cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок русского языка 8 класс составное именное сказуемое – Урок русского языка в 8 классе «Составное именное сказуемое»

Урок русского языка в 8 классе «Составное именное сказуемое»

Урок 2

Составное именное сказуемое

Цели: повторить структуру составного именного сказуемого; отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Тип урока: закрепление ранее изученного

Ход урока

  1. Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

  1. Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

  1. Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. 

  1. Чем они отличаются?

  2. Сколько слов входит в простое сказуемое?

— Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

  1. Сколько слов входит в составное сказуемое?

2 и более

  1. Чем может быть выражено простое сказуемое?

  2. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

  1. Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

9. Вспомните 3 группы глаголов-связок.

1)Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь)

2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д. 

10.Какая связка называется нулевой?- В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется  нулевой связкой.

  1. Практическая разминка.

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

III.Работа по подготовке к ГИА. Задание № 8 в ОГЭ требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. 

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

IV.Работа с учебником – с.76 таблица

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Да ты кто?

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Самопроверка.

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

4. Наречием

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

6. Местоимением

7. Фразеологизмом

V. Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Из каких частей состоит составное именное сказуемое?

-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

VI.Домашнее задание: § 14, упр. 146; выучить теорию.

Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.

infourok.ru

Тема урока «Составное именное сказуемое». 8-й класс

Разделы: Русский язык


Цель урока: дать понятие о составном именном сказуемом.

Задачи:

  • закрепить умение различать простое глагольное сказуемое “быть” с глаголом — связкой “быть” в составном именном сказуемом;
  • лабораторным путём выяснить, какими частями речи может быть выражена именная часть;
  • развивать познавательный интереса учащихся;
  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Тип урока: комбинированный

Структура урока – линейная:

— организация начала урока;

— актуализация прежних знаний и способов действий;

— целеполагание;

— формирование новых знаний и способов действий;

— лабораторная работа;

— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

— проверка усвоения знаний и умений;

— подведение итогов и результатов урока;

— задание на дом.

Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся, объяснение учителя, беседа, творческая работа, упражнения на развитие речи, словарная работа, лабораторная работа, занимательные задания.

Формы работы: в процессе подготовки – работа со словарём литературоведческих терминов; в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, работа со словарём иностранных слов, лабораторная работа

Оборудование урока: Таблица “Составное именное сказуемое”, листы с лабораторной работой, оценочные листы ученика, оценочный лист учителя, словарь иностранных слов.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Для лингвистической разминки учащиеся готовят обычно от 3 до 5 слов, такая работа нравится учащимся, они узнают значения новых слов. К тому же эта работа поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку за курс основной школы (задание А3). Обычно для лингвистической разминки из всех слов берётся только одно абсолютно незнакомое, остальные слова знакомы учащимся, но полного толкования они чаще всего не помнят. На доске вывешиваются слова и примеры предложений; учащиеся пытаются пояснить значение слов и найти их в предложенных примерах. Затем подготовленные учащиеся дают полное толкование. Для этого урока мы взяли следующие слова:

Анаграмма – слово или словосочетание слов, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сосна – насос)

Амфиболия – неясность выражения, допускающего два различных толкования.

Тень отбрасывает предмет,
(Тень отбрасывает людей).
А. Вознесенский

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в сочетании слов, противоречащих друг другу по смыслу.

Чужбина, родина моя!
М. Цветаева

II. Повторение.

Формы работы: беседа, письменная комментированная работа у доски.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

1. Теоретические вопросы:

— Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

— Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

2. Практическая часть:

— Записать формулу составного глагольного сказуемого.

— Записать предложения, определить вид сказуемого. Во время записи предложений учащиеся рассуждают, проговаривают каждый свой шаг по нахождению сказуемых в предложениях.

(На уроках русского языка стараюсь для письменных работ подбирать пословицы, поговорки. На примере пословиц и поговорок можно изучать любую тему по русскому языку)

Храбрый пули не боится. Будешь любить, коли сердце болит. Был бы друг, найдётся и досуг. Любишь браниться, умей и помириться. Много искать станешь – ничего не достанешь. Каждый трус о храбрости толкует. Есть терпенье – будет и уменье. Умел ошибиться – умей и поправиться.

Орфографическая разминка (на доске записаны слова, в которых учащиеся должны увидеть орфограммы и объяснить): расстилается,

косьба, предполагал.

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказуемого — составным именным.

— Попробуйте предположить, что такое “составное именное сказуемое”.

Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Запишем формулу составного именного сказуемого:

СИС = глагол- связка + именная часть.

Давайте подумаем, каковы цели и задачи нашего сегодняшнего урока.

— научиться находить в предложениях составное именное сказуемое;

— выяснить, какие глаголы могут выступать в роли глагола – связки;

— определить, какими частями речи может быть выражена именная часть

Рассмотрим три группы глаголов – связок (работа с таблицей)

Глагол быть (самая распространённая связка): в наст времени нулевая: Ты весёлый. Ты был весёлым. ( не путать с простым глагольным сказуемым: Она уже была (находилась) в комнате).

глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Мне сделалось страшно.

глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть др.: Из похода мы вернулись усталые.

IV. Лабораторная работа.

(Учащиеся выполняют работу на готовых отпечатанных листах – это экономит время на уроке).

При проведении лабораторных работ внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определённые факты, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. Основное при такой организации урока – самостоятельное исследование языкового материала учащимися и обобщение результатов.

Тема: Составное именное сказуемое.

Дано: простые предложения.

Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

Ход работы

1. Внимательно прочитай предложения.

2. Найди основу данных предложений.

3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

4. Сделай вывод.

Не забудь!

СИС = глагол — связка + именная часть

В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё — моё.

7. Семь бед – один ответ.

ВЫВОД: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

Словарная работа: карнавал, иллюминация, комиссия, комитет (работа в парах). Каждая парта получает по одному слову и задание: найти значение слова в словаре иностранных слов и пояснить значение классу, привести примеры.

V. Первичное закрепление

Проверочная работа

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к…рн…в…ла до сих пор не уточнена.

2. И…юм…нация в…л…колепна.

3. На наез…нике была серая куртка с меховым в…р…тником.

4. Родительский к…м…тет соб…рался один раз в четверть.

5. Созда…ая к…ми…ия была ра…пущена досрочно.

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

Оценочный лист учителя

№ п/п Виды деятельности учащихся Оценки учеников (комментарии)
Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И.
1. Умение находить основу предложения        
2. Определение вида сказуемого        
3. Определение формы сказуемого        
4. Знание частей речи        
5. Умение делать вывод.        

VI. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о сказуемом сегодня на уроке

— Достигли ли мы целей нашего урока?

Сегодня вы хорошо поработали. Желает ли кто - нибудь из вас прокомментировать и оценить свою работу на уроке и поставить себе оценку? Или оценить работу своего товарища.

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

№ п/п Виды деятельности Оценка работы (комментарии)
Знаю Умею Сомневаюсь
1. Нахождение основы предложения      
2. Определение вида сказуемого      
3. Определение формы сказуемого      
4. Знание частей речи      
5. Умение делать вывод.      

Домашнее задание. Домашнее задание дается дифференцированно с учетом учебных возможностей и желания учащихся.

П.14, из произведения А.С.Пушкина “Капитанская дочка” выписать три предложения с разными видами сказуемых// написать небольшое сочинение рассуждение или сказку о простом глагольном сказуемом “быть” и глаголе — связке “быть” в составном именном сказуемом (на выбор учащихся)

Полминутки для шутки.

Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов играют очень большую роль в речи. Попробуйте разобраться в этой фразе (Она написана на доске): Теперьяподнимитетоже. Найдите основу предложения.

20.06.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по русскому языку на тему «Составное именное сказуемое» (8 класс)

Русский язык 8 класс У-

Тема: Составное именное сказуемое и способы его выражения.

Цель: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых; воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний и чувство патриотизма, любовь к своей Родине и своему народу

Место данного урока в системе уроков: урок изучения новой темы

Форма проведения: урок – практикум.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, таблица «Сказуемое», раздаточные карточки.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Целеполагание. Настрой детей на работу.

— Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Сказуемое», над которой работали несколько уроков. Тема нашего урока звучит так: «Составное именное сказуемое и способы его выражения». Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили свои цели урока.

Уч-ся: -получить представление о составном именном сказуемом;
-научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого;  
-уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых.

— Вы все правильно говорите, а теперь обобщим все, что вы сказали. Обратите внимание на слайд № 2. (Демонстрация темы и цели урока). Итак, цель нашего урока: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых.

3. Обобщение и систематизация знаний о видах сказуемого и способах его выражения.

— Что изучает синтаксис? (Это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение)

-Пока мы с вами работаем, в это время индивидуальная работа у доски – замена словосочетания на синонимичную. Это у нас в ГИА-ОГЭ Задание № 7 (Сайт Захарьиной Вариант №1)

А) Работа по таблице.

Посмотрите внимательно на таблицу. Вспомните, какие виды сказуемых вы знаете? Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного? Какую роль играют вспомогательные слова в СГС?

4. ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН. (Вставать-садиться)

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами повторяем теорию по данной теме. Я вам зачитываю тезисы-утверждения. Если вы согласны с этими утверждениями, вы должны вставать, если не согласны- садиться.

Тезисы:

1. Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие, отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним происходит? кто он такой? что он такое? каков он? (да)

2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение. (да)

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого – либо наклонения называется составным. (нет)

4. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражены одним глаголом. (да)

5. В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: Ещё громче будут петь птицы. (нет)

6. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (нет)

7. В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены в разных знаменательных словах: лексическое значение в неопределенной форме глагола, а грамматическое во вспомогательном глаголе. (да)

8. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым: Дорога проложена через лес. (нет)

5. Письменная работа. Слайд №3. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. ( рады помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. ( смогут навестить.)

  1. Объяснение новой темы. Запишем предложения, найдите в них сказуемые. Определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

1. Он был моим братом. (глагол-связка и сущ. тв. п.)

2. Он мой брат. (сущ. в им.падеже) (нулевая связка!)

3. Метель была страшная. (гл.-св. и прил.)

4. Земля велика и прекрасна. (краткие прил.)

5. Стекла были разбитые. (гл. связка+причастие в им. п.) илиСтекла были разбитыми (причастие в тв. п)
6. Эта девушка высокого роста. (цельное словосочетание)

7. Пять плюс пять будет десять. (гл.-св. + числит.)

8. Я был настороже. (гл.-св. + наречие) настороже — сак, уяу булу

9. Вся рыба – ваша. (местоим.)

10. Он был мастером на все руки. (гл.-св. + фразеологизм)

Вывод. Значит, СИС состоит из глагола-связки и именной части. Обычно в настоящем времени глагол-связка не употребляется. Такая связка называется нулевой. Именная часть выражается сущ-ным в именительном и творительном падеже, полными и краткими прилагательными, причастием, цельным словосочетанием, числительным, наречием, местоимением и фразеологизмом). Слайд 4,5.

  1. Физкультминутка. А теперь все встали, задвинули стулья и прошли на середину.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП. (Под музыку ученики танцуют, перемешиваясь в классе. Учитель громко говорит «Замрите!», все замирают. Я задаю вопрос, вы должны сгруппироваться в такое количество, какая цифра будет ответом на вопрос).

  • Сколько типов словосочетаний вы знаете? (3)

  • Сколько членов предложений в русском языке вам известно? (5)

  • Сколько видов сказуемого вы уже знаете? (3)

8. Работа по подготовке к ГИА. Вы уже знаете, что задание № 8 в ОГЭ требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. Слайд №6.

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

9. Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. Слайд №7.

A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС

B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

А Б В Г Д (3 2 2 1 3)

10. Работа по карточкам. Найти сказуемые и определить их виды. 1 ученик –у доски. Сайт Захарьиной Вариант 2.

1.

Около трехсот мужчин села Простые Челны ушли на фронт защищать Родину. Многие награждены орденами и медалями. Много интересного о подвигах наших земляков можно узнать на сайте «Подвиг народа».

2.

В течение нескольких десятилетий данные о погибших героях войны были засекречены. Был собран уникальный банк данных о награжденных лицах. Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, городов.

3.

До войны Завдат Мустафин начал работать в школе учителем математики. Но в 1942 году добровольцем уходит на фронт. Сначала был пулемётчиком. В боях под Сталинградом был дважды ранен и контужен.

4.

Наши земляки – Чекин Борис Сергеевич и Савельев Федор Петрович – были удостоены звания Героя Советского Союза.

Чекин Борис Сергеевич родился в крестьянской семье в селе Русская Волчья. 1941 году призван в ряды Красной Армии. Летал на реактивных боевых самолётах. Был награжден орденами и медалями.

5.

Савельев Федор Петрович родился в селе Петропавловка. Звание Героя Советского Союза было присвоено в марте 1945 года. После войны служил в армии. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

6.

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали все труженики нашего села. Армию нужно было кормить, одевать, обувать. На весь колхоз осталось семь лошадей. Они были измучены, истощены. В годы войны район стал важной тыловой базой страны.

7.

Просторна и прекрасна наша родная земля. На ней мы трудимся, растим детей, радуемся солнцу и наслаждаемся жизнью. Мирному существованию на земле мы обязаны мужественным защитникам Отечества. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, генералами.

Вывод учителя. Близится славная дата в жизни нашего народа – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым. И в качестве домашнего задания я хочу вам задавать

сочинение на тему «Этих дней не смолкнет слава» (Бу көннәрнең даны әле дэ тынмады). Используйте в своей работе разные виды сказуемых.

  1. Обобщение урока. Рефлексия. Оценки.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?  

12. Индивидуальная работа у интерактивной доски – определить виды сказуемого. Сайт Захарьиной Вариант №2) А на местах — «Третий лишний»

7. Определим вместе третье лишнее предложение («Третий лишний»).

  1. Мартышка вздумала трудиться.

  2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.

  3. Червонец был запачкан и в пыли.

1.Солнце начало пригревать землю.

2. Лес- наше богатство.

3. Мы стали подниматься в горы.

  1. В клетке соловей перестал петь.

  2. Команда будет выступать на своём поле.

  3. Оксана любила покрасоваться.

www.metod-kopilka.ru

Составное именное сказуемое. Видеоурок. Русский язык 8 Класс

Урок «Составное именное сказуемое» посвящен этому распространенному в русском языке типу сказуемого. Пользователи узнают, что рассматриваемое сказуемое состоит из вспомогательной и именной части, учитель расскажет о глаголе-связке.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Составное именное сказуемое

Сказуемое  — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает предмет (или лицо)? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?  и т. п. Сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но часто сказуемое выражается и другими частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Составное именное сказуемое состоит из двух частей: глагола-связки и именной части.

Рис. 1. Составное именное сказуемое (Издательство «Учитель») (Источник)

Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен;   Он пришёл первым.

Грамматическая связка  выражает только грамматическое значение (время, наклонение и т.д.), лексического значения не имеет (быть). В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.          

Он был врачом. Он будет врачом. Он врач.

Полузнаменательная связка не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, однако быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может:           

а. возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;

б.сохранение признака: остаться;

в. проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;

г. оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;

д. название признака: зваться, называться, почитаться.      

Он стал больным. Он остался больным. Он казался больным.

Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого):  

а) глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;

б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;

в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.    

Она сидела усталая. Он ушёл сердитый. Он родился счастливым. Он умер героем.

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Рис. 2. Глагол-связка (Источник)

Способы выражения именной части:

1. существительное в падежной форме, чаще в И.п. / Т.п. Он студент / будет студентом;

2. прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.

Юля была очаровательна;

3. полное или краткое причастие. Книга раскрыта на четырнадцатой странице;

4. местоимение. Он не такой;

5. числительное. Она стала первой;

6. наречие. Разговор будет начистоту;

7. словосочетание. Девочка была крошечного роста.

8. фразеологизм. Он стал притчей во языцех.

Об

interneturok.ru

Составное именное сказуемое — Русский язык

Составное именное сказуемое

Задание #1

Вопрос:

Соотнесите сказуемые с их характеристиками.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Составное именное сказуемое выражено глаголом и существительным в творительном падеже.

2) Составное именное сказуемое выражено глаголом и кратким причастием.

3) Составное именное сказуемое выражено прилагательным в превосходной степени.

4) Составное именное сказуемое выражено глаголом и цельным словосочетанием с числительным.

5) Составное именное сказуемое выражено цельным выражением с главным словом местоимением.

__ Их дом был пятый с краю.

__ Капитан был в забытьи.

__ Это что-то непонятное.

__ В довоенном старинном здании окна были разбиты.

__ Ты самая лучшая.

Задание #2

Вопрос:

Выберите варианты ответов с составным именным сказуемым.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Звезды давно уже стали огромными и яркими.

2) Этот тон и эти слова опять произвели впечатление.

3) Старший сын был здоровый, а тоже ни к каким делам не способен.

4) Этой вещице ни один автомобиль в подметки не годится.

5) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки.

Задание #3

Вопрос:

Выберите вариант ответа, в котором составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием с главным словом существительным в родительном падеже со значением оценки.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Давай-ка поедим, простая ты душа!

2) Половина из них с проклятьями возвращалась по домам.

3) Он был одет в длинные красные сапоги.

4) Лидия была работящей породы.

5) «Нечто темное» оказалось лодкой.

Задание #4

Вопрос:

Выберите варианты ответов, где в состав составного именного сказуемого входит краткое прилагательное.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Отчего же эти силы остаются бесплодными?

2) Взяла да полюбилась эта мельничиха Опанасу.

3) Она сегодня на балу весела и непринужденна.

4) Ребенок был резов, но мил.

5) Иначе я и впредь буду защищать ваши интересы.

Задание #5

Вопрос:

Выберите варианты ответов с составным именным сказуемым.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Никто не смел посмеяться над ним.

2) Да и Москва теперь не то.

3) Решение ваше ‒ ай-ай!

4) Я не могу кривить душой.

5) То знаменитое дерево было от озера в пяти километрах.

Задание #6

Вопрос:

Выберите правильное утверждение.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Составное именное сказуемое называется так потому, что его основное лексическое значение выражается только существительными.

2) Составное именное сказуемое менее разнообразно, чем составное глагольное сказуемое.

3) Основное лексическое значение в составном именном сказуемом выражается любой именной частью речи, а также причастиями, наречиями, междометиями и синтаксически несвободными (цельными) словосочетаниями.

4) К составным именным сказуемым относятся сказуемые, вспомогательная часть которых включает фразеологизмы с опорным глаголом (горю желанием).

5) Составное именное сказуемое не может быть осложненным.

Задание #7

Вопрос:

Соотнесите сказуемые с их характеристиками.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Простые глагольные сказуемые выражены формой повелительного наклонения.

2) Составное именное сказуемое, выраженное глаголом и именем существительным.

3) Составное именное сказуемое, выраженное глаголом и кратким прилагательным.

4) Составное глагольное сказуемое.

5) Простое глагольное сказуемое осложнено частицей будто.

__ Я хочу слышать старую песню.

__ Пускай он сидит и ждет указаний!

__ Дед Щукарь стал ревностным ценителем петушиного пения.

__ Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства.

__ Леса и поля будто ожили.

Задание #8

Вопрос:

Выберите варианты ответов с неправильными утверждениями.

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) В русском языке обычно глагол быть в настоящем времени обычно стоит в так называемой нулевой форме, то есть его попросту нет, он подразумевается.

2) Основными падежными формами составного именного сказуемого являются именительный и творительный падежи.

3) Причастия и краткие прилагательные не являются частью именного составного сказуемого.

4) Если сказуемое выражается одним словом — наречием или именем с нулевой связкой, то это непременно составное именное сказуемое.

5) Именная часть составного именного сказуемого не может выражаться цельным словосочетанием.

6) Виды глаголов-связок по значению делятся на три вида: грамматическая, полузнаменательная и знаменательная.

Задание #9

Вопрос:

Выберите вариант ответа, где составное именное сказуемое выражено существительным в косвенном падеже с предлогом.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Лицо Челкаша было теперь в уровень с лицом Гаврилы.

2) До субботы я тоже успел провиниться.

3) Все пять петухов были как на подбор.

4) Бедный черт припустил бежать.

5) Она без копейки.

Задание #10

Вопрос:

Выберите правильные утверждения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) В составное именное сказуемое может входить местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением.

2) Составное именное сказуемое не может выражаться цельным словосочетанием.

3) Именная часть может выражаться существительным в родительном или творительном падеже.

4) Имя прилагательное не может входить в состав составного именного сказуемого.

5) Основную часть составного именного сказуемого выражает именная часть.

Ответы:

1) (5 б.) Верные ответы:

4;

1;

5;

2;

3;

2) (5 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

3) (5 б.) Верные ответы: 4;

4) (5 б.) Верные ответы: 3; 4;

5) (5 б.) Верные ответы: 2; 3; 5;

6) (5 б.) Верные ответы: 3;

7) (5 б.) Верные ответы:

4;

1;

2;

3;

5;

8) (5 б.) Верные ответы: 3; 5;

9) (5 б.) Верные ответы: 5;

10) (5 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

Конец

8

multiurok.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое»

Урок русского языка в 8 классе

Тема: « Составное именное сказуемое»

Цели урока: 1) познакомить учащихся с основными элементами составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; со способами выражения именной части, 2) научить находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части, разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть, пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации.

I. Проверка домашнего задания:

Первый ученик рассказывает о составном глагольном сказуемом, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.

Второй из упр. 105 называет слова, употребленные в составных глагольных сказуемых в роли вспомогательных.

Третий читает 5—6 предложений с составным глагольным сказуемым на тему «Мои планы на ближайшее будущее».

II. Повторение темы «Виды сказуемого» (простое глагольное, составное глагольное).

На доске проектируется текст с заданием.

— Выписать из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, затем с составным.

1) Силу и бодрость дает природа.

С нею умеем мы дружить.

Пусть пролетает год за годом,

Молодость в сердце будет жить.

2) Путь каменист.

И скалы стали строже.

Ты турист.

Ты все осилить можешь,

Ты можешь справиться с бурей любой.

(А. Гурин)

III. Новый материал.

Учащиеся отвечают на вопросы (см. с. 53). В какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение? А в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)?

Учащиеся делают вывод, что грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое — именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.).

Далее знакомство с теоретическими сведениями на с. 54.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 107 на с. 54 составные именные сказуемые нужно обозначить начальными буквами с. и. с., ответить на вопрос, какими частями речи выражена именная часть.

2. Выполнить выборочный диктант по упр. 108 на с. 54 и выписать предложения:

а) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть;

б) с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть.

3. Конструирование по упр. 110. В нем заменить простое глагольное сказуемое составным именным, сделать вывод, как при этом изменяется смысл предложения.

V. Дополнительный материал для закрепления темы. Проецируется текст с заданием.

Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. Определите, какие прилагательные в роли сказуемого обозначают временной признак, а какие — постоянный. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, а относительные — двумя.

НА СЕВЕРЕ

Лес бе..конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн..сть.

(Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива ..десь погода. Изменчиво и ..дешнее небо. Вот оно засв..тилось, и заиграли над головой ж..лтые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.

(И. Перваков)

• Перепишите предложения, устраняя ошибки в употреблении составного именного сказуемого.

1) В годы войны мой отец был танкист. 2) А. П. Гайдар — один мой любимый писатель. 3) Наша гимназия просторна и светлая. 4) В полдень зной становится (не)стерпимым. 5) Фильм оказался (не)интересный. 6) Купание полезное для здоровья.

(Из ученических работ)

• Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения.

1) (Тихая, тиха) украинская ночь. (Прозрачное, прозрачно) небо. 2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся. 5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.

Тестовое задание

Отметьте предложение с составным именным сказуемым.

I вариант

а) А потом все пошло по-старому.

б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому.

в) Четыре делится на два без остатка.

г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.

II вариант

а) Был я в то время студентом в провинциальном университете.

б) Возьмите научите ее танцевать.

в) Малышка перестала плакать.

г) Я буду делать по совести.

Ответы: I г, II а.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание дифференцированного характера: а) упр. 112 устно, выписать сказуемые, указать их вид; б) упр. 111 на с. 55 письменно; в) написать текст о жизни А. С. Грибоедова, указать виды сказуемого.

kopilkaurokov.ru

Урок№ 19. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ | Поурочные планы по русскому языку 8 класс

Урок№ 19. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ