cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

9 класс коровина литература древнерусская литература конспект – Нужен конспект по литературе 9 класс (ДРЕВНЕРУССКАЯ…

Нужен конспект по литературе 9 класс (ДРЕВНЕРУССКАЯ…

Древняя русская литература — это начальный и исторически закономерный этап  развития русской литературы. Историю  русской литературы принято делить  на две части: древнюю русскую литературу — от начала ее по XVII в. и  новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв.  Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства — Киевской Руси. По своим размерам  и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была  помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской  Руси.

Время появления письменности у русского народа пока  точно не установлено. Долгое время господствовало  убеждение, будто она пришла с христианством  в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие  такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть  лишь очень  примитивным  в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.

Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было  привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь  смогла использовать уже готовый старославянский  алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу  оказал фольклор. Через него в литературу проникла  народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Оцени ответ

napyaterku.com

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

Урок 1.

Конспект урока литературы в 9 классе.

Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:

1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

3  Воспитывать любовь к литературе.

4 Познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве» как величайшем памятнике древнерусской литературы.

Оборудование:

— Компьютер,

— Учебник литературы для 9 класса.

— Фотографии и рисунки к теме

Ход урока:

1Организационный момент.

2 Опрос домашнего задания:

— Скажите ,ребята, какова роль литературы в духовной  жизни человека?

3 Повторение изученного в 5-8 классах.

Слово учителя.

      —  Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в5- 8 классах.

-Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Назовите.

-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь «признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

 — Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали? Кто их автор?

(«Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,»Житие Сергия Радонежского»,(Епифаний Премудрый) и др.

4 Объяснение темы. Постановка цели.

 Работа  со статьей «Древнерусская литература»

 — Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу 10 века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)(Запись в тетради)

Слово учителя.

Первыми книгами ,появившимися на Руси, были переводные церковные книги.

В начале 11в появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высокообразованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально

прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

— Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

Основные периоды развития древнерусской литературы.(Запись в тетради)

XI-XIII в. — литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода — призвать русских князей к объединению.

XIV-XVIIв. — литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

Слово учителя .Лекция.

— Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».Мы познакомимся с сюжетом , идейной направленностью произведения.

 Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы.

Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.

В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.

          «Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев.

 5  Композиция «Слова о полку Игореве»

Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений:  от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная  по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части  гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство  – чувство любви к родине. 

 Историческая основа

В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена

 Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».

  Далее автор обращается к тому, как  Святослав узнал о поражении Игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.

    Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.

    Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он  не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование  становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.

   Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему.

  Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.

   Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово» глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби. 

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.

В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

6 Закрепление темы.

— Кому посвятил автор «Слова…» вступительную часть?

-Какова познавательная ценность «Слова»?

-Как автор «Слова относится к походу Игоря?

7 Итог урока.

  «Слово о полку Игореве» возвышается уединённым памятником в пустыне нашей древней словесности», — писал А.С.Пушкин. С тех пор представления о древнерусской литературе изменились. «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Задонщина» и «Повесть о горе-злосчастии», «Житие» протопопа Аввакума – яркие и значительные страницы русской литературы допетровского времени. И всё же не было в древнерусской литературе ничего равного «Слову…» по поэтической мощи, красоте, мудрости. И, наверное, поэтому внимание следующих поколений к «Слову…» стало постоянным. Как справедливо заметил Д.С.Лихачёв, «протекшие столетия не приглушили его патриотического звучания и не стёрли его ярких красок». Произведение, написанное в XII веке, осталось вдохновительной силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней.

8 Рефлексия.

-Что же узнали мы сегодня на уроке?

-Над чем бы вы хотели поразмышлять в дальнейшем?

9 Оценка работы учащихся.на уроке.

10 Домашнее задание.

  1. Подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов.
  2. Составить план по композиционным частям «Слова».

Используемая литература:

1Д.С.Лихачев « Слово о полку Игореве»- историко-литературный очерк.

2 Учебник – хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

nsportal.ru

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе «Литература в Древней Руси».

Приложение 1. Материалы для подготовки индивидуальных заданий.

«Слово о полку Игореве» было открыто в начале 90-х годов XVIII в. в одной древней рукописи знатоком старинной книги, историком и археологом графом А.И. Мусиным-Пушкиным. Высокую оценку поэтических достоинств древнего произведения сразу же дали М.М. Херасков, Н.М. Карамзин. Первое печатное известие об открытии «Слова» появилось за границей, в гамбургском журнале «Spectateur du Nord» 1797 г. (октябрь). А в 1800 г. «Слово…» было издано под заглавием «Ироическая песнь о походе удельного князя Новагорода — Северского Игоря Святославича. писанная старинным русским языком в конце XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». Ближайшими помощниками А.И. Мусина-Пушкина в осуществлении этого издания были А.Ф. Малиновский и Н.Н. Бантыш- Каменский. Они же были первыми исследователями «Слова…», открытие которого было большим событием в культурной и литературной жизни России, оно заставило пересмотреть отношение к нашей древней литературе и истории Древней Руси..

Мусин-Пушкин с помощниками успел сделать два важных дела. В 1790-е годы для императрицы Екатерины II была подготовлена специальная копия. Во время французского нашествия в сентябре 1812 года тот самый рукописный хронограф, найденный Мусиным-Пушкиным, сгорел во время Московского пожара. Сохранились только переписанные с него копии

Таким образом, екатерининский список и первое издание — два источника, благодаря которым мы знаем “Слово”.

Об авторе “Слова” ни в самом произведении, ни в других исторических источниках не сказано. буквально ничего. Анонимность обычна для произведений древней литературы, но “Слово”, особенно         Поклонники искали возможного автора среди современников описываемых событий. Круг претендентов оказался широк. Согласно разным гипотезам, “Слово” могли написать и сам князь Игорь, и его сын Владимир, и его дружинник, и киевский боярин Петр Бориславич, и множество известных и неизвестных князей ХII века.

Однако уже в начале ХIХ века возникло скептическое направление в исследовании “Слова”. Скептики считали, что это — созданная в том же ХVIII веке подделка, мистификация. Их даже не убедила обнаруженная позднее “Задонщина”, памятник конца ХIV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского над татарами и явно использующий некоторые мотивы и формулы “Слова”. Скептики утверждали: неизвестный автор использовал именно “Задонщину” как образец для своей фальсификации.

 В числе возможных авторов “Слова” называли открывшего его А. И. Мусина-Пушкина, одного архимандрита, одного чешского филолога и даже Н. М. Карамзина.

Уже в нашем столетии знаток древнерусского языка, составитель словарей, исследователь новгородских грамот А. А. Зализняк всесторонне исследовал язык “Слова” и сделал одновременно парадоксальный и закономерный вывод.

Текст “Слова” ни в чем не противоречит языковым нормам ХII века, осложненным влиянием жившего где-то на северо-западе переписчика ХV–ХVI веков (в списке отразились особенности северорусского говора).

Если же это подделка ХVIII века, то ее автором должен быть либо интуитивный “гений имитации”, либо “безмерный гений” лингвистики, который знал и виртуозно использовал результаты исследований древнерусского языка, достигнутые совокупными усилиями за все следующее столетие. К тому же этот гений предпочел навсегда скрыть свое имя. Вероятность существования такого автора тоже есть, но она исчезающе мала.

Таким образом, автор “Слова” остается в ХII веке, а не в ХVIII. Его имя, видимо, навсегда останется тайной, но главное о нем мы знаем. Он действительно был интуитивным гением, причем даже не подозревающим о своей гениальности. Только гений способен так рассказать о своем времени, что его читают и через восемь веков.

Историческая основа «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — это произведение, основанное на реальных событиях.  Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн. Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу. Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди. Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасить Русь от набегов половцев. Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу. Вскоре князь Игорь решил отправиться в свой собственный поход, чтобы доказать свою храбрость.

nsportal.ru

Уроки литературы в 9 классе по теме «Древнерусская литература» с использованием ИКТ. (3 урока)

Данные об авторе

Автор(ы): 

Иванова Светлана Петровна

Место работы, должность: 

МАОУ СОШ д.Волок, учитель русского языка и литературы.

Регион: 

Новгородская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

9 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

Урок №1. 1.Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы; 2.Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы Урок №2. 1.Дать основные представления об истории создания величайшего памятника древнерусской литературы. 2.Познакомить с событиями, нашедшими отражение в «Слове…». 3.Знакомство с исследованиями «Слова…» и его переводчиками. Урок №3. Познакомить учащихся с основными языковыми особенностями произведения.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

 

   

1.      Кор

 

1.                Коровина В.Я., Журавлев В.П., и др.

                «Литература: 9 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях» 

                 М.: Просвещение, 2007.

2                  Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский  И.С., и др 

               «Читаем, думаем, спорим…» 9 класс.

                М.: Просвещение, 2004.

1. 

Используемая методическая литература: 

 

1.                      Коровина В.Я., Збарский И.С., и др.

  «Литература: 9 кл. Методические советы.»

 М.: Просвещение, 2000, 2001, 2003.

2.                    Миронова Н.А. «Тематическое и поурочное планирование»

 к учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс»,

   автор-составитель В.Я.Коровина и др. М.: Экзамен, 2003

Используемое оборудование: 

 

— Компьютер, медиапрезентация;

— Учебники литературы для 9 класса.

— Иллюстрации к «Слову…».

Используемые ЦОР: 

 

1.                     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 9 класс.

                   Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007.

Краткое описание: 

Система уроков по древнерусской литературе для 9 класса, по программе В.Я.Коровиной с ипользованием ИКТ.

 

Урок 1.

 

ТЕМА:

 «Особенности развития древнерусской литературы».

Цели:

1.      Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2.      Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

Оборудование:

— Компьютер, медиапрезентация;

— Учебники литературы для 9 класса.

Ход урока.

Слайды 2-3. 

                   Слово учителя.

                       Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием

                 христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами,

                 появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века

                 появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко

                 образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально

                 прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

                    Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать.

Слайд 4. 

                    Задание: Назовите известные вам жанры древнерусской литературы (летопись,

                сказание, поучение, повесть, житие и др.)

                Вопрос: Чем различаются произведения этих жанров?

Слайд 5.  

                     Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам  «Повесть

               временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей.

               Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

Слайды 6-7.   

                         

Задание: Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали. Кто их автор?

                    («Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», 

                   «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского»

                   (Епифаний Премудрый), «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное» и др.)

                          Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.

                  Современность, считали монахи, — это итог прошлого, а от настоящего зависит

                 будущее, его спасение или гибель.

                 По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года,

                 когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая    

                 распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»

Слайд 8.

 

                   Слово учителя (лекция).

                     Основные периоды развития древнерусской литературы.      

        XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия  (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению.

        XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая  («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

 

Слайд 9

                Особенности древнерусской литературы  (запись основных положений в тетради).

1)      Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.

(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит  Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).

2)      В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется  бытовая тематика).

3)      В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).

4)      Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

Слайд 10. 

                                              Вывод.

                           Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

                           Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет

                           семьсот лет.

                           Знать фольклор, древнерусскую литературу — значит сохранять память народную.

 

Домашнее задание:  

  1. Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.

   2.  Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)

 

Урок 2.

 

ТЕМА:

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

 

Цели:

1.      Дать основные представления об истории создания величайшего памятника

        древнерусской литературы.

2.      Познакомить с событиями, нашедшими отражение в «Слове…».

3.      Знакомство с  исследованиями «Слова…» и его переводчиками.

Оборудование:

— Компьютер, медиапрезентация;

— Учебники литературы для 9 класса.

— Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Повторение.

Беседа по вопросам:

Ø      Когда и как начиналась русская литература?

Ø      Каковы её первые произведения?

Ø      Известны ли имена авторов?

Ø      На какие периоды подразделяется древнерусская литература?

Ø      Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

Ø      Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (заслушать некоторые ответы).

 

2.. Работа с текстом.

Выразительное чтение начала древнерусского текста «Слова …».

 Знакомство с прозаическими (например, Д.С.Лихачёва) и стихотворными переводами (В.А.Жуковского, А.Майкова, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого).

 Слово учителя.

         Многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, выполненных учёными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но любой перевод условен, т.К. нельзя считать «Слово…» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до 17 века на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет её «Слово», но мы уже отметили его ритмичность. Это особый народный песенный стих. Так или иначе достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту текста и обаяние образов.

 

 3.  Лекция учителя.

       Слайд 11. 

             В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.  

      

Слайды 12-13.

              Князья использовали в своей борьбе половцев, которые, в свою очередь, объединились под властью Кончака. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь.

       Игорь вначале вступает в союз с Кончаком, но постепенно понимает, что раздор не на благо русской земле, кается. В начале 80-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединёнными усилиями половцев. Князь Игорь не успевает вовремя и не принимает участия в битве. По этому поводу князь очень переживает и, «не сдержав юности своей», отправляется на половцев один.

        Слайды 14-15.

          В   1185 году  Новгород-Северский князь Игорь Святославич вместе со своим братом, сыном и племянником, не предупредив  других князей, отправился в половецкую степь. В поисках воинской славы Игорь повел свои полки в Степь. . На полпути русские стали свидетелями редкого природного явления солнечного затмения — это был недобрый знак, так считали многие. И действительно, выиграв первое сражение, вторую битву  князь Игорь проиграл. Почти все русское войско погибло, остались в живых только 12 человек. Впервые за многие годы князей берут в плен. Князь Игорь позднее бежал из плена.

         Половцы перестают бояться русских князей. Это имеет страшные последствия для русской земли.

          Слайд 16.

        Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

       В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что  участвовал  в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.

       В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

 

Домашнее задание: 

                Подготовить выразительное чтение отрывка (на выбор учеников).

                Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы и др.) из текста «Слова…»

 

Урок 3.

 

ТЕМА:

Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Проблема авторства.

Цель:

         Познакомить учащихся с основными языковыми особенностями произведения.

Оборудование:

— Компьютер, медиапрезентация;

— Учебники литературы для 9 класса.

— Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Проверка домашнего задания.

                                                Выразительное чтение отрывка.

2.      Беседа по вопросам (повторение).

Слайд 17.

Ø      Охарактеризуйте князя Игоря. Каким изображает автор князя?

                              (Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем 

                               в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и

                               соскочил с него серым волком»)

Ø      Как можно определить жанр произведения? Почему?

                                 (Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста

                                  признаки нескольких жанров)   

Ø      Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»?

                                  (Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна

                                   и др.)

3.  Языковые особенности «Слова…».

       Беседа по вопросам:

Ø      Найдите в тексте «златого слова» Святослава приёмы ораторской речи

                                    (риторические вопросы и восклицания, обращения, поучения

                                      молодым князьям)

Ø      Какие поэтические приёмы, присущие лирическим жанрам, используются в плаче Ярославны?

                                      (олицетворения, сравнения, постоянные эпитеты)

Ø      Какие художественные средства используются автором для создания поэтических образов? Работа с таблицей

Слайды 18-19.

3.      Проблема авторства. (Выступление подготовленного ученика) Слайд 20.

              Поиски автора «Слова о полку Игореве» продолжаются уже второе столетие. Высказывается несколько предположений по данному поводу:

Ø      Воин, участник похода Игоря.

Ø      Монах-книжник (написал по словам участников похода)

Ø      Сам А.И.Мусин-Пушкин.

Ø      Князь Игорь (или его супруга Ярославна)

Ø      Киевский боярин Пётр Бориславович.

Ø      Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»).

Вывод: Закончить наш разговор о великом памятнике древнерусской литературы хочется словами В.Чивилихина

 «Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить  свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»

     

 Домашнее задание:

1        домашнее сочинение. Темы:

          «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово…», я бы нарисовал»;

          «Чем интересно «Слово…» современному читателю»;

          «Образ Русской Земли на страницах «Слова…»»

2    выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

 

Прикрепленный файлSize
Особенности развития древнерусской литературы.rar1.02 MB

www.openclass.ru

Конспект по литературе 9 класс древнерусская литература

   Возникновение древнерусской литературы относится к к.X века, когда с принятием на Руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.

   Русь была велика и ей конечно же требовались грамотные люди. Это понимали наиболее дальновидные князья. Первые школы начал вводить Владимир Красное Солнышко. Ярослав Мудрый, по словам летописца, велел в Новгороде собрать триста детей и учить их книгам.

   Сами князья нередко были глубоко образованными людьми. Ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». Ярославов сын Святослав Черниговский имел у себя полные клети книг. Несколько позднее знатоками книг стали Владимир Мономах и Ярослав Осмысл. Иные князья, по словам летописцев, все свое состояние спускали на книги, стоившие тогда очень дорого.

   Наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. За крепкими стенами, в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.

   Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения). (Слайды 3-7 – повторение жанров древнерусской литературы).

   Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.

   В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами)

otvetytut.com

История и древнерусская литература (9 класс)

История и литература

Древнерусской литературе не повезло. Изучается по существу только «Слово о полку Игореве». А вот соотнести историю литературы с политической историей страны не успеваем. Самые выдающиеся деятели русской истории 10-17 веков.

Святослав

Ярополк

Владимир

Святополк

Ярослав

Борис

Глеб

Святослав

Изяслав

Святослав

Всеволод

Святополк

Олег

Владимир Мономах

Всеволод

Юрий Долгорукий

Святослав

Андрей

Боголюбский

Всеволод

Большое Гнездо

Ярослав

Александр

Невский

Владимир Святославович – внук Игоря, с 980 киевский князь. В 988 году провозгласил государственную религию – христианство. Ярослав Владимирович стал князем киевским в 1019 году. Возникают первые произведения оригинальной русской литературы. Между 1037 и 1050 создан политический трактат «Слово о Законе и Благодати» митрополитом Иларионом, единственный русский митрополит в 11 веке (остальные были греки). В середине 11 века оформляется как особый литературный жанр русское летописание. Блестящим завершением этого процесса стала «Повесть временных лет», созданная Нестером. При Ярославе созданы первые жития. Житие Глеба и Бориса, Антония Печерского и Феодосия Печерского. Игумен Даниил совершает паломничество в Палестину и оставляет обширное описание своего пути и увиденного им в святых местах. Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава. Его сочинения «Поучение» и письмо к Олегу Святославовичу. Всеволод знал 5 языков. В «Поучении» дает советы всем тем, кто захочет прочесть его творение. Политические и нравственные советы. А вот письмо – частное. Сочинения Мономаха – прекрасное свидетельство высокого уровня русской культуры того времени. Андрей Юрьевич Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, старший брат Всеволода Большое Гнездо. Князь не любил жить в столице. Укреплял Владимиро-Суздальскую Русь. Он был инициатором создания цикла произведений, посвященных празднику Покрова Богородицы. Сам написал «Слово о милости Божьей». Святослав Всеволодович, внук Олега Святославича. В 60-70-е годы славится епископ г. Турова Кирилл, признанный мастер церковных поучений и торжественных слов о праздниках. «Слова» Кирилла станут известны всей Руси. Ярослав Всеволодич. Сын Всеволода Большое Гнездо. С его именем ученые связывают два произведения – «Слово о погибели русской земли» и «Моление». «Слово о погибели» сохранилось в списках, 15 и 16 веков. Это отклик на нашествие Батыя. А дальше будет катастрофа – нашествие монголо-татар. Рухнут крепостные стены, обратятся в уголь города, падут воины-защитники. Поредеет и княжеский род от Рюрика: в битве на Сити погибнут князь Владимирский Юрий Всеволодич, и его сыновья. Откликнется и на эти бедствия древнерусская литература.

infourok.ru

Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Конспект урока литературы в 9 классе

«Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:

-выявить уровень литературного развития учащихся;

-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.

-углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

Задачи:

— работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему

   -продолжить работу по воспитанию гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник литературы 9класса.

                                                          Ход урока.

1Организационный момент.

1)Вступительная беседа.

–Какие книги вы прочитали за лето?

-Какие из них заинтересовали вас? Почему?

-Как знания ,умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

2.Изучение нового материала.

                                                                   «Литература- учебник  жизни.»

                                                                                                         А.М.Горький.

— Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

1.Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса –познакомить вас с богатством русской литературы, с многообразием ее форм. Обратимся к  учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради: Основные разделы курса литературы 9 класса:

  1. Древнерусская литература.
  2. Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
  3. Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
  4. Литература XX века.

2)Беседа

-Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?

-Что нового  в содержании учебника?

-По какому принципу расположен учебный материал?(хронология)

-Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

3)Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам»(Учебник  для 9 класса в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной,с.3)

-Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

-Какого чтения потребуют изучаемые произведения?

Слово учителя.

. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события,  отражающие историю нашей Родины. А у нас  достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях идет речь? (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война,  Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, правду и ложь.

Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание М.Горького?(Подвести учащихся к итогу , что главное назначение литературы –воспитывать духовность в человеке и развивать его лучшие качества).

  1. Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.(Литература(лат.)-«написанное»
  2. Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?
  3. Что является характерной особенностью художественной литературы?
  4. Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

-. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии  Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

— Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль литературы в духовной жизни человека. . Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

1 Древнерусская литература.

Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… «Слово…» — драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

2 Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова — реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития — путь сближения литературного языка с языком народным».

3 Литература 19 века.

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

 4 Литература XX века

XX век — век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе — И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

4. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль.

Итог урока: Итак, нам предстоит познакомиться с удивительными творениями русской литературы, играющей большую роль в духовной жизни человека. «Литература-это трибуна…»Писатель-пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей».

5 Рефлексия: — какова роль литературы в духовной жизни человека?

                              _ почему литературу называют учебником жизни?

6 Комментарий оценок.

7 Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература».

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *