cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Классный час в 8 классе о милосердии – Классный час (8 класс) на тему: Классный час Милосердие

Классный час (8 класс) на тему: Классный час Милосердие

                        Классный час.

«Милосердие – зеркало души человека».

Цели: помочь учащимся разобраться в вопросах милосердия, главной ценностью которого является мир, общение, добро, любовь, уважение;

способствовать улучшению микроклимата в классе;

развивать творческие способности  учащихся;

повышению уровня сплоченности, взаимопонимания согласованности действий в коллективе.

Задачи:

— показать  учащимся значение милосердия в жизни людей,

— продолжить воспитание ответственности за совершаемые поступки, умению прийти на помощь нуждающимся в ней.

Форма проведения: Познавательно- творческая игра.

                          Ход  классного часа.

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день уважаемые гости! Я, рада вас приветствовать на нашем мероприятии. Давайте сегодня, посмотрим друг на друга по-новому. Представьтесь, пожалуйста.

Ученики:       Я бесконечное добро,

                        Божественно красивое,

                        Кристально  честное,

                        Необычайно талантливое,

                        Не по годам  развитое,

                        Сказочно щедрое,

                        Бесподобно бесподобное,

                        Беззаветно любящее,

                        Легендарно сильное,

                        Идеально сложенное,

                        Крайне интеллигентное,

                        Суперактивное,

                        Бесспорно положительное,

                        Удивительно восхитительное,

                       Фантастически скромное

                       ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!!!!!!!

УЧИТЕЛЬ: Приятно познакомиться! Надеюсь, что ближайшие 40 минут нам с вами удастся  стать  интересными собеседниками.

 Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.  Это МИЛОСЕРДИЕ. А тема классного часа звучит так «МИЛОСЕРДИЕ зеркало души человека.» Посмотрите, пожалуйста, на экран, на экране вы видите сердце в ладонях. Это и есть эмблема МИЛОСЕРДИЯ.

Из каких слов образовалось это слово? Как вы это понимаете?  Правильно «МИЛОЕ СЕРДЦЕ».

Жизнь нуждается в милосердии,

 Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании

Наши души как топоры…

Слишком многих мы, словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Сегодня наш классный час  пройдет в форме познавательно-творческой игры. Мы с вами будем учиться в разных ситуациях, быть добрыми и милосердными.

             А НАЧАТЬ Я ХОЧУ С ПРИТЧИ Дары Божьи.

Рассказывают, что в самом начале времен, когда только –только были созданы все твари земные, вышел к ним  ангел  с корзиной, а в ней чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все эти твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь запасливость, муравей  трудолюбие и т. д  

А последнему, как это обычно бывает, ничего не досталось. Знаете кто был последним?  Правильно ЧЕЛОВЕК. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:

— Наполни ее тем, чем сам сочтешь нужным!

Ребята, сегодня мы с вами  наполним нашу корзину теми качествами, без которых человек не имеет право называться человеком и без которых мир не будет прекрасным!!!

К корзине мы вернемся чуть позднее. А сейчас продолжим.

Для человека полезно то, общение, которое несет с собой положительные эмоции, дает человеку чувство защищенности, уверенности в себе. Именно в общении и через общение человек  способен излучать душевное тепло, добро, интерес, сочувствие, сострадание.

Дружеские, доброжелательные отношения в семье, в школьном коллективе- немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего настроения, удовлетворенности  в жизни.

Я предлагаю вам открыть свои ладони и сердца для коллективного творчества и общения. Ведь  этот жест означает доброе отношение к людям. Сейчас мы проведем тренинг УЛЫБКА. Я попрошу вас выйти ко мне и образовать круг.

ТРЕНИНГ «УЛЫБКА». Возьмитесь за руки, улыбнитесь соседу  по доброму. Скажите ему, что нибудь хорошее.

Много хороших слов было сейчас сказано друг другу. Молодцы ребята, какие у вас добрые сердца, и замечательные улыбки. Присаживайтесь, пожалуйста.  

Давайте покланяться доброте!

   Давайте с думой жить о доброте:

     Вся в голубой и звездной красоте,

        Земля добра, она дарит нас хлебом,

  Живой водой и деревом в цвету.

           Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за ДОБРОТУ!

Милосердие и доброта….

В последнее время мы чаще стали  обращаться к этим словам. Будто нам кажется, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле, для того, что бы делать людям добро.

 Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

З- Земля

Л- Люди

М- Мысль

Д-Добро

Азбука как бы призывала: ЛЮДИ ЗЕМЛИ, МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ  и ТВОРИТЕ ДОБРО.

Считается, что размер человеческого сердца примерно равен величине его сжатого кулака.

Давайте все сожмем наши кулачки, представим наше сердце. У каждого оно разное по размеру, но я точно знаю, что там полным полно доброты, уважения, милосердия и любви к ближнему.  А теперь давайте вернемся к нашей корзиночке,  наполним ее теми качествами, без которых человек не имеет право называться человеком и без которых мир не будет прекрасным!

 Вот мы сейчас и узнаем,  что есть в сердце милосердного человека?

 Сейчас вы по очереди берете из конверта по листочку и выбираем из них те, которые раскрывают смысл милосердия и помещаем в корзинку, а те качества которые противоположные по значению помещаем в мусорный ящик. Молодцы, ребята! Справились с этим задание на отлично,

Обратите внимание на слайд. Сердце собрано из пазл.

Вот и сердце Доброго и милосердного человека собрано из всех тех качеств которые вы только что озвучили.

Милосердие  и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и  милосердия. Мы сейчас замечаем, что милосердие ушло на задний план. А ведь милосердие проявляется в наибольшей степени в любви к ближнему. Это и старики в домах престарелых при живых детях, дети в детских домах и приютах при живых родителях. А ведь все начинается с любви к матери и отцу. Любить- значит быть милосердным. Как вы будите относится к своим родителям, так и к Вам будут относиться ваши дети.

Для веселых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид,

Холодов,

Огня.

За спиной у них гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв…

Но у старости силы не те.

Дней непрожитых

Мал запас….

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

Помогать нужно всем, кто просит и ждет помощи. Всем тем кто обделен вниманием, и людям и животным. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «ОЧЕРЕДНОСТЬ». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.

В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, или женщину, проявляют о них заботу, а другие остаются безучастными, порой делая вид ,что не замечают их, сидят и слушают музыку в наушниках, или смотрят в окно. Доброе отношение  к людям проявляются в разных формах, в разных наших качествах

Я сейчас прочту вам диалог между молодыми людьми, а вы внимательно послушайте и дайте оценку действиям девушки и парня.

Диалог называется. “Перед вами две дороги. Выбирайте…”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует. Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.
– Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.
– Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”. 
– Спасибо, леди, спасибо…
– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, –вызови пожалуйста скорую?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Потерпите,

немножко скорую уже вызвали
– Девушка! –– Спасибо вам! –

Девушка посмотрела на мужчину с такой теплотой и  улыбнулась, что ему на какое то время стало легче, от того что из всей толпы людского потока, только юная девушка и подошла к нему, а все остальные куда-то спешили не замечая ничего и ни кого вокруг. По его щекам еще с большей силой потекли слезы, слезы радости и боли. Он не мог поверить в то что воспитание юной леди не позволило ей пройти мило человека, которому нужна была помощь. И мысль, что еще есть не равнодушные люди к чужой боли ему согревало сердце.

Как вас зовут  

Люба.–

Любушка. Я не знаю,  как вас  отблагодарить. Но  до конца своих дней я буду молиться о вашем здоровье.  Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Скажите, пожалуйста, а как вы думаете на земле, каких людей больше? Добрых или нет. Давайте с вами приведем несколько примеров: Это и сбор больным детям, и помощь странам где идет война, и приюты для бездомных животных и т.д.

Ребята, а с каким у вас цветом ассоциируется МИЛОСЕРДИЕ (на столе лежат сердечки разных цветов,  выберете тот цвет какой по вашему мнению более подходит к этому слову).(Красный цвет- цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра, зеленый цвет- цвет нежного и бережного отношения людей друг к другу, голубой – это цвет неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру, желтый- энергия, солнечный свет).

А сейчас мы с вами поиграем.

ИГРА «СОЛНЫШКО ЛЮБВИ»

У вас на столе лежат карандаши и белые листы бумаги. Сейчас каждый из вас нарисует солнышко с лучами, а потом мы посчитаем лучики.

Из этого можно сделать вывод, что вы любите, и добро и милосердие для вас не пустой звук.

И в заключении я хотела бы рассказать Вам одну притчу.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он грубил окружающим, отказывал в помощи нуждающимся, ранил друзей и родных словом и делом. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина  так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.0                          

— Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

— Гвоздей-то  нет, а дырки остались, — ответил сын.

Я хочу пожелать Вам, чтобы в Вашей жизни не оставались такие дыры и пожелать Вам всем счастья.  Кем бы вы не стали в жизни, какую бы не выбрали себе профессию, каждый из вас, прежде всего должен, оставаться человеком, добрым заботливым, милосердным, дарящим  тепло и счастье окружающим людям и тогда мир который вас окружает, в котором пребывает милосердие, станет лучше и прекраснее!! У вас на столах лежат сердечки. Подарите свое сердечко кому хотите. Дарятся сердечки.

Рефлексия:

Ребята, если у вас остались какие- то вопросы после нашего разговора, поднимите? Знак, если вам все ясно, поднимите! Знак.

Ребята, как вы уже успели заметить у вас на столе лежат бумажные голуби.  Давайте вспомним трагедию, которая произошла 25 марта в Кемерово, где  жертвами пожара стали 64  человек среди них 41 ребенок. Это ваши сверстники, которые пришли посмотреть фильм и просто повеселиться, не зная о том, что это будет последний день их земной жизни.  Давайте почтим их память минутой молчания.

А сейчас я попрошу вас одеться  и выйти на улицу что бы выпустить в небо шары с голубями в память о тех девчонках и мальчишках, чья жизнь оборвалась, так и не начавшись.

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов.

Уведет ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет кто нибудь:

«В добрый час и в добрый путь!»

Я желаю, что бы с вами

Людям было веселей,

Что бы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.

nsportal.ru

Классный час «Милосердие – зеркало души»

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (74,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
  • Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.

Задачи:

  • Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.
  • Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
  • Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.

Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.

Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.

Подготовительный этап:

1. Класс делится на 3 группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги, толковые словари.

2. На интерактивной доске картинка с надписью “Твори добро”.

3. На стенде выставка фотографий “Наши добрые дела”.

Содержание классного часа

Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.

Слайд 5:

Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.

А теперь давайте прочитаем пословицы на слайде.

Слайд 6. На интерактивной доске пословицы о доброте:

1)  Не одежда красит человека, а его добрые дела.

2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

3) Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

4) Добрые слова дороже богатства.

5) Кто добро творит, тому бог отплатит.

6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

Чему они нас учат? (доброте, заботе,)

Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и догадайтесь, какая же тема сегодняшнего классного часа.

“Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые…Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.

Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.

Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: “Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно ” — Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

— Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.

Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: “Слава богу, наконец-то, дошли!” Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: “Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор”, — она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

— Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

— Проходите, пожалуйста, садитесь, — сказал он, вставая со своего, — я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:

— Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

— Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

— Как это кем? Дочерью, конечно.

— Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

— Да, — ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: — Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что “все в порядке”.

— Конечно, конечно, “все в порядке”, — полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, — только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

— Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

— Да, да, — поддержала ее мать, — я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

— Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..

— Сейчас мне все стало понятно, — сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:

— Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

— Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.(Виль Казыханов)

Вопросы для обсуждения в группах:

— Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?

— Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.

— Как можно назвать все это кратко?

— Безжалостность, жестокость и т.д.

— Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?

— Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

— Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

— О милосердности, доброжелательности в людях.

Слайд 7.

Тема нашего классного часа “Милосердие – это зеркало души человека” .

Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает “милосердность”? (отвечают дети)

Слайд 8.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.

(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)

Учитель: Приведите слова близкие по значению к слову “милосердие” (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова — это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм. Можно нарисовать такую схему.

Слайд 9. (Слайд с гиперссылками. Нажимая на подчеркнутые слова, можно переместиться на слайд с определением. Вернуться обратно на слайд со словами можно нажав на подчеркнутое слово.)

Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в группах.)

1 группа 2 группа 3 группа
сострадание уважение человеколюбие
доброта гуманность альтруизм

Ответы 1 группы: (каждое определение на интерактивной доске)

СОСТРАДАНИЕ — жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

ДОБРОТА — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Ответы 2 группы:

УВАЖЕНИЕ — почтительное отношение, основанное на признание чьихнибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ — человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

Ответы 3 группы:

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ — любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ — бескорыстная забота о благе других людей.

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.

А сейчас я каждой группе даю карточки с высказываниями о милосердии и каждая группа должна прокомментировать доставшееся высказывание.

(Каждое высказывание показывается на интерактивной доске по очередно.)

Слайд 10.

Карточка 1. Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

Дети комментируют высказывания.

Слайд 11.

Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

Дети комментируют высказывания.

Слайд 12.

Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).

Дети комментируют высказывания.

Учитель: Отлично ребята! Спасибо!

А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

Слайд 13

 

1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.

Учитель: Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам выразить цветом свое отношение к понятию “милосердие ”.

(Дети в группах обсуждают цвет “милосердия” и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

  • “У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.”
  • “Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра”.
  • “Милосердие” — это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель: “Милосердие – это активная доброта”, — говорит командир батальона, подполковник и Герой Российской Федерации Николай Николаевич Шевелёв.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Начните творить добро прямо сегодня, у себя дома! Подарите тепло своего сердца своим бабушкам и дедушкам, старенькой соседке или соседу по площадке. Вы обязательно увидите, что мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!

Слайд 14

Ученик 1.

Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв…
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас…(слайд 15)
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л.Татьяничева)

Учитель:

На этом наш урок подошел к концу. Вы сегодня отлично поработали. Ребята, я п

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час «Милосердие»

Классный час в 8 классе по теме: «Поговорим о милосердии»

— Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

Беседа с учащимися. Учащимся задаются вопросы.
— Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы ребят)
— Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие? (Ответы ребят)
— Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие”? (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)
— Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.

Ребята, Сергей Ожегов дал определение слову милосердие:

“Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.

— А что для вас значит милосердие? Подумайте и запишите это на своих листочках и повесьте их на дерево.
— Вот так схематично, в виде дерева, можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия.
— Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, как бы вы изобразили это слово на бумаге? (сердце, голубь, ангел)
— В каком цвете?

(Ответы ребят)

  • у нас милосердие ассоциируется с зелёным цветом, цветом нежного, бережного отношения людей друг к другу, цветом возрождения;

  • с красным цветом, цветом крови, сердца, которое даёт силы для добра;

  • с голубым цветом, цветом неба, цветом чистоты отношения людей к окружающему миру, цветом надежды).

— Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием? (Ответы ребят)

— Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств.

— А сколько, интересно, их сегодня? Кому они помогают? (Ответы ребят)

— В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.

Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу!

Да и сам термин “милосердие” сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

— Но нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)

— Ребята, как вы понимаете фразу:

“Милосердие – активная доброта” (Ответы ребят)

(Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).

— Ребята, как нужно оказывать милость? Как относиться к тому, к кому проявляешь милосердие? (Ответы ребят)

(Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)

— Послушайте стихотворение “Милосердие”:

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много…”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло …
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился … себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез …
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу…
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”

 — О чем стихотворение?
— Кто проявил милосердие?
— Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
— Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
— Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
— Да, проявлять милосердие – большое искусство!
— Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)

(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).

— Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?

— Сейчас у нас проходит “рождественская акция милосердия”. Ребята из разных школ собирают подарки детям-сиротам. Давайте приобщимся к этой акции и поможем. И, может быть, благодаря нашим добрым делам зажгутся в глазах многих людей огоньки радости и надежды.

— Возьмите в руки свои листочки, согрейте их своим теплом, загадайте самое сокровенное желание. А теперь давайте украсим дерева вашими добрыми листочками.

— Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга!

— Позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?

— И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.

videouroki.net

Презентация к уроку (8 класс) по теме: Классный час. Милосердие спасет мир. 8 класс.

Слайд 1

Милосердие спасет мир

Слайд 2

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц Что такое милосердие? Что означает это слово? Милосердие- готовность помочь кому-либо из с острадания.

Слайд 3

Пословицы о доброте Вся семья вместе и душа на месте. Называться человеком легко, быть им трудно. Без добрых дел нет доброго имени. Доброе слово человеку- что дождь в засуху. Доброе слово лучше мягкого пирога. Чтобы делать добро, надо им обладать.

Слайд 4

А какие мы знаем правила доброты? Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду; — прощать ошибки других, — не жадничать, — не завидовать, — жалеть других.

Слайд 5

Оказание помощи престарелым

Слайд 6

Мать Тереза (1910-1997) Католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 году мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира.

Слайд 7

Сестры милосердия Императрица Александра Федоровна вместе со своими дочерьми в годы 1-ой Мировой войны организовывала лазареты . Она прошла курс сестер милосердия военного времени.

Слайд 8

Александра Федоровна в палате с ранеными… Стоя за хирургом, Государыня как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и спокойно выносила запахи и ужасные картины военного г оспиталя.

Слайд 9

Александра Федоровна с дочерьми Марией Николаевной, Анастасией Николаевной, Татьяной Николаевной. полевой Царскосельский Военно-санитарный поезд был организован по заданию императрицы. Поезд содержался в безукоризненной чистоте.

Слайд 10

Трагедия в Беслане 1 сентября 2004 года

Слайд 11

Группа захвата выбивает террористов из школы…

Слайд 12

Школа в Беслане , после захвата заложниками …

Слайд 13

Люди Беслана ищут своих родственников среди убитых…

Слайд 14

Доктор Рошаль Леонид Михайлович Рошаль — детский доктор мира, Член Комиссии по правам человека п ри президенте РФ, профессор, Доктор медицинских наук.

Слайд 15

Рошаль вел переговоры с террористами в Беслане Я испытываю страшное чувство глубокого неудовлетворения, что не смог освободить всех детей. И все же полезная работа была проведена, кроме постоянного переговорного процесса, я принимал раненых и пострадавших.

Слайд 16

А в каких акциях милосердия участвовал ты? Собирали посылки солдату Поздравляли учителей- ветеранов Поздравляли своего подшефного ветерана – участника ВО – Матюхевич В.П. Поздравляли детей с Новым годом из приюта « Надежда», готовили для них концерт. Отправляли посылку в дом престарелых. Выступали перед воспитанниками детских садов.

Слайд 17

Акция милосердия

Слайд 18

Выступление в ДОУ № 16, № 80

Слайд 19

Матюхевич Владимир Павлович – наш ветеран Ушел из жизни в июне 2009 года. Вечная ему память.

nsportal.ru

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «МИЛОСЕРДИЕ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «МИЛОСЕРДИЕ»

Цель: развивать у обучающихся потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь; воспитывать уважение к окружающим людям.

Задачи:

– помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие»;

– способствовать развитию нравственных качеств учащихся;

– обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Коррекционные задачи:

– развивать словесно-логическое мышление, мобильность и коммуникабельность

– коррекция и развитие связной речи.

Ход классного часа:

1.Введение в тему.

– Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Сегодня мы с вами должны понять: что такое милосердие и нужно ли оно в наше время?

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

2. Работа с понятием.

– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?

– Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.

Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

— Как вы понимаете это слово? Приведите примеры проявления милосердия. (Рассуждения детей)

– Милосердие — это милость сердца, сострадание, забота, любовь … Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение — вот на что оно обращено.

– Трагедия в г. Беслане в сентябре 2004 г. показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России и не только её: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Проявлением душевного милосердия может быть хороший совет и слова утешения. Милосердными считаются те люди, кто с радостью делятся знаниями с другими, терпят горе и зло, но всегда умеют прощать. Милосердие основывается на таких качествах как внимательность, заботливость и доброжелательность. Милосердие проявляется только сердцем! Желание сделать что то доброе и хорошее сначала тихим стуком зарождается именно в нём.

3. Добрые слова и поступки.

– Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее —

Хорошеть самому.

(И. Кучин)

– Как вы понимаете слова: « делать людям хорошее — хорошеть самому». (ответы детей)

– Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо. Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

–Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.

Давайте встанем в круг. Будем по кругу передавать игрушку и говорить друг другу добрые слова.

– Как много вы знаете добрых слов! Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам учителям, ни вашим родителям, ни друзьям.

– Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Не зря у нас в классе есть дерево добрых дел, где мы отмечаем наши хорошие дела и поступки. Постарайтесь вспомнить, за какие добрые дела ваши ветки на дереве расцветают? Может вы когда-нибудь проявляли милосердие, оказывали всевозможную помощь, совершали добрые поступки? (ответ детей)

4. Разбор ситуаций.

– Но иногда в жизни о совершённых поступках впоследствии приходится жалеть.

Ситуация 1.

Например, вы сделали за друга д/з или дали списать к/р. А результат — он не научился решать задачу.

– Совершая поступки, вы не должны о них жалеть. Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т.е. совершать добрые дела нужно просто так из добрых побуждений.

5. Тест (Приложение 1).

6. Рефлексия

Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».

(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Возможные варианты ответов:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношения людей друг к другу».

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра»

«Милосердие — это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру».

7. Заключительный этап.

– Как вы думаете, с чем можно сравнить милосердие, доброту?

В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

– Я хочу подарить частичку своего сердца (раздаю сердечки).

– Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки. Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»

Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов.

Уведет ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет кто-нибудь:

«В добрый час ив добрый путь!»

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.

Приложение 1

ТЕСТ

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

  5. Часто ли ты используешь злые шутки?

  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Приложение 2

Случайный номер

Я диск телефонный крутил наугад

И дождь за окошком бранил.

Вдруг голос раздался:

— Алёшка? Я рад!

Отлично, что ты позвонил!.

— Да я не Алёшка…

— Не слышу, хоть плачь!

Ты громче давай говори!

— Сергей я!..

— Ты знаешь, сегодня был врач.

Я выпишусь дня через три.

Ну как вы там все?

Я соскучился — жуть!

За месяц хоть кто бы зашёл!..

Эй, ты меня слышишь?

Скажи что-нибудь.

— Да, слышу тебя хорошо…

— Послушай,

А может, возьмёшь и зайдёшь –

Чего дожидаться три дня?

Ах дождь, я забыл…

— Ну подумаешь, дождь!

Но адреса нет у меня.

— Гагарина семьдесят.

Старенький дом.

Как входишь — центральная дверь.

— Я правда зашёл бы…

Но дело ведь в том,

Что я не Алёшка, поверь.

— Я сам уже понял, что это не он,

Но я всё равно был бы рад…

— Ну ладно, ставь чайник.

За мною лимон.

Как звать тебя, кстати? 

— Марат!

infourok.ru

«Доброта и милосердие» (8 класс)

План классного часа

Дата: 12.02.15

Тема: Доброта и милосердие

Цель : Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.

Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях,

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

Планируемые результаты:

Обучающие(познавательная сфера)

Ученик будет: знать духовные ценности общества такие как уважение,доброта,вежливость, такт общения

Развивающие(системно-деятельностная сфера)

Будет уметь: применять на практике вежливые добрые слова

Воспитывающие(личностная сфера)

Иметь: представление о добре и милосердии

Этапы кл. часа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.

момент

Проверка готовности, приветствие обучающихся,рассаживаются в полукруг

Приветствие учителя,

готовность к кл. часу,проверяют наличие принадлежностей к кл. часу

Слушают учителя,рассаживаются в полукруг по местам

Актуализация

внимания обучающихся

Сообщение плана работы на уроке, цель кл. часа, задачи, последовательность работы

Актуализация внимания:

Беседа с учащимися ( напомнить о дне рождении Сары Назарбаевой)

видеоролики

(мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы)

как вы думаете, что такое доброта и милосердие?Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?

А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

сценка “Цветы для бабушки”.

Как можно охарактеризовать этих детей?

Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:

Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.

Кроссворд на доске

  1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

  2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)

  3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)

  4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)

  5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)

  6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)

  7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)

  8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)

  9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)

  10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

слушают

смотрят

Отвечают:

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др

отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…

Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово

Получают раздаточный материал, зачитывают роли, остальные внимательно слушают

У каждого из детей своя позиция. К тому же, неосторожное грубое слово, насмешка могут уничтожить в маленьком человеке замечательные качества: любовь и внимание к бабушке.

учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки которые знают о добре например:“Доброе слово лечит, злое калечит”“Злой не верит, что есть добрый”“Добрая слава лежит, а худая бежит”“ и т.д.Допнлянют свои ответы мудрыми словами: «Доброта лучше красоты» (Г. Гейне), «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.Руссо)

вписывают слова

Рефлексия

Подведение итогов классного часа

Добрые пожелания друг к другу.

infourok.ru

Открытый классный час «Милосердие»

Тема: «Поговорим о милосердии»

Цели классного часа:  1. познакомит с понятием «милосердие»;

           2. воспитать стремление помочь окружающим;

            3. развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению;

           4. воспитывать стремление совершать добрые дела.

Тип: проблемно-диалогический.

Ход мероприятия.

УЧИТЕЛЬ: Никто не рождается жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек попадает в различные ситуации, и не всегда они такие, как нам хотелось бы, но ведь жизнь длится не один день и это естественно. Но важно в любой ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов. Некоторые недостатки порождаем мы сами и тоже этого не замечаем. Нужно научиться любить мир таким, каков он есть. Не уходить внутрь себя, как улитка в домик, а жить – полноценно, радостно, счастливо.

Это было небольшое предисловие к нашему сегодняшнему разговору. А говорить мы будем о МИЛОСЕРДИИ. Слайд №1

В словаре дано такое определение: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
(Толковый словарь русского языка Ожегова)
. Слайд №2

Выберите слова, с которыми можно жить и с которыми жить нельзя: щедрость, сострадание, равнодушие, доброта, жадность, отзывчивость, злость, зависть, сочувствие, жестокость, человечность, любовь, приветливость, забота, дружелюбие, счастье.
(Карточки со словами — на доске. Дети называют и убирают «лишние» слова с доски. Учитель просит прочитать слова, которые ребята оставили).

УЧИТЕЛЬ: Всегда ли помощь можно назвать милосердием? Давайте попробуем разобраться в 2-х ситуациях. (Учитель предлагает прослушать 2-е истории из жизни, проанализировать поведение ребят и дать свою оценку их поведению).
Ситуация №1. Ученик, возвращаясь домой из школы, увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свою помощь. Мальчик помог женщине донести сумку, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него уже не оказалось.

Ситуация № 2. Соседка – одинокая пожилая женщина, попросила мальчика сходить в магазин за хлебом. Он согласился, но сказал, что она должна чем-то отблагодарить его.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, проанализируйте эти ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело?

(возможные ответы детей: в первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя).

УЧИТЕЛЬ: Как бы вы поступили на месте мальчиков? (ответы детей) (подведение итога по обсуждаемым ситуациям)
УЧИТЕЛЬ: Творить добро нужно ради самого добра, будьте в этом бескорыстны. Милосердие желательно подкреплять конкретным делом, поступком. Оно проявляется в помощи кому-то. Слайд №3

Милосердие и доброта- ….в последнее время мы все чаще обращаемся к этим словам. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтоб делать добро. Слайд №4

Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З — «Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»

Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

УЧЕНИК: Слово это серьезное, главное, важное,

То что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота. Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

УЧИТЕЛЬ: Жизнь, история дают нам многочисленные примеры истинного милосердия. Вот один из них. Слайд №5,6.

УЧЕНИК: вспомним великого князя Сергея Александровича, дядю последнего русского императора Николая 2, и его супругу великую княгиню Елизавету Федоровну. Сергей Александрович погиб от бомбы террориста в 1905 году. В это время Елизавета Федоровна находилась в Кремле. Узнав о случившемся, она тут же поехала на место злодеяния. Бомба революционера Каляева разорвала великого князя на части.

Когда Елизавета Федоровна подъехала, убийца был уже схвачен, у места происшествия собралась толпа. Княгиня без крика и без слез начала собирать останки мужа и класть их на носилки. В течение еще нескольких дней после взрыва находили части тела великого князя, а его сердце обнаружили на крыше ближайшего дома здания. Москва была поражена совершенным злодейством. Каляева посадили в тюрьму.

После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие ее души.

Во время взрыва пострадал кучер, которого сразу же отправили в больницу. Елизавета Сергеевна, спрятав глубоко в сердце свою личную трагедию, помогла смягчить трагедию другого. Вернувшись после отпевания мужа, совершенного в Чудовом монастыре в Кремле, она сменила траурное черное платье на голубое и поехала сразу в больницу. Она сделала это специально, чтоб слуга умер спокойно, уверенный в том, что великий князь спасся. В дальнейшем княгиня побеспокоилась и об обеспечении семьи погибшего.

Забота и милосердие проявилось у нее и к убийце мужа. Елизавета Федоровна подала прошению царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Она сама пришла к нему в тюрьму и просила его покаяться. Без злобы, без ненависти, а с чувством глубокого милосердия и добра она говорила: « Он не ведал, что творил». После смерти мужа вдова продала все свои драгоценности и на полученные средства устроила Марфо – Мариинскую обитель и вся ее дальнейшая жизнь превратилась в подвиг самопожертвования и любви к несчастным и нуждающимся.

МЫ ЖИВЕМ, СТРАДАЯ И ЛЮБЯ, НО ЖИВЕМ СОВСЕМ НЕ ДЛЯ СЕБЯ. Слайд №7.

УЧИТЕЛЬ: Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку. Следовательно, оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза.

Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и вам радостнее и светлее. Если вы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомните его благодарный взгляд. Как бы вам не было тяжело от своих внутренних переживаний, вы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше вас.

Пропустив через себя боль другого, постороннего вам человека, вы излечиваетесь от собственной боли.

Есть такая закономерность. Когда случается отдавать последние деньги на милостыню, они почти всегда сторицей возвращаются. Причем чаще всего тогда, когда ждать их совершенно неоткуда. В духовной литературе написаны интересные притчи о милостыне:

« Иной сыплет щедро, а ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же, беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто наполняет других, тот и сам наполнен будет».

УЧЕНИК: А ты? Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш и на вопрос даря ответ.

Скажи: какой ты след оставишь,

След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след в чужой душе на много лет?

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы говорили о милосердии, которое человек может проявлять к другому человеку. «Будьте милосердны!» — призывал Иисус в нагорной проповеди.

Учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» — писал поэт Б.Окуджава.

Давайте, подведем итог нашему разговору: обсудите в группах и ответьте на вопрос:

1 группа. Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия? Обосновать.
2 группа. Нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам…? Обосновать. Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким людям? Обосновать.
3 группа. Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? Почему? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Обосновать.

ТЕСТ

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

  5. Часто ли ты используешь злые шутки?

  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?

  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Какой из этого можно сделать вывод:

Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать.

Звучит песня « Дорога добра».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *