cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок русского языка 8 класс составное именное сказуемое – План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое».

Конспект урока по русскому языку 8 класс «Составное именное сказуемое»

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«АЛЕКСАНДРОВСК – САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мгачи

Конспект урока по русскому языку 8 класс

на тему: «Составное именное сказуемое».

.

Работу выполнила:

Дьяконова Маргарита Михайловна,

учитель русского языка и

литературы.

Мгачи

2017

Цели:

1. Углубить знания учащихся о способах выражения именной части сказуемого.

2. работать над умением отличать составное именное сказуемое от составного глагольного сказуемого.

3. Воспитывать внимание и логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Тип: комбинированный.

Метод: частично-поисковый.

Приемы: объяснения учителя, работа на местах и у доски, работа с учебником, самостоятельная работа учащихся по вариантам, работа со словарными словами, работа с таблицей «Составное именное сказуемое».

Оборудование: учебник русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня на уроке мы изучим новую тему: «Составное именное сказуемое» и выполним ряд упражнений по данной теме. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

II. Актуализация знаний.

1. Опрос.

— Что называется сказуемым?

— Какое сказуемое называют простым глагольным? Приведите примеры.

— Что вы знаете о составных сказуемых? Приведите примеры.

— Какое сказуемое называется составным глагольным? Приведите примеры.

Составьте и запишите в тетради 1 предложение с составным глагольным сказуемым, а второе с простым глагольным сказуемым.

Вывод: Вы очень хорошо справились с этим заданием, значит хорошо усвоили учебный материал на предыдущих уроках.

III. Формирование новых знаний.

1. Объяснение нового материала учителем. Работа с таблицей «Составное именное сказуемое».

— Что называется составным именным сказуемым? Приведите примеры.

— Какой глагол-связка является наиболее употребительным? (быть).

— Назовите глаголы-связки, которые употребляют реже? (делаться, казаться, стать и т. д.).

Вывод.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Тренировочные упражнения.

Упражнение 140, 142.

Вывод.

2. Работа со словарными словами.

В учебнике даны новые слова карнавал и иллюминация.

Вы знаете значение этих слов?

Карнавал – это народное праздничество с шествиями, уличным маскарадом.

Иллюминация – это декоративное освещение зданий, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

Составьте два предложения с этими словами так, чтобы сказуемое было составным именным.

Например: Карнавал был интересным. Иллюминация кажется красивой.

3. Самостоятельная работа по вариантам.

Упражнение 141. Прочитайте задание. I вариант – 1,2 предложение, II – вариант – 3, 4.

Взаимопроверка предложений.

Вывод.

4. Домашнее задание.

Запишите задание на дом. Параграф 14, упражнение 143. Откройте это упражнение и прочитайте задание. Все ли вам понятно? Первое предложение разберем вместе.

Сестра пришла из школы грустная.(составное именное сказуемое).

Пришла – это глагол-связка, имеющий значение движения, а грустная – это именная часть, выражена прилагательным. Дальше выполняется упражнение аналогично.

V. Подведение итогов урока.

Вывод: Сегодня вы изучили тему: «Составное именное сказуемое». Узнали, что составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого, а именная часть – лексическое значение. Именная часть выражается именем существительным, именем прилагательным, наречием и другими частями речи.

Глаголы-связки бывают наиболее употребительными, это слово быть, в настоящее время глагол-связка быть не употребляется, то есть связка нулевая; также они могут быть менее употребительными – являться, казаться и так далее.

Выставление оценок.

infourok.ru

Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное именное сказуемое»

Составное именное сказуемое = глагол-связка + именная часть

Составное именное сказуемое (СИС)

Примеры

глагол-связка

именная часть

быть, делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять

имя прилагательное

Он был веселый.

имя существительное

Он весельчак. (Нулевая связка).

причастие

Вода в пустыне будет обнаружена.

числительное

Два да три будет пять.

местоимение

Вишневый сад теперь мой.

наречие

Ей туфли будут впору.

Всё делается светлее от первого снега.

Дедушка стал совсем седой.

Мать пришла усталая.

Задание № 1: в данных предложениях найдите грамматические основы, в состав которых входят составные именные сказуемые:

(1) Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея.

(2) Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. (3) Змей Васьки могуч и огромен. (4) Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (5) Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (6) Путники стояли опечаленные. (7) Все больничные медсестры казались хорошенькими. (8) В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно.

Задание № 2: найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых:

(1) У него маленькая змеиная голова. (2) Уши мелки и неподвижны. (3) Грудные мускулы развиты до предела. (4) Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. (5) Зад чуть висловат, хвост мочалист. (6) Он — кровный донец, порода видна во всем.

(7) Кличка его Мальбрук.

Задание № 3: определите, сколько грамматических основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых, составьте схемы предложений:

(1) Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит.

(2) Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок.

(3) Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки.

(4) Я уже лет пятнадцать не думаю; а будешь думать — жить не захочется.

(5) Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть.

Ключ:
(1) Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит.

[ ], [ ], [ ], [ ].

(2) Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок.

[ и ], [ , ].

(3) Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки.

[ ], [ ], но [ ].

(4) Я уже лет пятнадцать не думаю; а будешь думатьжить не захочется.

[ ], а [ ] — [ ].

(5) Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть.

[ , ], (когда ).

Задание № 1: в данных предложениях найдите грамматические основы, в состав которых входят составные именные сказуемые:

(1) Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. (2) Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. (3) Змей Васьки могуч и огромен. (4) Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (5) Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (6) Путники стояли опечаленные. (7) Все больничные медсестры казались хорошенькими. (8) В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно.

Задание № 2: найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых:

(1) У него маленькая змеиная голова. (2) Уши мелки и неподвижны. (3) Грудные мускулы развиты до предела. (4) Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. (5) Зад чуть висловат, хвост мочалист. (6) Он — кровный донец, порода видна во всем.

(7) Кличка его Мальбрук.

Задание № 3: определите, сколько грамматических основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых, составьте схемы предложений:

(1) Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (2) Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (3) Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (4) Я уже лет пятнадцать не думаю; а будешь думать — жить не захочется. (5) Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть.

——————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: в данных предложениях найдите грамматические основы, в состав которых входят составные именные сказуемые:

(1) Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. (2) Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. (3) Змей Васьки могуч и огромен. (4) Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (5) Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (6) Путники стояли опечаленные. (7) Все больничные медсестры казались хорошенькими. (8) В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно.

Задание № 2: найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых:

(1) У него маленькая змеиная голова. (2) Уши мелки и неподвижны. (3) Грудные мускулы развиты до предела. (4) Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. (5) Зад чуть висловат, хвост мочалист. (6) Он — кровный донец, порода видна во всем. (7) Кличка его Мальбрук.

Задание № 3: определите, сколько грамматических основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых, составьте схемы предложений:

(1) Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (2) Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (3) Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (4) Я уже лет пятнадцать не думаю; а будешь думать — жить не захочется. (5) Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть.

——————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: в данных предложениях найдите грамматические основы, в состав которых входят составные именные сказуемые:

(1) Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. (2) Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. (3) Змей Васьки могуч и огромен. (4) Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (5) Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (6) Путники стояли опечаленные. (7) Все больничные медсестры казались хорошенькими. (8) В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно.

Задание № 2: найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых:

(1) У него маленькая змеиная голова. (2) Уши мелки и неподвижны. (3) Грудные мускулы развиты до предела. (4) Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. (5) Зад чуть висловат, хвост мочалист. (6) Он — кровный донец, порода видна во всем. (7) Кличка его Мальбрук.

Задание № 3: определите, сколько грамматических основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых, составьте схемы предложений:

(1) Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (2) Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (3) Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (4) Я уже лет пятнадцать не думаю; а будешь думать — жить не захочется. (5) Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть.

——————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: в данных предложениях найдите грамматические основы, в состав которых входят составные именные сказуемые:

(1) Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. (2) Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. (3) Змей Васьки могуч и огромен. (4) Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (5) Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (6) Путники стояли опечаленные. (7) Все больничные медсестры казались хорошенькими. (8) В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно.

Задание № 2: найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых:

(1) У него маленькая змеиная голова. (2) Уши мелки и неподвижны. (3) Грудные мускулы развиты до предела. (4) Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. (5) Зад чуть висловат, хвост мочалист. (6) Он — кровный донец, порода видна во всем. (7) Кличка его Мальбрук.

Задание № 3: определите, сколько грамматических основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых, составьте схемы предложений:

(1) Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (2) Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (3) Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (4) Я уже лет пятнадцать не думаю; а будешь думать — жить не захочется. (5) Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть.

——————————————————————————————————————————————————————

infourok.ru

Урок русского языка «Составное именное сказуемое» (8 класс)

Ф.И.О учителя, должность : учитель русского языка и литературы

Иванова Ирина Борисовна

Предмет: русский язык класс 8

Тема урока: Главные члены предложения. / Составное именное сказуемое/

Базовый учебник: С.И. Львова Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.1/С.И. Львова, В.В. Львов. – 7-е изд., стер.-М.: Мнемозина

Цель урока: Познакомить учащихся с составным именным сказуемым, способами его

выражения, приёмами отличения от других видов сказуемых.

Задачи урока:

обучающие: познакомить с основными признаками выражения составного именного сказуемого; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого;

-развивающие: уметь обнаруживать отличительные признаки сказуемых; уметь классифицировать сказуемые, доказывать правильность выбранного ответа, развивать устную и письменную речь обучающихся;

-воспитательные: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; развивать интерес к предмету и к способам работы.

Тип урока: урок комбинированный

Методы обучения: практические методы

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли.

Кон. Дмит. Ушинский.

1.Ооргмомент. Проверка домашнего задания (Слайд №)

И трудиться мы будем в творческой мастерской и мастерской построения знаний, надеюсь у нас будут все условия для восхождения каждого из нас к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия»

1) И мы открываем врата в творческую мастерскую. (Слайд №2)

Выразительно прочитайте стихотворение М.Лермонтова

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

— лексическую работу выполняет _____________

-орфографическую ______________

— мы будем работать по группам 1) рисуем картину, которую помогает увидеть нам поэт, какие изобразительно-выразительные средства помогают вам ее нарисовать;

2) рассмотрите репродукцию картины Ивана Ив. Шишкина «На севере диком», сравните картину и стихотворение М.Лермонтова. Что их объединяет и что отличает?

Подведение итогов творческого этапа

Каждый из нас получил опыт творческого труда

2. И мы открываем следующую дверь: в мастерскую построения знаний(Слайд №3)

— подчеркните грамматическую основу

Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина — ещё и знак счастья и мира.

— чем выражено подлежащее?

— чем выражено сказуемое?

— в чем особенность сказуемого в данном предложении

сформулируйте тему нашего занятия

Объявляется цель урока (слайд №4)

— теперь обратитесь к пар. 17 на стр.136, прочитайте теоретический материал, проанализируйте и определите, какая информация вам уже знакома, а какая новая, определите морфологические способы выражения сказуемого. (слайды №5,6)

— спишите, подчеркните грамматическую основу, проанализируйте чем выражено сказуемое: (Слайд №7)

Я б тогда не стала гнуться и качаться.
Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.

На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах.

Рябина! Воспета ты в песнях!

— Попробуйте сформулировать алгоритм различения видов сказуемого. (слайд №8)

3. Закрепление изученного, тренировочные упражнения.

1)Выпишите предложения с составным именным сказуемым (Слайд №9)

Проверка (слайд №10)

2) Упр. 287.

-Прочитайте предложения вслух и найдите грамматические основы. Начертите в тетради таблицу и продолжите ее заполнение, вписывая каждую грамматическую основу в соответствующую графу.

Проверка и анализ проделанной работы.

4. Рефлексия /тест/

1.Какой частью речи выражена именная часть составного именного сказуемого в приведенном ниже предложении?

Но я постепенно привык к красоте, и снова все вокруг стало обыденным, будто бы так и надо.

1) наречием 3) причастием

2) прилагательным 4) существительным

2. Укажите предложения, в составе которого имеется составное именное сказуемое.

1) Сам Ушинский с детских лет научился уважать и ценить знания, науку.

2) По окончании гимназии Ушинский поехал в Москву поступать в Московский университет.

3) Он хорошо сдал экзамены и был принят на юридический факультет.

4) Только при серьезном, разностороннем образовании и таланте можно было выполнить такую работу.

5) Домой я возвращался с катка раскрасневшийся и усталый.

6) С реки несло сыростью.

7)Он начал торопливо собирать куски холста и краски.

4) Упрямый медный чайник никак не хотел закипать на костре.

3. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.

А. У книги, безусловно, есть множество достоинств.

Б. Не красна сказка письмом, а красна вымыслом.

В. Смею ли я смеяться?

Г. Дело это обстояло именно так.

Д. Никто меня не хотел понять.

Е. Ей было тогда двадцать три года.

1. Простое глагольное сказуемое.

2. Составное глагольное сказуемое.

3. Составное именное сказуемое.

  • А1, Б2, В1, Г3, Д2, Е3

  • 2) А3, Б3, В3, Г1, Д2, Е1

  • 3) А1, Б1, В2, Г3, Д1, Е2

  • 4) А1, Б3, В2, Г1, Д2, Е1

5. Итог урока:

Помните эпиграф к работе в нашей мастерской? / Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли. Кон.Дмит. Ушинский/.(слайд №1)

Получился ли труд полным мысли?

6. Д/з упр 292, 298, алгоритм различения видов сказуемого. (Слайд 11)

infourok.ru

Составное именное сказуемое

Сегодня на уроке мы изучим еще один вид сказуемого – составное именное сказуемое, подробно рассмотрим его строение и составляющие компоненты.

На уроке мы

Мы с вами уже знаем, что сказуемое бывает простым глагольным (ПГС) и составным глагольным (СГС). В обоих случаях главным компонентом сказуемого выступает глагол.

А как обстоит дело с составным именным сказуемым?

Обратим внимание на слово именное. Оно как бы говорит нам о том, что в данном случае главным словом будет именная часть речи.

А может ли составное именное сказуемое совсем обойтись без глагола? Ответ на этот сложный вопрос нам даст детальное рассмотрение правил и примеров.

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей (компонентов): вспомогательной и именной частей.

Структура СИС

Вспомогательной частью является спрягаемый глагол-связка, который выражает грамматическое значение сказуемого, то есть время и наклонение.

Основную часть составного именного сказуемого выражает именная часть (имя или наречие).

Формула составного именного сказуемого:

СИС = глагол-связка + именная часть.

Структура СИС

Запомните:

Выделяют три вида глаголов-связок по значению: грамматическая, полузнаменательная и знаменательная.

Виды глаголов-связок

Рассмотрим, что они обозначают, подробнее:

1. Грамматическая связка. Она не имеет лексического значения и выражает только время и наклонение.

Какие же глаголы относятся к грамматической связке?

Глаголы быть и являться. В русском языке обычно глагол быть в настоящем времени стоит в так называемой нулевой форме, то есть его нет, он подразумевается. Именно отсутствие глагола-связки быть и указывает нам на настоящее время, изъявительное наклонение.

Например:

Она была археологом. Составное именное сказуемое: была археологом. Глагол-связка была указывает на прошедшее время, изъявительное наклонение.

Она будет археологом. Составное именное сказуемое: будет археологом. Глагол связка будет указывает на настоящее время, изъявительное наклонение.

Она археолог. Составное именное сказуемое: есть археолог. Однако в русском языке глагол-связка есть просто подразумевается. Его отсутствие указывает нам на настоящее время, изъявительное наклонение.

Иногда это слово присутствует в предложении: Сострадание есть свойство развитой души. Составное именное сказуемое: есть свойство. Глагол есть указывает на настоящее время, изъявительное наклонение.

Грамматическая связка

2. Полузнаменательная связка. Само значение этого слова выражается в том, что она вносит в значение сказуемого дополнительные смысловые оттенки, выражая тем самым не только грамматические оттенки. Но самостоятельным этот глагол быть не может.

Полузнаменательная связка

Какие глаголы мы отнесем к полузнаменательной связке?

Глаголы, обозначающие возникновение или развитие признака: делаться, сделаться, становиться, стать.

Он стал знаменитым. Сказуемое – стал знаменитым.

Он делался знаменитым. Сказуемое – делался знаменитым.

Он сделался знаменитым. Сказуемое – сделался знаменитым.

Полузнаменательная связка

– Глаголы, обозначающие обнаружение или проявление признака: бывать, оказаться.

Он бывал знаменитым каждую зиму. Сказуемое – бывал знаменитым.

Он оказался знаменитым. Сказуемое – оказался знаменитым.

– Глагол, обозначающий сохранение признака: остаться.

Он остался знаменитым. Сказуемое – остался знаменитым.

Полузнаменательная связка

– Глаголы с оценкой признака с точки зрения реальности: казаться, показаться, представляться, считаться, слыть.

Он казался знаменитым. Сказуемое – казался знаменитым.

Он считался знаменитым. Сказуемое – считался знаменитым.

 

Полузнаменательная связка

– Глаголы, указывающие на название признака: зваться, называться, почитаться.

Он почитался знаменитым. Сказуемое – почитался знаменитым.

Но если мы скажем: он сделался, смысл предложения будет утрачен. То же самое произойдет, если мы скажем: он знаменитым.

Вывод:

Полузнаменательная связка не может употребляться самостоятельно.

Знаменательная связка, напротив, может выступать самостоятельно в роли сказуемого, так как имеет лексическое значение.

Полузнаменательная связка

– Глаголы, обозначающие положение в пространстве: лежать, стоять, сидеть.

Она сидела сердитая. Сказуемое – сидела сердитая.

– Глаголы, обозначающие движение: идти, бродить, приехать, вернуться.

Она ушла сердитая. Сказуемое – ушла сердитая.

– Глаголы, обозначающие состояние человека: жить, родиться, умереть, работать.

Он жил одиноким. Сказуемое – жил одиноким.

Знаменательная связка

Способы выражения именной части СИС

Имя существительное:

1. Может выражаться существительным в родительном или творительном падеже:

 Она моя сестра. Сказуемое сестра выражено существительным в именительном падеже.

Она была моей сестрой. Сказуемое была сестрой выражено существительным в творительном падеже.

2. Может выражаться существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога:

Капитан был в забытьи. Сказуемое был в забытьи выражено существительным в творительном падеже.

Она без копейки. Сказуемое без копейки выражено существительным в родительном падеже.

3. Может выражаться цельным словосочетанием, в котором главное слово – существительное в родительном падеже со значением оценки:

Лидия была работящей породы. Сказуемое – работящей породы.

Это юноша невысокого роста. Сказуемое – невысокого роста.

Способы выражения именной части

Имя прилагательное:

1. Может выражаться кратким прилагательным:

Она весела. Сказуемое – весела.

2. Может выражаться полным прилагательным в творительном или винительном падеже:

Он грустный. Сказуемое – грустный.

Он стал грустным. Сказуемое – стал грустным.

3. Может выражаться прилагательным в сравнительной или превосходной степени:

Здесь крики сестры были слышнее. Сказуемое – были слышнее.

Ты самая лучшая. Сказуемое – самая лучшая.

Способы выражения именной части

Причастие:

1.  Может выражаться кратким причастием:

Она ранена. Сказуемое – ранена.

Окна были разбиты. Сказуемое – были разбиты.

2. Может выражаться полным причастием в именительном или родительном падеже:

Окна были разбитые. Сказуемое – были разбитые.

А можно сказать и так: Окна были разбитыми. Сказуемое – были разбитыми.

 

Способы выражения именной части

В СИС может входить местоимение или цельное выражение с главным словом местоимением:

Вся дичь – ваша. Сказуемое – ваша.

Это что-то непонятное. Сказуемое – что-то непонятное.

Числительное в именительном или творительном падеже:

Их дом – пятый с краю. Сказуемое – пятый с краю. Их дом был пятым с краю. Сказуемое – был пятым с краю.

Наречие также входит в состав СИС: Его сестра была настороже. Сказуемое настороже. Она замужем за моим братом. Сказуемое – замужем.

Способы выражения именной части

Вывод: СИС состоит из двух компонентов: глагола-связки и именной части.

Запомните четыре подсказки:

1. Если сказуемое выражается одним словом – наречием или именем с нулевой связкой, то это непременно составное именное сказуемое.

2. Причастия и краткие прилагательные всегда являются частью именного составного сказуемого.

3. Основными падежными формами составного именного сказуемого являются именительный и творительный падежи.

4. Как и подлежащее, именная часть составного именного сказуемого может выражаться цельным словосочетанием.

Запомни!

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме: Конспект и презентация к уроку русского языка «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое»

Федичкина Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области

Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Класс: 8

Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.

Задачи:

1) образовательные:

— совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;

2) развивающие:

— развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

3)воспитательные:

— воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.

М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте. Сядет тот, кто ответит на вопрос:

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что называется подлежащим?

— Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

— Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?

— Что их различает?

-Что такое составное именное сказуемое?

II. Целеполагание.

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.

  1. Работа по теме.
  1. Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)

ментор (учитель, наставник, воспитатель)

недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)

кибитка (крытая повозка)

погребец (дорожный сундучок)

погост (кладбище)

целовальник (продавец вина в питейном заведении)

жаловать (награждать, дарить)

фортеция (крепость)

бастион (один из видов крепостных укреплений)

— Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?

— Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?

— Объясните значение этих слов (по цепочке).

  1. Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

  1. Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:

1 вариант – с простым глагольным сказуемым

2 вариант – с составным глагольным сказуемым

3 вариант – с составным именным сказуемым

Примеры:

  1. Лучшего ментора я не желал.
  2. Герой хотел попасть на бастион.
  3. Я был недорослем.
  1. Анализ предложения.

Известный литературовед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом совершенного искусства.

— Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.

В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает на интерактивной доске, выполняет задание 2:

Задание 2  Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

 

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

К – I

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.
  2. Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.
  3. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.
  4. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

К – II.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Смиряй себя молитвой и постом и сны твои видений легких будут исполнены…
  2. Как весело провел свою ты младость!
  3. Исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному…

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

После выполнения заданий по карточкам учащиеся озвучивают результаты своей работы.

  1. Физкультпауза. Игра «Разминка»

— Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.

— Встаньте, пожалуйста.

— Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Поднимите, пожалуйста, голову.

— Поднимите руки вверх, пожалуйста.

— Опустите руки.

— Опустите, пожалуйста, руки.  

— Сделайте глубокий вдох.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Протяните правую руку вперед.

— Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.

— Пожалуйста, протяните правую руку вперед.

— Поставьте руки на пояс.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Опустите руки, пожалуйста.

— Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.

  1. Анализ текста.

В «Капитанской дочке» комендант говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.

В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С. Пушкина.

В стихотворении «Сожженное письмо» А.С. Пушкин пишет:

Уж перстня верного утратя впечатленье,

                                   Растопленный сургуч кипит…

И чтобы эти стихи нам были полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».

Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, ученых – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.

Читая А.С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.

З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин.

Беседы о русском слове

— Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.

— Какова тема текста? Основная мысль?

—  Выделите микротемы.

— Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?

— Найдите предложения, соответствующие схемам:

1. А: «П».

2. , .

3. , (что     ).

— Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…

— В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? (И чтобы эти стихи…)

— Выпишите предложения (по рядам):

I – с простым глагольным сказуемым

II – с составным глагольным сказуемым

III – с составным именным сказуемым

  1. Самостоятельная работа.

Задание по выбору.

1. Составить мини-текст на одну из тем:  «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)

2. Упр. 107 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

3. Упр. 108 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

  1. Тест.
  1. Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
  1. Простым предложением является:

А 1,2.               Б 2,3.                В 1.               Г 3,4

  1. Причастный оборот есть в предложении:

А 2.                  Б 2,3.               В 3.                  Г 4

III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 1.                   Б 2.               В 3.                      Г 4

IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 4.                Б 2,3, 4.            В 1, 2.                  Г 2.

V. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

Ключ.

I. В      II. В     III. Г      IV. Б    V. В

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие сведения мы повторили на уроке?

— Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?

— На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

— Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

— Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

— Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

  1. Домашнее задание (повыбору):
  1. параграф №21, упр. 111
  2. параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

nsportal.ru

Урок по русскому языку в 8 классе «Сказуемое и его виды»

Урок № Дата проведения: ______________

Тема: Сказуемое и его виды.

Цель:

Образовательные:  формирование  орфоэпических  и синтаксических навыков;
 обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; ознакомление с разными типами сказуемых; формирование умений: находить сказуемое, определять форму  сказуемого;

Развивающие: развитие умения выполнять комплексный анализ текста;

Воспитательные: воспитание  уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы, индивидуальная работа, орфоэпическая разминка, работа по учебнику, творческое задание.

Оборудование: учебник, тетрадь, тест, карточки,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Приветствие, постановка цели и темы урока, психологический настрой:

Прозвенел для всех звонок

Приглашая на урок

Все у парт красиво встали

Здравствуйте, мы все сказали

Сосчитали до 5-ти

И присели за столы

Я, с улыбкой вас встречая

И к вниманью призывая, Вам желаю от души

Домой с 5-ми прийти.

2. Проверка домашнего задания.

— Актуализация имеющихся знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа. Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой. Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее. (В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади  а  (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.

3. Орфоэпическая разминка. Проставить ударения.
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.

3.Изучение новой темы.

— Вступительное слово учителя:

Сообщение темы и цели урока:

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.)
Сказуемое отвечает на общий вопрос:  ч т о  г о в о р и т с я  о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами:  ч т о  д е л а е т  предмет?  к а к о й  он?  к т о  он  т а к о й?  ч т о  т а к о е  предмет?  к а к о в  он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми.
Сказуемое может быть простым и составным.
П р о с т о е  с к а з у е м о е  может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
С о с т а в н о е  с к а з у е м о е  составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на  г л а г о л ь н о е  (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.

Виды сказуемых.

Вид сказуемого

Способ выражения

пример

Простое глагольное сказуемое

Глагол в форме какого-либо наклонения

Танцевала осень вальс-бостон.

Составное глагольное сказуемое

Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Девушка стала рассказывать о поездке в осенний лес.

Составное именное сказуемое

Глагол-связка + именная часть

Турист был очарован рябинами у озера.

СКАЗУЕМОЕ

1. Простое глагольное

— глагол * Ласточки летают низко.

— фразеологический оборот * Не заговаривай мне зубы. (= не запутывай)

— будущее составное время * Он не будет на меня сердиться?

2. Составное глагольное

Вспомогательный глагол или слова:

начать, продолжать, кончать, хотеть, мочь; + инфинитив

должен, рад, нужно, надо, готов, намерен * Друзья (были) готовы помочь.

* Мы начинаем понимать.

3. Составное именное

Глагол-связка: быть, казаться, являться, Может быть нулевой в наст. времени.

считаться, называться

+ именная часть: имя существительное * Этот сад – моя гордость.

имя прилагательное * Он огромен.

имя числительное * Любимое ее число – семь.

наречие, категория состояния * Было тихо.

инфинитив * Долго спать – время терять.

Знакомство с новым материалом в учебнике стр. 65-66.

4.Закрепление знаний.

Закрепление материала.

1. Тест  «Определите тип сказуемого» (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)
  Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
   Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 
  Профессор был заметно взволнован.
  Сюда приезжали директора предприятий 
 Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. 
2. Игра «Третий лишний». (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес — наше богатство. Мы стали подниматься в горы.

Тренировочные упражнения.

1. Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

2) буду гостем;

3) начал думать;

4) был задумчивым;

5) у нас есть;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

Работа по учебнику: упр. 130 (устно), 132, 133,134.

Списать с доски предложения: 1 вариант — с составными глагольными сказуемыми, 2 вариант — с составными именными сказуемыми.

  1. Распахнулись двери школы для весёлой детворы.

  2. Вася хотел первым рассказать всё брату.

  3. Дорожки не расчищены.

  4. Нельзя есть немытые фрукты.

  5. Чтение — лучшее учение.

  6. Ручьи и реки русские весною хороши.

  7. Митя был добрым и жалостливым.

  8. Олени не могут защищаться в одиночку.

  9. Собачонка старалась привлечь внимание мальчика.

  10. Он должен был скрываться от врагов.

  11. Он был вторым в классе.

Какое предложение из списка вы не выписали? Почему?

(Проверка правильности выполнения работы проводится устно).

— Записать предложения под диктовку, объяснить пунктуацию в них, определить тип сказуемого (работа на доске и в тетрадях).

  1. Потемнеть заря уже готова, тихо всё, час ночи недалёк.

  2. Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.

  3. Грустно жить тебе, о друг, я знаю, и понятна мне твоя печаль…

  4. Тяжёл наш путь, твой бедный мул устал топтать терновник злобный.

Творческое задание. Составить предложения со следующими сказуемыми:

начал вспоминать, была видна, словно бисер, озарены, как дым, должен сознаться, тяжела и горька.

Например:

  1. Я всё-таки должен сознаться открыто, что завидую им. 2) Туман как дым. 3) Он начал вспоминать свою прошлую жизнь, заново переживая горестные и счастливые её минуты. 4) На лепестках роса словно бисер. 5) Макушки деревьев озарены лучами восходящего солнца. 6) Тяжела и горька доля сироты.

5. Итог урока.

— Назовите, чем вы занимались на уроке?

— Какие трудности вы испытывали?

— Хорошо работали следующие учащиеся….

— Порадовали своими работами такие учащиеся…

Объявление оценок за урок, с занесением в журнал.

Домашнее задание. Упр. 137, 138 (устно), стр. 70. Выучить правило.

6. Рефлексия.

На доске рисунки «чемодан», «мясорубка», « корзина».Ученикам предлагается выбрать , как они поступят с информацией, полученной на уроке.

«Чемодан»- положу все, что пригодится в дальнейшем.

«Мясорубка»- информацию переработаю.

« Корзина»- все выброшу.

***

infourok.ru

Конспект урока » Составное именное сказуемое»

8 Класс Урок№25 Дата 29.10.2018г.

тема:Составное именное сказуемое

Цели: отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): 
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых; 
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: объяснения нового материала
Оборудование

Ход урока

  1. Повторение изученногоУстная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

  1. Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

  1. Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. 

  1. Чем они отличаются?

  2. Сколько слов входит в простое сказуемое?

— Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

  1. Сколько слов входит в составное сказуемое?

2 и более

  1. Чем может быть выражено простое сказуемое?

  2. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

  1. Практическая разминка.

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

Изучение новой темы

Демонстрируются предложения.

Он активный. Он был активным. Он будет активным. Он был бы активным.

Слезы легкие были. Она была лучшей ученицей.

Найдите сказуемые. Подпишите части речи. Ответьте на вопросы.

— Какая часть речи входит в состав сказуемого?

(имя прилагательное, существительное, т.е. именная часть)

— Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?

(именное)

— Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым илисоставным?

(составным)

— Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?

(составное именное сказуемое)

— Следовательно, тема урока

(составное именное сказуемое)

— Запишите тему урока. (Составное именное сказуемое)

Определите в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой лексическое

— Прочитайте правило в учебнике. О чём мы не говорили? (В наст времени глагол-связка чаще всего отсутствует)

III. Работа с учебником

Комментированное выполнение Упр 89 1 вариант выписывает предложения с простыми глагольными сказуемыми,а 2 вариант с составными именными.

IV.Работа по подготовке к ГИА. Задания требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения. 

Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

Взрослых нигде не было видно. СИС

До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

Толику стало страшно. СИС

Тебя никогда нельзя понять… СГС

Только её слёзы были лёгкие. СИС

И вот что из этого получилось. ПГС

Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

6. Да ты кто?

7. На таком заводе два инженера – капля в море

Самопроверка.

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

4. Наречием

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

6. Местоимением

7. Фразеологизмом

V. Рефлексия

Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то,..,

теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…

VI.Домашнее задание: выучить § 13, упр. 92;

Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *