Русский язык дидактические материалы 8 класс – Дидактические материалы по русскому языку для 8-го класса
Дидактический материал по русскому языку, 8 класс
Этот сборник адресуется для учащихся 8-х классов.
Анализируя типичные ошибки, допущенные при изучении программного мате-риала, наметились тенденции в постановке преподавания русского языка, используя тренировочные упражнения. Предложенные задания помогут учащимся отработать самые трудные темы, изучаемые в 8 классе.
Программа 8 класса построена на сложном теоретическом материале, поэтому знанием правил — обязательное условие. Без этого невозможно работать по практическим заданиям.
Многие темы детям покажутся простыми, потому что они их изучали в 7 классе. Но «старые» темы не только повторяются, но и углубляются.
Исследование степени подготовленности учащихся в процессе обучения производится в разных направлениях, осуществляется контроль:
— за усвоением знаний теоретического материала по русскому языку;
— за сформированностью орфографических и пунктуационных умений;
— за овладением речевыми умениями.
Понимание теоретического материала проверяется в процессе его воспроизведения в связных ответах на грамматическую тему, в процессе решения практических лингвистических задач.
Усвоение теоретических сведений может быть проконтролировано и при помощи письменных работ, к числу которых относятся дополнительные задания к текстам, работа по исправлению и дополнению текстов, карточки для индивидуального опроса, тестирование.
В сборник вошли упражнения по наиболее трудным темам. Только тренинг поможет запомнить сложные случаи орфографии, а впоследствии научить грамотному письму.
Хотелось бы, чтобы данный сборник помог учащимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.
Сборник упражнений
№ 1
Операц…я, ш…фер, авиац…я, лучш…е, репутац…я, ц…кнуть, больш…й-пребольш…й, покрылись пыльц…й, воробуш…к, галч…нок, декламац…я, ш…колад, деш…вый, ещ…, ж…ванный, сигнализац…я, ж…лоб, ж…сткий, жж…т, зарниц…, заж…г, изнемож…нный, изоляц…я, ц…корий, инфекц…я, порос камыш…м, копч…ный, крыж…вник, одеж…нка, куриц…н.
№ 2
Доволен удач…й, ш…рстка, учащ…нный, хорош…, ц…вилизация, ж…лудь, ц…ган, пш…нный, продукц…я, ш…л меж…й, ш…рник, ц…клон, под туч…й, за рощ…й, ц…пленок, ц…рк, ц…ркуль, ц…стерна, коллекц…я, щ…лочь, ц…фра, ч..рт, ч…порный, ш..в, ш…пот, ш…мпол, с врач…м, ш…рох, лиш…н, щ…голь, энц…клопедия, щ…ки, интеллигенц…я, ч…рствый, кумач…вый.
№ 3
Р…стислав, зам..реть, пол…жение, ск…кать, соприк…саться, соч…тание, обр…внять края, л…житься, прик…сновение, ум…рать, выг…рки, зар…сли, отд…рать, отл…жения, расст…латься, прил…жить, обм…кнуть сухарик, зар…сло, вым…ченный, сл…жжение, душеразд…рающий, прол…жить, пор…авняться с ним, разл…гать, уп…раться, самовозг…раемый, возл…жить, бл…стает, выт…р, выпл…влять, утв…рь, соб…ирть, неудачное ср…внение, покл…нение, г…рючий, жук-пл…вунец, к…сательная, пл…вцы, уст…лать.
№ 4
Расстила…щийся туман; терп…щие бедствие; ла…щая собака; скач…щие кони; знач…щийся по списку ученик; постукива…щему малышу; журч…щий ручеек; по бушу…щему мору; желте…щие березы; беле…щий парус; мел…щий муку работник; распуска…щийся бутон; хлопоч…щая хозяйка; желте…щей листвой; держ…щийся за поручни пассажир.
№ 5
Подстриже(н,нн)ные волосы, стриже(н,нн)ые под машинку волосы, писа(н,нн)ая красавица, исписа(н,нн)ые листы, краше(н,нн)ый масля(н,нн)ной краской пол, фасова(н,нн)ые товары, груже(н,нн)ая арбузами баржа, некоше(н,нн)ая трава, лома(н,нн)ая линия, маринова(н,нн)ые грибы, кипяче(н,нн)ое молоко, рва(н,нн)ый рукав, ране(н,нн)ый боец, жела(н,нн)ый друг, нечая(н,нн)ная встреча, копче(н,нн)ные продукты, пече(н,нн)ый картофель, жаре(н,нн)ые в масле грибы, моще(н,нн)ая булыжником улица, зашифрова(н,нн)ые записи, провяле(н,нн)ая рыба.
№ 6
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении
Тамань самый скверный городишко из всех пр…морских городов России. Грушницкий юнкер. Вернер человек замечательный по многим причинам. Замок собачка верная: (не) лает (не)кусает…ся а (не) пускает в дом. Иван Федоров был первым извес…ным русским типографом. Жизнь пр…красна и удивительна. Монгольский жаворонок лучший певун центрально(азиатской) пустыни. Эвкалипт гигант р…стительного мира. В Австралии… он достига…т высоты (двадцати)(пяти)этажного дома. Горный хрусталь это прозрачная кристаллическая (разно)видность кварца. Вода краса всей природы. Звезды великолепны. Дуб дерево крепкое. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого севера. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
№ 7
Найди в предложениях приложения. Вставь пропущенные дефисы.
Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.
№ 8
Определите тип односоставных предложений.
Еду, еду в чистом поле. ______________________
Шило в мешке он не утаит.____________________
Сядем здесь, у этой ивы.______________________
Снявши голову, по волосам не плачут.__________
Смеркается.________________
В воздухе уже пахнет весной.__________________
Первые шаги весны.___________________
Бродишь часами.______________________
Погода – первый сорт.__________________
Снега в долине.________________________
№ 9
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Я пошел в сад а оттуда в поле.
Горы становились все выше тропинки все круче.
На востоке виднелась цепь снеговых гор на западе леса.
После окончания института я оказался во Владимире а Петя в Ярославле.
Я переехал речку на лодке а они на пароме.
Телеграмма пришла вечером а письмо через два дня.
Я навестил во Владивостоке своего приятеля а сестра нашу тетю.
№ 10
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед глазами ехавших расст…лалась уже широкая бе…конечная р…внина перехваче…ая цепью холмов. Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки зат…нули в траве свою скрипучую моното…ую музыку. (Не)далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу; г…рячие лучи и раскале…ая почва жадно выпивая ее отнимали у нее силу но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такое(же) реч…нкой, потому(что) шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая пышная осока. Тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком.
№ 11
Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.
Почти все птицы глухари сойки с…ницы зябл…ки питают…ся семенами деревьев. На Алтае можно увидеть все бел…снежные горы с(их) ледн…ками альпийские луга и бурные реки с кристально(чистой) водой др…мучие леса степи. Вокруг Солнца вращают…ся девять больших планет Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун и Плутон. В лесах и степях в океанах и пресных водах всюду на земле есть жизнь. Опера тесное содружество разных видов и…ку…тва литературы музыки живописи.
№ 12
Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.
Мой пр…ход я это мог заметить несколько смутил пр…сутствующих. В это жаркое летнее утро это было на исходе июля разбудили нас ранее обыкнове…ого. Крупные красивые птицы их всего было трина…цать летели тр…угольником. Рано утром я только что успел встать ко мне пр…бежал сын. Ты хлопец может быть не трус да глуп. Глазами кажется хотел бы всех он с…есть. Ты сказывают петь великий мастерище. В эту минуту если говорить открове…о и я очень испугался. Ты я вижу славный малый. Оба старичка (по)старинному обычаю (старо)светских помещиков очень любили покушать. Это (по)моему был (не)умес…ный вопрос и я (на)него (не)ответил. Лошадка к исти…ому моему уд…влению бежала очень (не)дурно.
№ 13
Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.
Уже над ельником из(за) вершин колючих сияло золото вечерних облаков когда я рвал веслом густую сеть пл…вучих болотных трав и водя…ых цветов. То окружая нас то снова расступаясь сухими листьями шумели трос..ники; и наш челнок шел медле…о качаясь меж топких берегов извилистой реки. Шумит на дворе (не)погода а в доме давно уже спят; к окошку вздохнув подхожу я – чуть виден чернеющий сад. Дождь бьет барабаня по крыше хрустальные люстры дрожат. За шкапом проворные мыши в бумажных обоях шумят.
№ 14
Замени косвенную речь прямой.
Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо что тот уже не знал, как ее выручить.
Наконец выдернувши ее потихоньку он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город.
Ну ты я думая устоишь подумал про себя Чичиков и произнес тут же, что, из уважения к Плюшкину, он готов принять даже издержки по купчей на свой счет.
Из предосторожности и вместе с тем желая несколько поиспытать его, сказал он, что недурно бы совершить купчую поскорее, потому что де в человеке не уверен: сегодня жив а завтра бог весть.
Чичиков постарался отказаться от такого ликерчика сказавши, что уже и пил и ел.
№ 15
Раскройте скобки.
Обращение гумма(н,нн)о, ошибки исправле(н,нн)ы, друзья образова(н,нн)ы, история безнравстве(н,нн)а, речи проникнове(н,нн)ы и торжестве(н,нн)ы, девочка собра(н,нн)а и организова(н,нн)а, девочка весела и взволнова(н,нн)а, собрание хорошо организова(н,нн)о, дерево срубле(н,нн)о, их взгляды очень ограниче(н,нн)ы, малыши измуче(н,нн)ы дорогой, следы зайцем запута(н,нн)ы, друзья начита(н,нн)ы и образова(н,нн)ы, дерево слома(н,нн)о ветром, его поведение гума(н,нн)о, преступление доказа(н,нн)о, очарова(н,нн)а красотой.
№ 16
Грамотная реч…, острый меч…, двухлетний малыш…, гореч… воспоминаний, до следующих встреч…, дымится печ…, пуститься вскач…, маленькая доч…, решение задач…, слышиш… плач.., напряч…ся, напроч… оторвать, утеш…тесь, не пореж… палец, вертиш…ся, от неудач…, много различных кож…, несведущ… в делах, медведь неуклюж…, сорняк живуч…, береш…ся за дело, сильный смерч…, уютный коттердж…, положительный персонаж…, взгляд угрожающ…, не разруш…те дом, нет контролерш…, такой ловкач…, большой тираж…, не проч… поехать, открыть настеж…, взять реванш…
infourok.ru
Материал (русский язык, 8 класс) по теме: Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса
МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области
Дидактический материал для уроков русского языка в 8 классе
подготовила
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск
2012 год.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
в 8 классе
№1.
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи
слов в словосочетаниях. Приведите примеры словосочетаний из данных предложений.
На утиное озеро я шёл по пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые боры. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.
2.В данном предложении объясните знаки препинания, произведите указанные виды разбора
Кричат в кустах коростели, и бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, и заря дотлевает над далями и туманами.
№2.
1.Простое предложение. Деление простых предложений по строению грамматической основы, по цели высказывания и интонационной окраске. Дайте общую характеристику указанных простых предложений.
Я рад предстоящей встрече с осенним лесом! Позади молодой осинки высится старый лес. Я нагибаюсь и поднимаю с земли свежие листья.
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит? – Слон.
— Откуда?- От верблюда.
2. В данном предложении объясните знаки препинания, произведите все виды разбора.
Наступила ночь, и я долго шёл под гудящими в тумане сводами горного бора, склонив голову.
№3.
1.Подлежащее. Способы его выражения. В указанных предложениях найдите подлежащее.
Наступило роковое послезавтра.
Разговаривать с ним было наслаждением.
Приезжий был невысок ростом.
Утром его хо-хо-хо раскатилось по всему дому.
Наступает хмурое утро.
Я в город уеду.
Пятеро спорили
.
2.В данном предложении объясните знаки препинания, произведите все виды разбора
.
За снежными полями на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
№ 4.
1.Простое и составное глагольные сказуемые и способы их выражения. В данных предложениях найдите ПГС и СГС
Он принялся читать газету.
Я вышел на платформу подышать.
Меня просили уехать из города.
Он не упускал случая взять верх в споре. Кто-то догадался сбегать за доктором.
.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал ничего.
№5.
Составное именное сказуемое. В данных предложениях найдите составные именные сказуемые.
Вдали показался дымок поезда.
Лодка показалась мне ненадёжной.
Он явился без предупреждения.
Его приезд явился для меня сюрпризом.
Сыр делается из молока.
От долгого хранения сыр делается ломким, сухим.
Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая.
№ 6.
1.Тире между подлежащим и сказуемым. В данных предложениях объяснить постановку тире.
Компьютер – это электронная машина.
Курить – здоровью вредить. Наша задача – хорошо учиться.
Москва – столица России.
Он геолог. Руки как лёд. Бедность не порок.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
№ 7.
1.Второстепенные члены предложения, способ их выражения. В данных предложениях укажите, какими частями речи выражены второстепенные члены предложения.
Сквозь деревья сверкнула вода, и вскоре дорога привела к большому озеру. Озеро это было без берегов. Сквозь желтоватую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
Московский поезд отправляется. Поезд на Москву отправляется.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
По обеим сторонам дороги торчали голые камни, кое-где из-под снега выглядывали кустарники.
№ 8
1.Приложения. Кавычки и дефис при одиночных приложениях. В указанных предложениях найдите приложения.
Не забудет народ – победитель беззаветных героев своих.
Вечная слава героям, павшим за Родину – мать.
Мы читаем удивительную сказку «Соловей».
Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения
Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал долину совершенно.
.
№ 9
1.Основные виды односоставных предложений, их общие и отличительные признаки. В данных предложениях найдите односоставные разберите их.
Жду команды пилота. Молча пьём за друзей, не пришедших с войны. Его везли из крепости. Тянет холодом зимних ночей. Лес. Палатка. Плеск речной волны. Вечер. Дождь. Унылое ненастье.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Перед бором, уходя вниз, расстилался луг, пестреющий цветами.
Билет №10.
1.Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. В данных предложениях найти однородные члены
Озеро обступили старые липы и осокори. Здесь было безветренно и сумрачно. Все лето я занимался сбором трав и цветов.
2.Призведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Солнце садится в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу.
№11.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. В данных предложениях объясните знаки препинания. Составьте возможные варианты предложений, объясните знаки препинания.
И кочи, и моховые болта, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.
Всё: дорога, крыши домов, деревья и кусты – было покрыто недавно выпавшим снегом.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Весной и летом, осенью и зимой я часто ходил на Бисеру, наблюдал жизнь птиц, живущих на её берегах, любовался цветами.
№ 12.
1.Обращение. Назначение обращения
В. данных предложениях найдите обращения Выделительные знаки
препинания при обращении.
Прекрасны вы, поля земли родной.
О Волга, после многих лет я вновь принес тебе привет.
В каждом сердце возникает, и томит, и увлекает образ твой, весна!
Опять я ваш, о юные друзья! Я жду тебя, мой запоздалый друг.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Луна выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.
.
№ 13.
1.Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите знаки препинания, укажите их значение.
Это было совершенно очевидно. Очевидно, с удалением от моря мы вступили в «озеро холодного воздуха».
Вы сегодня пришли кстати. Всё казалось ему давно знакомым…Серебряный месяц, казалось, весь растопился и разлился. За лесом видно село. За лесом, видно, находится село. Ученик верно ответил. Ученик, верно, уже ответил.
2.Произведите синтаксический разбор предложения и указанные виды разбора.
Птицы заливались в проснувшемся лесу, пологие лучи солнца проникли между стволами сосен.
№ 14
1.Обособленные определения и приложения. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите обособленные определения и приложения, объясните знаки препинания.
Темная туча, закрывавшая всё небо, ушла.
Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели.
Травка стояла и глядела в лицо маленького человека, освещенного лучами заходящего солнца. Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула её щеку.
Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий.
Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
Плотник, он прижился и здесь. Смышленые звери, бобры строят плотины.
2. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Землю кропит мелкий дождь, предвестник осени.
№ 15
Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены.
Снег шёл весь день, не переставая.
Машина, переваливаясь с боку на бок, пробиралась по разъезженным песчаным колеям. Я остановился, любуясь звездным небом.
Луна, склоняясь к горизонту, краснела и увеличивалась. Молча мерцая, звезды говорят нам о бесконечных тайнах.
Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Тишина и тайна реяли над этой поляной, молчаливо прощавшейся с умирающими звёздами.
№ 16.
Обособление уточняющих членов предложения .Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите уточняющие члены предложения, объясните знаки препинания.
Обоз расположился в стороне от деревни, на берегу реки.
На прибрежном песке, неподалеку, лежал поваленный плетень
В темной дали ничего не было видно, кроме сверкающих огней.
Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
Там, на перекате, звенели водяные струи.
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Спокойная вода, негромко шурша, лизала мокрый песок.
№ 17.
Способы передачи чужой речи. В данных предложениях укажите, каким способом передана чужая речь.
Мой брат говорил маме: «Позвони, как приедешь»
И я говорил: «Позвони, мы будем беспокоиться».
Мы с братом просили маму, чтобы она позвонила нам как приедет.
Жду твоего звонка, мамуля» — поддерживала нас сестра.
Учитель спросил: «Что такое счастье?». «Счастье – это мир», — ответили дети. Учитель говорил с детьми о счастье. По словам детей, счастье – это мир.
Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Из окон низеньких домов струился свет и длинными косяками ложился на блестящую землю.
№ 18.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. В данных предложениях объясните знаки препинания
«Завтра идем в поход», — сказал учитель. Ребята восторженно закричали: «На Бисеру! С ночёвкой!».
«Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил».
Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Июньское солнце жарило безжалостно, в воздухе плавал тополиный пух.
№ 19.
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. В данных предложениях объясните знаки препинания.
«Петя, тебе понравился фильм?» — спросил дедушка.
Дедушка спросил у Пети, понравился ли ему фильм.
«Кажется, будет дождь», — сказала Мария. Мария предположила, что будет дождь. «Безусловно, погода изменится», — говорит Никита. Никита утверждал, что погода изменится. «Откройте окно», — попросила сестра. Сестра попросила, чтобы открыли окно.
Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Пруд уже замерз, но речка ещё шумела в своих пушистых берегах
№20.
1.Цитаты, знаки препинания при них. Включите в текст предложения с цитатами.
В своём стихотворении поэт вспоминал умершую уже няню:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…
Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В.Г. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии»
« Природа, — утверждал Михаил Пришвин, — есть родина всех талантов..»
2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения
. Лисица не замечала меня, я не отрывал от неё взгляда, любуясь красивым зверьком.
ЛИТЕРАТУРА
1.Программа по русскому языку 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.»Просвещение», 2007 год
2. Учебник «Русский язык», 8 класс, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М. «Просвещение», 2007г.
3Л.А.Тростенцова, М.Х.Шхапацева « Пунктуация без секретов», М.»Дрофа» 2002г.
4.И.А.Мартьянова. Русский язык. Трудные случаи разбора предложения. Издательство «Эксмо», 2007г.
5, Сборник задач и упражнений по русскому языку, М.»Просвещение», 1989г.
.
nsportal.ru
Дидактические материалы — Русский язык
Анализ текста 8 класс.
Текст №1.
Прочитайте текст и выполните задания А1-А8; В1-В8; С1. |
Как я воспитываю волю.
(1)Мне всегда нравились люди, у которых сильная воля.
(2)И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3)Надо сделать её железной.
(4)Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5)И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6)А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.
(7)На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой всё новые трудности. )9)Стал, например, в мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.
(10)На этом первый этап воспитания воли кончился. (11)Я решил сделать перерыв на три дня. (12)Теперь я мог встретиться с Майкой. (13)И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.
(14)Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:
— Вадим, где же ты был столько времени?
(15)Я важно объяснял ей, что всё это время воспитывал волю.
(16) – И тебе совсем не хотелось меня увидеть все эти дни? – обиженно спросила Майка.
(17)Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.
(18)Затем я стал договариваться о встрече. (19)Майка согласилась, но сказала:
— Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.
(20)В семь часов я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21)Прошло десять минут – Майки не было. (22)Прошло полчаса. (23)Её всё не было. (24)Был сильный мороз. (25)Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26)И неудивительно – я был без шапки. (27)Теперь я ругал себя.
(28)Часы показывали уже половину десятого, я пошёл домой. (29)На следующий день я заболел.
(30)Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31)На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:
— А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32)А при том, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.
(33)Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое.
(По рассказу Л. Некрасова)
А1. Определите стиль текста.
1) разговорный стиль
2 )официально-деловой стиль
3) публицистический стиль
4) художественный стиль
А2. Определите тип речи текста.
1) рассуждение
2) рассуждение и описание
3) повествование
4) описание
А3. Какое из высказываний отражает главную мысль текста?
1) Нехорошо опаздывать на важные встречи.
2) К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно.
3) В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли.
4) Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека.
А4. Укажите значение слова ВОЛЯ в предложении 1.
1) свобода
2) власть, возможность распоряжаться
3) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели
4) пожелание, требование
А5. Какое средство выразительности используется в предложении 3?
1) метафора
2) метонимия
3) гипербола
4) антитеза
А6. Какое из средств передачи чужой речи не использовано в тексте?
1) диалог
2) прямая речь
3) косвенная речь
4) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.
А7*. Какой глагол в тексте является частью устойчивого выражения (фразеологизма)
1) ставить (предложение 8)
2) ходить (предложение 9)
3) увидеть предложение 16)
4) договориться (предложение 18)
А8. В каком предложении есть обращение?
1) в предложении 5
2) в предложении 14
3) в предложении 16
4) в предложении 31
Ответы к заданиям В1-В4 запишите словами |
В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени.
Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами |
В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.
В6. Укажите номера односоставных безличных предложений.
В7. Среди предложений 4-11 найдите двусоставные неполные. Напишите номер этого предложения.
В8.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А1-А8, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из текста. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на место пропусков, запишите в бланк ответов. (Рецензия, отзыв – работа, статья, содержащая критический разбор и оценку литературного произведения, спектакля и т. д.) |
Основной художественный приём, на котором основан рассказ Л. Некрасова, — ирония. Ей сопутствуют такие тропы (средства выразительности), как ________
(предложение 3) и _______ (предложения 13, 14, 15, 16). Особенно богат текст синтаксическими средствами выразительности. Кроме разных способов передачи чужой речи и коротких предложений (21-27), это________ (предложение 9) и _________ (предложения 2, 7, 10, 15, 31), которые и придают рассказу иронический смысл.
Список терминов:
1) сравнение
2) метафоры
3) повторяющиеся конструкции
4) ряды однородных членов
5) антонимы
6) гиперболы
7) эпитеты
8) риторические обращения
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
multiurok.ru
Дидактические материалы к урокам русского языка в 8-м классе
Разделы: Русский язык
Знаки препинания в предложениях с однородными, уточняющими, обособленными членами предложения, в предложениях с вводными и вставными конструкциями
- Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием.
- Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика.
- Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась.
- Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.
- Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, — и тот был бы не так одинок.
- Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды.
- Вот его портрет. Но на моём рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле.
- Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал лист бумаги и вечное перо.
- Я знал много больших планет: Земля, Юпитер, Марс, Венера. Но кроме них существует сотни других планет, маленьких, безымянных.
- На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные.
- Дома у него был цветок, его краса и радость.
- Он засмеялся, тронул верёвку, стал раскручивать ворот. И ворот заскрипел, точно старый флюгер, долго ржавевший в безветрии. Медленно вытащил я полное ведро воды и надёжно поставил его на каменный край колодца. Я поднёс ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это был как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звёздами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу. Я выпил воды. Дышалось легко. На рассвете песок становится золотой, как мёд. И от этого тоже я был счастлив.
- Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром доме. Рассказывали, будто в нём запрятан клад. Разумеется, никто его так и не открыл, а может быть, никто его и не искал. Но именно из-за него дом был словно заколдован: в сердце своем он скрывал тайну.
- Нащупывая в кармане револьвер, я бегом бросился к ней, но при звуке шагов змейка тихо заструилась по песку, словно умирающий ручеек, и с еле слышным металлическим звоном неторопливо скрылась между камней.
- Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.
- А когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то.
*Данные предложения можно использовать для объяснительных диктантов, самостоятельной работы с заданием расставить и объяснить знаки препинания. Кроме этого, можно предлагать обучающимся на материале предложений совершенствовать языковую и лингвистическую компетенции (задания группы В формата Г(и)А).
Вводные и вставные конструкции
Задания:
1) Найди предложения с вводными словами, объясни знаки препинания.
Леону Верту
(1) Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому.
(2) Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. (3) И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. (4) И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. (5) И он очень нуждается в утешении. (6) Если же всё это меня не оправдывает, я посвящу книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг.
(7) Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
(8) Итак, я исправляю посвящение: Леону Верту, когда он был маленьким.
Дополнительные задания по тексту:
А) Объясни значение слова посвящение.
Б) Определи способ образования слова посвящение.
В) Найди в тексте слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.
Г) Напиши номер предложения, в одной из частей которого главные члены выражены существительными в именительном падеже.
Д) Выпиши основы из 7 предложения, определи виды сказуемых.
Е) Из 5 предложения выпиши словосочетание со связью примыкание.
2) Диктант
Прошло уже шесть лет. Не было дня, чтобы я не вспомнил Маленького принца. Понемногу (ведь известно, что время лечит) я утешился. Я уверен, он возвратился на свою планету (утром на песке я не нашёл его тела), он по-прежнему заботится о своей розе, любуется закатами и, конечно, вспоминает о своем путешествии на Землю.
А я люблю слушать звёзды. Словно пятьсот миллионов бубенцов…
Вечерами я смотрю на небо и смеюсь, глядя на звёзды. Без сомнения, мои друзья в эти минуты думают, что я, возможно, немножко сошёл с ума. Я не обращаю на это внимания, ведь взрослые – странный народ, им так трудно бывает понять других. Но вы-то меня, я не сомневаюсь, понимаете. Нам, полюбившим Маленького принца, очень важно смотреть на звёзды и верить, что на далёкой маленькой планете всё в порядке: роза перестала капризничать, барашек ведёт себя послушно, вулканы спокойны. На планете Маленького принца царит гармония и любовь. Он смотрит на нас со своей звезды и тоже смеётся. Он счастлив, потому что где-то на далёкой Земле есть его друг.
3) Творческое домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру, используя вводные конструкции, на одну из предложенных тем:
- Как я понимаю слова Лиса «Зорко одно лишь сердце»?
- Какой смысл вложен в слова «Ты в ответе за тех, кого приручил»?
- В чём автор книги обвиняет взрослых? Согласен ли я с ним?
Прямая и косвенная речь
Задания:
1. Объясни знаки препинания в предложениях
(1) Маленький принц засыпал меня вопросами, но когда я спрашивал о чём-нибудь, он словно и не слышал. (2) Когда он впервые увидел мой самолёт (самолёт я рисовать не стану, мне все равно не справиться), он спросил:
(3) – Что это за штука?
(4) – Это не штука. (5) Это самолёт. (6) Мой самолёт. (7) Он летает.
(8) И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. (9) Тогда он воскликнул:
(10) – Как! Ты упал с неба?
(11) – Да, — скромно ответил я.
(12) – Вот забавно!..
(13) И Маленький принц звонко засмеялся. (14) Потом он сказал:
(15) – Значит, ты тоже явился с неба. (16) А с какой планеты?
(17) «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» — подумал я и спросил напрямик:
(18) – Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?
(19) Но он не ответил. (20) Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолёт.
(21) – Ну, на этом ты не мог прилететь издалека…- задумчиво произнёс малыш.
* Данный текст можно использовать при повторении материала в конце учебного года.
Дополнительные задания по тексту:
А) Отметь номер простого односоставного назывного предложения.
Б) Отметь номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
В) Отметь номер предложения, в котором есть уточняющий член.
Г) Отметь номера предложений, в которых есть вводные слова.
Д) Определи способ образования слова издалека (предл. 21)
Е) Из 20 предложения выпиши словосочетание со связью согласование.
2. Перепиши, расставляя знаки препинания. Разговор героев оформи в виде прямой речи.
Однажды утром едва взошло солнце лепестки цветка раскрылись. Красавица сказала позёвывая. Ах я насилу проснулась. Прошу меня извинить. Я ещё совсем растрёпанная. Маленький принц не мог сдержать восторга. Как вы прекрасны. Да правда? Был тихий ответ. И обратите внимание я родилась вместе с солнцем. Кажется пора завтракать. Вскоре заметила гостья. Будьте так добры позаботьтесь обо мне. Маленький принц разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.
3. Перепиши, расставляя знаки препинания. Разговор героев оформи в виде диалога.
Однажды она сказала ему. Пусть приходят тигры не боюсь я их когтей. На моей планете тигры не водятся возразил Маленький принц. И потом тигры не едят траву.Я не трава обиженно заметил цветок. Простите пожалуйста. Нет тигры мне не страшны но я ужасно боюсь сквозняков У вас нет ширмы. Растение а боится сквозняков…очень странно. Подумал Маленький принц. Какой трудный характер у этого цветка. Когда настанет вечер накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Красавица кашлянула раз-другой. Где же ширма. Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать.
4. Передай разговор героев при помощи предложений с косвенной речью.
5. Текст для изложения
Маленький принц лежал в траве и плакал. Вот тут-то и появился Лис.
— Здравствуй, — сказал он.
— Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
— Я здесь, — послышался голос. – Под яблоней…
— Я — Лис, — сказал Лис.
— Какой ты красивый! Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. – Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. – Ты меня ещё не приручил.
— Ах, извини, — сказал Маленький принц.
И, подумав, спросил:
— А как это – приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.
— Узы?
— Вот именно, — сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу.
— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. – Была одна роза…Наверное, она меня приручила…
— Очень возможно, — согласился Лис. – На земле чего только не бывает.
— Это было не на Земле.
Лис очень удивился:
— На другой планете?
— Да.
— А на той планете есть охотники?
— Нет.
— Как интересно! А куры есть?
— Нет.
— Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис. (193 слова)
20.07.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Материал по русскому языку (8 класс) по теме: Дидактический материал по орфографии
Дидактический материал по орфографии
- Чередующиеся гласные в корне слова
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
З…ря разг…рается, пор…вняться с домом, опытный пл…вец, прик…саться к печи, пл…вучий дом отдыха, прик…снуться к знаниям, решить ур…внение, отр…сль промышленности, юная пор…сль, вск…чить на ноги, подск…кать к дому, зар…стать травой, пром…кнуть написанное, изл…жить на бумаге, изл…гать материал, заниматься р…стовщичеством, пром…кательная бумага, отск…чить от огня, приг…релое молоко, претв…рить в жизнь, ярко разг…ревшийся костёр, степная р…внина, оз…рённый пламенем.
- Гласные после шипящих и Ц
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Круч…ная нить, тонкая беч…вка, деш…вая распродажа, ш…лковый платок, жж…ный сахар, отчаянная девч…нка, искусный ж…нглёр, асфальтированное ш…ссе, холщ…вая рубашка, свиная туш…нка, за рубеж…м, наслаждаться пейзаж…м, кумач…вая заря, ноч…вка в поле, извилистая реч…нка, хлестнуть бич…м, плыть саж…нками, камыш…вые заросли, расч…тливый человек, вооруж…нный отряд, писать карандаш…м, ч…порная дама, рядом с товарищ…м, замш…вые перчатки, городские трущ…бы.
Состязания борц…в, вытанц…вывать казачка, глянц…вая бумага, дело с конц…м, тронуть пальц…м, танц…вать до упаду.
- Правописание согласных в корне. (Сомнительные и непроизносимые)
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Ре…кий ветер, ли…кая бумага, ги…кий шланг, ме…кий стрелок, гла…кая поверхность, га…кий утёнок, ро…кое поведение, зы…кий песок, то…кое болото, жи…кий раствор, у…ка дорожка, мя…кий хлеб.
Лес…ный отзыв, чес…ный ответ, бесхитрос…ные слова, перекрёс…ный огонь, вирус…ный грипп, парус…ный спорт, час…ное лицо, кос…ные взгляды, кос…ный мозг, трос…никовые заросли, пос…лать письмо, пос…лать постель, блес…нуть знаниями, ровес…ник революции, сверс…ники сына, че…ствовать героя, ше…ствовать над школой, я…ственный след, дорогие я…ства.
- Разделительные Ъ и Ь. Ы-И после Ц
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Ц…анистый калий, ц…кличный ритм, ц…линдрическая фигура, ц…ничная фраза, ц…рковая программа, сестриц…ны подруги, лисиц…н хвост, ц…трусовые культуры, пахучая акац…я, праздничная иллюминац…я, нац…ональный проект, ц…плячий пух, ц…фровой набор, на ц…почках, острые спиц…, грозная милиц…я, ц…ганский табор, сильный ц…клон.
В…ездная виза, в…ючное животное, в…ющиеся волосы, снежная в…юга, печная в…юшка, железнодорожный раз…езд, с…ёмки фильма, под…ёмный кран, творческое об…единение, об…ективная оценка, большой об…ём, ад…ютант маршала, стрелковый батал…он, театральная прем…ера, быстрый фельд…егерь, пред…обеденный час, пред…явить пропуск, пред…утренний туман.
- Правописание приставок
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.
Бе…защитное существо, бе…конечная лента, бе…радостный час, во…креснуть из мёртвых, во…главить делегацию, во…питать ученика, во…обновить дружбу, и…брать депутата, и…портить вещь, и…мнить решение, …бежать, …дороваться, …густить, ра…суждения, ра…стилалось, ра…чистка, ра…жечь, ра…свет, …дравница, …жигать, …дача.
- Окончания имён существительных
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
В одном мест…, около плантаци…, вдоль тропинк…, к деревн…, из деревн…, по тропинк…, в ущель…, по возвышенност…, в безмолви…, по алле…, в кител…, в кабинет…, дитя фантази…
Остров малый на взморь… виден. Губернский предводитель был в отчаяни… . На самом остри… ножа, то есть на его лезви…, появились зазубринки. Носороги мнут пыльную землю тумбообразными ногами словно в каком-то забыть… .
- Суффиксы имён существительных
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Колосоч…к, голосоч…к. колокольч…к, ключ…к, комоч…к. мешоч…к, сарайч…к, спор…ик, груз…ик, извоз…ик, совет…ица, обман…ик, перепис…ик, сыноч…к, птенч…к.
Ван… чка, врем…чко, душ…чка, Зо…чка, им…чко, книж…чка, крош…чка, ле…чка, ножн…чки, нян…чка, Ол…чка, Пет…чка, печ…чка, пугов…чка, сем…чко, Сон…чка, сит…чко, стрем…чко, тем…чко.
- Окончания имён прилагательных и причастий
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
В саду пел соловей свою (последний, предрассветный) песню. Шли два приятеля (предрассветный) порой. Море и небо сливались в (синий) бесконечность. (Ласковый) музыку волн перебивали (хищный) крики чаек. Однажды в (студёный, зимний) пору я из лесу вышел.
В постепенно затухающ… пламени костра; блистающ… искорки серебристо-белого инея; остановиться в только что выстроенн… гостинице; на разгоревш…ся от ветра лице; приподнят… носик; глядеть смеющ…ся глазами; посиневш… от холода; нависш… брови; прокладывающ… нов… дороги строители; в озере, покрывш…ся ледяной плёнкой.
- Суффиксы имён прилагательных
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Вдумч…вый исследователь, вкрадч…вый голос, выносл…вый спортсмен, глянц…вая бумага, гречн…вая каша, доверч…вые отношения, доходч…вая пьеса; вин…ватый, делов…тый, мех…вой, кольц…вой, камыш…вый, кумач…вый, молодц…ватый, рыж…ватый.
Образуйте имена прилагательные с суффиксами –к- (-ск-) от приводимых слов
Свет, флот, слобода, город, швед, молодец, рыбак, ткач, пират, приход, горняк, Елец, Одесса, Минск.
- Правописание сложных слов
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Басн…писец, власт…любие, вод…напорный, дальн…восточный, жизн…описание, звер…ловство, камен…тёс, камн…дробилка, каш…вар, кон…водство, кон…крад, кров…носный, кров…пийца, овц…водство, пар…ходство, песн…творчество, песн…пение, ча…питие.
(зоо)магазин, (кино)театр, (радио)передача, (агит)бригада, (инженер)механик, (вагоно)ремонтный, (горно)лыжный, (железно)дорожный, (журнально)газетный, северо(западный), (немецко)французский, (вечно)зелёный, (тёмно)синий, (рельсо)прокатный, (лимонно)жёлтый, (народно)хозяйственный, (торгово)промышленный, (чугуно)литейный.
- Правописание имён числительных
Приводимые ниже числа и цифровые обозначения напишите прописью
6, 9, 12, 18, 35, 56, 64, 72, 87, 94, 141, 288, 999, 1021, 100008.
От приводимых ниже количественных числительных образуйте порядковые
7, 19, 40, 100, 220, 3000, 45 тысяч, 475 миллионов
От приводимых ниже сочетаний образуйте сложные прилагательные
40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 километров, 11 литров, 45 лет, 67 дней
- Правописание отрицательных и неопределённых местоимений
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Н…кто не возразил, н…что непредвиденное, н…когда (н…)в чём (н…)кому не отказывал, (н…)чего не давал, (н…)у кого не было надежды, (н…)во что не вмешивался, н…чего сказать, н…где укрыться, (н…)за кем смотреть, (н…) о чём не разговаривал, (н…)кого и (н…)чего бояться.
(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не жалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи ждать (не,ни) от кого, (ни,не) к кому не обращаться, (не, не) с кого спрашивать, (ни,не) к кому не обращаться, (ни,не)когда (ни,не) на кого не обижался, (ни,не)сколько не беспокоился, (ни,не)почём не забыть, шагу (не,ни)где ступить
- Правописание глаголов
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Поищ…ш, сыщ…шь, плещ…т, колыш…т, стан…т, урон…т, дремл…т, гасн…т, висн…т, грохоч…т, клокоч…т, она мел…т, сердце кол…т, время гон…т, мурлыч…т кошка, мгла стел…тся, мужики тащ…т, колыш…тся платок.
Небо усе…лось, свежесть ве…ла, мать леле…ла, он ка…лся, тучи се…ли дождь, песня наве…ла тоску, гор…вал, ноч…вал, обнадёж…вают, доклад…вал, вспых…вали, попроб…вал, преслед…вать, завид…вать, развяз…л, запис…вал, обман…вала, перегляд…вались.
Вышл…те мне нужные книги заказной бандеролью. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно. Вытпр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист почтовой бумаги и напиш…те ответное письмо. Наполн…те свою авторучку чернилами. После того как наполн…те, не забудьте закрыть пузырёк пробкой. Умолкн…те хоть на минуту! Пока не умолкн…те, я рассказывать не буду.
- Смягчающий и формообразующий Ь
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Брош…, рож…, мяч…, задач…, тягуч…, вонюч…, линюч…, сбереч…, наотмаш…, уж…, навзнич…, замуж…, невтерпёж…, пишеш…, смотриш…ся, вариш…ся, играеш…, испечёш…, печ…, лиш….
Не лежит…ся на печи, боят…ся волков, вина струит…ся, можеш… обжеч…ся, станеш… торопит…ся, дело повалит…ся, представ…те себе, нареж… хлеба, постав… вопрос, воз…ми котелок, потеш… старика, это случит…ся и с братом, цех должен включит…ся, решил учит…ся, учит…ся никогда не поздно.
Упасть навзнич…, ринуться проч…, ударить наотмаш…, вернуться заполноч…, ждать невтерпёж…, сплош…, покрыться тучами, медленно теч…, теч…, образовавшаяся в лодке, копчёный лещ…, спряч…тесь от дождя, день хорош…, сделать шалаш…
- Правописание суффиксов причастий
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, колебл…мые ветром, трепещ…щим румянцем, дыш…щие силой, ночу…щий обоз, беле…щих берёз, озаря…мая луной, дремл…щие своды, реж…щий свет, добыва…мый уголь, грохоч…щим водопадом, пыш…щее здоровьем лицо, маш…щий флажком связист, скач…щая лошадь.
Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся на ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву.
Оберега…мый товарищами, ожида…мого поезда, невид…мый глазом, освеща…мый светом, обожа…мый родителями, озаря…мый луной, обижа…мый братом, едва слыш…мый звук
- Н-НН в различных частях речи
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Браба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат, шерстя…ое одеяло, оловя…ый солдатик, овчи…ый тулуп, полуде…ая жара, дикови…ый случай, волося…ой матрац, змеи…ая кожа, ведомстве…ое издание, рва…ая рубашка, разорва…ая рубашка, вытка…ый рисунок, тка…ая скатерть, нежда…ый гость, незва…ый гость, механизирова…ый отряд, клее…ая фанера, клеймё…ый скот, некормле…ые дети, ещё не коше…ые луга, коше…ый по росе луг, краде…ый товар, краше…ая в синий цвет материя.
Посеребрё(н,нн)ые инеем деревья; ветре(н.нн)ый день; обветр(н,нн)ое лицо; безветре(н,нн)ая погода; комната хорошо побеле(н,нн)а; тяжело ране(н.нн)ый боец; перевязать ране(н,нн)ого; писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками картина; жела(н,нн)ый гость; смышлё(н.нн)ый мальчик; подли(н.нн)ая рукопись.
- Правописание наречий
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
Вправ…, слев…, налев…, занов…, засветл…, издавн…, изредк…, докрасн…, досух…, насух…, навзнич…, наотмаш…, настеж…, сплош…, невтерпёж…, замуж…, вскач…, н…когда разговаривать, н…куда не пойду, н…куда идти, яблоку н…где упасть, н…где не мерцал, н…сколько не желал, идти н…зачем, н…когда не видела, открыла (по)детски, (по)праздничному тихо, говорил (по)французски, (часто)часто дрыгал лапками, мало(по)малу исчезала, сидя бок (о) бок, точь (в) точь (по)нашему.
Работать (по)ударному, (по)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по)английски, (по)настоящему испугаться, идти (по)весеннему снегу, (по)праздничному пёстрые флаги, (по)праздничному городу, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему прогнозу погоды.
- Правописание предлогов, союзов и частиц
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
.(В) течени… многих лет; (в) продолжени… урока; (в) следстви… непогоды; шёл по тропинке, (не) смотря под ноги; узнал (в) последстви…; (не) смотря на жару; (в) виду болезни; включить (в) следстви… новые документы; имей это (в) виду; поговорить (на) счёт похода.
Где(то), откуда(либо), кто(нибудь), не сказал (бы), приходи(ка), кому(то), всё(таки), согласен(ли), (кое)как.
Так(же), как час назад, свистел ветер. Отец так(же) взял удочки, и мы пошли. Знать и уметь – не одно и то(же). Мне то(же) не сиделось на месте.
Что(бы) вы ни делали, вам понадобится книга. Надо овладевать знаниями, что(бы) принести пользу Родине.
- Правописание частиц НЕ и НИ
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
В течение недели я … разу … тренировался. Сколько я … тренировался, а результаты были низкие. Он … дал мне … одной книги. В ведре … капли воды. В этих местах я бывал … раз. Кто … слушал его пение, каждый восхищался.
Кто н… смотрел новой постановки, советую посмотреть. Что н… обещали – всё выполнили. Где бы вы н… встречали эту книгу, купите её мне. Экспедиция шла вдоль ледника, куда ещё н… проникал человек. Куда только н… проник человек!
В глуши н… слышно было н… души. Н… ветер бушует над бором, н… с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. Олег как н… в чём н… бывало остался помогать Володе и Толе.
- НЕ с различными частями речи
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы
(Не)исправленная вовремя ошибка; (не)вспаханное поле; роман (не)дописан; (не)сжатая рожь; (не)успокоившееся море; (не)забываемое впечатление; телефон (не)отремонтирован; калитка (не)закрыта; (не)написанное вовремя сочинение.
(Не)порученное (ни)кому дело (не)тронется с места. 2) Если поле (не)вспахано, амбар будет пустовать; если книга (не)прочитана, знаний (не)прибавится. 3) (Не)дочитанная книга – что (не)пройденный путь. 4) (не)засеянное поле (не)зеленеет.
(Не)допустимо резкий тон, ответить (не)обдуманно, решение (не)продумано, рассчитать (не)точно, рассчитать (не)точно, а приблизительно, спросить (не)громко, а тихо, (не)безынтересно отметить, (не)виданно торжественный парад, писать (не)брежно, приехать (не)ожиданно, (не)истово сопротивляться врагу.
nsportal.ru
Дидактический материал по русскому языку для 8 класса
Пояснительная записка
Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, направлены на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы, на речевое развитие учащихся, на воспитание у них чувства языка. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. Богата литература, богат и литературный язык.
Произведения Пушкина гениальны не только как творения языка, искусства слова. Глубоко постигнув дух национального русского языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов. Задания помогают оценить синтаксис пушкинских произведений, проанализировать синонимию синтаксических конструкций, убедиться в многообразии синтаксических средств, используемых писателем, а также задуматься над авторским отбором языковых единиц и функциональностью каждой из них.
Дидактическое пособие может использоваться при работе с учащимися 8 класса, обучающихся по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, а также по другим УМК.
Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице и является одним из главных средств подготовки к ЕГЭ и ГИА. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.
Данный дидактический материал можно использовать как на уроках, так и в качестве домашнего задания для формирования, закрепления и обобщения знаний по определенным темам курса русского языка в 8 классе.
СЛОВОСОЧЕТАНИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Прочитайте отрывок, из какого произведения А.С. Пушкина он взят?
_____________________________
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
www.prodlenka.org
Материал по русскому языку (8 класс) по теме: Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8-м классе
1 вариант
1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
1. Н…где в Подмосковье вы (не) увид…те такого изобилия густых трав п…левых цветов, как под Звенигородом. 2. Здесь в деревн… Духино провел свои последние семь лет жизни Михаил Пришвин писатель и пут…шествен…ик.
3. Его дом ут…пающий в зелени стоит на пр…горк… . 4. С круглой тер…ас…ы открывает…ся широкая панорама реки заречные дали тихие и ласковые. 5. Сюда в дом пр…обретен..ый писателем утомлен…ым скитаниями врывались восп…минания об увлекательных пут…шествиях. 6. О них он рассказывал реб…тишкам часто приходивш…м к нему. 7. В саду ра…саживались на ск…мейке сделан…ой самим Пришвиным. 8. Ребята конечно просили рассказать о приключениях. 9. Присев к ним и глядя на шумящие верхушки деревьев писатель всп…минал (не) выдуман..ые истории о своей жизни… уд…влявш…й всех. 10. Рассказывал как появилась у него страсть к пут…шествиям как в детстве даже пытался бежать в Америку. 11. Но не просто (не) поседлив…сть звала его в дорогу а неуемное желание увидеть (не) видан…ое и выразить словами (не) п…вторимую прелесть природы.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль и тип речи.
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) жизнь в) зелени
б) писатель г) прелесть
5. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами.
6. Укажите номера предложений с уточняющими членами предложений.
7. Укажите номер предложения с обособленным приложением.
8. Выписать из предложения №6 словосочетание со связью примыкание.
9. выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
а)
б)
в)
10. выпишите из предложений № 4-5 примеры 2-х средств художественной выразительности
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8-м классе
2 вариант
1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
1. Здесь (на) верху всегда дул холодный ветер стекавший с ледника на равнину. 2. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше, чем всюду. 3. Видно н…какая жизнь (не) могла долго переносить дыхание пропасти. 4. Ущелье напом…нало камен…ую реку. 5. Казалось какая (то) сила бушевавшая здесь в стародавние времена вымела наружу россыпи чугун…о (серых) скал. 6. Сторона скалы обращен…ая к горам была п…крыта слоем желтого налета. 7. Трава то(же) не хотела здесь р…сти.
8. Бе…порядочно нагр…можен…ые валуны (не)сколько отступали от края пропасти а может были кем (то) нарочно сброшен…ы. 9. Они образовали (не) большую площадку. 10. Её дальний край обрывался в бездну. 11. От туда (не)торопливо клубясь выползал желт…ватый туман. 12. Сквозь него в…днелся против…положный берег и (не) широкий подвесной мост. 13. Внизу под мостом зияла (не)смерен..ая глубина. 14. Н…кто наверное по своей воле (не)спускался туда и (не) смог бы конечно поднят…ся обратно. 15. А (с) верху смотрели горы вел…чавые.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль и тип речи.
4. В каком слове все согласные звуки твердые?
а) жёлтого
б) конечно
в) площадку
г) своей
5. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами
6. Укажите номер(а) предложений с уточняющими членами предложений.
7. Укажите номер(а) предложения(й) с вводными словами.
8. Выписать из предложения №4 словосочетание со связью управление.
9. Выпишите из текста примеры слов соответствующие схемам:
а)
б)
в)
10. Выпишите из предложений №3- 5 примеры 2-х средств художественной выразительности
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8-м классе
4 вариант
1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
1. Было ран…ее утро. 2. Накрапывал дождь. 3. Т…лега в…ехала в
в…ковой сосновый лес. 4. В тр…ве что (то) б…лело.
5. Я соск…чил с телег… нагнулся и увид…л д…щеч…ку заросшую в…юнком. 6. На ней была надпись ч…рной краской. 7. Я отвёл мокрые стебли в…юнка и проч…тал почти забытые слова В разны годы под вашу сень Михайловские рощи являлся я
8. Возница улыбнувшись об…яснил Отсюда нач…нает…ся земля Александра Сергеевича
9. Потом я натыкался на такие д…щеч…ки в самых (не) ожидан…ых
местах в (не) кошен…ых лугах над Соротью на песчан…ых к…согорах по дорог… из Михайловского в Тригорское на б…регах озёр Маленец и П…тровское. 10. Из тр…вы из вереска из сухой земл…ники (ото) всюду звуч…ли простые пушкинские строфы. 11. Их слушали только листья птиц… да бледное застенч…вое псковское небо.
12. Я из…ездил почти всю страну видел много мест уд…вительных и …жимающих сердце но н… одно из них (не) обл…дало такой внезапной л…рической силой как Михайловское.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль и тип речи.
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) листья б) почти в) дощечки г) увидел
5. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами.
6. Укажите номер(а) предложений с обобщающим словом, выпишите обобщающее слово(а).
7. Укажите номер(а) предложения(й) с обращением.
8. Выписать из предложения № 10 словосочетание(я) со связью примыкание.
9. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
а)
б)
в)
10. Выпишите из предложений № 10-12 примеры 2-х средств художественной выразительности.
nsportal.ru