятельности, приходят к общему решению проблемы. | Развитие осознан-ного, уважитель-ного и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению. | Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. | |||
Освобождение. Начало возрождения. | 1 | DVD-фильм «Голубая линия» | |||||||
Тема 13. Культурная жизнь Кубани в годы ВОВ | |||||||||
Культурная жизнь Кубани в годы ВОВ | 1 | DVD-фильм «История Кубани с древнейших времен до наших дней» | Представлять информацию в виде презентации. | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. | Способ-ность вести диалог с другими людьми. | Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности. | |||
Тема 14. Восстановление и развитие края в 1945 – 1953 гг. Политика и идеология в послевоенное время. | |||||||||
Восстановление хозяйства. Политика и идеология. | 1 | Карта «Административное деление Краснодарского края» | Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Аргументи-руют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве | Овладение навыками для практичес-кой деятель-ности. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено , и того, что еще неизвестно. | |||
Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы (1945-1953) | |||||||||
Культура Кубани в послевоенный период. | 1 | DVD-фильм «История Кубани с древнейших времен до наших дней» | Представлять информацию в виде презентации. | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. | Способ-ность вести диалог с другими людьми. | Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности. | |||
Раздел 4. Кубань в 1950-1990-х гг. (6 часов) | |||||||||
Тема 16. Реформы в политике и экономике (1953-1964) | |||||||||
Реформы в политике и экономике. | 1 | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия | Целеполагание самостоятель-но анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | ||||
Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели» | |||||||||
Культурная жизнь Кубани в период «оттепели». | 1 | DVD-фильм «История Кубани с древнейших времен до наших дней» | |||||||
Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе. | |||||||||
Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе. | 1 | ||||||||
Тема 19. Культурная жизнь в середине 60- середине 80-х годов. | |||||||||
Культурная жизнь в середине 60- середине 80-х годов. | 1 | Представлять информацию в виде презентации, фото и видео материалах. | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. | Способ-ность вести диалог с другими людьми. | Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности. | ||||
Тема 20. «Перестройка». Политика и общество. | |||||||||
«Перестройка». Возрождение казачества. | 1 | Презентация «Перестройка. Политика и общество». | |||||||
Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (сер. 80-x XX — нач. XXI в.) | |||||||||
Культура в условиях трансформации общества. | 1 | ||||||||
Раздел 5. Краснодарский край в XXI в. (4 часа) | |||||||||
Тема 22. Краснодарский край – многонациональный регион РФ | |||||||||
Дорогой межнационального мира и согласия. | 1 | Карта «Административное деление Краснодарского края» | Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Формулиро-вать собственное мнение и позицию, аргументиро-вать и координиро-вать её с позициями партнёров в сотрудни-честве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Внутрен-няя позиция школьника; личностная мотивация учебной деятель-ности. | Адекватно самостоя-тельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | |||
Экономика в новых условиях. Развитие промышленного производства. | 1 | ||||||||
Особенности сельского хозяйства. | 1 | Презентация «Многообразие ПУ края» | |||||||
Транспорт и связь. Курорты и туризм. | 1 | ||||||||
Раздел 6. Духовные истоки Кубани (4 часа) | |||||||||
Христианские мотивы в культуре. | 1 | DVD-фильм «Святые места Кубани» | Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Находить дополнительную информацию. | Развитие осознан-ного, уважитель-ного и доброжела-тельного отношения к другому человеку, его мнению. | Оформлять опорный конспект – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). | |||
Духовные основы художественной культуры казачества. | 1 | ||||||||
Духовная лирика кубанских поэтов и композиторов. | 1 | DVD-фильм «Святые места Кубани» | |||||||
«Екатеринодарский Третьяков» — Ф.А. Коваленко и его дар. | 1 | Презентация «Хужожественный музей» | |||||||
Заключение (1 час) | |||||||||
Заключение «Портрет современной Кубани» | 1 | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников. | Владеть навыками поиска и выявления информа-ции с помощь различных источников (учебник, дополнительная литература, карта, Интернет и др.). | Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») | ||||
Итого | 34 |
videouroki.net
Урок Кубановедения 9кл Вводный
9 класс
Вводный урок
Тема: «Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия»
Цель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в XX – XXI вв. как основе процветания государства.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с основными особенностями национально-государственного строительства и развития межэтнического взаимодействия и добрососедства в многонациональной Кубани в XX — XXI вв.
воспитательная: формирование представления учащихся о многонациональном содружестве, взаимопомощи народов Кубани; формирование стремления к дружбе, уважения к народам, населяющим Краснодарский край, межнациональному миру и согласию.
развивающая: формирование навыков самостоятельной и групповой работы с различными видами исторической, статистической информации, составления таблиц, обобщения информации.
Работа с терминами.
Основные понятия: этнос, нация, национальность, межнациональные отношения, национально-государственное строительство, толерантность.
Учебное оборудование:
мультимедийная презентация к уроку;
Зайцев А.А., Лукьянов С.А. Кубань в ХХ веке: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2006.
История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).
ТСО: мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Форма урока: практикум.
Эпиграф урока:
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
(Пифагор, ок.570 – ок. 500 гг. до н. э.)
План урока.
Организационный момент.
Работа малых групп по заданиям блоков.
Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Предварительно класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек в каждой. Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и практический выход (конечный результат) урока. В ходе урока группы получают задания блоков (в работе их 3) и выполняют их последовательно. На выполнение задания каждого блока отводится 8 минут. Итогом групповой работы по каждому блоку становиться создание смыслового содержания ячейки для итоговой таблицы, которая станет конечным результатом совместной работы класса. Урок начинается с вступительного слова учителя (3-4 минуты), затем группы получают необходимые материалы для работы над каждым блоком заданий.
Вводное слово учителя:
ХХ век в истории нашей Родины, да и всего человечества, стал веком величайших войн и грандиозных научных открытий, веком гибели и рождения новых государств, веком революционных изменений в политике и экономике. И на каждой странице истории нашей Родины есть и кубанская строка: кубанцы строили «новый мир» и защищали свою землю от иноземных захватчиков, переживали периоды свершений и утрат, периоды сохранения и разрушения культурных традиций, вражды и сближения народов. Вместе со всем российским народом кубанцы пережили в конце ХХ века – начале XXI века глубочайший социально-экономический и политический кризис, развал Советского союза, разрушительные последствия российских реформ. Но, не смотря на все трудности Россия, а вместе с ней и наш край, сохранили мощные опоры своего возрождения. Это, прежде всего, природно-ресурсные богатства и высокий интеллектуальный потенциал страны и региона, которые могут служить важнейшим рычагом экономического и социального развития в будущем. Что можно сказать о будущем Кубани, как сложится ее социально-экономический и политический облик в ближайшей перспективе? Будущее, к сожалению, всегда покрыто плотной завесой неопределенности. Наука может лишь высказать некоторые предположения, привести аргументы в пользу той или иной гипотезы развития.
Но все это вовсе не означает, что разговор о будущем нашей малой родины несостоятелен. Наоборот, он крайне важен – и именно сейчас, на историческом перепутье, на котором оказалась наша страна и край. Этот разговор принесет немало пользы, если будет уделено должное внимание содержательным проблемам, раскрывающим причинно-следственные связи нашего прошлого. Из анализа свершившихся событий в прошлом можно более полно понять, чего заведомо не стоит делать и, наоборот, что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы общество и его экономика пошли на подъем, нашли бы, наконец, дополнительные опоры для своего возрождения и развития.
Что может в современных условиях стать этими дополнительными опорами для возрождения и дальнейшего развития социально-экономического потенциала Кубани?… Наверное, прежде чем мы сможем получить ответ на данный вопрос, нам с вами предстоит заглянуть в прошлое нашего края и страны. В этом вам, несомненно, поможет курс «Кубановедение», который нам с вами предстоит изучать в 9 классе. Ну и конечно вам в этом помогут знания, полученные на уроках «Истории», «Географии» и других предметов.
Обратите внимание на тему нашего урока — «Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» и ее эпиграф — «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». (Пифагор, ок.570 – ок. 500 гг. до н. э.).
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Обсуждение темы и эпиграфа, после чего учащиеся обобщают свои ответы.
Учитель:
Как вы думаете, что станет объектом исследования на нашем уроке?
Обсуждение вопроса, учитель подводит детей к выводу, что межнациональный мир и согласие могут являться одной из основ процветания нашего края в частности и государства в целом.
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с текстами 1 блока, выполнив задания к ним найти подтверждения к выдвинутой гипотезе.
Группы получают рабочий лист № 1 и выполняет задания.
Рабочий лист № 1 (время работы с заданиями 5 мин. и 3 мин. на обсуждение готовых ответов, ответы на вопросы вписываются в бланк)
I блок. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху.
Внимательно прочтите тексты и ответьте на поставленные вопросы:
Текст № 1. Национально-государственное строительство. Адыгея
После установления на Кубани советской власти в марте 1920 г. была создана Кубано-Черноморская область.
27 июля 1922 г. в составе Кубано-Черноморской области образована Черкесская (Адыгейская) автономная область (АО). Ее территория охватывала лишь небольшую часть современной Адыгеи. Административные учреждения автономной области находились за ее пределами, в Краснодаре.
10 апреля 1936 г. центр Адыгейской автономной области был перенесен из Краснодара в Майкоп. При этом в ее состав передана часть Майкопского района с городом Майкоп, а также Гиагинский район.
До 1991 г. Адыгейская АО последовательно входила в состав административных единиц, охватывавших территорию Кубани: Кубано-Черноморской области, Юго-Восточной области, Северо-Кавказского края, Азово-Черноморского края и Краснодарского края (с 1937 г.).
5 октября 1990 г. сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов провозгласила Адыгейскую советскую социалистическую республику (АССР).
3 июля 1991 г. в соответствии с законом Верховного Совета РСФСР Адыгейская АО преобразована в ССР Адыгея в составе РСФСР. Таким образом, был закреплен выход Адыгеи из состава Краснодарского края.
24 марта 1992 г. постановлением Верховного Совета Адыгеи ССР Адыгея переименована в Республику Адыгея.
Текст №2. Национально-государственное строительство. Абхазия и Карачаево-Черкесия
В 1921 г. после установления в Абхазии советской власти была провозглашена Социалистическая Советская Республика Абхазия. В 1922 г. она вошла в состав Грузии на федеративных началах. В 1931 г. Абхазия была «понижена» в статусе до автономной республики. В ходе событий 1992 г. Абхазия приобрела фактическую независимость, что было закреплено в Конституции 1994 г. В 2008 г. независимость Абхазии была признана Россией, а за ней – рядом других государств.
В 1922 г. была образована Карачаево-Черкесская автономная область. В дальнейшем она была разделена на несколько автономий, а в 1943 г. – ликвидирована. Восстановленная в 1957 г., Карачаево-Черкесская АО до 1990 г. входила в состав Ставропольского края. Ныне Карачаево-Черкесия –субъект Российской Федерации.
Текст №3. Национальные районы на Кубани
В 1920-е гг. при национально-государственном строительстве на Кубани учитывались интересы этнических групп, составлявших меньшинство. В составе Северокавказского края был образован ряд национальных районов.
В сентябре 1924 г. в составе Черноморского округа был образован Шапсугский район с центром в г.Туапсе. Район создан путем выделения территории, населенной горцами.
10 марта 1925 г. постановлением Северокавказского крайисполкома в составе Майкопского округа образован Армянский район.
27 февраля 1928 г. постановлением Президиума ВЦИК в составе Армавирского округа образован Ванновский район.
27 февраля 1930 г. постановлением Северокавказского крайисполкома в Черноморском округе был образован Греческий район с центром в ст. Крымской. В него вошли части территории Крымского и Абинского районов.
Текст № 4. Межнациональные браки
В 1925 и в 1939 гг. межнациональные браки у адыгейцев составляли соответственно 0,3% и 0,4%, у адыгеек – 0,02 и 0,07%. После Великой Отечественной войны многие мужчины-адыги вернулись с фронта женатыми на женщинах других национальностей. Но в 1950 г. межнациональные браки составляли у адыгейцев только 0,5%, у адыгеек – 0,2%. К 1963 г. их число выросло до 0,6% у мужчин и 0,3% у женщин. При этом мужчины чаще вступали в такие браки, чем женщины, в чем также продолжала сказываться роль традиции. Ситуация изменилась лишь в 1960 – 1970-е годы. С 1960 по 1979 гг. количество адыго-русских браков в Адыгее выросло с 2,6 до 11%. Общее количество смешанных семей в Адыгее в 1976 г. составило 19% и этот показатель неуклонно рос в последующие годы.
Задания к текстам:
Знакомясь с содержанием предложенных текстов, укажите основные результаты национально-государственного строительства.
Как национально-государственное строительство способствовало укреплению межнационального взаимодействия и добрососедства?
Какой из предложенных текстов, на первый взгляд, выпадает по содержанию из основного ряда? Объясните, на каком основании он включен в этот ряд.
После обсуждения ответов на задания блока общие выводы вписываются в специальный бланк и вывешиваются на доске
Вводное слово учителя ко 2-му блоку: Одной из самых ярких и трагических страниц истории ХХ века стала Вторая мировая война (1939-1945гг.). Великая Отечественная война – самое кровавое событие прошлого века, непосредственно коснувшееся Кубани. Руководящие круги Германии планировали не просто разгромить СССР как государство. В «Генеральном плане «Ост» говорилось: «Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их». План предусматривал переселение «нежелательных в расовом отношении» местных жителей в Западную Сибирь. Общая беда сплотила народы нашей страны и многонациональной Кубани, укрепив дружбу представителей разных национальностей перед лицом общей опасности.
Учитель предлагает ученикам выполнить задания к блоку.
Рабочий лист № 2 (время работы с заданиями 5 мин и 3 мин на обсуждение готовых ответов, ответы на вопросы вписываются в бланк)
II блок. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний.
Внимательно прочтите тексты и ответьте на поставленные вопросы:
Текст № 1 . Отрывки из « ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ «ВОСТОЧНОГО МИНИСТЕРСТВА» ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ «ОСТ»
а) …Как на Урале, так и на Кавказе существует много различных народностей и языков. Будет невозможно, а политически, пожалуй, и неправильно делать основным языком на Урале татарский или мордовский, а на Кавказе, скажем, грузинский язык. Это могло бы вызвать раздражение у других народов этих областей. Поэтому стоит подумать о введении немецкого языка в качестве языка, связывающего все эти народы… Тем самым немецкое влияние на Востоке значительно увеличилось бы. Следует также подумать об отделении Северной России в административном отношении от территорий, находящихся под управлением имперского комиссариата по делам России… Не следует отвергать мысль о преобразовании этого района в будущем в великогерманский колониальный район, так как его население еще в большой степени обладает признаками нордической расы. В целом в остальных центральных областях России политика отдельных генеральных комиссариатов должна быть направлена по возможности на разъединение и обособленное развитие этих областей…
б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «а», является ослабление русского народа в расовом отношении. Онемечивание всех русских для нас невозможно и нежелательно с расовой точки зрения. Что, однако, можно и нужно сделать, так это отделить имеющиеся в русском народе нордические группы населения и произвести их постепенное онемечивание…
в) Есть много путей подрыва биологической силы народа… Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским…
Текст № 2. В ноябре 1941 г. в районе села Дьяково на Украине отважно сражался со своей ротой политрук адыгеец Хусен Андрухаев. Когда кончились патроны, он взял в руки противотанковые гранаты, подпустил противника и с возгласом: «Русские не сдаются!» — подорвал себя и окружавших фашистов. За проявленное мужество X.Б. Андрухаев был удостоен звания Героя Советского Союза. Снайперской винтовке, принадлежавшей X.Б. Андрухаеву, командованием фронта было присвоено его имя, и ее вручили лучшему снайперу части Николаю Ильину, а после его гибели — Афанасию Гордиенко. Сейчас эта винтовка с перебитым ложем хранится в Центральном музее Вооруженных Сил. Она стала олицетворением боевого братства адыгейца X.Б. Андрухаева, русского Н. Ильина, украинца А. Гордиенко. Имя героя Советского Союза Х.Б. Андрухаева присвоено Адыгейскому педагогическому колледжу.
Текст № 3. Яркий пример межнационального содружества и взаимопомощи являет собой история армянской женщины Аршалуйс Ханжиян. Когда немецкие войска ворвались в Горячий Ключ, в районе горы Нависла проживающей здесь семьей Ханжиян был создан госпиталь, где оказывали не только медицинскую, но и моральную, нравственную поддержку раненым. Они все были разных национальностей, но все в равной мере получали свою долю заботы и внимания. К сожалению, не все попавшие сюда смогли выжить и были похоронены здесь же, на поляне госпиталя вместе с погибшими в боях за оборону Горячего Ключа. Аршалуйс Ханжиян непрестанно следила за ранеными, буквально отдавала им частички своей души, со всей ответственностью подходя к своему долгу.
После войны Аршалуйс так и осталась жить здесь – в хуторе Поднависла, ставшим впоследствии известным на всю страну. Все жители Горячего Ключа на протяжении более 50 лет доподлинно знали: покой наших солдат не будет нарушен, их вечный сон в братских могилах под надежной охраной. Аршалуйс не вышла замуж, жила одна, считая своим долгом быть здесь, с погибшими, встречая и провожая их родных и близких. В трех братских могилах здесь покоится около тысячи солдат, по словам Аршалуйс, в самой большой – напротив дома Ханжиян — захоронено более 600 бойцов.
9 мая 2000 года в Поднависле открыт мемориал. Монумент с надписью: «Бессмертен твой подвиг, советский солдат». Этот мемориал в Поднависле сегодня является не только памятником павшим солдатам, но и памятью о жизненном подвиге армянской женщины — Аршалуйс. Рядом с мемориалом на поляне стоят две часовни – армянская и русская как символ единения народов нашей страны.
Задания к текстам:
Основываясь на текстах докажите, что межнациональное сотрудничество сыграло важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне. Приведите 2-3 доказательства.
Можете ли вы привести подобные примеры межнациональной дружбы и взаимопонимания в современное время?
После обсуждения ответов на задания блока общие выводы вписываются в специальный бланк и вывешиваются на доске.
Вводное слово учителя к 3 блоку: После Великой отечественной войны страна перешла к мирному строительству, и лишь благодаря усилиям всех народов удалось быстро восстановить экономику. Не является исключением и многонациональная Кубань на территории, которой мирно живут более 120 национальностей. Народы Кубани с энтузиазмом стали восстанавливать разрушенные города и станицы.
На протяжении XX в. представители всех народов нашей малой родины сражались и дружно трудились плечом к плечу. Тем не менее, в наши дни в области межнациональных отношений существуют серьезные проблемы. Давайте выявим эти проблемы и найдем пути их решения..
Рабочий лист № 3 (время работы с заданиями 5 мин и 3 мин на обсуждение готовых ответов, ответы на вопросы вписываются в бланк)
III блок. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего государства.
Выскажите свое мнение по имеющимся в крае проблемам взаимоотношения народов. Что бы вы предложили сделать губернатору нашего края для улучшения взаимоотношений между народами? Скоро олимпийские игры в Сочи. Какие меры по недопущению возникновения межэтнических конфликтов, по вашему мнению, необходимо начать сейчас, а что нужно будет делать во время проведения олимпиады?
Свои соображения изложите в форме тезисов (3-4 положения) и представьте вниманию других групп. (Текст тезисов вывешивается на доске).
Учитель подводит учащихся к мысли, что межнациональный мир и согласие являются непременными условиями процветания современной России и многонациональной Кубани и действительно может служить фундаментальной опорой для процветания нашего Края.
РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке.
Заключительное слово учителя:
Многообразен лик нашей Кубани: степь и горы, море и леса, каждый уголок нашей малой родины неповторим еще и благодаря народам, проживающим здесь.
Биологическая и социокультурная природа человечества едина, но она оригинальна в своих конкретных проявлениях. Почти каждый этнос (народ) говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды, нормы поведения, запас как общечеловеческих, так и специфических, присущих только ему знаний и опыта. Поэтому мы достаточно легко отличаем грузина от армянина, грека от турка, эстонца от русского и т.д. Многообразие этнических культур – это показатель неограниченных адаптивных способностей людей к различным условиям и один из гарантов сохранения человечества как вида.
Домашнее задание: Составьте описание народов, проживающих в вашей местности.
infourok.ru
План-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему: Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
Тема урока по кубановедению для 9-х классов
«Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
Разработала учитель кубановедения Орещенко Е.А.
Цели:
- знакомство учащихся с культурой Кубани в начале ХХвека;
- Развитие умений самостоятельной работы с учебником, умения делать выводы и систематизировать полученные знания;
- Воспитание патриотических качеств у учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, проектор
План
- Образование
- Просвещение
- Здравоохранение
- Наука
- Печать
- Литература
- Музыкальная жизнь.
- Театры и зрелища
- Изобразительное искусство
- Изменение внешнего облика городов
Ход урока.
- Орг. Момент Здравствуйте, ребята
- Опрос д/з
- Как кубанцы отнеслись к Первой мировой войне? Почему это отношение будет изменяться с течением времени?
- Как война отразилась на экономике края? Какая отрасль оказалась наиболее чувствительной на тот момент?
- Почему на Кубани начались «бабьи» бунты?
- Изучение новой темы.
- В начале ХХ века на Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в том числе: начальные училища, церковно приходские школы, гимназии,реальные училища. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).
Запись в тетрадь.
Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»
Начальное образование | начальные училища, церковно приходские школы |
Среднее образование | гимназии, реальные училища. |
Профессиональное образование | с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища |
Подготовка учителей начальных школы | Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы |
Подготовка фельдшерского состава | Екатеринодарская военно-фельдшерская школа |
Высшее образование | — |
- Как вы думаете, почему ускорился темп развития системы образования на Кубани?
- Что свидетельствовало о недостаточном развитии региональной системы образования?
- Центр просвещения на кубани – библиотеки и читальни. 1900г. – открытие библиотеки имени А.С. Пушкина в г. Екатеринодаре. 1902г. –открытие 2-1 городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Для данного периода характерно открытие музеев и картинных галерей в крупных городах края.
- Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаребыл организован надзор за санитарным состоянием населенных мест. Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности — и госпитальную помощь.
В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества — улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.
В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В.С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.
Для этого периода характерно улучшение оснащения мед.аппаратурой и оборудованием лечебных заведений городов края, использоване рентгеновских аппаратов, появление родильных приютов, зубоврачебных кабинетов.
4.Запись в тетрадь.
Для науки характерно:
- Продолжения изучения древних курганов
- Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области.(ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
- Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства
5.Рассказ учителя из рубрики «Из истории…»
30 марта 1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги – серой и белой, отчего и различалась цена годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.
В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.
Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости».С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.
С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е.Д. Фелицын – самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.
Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.
Задание. Установите соответствие.
А)Н.Н. Канивецкий 1. Поэзия и фольклористика
Б) А.Е. Пивень 2. Бытописательство и юмор.
В)П.П. Орлов 3. Популяризация истории казачества
Г)М.К. Седин
4. Издание журнала «Прикубанские степи», описание жизни и деятельности выдающихся представилей кубанского казачества.
6.7.8. Самостоятельная работа с учебником стр. 31-33.
Составьте план сообщения по пунктам «Литература, музыка, изобразительное искусство,театры и зрелища на Кубани в начале ХХв.»
9. Прочитайте текст учебника на стр. 33-34 и ответьте на вопрос:
Как повлияли на развитие градостроительства экономические и культурные потребности региона?
Рефлексия:
Какую роль в развитии культуры играли общественные инициативы?
Домашнее задание: параграф 6, вопросы стр. 34 №1-5
nsportal.ru