cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ткани 8 класс конспект урока – План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Урок-лаборатория в 8 классе «Ткани человека» | скачать бесплатно

Конспект урока биологии «Ткани» (8 класс)

8 класс. Биология

Тема урока: « Ткани».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная: раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая: развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная: воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  • Что такое клетка?

  • Какие главные части клетки вы знаете?

  • Каков химический состав клетки?

  • Назовите органойды общего и специального назначения?

  • Назовите одно-, дву-, немебранные органойды.

  • В чём отличие растительных и животных клеток?

  • В чём отличие клеток прокариот и эукариот?

  1. Изучение нового материала

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань— это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный  многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

 А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

 Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

 Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

 В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань- самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3. Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4. Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

 Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

Лабораторная работа № 2

«Клетки и ткани под микроскопом»

(стр. 23 учебника)

  1. Закрепление

Освещение основных вопросов по данной теме.

  1. Домашнее задание

Пар. 4 оформить Л.Р № 2

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Конспект урока биологии. 8 класс. Ткани

Слайд 1

Тема урока: Ткани

Слайд 2

Цель: Изучение типов тканей человеческого организма, особенностей их строения и функционирования

Слайд 3

Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям. Гистология – наука о тканях

Слайд 4

Соединительная Мышечная Нервная Эпителиальная Ткани

Слайд 5

Соединительные ткани Характерно развитое межклеточное вещество, в котором разбросаны отдельные клетки; Создают опору тела; Замещает другие ткани, утраченные организмом (мышечную, железистую, покровную), не выполняя при этом их функции.

Слайд 6

Соединительные ткани Рыхлая соединительная ткань Плотная соединительная ткань Хрящ Кость Кровь

Слайд 7

Эпителиальные ткани Клетки сомкнуты в ряды, межклеточное вещество почти отсутствует; Образует покровы тела, защищает внутренние органы; Многие виды обладают секреторной функцией.

Слайд 8

Эпителиальные ткани А. Однослойный плоский эпителий Б. Простой кубический эпителий В. Простой столбчатый эпителий Г. Реснитчатый эпителий Д. Переходной эпителий Е. Неороговевающий многослойный (плоский) эпителий

Слайд 9

Мышечные ткани Основное свойство – способность сокращаться; Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань; Гладкая мышечная ткань встречается во внутренних органах; Поперечно-полосатая образует скелетные мышцы, встречается в некоторых внутренних органах (язык, гортань, сердце, пищевод).

Слайд 10

Мышечные ткани

Слайд 11

Нервная ткань Основу составляют нервные клетки – нейроны; Структурный компонент нервной ткани – нейроглия, обеспечивающая питание нейронов; Входит в состав головного и спинного мозга, нервов.

Слайд 12

Нервная клетка

Слайд 13

Нервная ткань

Слайд 14

Лабораторная работа №2 Клетки и ткани под микроскопом Приведите в рабочее состояние микроскоп; осветите поле зрения; определите увеличение микроскопа, перемножив кратность окуляра на кратность объектива. Рассмотрите препарат сначала при малом, затем при большом увеличении. Определите ткань, пользуясь рисунками 13, 14, 15.

Слайд 15

4. Опишите рассматриваемый объект в таблице по образцу: Порядок описания препарата Результаты наблюдения Название препарата Однослойный эпителий почечных канальцев кошки Тип ткани Эпителиальная Тип клеток Однотипные Вид клеток и ядра Цилиндрической формы, ядро одно, крупное Наличие межклеточного вещества Еле заметная полоска Рисунок Выполните рисунок

Слайд 16

Группы клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением Органы Ткани Органоиды

Слайд 17

Правильно

Слайд 18

Неправильно

Слайд 19

Какие типы тканей составляют человеческий организм Механическая, проводящая, покровная. Мышечная, нервная, покровная, соединительная, жировая. Мышечная, нервная, эпителиальная, соединительная.

Слайд 20

Правильно

Слайд 21

Неправильно

Слайд 22

Какая из тканей обладает способностью сокращаться Мышечная Нервная Соединительная

Слайд 23

Правильно

Слайд 24

Неправильно

Слайд 25

Какой тип ткани делится на гладкую и поперечно-полосатую Нервная Соединительная Мышечная

Слайд 26

Правильно

Слайд 27

Неправильно

Слайд 28

Клетка какой ткани изображена на рисунке Эпителиальная Нервная Соединительная

Слайд 29

Правильно

Слайд 30

Неправильно

Слайд 31

Какой тип ткани изображен на рисунке Мышечная Эпителиальная Соединительная

Слайд 32

Правильно

Слайд 33

Неправильно

Слайд 35

Домашнее задание: § 8 Составить рассказ или статью используя слова: клетка, ткань, орган, организм, гистология.

nsportal.ru

Конспект урока по биологии 8 класс «Основные ткани человека»

1. Эпителиальная ткань.

Эпителиальные ткани могут быть однослойные и многослойные.

Где у человека находится многослойный эпителий? Ответ (это кожа)

Как расположены его клетки? Ответ (тесными рядами)

Какое количество межклеточного вещества находится между клетками? Ответ ( незначительное)

С чем это связано? Ответ (с защитным функциями)

Где в организме встречается однослойный эпителий? Ответ (на внутренней поверхности слизистых оболочек, выстилают внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, дыхательных путей, мочеточников)

Сравните то, что видите под микроскопом, со слайдом на экране.

Зарисуйте небольшой участок.

К эпителиальным тканям относится и железистая ткань, вырабатывающая различные секреты: пот, слюну, желудочный сок, сок поджелудочной железы.

Занесите данные в таблицу:

Эпителиальная ткань – ткань, покрывающая тело и выстилающая его полости в виде пласта.

  • 1) Способна к регенерации.

  • 2) Лишена кровеносных сосудов.

  • 3) Клетки плотно прилегают друг к другу.

  • 4) Имеет мало межклеточного вещества.

  • 5) Может состоять из нескольких слоев клеток.

  • 6) Основные функции — защита (кожа), всасывание (кишечник), избирательный транспорт (почки, сосуды).

2. Соединительная ткань.

Соединительные ткани обладают еще большим разнообразием. К ним относятся жировая, костная и хрящевая ткани.

Рассмотрим более подробно хрящевую ткань.

Какое количество межклеточного вещества находится между клетками? Ответ (межклеточное вещество хорошо развито)

С чем это связано? Ответ (с её функциями)

Какую форму имеют клетки хряща? Ответ (овальную)

Где в организме встречается хрящевая ткань? Ответ ( хрящи ушной раковины, выстилают головки суставов)

Сравните то, что видите под микроскопом, со слайдом на экране.

Зарисуйте небольшой участок хрящевой ткани.

К соединительным тканям относится и жидкая ткань – кровь.

Клетки крови разные и выполняют разные функции. Между ними много межклеточного вещества, выполняющего транспортную функцию.

Соединительная волокнистая ткань разделяет мышечные волокна, плотная соединительная ткань входит в состав сухожилий.

Что объединяет разновидности соединительной ткани? Ответ ( наличие большого количества межклеточного вещества)

Занесите данные в таблицу:

Соединительная ткань — ткань, развивающаяся из мезодермы и выполняющая следующие функции:

  • 1) Опорную (костная и хрящевая),

  • 2) Трофическую (жировая и лимфа),

  • 3) Защитную (лимфоидная и кровь).

  • • клетки не прилегают друг к другу.

  • • много межклеточного вещества.

  • • отличается большим разнообразием клеток.

3. Мышечная ткань.

Существует три разновидности этой ткани: гладкая, поперечнополосатая, сердечная.

Какую форму имеют клетки этой ткани? Ответ ( веретеновидную )

Сколько ядер в каждой клетке? Ответ ( одно ядро)

Где в организме встречается гладкая мышечная ткань? Ответ ( входят в состав внутренних органов и сосудов)

Гладкая мышечная ткань — сократимая ткань, состоящая из отдельных клеток и не имеющая поперечной исчерченности.

  • 1) Клетки сильно вытянуты.

  • 2) Способны к медленным длительным сокращениям.

  • 3) Управляется ткань вегетативной нервной системой.

  • 4) Входит в состав внутренних органов и сосудов.

Поперечнополосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы. Она способна к быстрому сокращению

Сколько ядер в каждой клетке? Ответ (много)

Среднюю часть занимают сократительные нити. Они состоят из чередующихся пластинок белков разной плотности (актина и миозина) поэтому в оптический микроскоп кажутся исчерченными поперек (поперечнополосатыми), что и дало название этой ткани.

Занесите данные в таблицу:

  • Поперечнополосатые мышцы — состоят из многоядерных мышечных волокон, покрытых возбудимой мембраной.

  • 1) Волокна объединяются в мышечные пучки, из которых состоит мышца.

  • 2) Основа скелетной мускулатуры.

  • 3) Белые поперечнополосатые мышцы содержат много миофибрилл, сильно сокращаются, но быстро утомляются.

  • 4) Красные — мало миофибрилл, имеют меньшую силу, но могут долго работать.

  • 5) Клетки имеют поперечную исчерченность за счет миофибрилл.

Сердечная мышечная ткань тоже состоит из мышечных волокон, но они имеют ряд особенностей.

Соседние мышечные волокна соединены между собой, имеют небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Благодаря такому строению, возбуждение, возникшее в одном месте, быстро охватывает всю мышечную ткань, участвующую в сокращении.

Основные свойства этой ткани: возбудимость и сократимость. Занесите данные в таблицу:

  • Сердечная мышца — состоит из прямоугольных сократительных поперечнополосатых клеток.

  • 1) Сокращения более медленные, чем у скелетных мышц.

  • 2) Волокна переплетены в пучки.

  • 3) Клетки не сливаются, как в поперечнополосатой мышце.

  • 4) Способна к автоматическим сокращениям.

  • 5) Имеет большой рефрактерный период (не может сокращаться).

  • 6) Может управляться вегетативной нервной системой.

  • 7) Сокращается в объеме, уменьшая просвет полостей сердца.

4. Нервная ткань.

Нервная ткань включает в себя два типа клеток: собственно нервные клетки – нейроны и вспомогательные клетки – нейроглии.

Главная особенность нейронов – высокая возбудимость и проводимость. Они получают сигналы из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их, что необходимо для управления работой органов. Они локализуются в спинном и головном мозге. С их особенностями мы познакомимся на следующем уроке.

Занесите данные в таблицу:

  • Нервная ткань — образована клетками (нейронами эктодермального происхождения.

  • 1) Нейроны не делятся.

  • 2) Они способны к возбуждению и проведению нервного импульса.

  • 3) Образуют стабильные контакты с другими клетками.

  • 4) Образуют группы — ганглии, серое и белое вещество, нервные волокна.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Урок окончен! До свидания!

infourok.ru

Конспект урока Ткани человека

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.

  2. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.

  3. Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

  4. Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III. Новый материал Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией. Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
  1. Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.

  2. Зарисуйте схематично в тетрадь.

  3. Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Защита

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Костная

Скелет

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Жировая

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Кровь

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сердце

Сократительная

Гладкая

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV. Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V. Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)

intolimp.org

План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему: Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей»

Белоусова Ирина Ивановна, учитель биологии,

МБОУ «Светлинская СОШ»

п.Светлый Сакмарского района.

Название предмета Биология

Класс 8

УМК Учебник «Биология. Человек»  Н.И.Сонин, 2011

Уровень обучения Базовый

Тема урока: Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы — 4

Место урока в системе уроков по теме – 2 урок

Цель урока: определить сущность понятия «ткань»; изучить основные типы и виды тканей,

Задачи урока:

Образовательные:

-повторить материал о клетке;

-знать основные типы тканей, их локализацию и функцию в организме человека;

Развивающие:

-уметь распознавать ткани;

-уметь самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами;

-развивать умения выделять главное, рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать интерес к учению посредством использования информационных технологий.

Воспитательные:

-воспитывать стремление к познанию;

-воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты

  • знать основные понятия, типы и виды тканей
  • уметь различать различные виды тканей на готовых микропрепаратах

 Обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек», рисунки учебника, микроскопы, набор микропрепаратов,  компьютер, проектор, тесты, инструкции по проведению лабораторной работы, презентация к уроку

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1. Биология.8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель.2013.

2. Биология.8-11классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА -9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко.- Ростов н/Д: Легион,2013.

3. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие / В.Н.Мишакова.- Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

4.Современный урок биологии: проектирование и анализ: методическое пособие / В.Н.Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

Интернет ресурсы:

Рисунок на прозрачном фоне — Витрувианский человек- http://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/17/15/vitruvian-man-151866_640.png 

-Картинки тканей человека

https://yandex.ru/images/search?text 

— Источник шаблона для презентации:

 Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна   учитель биологии и ИЗО  МБОУ Верхнесоленовская СОШ  Веселовского района  Ростовской области

сайт «http://pedsovet.su/»

                                                                 

Содержание урока

  1. Организационный момент

-Приветствие

-Проверка наличия учащихся

-Психологический настрой учащихся к уроку.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: «Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках”. 

А в ваших руках получить на уроке знания и унести их с  собой.

  1. Проверка знаний

Несколько учащихся работает со слайдом презентации

Индивидуальное задание: Рассмотрите рисунок презентации, назовите части клеток обозначенные цифрами.(слайд 2 презентации)

Весь класс выполняет тестовое задание по вариантам (приложение 1)

Взаимопроверка с использованием слайдов презентации  (слайд 3,4)

Оценка выполнения задания:

5 правильных ответов- «5»

4 правильных ответа-  «4»

3 правильных ответа-  «3»

2 правильных ответа- «2»

  1. Целеполагание ( совместное формирование темы и целей урока)

В качестве подсказки для определения темы урока демонстрируется слайд 5 презентации.

-Какой уровень организации живого пропущен?

Клеточный→……… →органный→организменный и т.д

   -Что изображено на рисунках?

Предполагаемый ответ: Ткани

Учитель корректирует тему урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Тема: Ткани. Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(слайд 6)

Как вы думаете какие цели нам необходимо достигнуть в течении урока?(сл 7)

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Познакомиться с понятием ткань;
  • Знать особенности строения ткани;
  • Познакомиться с типами тканей и их функциями.
  1. Изучение нового (беседа с использованием презентации и текста учебника)

Используя текст учебника, найдите понятие «ткань» и запишите его в тетрадь.

Ткани- группы клеток, имеющих одинаковое строение,  и выполняющие одинаковые функции. (сл 8)

У человека, как и у животных, выделяют ткани:

-эпителиальные,

-соединительные,

-мышечные,

-нервную.

Смысловое чтение текста учебника (стр 34-39) с заполнением таблицы:

Таблица «Типы и виды тканей» (слайд 9)

Тип Ткани

Характерные особенности

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют?

эпителиальная

соединительная

мышечная

нервная

Совместный разбор результата работы с текстом (опора на слайды презентации 10- 13 )

Тип Ткани

Характерные особенности

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют?

эпителиальная

Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро заменяются новыми

Покровный эпителий

Образует поверхностные слои кожи, выстилают оболочки внутренних органов.

Защитная функция, обмен веществ

Железистый эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны.

Соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

жировая

Образует слой жировой клетчатки под кожей

Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая

Костная,

хрящевая

Образует скелет

Функции: опорная, защитная

кровь

Движется по органам кровеносной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная

мышечная

Образованна небольшими по размеру, веретенообразной  формы одноядерными клетками

Гладкая

В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез

Перемещение жидкостей внутри органов

Образована многоядерными клетками

Поперечно-полосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит в движение скелет

Образованна удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает  сокращение сердца

Нервная

Образованна нейронами (тело +отростки) и нейроглией

Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов.

  1. Закрепление

-Проведение лабораторной работы

Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(приложение 2)

На столах у учащихся микроскопы и наборы микропрепаратов, при работе необходимо использовать дополнительный материал, приведенный в приложении.

  1. Д/з стр 34-39, вопросы 1-8, закончить лабораторную работу. (слайд 16)
  2. Рефлексия приём «Рюкзак» (слайд 17)

-сегодня с собой я возьму следующие знания …..

-мой рюкзак наполнился…

— рюкзак мой пуст, так как я …

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Проверка знаний     IВ

1.Что является структурным и функциональным элементом тела?

2.Учствуют в образовании белка.

3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах.

4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки

5. Осуществляет транспорт веществ в клетке.

Проверка знаний     IIВ

1.Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды

2. Несёт наследственную информацию

3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки (кристы)?

4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков.

5.При повреждении,  какого органоида нарушается синтез белка в клетке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.

Цель: Познакомиться с особенностью строения тканей.

Оборудование:  микроскопы, набор готовых микропрепаратов.

Ход работы

ПРИМЕЧАНИЕ: Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120. Изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.

  1. Рассмотреть поочерёдно два выданных учителем препарата тканей;
  2. Изучить, сравнить их строение и зарисовать;
  3. Описать особенности строения каждой ткани( воспользуйтесь дополнительным материалом), указать какие функции они выполняют;
  4. Сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.

Дополнительный материал:

• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.

• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

• Просмотр гладкой мышечной ткани.

Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.

При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

• Просмотр нервной ткани.

Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков — дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.

nsportal.ru

Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс | Уроки по Биологии

Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс