cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 1 информатика 8 класс угринович – Поурочные разработки курса информатики 8 класса

Поурочные разработки курса информатики 8 класса

Введение

Данные поурочные планы составлены с учетом тематического планирования учебного материала, предложенного в программе по информатике. Методическое пособие полностью ориентировано на обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. В программе по информатике подробно изложено содержание обучения базового курса.

Уроки рассчитаны на учащихся, которые изучали информатику с использованием комплекта учебников Н. Д. Угриновича в 7-м классе.

Главной частью курса информатики 8-го класса является формирование у школьников практических умений и навыков в стандартных приложениях чаще всего используемого программного обеспечения: текстовом процессоре и электронных таблицах.

В учебнике рассмотрены три операционных системы (Windows, Linux, Mac OS), целесообразнее использовать самую распространенную – Windows (98, 2000, ХР, любую из перечисленных). В данных поурочных планах Windows является базовой системной средой, поэтому и можно рассматривать только ее. Учащиеся должны с 7-го класса владеть основами работы в стандартных приложениях Windows: текстовые редакторы Блокнот и WordPad, программа Калькулятор, графический редактор Paint. Для освоения технологии работы в основных пользовательских средах на уровне стандартной подготовки используются программы, входящие в пакет прикладных программ Microsoft Office (98, 2000, ХР, 2003, любой из перечисленных): Microsoft Word, Microsoft Excel.

В тематическом планировании предусмотрено 68 уроков на курс обучения информатики в 8-ом классе. Практические работы проводятся отдельными уроками, которые описаны в учебнике. К некоторым из них добавлен методический материал.

Тематическое планирование

(2 часа в неделю, итого 68 часов)

п/п

Название темы и урока

Кол-во

уроков

Глава 1. Информация и информационные процессы.

7

1

Информация в природе и обществе.

1

2

Информационные процессы в технике

1

3

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

4

Количество информации.

1

5

Практическая работа № 1. Вычисление количества информации с помощью калькулятора.

1

6

Определение количества информации.

1

7

Контрольная работа № 1.

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

19

8

Программная обработка данных на компьютере.

1

9

Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

10

Устройства ввода/вывода информации.

1

11

Практическая работа № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

1

12

Практическая работа № 5. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.

1

13

Оперативная и долговременная память.

1

14

Файлы и папки.

1

15

Файловая система.

1

16

Работа с файлами и дисками.

1

17

Практическая работа№3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

1

18

Практическая работа № 4. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты

1

19

Операционная система.

1

20

Прикладное программное обеспечение.

1

21

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

1

22

Практическая работа № 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

1

23

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

1

24

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

25

Практическая работа № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

1

26

Контрольная работа № 2.

1

Глава 3. Кодирование и обработка текстовой информации.

25

27

Кодирование текстовой информации.

1

28

Практическая работа № 8. Кодирование текстовой информации.

1

29

Создание документов в текстовых редакторах.

1

30

Практическая работа № 9. Создание визитных карточек на основе шаблона.

1

31

Практическая работа № 10. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.

1

32

Ввод и редактирование документа.

1

33

Практическая работа № 11. Вставка в документ формул.

1

34

Сохранение и печать документа.

1

35

Форматирование символов.

1

36

Форматирование абзацев.

1

37

Практическая работа № 12. Форматирование символов и абзацев.

1

38

Вставка рисунков.

1

39

Нумерованные и маркированные списки.

1

40

Практическая работа № 13. Создание и форматирование списков

1

41

Стили форматирования. Оглавление документа.

1

42

Практическая работа № 14.

1

43-44

Таблицы.

1

45

Практическая работа № 15. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

1

46

Гипертекст.

1

47

Практическая работа № 16. Создание гипертекстового документа.

1

48

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

1

49

Практическая работа № 17. Перевод с помощью компьютерного словаря.

1

50

Системы оптического распознавания документов.

1

51

Практическая работа № 18. Сканирование и распознавание бумажного текстового документа.

1

52

Контрольная работа № 3.

1

Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации.

17

53

Системы счисления.

1

54

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

1

55

Практическая работа № 19. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

1

56

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

57

Практическая работа № 20. Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора.

1

58

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

59

Основные параметры электронных таблиц.

1

60

Основные типы и форматы данных.

1

61

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

2

62

Практическая работа № 21. Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах.

1

63

Встроенные функции.

1

64

Практическая работа № 22. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

1

65

Основные параметры диаграмм.

1

66

Построение диаграмм с использованием мастера диаграмм.

1

67

Практическая работа №23. Построение диаграмм различных типов.

1

68

Контрольная работа № 4.

1

Глава 1.

Информация и информационные процессы.

Урок 1. Информация в природе и обществе

Цели урока:

– иметь представление об изучаемом предмете, структуре учебника;

– знать об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;

– уметь определять виды и свойства информации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Урок следует начать со знакомства с учебником, преподаватель поясняет выделения различными шрифтами, ссылки и значки (стр.7–8). Можно указать дополнительную литературу для учащихся, которые изучают информатику во внеурочное время самостоятельно. Следует сказать учащимся об изучении информатики в целом в 8-м классе, т.е. о том, что они будут изучать технологию работы в операционной системе, технологию работы в текстовом процессоре и технологию работы с электронными таблицами. Стоит заострить внимание на том, что мы изучаем науку информатику. Пояснить, что это такое и чем она занимается. Можно затронуть вопрос об информационных технологиях, указать на то, что их существует множество в настоящее время, для чего они нужны, их виды. Обязательно указать на то, что знание информационных технологий необходимо любому современному человеку.

Далее в форме беседы рассматриваются вопросы информации в неживой и живой природе. Определение органолептической информации (информация, которую человек получает с помощью органов чувств) записывается в тетрадь. Для лучшего запоминания видов информации следует заполнить таблицу:

Виды информации

Чувство человека

Орган человека

Пояснение

Пример

Звуковая

Слух

Уши

Визуальная

Зрение

Глаза

Вкусовая

Вкус

Рот

Тактильная

Осязание

Кожа

Обонятельная

Обоняние

Нос

Пояснение записывается из учебника (стр. 14), примеры дети должны придумать сами.

Преподаватель рассказывает о различных видах и свойствах информации согласно материалу учебника. Можно использовать следующий плакат:

Основные свойства информации

  1. Закрепление нового материала.

Заполняем таблицу:

Свойства информации

Примеры

  1. Доступная

  1. Адекватная

  1. Объективная

  1. Актуальная

  1. Полная

  1. Достоверная

  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника: тема п. 1.1.1. – 1.1.3. (стр.9 – 16), ответить на контрольные вопросы (стр. 11, 13, 16).

Урок 2. Информационные процессы в технике

Цели урока:

– иметь представление о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях;

– знать определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;

– уметь приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Устный опрос.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

    1. Расскажите коротко о развитии Вселенной: от первоначального хаоса к сложным системам.

    2. Приведите примеры перехода от хаоса к порядку (увеличения информации) в окружающем мире.

    3. Приведите примеры перехода от порядка к хаосу (уменьшение информации) в окружающем мире.

    4. Приведите примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами.

    5. Перечислите виды органолептической информации, чувства и органы человека для ее восприятия.

    6. Что такое генетическая информация?

    7. Перечислите свойства информации и поясните их примерами.

    8. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой средствами массовой информации?

    9. Какие виды информации используются в компьютерах?

  1. Объяснение нового материала.

На этом уроке учащиеся должны усвоить, что такое наука информатика, какие задачи она решает. Преподаватель дает материал в виде небольшой лекции, затрагивая основные понятия по данной теме. К материалу учебника можно добавить понятие информационного процесса, технологии, информационной и коммуникационной технологии, этапы развития информационной технологии.

Информатика – техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации средствами компьютерной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. (Определение по С. В. Симоновичу).

Предмет информатики составляют следующие понятия:

– аппаратное обеспечение средств вычислительной техники,

– программное обеспечение средств вычислительной техники,

– средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения,

– средства взаимодействия человека с аппаратными и программными обеспечениями.

Компьютер – универсальное, электронное устройство, пред-назначенное для создания, обработки, хранения и передачи информации.

Информационный процесс – любой процесс, связанный с преоб-разованием информации.

При объяснении материала можно использовать следующий плакат:

Под словом технология принято понимать совокупность условий (режимов), приемов и навыков использования предметов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определенном количестве с заданным качеством. Инструментами труда в информатике являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а материалами – носители информации и структуры данных. Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создается информационный продукт. Коммуникационная технология – информационный процесс, в результате которого происходит передача и обмен информацией.

В информатике много технологических разделов (информа-ционных технологий), самые важные их них:

  1. Технологии администрирования средств вычислительной техники. Решаются вопросы настройки и наладки аппаратных и программных средств, обеспечения бесконфликтного взаимодействия между ними, эффективного распределения физических и логических ресурсов вычислительных систем между программными и аппаратными компонентами.

  2. Технологии электронного документооборота. Этот раздел посвящен эффективному созданию и оформлению электронных документов разных категорий, в том числе мультимедийных , Web – документов и других.

  3. Технологии баз данных. Рассматриваются вопросы упорядоченного хранения информационных объектов и организации быстрого доступа к ним.

  4. Коммуникационные технологии. Принципы коммуникации с использованием средств вычислительной техники позволяют сделать доступным общение в режиме реального времени для всех людей планеты, независимо от их местонахождения, а также автоматизировать сам процесс общения.

  5. Технологии программирования. Компьютеры применяются для автоматизации разработки новых программ. Их создание требует координированной деятельности тысяч программистов в течение нескольких лет. Без средств организации, автоматизации и автоматического контроля деятельность программистов была бы непродуктивной. Систематизация принципов создания и эффективного применения средств программной инженерии является одной из важнейших задач информатики.

  6. Технология компьютерной графики. Современные технологии компьютерной графики не только дали исполнителям эффективные инструменты для создания и обработки изображений, но и позволили автоматизировать работу художников, дизайнеров, мультипликаторов. В настоящее время широко используются технологии трехмерной графики, позволяющие создавать виртуальные сцены для кинематографии. Уже внедряются технологии, позволяющие заменить съемку реальных объектов автоматической генерацией управляемых графических персонажей.

  7. Технология электронной коммерции. Формирование запасов на складах, контроль над сроками хранения скоропортящихся товаров, прием заказов, обработка сопроводительной документации, управление транспортными потоками, обслуживание платежных систем – все эти и многие другие операции в режиме электронной коммерции выполняются автоматически.

  8. Интернет – технологии. Позволяют реализовать потребности электронного документооборота, общения, электронной коммерции. Важными составляющими Интернет – технологий являются технологии поиска информации, хранящейся в обобщенных ресурсах Всемирной Сети, а также технологии, связанные с обеспечением личной и общественной безопасности участников Сети.

  9. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. В виде мультимедийных продуктов часто применяются в рекламе, при выступлениях на конференциях и совещаниях, они могут также использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

Можно использовать плакат:

Следует рассказать об этапах развития информационной техно-логии, которые подробно описаны в учебнике для 7-9 классов «Информатика» под редакцией Н.В.Макаровой:

1-й этап – «ручная» информационная технология (почта, книгопечатание), основным инструментом которой является перо чернильница, бумага.

2-й этап – «механическая» технология. Основные инструменты: пишущая машинка, арифмометр, телефон, телеграф, телевидение, радиосвязь.

3-й этап – «электрическая» технология. Основные инструменты: большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты.

4-й этап – «электронная» технология. Основные инструменты: большие компьютеры.

5-й этап – «компьютерная» технология», основной инструмент которой – персональный компьютер и компьютерные сети.

  1. Закрепление нового материала.

Записываем в тетради основные определения:

– Информационный процесс

– Робот

– Информатика

– Компьютер

– Информационная технология

– Коммуникационная технология

  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника: п.1.1.4. (стр.16–19), ответить на контрольные вопросы на стр. 19.

Урок 3. Кодирование информации с помощью знаковых систем

Цели урока:

– иметь представление об информационной емкости знака;

– знать различные типы знаков, понятие знаковой системы, различ-ные алфавиты, языки и знаковые системы, определение длины кода, перекодирования;

– уметь перекодировать с русского письменного языка на русский устный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Устный опрос.

Ответить на вопросы:

    1. Объясните понятие систем управления техническими устройствами и приведите примеры.

    2. Поясните, что такое робот и приведите примеры их использования в различных сферах деятельности.

    3. Объясните термин информатика.

    4. Что изучает информатика?

    5. Что такое информационный процесс? Какие виды инфор-мационных процессов вы знаете?

    6. Что такое компьютер? Приведите примеры сфер использования компьютерной техники.

    7. Что такое информационные и коммуникационные технологии?

    8. Перечислите виды основных информационных технологий.

    9. Назовите этапы развития информационной технологии.

  1. Объяснение нового материала.

Преподаватель делит класс на три группы, каждая читает один пункт (1.2.1., 1.2.2., 1.2.3.) из учебника. Затем к доске вызывается один ученик из группы и рассказывает свою тему. Остальные слушают и дополняют его ответ. Непонятные моменты объясняет преподаватель. Следует акцентир

infourok.ru

Урок 1. Введение — Информатика 8 класс

Разработка урока на тему «Введение» для проведения урока в 8 классе по УМК Л.Л. Босовой , А.Ю. Босовой. ФГОС.
Планируемые учебные результаты:
Предметные: развитие общих представлений о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ; проверка знаний;
Метапредметные: формирование целостных представлений о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Личностные: развитие умений и навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ..

Решаемые учебные задачи:
1) знакомство учащихся информатикой как наукой, с еѐ местом в системе других наук, с целями изучения курса информатики и ИКТ;
2) обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;
3) знакомство с особенностями изложения учебного материала в учебнике;
4) повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ.

© Наталья Викторовна Кутепова Наталья Викторовна Кутепова

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Урок 1. Введение категории Информатика 8 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация, конспект.



Скачать материал 5.6Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

План-конспект урока (информатика и икт, 8 класс) по теме: «Введение в информатику».

Конспект открытого урока в 8 классе.

Тема: «Введение в информатику»

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс.

 УМК- Гилярова М.Г. «Информатика», Большая школьная энциклопедия. Естественные науки, Макарова Н.В «Информатика 7-9 кл».

На данном уроке учитель  использует  информационно-коммуникационные технологии (презентацию для обсуждения по теме урока – выложена на личном сайте учителя), технологию обучения в сотрудничестве (работа в группах), здоровьесберегающие технологии (распределение работы по сложности, индивидуальная работа учащихся).

 Цели урока:

 — научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

 — воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

 — развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Задачи:

-Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер, ТБ при работе в компьютерном классе.

Оборудование:

доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

План урока:

I. Орг. момент.(1 мин)

 II. Теоретическая часть. ТБ. (15 мин)

 III. Практическая часть. (15 мин)

 IV. Д/з. (2 мин)

 V. Вопросы учеников. (5 мин)

 VI. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

 I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Теоретическая часть. ТБ.

Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины — информатики.

Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми  знаниями, которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».

Informatique = information + automatique

 Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – «Computer science», что означает буквально «компьютерная наука».

Computer science

 Компьютерная наука

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Так же при работе необходимо:

дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.

При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

Не стучите по клавиатуре и мышке.

Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.

 (Инструкция находится на каждом рабочем месте.)

III. Практическая часть.

Учащиеся делятся на две группы.

Первая группа – учащиеся имеющие навыки работы с компьютером. Этим учащимся дается самостоятельное задание: в папке «Мои документы\ученик» создать свою папку, затем запустить Microsoft Word и ответить на вопросы:

Что такое компьютер?

Где применяются компьютеры?

Что такое информатика?

Что изучает информатика?

Что такое информационные технологии?

Вторая группа – учащиеся, не имеющие навыков работы за компьютером. Эта группа работает вместе с учителем.

1. Рассмотрим компьютер. Он состоит из нескольких блоков: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

 2. Включаем компьютер, начинается процесс загрузки. Появилась картинка. Берем в руки мышь и пробуем управлять курсором на экране. Щелкаем пользователя «Ученик» и входим в систему.

 3. Перед нами рабочий стол. На рабочем столе значки (ярлыки) программ. Сейчас мы должны научиться выполнять с помощью мышки некоторые основные действия. Первое – чтобы запустить программу, нужно навести указатель на значок программы и сделать быстрый двойной щелчок левой кнопкой мыши, при этом необходимо, чтобы мышка была неподвижной.

 4. Запускаем программу «Блокнот». Используя мышь, выполняем следующие действия: перемещение окна программы, развернуть окно, свернуть окно, изменить размер окна.

 5. Запускаем еще одну программу «Калькулятор». Пробуем переключаться между этими программами щелчком по окну и щелчком по кнопке на панели задач.

 6. Закрывает программы.

 7. Запускаем программу «Paint». Работаем с окном программы. Затем пробуем создать простой рисунок. Закрываем программу.

 8. Отрабатываем работу с мышью используя игры «Крестики-нолики», «Пазлы» и «Moorhuhn 3 DL».

IV. Д/з

 Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер.

V. Вопросы учеников.

 Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое информатика, для чего нужна эта наука, узнали для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать компьютер и освоили два важных движения мышки – средства управления компьютером – это щелчок и двойной щелчок левой кнопкой мыши. Для запуска программы – двойной щелчок по значку программы, для других действий – один щелчок.

Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с мышкой. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком по ее значку, нажимать на кнопки, выбирать пункты меню.

Директор школы №1362:                                                                       Соловьева Н.С.

Учитель:                                                                                                 Устинова С.Ю.

nsportal.ru

Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) по теме: Информация и информационные проц. по Угриновичу 8 кл.

Слайд 2

Продолжите фразу. «Пекарь из муки и воды выпекает хлеб. Столяр из полена может сделать Буратино. Токарь из бесформенной болванки вытачивает деталь. А человек, работающий за компьютером …»

Слайд 3

Информация Информация является исходным сырьём и конечным результатом для человека, работающего за компьютером.

Слайд 4

Информация и информационные процессы

Слайд 5

Что такое информация Не существует строгого определения информации. В переводе с латинского термин «информация» означает «разъяснение, изложение, набор сведений».

Слайд 6

Это знания и сведения об окружающем мире Информация в жизни человека Научная Эстетическая Общественно-политическая Научно-популярная Культурологическая Личная Органолептическая

Слайд 7

Что можно делать с информацией? Хранение, обработка и передача информации А при работе за компьютером?

Слайд 8

Как устроен компьютер Основные части компьютера процессор память устройства ввода-вывода

Слайд 9

Как устроен компьютер Основные части компьютера и основные информационные процессы Процессор (обработка) Память (хранение) устройства ввода-вывода (передача информации)

Слайд 10

Виды информации, которую обрабатывает компьютер текстовая графическая числовая звуковая видеоинформация

Слайд 11

Схема передачи информации Источник информации Приемник информации Информационный канал Приведите примеры передачи информации. Кто может быть источником? Приемником информации?

Слайд 12

Свойства информации Понятная Полная и точная Достоверная Актуальная Полезная Самостоятельно. Учебник Н.Д.Угринович 8, с.12-15, п 1.1.3.

Слайд 13

Д.з. Учить тему 1.1. п.1.1.1, п 1.1.2., п 1.1.4. — читать, п.1.1.3. – пересказывать. Отвечать на вопросы 1-4 к п.1.1.3. Стр.15. 2. Учить записи в тетради. Отвечать на вопросы: Что такое информация? Виды информации, которую обрабатывает компьютер. Основные информационные процессы. Основные части компьютера и основные информационные процессы. Схема передачи информации. Примеры. Свойства информации.

nsportal.ru

План конспект урока № 1 информатика 8 класс

Урок 1. Информация. Информационные процессы.

Цели урока:

– иметь представление об изучаемом предмете, структуре учебника;

– знать об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;

– уметь определять виды и свойства информации.

– иметь представление о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях;

– знать определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;

– уметь приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Урок следует начать со знакомства с учебником, преподаватель поясняет выделения различными шрифтами, ссылки и значки (стр.7–8). Можно указать дополнительную литературу для учащихся, которые изучают информатику во внеурочное время самостоятельно. Следует сказать учащимся об изучении информатики в целом в 8-м классе, т.е. о том, что они будут изучать технологию работы в операционной системе, технологию работы в текстовом процессоре и технологию работы с электронными таблицами. Стоит заострить внимание на том, что мы изучаем науку информатику. Пояснить, что это такое и чем она занимается. Можно затронуть вопрос об информационных технологиях, указать на то, что их существует множество в настоящее время, для чего они нужны, их виды. Обязательно указать на то, что знание информационных технологий необходимо любому современному человеку.

Далее в форме беседы рассматриваются вопросы информации в неживой и живой природе. Определение органолептической информации (информация, которую человек получает с помощью органов чувств) записывается в тетрадь. Для лучшего запоминания видов информации следует заполнить таблицу:

Виды информации

Чувство человека

Орган человека

Пояснение

Пример

Звуковая

Слух

Уши

Визуальная

Зрение

Глаза

Вкусовая

Вкус

Рот

Тактильная

Осязание

Кожа

Обонятельная

Обоняние

Нос

Пояснение записывается из учебника (стр. 14), примеры дети должны придумать сами.

Преподаватель рассказывает о различных видах и свойствах информации согласно материалу учебника. Можно использовать следующий плакат:

Основные свойства информации

Информатика – техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации средствами компьютерной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. (Определение по С. В. Симоновичу).

Предмет информатики составляют следующие понятия:

– аппаратное обеспечение средств вычислительной техники,

– программное обеспечение средств вычислительной техники,

– средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения,

– средства взаимодействия человека с аппаратными и программными обеспечениями.

Компьютер – универсальное, электронное устройство, пред-назначенное для создания, обработки, хранения и передачи информации.

Информационный процесс – любой процесс, связанный с преоб-разованием информации.

При объяснении материала можно использовать следующий плакат:

Под словом технология принято понимать совокупность условий (режимов), приемов и навыков использования предметов труда (инструментов и материалов) для получения результатов труда в определенном количестве с заданным качеством. Инструментами труда в информатике являются аппаратные и программные средства вычислительной техники, а материалами – носители информации и структуры данных. Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создается информационный продукт. Коммуникационная технология – информационный процесс, в результате которого происходит передача и обмен информацией.

В информатике много технологических разделов (информа-ционных технологий), самые важные их них:

  1. Технологии администрирования средств вычислительной техники. Решаются вопросы настройки и наладки аппаратных и программных средств, обеспечения бесконфликтного взаимодействия между ними, эффективного распределения физических и логических ресурсов вычислительных систем между программными и аппаратными компонентами.

  2. Технологии электронного документооборота. Этот раздел посвящен эффективному созданию и оформлению электронных документов разных категорий, в том числе мультимедийных , Web – документов и других.

  3. Технологии баз данных. Рассматриваются вопросы упорядоченного хранения информационных объектов и организации быстрого доступа к ним.

  4. Коммуникационные технологии. Принципы коммуникации с использованием средств вычислительной техники позволяют сделать доступным общение в режиме реального времени для всех людей планеты, независимо от их местонахождения, а также автоматизировать сам процесс общения.

  5. Технологии программирования. Компьютеры применяются для автоматизации разработки новых программ. Их создание требует координированной деятельности тысяч программистов в течение нескольких лет. Без средств организации, автоматизации и автоматического контроля деятельность программистов была бы непродуктивной. Систематизация принципов создания и эффективного применения средств программной инженерии является одной из важнейших задач информатики.

  6. Технология компьютерной графики. Современные технологии компьютерной графики не только дали исполнителям эффективные инструменты для создания и обработки изображений, но и позволили автоматизировать работу художников, дизайнеров, мультипликаторов. В настоящее время широко используются технологии трехмерной графики, позволяющие создавать виртуальные сцены для кинематографии. Уже внедряются технологии, позволяющие заменить съемку реальных объектов автоматической генерацией управляемых графических персонажей.

  7. Технология электронной коммерции. Формирование запасов на складах, контроль над сроками хранения скоропортящихся товаров, прием заказов, обработка сопроводительной документации, управление транспортными потоками, обслуживание платежных систем – все эти и многие другие операции в режиме электронной коммерции выполняются автоматически.

  8. Интернет – технологии. Позволяют реализовать потребности электронного документооборота, общения, электронной коммерции. Важными составляющими Интернет – технологий являются технологии поиска информации, хранящейся в обобщенных ресурсах Всемирной Сети, а также технологии, связанные с обеспечением личной и общественной безопасности участников Сети.

  9. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. В виде мультимедийных продуктов часто применяются в рекламе, при выступлениях на конференциях и совещаниях, они могут также использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

Можно использовать плакат:

Следует рассказать об этапах развития информационной техно-логии, которые подробно описаны в учебнике для 7-9 классов «Информатика» под редакцией Н.В.Макаровой:

1-й этап – «ручная» информационная технология (почта, книгопечатание), основным инструментом которой является перо чернильница, бумага.

2-й этап – «механическая» технология. Основные инструменты: пишущая машинка, арифмометр, телефон, телеграф, телевидение, радиосвязь.

3-й этап – «электрическая» технология. Основные инструменты: большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты.

4-й этап – «электронная» технология. Основные инструменты: большие компьютеры.

5-й этап – «компьютерная» технология», основной инструмент которой – персональный компьютер и компьютерные сети.

Закрепление нового материала.

Записываем в тетради основные определения:

– Информационный процесс

– Робот

– Информатика

– Компьютер

– Информационная технология

– Коммуникационная технология

Заполняем таблицу:

Свойства информации

Примеры

  1. Доступная

  1. Адекватная

  1. Объективная

  1. Актуальная

  1. Полная

  1. Достоверная

  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника: тема п. 1.1.1. – 1.1.3. (стр.9 – 16), ответить на контрольные вопросы (стр. 11, 13, 16).

п.1.1.4. (стр.16–19), ответить на контрольные вопросы на стр. 19.

infourok.ru

Урок информатики 8 класс

Урок информатики в 8 классе
по теме «Системы счисления»

Цели урока:

  1. знакомство с системами счисления, историей их создания, способами записи чисел в разных системах счисления, правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Формирование умений переводить числа из одной системы счисления в другую

  3. Развитие алгоритмического, логического мышления познавательного интереса к предмету.

  4. Воспитание коммуникативных качеств.

Планируемы результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • знать: историю развития систем счисления, определения: системы счисления, основание и алфавит системы счисления, применение систем счисления в жизни.

  • уметь: переводить числа из десятичной системы счисления.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация «Системы счисления»;

  • интерактивная доска;

  • ПК, программа Калькулятор;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку, отмечает отсутствующих.

II. Актуализация изученных понятий.

Учитель задает вопросы:

  1. Какие типы информации вам известны?

  2. В каком виде представляется информация в компьютере?

  3. Как представляется числовая информация в нашей жизни?

Дети отвечают на вопросы.

III. Проблемная ситуация.

Учитель: (читает стихотворение)

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ

Учитель: Возможно ли это? И если да, объясните, почему.

Учащиеся отвечают на вопрос, предлагают гипотезы.

Учитель: Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?

Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель: Разобраться в невероятностях стихотворения вы сможете в конце нашего сегодняшнего путешествия по истории чисел, которое мы с вами совершим.

В путь!

IV. Изучение нового материала (с использованием мультимедийной презентации) .

Учитель: Пифагорийцы говорили: “Всё есть число”, как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим лозунгом?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Современного человека повсюду окружают числа: номера телефонов, машин, паспорта, стоимость товаров, покупки. Потребность в счете у людей появилась очень давно. Даже первобытному человеку приходилось считать, например, количество собранных фруктов или пойманной рыбы. Счет необходим был и при обмене.

Числа изображаются с помощью различных знаков – цифр. Определенный набор знаков составляют систему счисления.

Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

На протяжении многовековой истории человечества существовало много различных систем счисления, некоторые дошли и до наших времен, а некоторые остались в истории и одна из них – единичная система счисления. Вспомните, как отвечает на вопрос о возрасте маленький ребенок (учащиеся отвечают – на пальцах). А как вы учились считать в 1 классе? (учащиеся отвечают – с помощью счетных палочек). Так же учились считать и наши предки.

На раскопках стоянок древних людей археологи находят изображения в виде засечек, черточек на твердых поверхностях: камне, глине, дереве – это так считали наши предки какие-то предметы, мешки, скот. Но записывать большие числа с помощью такой системы счисления неудобно, не так ли? И поэтому их начали группировать по 3, 5, 10 палочек. Так возникли более удобные системы счисления.

Из таких цифр строили свои числа древние египтяне. В такой записи чисел каждая цифра повторялась не более 9 раз, в противном случае эта запись заменялась одним вышестоящим числом

Попробуйте узнать и прочитать это число?

Ученик: 2521

Учитель: А эти символы вам известны? (на слайде римские цифры). Где вы их встречали?

Учащиеся отвечают: В оглавлениях, в обозначении столетий, в размерах одежды.

Учитель: Да, это римская система счисления. Числа в ней строятся по определенным правилам из латинских букв, каждая из которых задаёт определенное число.

Попробуйте отгадать: что это за число CDXXIV?

Ученик: 424

Учитель: У наших древних предков тоже была своя – древнерусская алфавитная система счисления. В качестве цифр наши предки использовали 27 букв кириллицы, только над ними для отличия ставили специальный знак – ТИТЛО.

А число 10000 обозначалось той же буквой, что и 1, только без титло, её обводили кружком и число называли “ТЬМОЙ”.

Самая большая из величин называлась “КОЛОДА” и она равнялась 1050, считалось, что “БОЛЕЕ СЕГО НЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ УМУ РАЗУМЕВАТИ”.

Учитель: Зависит ли от положения символа(цифры) в древнеегипетской, единичной, римской системах счисления ее значение?

Учащиеся — нет

Учитель: Действительно, все их можно объединить по одному признаку: позиция цифры в записи числа не влияет на её значение. Они получили название непозиционные системы счисления.

Учитель: А как обстоит дело с арабскими цифрами, которые мы используем в жизни и на уроках математики.

Учащиеся отвечают

Учитель: Вместе с непозиционными существуют и позиционные системы счисления. В них количественное значение каждой цифры числа зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.

Примером позиционной системы счисления является вавилонская система счисления – шестидесятеричная. Кстати, мы с вами тоже ее используем. Вспомните, где?

Ученик: При измерении времени, углов.

В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. Например, на Руси счет велся дюжинами. Английский фунт тоже равен 12 шиллингам. А где мы сегодня встречаемся с двенадцатеричной системой счисления?

Ученик: Год – 12 месяцев, половина суток – 12 часов, сервизы и столовые приборы рассчитаны на 12 персон.

Десятичная система счисления появилась в Индии в \/ в.н.э. и возникла она после появления цифры 0, которую придумали греческие астрономы для обозначения отсутствующей величины. Впоследствии с этой системой счисления познакомились арабы. Они по достоинству оценили её, начали использовать и в ХII веке завезли в Европу. И с этого времени человечество пользуется этой системой счисления. Цифры 10-ной СС называются арабскими, хотя начало они получили в Индии.

С появлением информатики, вычислительной техники нашла свое применение двоичная система счисления, корни которой уходят в древний Китай. Система гадания китайской Книги перемен при внимательном анализе обнаруживает в своей основе двоичную систему счисления и позиционный принцип записи чисел.

А почему её используют в информатике?

Учащиеся пытаются ответить на вопрос.

Потому что компьютер – это электронное устройство. Электрическая цепь может быть только в двух состояниях – замкнута или разомкнута, сигнал может либо проходить, либо нет, участок диска может быть намагничен или не намагничен. Это удобно отражать с помощью всего лишь двух цифр – 1 и 0.


В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления. А множество всех символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления – ее алфавитом.

Любое число можно представить в виде суммы произведений значащих цифр числа на степени основания СС. Такое представление называется развернутой формой записи числа.

15525510 = 1 ·105 + 5 ·104 + 5 ·103 + 2 ·102 + 5 ·101 + 5 ·100

На этом принципе основан перевод чисел из любой СС в десятичную СС. Так, для перевода двоичного числа в десятичное нужно записать его в развернутой форме

1111012 = 1 ·25 + 1 ·24 + 1 ·23 + 1 ·22 + 0 ·21 + 1 ·20 = 32 + 16 + 8 + 4 + 1 = 6110

II. Перевод в десятичную СС

Для обратного перевода десятичного числа в двоичное необходимо делить данное число на 2, фиксируя остатки. Деление продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Остатки записываются в обратном порядке

Пример: перевести число 2510 из десятичной в двоичную:

2510 = 110012

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа Перевод чисел из одной системы счисления в другую
(учащиеся работают в тетрадях и отмечают в листах самоконтроля оценку своих действий в соответствии с критериями)

  1. Перевести число 849 с помощью электронного Калькулятора в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления

  2. Самостоятельная работа.Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

  • 28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )

  • 1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  <  58510 )

  • 16   ?   1010012     (Ответ:    10810   > 4110 )

  • 5516   ?   1258            (Ответ:   8510 =  8510 )
    После выполнения задания ответы демонстрируются на экране. Учащиеся проверяют свои результаты.

  1. Ну а теперь давайте вернемся к задаче и вопросам, поставленным в начале урока.

Учитель: Сколько же лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?

Ученики: 12 лет, 5 класс, 4 книги.

Дополнительные задания

  1. Переведи в десятичную систему счисления: 345, 110011,012, 1ВС16

  2. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

  • 3510, 368, 3А16, 1001012, 1304         (Ответ:  1304 , 368, 3510, 1001012, 3А16)

  • 1110012, 648, 9Е16, 2510, 2103         (Ответ:  2103, 2510, 648, 1110012, 9Е16)

  • 728, 15610, 1010012, 8В16, 2325       (Ответ:  1010012, 728, 2325, 8В16, 15610)

  • 12D16, 788, 1000112, 54110, 1245    (Ответ:  1000112, 1245, 788, 12D16, 54110)

Учащиеся выполняют задания в группах за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор».  

VI. Рефлексия.

Учитель задает вопросы:

    1. С чем вы познакомились на сегодняшнем уроке?

    2. Что нового вы узнали о числах?

    3. Какие трудности вы испытывали при переводе чисел из одной системы счисления в другую?

    4. Где можно применить новые знания?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, записывают домашнее задание.

Список использованной литературы

  1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 кл М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009. – 384с.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009. – 185с.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://im4.asset.yvimg.kz/userimages/v_shal/D7QjaCk78OpAS3taCtq3yjg86L7HPj.jpg

  2. http://festival.1september.ru/articles/514293/img1.jpg

  3. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uchp/images/p49.jpg

  4. http://900igr.net/datas/matematika/Primery-sistem-schislenija/0008-008-Slavjanskaja-sistema-schislenija.jpg

infourok.ru

Конспект урока по информатике 8 класс.

09.2018 урок № 4 класс 8

Тема урока: Кодирование информации.

Цели и задачи урока: 1) сформировать понятие знаков и знаковых систем; научить классифицировать знаки по их видам; 2) способствовать развитию логического мышления, расширению кругозора; 3) воспитание целеустремленности, расширение кругозора, формирование интереса к предмету, развить интерес к изучению информатики.

УУД:

Регулятивные — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные — Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (формы представления информации, информационные процессы), умение объяснять взаимосвязь информационных процессов.

Коммуникативные — Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: ТЕСТ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

2) (1 б.) Верные ответы:

2;

1;

3;

2;

1;

1;

3;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (1 б.) Верный ответ: «фонемы».

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (1 б.) Верные ответы: 3;

7) (1 б.) Верные ответы: 1;

8) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 4;

  1. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы будем с вами изучать новую тему. Запишите число, классная работа. Тема урока: «Кодирование информации.».

ПРОСМОТР ВИДЕОУРОКА.

Учитель: Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные и формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

Кодирование — это процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

Код — система условных знаков (символов), каждому из которых ставится в соответствие определенное значение.

Все множество символов, используемых для кодирования, называется алфавитом кодирования. Например, в памяти компьютера любая информация кодируется с помощью двоичного алфавита, содержащего всего два символа: 0 и единица.

Код состоит из определенного количества знаков (например, текстовое сообщение состоит из определенного количества букв, число — из определенного количества цифр и т. д.), т. е. имеет определенную длину.

Количество знаков в коде называется длиной кода.

В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой. Так, в процессе чтения вслух производится переход от письменной формы представления информации к устной и, наоборот, в процессе диктанта или записи объяснения учителя происходит переход от устной формы к письменной. В процессе преобразования информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую происходит перекодирование информации.

Перекодирование – это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

Информация может быть представлена в форме числа, текста, графики или звука.

Например, кодом в виде текста является такая запись «Двести тридцать один».

Эта же информация в виде звука «Двести тридцать один».

А теперь информация в виде числа «Двести тридцать один».

Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.). Существуют три основных способа кодирования текста:

  1. графический — с помощью специальных рисунков или значков;

  2. числовой — с помощью чисел;

  1. символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой.

Рассмотрим некоторые способы кодирования.

1 способ. Кодированием информации с помощью букв русского алфавита. Суть этого способа заключается в том, чтобы каждую букву сообщения заменить ее номером в алфавите.

2 способ — флажковая азбука. При помощи этой азбуки осуществляется передача и прием сообщений между судами и кораблями в пределах прямой видимости. Здесь, каждой букве соответствует определенный флаг.

3 способ. Азбука Морзе.

Информация кодируется тремя «буквами»:

  • длинный сигнал (тире),

  • короткий сигнал (точка) и

  • отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.

Таким образом, кодирование сводится к использованию набора символов, расположенных в строго определенном порядке.

4 способ. Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, которая считается написанным по кругу.

5 способ. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Пусть требуется перевести двоичное число в десятичную систему счисления.

Чтобы осуществлять перевод из двоичной системы счисления в десятичную, следует для начала пронумеровать разряды исходного числа справа налево, начиная с нуля. Пронумеруем

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

А теперь запишем наше число в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2.

И вычислив по правилам десятичной арифметики, получим число 232.

Пусть теперь требуется перевести двоичное число в восьмеричную систему счисления. Для этого следует разбить это двоичное число на триады, начиная с младшего бита.

Если старшая триада не заполнена до конца, как в нашем случае, следует дописать в ее старшие разряды нули. После этого необходимо заменить двоичные триады, начиная с младшей, на числа, равные им в восьмеричной системе. Это числа: 4, 7, 6, 6, 4, 5, 5, 2.

Таким образом, наше двоичное число запишется в виде: 25546674.

Аналогично поступаем при переводе чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную, но разбиение двоичного числа производим на тетрады. Для примера будем использовать то же двоичное число, что и при переводе в восьмеричную систему счисления.

Заменяя двоичные тетрады на их шестнадцатеричные значения, то есть на C, B, D, C, 6, 5, получим искомое шестнадцатеричное число: 56CDBC.

А теперь давайте мы попробуем перевести число 158 из десятичной в двоичную систему счисления. Для этого нужно выполнить последовательное деление нацело числа 158 на основание новой системы счисления, то есть на 2. Получим число 79 и остаток от деления ноль. Далее число 79 делим на 2. Получим число 39 и остаток равный единице. Аналогичные действия выполняем до тех пор, пока частное не станет равным единице.

Затем запишем остатки от деления в обратном порядке, заменив их цифрами новой системы счисления, т.е. мы получим число 11101000.

При переводе числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную, необходимо только заменить каждую цифру шестнадцатеричного числа ее эквивалентом в двоичной системе счисления (используя таблицу соответствия). И не забываем, что каждое шестнадцатеричное число следует заменять двоичным, дополняя его до 4 разрядов (в сторону старших разрядов).

Пусть требуется перевести шестнадцатеричное число F1 в двоичное число. Воспользовавшись таблицей соответствия, получим: F соответствуют четыре единицы в двоичной системе счисления, а 1 соответствует такая запись 0, 0, 0, 1 в двоичной системе счисления.

Итак, число F1 в двоичной системе счисления запишется так 11110001.

Пусть теперь нам нужно перевести число F1 из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную. Обычно при таком переводе чисел вначале шестнадцатеричное число переводят в двоичное, затем разбивают его на триады, начиная с младшего бита, а потом заменяют триады соответствующими им эквивалентами в восьмеричной системе. В итоге у на получится, что исходному числу в восьмеричной системе счисления соответствует число 361.

Физкультминутка

  1. Закрепление и коррекция знаний.

Учитель:

  • Кодирование – это процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

  • Код – это системы условных знаков (символов), каждому из которых ставится в соответствие определенное значение.

  • Основные формы представления информации: числовая, текстовая, графическая, звуковая.

Учитель: ребятам дать примеры перевода из 16 – чной с.сч. в 2-ную. По образцу. СЛАЙД 18.

  1. Информация о домашнем задании.

Стр. 22 — 24 прочитать, ответить на вопросы.

    1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

активно/ пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/ не доволен

Урок для меня показался

коротким/ длинным

За урок я

не устал/ устал

Мое настроение

стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легким/ трудным

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание #1

Вопрос: Какие знаки относятся к естественным языкам?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) Китайский язык

2) Музыкальные ноты

3) Немецкий язык

4) Обозначения химических элементов

5) Английский язык

6) Логические схемы

Задание #2

Вопрос: Соотнесите знаки с их способом восприятия

Укажите соответствие для всех 7 вариантов ответа:

1) Зрительные

2) Слуховые

3) Осязательные

__ Сигнал сирены

__ Цифры

__ Рукопожатие

__ Сигнал звонка

__ Буквы

__ Музыкальные ноты

__ Похлопывание по плечу

Задание #3

Вопрос: Под термином»символ» понимается

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) отдельный элемент конечного множества, отличный от других

2) знак, для которого связь между формой и значением устанавивается по общепринятому соглашению

3) составная часть устного сообщения

4) начертание букв алфавита естественнного языка

Задание #4

Вопрос: Как лингвисты называют звуковые знаки?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #5

Вопрос: Язык является формальным, если

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) задано определенное количество символов в каждом слове

2) каждое его слово имеет не более двух значений

3) язык является исторически сложившимся

4) каждое слово имеет одно значение и однозначно заданы правила построения слов

Задание #6

Вопрос: Из скольки знаков состоит знаковая система в процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Из двух: «0» и «-1»

2) Из трех: «0», «1» и «2»

3) Из двух: «0» и «1»

4) Из трех: «0», «1» и «-1»

Задание #7

Вопрос: Что складывается из фонем?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Слова

2) Буквы

3) Фразы

Задание #8

Вопрос: Какие знаки относятся к формальным языкам?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) Музыкальные ноты

2) Китайский язык

3) Дорожные знаки

4) Химические элементы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *