Урок литературы искусство слова 8 класс – План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Литература как искусство слова. | скачать бесплатно
Конспекты 3 уроков по литературе 8 класс
Урок 1
Введение. Литература – художественное отражение жизни человека и общества. Художественный мир литературы с древнейших времен до наших дней
Цель:
— углубить представление о литературе как одном из видов искусства, ее роли в художественном отражении бытия человека и общества, месте в жизни отдельного человека и человечества;
— развивать аналитические способности, умение обобщать и делать выводы;
— воспитывать любовь к художественному слову, уважение к культурному наследию человечества.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Работа с эпиграфами урока
— Ребята, прочтите записанные на доске эпиграфы, подумайте и ответьте на вопрос: как вы понимаете выраженные в них мысли?
Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная.
А.С. Пушкин.
Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен.
С. Смайлс.
— Почему А.С. Пушкин говорит, что чтение есть лучшее учение? О чтении каких книг идет речь? Почему художественную литературу называют иногда учебником жизни?
— О каком лучшем обществе, по вашему мнению, говорит С. Смайлс? Кого он называет величайшими умами всех времен?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Развитие речи. Рассказ о прочитанных книгах
— Можете ли вы также утверждать, что «книги вводят нас в лучшее общество»? Докажите это примерами из книг, прочитанных вами за лето.
(Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанных книгах.)
2. Слово учителя
— В современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе не причастного к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь. Но наиболее сильное потрясение мы получаем от искусства слова. Мы бываем зачарованы, покорены силой художественного слова, музыкой стиха, выразительностью авторской речи.
— Что является характерной особенностью художественной литературы?
Воспроизведение жизни в образах и картинах.
— Расскажите о художественном образе, его признаках.
Художественный образ — обобщенное художественное отражение предметов и явлений материального мира в сознании автора с позиции определенного эстетического идеала и воплощение его в литературе. В литературном произведении образ обозначает тип, характер, например, образ метели, образ бабочки, образ Самсона Вырина.
— Как вы понимаете выражение «картина жизни»?
Картина (образ) — это не фотография, она создана с помощью творческого воображения, даже тогда, когда писатель рисует какой-либо действительно существующий в жизни предмет. Создавая художественный образ, писатель «отбирает» события, иногда нарушает их естественно-хронологическую последовательность, некоторые качества героя укрепляет, выдвигает на первый план, раскрывает такие его думы и чувства, о которых мы не могли даже догадываться. Творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее.
— Почему ни живописец, ни скульптор не могут показать своих героев в движении, в изменении, в развитии?
— Что можно и чего нельзя перевести на «язык кино»?
— Действительно, самые многогранные характеры, самые невероятные происшествия, самые сложные отношения между людьми нельзя передать средствами кино или других искусств. Они подвластны только лишь художнику слова.
Всякое литературное произведение — это особый мир, созданный писателем по законам художественного творчества на основе глубокого знания жизни, человеческих характеров, взаимоотношений людей. В каждом произведении по-своему отражаются какие-то стороны жизни, каждое запечатлевает определенный отрезок времени — мгновение, день, месяц, годы или даже целые эпохи. Поэтому художественные образы — это картины жизни, которые в произведении объединяются временем, мыслью, чувствами писателя, его отношением к героям и миру, идеей произведения.
Есть и наука, которая занимается изучением произведений художественной словесности, ее название вам уже знакомо – это литературоведение. Современное литературоведение состоит из трех разделов: теория литературы, история литературы и литературная критика
Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины, изучает закономерности развития родов и жанров, состав и строение литературного произведения.
История литературы изучает всякое произведение как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений в русле мирового литературного процесса. Анализируя отдельные части и стороны произведения, история литературы занимается историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значением в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе, степень оригинальности отдельных писателей и их произведений.
Литературная критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности и с точки зрения эстетической ценности; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.3. Беседа
— Итак, мы знаем, что художественное произведение изображает события, происходящие в определенный отрезок времени. А через сюжет писатель показывает, где и как эти события зарождались, как развивались и к чему привели. Давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия и ответим на несколько вопросов.
— Что такое тема произведения, его идея?
— Что означают литературоведческие понятия «сюжет», «композиция»?
— Как называется в литературоведении начало сюжета? (
— Какие части в сюжете еще можно выделить? (Кульминацию, развязку.)
— Какую роль играют в композиции пролог и эпилог?
— Следя за развитием сюжета, мы видим, как складываются и развиваются человеческие характеры, как в отношениях с другими людьми человек изменяется или обнаруживает ранее скрытые свои качества. Поэтому образ в художественной литературе раскрывается не сразу, а постепенно, от события к событию, от сцены к сцене, от страницы к странице. Чтобы получить даже самое беглое представление о нем, иногда нужно затратить много времени. Такая особенность художественного образа и законы читательского восприятия обусловливают необходимость не только сбора материала для изображения, но и продуманного его расположения, то есть построения художественного произведения по законам композиции.
— Итак, в начальных, 5-7-х классах вы прочитали много сказок, басен, повестей рассказов. Что объединяет все эти произведения, чем отличаются они от ваших учебников, от научных книг?
Художественностью, образностью, эстетическим содержанием.
4. Самостоятельная работа
— Откройте учебник на странице 5 и прочтите часть статьи от слов «Литература как специфический вид искусства…» до конца. Подготовьте ответы на вопросы 1-5 по теории литературы (стр. 8).
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа с текстом
— Сравните научное определение зари в энциклопедическом словаре с поэтическим пейзажем в стихотворении Никитина «Утро». Расскажите об отличиях этих фрагментов текста. Каковы особенности поэтического текста?
«Заря — окраска небесного свода на западе после захода Солнца или на востоке перед восходом Солнца. В окраске зари преобладают желтые, оранжевые и красные цвета. Заря объясняется рассеянием и поглощением света в атмосфере».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается…
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло…
Первый отрывок написан научным стилем, описание краткое, точное, сухое. Поэтический текст ритмически организован, зарифмован, в нем использованы средства художественной выразительности (тропы) – метафоры, олицетворения, эпитеты.
— Как вы думаете, можно ли считать эпитеты, метафоры, сравнения главным признаком художественной литературы? (Многие учащиеся могут дать утвердительный ответ.)
— Конечно, в стихах, повестях, рассказах тропы встречаются значительно чаще, чем в научных книгах, и роль их в художественных сочинениях очень велика. Но давайте прочтем записанный на доске отрывок из повести Пушкина «Дубровский» и попробуем найти в нем эпитеты и сравнения:
«Пришед во флигель, учитель засветил свечку, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам…»
(Можно прочитать более длинный отрывок по книге.)
— Есть ли в этом отрывке какие-либо тропы?
— Да, в этом отрывке нет ни одного сравнения, ни одной метафоры, а между тем ясно, что это художественная проза. Как мы это определили?
Вывод. Писатель создает картину жизни, образ, даже не используя тропов. Он выписывает картину словами, как художник кистью и красками. Она динамична, подвижна. Читая художественное произведение, мы не только «видим» то, что рисует писатель, но и «слышим» звуки, «ощущаем» запахи, узнаем мысли и чувства людей.
Это приводит нас к выводу, что главная специфическая особенность литературы — образность. И средства создания образности могут быть весьма разнообразны.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Подготовьте развернутый ответ по данному плану.
Оружие писателя — слово, живописца — линии и краски, скульптора — глина, мрамор, металл и другие материалы.
Литература изображает жизнь в движении, в развитии, живопись и скульптура запечатлевают один момент жизни.
3. Литература изображает мир видимый и невидимый внутренний мир человека.
2. Чтение статьи учебника на стр. 9-13.
3. Ответить устно на вопросы 1, 2, 3, 7, 8.
VI. Этап рефлексии
infourok.ru
Конспект урока искусство 8 класс «Художественный образ — стиль
Искусство. 8 класс. 2 урок.
Тема: Художественный образ – стиль – язык.
Цель: познакомить с выражениями «стиль», «язык», «образ» и раскрыть эти понятия посредством знакомства с разными видами искусства. развитие активного, осознанного восприятия музыки уч-ся на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.
Задачи:
1) формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передает музыка;
2) воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать его содержание и средства выразительности;
3) развитие умения выявить характерные стилевые особенности музыки;
4) показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
5) воспитывать интерес и любовь к музыке.
Оборудование: мультимедийный проэктор, учебник «Искусство», презентация к уроку
Ход урока
Орг. момент.
Слово учителя.
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, не обойтись без понимания таких категорий, как образ, стиль, язык.
а) Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
б) Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».
в) Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Другими словами музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ С. КРЫЛОВА « ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
Когда зимний вечер
Уснет тихим сном,
Сосульками ветер
Звенит за окном,
Луна потихоньку
Из снега встает
И желтым цыпленком
По небу идет.
А в окна струится
Сиреневый свет
На хвою ложится
Серебряный снег,
И, словно снежинки,
В ночной тишине
Хорошие сны
Прилетают ко мне.
Ах, что вы хотите,
Хорошие сны?
Вы мне расскажите
О тропах лесных,
Где все, словно в сказке,
Где — сказка сама —
Красавица русская
Бродит зима.
Но что это? Холод
На землю упал,
И небо погасло,
Как синий кристалл? —
То желтый цыпленок,
Что в небе гулял,
Все белые звезды,
Как зерна, склевал.
УЧИТЕЛЬ.
Какой музыкальный образ отражён в песне?
Дети.
Образ зимы.
УЧИТЕЛЬ.
Правильно, холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни снежной королеве.
Волшебница, которая очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
СЛАЙД
Зима, одно из времен года.
УЧИТЕЛЬ.
В музыки какого композитора- классика есть музыкальные образы, отражающие времена
года?
ДЕТИ.
Это « Времена года» П.И. Чайковского.
УЧИТЕЛЬ.
Чайковский родился за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившуюся издалека песню.
Его детство проходило в атмосфере любви и сердечности. Именно здесь в провинции широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная русская речь.
В большой семье Чайковских между детьми были очень теплые отношения. Родители будущего композитора были людьми интеллигентными и образованными. Часто в их доме звучала музыка, проходили любительские концерты, на которых присутствовал и Петя, очень сильное впечатление производили на мальчика крестьянские песни. Будущий композитор с большой остротой воспринимал весь окружающий мир, в котором природа занимала огромное место. Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в своих произведениях.
СЛАЙД (ЗВУКОВОЙ)
УЧИТЕЛЬ.
Какой образ отражён?
ДЕТИ.
Образ русской природы, образ зимы.
УЧИТЕЛЬ.
Важнейшее качество музыки Чайковского- то, что он был до глубины души русским человеком. Он любил русскую песню, русскую природу, русское искусство, любил русского человека.
Времена года Чайковского — одно из любимых произведений миллионов почитателей его таланта
УЧИТЕЛЬ. Времена года написан в жанре фортепианный цикла, кторый содержит 12 частей.
УЧИТЕЛЬ.
Чайковскому пришла такая интересная мысль — написать музыку круговорота, смены времен года после того, когда редактор Петербургского журнала «Новеллист» Н.Бернар предложил композитору поместить в журнале пьесы, которые будут соответствовать впечатлениям определенного месяца. В декабрьском номере за 1875 г. было напечатано сообщение, что знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, характер которых будет соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в который каждая из них появиться в журнале. Издание выходило первого числа каждого месяца. Композитор начал сочинять цикл пьес. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель. Это цитаты стихов русских поэтов — А.С.Пушкина, П.Вяземскова, А.Фета, Жуковского.
УЧИТЕЛЬ.
Сейчас мы прослушаем ещё одно произведение этого цикла вконце прослушивания вы должны ответить на следующие вопросы.
Какое настроение? Какое состояние души? Какие средства музыкальной выразительности? Какой изобразительный момент использует П.И. для создания музыкального образа?
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
УЧИТЕЛЬ.
Какое настроение?
ДЕТИ.
Радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надежда
счастья, упоение расцветающей природой. Волнение, которое происходит во время смены весенней природы, и радость и надежда на будущее
УЧИТЕЛЬ.
Какой образ?
ДЕТИ. Образ природы, чистый, прозрачный
Музыка проникнута порывом, взлетом эмоций.
УЧИТЕЛЬ.
Ритм?
ДЕТИ.
Вальсообразный
УЧИТЕЛЬ.
Какое время года?
ДЕТИ.
Весна.
УЧИТЕЛЬ
А как вы воспринимаете это время года?
ДЕТИ.———————
УЧИТЕЛЬ.
Какой месяц? Как он называется?
ДЕТИ.
Подснежник.
УЧИТЕЛЬ.
Подснежник- символ надежды и любви, символ счастья и любви,
пробуждение природы.
СЛУШАНИЕ. АПРЕЛЬ. СЛАЙД.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее наигрованием, как бы ни прекрасны были леса и поля, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь- все же образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения.
УЧИТЕЛЬ.
Времена года — это только образ природы?
ДЕТИ. Нет .
Это не столько зарисовки состояния природы, сколько выражение смены состояний человеческой души.
ИТОГ.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
— Спасибо за урок, до свиданья!
infourok.ru
Открытый урок по литературе 8 класс
Средняя школа с. Кырык кудык
Разработка открытого урока в 8 «Б» классе по литературе учителя Гусак К. М.
«Слово о полку Игореве»
2014 – 2015 учебный год
Урок по литературе 8 класс
Тема: «Слово о полку Игореве». Сюжет и композиция. Основные образы—персонажи.
Цель: способствовать осмыслению учащимися «Слова о полку Игореве» как высоко патриотичного и высокохудожественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
изучить сюжет и композицию «Слова…», познакомить с образной системой.
Развивающие:
развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма, на примере героев «Слова…» прививать ученикам любовь к Родине, приобщать к произведениям искусства.
Тип урока: комбинированный, по технологии РКМЧП.
Ход урока
Вижу Русь!
Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть,
Сначала было «Слово…»,
Это было «Слово о полку…».
Л.Мазуркин
Организационный момент.
Психологический настрой «Дерево достижений»
Стадия вызова.
Выразительное чтение древнерусского текста (начало поэмы)
Не лЂпо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,
Игоря Святьславлича?
Начати же ся тъй пЂсни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню.
Бояньъ бо вЂщий,
аще кому хотяше пЂснь творити,
то растЂкашеся мыслию по древу,
сЂрымъ вълкомъ по земле,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Не все понятно, но зато как красиво, образно и ритмично. Ребята, как вы думаете, о чем будет сегодняшний разговор на уроке?
3)Сообщение о цели и задачи урока.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение замечательного образца древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». На предыдущем занятии вы познакомились с историей открытия «Слова». Сегодня же мы поговорим о сюжете и композиции слова и об основных образах «Слова».
4) Обсуждение эпиграфа.
Ребята как вы понимаете слова Л. Мазуркина?
2. Проверка знаний.
Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайд
• Жанр «Слова» — житие. НЕТ (воинская повесть, элементы поэмы, плач народный)
• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА
• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА
• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДА
• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ
• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ
• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ
• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА
• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ
• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА
Работа в парах.
1 пара работает по заданию №1 – заполнить таблицу «Особенности древнерусских произведений».
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК ПИСАЛИ
Рукописные книги
ТРИ ТИПА ПОЧЕРКОВ
Устав, полуустав, скоропись
НА ЧЕМ ПИСАЛИ
Пергамент, береста
ЧЕМ ПИСАЛИ
Гусиные и павлиньи перья
Палочки
кисточки
«КРАСНАЯ СТРОКА»
Первая буква писалась красной краской
ЯЗЫК
Древнерусский
ЧТО ОПИСЫВАЛОСЬ
Подвиги святых
КТО ПИСАЛ
монахи
2 пара работает по заданию №2 – «История открытия «Слова».
История открытия «Слова».
В каком веке создано произведение? — 12 век.
Кто сделал открытие? – известный собиратель древних рукописей граф Мусин – Пушкин.
В каком веке было найдено произведение? – 18 век.
Когда вышло первое печатное издание? – 1800 год.
Кто автор «Слова»? – неизвестен.
Что произошло со сборником в 1812 году? — сгорел
Кому был отправлен переписанный экземпляр? – Екатерине 2.
Тема произведения: поход князя Игоря на половцев
3 пара работает по заданию № 3 – «Найди ошибку».
Найдите ошибку:
То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)
Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)
О Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)
То было в те войны и походы (рати)
Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)
Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)
3. Стадия осмысления новой информации.
1. Беседа по тексту «Слова».
1) Слово учителя.
Как говорил литературный критик про «Слово» — «Это прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения».
В. БЕЛИНСКИЙ
Вы прочитали текст в переводе Д.С.Лихачёва.
— О чем говорится в поэме?
— Каков сюжет этой поэмы?
(В поэме говорится о неудачном походе князя Игоря на половцев, описываются две битвы князя, его пленение, а также бегство из плена и возвращение на родину.)
— Как вы поняли, почему автор выбрал для описания не победный поход русичей на половцев во главе с князем Святославом, а позорное поражение князя Игоря?
( Автор хотел показать на примере этого бесславного похода причину поражения и донести до читателя мысль о необходимости объединения в борьбе против общего врага.)
2.Составление композиционного плана поэмы, выявление основных образов в поэме.
Ребята, послушайте начало поэмы и подумайте, чему посвящено вступление.
1)Чтение подготовленным учеником вступления «Слова…»
(Слайд: картины работы,Н. Рерих, И. Глазунов «Боян»,)
Вопрос к классу:
— О чём говорится во вступлении? Как вы поняли, кто такой Боян (Баян)? Почему автор так подробно останавливается на его поэтической манере?
(Во вступлении автор упоминает некоего Бояна, который, очевидно, был тоже певцом. Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Он говорит: « Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.»
-Действительно, Боян – это легендарный певец и сказитель. С Бояном автора «Слова…» роднит ритмичность и музыкальность речи. ( слайд № 5).
-Посмотрите, каким видит Бояна художник?
( Учащиеся делятся своими впечатлениями от образа Бояна, созданного Васнецовым. Они отмечают колоритную внешность, а также богатство его внутреннего мира.)
2) Прослушивание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь».
Эссе «Каким я представляю себе князя Игоря» (можно устно).
Историческая справка (подготовившийся ученик даёт историческую справку).
Слайд. О походе князя Игоря современники и исследователи «Слова» отзывались по-разному:
«Игорь — сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» (Д.С.Лихачев). Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря.
Поход Игоря:
– начало похода, затмение,
– путь к Дону,
– первый бой,
– второй бой и поражение.
Всеволод
(Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем- о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины).
3.Работа над фрагментом текста «Сон Святослава».
Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси. Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский».
Беседа по вопросам:
Как можно расшифровать смутный сон Святослава?
Что означают все его символы?
Чья одежда – саван? Какова здесь символика цвета?
Какова цветовая гамма?
Какие мифологические символы связаны с вином и крупным жемчугом из пустого колчана?
С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке?
Какой смысл имеет в этом контексте синее море?
«Золотое слово» Святослава (Читает ученик).
Почему речь Святослава Киевского, обращённая к русским князьям, — «золотое слово»?
Какое значение имеет «золотое слово» Святослава в идейном звучании памятника, в историческом контексте своей эпохи?
Святослав — государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства.
4. «Плач Ярославны» — выразительное чтение отрывка подготовленным учеником.
(Слайд : картина «Плач Ярославны»,
1.Работа по вопросам.
— К каким силам природы обращается Ярославна?
— В чем и почему она упрекает Ветер?
( В том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, т.е. с половецкой стороны.)
— Почему героиня обращается к Днепру?
(Он силен и могуч, был верным союзником Святослава в его походе против половцев, и Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем.)
— Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?
(Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.)
5. Возвращение Игоря из плена.
1. Образ Русской земли
(природа, люди, история)
Вывод о композиции: Безусловно, она сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого.
2.Составление кластера.
• Какое слово отражает центральную идею «Слова»? (единение).
• Какие герои «Слова» несут, выражают эту идею? (Святослав, Ярославна, Игорь, автор).
4. Стадия размышления.
1) Работа в группах.
Задание. Нарисовать обложку к новому изданию «Слова», подготовить комментарий.
Учащиеся комментируют свою обложку, рассказывают о героях, фрагментах «Слова», показанных на обложке, идее, которую они хотели выразить.
Написать синквейн о своем персонаже.
2) Подобрать эпитеты из текста к словам:
Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.
3)Тестовая работа.
Ключ: 1 – Б 2 – А 3 – В 4 – А
5 – В 6 – Б 7 –А 8 – Б
Критерии: все верные ответы –«5», 1-2– «4», 3-4 – «3», 5-8-«2».
Взаимопроверка.
5. Итог урока.
1) оценки
2) рефлексия
– Было ли вам интересно на уроке?
– Сумели ли вы получить новые знания?
3) домашнее задание: сочинение
1)«Слово» — величайший памятник прошлого.
2) Жизнь «Слова» в других видах искусства.
infourok.ru
Литература как искусство слова
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры русской литературы.
Вводный урок литературы в 9 классе.
Цель урока:
Определить:
какова роль литературы в жизни человека;
в чем особенность творчества писателя и сотворчества читателя;
в чем специфика литературы по отношению к другим видам искусств;
познакомиться с программой и структурой учебника
1.Целевая установка
Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек? Чем обусловлено появление все новых и новых произведений? На эти и многие другие вопросы постараемся ответить в течение наших уроков.
2.Выразительное чтение стихов
Художниками называют всех людей творческого труда. Каким художественным даром обладает писатель? В чем особенность писательского труда? Попробуем поразмышлять над этими вопросами, выслушав самих художников слова. Каждый из них нашел такие слова, которые найти мог только он.
— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.
— Что их объединяет?
Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
-Почему ,по мнению Бунина, слово- великий дар?
Действительно, только благодаря языку мы знаем о нашей истории. Действительно, язык — самое главное достояние народа. Потому-то надо беречь этот божественный дар.
А.Ахматова
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле — печаль-
И долговечней царственное Слово.
— Каково значение слова « Слово» в этом четверостишии? Почему оно написано с большой буквы? Найдите эпитет и объясните его значение.
(Поэт говорит о силе слова)
Д. Самойлов
Слова
Люблю обычные слова.
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
-Какова роль слова в художественном произведении?
Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. ( Привести примеры из произведений)
-В чем же сила слова в художественной литературе?
(В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)
Звучит аудиозапись. ( Можно любое произведение в актерском исполнении)
3. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся
— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?
— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?
— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?
В 5-8 классах мы уже немало говорили о роли литературы в жизни человека. Книги необходимы каждому из нас. Все это знают.
-Задумывались ли вы над вопросом:: какой я читатель? (Чтение – это творчество, для овладения которым следует потратить усилия).
—Может ли быть талантливым читатель? ( Нужна готовность к пониманию того, что создано автором. Готовность и умение понять мысли и чувства автора, по- своему повторить путь, который он прошел. Читательское восприятие связано с интерпретацией прочитанного, что порождает творческую инициативу, стимулирует чувства, мысли. Вот тогда и возникает сотворчество — единственно возможный путь постижения литературного произведения. Овладеть искусством сотворчества — это и значит развить в себе талант читателя.)
—Но когда книги принесут пользу? (Кто хочет стать личностью должен воспринимать слово письменное и устное, а это непростое искусство. Нужно овладеть искусством читать книги)
— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? ( Искусство слова — художественно-образное освоение мира с помощью произведений литературы.)
— Что значит освоение мира? ( Освоить мир — сделать его своим. Освоить через образы, созданные с помощью литературы по законам эстетики. Событие прежде чем войти в сознание художника, проходит через его душу через его сознание, через все его существо. Он преподносит событие так ,как его видит)
— В чем своеобразие искусства слова , его отличие от других видов искусства? (Рассматриваем репродукцию картины М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» и сопоставляем с отрывком из «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» в переводе Н.Заболоцкого.)
Перевод Н.Заболоцкого
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
…………………………….
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Бились день. рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
-Сравним литературу и живопись.
И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни. Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.
3.Знакомство с программой и структурой учебника.
В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами* Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.
-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)
(ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера) разных времен, ставшими классикой* (КЛАССИКА – это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания).
В текущем учебном году вы будете постоянно отвечать на вопрос: В ЧЕМ СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
«Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимают»,- эта фраза родилась в Древнем Риме. Люди живут, пока их помнят. Книги бессмертны, пока их читают. Почему же сочинениям Гомера и Данте, Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого и других великих мастеров выпал жребий вечной жизни, а их героям – счастье волновать сердца новых поколений? Трудный вопрос. Непростыми будут и ответы. И это здорово: настоящей литературе нужен настоящий читатель.
-Перелистаем учебник и назовем эти произведения.
-Какие произведения вы прочитали летом?
-Какие из прочитанных произведений вам запомнились и чем?
— Обратимся к учебнику, рассмотрим его структуру. Зачем необходимо рассмотреть учебник? (Задание: группа представляет главу из учебника о любом писателе).
— Почему разговор о писателе мы будем начинать с его биографии? (Конечно, художник, как и любой человек, проживает сложную, интересную жизнь, но его судьба интересна нам в той мере, в какой связаны с творчеством, преобразованы им. Затем следующий шаг-задуматься над тем, как в целом устроен художественный мир писателя. И только потом можно заняться анализом текста. Задача учебника не просто сообщить сумму знаний, а научить вас самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем.)
Для тех, кому покажется мало сведений учебника, кто хочет знать больше, в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы.
Вопросы и задания помогут вам самостоятельно проверить свои знания, убедиться, что материал вами усвоен.
В конце темы приводятся также темы сочинений и рефератов.
Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 века.
М. Горький, обдумывая уроки русской литературы, сказал в статье «Разрушение
личности» (1909): «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но
всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о
будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле.
Как человек, как личность писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом
беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе, к усталому в труде
народу, к грустной своей земле».
videouroki.net
Художественная литература как искусство слова, ее место среди других видов искусства — ВСТУПЛЕНИЕ — i семестр — ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС — конспекты уроков — План урока — Конспект урока
И семестр
ВСТУПЛЕНИЕ
УРОК № 1
Тема. Художественная литература как искусство слова, ее место среди других видов искусства
Цель: вспомнить виды искусства, кратко охарактеризовать их; выяснить, какое место среди других видов искусства занимает литература; сделать вывод относительно уникального влияния художественной литературы на человека; развивать внимание, устную речь; воспитывать уважение к литературе как искусству слова.
Оборудование: схема, эпиграфы, словарь-справочник «Зарубежная литература», словарь «Эстетика».
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
М. Есть. Салтыков-Щедрин
Истинно говорю вам: дано печатному слову быть не только во времени, но и над временем.
М. Лесков
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
Много веков назад один античный мудрец заметил: «Жизнь коротка, а искусство вечно». И с ним нельзя не согласиться: человек всегда идет рука об руку с искусством, а лучшие его образцы переживают не одно поколение поклонников и ценителей.
Что же такое искусство и в чем его великая тайна?
II. работа над темой урока
1. «Продолжите предложение»
Искусство — это возможность…:
• самореализоваться;
• почувствовать «очищение души»;
• развлекаться;
• познавать новое;
• переживать и сочувствовать;
• испытывать эстетическое наслаждение.
2. Слово учителя
Словарь «Эстетика» дает такое определение понятия «искусство»:
Искусство — вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающую среду и самого себя по законам красоты.
С искусством тесно связано понятие катарсис. Впервые использовал этот термин Аристотель для обозначения определенного эстетического переживания, которое «проясняет» нравственное чувство. Просвітляючи и преподнося, оно захватывает человека целиком и влияет универсально, давая пищу уму, чувству и воле.
Если вы плакали, сочувствуя героям книги или кинофильма, искренне радовались за своих любимцев, переживали возмущение или стремление изменить этот мир к лучшему,- вы ощущали на себе силу искусства. Если в вашей жизни есть книги, фильмы, картины, музыкальные произведения, о которых можно сказать: «Они действительно повлияли на мою жизнь»,- вы потерпели катарсиса.
3. Ґронування
1) Создание информативного грозди к слову «Искусство»
2) Беседа по созданным гроном
• Назовите известные вам виды искусства.
• Что является основой обраВНОсти этих искусств? (Слово, звук…)
• Почему некоторые виды искусств имеют один материальный носитель обраВНОсти, а некоторые больше? (Такие виды искусств, как театр, кино, телевидение, называют синтетическими, потому что образ создается с помощью нескольких материальных средств.)
• Какие виды искусства наиболее популярны в наше время? Почему?
4. Работа с литературным произведением
1) Чтение сонета Уильяма Вордсворта «К прекрасному».
Уильям Вордсворт (1770-1850) — английский поэт, представитель «озерной школы». Воспевал в своих произведениях красоту природы и сельской жизни.
Святое искусство! В кисти или пере
Есть сила дать вечность каждой черте
Облачка, что плывет в небесной висе,
Веселых лучиков причудливой игре;
Они останавливают движение вит вверху
И путников, идущих в лесу,
И корабль, что при скелястім мысе
Навек в заливе бросил якоря.
Дитя весны, и лета, и листопада,
Что верно ткут ясную твою красу
Искусство, ты даришь благодать.
И сдержанное, простое, хоть полное содержания,
Ты умеешь вирвать мгновение из течения времени
И в ней божисту вечность передать.
(Перевод М. Крыши)
2) Определение темы и идеи поэзии
Тема: захват безграничной силой искусства.
Идея: искусство «в кисти или в пере» увековечивает жизни человека и природы, ибо способно «вирвать мгновение из течения времени и в ней божисту вечность передать».
5. Литература как вид искусства
1) Работа со словарем «Зарубежная литература» Н. И. Дорофеевой. Литература (лат. literatura — написанное, от litera — буква, буква) — совокупность письменных и печатных произведений определенного народа, эпохи, человечества; раВНОвидность искусства — искусство слова отражает действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность; результат творческого процесса автора, зафиксирован в соответствующем тексте с помощью букв.
Выделяют литературу техническую, научную, справочную и художественную, предназначенную специально для удовлетворения познавательных, интеллектуальных и эстетических потребностей.
2) Слово учителя
— Итак, литература — это искусство слова. Слово — самое ценное достояние человечества, начало всех начал. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. Оно у Бога было в начале. Все чрез него начало быть, и ничто, что начало быть, начало быть без него. И в Нем была жизнь, а жизнь была свет человеков» (1; 1-4). Мысль эта стала основой поэзии русского поэта М. Гумилева:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Не забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово — это Бог…
Поэтому будем чтить слово, которое и в наше время высоких технологий не утратило своей мощи, как и литература — искусство слова.
3) Работа с эпиграфами
— Справедливы ли высказывания М. Есть. Салтыкова-Щедрина и М. Лескова? Аргументируйте свою точку зрения.
III. Итоги урока
Учитель. Дети, впереди новый для вас систематический курс изучения не отдельных литературных произведений, а мирового литературного процесса, начиная с древнейших памятников искусства слова до эпохи Возрождения. Все произведения, вошедшие в программу для 8-го класса, являются классическими, то есть образцовыми, проверенными временем. Поэтому вы не потратите свое время зря, а наоборот, начнете получать классическое литературное образование.
Русский писатель XIX века. О. И. Герцен писал своей дочери Натальи: «Читай как можно больше и, конечно, вечные книги — их немного — читай “Илиаду”, “Одиссею”, читай Шекспира, Гете, Данте».
Итак, в путь — за авторами вечных книг!
IV. Домашнее задание
Подготовить сообщение о Веди как памятник мировой литературы.
zarlitra.in.ua
Литература как искусство слова (урок литературы в 8 классе)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Литература как искусство слова. Связь литературы с историей. Урок 1 « Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место,- всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует… Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они, это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое счастье – быть грамотным!» М. Горький Писатели и философы о литературе, книге, искусствеКнига – чистейшая сущность человеческой души.Книги говорили мне о том, как велик человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества.Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрит… Виртуальное справочное бюроЛитератураХудожественная литератураИскусствоХудожественный образОбразность Мне ни к чему одические ратиИ прелесть элегических затей.По мне, в стихах всё быть должно некстати,Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда,Как жёлтый одуванчик у забора,Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,Таинственная плесень на стене…И стих уже звучит, задорен, нежен,На радость вам и мне. А. Ахматова Анкетирование по выявлению круга читательских интересовНазовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.Назовите произведение, которое больше запомнилось, объясните, почему.Назовите писателя и его произведение, о котором вы готовы рассказать на уроке.Назовите героев прочитанных книг, заинтересовавших вас. Чем они интересны?Назовите произведения, которые вы любите перечитывать. Какое вы посоветуете прочитать друзьям?
Приложенные файлы
schoolfiles.net
Презентация «Литература как искусство слова. Связь литературы с историей» 8 класс
Литература как искусство слова. Связь литературы с историей. Урок 1 « Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место,- всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует… Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они, это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое счастье – быть грамотным!» М. Горький Писатели и философы о литературе, книге, искусстве- Книга – чистейшая сущность человеческой души.
- Книги говорили мне о том, как велик человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.
- Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества.
- Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрит…
- Литература
- Художественная литература
- Искусство
- Художественный образ
- Образность
- Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.
- Назовите произведение, которое больше запомнилось, объясните, почему.
- Назовите писателя и его произведение, о котором вы готовы рассказать на уроке.
- Назовите героев прочитанных книг, заинтересовавших вас. Чем они интересны?
- Назовите произведения, которые вы любите перечитывать. Какое вы посоветуете прочитать друзьям?
uchitelya.com