Повседневность и верования народов кубани 8 класс презентация – Тест по Кубановедению для 8 класса. Тема «Повседневность и верования народов Кубани»
Тест по Кубановедению для 8 класса. Тема «Повседневность и верования народов Кубани»
Тест
«Повседневность и верования народов Кубани» (8 класс)
В чем заключался традиционный уклад жизни казаков?
а) в ведении сельского хозяйства;
б) в военных набегах;
в) в сочетании военной службы и хозяйственных занятий.
2. Какой характер носила жизнь казака в станице?
а) военизированный;
б) сельскохозяйственный;
в) религиозный.
3. Каков Священный долг казака?
а) защита Отечества;
б) развитие сельского хозяйства;
в) постройка станиц и хуторов.
4. Какую веру исповедовали казаки?
а) христианство;
б) католичество;
в) язычество.
5. С чего начинали свою жизнь в станице казаки – переселенцы?
а) с возведения рыночной площади;
б) с разметки улиц;
в) с возведения храма.
6. В каком году и где был основан первый мужской монастырь Екатерино-Лебяжья пустынь?
а) в 1795г. в Ейске;
б) в 1796г. в Черномории;
в) в 1846г. Екатеринодаре.
7. В каком году была учреждена Мариинская монашеская пустынь (первый женский монастырь)?
а) в 1846;
б) в 1849;
в) в 1795.
8. В каком столетии на Кубани появились старообрядцы?
а) в XIX в.;
б) в XVII в.;
в) в XIV в.
9. Чему учили с раннего возраста мальчиков в семье казака?
а) общению с лошадью;
б) обучали грамоте;
в) ведению сельского хозяйства.
10. Чему обучали казаков на лагерных сборах?
а) ухаживать за лошадью;
б) военной дисциплине;
в) умению рубить лозу.
Ответы
infourok.ru
Повседневность И Верования Народов Кубани |authorSTREAM
Презентация PowerPoint:
Повседневность и верования народов Кубани: влияние на культуру казачества.Презентация PowerPoint:
Актуальность работы заключается, прежде всего, в том, что в последнее время все больше и все чаще люди стали возвращаться к своим истокам, историческим корням и, в первую очередь, к своим традициям. Целью исследовательской работы является отслеживание формирования новой традиционной системы.Презентация PowerPoint:
Предмет исследования – взаимосвязь казачества и горских народов. Объект – взаимопроникновение традиций горских народов и кубанского казачества. Задачи работы: изучить систему традиций горских народов и кубанских казаков; проследить пути формирования новой традиционной культуры у казаков, посредством влияния на нее обычаев и традиций горцев; показать на конкретных примерах взаимосвязь разных традиционных систем.Презентация PowerPoint:
Практическая значимость . Материалы исследования можно использовать на уроках кубановедения , при проведении тематических классных часов, для самостоятельного изучения истории казачества и края.Презентация PowerPoint:
Вместе с возникновением российско-горских меновых дворов в обиход казачек вошли различные черкесские товары, ремесленные изделия.Презентация PowerPoint:
Как отмечает Ф.А. Щербина, в первое время после переселения казаков на Кубань «…черкесы и черноморцы хотели родниться: черкешенки не прочь были выходить за русских, а казачьи старшины мечтали о женитьбе на черкесских княжнах» . После выравнивания демографической ситуации (что совпало с окончанием военных действий на Северном Кавказе) браки с кавказскими женщинами в казачьей среде стали редкостью.Презентация PowerPoint:
Произошло изменение хозяйственных обязанностей казачек под влиянием сельскохозяйственных и животноводческих традиций черкесов.Презентация PowerPoint:
Таким образом, путями взаимосвязи горцев и казаков явились: военные столкновения; ведение торговых отношений, меновые дворы; заключение родственных отношений.Презентация PowerPoint:
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.Презентация PowerPoint:
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.Презентация PowerPoint:
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.Презентация PowerPoint:
У казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.Презентация PowerPoint:
Казачки в большинстве своем – тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью.www.authorstream.com
Презентация к уроку по краеведению (8 класс) на тему: Презентация по кубановедению в 8 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок презентация по геометрии в 8 классе по теме:»Площадь многоугольника»Данная презентация предназначена для повторения темы: «Площадь многоугольника» в 8 классе….
Урок-презентация по геометрии в 8 классе по теме» Площади фигур» по ФГОСПрезентация содержит теоретический материал для повторения формул площадей геометрических фигур, задачи творческого и практического харктера, зарядку для глаз, проверочный тест, диффиренцированн…
Презентация по химии в 8 классе по теме «Простые вещества»Презентация по химии в 8 классе по теме «Простые вещества» предназначена для обобщающего повторения по теме….
Презентация по обществознанию в 8 классе»Судебная система в РФ»Разработанный учителем урок — презентация по судебной власти раскрывает сущность судебной системы в РФ и знакомит уч-ся с органами и фукциями судей….
Урок-презентация по алгебре в 8 классе. Тема: «Решение квадратных уравнений в практикоориентированных задачах».Данная презентация помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Решение квадратных уравнений в практикоориентированных задачах»;Помогает приобрести учащимся навык решения уравнений …
Презентация по обществознанию в 8 классе «Государственные органы Российской Федерации» 8 классПрезентация по обществознанию в 8 классе «Государственные органы Российской Федерации» по учебнику ФГОС «Обществознание» О.Б.Соболева и В.Н.Чайка. Данная презентация позволит учителю досту…
Разработка урока и презентация по географии в 8 классе по теме «Северный Кавказ.Особенности природы»Открытый урок проведенный в рамках республиканского конкурса «Учитель года РТ-2018"…
nsportal.ru
Календарно-тематическое планирование «Кубановедение 8 класс»
Календарно- тематическое планирование по кубановедению 8 класс. (34 часа)
Раздел
(кол-во часов)
Номер
урока
Содержание
Кол-во
час
Дата
Материально-
техническое
оснащение
Универсальные учебные действия (УУД),
проекты, ИКТ-компетенции,
межпредметные понятия
План
факт
Введение (1ч)
1
Основные вехи развития Кубани в XVIII в.
1
01.09-10.09.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть народы, проживавшие на территории Кубани в XVIII в. Определять роль казаков-некрасовцев в освоении кубанских земель. Рассказывать о значении Русско-турецких войн XVIII в. в деле присоединения Кубани к России. Показывать на карте место высадки на кубанскую землю первого отряда казаков-переселенцев.
РАЗДЕЛ I. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ
(10ч)
Тема 1. Освоение кубанских степей (2ч)
2
Заселение Кубани выходцами из Малороссии.
1
12.09-17.09.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятие хутор. Рассказывать о роли заимочной формы землепользования в освоении кубанских просторов. Делать выводы о последствиях образования хуторов на кубанской земле. Называть даты основания станиц выходцами из Украины (1803 г.) и начала заселения Новой линии (1841 г.). Показывать на карте станицы Темижбекскую, Казанскую, Ладожскую и Тбилисскую. Называть отличия черноморских станиц от линейных.
3
Хозяйство Черномории.
1
19.09-24.09.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия супряга, винная монополия, за-ложная и переложная системы земледелия, откуп, меновой двор. Называть главные отрасли хозяйства Черномории: скотоводство, овцеводство, рыболовство. Характеризовать особенности промышленного производства. Называть основные формы торговли, сложившиеся в кубанском регионе. Рассказывать о влиянии торговли на развитие русско-адыгских отношений.
Тема 2. Языковое разнообразие
Кубани и Черноморья (1ч)
4
Языковое разнообразие народов Кубани.
1
26.09-01.10.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия диалект, говоры вторичного образования, поликультурное и полиязыковое пространство, тюркизм, северокавказский регионализм. Называть причины языкового «многоцветья» Кубани. Объяснять связь языковых особенностей Кубани с историей освоения региона. Перечислять языки, на которых говорит население Кубани. Называть представителей кавказской и тюркской языковых семей, а также жителей Кубани, говорящих на языках финно-угорской и семитской групп. Называть жителей Кубани — носителей индоевропейских языков
Тема 3. Лексика кубанских говоров (1ч)
5
Специфика кубанских говоров.
1
03.10-08.10.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия диалектизм, украинизм, «кубанская мова», полудиалект, этнографический диалектизм, этнографическая лексика. Выделять особенности кубанского говора. Приводить примеры диалектизмов. Оценивать роль говора как одного из элементов культурного наследия. Рассказывать о роли диалектов в языке и истории этноса.
Проектная деятельность: составить «Словарь кубанской лексики» (совместно с учителем литературы).
Тема 4.
Повседневность и
верования народов Кубани (2ч)
6
Казачьи традиции и уклад жизни. Духовная жизнь черноморцев и линейцев.
1
10.10-15.10.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать о казачьих традициях и вере. Выделять общее и особенное в духовной жизни черноморцев и линейцев. Называть основные казачьи обряды: свадьба, проводы на службу, крестины, посажение на коня, похороны. Объяснить понятия уклад, традиция, обряд, джигитовка.
7Семейный уклад казаков. Воспитание детей.
1
17.10-22.10.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать о традициях и культуре кубанской семьи. Давать оценку системе казачьего воспитания. Сравнивать её с современными методами и формами семейного воспитания.
Тема 5. Материальная культура
казачества (3ч)
8
Казачьи поселения и жилища.
1
24.10-29.10.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия хата, курень, красный угол, подворье. Описывать поселения и жилища черноморских казаков. Выделять основные структурные элементы казачьей усадьбы. Сравнивать дома линейцев и хаты черноморцев.
Декоративно-прикладное искусство на Кубани. Одежда казаков.
1
07.11-12.11.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть ремёсла, распространённые на Кубани. Рассказывать о предметах декоративно-прикладного искусства. Описывать традиционную одежду кубанских казаков. Называть элементы казачьего костюма. Рассказывать о происхождении казачьей форменной одежды.
10
Традиционная казачья кухня.
1
14.11-19.11.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть основные продукты питания кубанских казаков. Рассказывать о блюдах традиционной казачьей кухни. Разрабатывать проект-реконструкцию по пройденным темам. Например, «Жилище казака», «Казачье подворье» и др.
Тема 6. Богатство кубанского музыкального фольклора.
Обрядовые традиции
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
11
Музыка народов Кубани. Православные праздники и обряды.
Традиции и особенности уклада жизни народов Кубани.
1
21.11-26.11.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия колядки, щедривки, стэповы. Рассказывать о взаимовлиянии украинской и южнорусской песенных культур. Приводить примеры песен и танцев, популярных у кубанских казаков.
Называть наиболее почитаемые казаками православные праздники. Рассказывать о свадебном обряде, проводах казаков на службу.
Называть народы, которые относятся к числу коренных обитателей кубанских земель. Приводить примеры, подтверждающие взаимопроникновение элементов русской, украинской и кавказской культур. Разрабатывать проект по пройденным темам. Например, подготовить театрализованное представление на тему «Традиции и обряды кубанских казаков».
РАЗДЕЛ II. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУБАНИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. (5ч)
Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.(1ч)
12
Казачьи формирования в войне с Наполеоном.
1
28.11-03.12.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия авангард, галуны, сотня, кунтуш, лейб-гвардия, ополчение, экипировка, мобилизация. Знать, что А. Ф. Бурсака стоял у истоков формирования гвардейской сотни черноморских казаков. Рассказывать об участии в военных походах 1812-1814 гг. гвардейцев и других казачьих подразделений. Называть имена кубанцев — героев Отечественной войны 1812 г. (Н. С. Заводовский, А. Д. Безкровный, П. Ф. Бурсак, М. И. Платов.).
Тема 8.
Декабристы на Кубани (1ч)
13
Декабристы и Кубань.
1
05.12-10.12.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть декабристов, отбывавших ссылку на Кубани. Рассказывать о жизни дворян-революционеров, их просветительской деятельности и вкладе в развитие культуры региона. Показывать на карте укрепления, где проходили службу декабристы. Называть населённые пункты Краснодарского края, с которыми связаны судьбы декабристов. Разработать мини-проект по изученной теме. Например, узнать, какие памятники, посвященные декабристам, установлены в Краснодарском крае.
Тема 9. Кавказ в международной политике первой половины и
середины XIX в.
Итоговое повторение и проектная деятельность (3 ч)
14
Укрепление позиций России на Кавказе.
1
12.12-17.12.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия форт, наиб, мюридизм. Рассказывать об отношении адыгов к Адрианопольскому мирному договору. Раскрывать смысл «закубанской проблемы». Рассказывать о планах присоединения Закубанья к России и строительстве русских укреплений на территории адыгов. Давать оценку военному противостоянию закубанцев и войска царского правительства. Характеризовать адыгское общество в период противостояния с Россией. Давать оценку деятельности Мухаммеда-Амина в Закубанье.
15
Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853-1856).
1
19.12-24.12.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать об обстановке на Северо-Западном Кавказе в начале Крымской и Кавказской войн. Характеризовать особенности взаимоотношений между закубанскими горцами и Россией. Комментировать итоги Крымской войны и условия Парижского мирного договора.
16
Завершающий этап Кавказской войны.
Кубань в первой половине XIX в.
1
26.12-28.12
18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Давать оценку действиям России на Кавказе, объяснять понятия мухаджирство, эмиссары. Рассказывать о событиях и итогах Кавказской войны.
Характеризовать уровень развития хозяйства на Кубани в начале XIX в. Рассказывать об участии кубанцев в Отечественной войне 1812 года. Объяснять суть «восточного вопроса», комментировать действия европейских держав на Кавказе. Разработать проект по пройденным темам, например, «Мой населённый пункт в XIX в.»
РАЗДЕЛ III. КУБАНСКИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ. ЛИТЕРАТУРА
КУБАНИ (2ч)
Тема 10. Русские писатели
первой половины XIX в. о Кубани (1ч)
17
Кубанская тематика в русской литературе первой половины XIX века.
1
11.01-14.01.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Определять место кубанской темы в творчестве русских писателей. Показывать на карте места пребывания поэтов на кубанской земле. Объяснять, почему в литературе XIX в. особое внимание уделяется кубанской теме.
Тема 11. Становление литературы
Кубани
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
18
Кавказские пленники. Становление литературы Кубани.
Тема Кубани в русской литературе первой половины XIX в.
1
16.01-21.01.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть писателей, служивших на Кавказе: А. И. Полежаев, А. А. Бестужев-Марлинский, М. Ю. Лермонтов. Рассказывать об их пребывании на кубанской земле и произведениях о Кубани. Знать творчество авторов произведений, относящихся к оригинальной литературе Кубани: А. А. Головатого, К. В. Российского, Я. Г Кухаренко.
Объяснять, почему кубанская тематика в русской литературе XIX в. приобретает особую значимость. Разрабатывать проект по пройденным темам, например, «Творчество Я. Г. Кухаренко».
РАЗДЕЛ IV.
КУБАНЬ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (6 часов)
Тема 12. Преобразования на
Кубани в период общероссийских
Реформ (1ч)
19
Территориально-административные преобразования на Кубани. Колонизация и экономическое освоение региона
1
23.01-28.01.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Объяснять понятия колонизация, посаженная плата. Рассказывать об административно-территориальных преобразованиях на Кубани во второй половине XIX в. Называть факторы, тормозившие свободную колонизацию Прикубанья. Объяснять причины расширения территории Кубанской области. Называть факторы, способствовавшие быстрому заселению Прикубанья в пореформенный период.
Тема 13. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во
второй половине XIX в. (1ч)
20
Развитие сельского хозяйства на Кубани. Становление промышленности.
1
30.01-04.02.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать о развитии предпринимательства в сельском хозяйстве. Называть отрасли сельскохозяйственного производства, получившие развитие на Кубани в конце XIX в. Приводить примеры сельскохозяйственных культур, выращиваемых на кубанских полях. Называть отрасли промышленности, развивавшиеся наиболее быстрыми темпами. Рассказывать о крупных промышленных предприятиях Кубани: Торговом доме «Барон Штейнгель и К°», маслобойных заводах братьев Аведовых, Торговом доме «А. М. Ершов с сыновьями», цементном заводе «Черноморский» и др.
Тема 14. Кубанцы в Русско-турецкой
войне 1877-1878 гг. (1ч)
21
Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах.
1
06.02-11.02.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать об участии казачьих формирований в составе русской армии в войнах России. Работать с исторической картой. Проследить боевой путь героев-кубанцев — участников Русско-турецких войн: С. Я Кухаренко, Я. Г. Кухаренко, П. Д. Бабыча. Называть подразделения Кубанского войска, принимавшие участие в военных действиях на Кавказском фронте в ходе Русско-турецких войн. Называть сражения, в которых отличились кубанские казаки: оборона Карса, переход через Марухский перевал, оборона Шипки. Оценивать вклад кубанских казаков в дело освобождения народов Балканского полуострова от турецкого ига.
Тема 15. Общественно- политическая жизнь Кубани во второй половине
XIX в. (1ч)
22
Общественное движение в Кубанской области и Черномории во второй половине XIX в.
1
13.02-18.02.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Характеризовать деятельность участников народнического движения в Кубанской области и Черномории. Рассказывать о социальном эксперименте общины «Криница». Раскрывать цели и итоги деятельности Бриньковсхой земледельческой артели. Называть участников народнического движения на Кубани. Выделять особенности народнического движения в Кубанской области. Рассказывать о деятельности кубанских народников за пределами области. Называть истоки марксизма на Кубани.Раскрывать значение понятий прокламация, артель, народники, хождение в народ, террор, марксизм, социализм.
Тема 16. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.
Итоговое повторение и проектная деятельность (2 ч)
23
Кубанские страницы в произведениях русских писателей второй половины XIX в.
1
20.02-25.02.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Раскрывать значение понятий эпистолярное наследие, очерк, мова. Рассказывать о месте и роли кубанской темы в творчестве русских писателей: М. Горького, Г. Успенского, А. Чехова, А. Куприна. Оценивать вклад этих писателей в дело становления и развития литературы Кубани.
24
Развитие литературы Кубани
Кубань во второй половине XIX в.
1
27.02-04.03.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть произведения оригинальной литературы Кубани и их авторов: В. С. Вареника, И. Д. Г Попко, В. С. Мову, Н. Н. Канивецкого, Д. В. Аверкиева. Рассказывать о жизни и творчестве кубанских писателей второй половины XIX в.
Характеризовать особенности развития региона. Рассказывать о становлении и развитии литературы на Кубани. Определять место Кубани в истории XIX в. Разработать проект на одну из пройденных тем, например, «Моя родословная».
Раздел V. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке (5ч)
Тема 17. Образовательный и культурный уровень жителей
Кубани в XIX в (3ч.)
25
Становление народного образования.
1
06.03-11.03.17
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть основные этапы становления образования на Кубани. Рассказывать о роли и деятельности кубанских просветителей в развитии образования. Определять роль кубанской школы в развитии культуры. Называть виды учебных заведений на территории Кубани. Рассказывать о развитии библиотечного дела.
26
Культурно-просветительская деятельность.
1
13.03-18.03.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать о становлении музейного дела, развитии периодической печати на Кубани. Называть печатные органы. Оценивать вклад российских учёных и краеведов в изучение Кубани. Называть цели и задачи деятельности ОЛИКО.
27
Адыгские просветители.
1
20.03-24.03.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Называть адыгских просветителей (Ш. Ногмов, Хан-Гирей, Умар Берсей и др.) и рассказывать об их вкладе в дело просвещения и развития культуры своего народа. Рассказывать об особенностях образования горцев. Определять значение просветительской деятельности для становления адыгской профессиональной культуры.
Тема 18. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.
Архитектура и скульптура (1ч)
28
Изобразительное искусство Кубани в XIX в. Архитектура и скульптура.
1
03.04-08.04.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Знать кубанских художников XIX в. (П. А. Шамрай, П. С. Косолап, Е. И. Посполитаки). Называть русских живописцев, в творчестве которых нашла отражение тема Кубани (А. Киселёв, И. Е. Репин). Рассказывать о достижениях кубанских архитекторов, скульпторов. Оценивать вклад архитекторов и художников в изменение облика кубанской столицы. Называть скульптурные произведения, архитектурные памятники своего населённого пункта и их авторов. Разработать проект на одну из изученных тем. Например, подготовить сообщение о деятельности художника А. А. Киселёва или составить текст пешеходной экскурсии по архитектурным памятникам своего населённого пункта.
Тема 19. Музыкальная и
театральная
жизнь Кубани в XIX в. (1ч)
29
Формирование музыкальной культуры на Кубани. Театральная жизнь.
1
10.04-15.04.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Рассказывать о достижениях кубанских музыкальных и театральных деятелей XIX в. Определять роль музыкальных и театральных коллективов в деле сохранения и развития культуры Кубани. Рассказывать о деятельности Войскового певческого хора, его создателях и руководителях (К. В. Российский, Г. М. Концевич и др.). Рассказывать о вкладе в развитие музыкальной культуры Кубани Екатеринодарского кружка любителей музыки и драматического искусства. Называть основоположника кубанской драматургии (Я. Г. Кухаренко). Раскрывать роль театрального искусства в деле просветительства на Кубани.
Итоговое повторение и
проектная деятельность (1ч)
30
Кубань многонациональная. Этапы этнополитической истории. Особенности культуры народов, населяющих наш край.
1
17.04-22.04.18
Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», ММО
Выделять этнокультурные особенности народов Кубани. Называть основные события в истории Кубани XIX в. Определять их влияние на развитие кубанского региона. Характеризовать межнациональные отношения в регионе. Называть важнейшие достижения кубанцев в области культуры. Разработать проект по изученным темам, например, «История создания музея в моём районе (городе), или подготовить виртуальную экскурсию по этнографическому комплексу «Атамань».
РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ЧАСА)
31
Монастыри как центры духовной культуры
1
24.04-29.04.18
ММО
Усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Формирование мышления при работе с текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к духовному и историческому прошлому родного края. Описывать казачьи монастыри. Называть особенности святоотеческой православной культуры в обустройстве монастырей, построенных казаками. Рассказывать об основании первого монастыря на Кубани, Свято-Николаевской Екатерино — Лебяжской пустыни.
32
Социальное служение и просветительская деятельность церкви
1
01.05-06.05.18
ММО
Описывать социальное служение и просветительскую деятельность монастырей. Называть Радетелей земли Русской (духовное подвижничество преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского)
33
Воинская культура казачества как «православного рыцарства»
1
08.05-13.05.18
ММО
Описывать воинскую миссию казачества (защита границ Отечества и православной веры). Характеризовать казака как православного воина и патриота, присягу казаков. Знать героические страницы истории казачества Кубани.
34
Просветительская и миссионерская деятельность церкви. К.В. Россинский
1
15.05-25.05.18
ММО
Описывать духовное образование на Кубани, роль церкви в культурном развитии казака. Характеризовать: православные библиотеки, церковноприходские школы, «Просветитель Черноморского края» — Кирилл Васильевич Россинский (17.03. 1774 г. — 12.12. 1825 г). Рассказывать о музыкальной культуре и песенное творчество казачества духовного содержания, хоровую культуру казаков, Кубанский Казачий хор.
infourok.ru
Презентация и конспект урока кубановедения по теме «Языковое разнообразие Кубани и Черномории» (8 класс)
ТАК ГОВОРЯТ кубанцы.
Урок №3. Отражение в кубанских говорах многонационального состава населения.
1. Исторические условия формирования кубанских говоров
(Кубань — уникальный лингвистический заповедник. Здесь на небольшом географическом пространстве тесно взаимодействуют между собой два близкородственных славянских языка: русский и украинский, к тому же и тот и другой подверглись влиянию кавказских языков). !!! перенести в пункт 2. Прикубанские земли, начиная с 17—18 веков и даже раньше, постепенно заселялись славянскими народами. Сюда, на вольные степные просторы устремлялись, спасаясь от крепостной неволи, отчаянные, свободолюбивые русские люди.
Особенно интенсивно стала заселяться Кубань после победы в трех изнурительных русско-турецких войнах. При Екатерине II была «пожалована» юго-западная часть края запорожским казакам, а северо-восточная — донским. Так возникло на Кубани своеобразное двуязычие. Две родственные языковые стихии тесно взаимодействовали между собой.
———
2. Компоненты формирования кубанских говоров
Под воздействием двух близких языков менялся даже грамматический строй в диалектах, чего обычно не бывает при взаимовлиянии неродственных, далеких по происхождению языков. Науке неизвестны случаи изменения грамматического строя в языках за столь мизерный (в историческом масштабе) временной период (200 лет).
Но самые заметные сдвиги наблюдаются в словарном составе. Лексика кубанских диалектов представляет собой своеобразный сплав различного по происхождению языкового материала. Сохранились, что вполне естественно, древнерусские слова, слова исконных диалектов, как русских, так и украинских, на базе которых и образовались кубанские диалекты: борошно (мука), большуха (старшая невестка), взлобок (пригорок), займище (затопляемый берег реки).———
—3. Роль украинского языка в формировании кубанских говоров
В русском диалекте Кубани огромное количество украинских слов и выражений, ведь многие жители линейных станиц знают украинский язык и легко переходят с русского на украинский (в зависимости от того, на каком языке ведется беседа). Украинские слова, поговорки, пословицы используются для выразительности, передачи насмешки, юмора, при цитировании чужой речи. Знают, любят и часто исполняют на Кубани украинские народные песни. Все это повлияло на язык.——
—-4.Влияние кавказских языков на формирование кубанских говоров
Во время тесного общения с кавказскими народами кубанцы перенимали многие понятия, а, следовательно, и слова из языков аборигенов. Так, обогатился язык названиями одежда и обуви: башлык, бешмет, балахон (пальто на вате), чикмень (кафтан),чувяки (тапочки), обозначениями кушаний и напитков: арьян (кислое молоко), бекмес (арбузный мед), каймак (сливки), кавардак (род окрошки).
Переняли славяне у кавказских народов и некоторые названия бытовых предметов: чубук (виноградная лоза), мангал (коптилка), учкур (пояс у штанов), средств передвижения: мажара (повозка), наименования помещений: балаган (временная постройка), строительного материала: саман (кирпич из глины, соломы и навоза), турлук (плетень, обмазанный глиной).
К тому же, древнейшие казачьи названия тоже попали в наш язык от наших южных соседей. Это слова: казак, атаман, нагайка, богатырь, курень, чайка (лодка).
———
5.Лексика сельскохозяйственного производства.
Очень развита, как и во всех говорах, лексика сельскохозяйственного производств, детальное обозначение домашних животных по возрасту, назначению, характеру. Для городского человека безразлично, какой это теленок или жеребенок, а для крестьянина важно, что «выпойчонок» — теленок, еще сосущий матку, «отъемыш» — отнятое от матери животное, «годовичка» — годовалая телка: «бузевок» —двухлетка.
То же самое видим в названиях жеребенка: «Лошонок»–годовалый, «конек»- 2-х лет, «маток»- «конек» — 3-х лет, «строевик» — молодой конь, годный «под верхи», для строевой службы.
6.Современные исследования кубанских говоров
Кубанский словарь насыщен и наименованиями, характеризующими людей по их отношению к жизни, работе.
Язык местных жителей всегда интересовал учителей, писателей, историков. В середине прошлого века появились первые работы о языке кубанцев. Словаря же кубанского говора до сих пор нет, хотя более 40 лет лингвисты края собирали материал, составили картотеку слов, подготовили «Словарь русского говора Кубани».
Но дело стоит: нет средств. Коллектив составителей ищет спонсоров, которых бы заинтересовал быт и история родного края.
Е. ШЕЙНИНА, доцент.
САМОБЫТНЫЙ ЯЗЫК КУБАНИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ КУБАНСКИХ ГОВОРОВ.
Культура и язык нашего казачьего края уникальны и неповторимы. Ни в каком ином ареале мы не столкнемся с феноменом такой сложности, глубины и оригинальности.
Кубанский диалект- это территориально и социально ограниченное средство общения людей, сформировавшееся в 19 веке и противопоставленное литературному языку. Диалект Кубани представляет собой сложное языковое явление — конгломерат двух основных языковых стихий — украинской и русской речи. Эти различия объединяют, таким образом, две группы кубанских говоров— украинские и русские. Они сохранились до сих пор.
Вариативность кубанского говора.
В одних станицах жители «балакают», используя украинскую разновидность диалектного языка, в других «говорят», используя всероссийскую его разновидность.
Развитие кубанских говоров осуществлялось в условиях взаимодействия двух основных культур — украинской и русской этнографических групп — черноморского и линейного казачества. Их основу составляли запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения службы и освоения свободных территорий.
2.ТРАНСФОРМАЦИЯ КУБАНСКИХ ГОВОРОВ В 20 ВЕКЕ.
Кубанский диалектный язык, равно как и культура казачества подверглись насильственной трансформации. Существовала теория, что в условиях социализма всеобщее распространение культуры в обозримо короткий срок приведет к отмиранию диалектов и повсеместному распространению литературного языка. В свете таких ожиданий кубанские говоры ассоциировались с социально и политически отсталыми группами населения, а культурная политика ориентировалась на прямое вытеснение диалектной формы языка. Если в дореволюционной действительности в обществе существовало отношение к диалектам как к части национальной культуры, то позже, в 30-е годы, это было оценено как проявление реакционности. Так, в предисловии к изданию «Живого великорусского языка» В. И. Даля 1935 года было сказано, что существование диалектного языка было «для своего времени реакционным, потому что тянуло язык к отсталым формам быта и отсталой идеологии эксплуатируемых и невежественных масс».
В советский период сельское и городское образование требовало предпочтения литературного варианта национального языка, к говорам же воспитывалось пренебрежительное отношение.
Между тем, негативное отношение к своему языку снижает самоориентацию личности в обществе, порождает социальную неуверенность, затрудняет контакты с представителями городской культуры, разрушает преемственность поколений.
Диалект — это часть духовной культуры, он всячески сопротивляется процессу вытеснения его литературным языком. Значит, он жизнестоек. Наша же задача в настоящий момент — укреплять устойчивость и престижность родной речи.
Сейчас мы даем новое задание. Напишите на вашем родном языке (диалекте) ответы на вопросы:
— Как назывался праздник Сретенья?
— Как называлась сретенская свеча? Что с нею делали?
— Как называлась неделя перед Великим постом? Что делали на этой неделе?
— Что такое колодка? Какие колодки раньше изготовлялись, и что с ними делали?
— Как называлась четвертая (крестопоклонная) неделя поста?
— Как назывались и как выглядели хлебцы, которые пеклись на этой неделе? Сколько их пекли? Что с ними делали: съедали сами, брали с собой при засеве поля , пахоте, зажине, первом выгоне скота?
— Как назывался день сорока мучеников? Как назывались и как выглядели хлебцы , которые пеклись к этому дню? Что с ними делали?
Словарик диалектных слов. Дайте им ваше толкование.
Безглуздный, бузивок, ваганы,
багно, багнюкий, виха,
бодня, корба, кобыця, кобыца,
лантух, липенек, лепеник,
панжар, панджар, скроповянный, сукать,
сумно, толока, тузлук,
точок сволока, повыдерко
присьба, репта, очерет,
серпынка, серпинка, чепурной, чамра,чернобривцы,
чартан, чароки, чарыки, чирики,
смажить, царына,царыпа, цегла,
хмыз
infourok.ru
Презентация и конспект урока кубановедения по теме «Кубань многонациональная.» (8 класс)
8 класс.
Итоговый урок.
Тема: Кубань многонациональная.
Цели урока:
учебная – определить значение представителей разных национальностей в историческом и культурном развитии края;
воспитательная – осознать ценность этнокультуры народов Кубани, воспитать чувство терпимости и толерантности;
развивающая – развивать речь, кругозор, логическое мышление учащихся.
Оборудование: ММ презентация, рабочий лист урока.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы урока.
Работа над темой урока.
Рассказ учителя:
СЛ 1 Родина! Как много значит это слово для человека. В нем – радость и счастье, в нем – смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю. Любовь к Родине является внутренним стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
СЛ 2 Кубань, кубанская земля… Если взглянуть на неё с высоты птичьего полета, она предстанет перед нами в виде огромных квадратов и прямоугольников колхозных полей, разделенных узкими полосками из посадок. СЛ 3 Местами видны блестящие на солнце зеркала рек, лиманов, водохранилищ. На их берегах чередой идут хутора, станицы, города. Природа с удивительной щедростью одарила свой край. Географические контрасты Кубани оставляют незабываемое впечатление: СЛ 4 из субтропического парка на берегу Черного моря здесь можно увидеть СЛ 5 белоснежные папахи горных вершин, суровые горные теснины СЛ 6 с шумными водопадами соседствуют с полными покоя альпийскими лугами, вековые заповедные леса манят не менее чем солнечные черноморские пляжи.
Благодатные кубанские земли были заселены с глубокой древности. Через её степи и горные перевалы прошло много племен и народов. СЛ 7 История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрёстком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада. Говоря словами поэта И.Сельвинского, здесь «каждый камень гудит голосами эпох». Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне – кто только не оставил след на этой благодатной земле!
СЛ8 В наши дни в крае проживает много народов. Они превратили Кубань в один из ведущих экономических регионов страны, край высокоразвитой индустрии и интенсивного земледелия.
Для каждого живущего на Кубани важно хорошо знать прошлое и настоящее своего края, знать историю не только своего, но и других народов, проживающих на этой земле. Если в России проживает 130 различных национальностей, то в нашем крае 120. Наш край многонационален. Люди всех 120 национальностей края делают его богатым и красивым, трудятся для его благосостояния. Народы делятся своей культурой, обычаями и традициями. Мы заимствуем друг у друга блюда национальной кухни, элементы одежды , песенную и танцевальную культуру и многое другое.
(Словарь: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — принадлежность человека к этнической общности, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В Конституции Российской Федерации указано, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. В ряде романских государств термин «национальность» (исп. nacionalidad) применяется для обозначения гражданства или подданства. Принцип равенства граждан независимо от национальности, недопустимость дискриминации по национальному признаку — ведущий принцип конституционного права России. Конституция Российской Федерации указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. При этом не имеет значения, где пребывает гражданин — в месте компактного проживания его нации или в на другой территории. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России не зависит от их национальности.
Исходя из единства многонационального народа Российской Федерации, равноправия всех наций, свободы самоопределения личности, Конституция Российской Федерации установила, что каждый вправе сам определять и указывать свою национальную принадлежность; решающими при этом являются самосознание лица, его культурная ориентация, языковой фактор, вероисповедание. Паспорт и официальные документы, удостоверяющие личность гражданина России, не должны содержать обязательного пункта о национальной принадлежности, а при наличии подобного вопроса в анкетах и аналогичных документах гражданин вправе не отвечать на него.)
СЛ 9 По национальному составу больше всего русских, затем: армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, грузины, татары, немцы.
СЛ10 В крае есть районы, где проживают люди в основном определённой национальности. Так греки проживают в Анапе, армяне в Сочи, Армавире и по всему Черноморскому побережью, татары в Крымском районе.
Устный журнал. ( страницы — «Точка на карте», «В годы тяжких испытаний», «Радетели земли кубанской» освещают подготовленные ученики) СЛ 11
Страница 1: «Точка на карте».
А знаете ли вы, что…?
АРМАВИР, город в Российской Федерации, Краснодарский край, расположен на левом берегу р. Кубань, при выходе ее из северных предгорий Большого Кавказа, в месте впадения в нее р. Уруп, в 202 км к востоку от Краснодара. Узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Население 163,6 тыс. человек (2001). Основан в 1839 горскими армянами, переселившимися из мусульманских черкесских аулов под защиту русских единоверцев, под названием Армянский аул. С 1848 — Армавир, в честь столицы Великой Армении в 4-2 вв. до н. э.( АРМАВИР, столица и религиозный центр древнеармянского государства Великая Армения в 4-1 вв. до н. э. Возник на месте Аргиштихинили, крупного хозяйственного центра Урарту. Городище располагается в 15 км к юго-западу от г. Армавир (в 1932-1996 гг. Октемберян) в Армавирском районе современной Армении, между селами Нор-Армавир и Армавир.
На месте городища хорошо прослеживаются древнеармянский эллинистический (3-2 вв. до н. э.) и средневековый (10-13 вв.) слои. Город возник в 4 в. до н. э. После перенесения столицы Великой Армении в г. Арташат (2 в. до н. э.) и изменения русла р. Аракс (первоначально он располагался на ее левом берегу, сейчас река протекает в нескольких километрах от городища), Армавир постепенно пришел в упадок, но продолжал существовать вплоть до Средневековья. В районе Армавира были найдены два камня с высеченными на них греческими надписями эллинистической эпохи, содержащие исторические и литературные тексты. По названию этого древней столицы, были названы современные города Армавир в Армении и Армавир в России.)
Армавир — родина выдающегося российского спортсмена, футболиста Н. П. Симоняна, прославившего нашу Кубань.
Страница 2: «В годы тяжких испытаний».
Война обрушилась на нашу землю. Каждому жителю Кубани предстояло встать на защиту Родины. Мы никогда не должны забывать о великом подвиге наших дедов, отцов, матерей. Героизм был массовым. Он не зависел от национальной принадлежности. Все народы сплотились воедино против общего врага нашей Родины.
На фронт ушёл каждый восьмой житель Кубани. Каждая семья провожала сына, отца, мужа. За этими словами горе конкретных семей, слёзы, разруха, голод, непомерный труд и лишения. Мы все знаем о материнском подвиге Епистимии Степановой, но она была не единственной, кто проводил своих детей на защиту Родины.
В Туапсинском районе есть небольшой адыгейский аул Большое Псеушхо. Сто двадцать аульчан воевали, защищая Отечество, шестьдесят семь пали смертью героев. Двое стали Героями Советского Союза: Айдамир Ахметович Ачмизов и Исмаил Халилович Тхагушев. Пятеро сыновей из семьи Коблевых остались на полях сражений. Пятерых сыновей послал на защиту Родины Пак Джепшович Коджешау, четверо не вернулись. Чебахан Умаровна Шхалахова проводила на фронты Великой Отечественной войны девять сыновей, трех внуков и невестку. Геройской смертью погибли семь сыновей, внук и невестка.
«Родные мои сыновья, — обратилась в первый день войны к своим сыновьям Чебахан Алабиевна Хараху, — все вы мне одинаково дороги. Я взрастила вас, чтобы вы были счастливы и радовались голубому небу, родной земле, отчему дому. Но пришел трудный час. Вы покидаете родные места. Не жалейте сил, бейте фашистов!» Ушли пять братьев Хараху на кровавую битву и не вернулись, как не вернулись шесть сыновей Надежды Михайловны Собакарь из Кореновского района, шесть сыновей таманской колхозницы Александры Алексеевны Пелипенко, шесть сыновей Мамыр Мезужок из Теучежского района Адыгеи. Скорбный этот список слишком велик, чтобы можно было его закончить на книжной странице. Самоотверженность и героизм проявила жительница города Туапсе М. С. Давидян. Проводив на фронт трех сыновей, она героически трудилась на строительстве оборонительных сооружений.
Страница 3: «Радетели земли кубанской»
Кабардинский дворянин
Батырбек Бекмуразович Шарданов(адыг)
главный инженер железнодорожного акционерного общества в Екатеринодаре;
член Кубанского попечительного комитета о тюрьмах;
почетный блюститель Екатеринодарского общества Владикавказской железной дороги;
почетный блюститель Кубанского войскового приюта для девиц;
почетный блюститель Кубанского поощрительного скакового общества;
председатель Черкесского благотворительного общества;
написал несколько исторических статей по истории черкесских народов;
выступал за единство адыгов с Россией.
Михаил Иванович Хаджинов (грек)
селекционер, сумевший вывести высокоурожайные сорта кукурузы,
удостоенный за свою работу званий лауреат Ленинской премии (1963г.) и Героя Социалистического Труда (1966г.)
Евгений Иванович Посполитаки (грек)
(1852-1915)
художник, педагог, основатель Екатеринодарской школы рисования, занимался благотворительностью.
Страница 4: «Народная мудрость» (проводит учитель) СЛ 12-13
Задание 1( фронтально)
Внимательно выслушаешь — многому научишься. (армянская)
Если вода не следует за тобой, последуй ты за нею (армянская)
Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду? (армянская)
На обеде все соседи, а пришла беда, они прочь, как вода. (армянская)
Проанализируйте пословицу. Какова её основная мысль? Вспомни соответствующую ей пословицу русского народа.:
Задание 2: Работа в парах:
— Подбери близкие по смыслу пословицы. Сделай вывод:
Казачьи:
Адыгские:
Украинские:
Армянские:
Греческие:
Татарские:
Осетинские:
1.За двумя зайцями погонышься, ни одного нэ пиймаешь. 2.Горбатого могыла исправэ. 3.Яблоко от яблони далэко нэ котэця.
4.Биз труда нэма плода.
5.Нэ баче сова, яка сама.
1.Смотри на мать и женись. 2.Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит.
3.У кого много недостатков, тот их легко находит и у других.
1.Добрым словом стену пробьешь, а со злым и в двери не войдешь. 2.Каждая лисица свой хвост хвалит, а чужой хает.
3.От лося — лосята, от свиньи — поросята. 4.Слушай тысячу раз, а говори один раз.
1.Беря в жены дочь, смотри на мать.
2.Больше делай — меньше говори.
3.В воду не лезть — и рыбки не съесть. 4.Каждый — сын своего отца. 5.Внимательно выслушаешь — многому научишься. 6.Пока волк не съел овцу у соседа, хозяин не стерег своих. 7.Несоленый обед можно посолить, а глупца уму-разуму никогда не научить.
1.Два арбуза под одной подмышкой не утащишь.
1.Какова яблоня, таковы и яблоки.
2. Кто от рождения черен, того не отмоешь и мылом.
1.Арба не перевернется — дорогу не расширят. 2.Волк остается волком и в шкуре ягненка.
Вывод: СЛ 18 Человеческие ценности не зависят от национальной принадлежности. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности».
Задание 3: «Знаете ли вы…»
Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань?
Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов?
Итог урока.
СЛ 19 Работа с цитатой: «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения».
И.А. Ильин
-Согласны ли вы с русским философом?
Притча.
Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными и благословил их, глаголя:
— Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего, как самого себя, и когда радость и счастье не покинет вас.
— Но ослушались люди Творца своего. Каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру. И тогда произошло страшное несчастье: не слышались больше песни и смех.
Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания.
Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на нее. Холод и мрак.
И воздели люди руки к небу, обратили лицо своё к создателю и возопили :
-О, Всевышний! Помоги нам, наставь на путь истинный! И ответил им создатель: -Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля к капле — будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её вновь цветущей и благодатной.
О, всемогущей, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что всё народы, населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями, обычаями и традициями . И сказал Творец:
-«Быть по сему».
И поняли люди разных национальностей , что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
«Вот они — красные, вот они — белые, это наши, это чужие. Все наши. Все жители края. Мы должны воспитывать в себе чувство терпимости».
Александр Ткачев.
infourok.ru
ГДЗ по кубановедению 8 класс рабочая тетрадь Близнюк
ГДЗ готовые домашние задания к рабочей тетради по кубановедению 6 класс Близнюк Гриценко ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) рабочей тетради необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн
§ 1-2. Освоение кубанских степей
1 2 3 4 5 6 7 8 9
§ 3. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Декабристы на Кубани
1 2 3 4 5
§ 4. Укрепление позиций России в Закубанье
1 2 3 4 5 6 7 8
§ 5. Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853-1856 гг.)
1 2 3 4 5
§ 6. Завершающий этап Кавказской войны
1 2 3 4 5 6 7
§ 7. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья
1 2 3 4 5 6
§ 8. Лексика кубанских говоров
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
§ 9. Повседневность и верование народов Кубани
1 2 3 4 5
§ 10. Семья. Воспитание детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9
§ 11-12. Материальная культура казачества
1 2 3 4 5 6
§ 13-14. Богатство кубанского музыкального фольклора. Обрядовые традиции
1 2 3 4 5 6
§ 15-16. Территориально-административные преобразования в регионе Хозяйственно-экономическое развитие Кубани во второй половине XIX века
1 2 3 4 5 6 7
§ 17. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг
1 2 3 4
§ 18. Общественно-политическая жизнь
1 2 3 4 5 6 7 8
§ 19-20. Русские писатели первой половины XIX века о Кубани. Становление литературы Кубани
1 2 3 4 5
§ 21. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX века
1 2 3 4
§ 22. Развитие литературы Кубани
1 2 3 4 5
§ 23-24. Становление народного образования
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
§ 25. Адыгские просветители
1 2 3 4
§ 26. Изобразительное искусство Кубани в XIX веке. Архитектура и скульптура
1 2 3 4 5 6
§ 27. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX веке
1 2 3 4
gdz-putina.info