cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обществознание 8 класс долг и совесть – § 8. Долг и совесть. Обществознание 8 класс Боголюбов

§ 8. Долг и совесть. Обществознание 8 класс Боголюбов

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Долг и совесть

08. Долг и совесть

Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (или трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда человека хвалят за мужественный, достойный  поступок, говорят, что он исполнил свой долг. Что же такое долг?

Давайте обратимся к словарям. В словаре Сергея Ивановича Ожегова первое значение слова долг – взятое взаймы; второе – тоже, что и обязанность. Такие же значения этого слова указаны в словаре Владимира Ивановича Даля: всё должное, что должно исполнить, обязанность; заёмные деньги, плата за что-либо,  с обещанием уплаты, возврата. Большой энциклопедический словарь даёт следующее определение: долг – категория этики (науки о морали и нравственности), нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Поисковая система «Яндекс» по запросу «долг» выдаёт и такое значение: «Долг» — сталкерская группировка, милитари­зо­ван­ная добровольческая армия, цель которой – борьба с Зоной.

О долгах в материальном понимании этого слова вы будете говорить на уроках, посвященных основам экономи­ческих знаний. Со сталкерским «Долгом» разберётесь как-нибудь сами. А вот ещё о двух определениях поговорим поподробнее.

Итак, долг может пониматься, как обязанности, которые есть у человека как члена общества. Как ученики, школьники, вы обязаны соблюдать дисциплину на уроке, не опаздывать, не прогуливать занятий. Как пешеходы, обязаны соблюдать правила дорожного движения. Как пассажиры общественного транспорта – оплачивать проезд. Родители обязаны содержать и надлежащим образом воспитывать своих детей, подросшие дети обязаны оказывать материальную поддержку нетрудоспособным родителям. Существуют профессиональные обязанности, конституционные обязанности граждан.

Всё перечисленное объединяет одно: эти обязанности являются внешними по отношению к нам. Они существуют объективно, то есть независимо от нашего отношения к ним. За невыполнение обязанностей общество может применить к человеку меры воздействия – санкции. За неподготовленное домашнее задание учитель выставит неудовле­тво­ри­тельную отметку. На пешехода, перешедшего улицу на красный свет светофора, инспектор ГИБДД может наложить штраф. Оштрафован будет и «заяц» — безбилетный пассажир.

Такое положение нередко вызывает внутреннее сопротивление личности: долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинить личный интерес интересам других.

Однако на данную ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Выполняя свои обязанности, мы обеспечиваем соблюдение прав и свобод других. Значит, и наши личные интересы обеспечиваются их должным поведением. Когда мы начинаем это понимать, то совсем по-другому — осознанно – относимся к выполнению своих общественных обязанностей. Тогда долг общественный превращается в долг нравственный.

Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним. Жить согласно чувству долга, служить добру совсем непросто. Наше нравственное чувство долга далеко не всегда совпадает с нашими желаниями и склонностями. Нам бы­вает лень заняться полезным для себя делом, не хочется напрягаться. Исполнение долга необходимо, в первую очередь самому человеку. Подобно тому, как Мюнхгаузен сам себя вытаскивал из болота за волосы, наш долг перед самими собой заставляет нас не потакать своим слабостям, направлять свои желания туда, куда нам нужно. Привыкая исполнять свой долг, мы учимся искусству владеть собой, быть хозяином самому себе. Сформированная личность получает от исполненного долга, от преодоления своих «не хочу» такое удовлетворение, с которым мало какое удовольствие может сравниться. Отступление же от долга влечёт терзания совести.

…Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто … едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над тёмной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда, как язвой моровой

Душа сгорит, нальётся сердце ядом,

Как молоток, стучит в ушах упрёк …

И рад бежать, да некуда … ужасно!

Это строки из драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Её часто называют «драмой совести».

Совесть представляет собой способность критически оценивать  свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм. Совесть действует сразу в нескольких  направлениях.

Когда человек осуществляет выбор, особенно в сложной жизненной ситуации, совесть побуждает его ориентироваться на соблюдение нравственных норм. Какие же ситуации выбора встречаются нам чаще всего? Очень трудно бывает сделать выбор между долгом и сиюминутными желаниями. Об этом мы уже вспоминали сегодня.

Часто приходится выбирать между собственными интересами и интересами других людей. С одной стороны, люди должны помогать друг другу, иногда даже в ущерб собственный интересам и желаниям. Но не все люди окружающие нас, высоконравственные. Бывает, что их интересы противоречат нормам морали. Если кто-то хочет что-то украсть, или кого-то обмануть, и просит вас помочь ему в этом, то нравственным будет не только  отказать в помощи, но и всячески противодействовать осуществлению этих интересов.

То же самое относится и к выбору между личными убеждениями  и общественным мнением. В своем поведении человек, разумеется, должен учитывать мнения и оценки других людей. Но если он убежден в своей правоте, то необходимо отстаивать свое мнение, убеждения, даже если они коренным образом противоречат мнению большинства, сложившейся традиции. Джордано Бруно был приговорён инквизицией к сожжению на костре, так как продолжал настаивать на том, что Земля не является центром мироздания, что она всего лишь одна из планет в Солнечной системе, и что таких звёзд, как Солнце с вращающимися вокруг них планетами бесконечно много во Вселенной. Конечно, если вы выскажете своё негативное отношение к идее всем классом прогулять урок, на котором ожидается трудная контрольная работа, смерть на костре вам не будет грозить. Но внутренних сил на то, чтобы решиться  настаивать на своем вам потребуется не намного меньше, чем в свое время Джордано Бруно.

Совесть может действовать и как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный выбор и заставляя отказаться от него.

Совесть – необычный, в каком-то смысле – лучший контролёр. Потому что он всегда с нами, всегда начеку. Можно обмануть других людей, умолчать о чём-либо нежелательном, но обмануть собственную совесть невозможно.

 Правда, её можно «уговорить», «усыпить» рассуждениями о том, что «ничего нельзя было поделать», «от моей принципиальности ничего бы  не изменилось», «все так делают», «другие поступают ещё хуже». Совесть из строгого контролёра может превратиться в снисходительного опекуна.  На первый взгляд, жизнь тогда станет легче и удобнее. Но человек перестанет быть личностью с твёрдыми нравственными убеждениями. Его поведение станет непредсказуемым. Как он поведёт себя в сложной ситуации выбора, не будет знать никто, даже он сам.

Подведём итог.

ü  Общественный долг – это обязанности, которые есть у человека, как члена общества.

ü  Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним.

ü  Свой нравственный долг человек выполняет добровольно, его единственным контролёром является совесть.

ü  Совесть – это способность критически оценивать  свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.

 

«Что слава? Счастье нам прямое –

Жить с нашей совестью в покое».

Писал русский поэт Гавриил Романович Державин.

videouroki.net

Обществознание 8 класс Тема «Долг и совесть»

Разработка урока по обществознанию

Учитель: Хильченко Ксения Васильевна

Предмет: обществознание

Класс 8а/8б

Тема урока «Долг и совесть»

Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о том, что такое долг и совесть.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

метапредметные: способствовать развитию активной познавательной и творческой деятельности учащихся, объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека;

предметные: объяснять значение  долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

Основные термины и понятия: долг, ответственность, совесть.

Ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Этапы урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности

  3. Организация познавательной деятельности

  4. Закрепление полученных знаний

  5. Рефлексия учебной деятельности

  6. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Создание условий для включения школьников в учебную деятельность.

И долг и совесть. Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной…

Б. Кочетков

Вопрос учителя: Какова будет тема нашего с вами урока? (Долг и совесть)

На уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями, как долг и совесть.

Запись темы урока в тетрадь.

  1. Организация познавательной деятельности.

Притча о Стыде и Совести

Однажды Творец решил посеять  разумное, доброе, вечное. Он взял из своей кладовки специально припасённые для такого случая зёрна  Стыда и Совести , чтобы затем бросить их вниз. Зёрнышко Совести было сухое и чистое и легко порхнуло  на землю. Зерно Стыда оказалось очень липким, оно крепко приклеилось к ладони Творца и тому лишь с превеликим трудом удалось бросить капризное семечко на планету. Разумеется, первым до почвы добралось зерно Совести и тут же дало росток, который под лучами солнца стал расти ввысь. Отставшее зерно Стыда упало на землю в тени древа Совести, поэтому его проросшему стебельку не хватало живительного света. Листья стлались по самой поверхности, задыхаясь в душном полумраке подлесья. Шло время. Мощный ствол Совести гордо возвышался над равниной, а  низкорослое дерево Стыда не сдаваясь упорно тянулось вверх, распространяя свои побеги во все стороны. Некоторые старые ветви его засыхали, падали на влажную землю, гнили и рассыпались в прах, кормя питательными веществами Совесть. Иногда слабый солнечный свет достигал листьев Стыда, но те стесняясь своей  уродливости, поспешно прятались в густую тень Совести. Совесть разрослась настолько, что древу Стыда уже  не доставалось ни одного солнечного луча и оно тихо умерло. Немного погодя корни Совести, лишенные подкормки, тоже погибли, а после чего сгинуло и всё огромное дерево. Иссохший ствол упал в траву, где и пропал без следа. Так вдруг оказалось, что в мире Совесть кормится Стыдом. Всегда подъём начинается со Стыда, а заканчивается Совестью…

(В. Сигитов)

Вопрос к классу: как вы понимаете смысл высказывания «…в мире Совесть кормится Стыдом..»? (ответы учащихся)

Учитель: 1986г – Чернобыль, авария на атомной электростанции. Здесь были нарушены правила эксплуатации и обслуживания. Руководители должны постоянно проверять, контролировать, заботиться о безопасности. Должны были..

Зима 1988г – землетрясение в Армении. Тысячи погибших.

1989г в Сан – Франциско. Погибших 63 человека в многомиллионном городе, с гигантскими небоскребами (ни один не был разрушен, а в Армении рассыпались как карточные домики.) При строительстве нарушались строительные нормы, а ведь должны были соблюдать.

Учитель: долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Давайте разберем, почему так считают ученые.

Работа с учебником: с. 65. (- вступая в отношения с людьми, мы приобретаем объективные обязанности; — несем ответственность; — связывает долг).

Учитель: давайте мы с вами познакомимся с определением что же такое долг.

Работа с раздаточным материалом (Приложение 1).

Долг — внутренне принимаемое (добровольноеобязательство, «обязанность человека, освященная его совестью». (Философия)

 Долг — все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию; долг, более общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна. (В.И.Даль)

Долг — то же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). (С.Ожегов)

Учитель: долг можно рассмотреть с двух сторон.

Долг

Общественный долг Моральный долг

Говоря о долге, мы должны выяснить, что же контролирует и оценивает исполнение долга?

Внешний контроль — общества Внутренний контроль —
(общественное мнение) самоконтроль человека — совесть

Работа с текстом. Стр. 68 Факты.

Вопросы: Как бы вы могли поступить в данной ситуации? (ответы детей)

Совесть – это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний самоконтроль и самооценка личности.

Работа с понятием совесть.

Раздаточный материал (Приложение №2)

  1. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М. А. Савицкий

  1. Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

Шопенгауэр

  1. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

  1. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

  1. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

  1. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

  1. Самое лучшее украшение – чистая совесть.

Цицерон

  1. Закрепление полученных знаний

Тайну совести, наверное, никто никогда не сможет раскрыть. Одни говорят, что совесть – это голос Бога; другие – результат долгого развития человеческого опыта.

Как вы понимаете, что такое совесть?

Объясните значение выражения «угрызения совести».

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Анализ работы учащихся проводится с предложением завершить мысль:

— Теперь я знаю, что…

VI. Домашнее задание.

Параграф 8, задание № 1,6 («В классе и дома») письменно.

Приложение №1.

Работа с раздаточным материалом (Приложение 1).

Долг — внутренне принимаемое (добровольноеобязательство, «обязанность человека, освященная его совестью». (Философия)

 Долг — все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию; долг, более общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна. (В.И.Даль)

Долг — то же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). (С.Ожегов)

Приложение №2.

Раздаточный материал (Приложение №2)

Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М. А. Савицкий

Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

Шопенгауэр

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Самое лучшее украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ребята, внимательно прослушайте рассказ , и подумайте , о каком моральном долге нам напоминает В.Сухомлинский ?

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -щебетала четвёртая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

( Ответ: о помощи родителям, о долге детей перед родителями.)

— Как вы думаете, что труднее говорить красиво или красиво поступать? Почему?

infourok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему: Презентация для 8 класса «Долг и совесть» раздел «Сфера духовной культуры»

Слайд 1

Долг и совесть ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА. Жизнь , не освещенная чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены . С. Смайлс

Слайд 2

Как появился долг? Искра Божья (дан от Бога) Врожденный закон (общественный инстинкт ) Формируется по мере развития общества Проанализируйте учебник стр.45. Долг – внутренне принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, с обществом.

Слайд 3

Долг Моральный Общественный человек превращает требования морали в личную задачу, сам предъявляет к себе требования и следует им в жизни. все объективные обязанности, которые человеку в жизни необходимо выполнять.

Слайд 4

Как мы можем охарактеризовать долг самаритянина? Ответ аргументируйте. Зависит ли исполнение долга от национальности, социального статуса? В каком значении мы сегодня употребляем словосочетание «добрый самаритянин»? Прочитайте притчу о добром самаритянине и ответьте на вопросы:

Слайд 5

Назовите ваши обязанности : В учебе; На отдыхе; В семье; По отношению к друзьям.

Слайд 6

Контроль исполнения долга:

Слайд 7

Прочтите текст и заполните пропуски Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным ________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг – значит следовать по пути ________(2), делать по возможности ________ (3), не допускать в себе порочности, противостоять ________ (4). Но порой в долге усматривают лишь ________(5). Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою ________ (6). а ) добро б) добродетель в) идеал г) ответственность д ) зло е) принуждение ж) независимость

Слайд 8

Виды санкций

Слайд 9

Выделите ключевые слова синонимы к слову «совесть». Составьте схему. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества. М. А. Савицкий Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь. Шопенгауэр Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Слайд 12

Домашнее задание Параграф 6 – пересказ. Подберите примеры из художественной литературы, кинофильмов о долге и совести.

nsportal.ru

Урок Долг и совесть 8 класс

Тема урока: «Долг и совесть»

Обществознание 8 класс

Учитель Каменева Татьяна Михайловна

ГБОУ «Школа №810» г.Москвы ВАО

      Цель урока: (должны учащиеся уметь к концу урока)

  1. Выделять существенные признаки долга и совести

  2. Сравнить долг общественный и долг моральный;

  3. Проанализировать ситуации морального выбора;

План урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III.  Мотивация

IV. Выделение темы урока, актуализация знаний

V. Изучение нового материала

VI. Закрепление.  Рефлексия — подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

  3. Мотивация учащихся:

                                           

Вопросы:

1.Кто изображен на картинах?

2. Какие чувства передают герои картин?

3. Какие слова — ассоциации вы можете перечислить к чувствам героем картин?

О чем же мы с вами будем сегодня говорить? (определяют тему урока, вносят свои предложения)

Какова наша тема урока: (Долг и совесть)

А какова наша цель:

Мы уже знаем по предыдущей теме о…….(морали)

Мы хотим узнать сегодня………

IV.Актуализация знаний:

«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» Т. Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть» А.И.Солженицин

Проанализируйте афоризмы, насколько мысли актуальны в наши дни, какая из фраз актуальна для вас и объясните почему.

Притча.

— Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

     — Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

     — Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

     — Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

     — Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

     — Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

     — Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

     — Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

     — Почему невыполнимо?

     — Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

     От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

Суфийская притча

— В чем смысл притчи?

-Скажите, бывает такое в жизни, что ради своей выгоды человек идет на преступления?     

— Что проснулось в душе человека? (совесть)

— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

— А есть ли в их значении какое-то различие?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).

Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? (ответственность).

Разбиваемся на три группы, каждая получает свое задание:

1 группа: составить глоссарий по теме долг и совесть

2 группа: Сравнительную таблицу «моральный и общественный долг» (примеры к каждому)

3 группа: План ответа « Совесть и Долг человека»

Проверка заданий.

V. Закрепление.  Рефлексия — подведение итогов урока

Составьте синквейн на слово «совесть» и «долг».  

Для детей с ОВЗ

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу ее теперь,

Везде ее ищу.

Из-за нее

Вторую ночь

Все повторяется

Точь-в-точь,

Во сне, как наяву:

Я прогоняю кошку прочь,

Я прогоняю кошку прочь,

Потом опять зову.

 Это стихотворение А.Барто, Как бы ты его назвал, объясни почему?  

VI. Выводы.

Учащиеся делают самостоятельно, учитель выносит результат на доску

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. Долг общественный – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

3. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

4. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

VII. Домашнее задание

  1. Составить развернутый план по теме: Долг человека

  2. Сообщение по теме: Исполнил долг моральный и общественный

infourok.ru

Разработка урока по обществознанию на тему «Долг и совесть» (8 класс)

Урок № Дата Класс 8-А,Б,В

Тема урока: Долг и совесть.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи урока:

Обучающие— способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;

Развивающие— способствовать формированию умения обучающихся анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;

Воспитательные— способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.

Оборудование: презентация.

Методы: эвристическая беседа, анализ текста, театрализация

План урока

  1. Сущность и две стороны понятия долг.

  2. Моральные обязанности

  3. Совесть- самоконтроль человека

Эпиграф урока:

Быть человеком — что это значит?

Нужно задуматься не иначе.

Ход урока.

Вводное слово учителя: Кто мыслит, тем замечено давно —

Две силы человечеству дано.

Одна зовется эгоизм,

Другая бескорыстье – альтруизм

И между ними вечная борьба,

А поле битвы- человек — его душа.

Но если двигаться к добру и свету,

То одолеет человек преграду эту.

Друг мой, себе, пожалуйста, внуши

Мораль есть анатомия души.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проявлениях морали

Изучение нового материала

. Слайд1. Тема сегодняшнего урока: « Долг и совесть». Люди верующие считают долг искрой Божьей, Бог вместе с разумом и голосом совести одарил им человека.

Есть ученые, которые утверждают, что моральный долг- это врожденный закон или общественный инстинкт.

Другие утверждают, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое долг — моральный и общественный, что такое совесть.

Слайд 2. Давайте проведем небольшой словарный диктант. Свои ответы запишите в столбик в тетрадях.

  1. Качество, противоположное злу.

  2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения.

  3. Величайшее чувство доступное человеку

  4. Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке

Слайд 3. Ответы не случайны, т.к. они являются составляющими такого понятия как долг.

Доброта

Ответственность

Любовь

Героизм

Слайд 4. Что же такое долг? Долг— это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Наука утверждает, что долг связывает человека с обществом, с другими людьми. Что это означает? Во первых. Вступая в отношения с другими людьми, с окружающими, мы приобретаем определенные объективные обязанности. Во вторых на нас ложится ответственность. Так .например, вы ученики. Есть у вас обязанности? Вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом. Долг связывает нас с ними. Не зависимо от нашего личного желания, т.е. у нас есть объективные обязанности и ответственность.

Слайд5. Наука предлагает выделять в долге две стороны: долг моральный и общественный.

Слайд 6. Моральный долг- принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение. Моральный долг неразрывно связан с моральными обязанностями.

Слайд 7. Общественный долг- объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.

Слайд8. Работа в группах с документами.

Текст 1. Что такое долг

Из философской энциклопедии

Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою жизнь в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является « материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель- долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Краткая философская энциклопедия.-М.,1994.-с.143

Вопросы и задания: 1.Как вы понимаете положение «долг- внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?2.Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте.3.Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие?

Текст 2. Категорический императив И. Канта

Е.В. Золотухина — Аболина- современный российский ученый

Идею о том, что долг- это сердце морали, развивал в XVIII веке Иммануил Кант. Он сформулировал Категорический императив- моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с « золотым правилом морали». Вторая гласит: « Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима- это правило, принцип. По канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так,чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: « Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели»

Золотухина – Аболина Е.В.Страна Философия ( книга для школьников и студентов).- Ростов – на — Дону, 1995.-С.130

Вопросы и задания: 1.Что такое категорический императив?2.Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива.3.Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте вывод на основе сравнения.

Итак , долг- это сердце морали, но мы уже знаем, что есть объективные обязанности человека.

Слайд 9-15.

  • Исполнять установленные в обществе моральные нормы;

  • Говорить правду — норма добродетельного человека;

  • Уважать других людей и их права;

  • Бескорыстная помощь другим людям;

  • Моральной обязанностью является благодарность;

  • Моральная обязанность родителей — заботится о детях;

  • Долг заботится о больных и пожилых людях;

Послушайте, пожалуйста одну притчу ( театрализованная сценка)

Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

-Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь свое богатство. У тебя ничего особенного не видно.

— Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты — ответил мастер.

— Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я не слышал, чтобы ты кому- нибудь давал в долг — возразил сосед.

— Если я даю деньги родителям, то считаю. Что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю. Что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся. То разве не возратят они нам долга?

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями. Каким образом они будут отдавать долги?

Слайд16. Есть еще одно понятие профессиональный долг.

Зима 1988г. Весь мир потрясла трагедия в Армении — землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить количество жертв. А В Армении многие дома рухнули , как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны были их соблюдать. Должны были… а еще раньше был Чернобыль(1986) .Величайшая в истории техногенная катастрофа. Тут на стихию не сошлешься. Персонал станции должен был неукоснительно соблюдать правила, а руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, заботится о безопасности. Должны были…

Как важно, чтобы свое дело делали профессионалы, верные своему долгу. Каждому из нас хочется учиться у лучшего учителя, лечиться у лучшего врача и в минуту опасности, чтобы на помощь к нам вовремя пришли профессионалы своего дела. Я надеюсь, что когда вы вырастите и займетесь каким-либо делом, вы будете помнить о том, что есть такое понятие как долг- долг профессионала.

Слайд17. Высшее проявление долга патриотизм- любовь и защита своей Родины. Как часто он сочетается с долгом профессионала. В нашем областном центре, в микрорайоне Южный есть аллея, названная в честь офицера Якунина Игоря Михайловича моего хорошего друга. Не раз и не два бывал он в горячих точках. Честно выполнял свой воинский долг, а погиб рядом с домом, спасая молодого неопытного солдата, прикрыв своим телом гранату. Он погиб, но спас жизнь молодому солдату и тем, кто был рядом. Долг общественный и долг моральный… Быть патриотом нужно учиться с детства, в нашей школе работает военно- патриотический клуб « Витязь», на занятиях которого ребята знакомятся с образцами патриотизма

Вы, наверное, уже заметили, что в наших разговорах о долге упущен один важный момент, мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга? Или ,может быть, вообще не существует контроля? Существует, и даже двойной: внешний- контроль общества( общественное мнение) и внутренний- самоконтроль человека, т.е. совесть.

Слайд 18. Совесть — глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном Еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: « Януш Корчак и дети».

Януш Корчак великий польский педагог и детский врач. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжить борьбу. Но поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нес больную девочку. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

Слайд 19. Работа с текстом учебника.

-Как вы можете объяснить поступок Януша Корчака?

-Можно ли его поступок назвать выполнением общественного долга?

Слайд 20.Многие философы рассуждали о том, что же такое совесть

Как вы понимаете эти высказывания?

Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть

А.И, Солженицын(1918-2008)- русский писатель.

Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием.

Монтень( XVIв.)- французский философ.

Слайд 20. Чувство долга- это когда человек изнутри чувствует и понимает, что он должен сделать нужное и полезное для других.

Тайну совести, наверное, никогда не смогут открыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему вообще именно перед совестью нам нужно держать ответ. Одни полагают, что это голос Бога внутри человека, другие утверждают, что она результат долгого развития человеческого опыта.

Быть человеком — что это значит?

Просто жалеть если рядом плачут

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страдания.

Быть человеком с понятием ДОЛГ,

Значит, другому — товарищ, не волк.

Труд человека всегда возвышает,

Честно трудиться ничто не мешает.

Совесть твоя, чтоб всегда говорила,

Перед другими, чтоб не кривила.

Маленький ты или с чинами

Все перед Богом равны мы с вами.

Быть человеком — что это значит?

Нужно задуматься не иначе…

Слайд 21.домашнее задание параграф 6, Задание 3, 5.

Слайд22. Итог урока.

  1. Понравился ли вам урок? А) да: Б) нет; В) затрудняюсь ответить;

  2. Уяснили вы, что такое долг? А) да: Б) нет; В) затрудняюсь ответить 3. Уяснили ли вы понятие « совесть»? А) да: Б) нет; В) затрудняюсь ответить;

Текст 1. Что такое долг

Из философской энциклопедии

Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою жизнь в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является « материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель- долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Краткая философская энциклопедия.-М.,1994.-с.143

Вопросы и задания: 1.Как вы понимаете положение «долг- внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?2.Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте.3.Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие?

Текст 2. Категорический императив И. Канта

Е.В. Золотухина — Аболина- современный российский ученый

Идею о том, что долг- это сердце морали, развивал в XVIII веке Иммануил Кант. Он сформулировал Категорический императив- моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с « золотым правилом морали». Вторая гласит: « Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима- это правило, принцип. По канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так,чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: « Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели»

Золотухина – Аболина Е.В.Страна Философия ( книга для школьников и студентов).- Ростов – на — Дону, 1995.-С.130

Вопросы и задания: 1.Что такое категорический императив?2.Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива.3.Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте вывод на основе сравнения.

Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

-Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь свое богатство. У тебя ничего особенного не видно.

— Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты — ответил мастер.

— Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я не слышал, чтобы ты кому- нибудь давал в долг — возразил сосед.

— Если я даю деньги родителям, то считаю. Что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю. Что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся. То разве не возратят они нам долга?

Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

-Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь свое богатство. У тебя ничего особенного не видно.

— Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты — ответил мастер.

— Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я не слышал, чтобы ты кому- нибудь давал в долг — возразил сосед.

— Если я даю деньги родителям, то считаю. Что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю. Что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся. То разве не возратят они нам долга?

infourok.ru

Разработка урока по обществознанию на тему «Долг и совесть» (8 класс)

Тема урока: Долг и совесть

Дата проведения:

Класс: 8

Предмет: обществознание

Цель :

Обучающая: сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности;

Развивающая: способствовать формированию умения обучающихся анализировать факты, тексты к уроку, делать выводы, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;

Воспитательные: способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.

Основные и опорные понятия: долг, совесть, моральный долг, общественный долг.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: раздаточный материал с фактами, текстами, мультимедийная презентация.

План урока.

  1. Организационный момент.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Актуализация прежних знаний – игра «Передай по цепочке».

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала – мыслительный прием Си-финк-уанде (Посмотри-подумай-задайся вопросом).

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

  1. Изучение нового материала.

  1. Долг.

  2. Долг общественный и долг моральный.

  3. Совесть.

  1. Закрепление изученного материала – РАФТ- ролевая игра «Сам себе режиссёр».

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

  1. Подведение итогов урока.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  1. Домашнее задание:

  1. Выучить опорный конспект

  2. На выбор.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит.

С нею солнце краше 
И весна милей… 
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей!

Кто мыслит, тем замечено давно —

Две силы человечеству дано.

Одна зовется эгоизм,

Другая бескорыстье – альтруизм

И между ними вечная борьба,

А поле битвы- человек — его душа.

Но если двигаться к добру и свету,

То одолеет человек преграду эту.

Друг мой, себе, пожалуйста, внуши

Мораль есть анатомия души.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о морали.

  1. Актуализация прежних знаний- игра «Передай по цепочке».

Что такое социальные нормы?

— правила поведения человека в обществе.

— Какие вы знаете социальные нормы?

— мораль, право, традиции, обычаи, религиозные, политические и др.

-Чем мораль отличается от права?

— возникла раньше права, существует в сознании человека, шире права (охватывает и эмоции).

Наука, изучающая мораль.

— Этика.

С какими понятиями этики вы уже знакомы?

— Добро и зло.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала – мыслительный прием Си-финк-уанде (Посмотри-подумай-задайся вопросом).

Вопросы:

1.Кто изображен на картинах?

2. Какие чувства передают герои картин?

3. Какие слова — ассоциации вы можете перечислить к чувствам героем картин?

О чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

Задачи на урок:

  1. Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

  2. Раскрыть суть общественного и морального долга.

Решив эти задачи, мы достигнем цели.

— постановка проблемы.

Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».

— Оцените поступок мужчины.

— Был ли у него выбор?

Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему:

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»

  1. Изучение нового материала.

  1. Долг.

Обратимся к фактам 1.

В рабочих листах факты:

1) о землетрясении в Армении в 1988 г.,

2) об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г.;

3) о пожаре в г. Кемерово 25 марта 2018 г.

Вопрос: Что вы можете сказать об этих событиях?

(Многое можно было бы предотвратить или смягчить, но для этого должны были честно, чётко и высокопрофессионально сработать соответствующие службы).

— Подумайте и составьте кластер к слову «долг». Подберите однокоренные слова к слову «долг».

— Проверим, но не повторяемся.

— В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение?

— Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность.

— Обратите внимание на кластер, есть ли у вас слова: обязанность, ответственность?

Решаем первую часть задачи: Что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность)

Я предлагаю свой вариант определения:

Долг = обязанность + ответственность (запись в тетради)

Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом).

Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику.

Первичное закрепление – обучающая структура Финк-Райт-Раунд Робин (подумай-запиши-обсуди в команде).

Приведите примеры объективных обязанностей.

(воинская обязанность, обязанности ученика, обязанности дежурного, обязанности родителей, обязанности зрителя в кинотеатре и т.д.)

— В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны монеты. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

Решаем 1ую часть 2ой задачи: Что такое общественный долг?

(запись в тетради )- это совокупность объективно необходимых обязанностей человека.

— Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному.

— Что же такое моральный долг? Попробуем выяснить. В Рабочих листах прочтите факт 2 (о Николае Павловиче Смирнове, охотнике из Алтая, посадил яблоневый сад).

Вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего?

— Как вы думаете, в чём состоит высшее проявление морального долга? (человек сам себе без всяких посторонних подсказок предъявляет моральные требования и следует им в жизни).

Зависит ли от этого чья-то судьба?

Пример: газета «Аргументы и факты» на протяжении долгого времени проводит акцию «А и Ф. Доброе сердце». В этой рубрике рассказывается о больных детях, которым нужна помощь. Эту помощь оказывает не только государство, но и простые граждане)

Решаем вторую часть 2ой задачи: В чём суть морального долга?

(запись в тетради) – это сознательное предъявление моральных требований самому себе.

— Подумайте, в чём состоит отличие морального долга от долга общественного? (моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, человек действует по внутреннему убеждению, мужественно, смело).

— Что нужно человеку для выполнения морального долга? (его желание)

Первичное закрепление — обучающая структура Конэрс (Углы)

Заданы 2 угла:

  1. Общественный долг

  2. Моральный долг

Учащиеся должны придумать примеры общественного и морального долга и занять в зависимости от ответа соответствующий угол.

1 – выполнение обязанностей человека на работе, выполнение родительского долга, выполнение сыновьего долга и т.д.

2- академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев, спасение человеком утопающего и т.д.

3. Совесть.

Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент: а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? (существует общественный контроль – общественное мнение, внутренний контроль человека – самоконтроль).

Обратимся к факту 3 в рабочих листах (Януш Корчак – польский педагог, детский врач, писатель, директор дома сирот)

Вопрос: Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?

(он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент)

Можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Корчак глубоко осознавал свой общественный долг. Но имеем ли мы право считать самопожертвование общественным долгом учителя? Ну а если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга? В этом случае всё решает сам человек — лично, глубоко в душе своей, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. И Корчак нашёл единственно приемлемый для него вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми… Что это собственно такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Наверное, вы уже поняли, что речь идёт о…. совести.

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. 

Решаем вторую часть 1ой задачи: Что такое совесть?

– Внутренний самоконтроль (запись в тетради).

— Могу предложить ещё одно определение: совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание.

— Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? ( с другими людьми).

У меня есть предложение – попробуем на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

  1. Закрепление изученного материала – РАФТ- ролевая игра «Сам себе режиссёр».

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

1 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»

2 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»

( уч-ся готовятся 2 – 3 мин. и разыгрывают предложенные ситуации)

— Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).

Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.

  1. Подведение итогов урока.

— Итак, подведём итоги.

— Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока?

— Обратимся ещё раз к ним:

  1. Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

  2. Раскрыть суть общественного и морального долга.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание:

  1. Выучить опорный конспект

  2. На выбор:

А) Объясните, как вы понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

Б) В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите свою оценку столкнувшихся позиций.

В) «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль (1795—1881), английский публицист, философ). Как вы понимаете смысл высказывания?

Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

1 группа:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

Ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»

Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

2 группа:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

Ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»

Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

1 группа:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

Ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»

Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

2 группа:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

Ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»

Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

1 группа:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

Ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»

Ролевая игра «Сам себе режиссёр»

2 группа:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:

Ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *