cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиады с ответами по русскому языку 8 класс – Олимпиада по русскому языку 8 класс, задания с ответами

Олимпиада по русскому языку 8 класс с ответами

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для 8 класса

                     Вариант 1                      Вариант 2

Задание 1.


Прочитайте слова, соблюдая ударение. Чем вы объясните, что они различаются в произношении (1-й и 2-й столбики)? Докажите свою мысль, включив данные пары слов в словосочетания или предложения. Запишите их.

Пиленный — пилёный

варенный – варёный

ученный – учёный

сушенный – сушёный

точенный – точёный

названный – названый

посаженный – посажёный

Задание 2.


Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

Задание 3.


Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Задание 4.


В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

Задание 5.


Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

Задание 6.


Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

Задание 7.


К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка,пятка, впятером, в-пятых.

Задание 8.


Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (С. Данилов)

Задание 9.


Какой из дедушек “мой”? Почему?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.

Задание 10.


Какая ошибка допущена в предложении? Исправьте ее.

Заниматься ему ничего не мешало.


——————————

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 8 класс

Задание 1.


Слова с одним    —    н    — это причастия, перешедшие в прилагательные. Различие в произношении объясняется наличием ударения в словах, являющихся главными в словосочетании. Пиленный электропилой — пилёный лес; варенный на медленном огне -варёное мясо; ученый наизусть — учёный человек; сушенный на солнце — сушеный гриб; заточенный на круге — точёный профиль; названный в честь героя- названый брат посаженный в кресло — посажёный отец.

Задание 2.


Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

Задание 3.


Актуальный — важный; антракт — перерыв; ситуация — обстановка, совокупность обстоятельств; лозунг — призыв; миссия — представительство, задание, роль; финал- завершение, конец; эпилог — заключительная часть; имитация — подражание, подделка; пролог — вступительная часть.

Задание 4.


Во 2-м и 3-м предложениях слово пробежала употреблено как метафора.

Задание 5.


Грамм- граммов; дело — дел; мандарин — мандаринов; место — мест; носик — носков; помидор — помидоров; рельсы — рельсов; чулки — чулков; яблоки — яблок.

Задание 6.


Зарубить на носу — запомнить; мозолить глаза — надоедать; точить лясы — разговаривать; клевать носом — дремать.

Задание 7.


Пять — количественное числительное; пятеро — собирательное числительное; пятый — порядковое числительное; пятерка — существительное; пятак — существительное; впятером — наречие; в-пятых — наречие.

Задание 8.


Этот отрывок посвящен важности русского языка. Основная мысль выражена посредством употребления слов в переносном значении.

Переносное значение имеют слова: ключ — то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь; вселенная — вся система мироздания, весь мир; всеохватный — охватывающий, включающий в себя, все, всех.

Задание 9.


В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении «свой» дедушка.

Задание 10.


В предложении неверная форма дополнения: оно должно быть выражено местоимением в форме винительного падежа.

Олимпиада с ответами по русскому языку в 8 классе

                     Вариант 1                      Вариант 2


—————————————————————

Олимпиада по русскому языку 7 класс

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку для студентов 1 курса

Олимпиада по русскому языку для студентов 2 курса

eruditu.ru

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а)

синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.

   

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 — есть окончание, 2 — нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 — есть окончание, 2 — нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

 

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

 

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

 

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

 

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

 

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

 

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

 

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

 

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

 

2 этап      

 

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

 

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

 

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

 

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

 

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

 

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

 

3 этап

         

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

 

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

 

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

 

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

 

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

 

4 этап

         

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

 

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

 

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 — есть окончание, 2 — нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

 

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

 

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

 

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

 

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

 

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

 

Ответы

ruslita.ru

Олимпиада по русскому языку для школьников в 8 классе

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 8 классе

1. На какой слог падает ударение в словах жалюзи, партер, эксперт? Почему выяснение происхождения этих слов поможет никогда не ошибаться в их произношении?

2.В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

                          Имя твоё – птица в руке,

                          Имя твоё — льдинка на языке.

                          Одно-единственное движенье губ.

                          Имя твоё – пять букв.

Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах в имени поэта?           

3. Назовите как можно больше устаревших слов – названий старинных русских  мер длины.

4. Прочитайте приведенные ниже заголовки газетных статей. В основе всех этих заголовков лежит трансформация (видоизменение) известных устойчивых словосочетаний. Восстановите исходные устойчивые словосочетания и укажите их значения.

1) Все дороги ведут в яму? (о плохом состоянии дорог)

2) Не посидеть ли на бобах? (о полезных продуктах питания)

3) Топорная миграция (о недавней находке в Кении каменных топоров)

4) Двуликий тонус (об энергетических напитках)

5) Холод — не тётка (о приближающихся холодах)

5. Выпишите правильные  словосочетания.

Играть роль, заслужить известность, придавать внимание, поднять тост, уморить червячка, пускать пыль в глаза, одеть пальто, глубинный взгляд, своя автобиография, вопреки новому закону, управляющий фитнес-клубом, экономный двигатель, отдать предпочтение перед победителем, эффектное лекарство, оплатить проезд, коллеги по работе.

6. Восстановите словообразовательную цепочку:

Ум – … – разумность

7. Образуйте от данных глаголов все возможные причастия  и деепричастия. Почему не все графы заполнены?

Глагол Действительное причастие Страдательное причастие Деепричастие
Наст.вр. Прош.вр. Наст.вр. Прош.вр. Сов.в. Несов.в.
Захватить
Разгружать
Пытаться

8. Изменится ли синтаксический состав предложения Лунная ночь при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

9. Из какого словаря взята словарная статья? Каково назначение таких словарей? Назовите известные вам подобные словари.

Конструкция, -и, ж. (лат. сonstruction). 1. Строение, взаимное расположение частей какого-либо сооружения. К. моста. К самолета. На горизонт появляется зеленый островок с возвышающимся над ним монументальным зданием и знакомыми сейчас всем ажурными конструкциями стартовой системы. (Карин.) 2. Сочетание слов, рассматриваемое со стороны их грамматических связей. Предложная К.  Конструктивность. Конструктивный.

10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Не привыкайте к чудесам!»

Ответы 8 класс

1. На последний слог.1 б.

Слова жалюзи, партер, эксперт французского происхождения, а во французском языке ударение всегда падает на последний слог. 1 б.

2 б.

2. До орфографической реформы 1917-1918 годов твердость

согласных обозначалась при помощи ъ (ер)

1 б.
3. Верста, сажень, аршин, локоть, шаг, пядь, вершок, ладонь, фут. По 05 б. за каждое устаревшее слово

4. Все дороги ведут в Рим (о неизбежности конечного результата),

гадать на бобах (строить беспочвенные предположения, ни на чём не основанные догадки; мучиться в догадках, предположениях),

топорная работа (о грубой, неаккуратной работе), двуликий Янус (о неискреннем, двуличном человеке), голод не тетка (о сильном голоде, вынуждающим к каким-либо действиям)

По 0,5 б. за фразеологизм и по 0, 5 б. за его значение

5 б.
5. Играть роль, пускать пыль в глаза, вопреки новому закону, управляющий фитнес-клубом, оплатить проезд. 5 б.
6. Разум, разумный. По 0,5 б. 1 б.

8. Лунная ночь. Предложение односоставное, назывное. 1б.

Ночь лунная. Предложение двусоставное, составное именное

сказуемое. 1 б.

2 б.

9. Словарь иностранных слов. 1 б.

В слова указывается происхождение  значение иноязычных слов.

1 б.

За 1 б. за каждый правильно названный словарь.

От 2 б.

10. Понимание темы (3 б.)

Полнота и глубина содержания (3 б.)

Оригинальность  раскрытия темы(3  б.)

Языковое оформление работы (стилевое единство, ясность,

точность, выразительность) (3 б.)

Соблюдение норм орфографии, пунктуации (3 б.)

15 б.
7. По 0,2 б. за каждый правильный ответ 2,4 б.
Глагол Действительное причастие Страдательное причастие Деепричастие
Наст.вр. Прош.вр Наст.вр. Прош.вр Сов.в. Несов.в.
Захватить т.к. сов.в. захвативший т.к. сов.в. захваченный захватив т.к.сов.в.
Разгружать разружающий разружавший разгружаемый разгруженый Т.к.несов.в. разружая
Попытаться Т.к.сов.в. попытавшийся Т.к.сов.в. Т.к.неперех. попытавшись Т.к.сов.в.

school200.ru

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 8 классе

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Класс 8

Время проведения 90 минут

ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий) Ботова Н.Е.

Максимальный балл за работу 46 баллов

Текст работы

  1. Поставьте ударение в приведённых ниже словах:

Обеспечение, торты, духовник, апостроф, газопровод, закупорить, завидно, новорожденный, украинский, туфля.

  1. Даны грамматические характеристики трёх слов. Найдите в одной невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков, дайте объяснение:

1). Имя существительное, нарицательное, одушевлённое, м.р., 1 скл., в п.п., в предложении является дополнением.

2). Глагол, переходный, 1 спр., несов.в., в изъявит. накл., в настоящем времени, в ж.р., в ед.ч, в предложении является сказуемым.

3). Имя прилагательное, качественное, в кратк. форме, в ж.р., в ед.ч., в предложении является сказуемым.

  1. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях

  1. Поднявшись на второй этаж усадьбы, перед глазами открывается великолепный вид.

  2. Пожилая старушка села на скамейку

  3. Занятия проводятся согласно расписания

  4. Этот стадион расположен в тридцати минут езды от города

  5. На рынке мы купили пять килограмм помидор

  6. Пассажир обязан оплатить за проезд и провоз багажа.

  7. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса.

  1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.

5. Подберите к данным фразеологизмам синонимичные и антонимичные фразеологизмы

1). Бить баклуши

2). Втирать очки

3). Два сапога пара

4). Из кожи вон лезть

5).Без зазрения совести

5. В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко». На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

  1. Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Вы согласны с писателем? Может быть, хотите поспорить? Пожалуйста!

Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении.

Ключи:

  1. обеспЕчение, тОрты, духовнИк, апострОф, газопровОд, закУпорить, завИдно, новорождЁнный, украИнский, тУфля.

по 0,5 баллов за правильный ответ. Всего: 5 баллов

  1. Ответ 2, т.к. глаголы в наст. вр. изменяются по лицам, а не родам.

0,5 б. за правильный ответ + 0,5 б. за объяснение. Всего: 1 балл

  1. 1) Когда поднимаешься на второй этаж усадьбы, перед глазами открывается великолепный вид.

  1. Старушка села на скамейку / Пожилая женщина села на скамейку

  2. Занятия проводятся согласно расписанию

  3. Этот стадион расположен в тридцати минутах езды от города

  4. На рынке мы купили пять килограммов помидоров

  5. Пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа.

  6. В спектакле дебютировала молодая актриса

По 1 баллу за правильный ответ. Всего: 7 баллов

  1. В туманной дали песчаного берега тускло светились огни старинной гостиницы. Вдоль аллеи тянулась галерея с мраморной лестницей и перилами из металла алюминия. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Жжёные спички лежали на подставке серебряного подсвечника рядом со сломанными стульями. Ничто не мешало приступить к расследованию.

По 0,5 б. за каждое правильно написанное слово. Всего: 12 баллов

Фразеологизм

Синоним

Антоним

Бить баклуши

Валять дурака. Плевать в потолок. Лодыря гонять.

Засучив рукава. Брать быка за рога. Своротить горы.

Втирать очки

Водить за нос. Обвести вокруг пальца. Вешать лапшу на уши. Оставить с носом

Раскрыть глаза. Вывести на чистую воду.

Два сапога пара.

Одного поля ягоды. Сделаны из одного теста. Как две капли воды.

Как небо от земли

Из кожи вон лезть

Не покладая рук.

Палец о палец не ударить. И мы пахали.

Без зазрения совести

Хоть бы хны. Даже бровью не повёл.

Сгорать от стыда. Сквозь землю провалиться.

По 0,5 баллов за правильно подобранный фразеологизм (учитывается только 1 фразеологизм) Всего: 5 баллов

  1. Пародия построена на смешении омонимов (омонимии) (1 балл) прибегать (прибежать) – достигать какого-либо места бегом (1 балл) и прибегать (прибегнуть) – обращаться к какому-либо средству (1балл).Выбор формы прибежал (от прибежать) вместо прибегнул (от прибегнуть) придает комический эффект высказыванию.(1 балл) – Всего: 4 балла

  2. Глубина и аргументированность суждений, отсутствие фактических ошибок (0-5 баллов)

Композиционная стройность и завершенность работы (0-2 балла)

Грамотность (0-5 баллов). Всего: 12 баллов

www.metod-kopilka.ru

Олимпиада по русскому языку. 8 класс. Школьный тур

Олимпиада по русскому языку

8 класс

Задание 1. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный. 
Запишите к каждому однокоренное прилагательное с другим суффиксом. Какие из получившихся у вас пар слов находятся в синонимичных отношениях, а какие являются паронимами? К каким словам вам не удалось подобрать ни синонимов, ни паронимов? 

Итого: 10 баллов максимум

Задание 2. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Итого: 8 баллов максимум

Задание 3. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет?

Итого: 6 баллов максимум

Задание 4. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля. 

Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации.

Итого: 3 балла максимум

Задание 5. Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу? 

Итого: 3 балла максимум

Задание 6. В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку. 
2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё. 
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

Итого: 2 балла максимум

Задание 7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

Итого: 4 балла максимум

Задание 8. Какие фразеологизмы и поговорки используют в русской речи в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе –
у него еще за ушами не просохло –
не стоит пороха и дроби –
птичка в руке стоит двух в кустах –
просто, как пирог –
возить уголь в Ньюкасл –
хранить в вате –
не стоит и пуговицы –
по самые локти –
убить двух птиц одним камнем –

Итого: 10 баллов максимум

Всего: 46 баллов максимум

Ответы. Всего: 46 баллов максимум

Задание 1. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный. 

Ответ: 
В синонимичных отношениях находятся пары слов: ананасный — ананасовый, ароматный — ароматичный, грешный — греховный, мерный — мерильный/мерительный, санаторный — санаторский, надрывный – надрывчатый/надрывистый, сыновний — сыновий, чванный – чванливый. 
Паронимами являются слова дефектный – дефективный. 
Слова, к которым нельзя подобрать однокоренные синонимы и паронимы: арбузный, зимний. 
— За верный подбор однокоренных прилагательных – по 0,5 балла за слово, всего 4,5 балла; 
— за определение слов, не имеющих однокоренных синонимов и паронимов – по 0,5 балла, всего 1 балл; 

— за правильное определение пар синонимов и паронимов – по 0,5 балла за каждую, всего 4,5 балла. 
Итого: 10 баллов максимум. 

Задание 2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Ответ:

Актуальный — важный; антракт — перерыв; лозунг — призыв; миссия — представительство, задание, роль; финал — завершение, конец; эпилог — заключительная часть; имитация — подражание, подделка; пролог — вступительная часть.

Итого: 8 баллов максимум

Задание 3. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет?
Ответ: 
— Слово однажды образовано с помощью суффикса -жды от числительного один (одна).

— Другие слова русского языка, образованные с его помощью: единожды, дважды, трижды, четырежды, многажды, а также менее употребимые одиножды и семижды.

— Суффикс наречий -жды (-ажды) обозначает увеличение во столько раз или повторяемость столько раз, сколько названо производящим словом.
— за указание на способ образования – 0,5 балла, за указание на числительное – 0,5 балла; всего — 1 балл; 
— за верно приведённые примеры других слов – по 0,5 балла за каждое; до 3 баллов; 

— за верно определенное значение суффикса – 2 балла.
Итого: 6 баллов максимум. 

Задание 4. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля. 

Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации.

Ответ: 
— Данный текст относится к научному стилю — 1 балл. 
— Примечание: использование отвлеченных существительных (разновидность, слияние…), использование терминов (конденсация, гигроскопические ядра, радиус…), отсутствие выразительных средств (нет метафор (кроме стертых), эпитетов…). Количество выделенных учащимися конкретных языковых средств, характерных для данного стиля, может быть разным, что следует учитывать при оценке задания — 2 балла. 
Итого: 3 балла максимум

Задание 5. Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу? 
Ответ: 
принять в институт – глагольное управление (глагол управляет винительным падежом с предлогом) 
прием в институт — именное управление (существительное управляет винительным падежом с предлогом) — 2 балла. 
Только глагол может управлять винительным падежом без предлога — 1 балл. 
Итого: 3 балла максимум

Задание 6. В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку. 
2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё. 
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

Ответ:

Во 2-м и 3-м предложениях слово пробежала употреблено как метафора.

Итого: 2 балла максимум

Задание 7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

Ответ:

Грамм — граммов; дело — дел; мандарин — мандаринов;  носки — носков; помидор — помидоров; рельсы — рельсов; чулки — чулок; яблоки — яблок – 0,5 балла за правильный ответ.

Итого: 4 балла максимум

Задание 8. Какие фразеологизмы и поговорки используют в русской речи в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе –
у него еще за ушами не просохло –
не стоит пороха и дроби –
птичка в руке стоит двух в кустах –
просто, как пирог –
возить уголь в Ньюкасл –
хранить в вате –
не стоит и пуговицы –
по самые локти –
убить двух птиц одним камнем –

Ответ:

птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
просто, как пирог – как дважды два
возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
хранить в вате – беречь как зеницу ока
не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
по самые локти – сыт по самое горло
убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

(по 1 баллу за правильный ответ, возможны другие подходящие варианты)

Итого: 10 баллов максимум

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *