Урок музыки в 8 классе живая сила традиции – Урок музыкального искусства в 8 классе на тему: Живая сила традиции.
Урок музыкального искусства в 8 классе на тему: Живая сила традиции.
8 класc
Тема: Живая сила традиции.
Цели: разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке, дать понятия «авангардизма»; привести примеры.
Ход урока
Истинное новация в искусстве-
это, прежде всего, новация духа,
идеи. Форма лишь выражает
найденное художником новое
содержание, воплощает его в
материале искусства.
Д. Шостакович
I. Организационный момент.
Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.
Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.
В искусстве новаторство заключается не в самоцельном поиске необычных (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещенных» выразительных средств. Все зависит от того, как и для чего они использованы. Мы с вами знаем, что в искусстве красота не разделима с жизненной правдой, если нет правды то и нет красоты. Искусство исчезает.
Представители крайнего авангарда сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они на прочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности, ни маршевости, ни танцевальности.
Французский авангардист Пьер Булез говорил: «Существуют три вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония и ритм».
Например:
Додекафония ( буквально- двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, используя лишь 12 соотнесенных между собой звуков, то есть сочинение внетональными звуками. Термина «мелодия» не существует вместо него серия повторяющихся звуков , построенных по принципу точного отсчета. Ганс Эслер говорил: 2По этой системе может сочинять каждый дурак, усвоивший правила игры».
Алеаторика ( от греческого «алеа» — игра в кости) – течение , в основе творчества которого лежит принцип случайности . музыкальные композиции могут строится с помощь «жребия»- на основе ходов шахматной партии, разбрызгивание чернил по нотной бумаге, бросание игральных костей и т.д.
Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно — режиссёрскими решениями.
Если в середине XX в. Новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика, «поп- музыка», и «авангардизм», то к концу XX в. Эти направления в своих лучших проявлениях начинают объединяться.
II Знакомство с австрийским композитором А Шенбергом и его произведением «Уцелевший из Варшавы». Обсуждение.
Австрийского композитора Арнольда Шенберга считают «отцом» современного «авангарнизма». К началу 20-х годов ХХ века он создал 12 тоновую систему музыкального –додекафонию, в которой отсутствует выразительная интонация, тональность, ладовая организация.
Шенберг как талантливый музыкант и честный человек не мог оставаться равнодушным к тем зверствам, которые чинили фашисты на оккупированных территориях стран Европы. «Уцелевший из Варшавы» написан на собственный текст автора для чтеца, оркестра и хора. Рассказ ведется от имени человека , чудом уцелевшего в варшавском гетто, где были уничтожены тысячи людей, в том числе и дети.
III Слушание « Уцелевший из Варшавы»
— Какое впечатление произвела на вас музыка?
— помогает ли выразительность интонация чтеца понимать аномальную музыку?
IV Знакомство с авторской песней Б.Окуджавы.
Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.
Музыкант.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
«Песенная поэзия Булата Окуджавы – упрямое объяснение в любви к жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда никому не прискучит, потому что оно всегда недостаточно….»
V Разучивание песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
VІ Итог урока.
Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные , чем законы физики и химии, — извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство — это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества.
VІІ Домашнее задание.
multiurok.ru
Презентация к уроку в 8 классе по программе Т.И.Науменко,В.В. Алеева «Живая сила традиции»
О традиции в музыке
Селиванова В.Н.
Учитель музыки ГОУ ТО ПКШ
ТРАДИ́ЦИЯ
(лат. traditio — » передача, вручение,
предание, преподавание «) — передача,
трансляция
от поколения к поколению .
На традиции основана культура .
Художественное творчество, как часть
культуры, является традиционным.
На свете нет вещей , которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка , какой бы современной и новой она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён.
Музыкальное произведение не подвержено старению, оно переживает своего создателя, делает бессмертным его имя, переживает поколения, эпохи.
Музыка властвует над «его величеством»
ВРЕМЕНЕМ
Каждый день растёт человеческая душа-
от каждой радости и каждой скорби, от любви и благодарности к тем людям, что окружают нас в детстве, от того, что можно восхищаться красотой мира, от собственных добрых дел. Так человек обнаруживает , что он помнит прошлое , ценит его и любит. Ведь жизнь состоит не только из приобретений , но и из потерь.
Прошлое дорого не только одному человеку, но и всему человечеству.
Прошлое делает мудрее не только одного человека. а всё человечество.
Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живёт и в современной музыкальной культуре человечества. Она украшает нашу жизнь и становится участницей важнейших событий.
Музыка отражает жизнь и меняется вместе с ней. Но каждое время имеет свои проблемы и свои краски. Творческие люди ищут новое в содержании,форме, средствах музыкальной выразительности. Но великий художник , обращаясь к прошлому, или выбирая фантастический сюжет,
Есть музыка , которая пишется сегодня , а завтра — она уже мёртвая , потому что
не отображает главное содержание современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника.
А есть музыка , выстраданная мастером, « написанная кровью его сердца », которая долго откликается на болевые точки человечества, потому что она всегда о главном.
Музыка минувших эпох может быть глубоко современной благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены: воспевание любви, красоты, добра – вечная, бессмертная тема в искусстве всех времён и народов.
Поэтому настоящее искусство
БЕССМЕРТНО —
Это родник общей человеческой духовности.
Юлия Савичева «Высоко»
Владимир Высоцкий «Кони привередливые»
Ария Кутузова из оперы А. Прокофьева
«Война и мир»
Л.Бетховен «Лунная сонат» 1часть
multiurok.ru
Тема урока: Живая сила традиции
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
«Разработка урока по музыке на тему «Традиции в музыке». (8 класс)»
Традиции в музыке.
(Настоящая музыка не бывает старой).
На экране
На свете не существует вещей, которые берутся ниоткуда.Как люди имеют предков, как реки имеют истоки, так и музыка, какой бы новомодной и современной она ни была, произрастает из музыки прошлых времен. Это неоспоримый закон: так всегда было, так есть и так будет. Эпиграф: «И сокровенный изначальный миг,
Времен исток,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что мое рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений». Рабиндранат Тагор.
Удивительным остается следующее: музыкальные произведения обретают свою подлинную силу только тогда, когда они связаны с традициями, с памятью культуры. Музыкальные произведения властвуют над временем: как и многие другие явления жизни, они переживают своих создателей, наделяют бессмертием их имена, переживают и поколения, и эпохи, они не подвержены старению. Выходит так, будто это далекое, отшумевшее прошлое обладает непостижимой, какой-то странной силой, которая заставляет нас вновь и вновь обращаться к давнему опыту и с его помощью искать ответы на вопросы, поставленные перед нами современностью.
Так что же это такое?
Что представляет собой это таинственное прошлое, которое дает живую силу всему тому, что с ним соприкасается?
Связано ли это прошлое с конкретным временем, великой эпохой, веком?
Вероятно, если мы обратимся к изучению определенной части традиции — например, темы или жанра, — нам удастся установить время ее происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несет в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный теоретический анализ, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовется тайной искусства. Звучит музыка: «Коробейники», русская народная песня.
Эта тайна постигается не умом, но какой-то иной частью нашего существа — той, что в равной степени открыта радости, восхищению, любви; той, что дается каждому из нас при рождении и с самого рождения отзывается на тихое слово, нежную мелодию, ласковую улыбку…
Незаметными, скрытыми путями идет рост человеческой души: растет она от каждой новой радости и каждой скорби, от любви и благодарности к тем людям, что окружают нас в детстве, от восхищения прелестью мира и от собственных добрых дел. Картины: Борис Михайлович Кустодиев «Масленица»; Солодченко Максим Александрович «Рассвет»; Пабло Пикассо «Мать и дитя».
И в этом постепенно обнаруживается одно из удивительных человеческих свойств: умение помнить прошлое, ценить и любить его. Ведь каждая человеческая жизнь состоит не только из приобретений, но и из потерь.
Уходят
schoolfiles.net
План-конспект урока по музыке (8 класс) на тему: урок музыки в 8 классе «Авангард в музыке»
Урок музыки в 8 классе
Тема урока: НОВЫЕ КРАСКИ МУЗЫКИ XX ВЕКА
Цели: разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке, дать понятия «авангардизма»; привести примеры.
Музыкальный материал: А. Шенберг «Уцелевший из Варшавы», А. Онеггер «Пасифик 231»- фрагмент.
Ход урока
Истинное новация в искусстве-
это, прежде всего, новация духа,
идеи. Форма лишь выражает
найденное художником новое
содержание, воплощает его в
материале искусства.
Д. Шостакович
I. Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.
Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.
В искусстве новаторство заключается не в самоцельном поиске необычных (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещенных» выразительных средств. Все зависит от того, как и для чего они использованы. Мы с вами знаем, что в искусстве красота не разделима с жизненной правдой, если нет правды то и нет красоты. Искусство исчезает.
Представители крайнего авангарда сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они на прочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности, ни маршевости, ни танцевальности.
Французский авангардист Пьер Булез говорил: «Существуют три вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония и ритм».
Например:
Додекафония ( буквально- двенадцатизвучие) – способ сочинять музыку, используя лишь 12 соотнесенных между собой звуков, то есть сочинение внетональными звуками. Термина «мелодия» не существует вместо него серия повторяющихся звуков , построенных по принципу точного отсчета. Ганс Эслер говорил: 2По этой системе может сочинять каждый дурак, усвоивший правила игры».
Алеаторика ( от греческого «алеа» — игра в кости) – течение , в основе творчества которого лежит принцип случайности . музыкальные композиции могут строится с помощь «жребия»- на основе ходов шахматной партии, разбрызгивание чернил по нотной бумаге, бросание игральных костей и т.д.
Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно — режиссёрскими решениями.
Если в середине XX в. Новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика, «поп- музыка», и «авангардизм», то к концу XX в. Эти направления в своих лучших проявлениях начинают объединяться.
II Знакомство с австрийским композитором А Шенбергом и его произведением «Уцелевший из Варшавы». Обсуждение.
Австрийского композитора Арнольда Шенберга считают «отцом» современного «авангарнизма». К началу 20-х годов ХХ века он создал 12 тоновую систему музыкального –додекафонию, в которой отсутствует выразительная интонация, тональность, ладовая организация.
Шенберг как талантливый музыкант и честный человек не мог оставаться равнодушным к тем зверствам, которые чинили фашисты на оккупированных территориях стран Европы. «Уцелевший из Варшавы» написан на собственный текст автора для чтеца, оркестра и хора. Рассказ ведется от имени человека , чудом уцелевшего в варшавском гетто, где были уничтожены тысячи людей, в том числе и дети.
Слушание « Уцелевший из Варшавы»
— Какое впечатление произвела на вас музыка?
— помогает ли выразительность интонация чтеца понимать аномальную музыку?
III Знакомство с авторской песней Б.Окуджавы.
Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.
Музыкант.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
«Песенная поэзия Булата Окуджавы – упрямое объяснение в любви к жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда никому не прискучит, потому что оно всегда недостаточно….»
IV Разучивание песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
V Итог урока.
Вывод: в произведениях разных искусств человек стремится познать законы не менее важные , чем законы физики и химии, — извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство — это грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человечества.
nsportal.ru
Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе по учеб. Алеева, Науменко
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Личностные: самоопределениеРегулятивные: прогнозирование
Познавательные: действия постановки и решения проблем
Коммуникативные: постановка вопросов
2
Настоящая музыка не бывает старой
Интонация. Вдохновение. «Пастораль» Х.Родриго
Обсуждение современности в музыке. Вокально-хоровая деятельность
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: планирование, контроль
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
3
Живая сила традиции.
Традиции в искусстве (музыке) и культуре. «Наша школьная страна» Ю.Чичкова
Приведение примеров традиций как памяти и культуры человечества. Вокальное исполнение
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросо
4
Природа, Родина, Любовь. Разработка проекта «Вечные темы в музыке»
Природа. Любовь. «Садко»(«Ой ты, тёмная дубравушка») Н.Римского-Корсакова
Выявление в музыке и мифологии взаимосвязи любви к природе и родине. Проверка, эстет. оценка ИЗ
Личностные: нрав.-этическое оценивание
Регулятивные: прогнозирование, оценка
Познавательные: логические
Коммуникативные: постановка вопросов
5
Мир сказочной мифологии
Взаимосвязь музыки, мифологии и литер-ры. «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова
Анализ русских мелодий и текстов, образов в народной и композиторской музыке. Разуч. вокал. упражнений
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: логические
Коммуникативные: планирование
6
Языческая Русь в музыке отечественных композиторов
Танец. Обряд. Ритм. «Весна священная» И.Стравинского
Обсуждение культа танца, стихии общего ритма. Просмотр и анализ презентаций.
Личностные: смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Регулят-ые: общеучебные, саморегуляция
Коммуникативные:постановка вопросов
7
Музыкально-поэтические образы радости и света
Образ. Эмоция. Свет. «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси
Выявление роли и взаимосвязи образов в музыке и поэзии. Вокально-хоровая деятельность
Личностные: смыслообразование
Познавательные: общеучебные
Регулятивные: целеполагание, оценка
Коммуникативные: планирование
8
«Благословляю вас, леса…»
Роль песни и романса в ряду других жанров. «Благословляю вас, леса» П.Чайковского
Обсуждение образов в мифопоэтическом и музыкальном творчестве. Выполнение и анализ ТЗ
Личностные: нрав.-этическое оценивание
Познавательные: логические
Регулятивные: планирование
Коммуникативные: сотрудничество
9
Образы радости в музыке
Выразительные средства в музыке. «Слава солнцу» В.-А.Моцарта
Анализ выразительных средств в музыкальных произведениях. Вокально-хоровая деятельность
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: прогнозирование, оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникат-е: коррекция, планирование
Раздел 2. «Мир человеческих чувств». 7 часов.
10
«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
Одномоментность чувств. «Песня о Моцарте» Б.Окуджавы, «Бессмертие» Д.Шостаковича
Просмотр и оценка ТЗ. Определение образа в музыке. Вокальное исполн. по выбору обучающихся
Личностные: смыслообразование
Регулят-ые: планирование, взаимоконтроль
Познавательные: действия постановки и решения
Коммуникативные: постановка вопросов
11
Бессмертные звуки «Лунной сонаты» Л.Бетховена
Любовь и трагедия. Сон. №14 Л.Бетховена, «Я тебя никогда не забуду» А.Рыбникова
Обсуждение вечных тем и образов в музыке, литературе. Сольное и коллективное пение
Личностные: нравственно-этич.оценивание
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: логические
Ком-ные: постановка вопросов, коррекция
12
Два пушкинских образа в музыке
Сцена «Письмо Татьяны» П.Чайковск., «В крови горит огонь желаний» М.Глинки
Выявление особенностей разных образов в музыке на пушкинские сюжеты, взаимосвязи искусств
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание,оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
13
Защита проекта «Вечные темы в музыке»
Любовь. Борьба. Героизм. Самопожертвование.
Защита и анализ творческого проекта, оценка творч. деятельности
Личностные: самоопределение
Регулятивные: планирование, оценка
Познавательные: общеучебные
Комм-е: коррекция, управление поведением
14
Контрольная работа по темам 1 полугодия
Классика и современность. Традиции и новшества. Образ, выразительность
Выполнение тестовых заданий, работа с терминами (по вариантам)
Личностные: смыслообразование
Регулят-е: планирование, саморегуляция
Позн-е: действия пост. и решения проблем
Коммуникативные: управл. поведением
15
Анализ контрольной работы. Трагедия любви в музыке
«Ромео и Джульетта» П.Чайковского (и др. композиторов), «Ты у меня одна» Ю.Визбора
Анализ контрольной работы. Оценка выполнения ИЗ. Слушание музыки, хоровое пение
Лич-е: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные: самоконтроль, оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
16
Образы радости и добра в музыке. Обобщение тем 1 полугодия
Музыка родных праздников. Гармония мелодий и души
Музыкально-творческая лаборатория «Музыка родных праздников». Исполнение песен по выбору обучающихся
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, оценка
Познавательные: логические
Коммуникативные: управление поведением партнера и личным
Раздел 3. «В поисках истины и красоты». 10 часов.
17
Мир духовной музыки. Рождественская звезда.
«Херувимская песнь» М.Глинки, «Под Рождество» В.Филатова, «Рождество Твое, Христе Боже наш» А.Лядова
Просмотр и анализ ТЗ. Слушание музыки. Вокально-хоровая деятельность.
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: прогнозирование
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов, планирование
18
От Рождества до Крещения.
Обряд колядования в искусстве. «Декабрь. Святки» П.Чайковского ( примеры др.искусств)
Обсуждение взаимодополняемости искусств. Сольное и коллективное пение
Лич-е: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные: целеполагание, оценка
Познавательные: дейст. решения проблем
Коммуникативные: постановка вопросов,
19
Мотивы пути и дороги в русском искусстве
Ассоциации. Образ. «Тройка» Г Свиридова, «Зимняя дорога» А.Алябьева
Выявление особенностей образа дороги как символа жизни. Вокально-хоровое исполнение
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: планирование, оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
20
Подвиг во имя свободы
Образ героя в музыке. «Эгмонт» Л.Бетховена, «Песня о друге» В.Высоцкого
Выполнение сравнительного анализа приёмов развития музыкал. образов
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, коррекция
Познавательные: логические
Коммуникативные: взаимоконтроль
21
Вечные сюжеты в искусстве
Традиции, вечные сюжеты в искусстве. Балет «Спартак» А.Хачатуряна
Обсуждение воплощения авторского замысла в искусстве. Хоровое пение
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, оценка
Познавательные: общеучебные, логические
Коммуникативные: иниц.сотрудничество
22
Философские образы 20 века.
Космос. Жизнь. «Турангалила-симфония» О.Мессиана
Анализ изображения музыкального пейзажа. Выявление изобразительных средств
Личн-е: нравственно-эстет. оценивание
Регулятивные: планирование, контроль
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопроса
23
Разработка проекта «Взаимодействие классики и соврем-ти в музыке»
Примеры старинной и современной музыки по выбору обучающихся
Обоснование выбора музыки к творческому проекту. Вокально-хоровая деятельность
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Познав-е: общеучебные, логические
Коммуникативные: планирование
24
Образ Родины в музыке
Образы народа, страны в музыкальных произведениях разных жанров
Слушание примеров музыкальных произведений о Родине, определение выраз. средств, интонаций
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, контроль
Познавательные: логические
Коммуникативные: постановка вопросов
25
Колокольные звоны на Руси
Поэма «Колокола» С.Рахманинова, «Перезвоны» В.Гаврилина, др.
Выявление значения колокольного образа в искусстве. Исполнение песен о России
Лич-е: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные: целеполагание, оценка
Познавательные: общеучебные
Ком-е: управление поведением, коррекция
26
Принцип красоты и правды в музыке
Музыка в кино 20-21 веков. Красота и правда интонайий и чувств
Слушание примеров муз. в к/ф. Эссэ о музыке в современных кинофильмах
Лич-е: смыслооб. Рег-е: целеполагание
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
Раздел 4. «О современности в музыке». 9 часов.
27
Как мы понимаем современность
Опора на классику. Современ.тенденции в иск-ве. Спецэффекты. Джаз. Рок-музыка
Выявление специфики современной музыки. Творческая деятельность в микрогруппах, проверка
Личностные: нрав.-этическое оценивание
Регулятивные: прогнозирование
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
28
Диалог Запада и Востока в музыке отечественных композиторов
Опора на национальный фольклор. «Течёт речка» Ц.Чжень- Гуаня
Определение роли взаимодействия культур. Вокально-хоровая деятельность
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
29
Лирические страницы советской музыки
Лирика в искусстве. «Я недаром печальной слыву» С.Слонимского
Обсуждение соединения разных образов в музык.-поэтическом произведении
Лич-е: самоопр. Рег-е: целеполагание
Позн-е: формулиров. и решение проблемы
Коммуникативные: планирование
30
Музыка 21 века
Современные стили и направления. Роль классики как образца искусства
Выступления обучающихся о современных направлениях в музыке. Эстетическое оценивание
Личностные:нравст.-этическое оценивание
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
31
Защита проекта «Взаимодействие классики и соврем-ти в музыке»
Старинная и современная музыка разных жанров (фрагменты)
Выявление взаимосвязи музыки разных эпох, основных принципов долговечности. Хор.пение
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: оценка, планирование
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: постановка вопросов
32
Диалог времён в музыке А.Шнитке. Полистилистика
Классические реминисценции в музыке. Кончерто-гроссо. № 1. А.Шнитке
Определение линий противопоставления и взаимосвязи образов прошлого и настоящего
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: целеполагание, оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: сотруднич.,коррекция
33
Контрольная работа по темам второго полугодия
Пентатоника. Полистилистика. Колокольность. Образ. Лирика. Традиция.
Выполнение теоретических заданий, тестирование, определение музыкальных произведений на слух
Личностные: смыслообразование
Регул-е: контроль, волевая саморегуляция
Познавательные: логические
Коммуникативные: планирование
34
Анализ контрольной работы. «Любовь никогда не перестанет…»
Современность и традиции в языке искусства.
Анализ к.р. «Ярмарка презентаций» о любимом стиле музыкальн. искусства
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: контроль, оценка
Познавательные: логические
Коммуникативные: постановка вопросов
35
Искусство- вечно. Обобщение тем 2 полугодия
Роль музыки, песни в жизни человека.
Вокальный «ринг». Эстетическое оценивание работы одноклассников, собств. достижений за год
Лич-е: нравственно-этическое оценивание
Регулятивные:целеполагание, оценка
Познавательные: общеучебные
Коммуникативные: коррекция
infourok.ru
Педагогическое сопровождение обучающихся на уроках музыки в 8-м классе с помощью тестовых заданий
Разделы: Музыка
Представлено тематическое планирование по предмету «Искусство. Музыка. 8 класс» (УМК: В.В.Алеев, Т.И.Науменко) с разработанными тестами, направленными на осмысленное восприятие музыкального искусства через тесное взаимодействие с учебником:
— работа с иллюстративным материалом учебника;
— работа с текстом учебника;
— работа со словарём учебника;
— написание эссе.
Тестовые задания, построенные на материале учебника «Искусство. Музыка. 8 класс», способствуют закреплению чувства успешности у обучающихся при выполнении заданий, созданию «нового» маршрута при изучении материала и разнообразию форм учебно-познавательной деятельности.
В тематическом планировании даны интернет-ссылки на опубликованные тестовые задания.
Содержание
1 четверть | ||
Урок | Содержание | Количество часов |
1 | Музыка «старая» и «новая» | 1 |
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» | 1 |
3 | Живая сила традиции | 1 |
Тест | Живая сила традиции. 8 класс: работа с иллюстративным материалом учебникаhttps://uchportfolio.ru/materials/show/83925 |
|
4 | Искусство начинается с мифа | 1 |
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского -Корсакова «Снегурочка» | 1 |
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского | 1 |
7-8 | «Благословляю вас, леса» | 2 |
Тест | Сказка и миф. 8 класс: работа с текстом учебника https://uchportfolio.ru/materials/show/83922 |
|
9 | Заключительный урок | 1 |
2 четверть | ||
Урок | Содержание | Количество часов |
1 | Образы радости в музыке | 1 |
2-3 | Мелодией одной звучат «печаль и радость» | 2 |
4 | «Слёзы людские, о слёзы людские…» | 1 |
5 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | 1 |
6-7 | Два пушкинских образа в музыке | 2 |
Тест | Мир человеческих чувств. 8 класс. Вариант 1: работа с текстом учебника https://uchportfolio.ru/materials/show/83916 Мир человеческих чувств. 8 класс. Вариант 2: работа с текстом учебникаhttps://uchportfolio.ru/materials/show/83921 |
|
3 четверть | ||
Урок | Содержание | Количество часов |
1 | Трагедия любви в музыке. П.Чайковский . «Ромео и Джульетта» | 1 |
2 | Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» | 1 |
3 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 1 |
4 | Мир духовной музыки | 1 |
5 | Колокольный звон на Руси | 1 |
6 | Рождественская звезда | 1 |
7 | От Рождества до Крещения | 1 |
8 | «Светлый праздник». Православная музыка сегодня | 1 |
Тест | Православная тема в музыке. 8 класс. Вариант 1: работа с текстом учебника https://uchportfolio.ru/materials/show/83869 Православная тема в музыке. 8 класс. Вариант 2: работа с текстом учебникаhttps://uchportfolio.ru/materials/show/83898 |
|
9 | Как мы понимаем современность | 1 |
10 | Вечные сюжеты | 1 |
Тест | Музыка: варианты эссе. 8 класс. 3 четверть https://uchportfolio.ru/materials/show/83902 |
|
4 четверть | ||
Урок | Содержание | Количество часов |
1 | Философские образы XX века: «Турангалила — симфония» О. Мессиана | 1 |
2 | Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов | 1 |
3 | Новые области в музыке XX века(джазовая музыка) | 1 |
4 | Лирические страницы советской музыки | 1 |
Тест | Лирические страницы советской музыки. 8 класс: работа со словарём учебника https://uchportfolio.ru/materials/show/83927 |
|
5 | Диалог времён в музыке А. Шнитке | 1 |
6-7 | «Любовь никогда не перестанет» | 2 |
Тест | О современности в музыке. 8 класс. Вариант 1: работа с текстом учебника https://uchportfolio.ru/materials/show/83918 О современности в музыке. 8 класс. Вариант 2: работа с текстом учебникаhttps://uchportfolio.ru/materials/show/83919 |
|
8 | Подводим итоги | 1 |
9 | Заключительный урок | 1 |
Источники информации
- Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак // Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стереотип. — М. Дрофа, 2013. — С.79
- Науменко Т.И. Искусство: Музыка. 8 кл.: учебник / Т.И.Науменко, В.В.Алеев. — 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2018.- 174. [2] с.: ил.. нот.
6.06.2018
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai