cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Крылов урок в 8 классе обоз: Басня И. А. Крылова «Обоз». Уроки литературы в 8 классе

Конспект урока «И.А. Крылов .. Слово о баснописце. Басня «Обоз».

Открытый урок по литературе в 8 классе.

Тема урока «И.А. Крылов .. Слово о баснописце. Басня  «Обоз».

Ход урока

•         Н. В. Гоголь сказал: « Его притчи – достояние народное… Всякая  басня его имеет сверх того историческое происхождение».

•         Введение в тему

•          1.Вступительное слово учителя

          Ребята, в течение урока постараемся понять, в чем заключается историческая основа басен, что такое историзм в художественном произведении, почему басни Крылова Гоголь назвал народными.  Каким человеком был И.А. Крылов?     О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня?

Просмотрим небольшое видео о жизни Крылова.

•         2. Беседа по вопросам : (слайды № )Почему же мы так любим басни Крылова?

•         — Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

  —    И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми,     остроумными, образными выражениями-сравнениями.

Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

 

3. Попутно идет повторение понятия  басня и «мораль» в басне.

1.Что такое БАСНЯ?                

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?    

 Басня  начинается  или  заканчивается  моралью – выводом (поучением),  где  объясняется  смысл  басни.

Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств  и свойств, которые

составляют определенный человеческий характер.

4. Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи

УчительВ России басни также писали М.В. Ломоносов,  А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова?

 Ученик. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

Учитель. Совершенно верно. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».

В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории.

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по «логическим», «головным» предписаниям людей, что попытки навязать истории некие «разумные» требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

5. «Историческая основа басни «Обоз». Историческая  ситуация 1812  года.    

Вторжение  в  пределы  России  в  1812году  армии  Наполеона  во  многом   изменило  образ  жизни каждого  русского человека.   В  трудные  для  России  дни  Крылов  не  бросил  пера. Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения, почерпнутые  из  новостей. Однажды  в  столицу  пришло  известие, что  Наполеон,  вскоре  после  оставления   Москвы,  направил  в  

ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  

мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их, а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  

Тарутине. Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным.

 

Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Она появилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову,  в  котором  

выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  

Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  

Крылову.  В  басне  «Обоз»  баснописец  высмеивал  

нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность     и  

рассудительность, которые приходят  с  годами  и  опытом.  

В морали  басни  явный намек  на  Александра I, самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

 

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках, печатались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил:  «…Его  басни  переживут  века…».

 

6.  видео   басни  «Обоз» наизусть  «Обоз», 1812г.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днём!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

7.   Анализ  басни  и беседа по вопросам

Басня «Обоз» впервые появилась в журнале «Сын Отечества» 1812 г., ч.II, №7, ноябрь. Сюжет этой басни является оригинальным и связан он с событиями Отечественной войны 1812 года.

—  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз»? (В басне молодая Лошадь критикует опытного Коня, который медленно и осторожно спускает с горы воз с хрупкими горшками. Когда старый конь благополучно скатил свой воз с горы, молодая Лошадь храбро понеслась вниз. В итоге, ее воз опрокинулся в канаву, и все горшки разбились.)

Появлению басни предшествовал сложный для России эпизод Отечественной войны 1812 года. Оставление Москвы в руках неприятеля и ее разорение и вслед за тем бездействие главнокомандующего должно было неминуемо возбудить всеобщий ропот и горькие нарекания. Все желали решительного боя, ждали его под стенами Москвы. А между тем, Кутузов, никому не открывая плана истребления армии Наполеона, спокойно и настойчиво приводил его в исполнение – старался ослабить врага, уклоняясь от решительной развязки.

Весьма естественно, что общественное мнение вооружилось теперь против него. Сам император вменял ему в вину, что он не дал вторичного сражения под Москвой. Следствием этого был рескрипт (документ, подписанный императором) на имя главнокомандующего, полученный им за несколько дней до Тарутинского сражения: «Я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов». Но Кутузов не изменил своего плана, несмотря ни на упреки, ни на порывы своих сподвижников. Он был уверен, что бесплодное сидение Наполеона в разоренной Москве не может не ослабить французское войско и ожидал удобного момента для решительных действий.

     — Кого рисовал Крылов в образе доброго коня, а кого в образе молодой Лошади? (Крылов, понимая замысел Кутузова, в басне «Обоз» пытался подействовать на нетерпеливое общественное мнение. Он сравнил старого полководца с добрым конем, который принял на себя всю тяжесть государственной колесницы и не дал ей скатиться под гору. Крылов в своей басне сумел показать, чем обязана Россия мудрой медлительности «старой лисицы», как назвал Кутузова Наполеон. )

     —  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни? (Только написав басню «Обоз», Крылов прочитал ее семье вельможи Оленина, начальника Публичной библиотеки. Закончил чтение басни Иван Андреевич следующими строками:

«Все кажется в других ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь еще хуже»

После чтения басни Крылов сказал, что Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет.)

     -В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого    вывода? (Независимо от исторического значения басни, в ней заключается и общее нравоучение. Под первым конем подразумевается человек, поживший на свете, который любое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит не скоро, но споро. Под вторым конем понимается человек молодой, самонадеянный, который, поскольку еще не испытывал никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так и бухнется с этим делом в канаву.)

      —  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи     с  этой  моралью? («Тише едешь, дальше будешь», то есть, если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудительностью, так не придется переделывать, а потому и закончишь раньше торопливого, да и сделаешь лучше, вернее. Так бывает в любом деле: чуть только поспешишь – как раз насмешишь.)

       —  Что  такое  аллегория  в  басне? (Конь олицетворяет Кутузова, молодая лошадь олицетворяет Александра первого.)

8.  Чтение  статьи  учебника. Давайте  прочитаем  статью  учебника,                в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И.А. Крылов в своей басне.

9.Подведение итогов урока, обобщение темы.

 Учитель. Итак, ребята, И.А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И.Кутузова. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

Домашнее задание: выучить басню, выполнить на с. 84 задание «Совершенствуем свою речь»

«Изучение басни И.А. Крылова «Обоз»». 8-й класс

«Его басни переживут века»
К.Н. Батюшков.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.
  2. Повторить и обобщить знания о баснях.
  3. Обратить внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Воспитывающие:

  1. Формировать эмоциональную культуру личности и коллектива.
  2. Работать над воспитанием чувства ответственности за общее дело.
  3. Формировать навыки общения со сверстниками.

Развивающие:

  1. Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.

Оборудование:

  • Портрет И.А. Крылова;
  • Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;
  • Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;
  • Выставка работ, выполненных учащимися в предыдущие годы.

I. Организационный момент – приветствие.

II. Актуализация знаний – слово учителя, беседа.

– Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о баснях Ивана Андреевича Крылова. Конечно, все вы знаете и Ворону, и Лисицу, и Волка, и Слона, и Моську, и Ягнёнка. Вспомните, как мы работали с баснями в предыдущие годы?

  • Мы читали басни, инсценировали их
  • Мы анализировали текст
  • Искали мораль
  • Учили наизусть
  • Делали иллюстрации к басням
  • Готовили костюмы и декорации
  • Писали сочинения о героях басен
  • Объясняли какую роль, как, и почему я играю в инсценировке

III. Мотивация деятельности учащихся.

– Теперь я хочу предложить вам другие подходы к работе. И то, насколько интересным получится урок, зависит от вас. Конечно, мы будем работать с текстом, как обычно. Важно, чтобы вы находили и тему, и главную мысль. Видели ключевые слова. Хорошо владели терминологией. Нам нужно повторить теоретические основы басни. Вспомнить об аллегории, морали. Нам необходимо умение хорошо воображать ситуацию о которой мы читаем в произведении. А начнём работу мы с нового для многих слова: «центон» (Слово записано на доске). Кто знает, что обозначает это слово?

IV. Усвоение новых знаний и умений.

Задание по группам:

Используя предложенные листы (Приложение), содержащие словарные статьи, объясняющие значение слова, ученики должны объяснить как они воспринимают понятие.

Идёт обсуждение в группах. Каждая группа выбирает то объяснение значения, которое она для себя освоила и сможет запомнить.

V. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.

Выслушиваются представители групп.

Учитель читает центон, составленный из басен И.А. Крылова:

В июне, в самый зной, в полуденную пору, («Муха и дорожные»)
Сыпучими песками в гору, («Обоз»)
Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ, —
Известно, что слоны в диковинку у нас, —
Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)
Какой-то повар-грамотей
С поварни побежал своей, («Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон
А возу всё нет ходу… («Лебедь, рак и щука»)

Задание по группам:

Какие басни вы узнали?

Какие строчки остались неопознанными?

VI. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.

– Чувствуете ли вы, ребята, какую-то незавершённость истории?

Я предлагаю вам самим дописать последние строчки, используя материал домашнего задания – басни «Обоз». Вспомните значения слов «Воз» и «Обоз». Свяжите их между собой. Вчитайтесь в текст произведения ещё раз. Что вы видите?

Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?

– Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?

– Обратите внимание на те слова, которые передают движения и состояния героев, их поведение. Приготовьтесь изобразить движение животных. И интонацию высказываний «молодой лошади».

Выступают желающие, комментируя своё восприятие.

Учитель читает текст басни.

– Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?

Какие пословицы и поговорки можете вы вспомнить, чтобы лучше представить себе прочитанное и услышанное?

Делаем вывод:

Мы сейчас говорили о бытовом уровне восприятия. О том, как мораль басни можно применить в повседневной жизни.

VII. Усвоение новых знаний.

– По отработанной доме статье учебника, вы узнали, что у этой басни есть не только бытовой, философский, но и исторический, политический смысл.

– С какими событиями связан «Обоз»? Что вы знаете о Наполеоновских войнах и об отечественной войне 1812 года?

– Кого и как защищала эта басня?

– Чью сторону в историческом споре заняли бы вы?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Обратите внимание на фразу:

«Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!»

– Можете ли вы за этими «горшками» увидеть русских солдат и офицеров, жизнь которых старался сберечь Кутузов?

Видите ли вы императора, который «Взял Париж и основал лицей»? Александр I всегда спешил. А на поле Аустерлица он был ещё очень молод.

Намёк Крылова прекрасно понимали современники, а сейчас о нём знаем и мы.

Прочитайте мораль басни.

Подойдёт ли она нам для завершения центона, с которого мы начинали работу?

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Выслушиваются мнения представителей групп.

VIII. Усвоение новых знаний.

– Вспомните первую статью нашего учебника. Мы узнали, что до XVIII века в России не было разделения на историю, публицистику и литературу. Крылов, продолжая традиции XVIII века, бы писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова 1805-1807-1812 гг. «превращались в живую историю», объясняя современникам происходящее в доступной форме.

– Совершенно бытовая, на первый взгляд, басня «Кот и Повар» относится к началу столкновения России, её молодого императора Александра, с Наполеоном. Как вы думаете, кто из героев Кот, а кто Повар? Обоснуйте свой ответ. (Наполеон завоёвывал одну территорию за другой, одну страну за другой.) Очень советую вам почитать об этих событиях. Очень интересная история. «Но мы истории не пишем. А вот о том, как басни говорят». Так как же говорят в баснях? Мы отмечаем и серьёзность обозначенных проблем, и смех. Смех помогает людям раскрыть их пороки, их глупость.

Давайте подведём итоги.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

IX. Домашнее задание.

Обратиться к двум-трём неизвестным вам басням Крылова.

Повторить «Волка и Ягнёнка», цитату из которого вы только что услышали.

Попытаться проанализировать басню «Лягушки, просящие царя», опираясь на вопросы учебника.

Использованная литература и электронные источники:

  1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др.
  2. Басни Ивана Крылова. В.И. Коровин. – Издательство Московского Университета, 1997.
  3. Материалы Фестиваля «Открытый урок», рассматривающие работу с баснями И.А. Крылова.
  4. Басни. И.А. Крылов. – Москва: «Детская литература», 1978.
  5. «Поэтический словарь» Квятковского.
  6. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
  7. Большая советская энциклопедия.

Ristorante Fato – Bad Homburg

Herzlich willkommen! Ресторан Пиццерия Фато Эмпфехлунген Unsere Speisekarte Специальная карта Herzlich willkommen! Ресторан Пиццерия Фато Unsere Speisekarte Herzlich willkommen! Ресторан Пиццерия Фато Unsere Speisekarte Herzlich willkommen! Ресторан Пиццерия Фато Unsere Speisekarte Herzlich willkommen! Ресторан Пиццерия Фато Unsere Speisekarte

Итальянский ресторан в

Бад-Гомбург

Sie möchten Pizza, Pasta, Fisch, frische Салат или итальянский Spezialitäten genießen? Dann freuen wir uns, Sie hier im Ristorante Pizzeria Fato begrüßen zu dürfen. Klassische italienische Küche, herzliche Gastfreundschaft и изысканный Weine schaffen den Rahmen für ein kulinarisches und gesellschaftliches Erlebnis.

Ihre Familie Fato

Wir kochen leidenschaftlich gerne

für Sie!

Всего £

Gutschein
  • Ресторан Фато

Только £

Außerbereich
  • Ресторан Фато

Всего £

Паста
  • Ресторан Фато

Всего £

Фрише Фиш Джеден Тег
  • Ресторан Фато

Всего £

Карни
  • Ресторан Фато

Всего £

Десерт
  • Ресторан Фато

Всего £

Шеф-повар Онофрио Фато
  • Ресторан Фато

Всего £

PAPPARDELLE AI FRUTTI DI MARE
  • Ресторан Фато

Только £9

BUFALOTTI MIT PFIFFERLINGE UND SALSICCIA
  • Ресторан Фато

Только £3

Томагавк
  • Ресторан Фато

Всего 15 фунтов стерлингов

Fisch Mix, Oktopus и Fritto Misto di Verdure.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *