cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Индия под властью англичан конспект урока 8 класс – Конспект урока по истории, 8 класс. Тема урока: Индия под властью англичан.

Конспект урока по истории, 8 класс. Тема урока: Индия под властью англичан.

МОКРИНСКИХ А.С.

магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», исторический факультет, Учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории МОАУ «Гимназия 2», г. Оренбург

8 класс. История.

Тема урока: Индия под властью англичан.

Цель урока: формирование представлений о завершении превращения Индии в «жемчужину Британской короны».

Задачи:

  • Образовательные: показать формирование политической, экономической и социальной карты Индии в первой половине XIX века; выявить причины завоевания Индии англичанами; познакомить с восстанием сипаев (1857 — 1859 гг. ) как одним из последствий политики колонизаторов; обозначить роль ИНК в истории Индии в конце XIX – начала XX век

  • Воспитательные: содействовать формированию у учащихся толерантности, непринятия насилия как средства решения проблем, уважения к истории и традициям других народов.

  • Развивающие: способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках; формировать умения работы с текстом (выделить последствия действий колонизаторов), умений работы с источником (обозначить социальную опору колонизаторов; выделить итоги восстания сипаев; изменения управления Индией после восстания), умения работы с картой (месторасположения английских колоний, распространение восстания сипаев 1857 — 1859 гг.).

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: традиционная.

Ресурсы: Учебник Н.В. Загладин. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс; Атлас по истории Нового времени 8 класс; карточки с индивидуальными и групповыми заданиями; проектор, интерактивная доска и компьютер.

Ход урока.

Проверка наличия учащихся, согласно списку, выяснения причин отсутствия, если таковые имеются.

Приветствие, настрой на работу:

– Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня. Мы начинаем урок, который, я надеюсь, будет для вас интересным. Тема нашего занятия «Индия под властью англичан — «жемчужину Британской короны»».

Приготовились и настроились к работе на уроке.

2.Постановка проблемы и актуализация имеющихся знаний

Индия – одна из крупнейших стран Востока с тысячелетней историей. Мы с вами уже начинали рассматривать процесс превращения Индии в колониальную державу. Сегодня мы рассмотрим завершение покорения Индии, борьбу ее угнетенных народов против захватчиков.

Актуализация знаний.

3.Изучение новой темы

Для начала давайте вспомним когда началось завоевание Индии Великобританией?

Понадобилось 100 лет, чтобы окончательно подчинить Индию и сделать ее своей колонией. Вспомним, что такое колония? Давайте посмотрим на карту на стр. 172. Назовите колонии и полуколонии Британской державы. Заметьте, у Великобритании большое количество колоний. Как вы думаете для чего Великобритании понадобилась Индия?

Индия фактически была разделена на две части. Одни территории находились под непосредственным контролем английской администрации, — другие управлялись местными князьями, полностью зависимыми от англичан.

Ребята, как вы думаете, в чем было преимущество подобной системы?

Великобритания использовала Индию как источник значительных материальных ресурсов. Был введен значительный поземельный налог, установлена государственная монополия на соль и опиум.

Индия нужна была Великобритании, так как это важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья.

Как вы думаете, как положение колонии сказалось на экономической ситуации в Индии?

В результате исчезли все основания для возникновения собственной английской промышленности).

Как вы думаете, что англичане экспортировали из Индии? Это привело к разорению крестьян, т. к. при высоком уровне земельного налога крестьяне не могли вносить своевременно требуемые платежи. В этом случае земли подлежали принудительной продаже. Поборы разоряли крестьян и становились причиной частых восстаний. Крупные землевладельцы разводили культуры, предназначенные для экспорта, — опиумный мак, хлопок, чай, кофе, и т. д. Это вело к сокращению площади земель, использовавшихся для производства продуктов питания. В результате типичным для Индии явлением стала постоянная нехватка продовольствия. Нередко целые районы были охвачены голодом.

Кроме того, господство английской администрации часто оскорбляла религиозные чувства индийцев.

В итоге в 1857 году вспыхнуло восстание армии сипаев, находившихся на службе британской короны.

Сипаи — военнослужащие, набранные англичанами из жителей Индии и обученные на европейский манер.

Непосредственным поводом для выступления стало введение в сипайских частях новых винтовок, при заряжении которых обертки патронов, пропитанные свиным и говяжьим жиром, надо было срывать зубами.

Чем оскорблялись религиозные чувства?

К сипаям присоединились многие индийцы, восстание распространилось по всему Индостану. С большим трудом англичанам удалось подавить его.

Давайте прочитаем источник на стр. 182 (документ из письма губернатора Пенджаба Д. Лоуренса) и ответим на вопрос, Почему наказание было столь жестоким?

Для того, чтобы предотвратить в дальнейшем возможность подобного развития событий Великобритания пошла на серьезные реформы: в 1858 году была упразднена Ост — Индская компания, власть переходила непосредственно в руки английских чиновников, было упорядочено налогооблажение и т. д

Давайте прочитаем документ Манифест королевы Виктории на стр. 182 и ответим на вопросы к нему.

Элита индийского общества искала легальные пути для упрочения положения колонии и возможного освобождения Индии. Для этого в 1885 году был создан ИНК, объединивший преимущественно умеренных лидеров освободительного движения.

Примерные ответы:

с сер. XVIII до сер. XIX вв.

Британская империя — крупнейшее из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах. Северная Америка(Канада), Австралия, Индия, южная и юго-восточная Африка, Китай и Иран(полуколонии).

Это был важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья. Британские колонии служили главным образом экономическим интересам Соединенного Королевства.

Англия привлекала местную элиту на свою сторону. Помимо этого, она не разрушала традиционные институты индийского общества, а использовала их для укрепления своего господства.

Индийские ремесленники не могли конкурировать с английской промышленностью. . В результате исчезли все основания для возникновения собственной английской промышленности

Сырье: чай, кофе, табак, хлопок и т. д.

Индийцы исповедовали ислам, а это ущемляло их догмат о неупотреблении свинины. Большинство индийцев-индуисты. Корова-священное животное.

Это был пример запугивания для других

4.Закрепление темы

И так, давайте подведем итоги и назовём основные положения Индии в сер. 19 века.

Примерные ответы учащихся:

в 1858 году была упразднена Ост — Индская компания, власть переходила непосредственно в руки английских чиновников, было упорядочено налогооблажение и т. д

5. Подведение итогов

Выставление оценок: на данном уроке можно выставить 5-7 за ответы на вопросы во время урока.

Учащиеся подают дневники на получение оценок.

6.Объяснение домашнего задания

Параграф № 17.

Для всех учеников, вопросы в конце параграфа:№1-4.

-Творческое задание для тех, кто хочет получить дополнительную оценку: составить рассказ на темы: «Восстание сипаев: была ли надежда?».

Учащиеся записывают домашнее задание.

infourok.ru

« Индия под властью англичан» Класс: 8

Урок по теме : « Индия под властью англичан» Класс: 8

Цель урока: формирование представлений о завершении превращения Индии в «жемчужину Британской короны»

Задачи:

— обучающие выявить причины завоевания Индии англичанами; познакомить с восстанием сипаев (1857-1859 гг.) как одним из последствий политики колонизаторов; обозначить роль ИНК в истории Индии в конце XIX – начала XX века.

-развивающие: формировать умения работы с текстом (выделить последствия действий колонизаторов), умений работы с источником ( обозначить социальную опору колонизаторов; выделить итоги восстания сипаев; изменения управления Индией после восстания), умения работы с картой ( месторасположения английских колоний, распространение восстания сипаев 1857-1859 гг.).

-воспитательные: содействовать формированию у учащихся толерантности, непринятия насилия как средства решения проблем, уважения к истории и традициям других народов.

Тип урока: изучение нового материала с элементами сингапурской системы

Формы работы учащихся: индивидуальная, практическая, групповая

Необходимое техническое оборудовании: компьютер, мультимедийиный проектор, карта « Мир в конце XIX века-начале XX века»

! Поприветствуйте своего соседа по лицу, по плечу.

На предыдущем уроке мы с вами изучили тему « Япония на пути модернизации». И прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Выполним структуру под названием Микс ПЭА ШЭА

Ребята, двигайтесь по классу под музыку ,когда музыка остановится найдите себе пару, выслушайте вопрос , обсудите его с партнером и дайте развернутый ответ( Таймд ПЭА ШЭА)

а ) Назовите особенности развития японского общества ( ответит самый скромный)

б)Что такое политика самоизоляции, проводимая Японией?( ответит самый высокий)

в)Назовите, что за событие получило название реставрация Мейдзи? ( ответит блондинка)

г)Какие реформы проводились в японском обществе?( у кого самые яркие волосы)

Спасибо большое, присаживайтесь на свои места.

А сейчас мы с вами проведем Тейк Оф – Тач даун. Я буду зачитывать вам вопросы

1.Власть в стране так и осталась в руках сёгуна?( встаньте кто согласен с этим утверждением)

2. События под названием реставрация Мейдзи произошли в 1863- 1869 гг. ( останьтесь сидеть на местах, кто согласен)

3. После реставрации Мейдзи не произошло никаких изменений? ( встаньте кто не согласен)

4. Япония как и многие азиатские страны стала колонией? ( встаньте, кто согласен с данным утверждением)

Спасибо. Давайте сделаем выводы: Япония- страна, которая в отличие от других азиатских стран сохранила независимость , сама вступила на путь колониальных захватов, встала на путь модернизации.

Изучение новой темы:

Сегодня мы продолжим знакомство с одним из крупнейшим государств Востока- Индией.

Тема урока: « Индия под властью англичан»

  1. Для начала давайте вспомним когда началось завоевание Индии Великобританией? ( с сер. XVIII до сер. XIX вв). Понадобилось 100 лет, чтобы окончательно подчинить Индию и сделать ее своей колонией. Вспомним, что такое колония? Давайте посмотрим на карту на стр. 172. Назовите колонии и полуколонии Британской державы. Заметьте, у Великобритании большое количество колоний. Как вы думаете для чего Великобритании понадобилась Индия? ( Это был важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья. Можно сказать кладезь богатств)

  2. Индия фактически была разделена на две части. Одни территории находились под непосредственным контролем английской администрации, — другие управлялись местными князьями , полностью зависимыми от англичан.

Ребята, как вы думаете, в чем было преимущество подобной системы? ( Англия привлекала местную элиту на свою сторону. Помимо этого, она не разрушала традиционные институты индийского общества, а использовала их для укрепления своего господства).

Великобритания использовала Индию как источник значительных материальных ресурсов. Был введен значительный поземельный налог, установлена государственная монополия на соль и опиум.

Индия нужна была Великобритании , так как это важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья.

Как вы думаете, как положение колонии сказалось на экономической ситуации в Индии? ( Индийские ремесленники не могли конкурировать с английской промышленностью.. В результате исчезли все основания для возникновения собственной английской промышленности).

Как вы думаете, что англичане экспортировали из Индии? ( Сырье: чай, кофе, табак, хлопок и т.д.) Это привело к разорению крестьян, т.к. при высоком уровне земельного налога крестьяне не могли вносить своевременно требуемые платежи. В этом случае земли подлежали принудительной продаже. Поборы разоряли крестьян и становились причиной частых восстаний. Крупные землевладельцы разводили культуры, предназначенные для экспорта,- опиумный мак, хлопок, чай, кофе, и т. д. Это вело к сокращению площади земель, использовавшихся для производства продуктов питания. В результате типичным для Индии явлением стала постоянная нехватка продовольствия. Нередко целые районы были охвачены голодом).

Кроме того, господство английской администрации часто оскорбляла религиозные чувства индийцев.

В итоге в 1857 году вспыхнуло восстание армии сипаев, находившихся на службе британской короны.

Сипаи- военнослужащие, набранные англичанами из жителей Индии и обученные на европейский манер.

Непосредственным поводом для выступления стало введение в сипайских частях новых винтовок, при заряжении которых обертки патронов , пропитанные свиным и говяжьим жиром , надо было срывать зубами.

Чем оскорблялись религиозные чувства?

К сипаям присоединились многие индийцы, восстание распространилось по всему Индостану. С большим трудом англичанам удалось подавить его.

Давайте прочитаем источник на стр.182( документ из письма губернатора Пенджаба Д. Лоуренса) и ответим на вопрос, Почему наказание было столь жестоким? ( это был пример запугивания для других).

Для того, чтобы предотвратить в дальнейшем возможность подобного развития событий Великобритания пошла на серьезные реформы: в 1858 году была упразднена Ост- Индская компания , власть переходила непосредственно в руки английских чиновников, было упорядочено налогооблажение и т. д

Давайте прочитаем документ « Манифест королевы Виктории на стр.182 и ответим на вопросы к нему.

Элита индийского общества искала легальные пути для упрочения положения колонии и возможного освобождения Индии. Для этого в 1885 году был создан ИНК, объединивший преимущественно умеренных лидеров освободительного движения.

Билетик на выход

Найди исторические ошибки

Процесс колонизации Индии начался в начале XIX в. Только к середине XXв. Великобритании удалось установить полностью свой контроль на Индией. Во главе государства стоял император из династии Токугава. Индия стала ведущей индустриальной державой мира. Основная масса населения исповедывала христианство.Недовольство политикой императора в в 1857 г. – 1859 гг. привело к восстанию сипаев. Сипаи- армия набранная англичанами из жителей Индии и обученная на европейский манер. Поводом к восстанию послужило снижение жалованья в сипайских частях. Восстание было жестоко подавлено. В социальной и политической жизни после восстания сипаев ничего не изменилось.

Д/з ответить на вопросы параграфа 17, запомнить даты, выписать понятия.

infourok.ru

План-конспект урока спо истории «Индия под властью англичан»

Цель урока: формирование представлений о завершении превращения Индии в «жемчужину Британской короны»

Задачи:

 — обучающие выявить причины завоевания Индии англичанами; познакомить с восстанием сипаев (1857 — 1859 гг. ) как одним из последствий политики колонизаторов; обозначить роль ИНК в истории Индии в конце XIX – начала XX века.

 — развивающие: формировать умения работы с текстом (выделить последствия действий колонизаторов), умений работы с источником ( обозначить социальную опору колонизаторов; выделить итоги восстания сипаев; изменения управления Индией после восстания), умения работы с картой ( месторасположения английских колоний, распространение восстания сипаев 1857 — 1859 гг. ).

 — воспитательные: содействовать формированию у учащихся толерантности, непринятия насилия как средства решения проблем, уважения к истории и традициям других народов.

 Тип урока: изучение нового материала с элементами сингапурской системы

Формы работы учащихся: индивидуальная, практическая, групповая

Необходимое техническое оборудовании: компьютер, мультимедийиный проектор, карта « Мир в конце XIX века — начале XX века»

Здравствуйте ребята! Поприветствуйте своего соседа по лицу, по плечу.

 На предыдущем уроке мы с вами изучили тему « Япония на пути модернизации». И прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте проверим, как вы усвоили домашнее задание.

  1. Выполним структуру под названием Микс ПЭА ШЭА

Ребята, двигайтесь по классу под музыку , когда музыка остановится найдите себе пару, выслушайте вопрос , обсудите его с партнером и дайте развернутый ответ( Таймд ПЭА ШЭА)

а ) Назовите особенности развития японского общества ( ответит самый скромный)

б) Что такое политика самоизоляции, проводимая Японией?( ответит самый высокий)

в) Назовите, что за событие получило название реставрация Мейдзи? ( ответит блондинка)

г) Какие реформы проводились в японском обществе?( у кого самые яркие волосы)

Спасибо большое, присаживайтесь на свои места.

А сейчас мы с вами проведем Тейк Оф – Тач даун. Я буду зачитывать вам вопросы

1. Власть в стране так и осталась в руках сёгуна?( встаньте кто согласен с этим утверждением)

2. События под названием реставрация Мейдзи произошли в 1863 — 1869 гг. ( останьтесь сидеть на местах, кто согласен)

3. После реставрации Мейдзи не произошло никаких изменений? ( встаньте кто не согласен)

4. Япония как и многие азиатские страны стала колонией? ( встаньте, кто согласен с данным утверждением)

Спасибо. Давайте сделаем выводы: Япония — страна, которая в отличие от других азиатских стран сохранила независимость , сама вступила на путь колониальных захватов, встала на путь модернизации.

Изучение новой темы:

Сегодня мы продолжим знакомство с одним из крупнейшим государств Востока — Индией.

Тема урока: « Индия под властью англичан»

Для начала давайте вспомним когда началось завоевание Индии Великобританией? ( с сер. XVIII до сер. XIX вв). Понадобилось 100 лет, чтобы окончательно подчинить Индию и сделать ее своей колонией. Вспомним, что такое колония? Давайте посмотрим на карту на стр. 172. Назовите колонии и полуколонии Британской державы. Заметьте, у Великобритании большое количество колоний. Как вы думаете для чего Великобритании понадобилась Индия? ( Это был важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья. Можно сказать кладезь богатств)

Индия фактически была разделена на две части. Одни территории находились под непосредственным контролем английской администрации, — другие управлялись местными князьями , полностью зависимыми от англичан.

Ребята, как вы думаете, в чем было преимущество подобной системы? ( Англия привлекала местную элиту на свою сторону. Помимо этого, она не разрушала традиционные институты индийского общества, а использовала их для укрепления своего господства).

Великобритания использовала Индию как источник значительных материальных ресурсов. Был введен значительный поземельный налог, установлена государственная монополия на соль и опиум.

Индия нужна была Великобритании , так как это важнейший рынок промышленных товаров и одновременно источник сырья.

Как вы думаете, как положение колонии сказалось на экономической ситуации в Индии? ( Индийские ремесленники не могли конкурировать с английской промышленностью. . В результате исчезли все основания для возникновения собственной английской промышленности).

Как вы думаете, что англичане экспортировали из Индии? ( Сырье: чай, кофе, табак, хлопок и т. д. ) Это привело к разорению крестьян, т. к. при высоком уровне земельного налога крестьяне не могли вносить своевременно требуемые платежи. В этом случае земли подлежали принудительной продаже. Поборы разоряли крестьян и становились причиной частых восстаний. Крупные землевладельцы разводили культуры, предназначенные для экспорта, — опиумный мак, хлопок, чай, кофе, и т. д. Это вело к сокращению площади земель, использовавшихся для производства продуктов питания. В результате типичным для Индии явлением стала постоянная нехватка продовольствия. Нередко целые районы были охвачены голодом).

Кроме того, господство английской администрации часто оскорбляла религиозные чувства индийцев.

В итоге в 1857 году вспыхнуло восстание армии сипаев, находившихся на службе британской короны.

Сипаи — военнослужащие, набранные англичанами из жителей Индии и обученные на европейский манер.

Непосредственным поводом для выступления стало введение в сипайских частях новых винтовок, при заряжении которых обертки патронов , пропитанные свиным и говяжьим жиром , надо было срывать зубами.

Чем оскорблялись религиозные чувства?

К сипаям присоединились многие индийцы, восстание распространилось по всему Индостану. С большим трудом англичанам удалось подавить его.

Давайте прочитаем источник на стр. 182( документ из письма губернатора Пенджаба Д. Лоуренса) и ответим на вопрос, Почему наказание было столь жестоким? ( это был пример запугивания для других).

Для того, чтобы предотвратить в дальнейшем возможность подобного развития событий Великобритания пошла на серьезные реформы: в 1858 году была упразднена Ост — Индская компания , власть переходила непосредственно в руки английских чиновников, было упорядочено налогооблажение и т. д

Давайте прочитаем документ « Манифест королевы Виктории на стр. 182 и ответим на вопросы к нему.

Элита индийского общества искала легальные пути для упрочения положения колонии и возможного освобождения Индии. Для этого в 1885 году был создан ИНК, объединивший преимущественно умеренных лидеров освободительного движения.

Билетик на выход

Найди исторические ошибки

Процесс колонизации Индии начался в начале XIX в. Только к середине XXв. Великобритании удалось установить полностью свой контроль на Индией. Во главе государства стоял император из династии Токугава. Индия стала ведущей индустриальной державой мира. Основная масса населения исповедывала христианство. Недовольство политикой императора в в 1857 г. – 1859 гг. привело к восстанию сипаев. Сипаи — армия набранная англичанами из жителей Индии и обученная на европейский манер. Поводом к восстанию послужило снижение жалованья в сипайских частях. Восстание было жестоко подавлено. В социальной и политической жизни после восстания сипаев ничего не изменилось.

Д/з ответить на вопросы параграфа 17, запомнить даты, выписать понятия.

videouroki.net

Урок по Всеобщей истории для 8 класса «Британское господство в Индии»

Индия- страна сказочных богатств- всегда привлекала завоевателей (слайд №8 герб Британской Индии). Но ни одно завоевание не было столь разрушительным, как колонизация ее англичанами. Британская империя не просто грабила – была создана целая система выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырье, продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото. Непомерные налоги и потоки дешевых английских товаров уничтожали древние ремесла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни стремительно рушился. Но процесс колонизации Индии совсем не был для Британии простым делом и растянулся на много десятилетий, начиная со второй половины XVIII века и практически завершился лишь в 50-х годах XIX столетия. Чтоб захватить и полностью подчинить страну, которая имела огромную территорию и состояла из множества княжеств, англичане использовали разные способы: военную силу, дипломатические маневры, хитрость, подкуп знати и многое другое. Им если на первом этапе захвата, в XVIII столетии, английские купцы вывозили золото, драгоценные камни, пряности и превращали это все в капитал для строительства фабрик и заводов, то в последующие десятилетия все больший интерес для них представляли природные ресурсы индии. Уже в первой половине XIX века англичане создают плантации, где выращивают хлопок, табак, чай, и др. культуры, и отправляют их на переработку в Англию. Таким образом, Индия превратилась в источник сырья для британской промышленности, которая быстро развивалась. Благодаря индийскому хлопку работали многочисленные текстильные фабрики в Ливерпуле, Манчестере и других городах Англии. А сама Индия становится выгодным рынком сбыта для английских промышленных товаров.

Многие годы управление Индией было в руках «Британской Ост-Индской компании», созданной в 1600 году с разрешения королевы Елизаветы І (слайд №9 герб Ост-Индской компании). Купцы-акционеры компании имели монополию на торговлю со всеми странами Индийского и Тихого океанов. В 1639 году в городе Мадрас англичане основали свою первую крепость – форт Святого Георгия, в 1668 году во владение компании перешел Бомбей, в 1690 она основала портовый город Калькутту (слайд №10 карта Индии). С 1744 по 1761 гг. компания вела войну с французской Ост-Индской компанией за господство в Индии. Победили англичане, после чего у Франции на индийской территории остались лишь незначительные торговые позиции.

Британцы в Индии проводили политику «разделяй и властвуй», подкупая местных феодалов и князьков. Чтобы удешевить для себя китайский чай, представители компании захватили и разорили огромными налогами область Бенгалию. Как следствие – масштабный голод. Выжившие индийцы стали дармовой рабочей силой для выращивания опиума, который англичане стали весьма выгодно обменивать на китайский чай. Уже через несколько лет наркомания стала серьезной проблемой китайских провинций – производительниц чая.

Основными источниками дохода британско-индийских властей были земельный налог и правительственная монополия на опиум и соль, которые давали почти 85% всех доходов. Цены на соль были подняты настолько, что этот жизненно необходимый продукт стал роскошью для крестьянина и бедного городского ремесленника.

Военное дело, дипломатическая работа и административная деятельность на захваченных территориях с середины XVIII века стали занимать все больше места в деятельности британской Ост-Индской компании, и она из торгового предприятия превратилась в колониальную власть. В 1773 году британский парламент объявил губернатора компании генерал-губернатором всех владений Великобритании в Индии. Компания приобрела огромные земельные владения, для их охраны строила крепости, формировала и содержала собственные вооруженные силы.

(проверка 2-3 работ в тетрадях)

  1. Система колониального управления Индией.

Учащимся предлагается прослушать доклад одноклассника, обсудить его в группах и закрепить материал, составив схемы .

Учитель проверяет результаты, оценивает лучшие схемы и предлагает учащимся сделать вывод о характере колониального управления Индией.

  1. Политика кастового и религиозного разобщения (творческая группа №1 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №1))

  2. Восстание сипаев (творческая группа №2 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №2))/

По ходу презентации учащиеся самостоятельно записывают в тетради даты, имена, события.

  1. Миф о «бремени белого человека». (слайд 11)

Учитель: наверное, нет среди вас того, кто не знаком с произведением Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли» — о маленьком индийском мальчике, выросшем в джунглях. Этот английский писатель и поэт является так же автором другого, очень неоднозначного произведения – стихотворения «Бремя белого человека», где есть такие строки:

«…Несите бремя белых,

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей;

На службу к покоренным,

Угрюмым племенам,

Наполовину людям,

Наполовину дикарям.

При жизни тебе не видеть

Порты, шоссе, мосты –

Так строй их, оставляя

Могилы таких, как ты!»

Так родился миф о «бремени белого человека», о том, как «белые» — британцы – несли цивилизацию и культуру «отсталым» народам Азии и Африки.

Нельзя отрицать, что британский колониализм привел к некоторым позитивным изменениям в Индии. Уже к концу XIX века страна стала частью мирового капиталистического хозяйства, возникли первые национальные фабрики, быстро рос индийский капитал, велось железнодорожное строительство.

В ходе реформы образования были созданы средние школы с европейской программой обучения, а в 1857 в Калькутте, Мадрасе и Бомбее открылись университеты. Представители высших каст получили доступ к британскому образованию, и в Индии стала формироваться национальная интеллигенция: появились индийцы – врачи, адвокаты, преподаватели. Росло национальное самосознание прогрессивной части индийской интеллигенции и буржуазии.

Но феодальные пережитки обусловили растущее аграрное перенаселение, почвы истощались, урожайность год от года снижалась. Только в 1876-1878 от голода умерло 2,5млн индийцев.

На этом фоне, наблюдая возрастающую политическую активность индийской национальной элиты, британские власти разрешили создать общеиндийскую легальную политическую организацию. В 1885 году в Бомбее прошел учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК) (слайд №12), который в дальнейшем сыграл исключительно важную роль в политической борьбе народов Индостана. Англичане разрешили создать эту партию, так ее руководство избрало не революционные методы борьбы, а тактику постепенного давления на власти для удовлетворения своих требований. Одним из ярких представителей руководства ИНК был Бал Гангадхар Тилак, и о нем нам расскажет мой содокладчик (выступление ученика, подготовившего материал о Б.Г.Тилаке («Личность в истории», опережающее обучение), приложение №3, слайды №13).

Учитель: в период зарождения и развития капитализма в ведущих странах Азии происходит некоторое изменение колониальных методов управления, они становятся более цивилизованными. Это дает возможность европейским интеллектуалам говорить об особенной культурной миссии белого человека в странах Востока. Общественные политические деятели стали заявлять, что с приходом европейцев в страны Азии и Африки жизнь коренных народов улучшилась. Они получили возможность пользоваться результатами прогресса, приобщаться к современным знаниям. Влиятельные политики выступали против «крайностей» колониальной политики и выдвигали требования сделать ее более «культурной», а в целом они оправдывали ее. Например, лидер немецких социалистов Е.Бернштейн утверждал: «Мы должны отказаться от утопической идеи покинуть колонии…Определенная опека культурными народами некультурных народов является необходимостью…»

Таким образом, подавляющее большинство европейских политиков и общественных деятелей поддерживали миф о «бремени белого человека» относительно народов Азии и Африки.

Закрепление материала проводится методом «мозгового штурма» (слайд 14)

  • Чем европейские политики XIX века оправдывали колониальную эксплуатацию покоренных народов?

  • Какие конкретно блага цивилизации принесли европейцы в Индию?

  • Как отражалась европейская система образования на развитии культуры Индии?

  • Можно ли считать благом «европеизацию» интеллектуальной элиты Индии?

  • Способствовали ли колониальные власти сглаживанию кастовых и религиозных различий в обществе? Почему?

  1. Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857-1859гг.?

Учащиеся, получившие индивидуальные задания в начале урока по систематизации материала, выступают со своими итоговыми тезисами по каждому из изучаемых вопросов нового материала.

  1. Рефлексия и подведение итогов урока.

Учитель: Давайте сверимся с таблицей и определим, получили ли мы ожидаемые результаты. А теперь заполните табличку самооценки в «активной карточке». Ваша работа была очень плодотворной, надеюсь, у вас появился стимул более глубоко познакомиться с историей великой, сказочной, загадочной Индии.

Оценивает работу учащихся на уроке.

  1. Инструктаж по домашнему заданию.

Обязательное задание: §29 читать, выучить даты 1857-1859, 1858, проработать вопросы I – IV, уметь читать карту.

По выбору: подготовить сообщения по теме урока.

Опережающее обучение: подготовить презентации к теме «Китай во второй половине XIX века»: 1) Первая опиумная война 1840-1842гг. 2) Тайпинское восстание 1850-1864гг.

  1. Приложения

Приложение №1

Религия и касты в жизни индийского общества

Религия играла важную роль в жизни индийского общества, так как определяла мировоззрение людей, диктовала нормы поведения для повседневной жизни, обосновывала общественное устройство в стране, формировала определенные черты национального характера. Наиболее распространенные религии в Индии – это индуизм и ислам.

Индуизм.(слайд №15)

Индуизм – одна из древнейших на земле религий, зародилась она в Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Отличительная особенность многобожие. Древние индусы считали, что боги обладают теми же душевными качествами, что и люди. Индусы глубоко верили, что все события предопределены судьбой, обо всем, что случалось, говорили: «Это написано на лбу». Главными богами индусов являются Брахма (Бог – творец мира), Шива (Бог – разрушитель) и Вишну (Бог – охранитель).

Ислам.(слайд 16)

Ислам пришел в Индию благодаря арабским и мусульманским завоеваниям и распространился в северо-западных индийских землях и в Восточной Бенгалии с XVI века. Легендарный Акбар в 1580 году создал на основе ислама новую религию, дополнив ее наиболее нравственными элементами других религий. Но после его смерти ислам в его традиционной форме опять занял место официальной государственной религии державы Великих Моголов.

Варны.(слайд 17)

Общество Древней Индии делилось на сословия – варны, которые индийцы называют джати. Принадлежность к варне определялась по рождению, т.е. наследовалась от родителей.

Высшая варна – брахманы, или жрецы.

Кшатрии – воины (вся знать, цари и их семьи).

Вайшья – свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы.

Шудры – слуги.

Особая группа общества, наиболее униженная и обездоленная, называлась «неприкасаемые». Им доставалась самая грязная и унизительная работа (например, уборка нечистот, захоронение трупов и т.п.).

Брахманы, кшатрии и вайшья еще в детстве проходили особый обряд, после которого считались рожденными второй раз. Шудры такой чести не удостаивались, не говоря уж о неприкасаемых.

Касты.(слайд 18)

Кроме деления на варны по рождению, в Индии существовало и деление на касты – по профессиональной принадлежности. Это закрытые группы, имевшие монополию на одну определенную профессию каждая, но, в отличие от варн, кастовая принадлежность не была пожизненной: сменив профессию, индиец менял и касту.

«Разделяй и властвуй»

Британские колонизаторы, используя противоречия между представителями различных религий, варн и каст, умело применяли римский принцип «разделяй и властвуй». Уже в начале их господства серьезно обострились отношения между индусами и мусульманами. Эта вражда подкреплялась тем, что феодалы Индии были преимущественно мусульмане (наследие Великих Моголов), а большинство крестьян были индусами. Умело поддерживая огонь религиозной и кастовой вражды, англичане отвлекали индийцев от идей о едином фронте для борьбы с колонизаторами.

Приложение №2

Восстание сипаев.(слайд 19)

События, произошедшие в Индии в 1857-1859гг, называют по разному. Современные индийцы предпочитают названия «Война за независимость 1857 года» или «Первая война за независимость»; в Великобритании используют термины «Индийский мятеж», «Сипайская война», «Магометанское восстание». Разница в видении одного и того же исторического события очевидна. Мы в нашей работе представим вам наш взгляд на предпосылки, причины, ход восстания и его итоги.

Предпосылки восстания

При генерал-губернаторе английских владений Дальгаузи (1848-1857) обстановка в Индии накалилась. В этот период к территориям, находившимся в орбите влияния Ост-Индской компании, было присоединено несколько крупных областей: Ауд, Пенджаб, Пегу. Были так же объявлены владениями компании вассальные государства, правители которых умерли, не оставив прямых наследников. Дальгаузи отказался платить пенсии приемным сыновьям покойных правителей Карнатика, Танжора и Канпура. Таким образом, число недовольных правлением англичан значительно увеличилось. А центром организованного сопротивления колониальному режиму стали отряды сипаев.

Историческая справка (слайд 20)

Сипаи (от персидского sipahi — «воин») — наемные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся британцами из местного населения. Самой большой была Бенгальская сипайская армия, а большинство ее командного состава были выходцами из высших варн – брахманов и кшатриев. Сипаи-мусульмане также принадлежали к высшим социальным слоям.

Дальгаузи сократил плату сипаям, которая и до этого была в разы меньше платы англичан — военных, урезал им пенсии и льготы. Сипайские полки стали использовать в завоевательных походах в другие страны. Индийские правители, которых также лишили привилегий, стали подстрекать сипаев к бунту.

Повод к восстанию

Последней искрой, которая разожгла огонь восстания, стала открытая издевательство колонизаторов над религиозными чувствами индийцев. Накануне восстания среди сипаев распространились слухи о том, что скоро индийское население начнут насильно обращать в христианство. В довершение отряды сипаев получили патроны, обернутые в предохранительную бумагу, пропитанную свиным или воловьим жиром. Надо заметить, что техника стрельбы тогда была такова, что эту бумагу с патрона солдат срывал зубами – то есть мусульмане вступали в контакт со свинным салом, а всем известно, что они не едят запрещенную Кораном свинину, а индийцы пришли в ужас от необходимости контакта с воловьим жиром: корова – священное животное в Индии.

Ход восстания.(слайд 21)

За отказ принять патроны 9 мая 1857 года в Мирате к каторге были приговорены 85 сипаев-кавалеристов. Уже на следующий день началось восстание. Сипайская конница освободила арестованных и двинулась на Дели. Присоединившееся к восстанию мусульманское население города уничтожило около 500 европейцев и провозгласило султаном 80-летнего потомка Великих Моголов Бахадур-шаха, который был пенсионером Ост-Индской компании. Султан не сразу поддержал восставших, но все-таки примкнул к ним. В это же время вспыхнуло восстание в Канпуре и Лакхнау.

Движение в Канпуре возглавил Нана-Сахиб (слайд 22) (настоящее имя Данду Пант), приемный сын правителя-пешвы, которого англичане лишили права наследовать престол княжества. Восставшие окружили находившихся в городе европейцев и их семьи: после 19-дневной осады гарнизон сдался на милость победителя. Однако Нана-Сахиб обманул англичан – все мужчины были расстреляны, а их жены и дети оставлены в качестве заложников.

Английскому гарнизону Лакхнау, княжество Джханси, повезло больше: ему удалось продержаться до прихода подкрепления. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что в этом княжестве одним из руководителей повстанцев была вдова махараджи Лакшми-Бай (слайд 2.5), приемного сына которой также лишили права на престол. Эта героическая женщина водила в бой кавалерийский отряд, и мужчины ей беспрекословно подчинялись. Погибла она в бою под Гвалиором.

Документ

Повстанцы Дели обратились к населению Индии с воззванием: Пусть будет известно всем индусам и мусульманам, жителям Индии, что управление собственной страной является одним из величайших благ, дарованных небом. Не тиранам англичанам управлять нами… Объединимся же для общей защиты жизни, имущества, религии и изгоним англичан. Пусть все мусульмане и индусы предоставят посильную помощь. Мы боремся не за материальные ценности, а за нашу веру. Большой и малый – все равны в священной войне.

Сипайские части Ауда и Бенгалии присоединились к восставшим, однако мадрасские и бомбейские полки остались верными англичанам. Таким образом, восстание охватило преимущественно территорию долины Ганга. Хайдарабад и Марахатская конфедерация повстанцев не поддержали. Англичанам также удалось склонить на свою сторону сикхов Пенджаба, используя их антимусульманские настроения. В центральной Индии к восстанию примкнуло лишь несколько местных князей.

Британская администрация попыталась своими силами подавить восстание, направив три отряда на Дели, Канпур и Лакхнау. Штурм Дели продолжался неделю. Против 30 тыс. сипаев сражалось 8 тыс. англичан и отряд пенджабских сикхов; половина европейцев погибла. После взятия Дели англичане изгнали все индийское население, жестоко расправились с повстанцами (слайд 23). Британская артиллерия расстреляла главную мечеть и окрестные здания, где проживала мусульманская элита Индии. Бахадур-шах был арестован, два его сына и внук расстреляны. Последний из Великих Моголов умер в Рангуне в 1862 году. Повстанцев казнили с помощью пушек. Тела разлетались на куски, но сипаи встречали смерть молча, с высоко поднятой головой.

Последствия восстания

В 1858 году Британская Ост-Индская компания была распущена, а управление Индией передано государству. Было сформировано новое правительство, а генерал-губернатор Индии получил титул вице-короля. Он провозгласил религиозную терпимость, допустил индусов на госслужбу. Королева Виктория издала обращение, в котором обещала «свято уважать права, честь и достоинство туземных князей», подчеркнула неприкосновенность земельной феодальной собственности, запрещено было повышать налоги.

И хотя восстание сипаев не достигло своей цели, оно наглядно продемонстрировало колонизаторам стойкость духа и неистребимую любовь к свободе индийцев.

Приложение №3

Бал Гангадхар Тилак.(слайд №24)

Вождь демократического крыла национального движения Индии родился в 1856 году в знатной брахманской семье. Получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлся видным ученым – историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Вместе с несколькими друзьями Тилак создал в Пуне независимую среднюю школу, где преподавание было пропитано патриотическим духом, а в 1880 основал газету «Кесари» («Лев»). Тилак принимал активнейшее участие в создании ИНК, и когда в партии возникло два течения – возглавил левое, демократическое («крайние»). В Махараштре, на своей родине, Тилак создавал молодежные национальные спортивные организации, организовывал народные празднества в честь национальных героев, призывал к решительной борьбе с колонизаторами. Он и его сторонники считали, что ИНК достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но вооруженную борьбу Тилак отвергал. Он призывал крестьян к борьбе под религиозными лозунгами, идиализировал касты и древние верования. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного противника, и в 1897 г он был арестован и заключен на 6 лет в тюрьму.

infourok.ru

Урок «Индия «(8 класс)

Разработка. Индия

Тема: Индия в XVI – XVIII века.

Цель: охарактеризовать экономическое и политическое положение империи Великих Моголов; определить вклад Индии в развитие мировой культуры; развивать у учащихся умение анализировать источники информации, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственную точку зрения; развивать различные группы компетентности; приобщение к самостоятельной работе; развивать познавательную активность; уметь использовать межпредметные связи; развивать творческую активность учащихся;

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут:

показывать на карте территорию Индию;

узнать о характерных чертах развития государства;

создать представление о внутренней жизни и экономике Индии;

развивать умения формулировать причины событий;

описывать памятники индийской культуры;

высказывать мнение о вкладе индийской культуры в развитие мировой культуры;

прогнозировать собственную работу на уроке и уметь оценивать ее;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учащихся

Какую связь имеют данные слова и словосочетания: «П»,сахар, десятичные дроби, цифры 1,2…,число 0, «земля имеет форму шара», шахматы(кросссенс)

+Индия.

3.Активизация знаний и умений учащихся

1).Что для нас современная Индия? Прием «цепочка» .

Примерные ответы учеников: (Фильмы, танцовщицы, религиозные секты, батик, Нац. одежда – сари, Слоны, Чай, река Ганг, Горы Гималаи, йоги, Украшения,Специи, Божественные существа, Священне животные,Менди.)

2).Презентация учащегося «Интересные факты об Индии»

  1. Интересно знать, что за последние 10 000 лет Индия не вторгалась на территорию другой страны, хороший факт

  1. 5000 лет назад, когда большинство населения земли были кочующими лесными жителями, индийцам (жителям Индии) удалось создать Хараппскую цивилизацию. Цивилизация расположилась на долине Шинду (Запад современной Индии)

  2. Название «Индия» происходит от реки Инд, которая приютила вокруг себя самые первые поселения. Арийцы называли реку Инд «Шинду».

  3. Персы вторглись на территорию Индии, после чего появилось название «Индостан», которое происходит от «Шинду» и «Инду», и является одним из названий земель Индии.

  4. Индия − родина шахмат

  5. Алгебра, геометрия – также берут начало здесь

  6. Интересный факт: математический термин «вес разряда» и десятичная система исчисления была разработана в Индии в 100 г. до н.э.

  7. Индия занимает 2е место по численности населения и 7е место в мире по территории.

  8. В Индии почтовых офисов больше, чем в какой-либо другой стране.

  9. Интересный факт: самый первый университет в мире был основан в Индии в 700 г. до н.э. Более 10,5 тыс. студентов со всех концов света изучали более 60 предметов. Другой университет, Наланда, построенный в IV ст. – одно из самых выдающихся достижений древней Индии в сфере образования.

  10. Интересный факт о медицине: Аюр-веда – первая школа медицины в истории человечества. Аюр-веда появилась около 2500 лет назад в Индии.

  11. Индия была одной из самых богатых стран мира вплоть до Британской колонизации в начале 17 века. Колумб, первооткрыватель Америки, надеялся найти морской путь в Индию именно из-за неописуемого богатства Индии.

  12. Математик и астроном Бхаскара (1114 – 1185) смог удивительно точно подсчитать количество времени, которое Земля тратит на 1 полный оборот вокруг Солнца. Это время составляет 365,258756484 дней.

  13. Баудхаяна – талантливый математик Индии, которому удалось точно подсчитать значение числа Пи. Помимо этого ему удалось сформулировать основную часть теоремы Пифагора. Данные открытия этим индийским ученным были сделаны в 6 веке, задолго до появления европейских математиков.

  14. Интересные факты возвращают нас к алгебре в Индии: квадратные уравнения уже использовались ученными Индии в XI веке. Наибольшие числа, которыми оперировали греки и римляне составляли числа порядка 100, тогда как уже в 5000 г. до н.э. индийские ученные использовали числа порядка 1053 (10 в степени 53). Числа таких порядков имели свои собственные названия в Индии. В наши дни, самое большое число с собственным названием – Гугол 10100 (10 в степени 100).

16.До 1896 года Индия была монополистом в области добычи алмазов.

  1. Мост Бейли – самый высокий мост в мире, расположенный в Гималаях (Индия), построенный в 1982 г.

  2. Сушурата – общепризнанный основоположник хирургии, живший в Индии более 2600 лет назад. Индийскому ученному удавалось провести успешные операции по удалению катаракты, протезированию, кесарево сечение, удалению камней из мочевого пузыря, пластической хирургии, операции над головным мозгом.

  3. Знание анестезии (обезболивания) было доступно врачам древней Индии. В древних писаниях были найдены подтверждения о познаниях древней цивилизации в анатомии, пищеварении, метаболизма, физиологии, этиологии, генетики и иммунной системы.

  4. Индуизм – основная религия Индии, второе место занимает ислам.

  5. В Индии находятся 300 тыс. действующих мечетей, это больше чем в какой-либо другой стране.

  6. Более 5000 лет назад в Индии зародилось учение йоги.

4. Изучение нового материала.

1.Создание Могольского государства.

1). Рассказ учителя.

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов. В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 г. гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце четвёртого века распалось. В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшей. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане . В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети. Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в 13 веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тимура в 1398—1399гг.. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 г. остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами .Это сделал полководец Бабур (правнук завоевателя Тимура). Самыми выдающимися правителями империи Великих Моголов были Бабур, Акбар, Шах Джахан и Аурангзеб. После смерти последнего государство фактически распалось.

2). Работа в группах с историческими источниками и иллюстрациями. Знакомство с деятельностью великих правителей империи Моголов. (Учащиеся обозначают достижения деятельности правителей на илюстративном материале).

Материал для работы в группах

№ 1. «Бабур».

Бабур, Захиреддин Мухаммед (1483-1530), основатель державы Великих Моголов в Индии, просуществовавшей более двух столетий (1526-1761). По отцовской линии — потомок Тимура, по материнской, возможно, Чингисхана. Этот человек вошёл во всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI-XVIII веках державы на территории Индии и Афганистана — Могольской империи. Могольской эта империя называлась потому, что создатель её был внуком Тамерлана, который, в свою очередь, был дальним потомком Чингисхана — то есть монголом. Великими Моголами называется династия, начало которой положил этот человек. Имя его — Бабур. Бабур означает «лев». Большую часть своей жизни Бабур провёл в военных походах и сражениях. Он безуспешно пытался объединить разрозненные области Мавераннахра и создать новое великое государство Тимуридов. Его мечтам суждено было осуществиться в Индии, куда он отправился со своими войсками в 1526 году. Бабуру удалось создать основу для Империи великих монголов в Индии, которая просуществовала около 300 лет. Его идеи проповедовали установление согласия между народами, а также внедрение просвещения во все слои населения. Один из индийских ученых, Трипатхи Рам Просад, давая оценку этой победе Бабура при Панипате, писал, что и «победа при Панипате Захиреддина Мухаммеда Бабура заложила фундамент Великой могольской (т.е. Бабуридской) империи в Индии, которая по своей пышности, мощи и культуре осталась величайшей империей в мусульманском мире и могла даже соперничать с Римской империей».Несмотря на очень краткое по времени правление в Индии (1526-1530 гг.), Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную страну и провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношений и налоговой системы. По его приказу благоустраивались мечети, сооружались здания различного назначения, строились бани, рылись колодцы и т.д. В крупных городах Индии — Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре — Бабуром были заложены сады и парки с декоративными растениями. Характерно то, что при планировке садов Бабур применял среднеазиатскую систему чарбаг Наряду со своей военной и политической деятельностью Бабур был великим поэтом, чьи рубаи (лирические четверостишия) восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня. Его перу принадлежит одно из самых известных в мировой литературе восточных произведений «Бабур-наме». Умер Бабур в 1530 г..Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьям .

№ 2 «Акбар».

В переводе с арабского Акбар означает «Великий», и жизнь его — лучшее тому свидетельство. «По действиям и движениям он не был похож на людей этого мира, и величие Бога проявлялось в нем», — писал его наследник Джахангир. Он был третимпадишахом Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов Бабура . Акбар укрепил могущество страны, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии. Взойдя в 1556г. на трон, через четыре года Акбар подавил ряд мятежей . Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии .Он провел ряд реформ, целью которых было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джидзью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии. Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов .В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий .Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605г., престол унаследовал Салим под именем Джахангира.

№ 3. «Шах Джахан».

Монгольский государственный деятель, правитель (в 1627-1658 г.) , внук Акбара.Монгольской империи, в молодости носил имя Хуррам, получил своё имя-титул («правитель мира») В 1622-25 г. восстал против своего отца Джахангира, но был разбит и прощён. Став Великим Моголом (1627 г.), убил своих братьев и родственников, чтобы избавиться от претендентов на престол. Шах-Джахан не провёл никаких принципиально важных реформ государственного управления.Он практически всю жизнь провёл в войнах. При нём в империи вновь был введён отмененный Акбаром лунный календарь, мусульманским сановникам было запрещено брать в жёны индусок, а также было разрушено несколько индуистских храмов. В его правление были построены величественные сооружения: Тадж-Махал, мавзолей себе и своей жене Мумтаз-Махал (в Агре), «Красный форт», «Соборная мечеть» (в Дели) и прочие, принадлежащие к лучшим памятникам монгольской архитектуры. Во время его правления произошел страшный голод 1630 на юге страны, провал многочисленных попыток отобрать захваченный Ираном Кандагар и т. д., усилилось проникновение в Индию европейских торговых компаний. Слух о его смерти в 1658 г. привёл к междоусобной войне его сыновей, в результате которой престол захватил старший Аурангзеб. Вплоть до смерти он был заточён в своих покоях и в окно мог видеть гробницу своей жены .

№ 3. « Аурангзеб»

Аурангзеб — падишах Империи Великих Моголов под именем Аламгир I («Покоритель Вселенной») в 1658-1707гг.., при котором Могольская империя достигла наибольшей протяжённости и могущества(объединил почти весь Индостан). Имя «Аурангзеб» по-персидски значит «Украшение трона». В 1657—1659 годах Аурангзеб вёл за наследование престола междоусобную войну со старшим братом . Истребив братьев-конкурентов и их потомство, Аурангзеб сверг собственного отца и заточил его в Красном форте в Дели. О богатстве самого Аурангзеба складывались легенды. Известные иностранцы, побывавшие в его дворце в Дели, возвращались восхищенные – ничего подобного им не доводилось видеть ни в Европе, ни даже в странах Востока. Ревностный насадитель ислама в Индии, Аурангзеб отменил веротерпимость прежних Моголов, ввёл джизью, или налог с немусульман, осквернил многие индуистские святилища. Из-за этого его фигура остаётся до сих пор крайне противоречивой в Индии. Аурангзеб проводил такую внутреннюю политику, которая поставила под вопрос существование империи Великих Моголов. В стране начались преследования и дискриминация по религиозному признаку, что сделало жизнь немусульманского населения невыносимой. Разорялись индусские храмы, конфисковывалось в пользу казны имущество индусских купцов. Это вызвало многочисленные антимогольские вооруженные выступления, во многих случаях во главе их стояли местные раджи. Вооруженные столкновения между правительственными войсками и мятежниками продолжались 26 лет, до самой смерти Аурангзеба в 1707 году. В результате этой войны могольское войско лишилось большей части раджпутской конницы, которая составляла основную силу империи Великих Моголов. Правлению Великих Моголов на территории собственно Индии подходил конец. У Аурангзеба на морском побережье появился новый, сильный противник в лице европейских торговых компаний, которые располагали собственными войсками, оснащенными современным огнестрельным оружием. В борьбе против царства Великих Моголов европейцы опирались на местных мятежных раджей, используя подкуп и религиозную вражду местного населения с мусульманами. Поэтому после его смерти империя фактически распалась.

3). Работа с линией времени. (Представители групп вывешивают в хронологической последовательности на линии времени портреты правителей и сообщают их достижения).

4). Выводы учителя. Основатель империи — Бабур(1526-1530). Акбар(1556-1605) — создал и укрепил государство. Шах-Джахан (1627-1658)-расширил земли империи, при нём империя Моголов достигла высшего великолепия и могущества. Аурангзеб (1658-1707)- последний правитель, который внутренней политикой разрушал отчасти труды его предшественников, что в результате привело к распаду империи.

Физминутка

2. Британское завоевание Индии.

1). Инсценировка «Подчинение англичанами Индии».

2).Выполнение задания .Определить, как удалось англичанам подчинить себе Индию.

3) Выводы учителя. Почему англичанам удалось подчинить себе такую большую страну, как Индия? Какое влияние оказали на судьбу Индии европейские колонизаторы?

1) Существование каст в Индии препятствовало образованию большой армии, что способствовало успехам завоевателей.

2) С распадом империи Великих Моголов в Индии существовало несколько государств, враждовавших между собой.

3) Европейцы (англичане) с успехом использовали правило рим­ского сената: «разделяй и властвуй». Они натравливали одних кня­зей на других, оказывая помощь князьям в их борьбе друг с другом, постепенно подчиняя их себе.

Европейские колонизаторы разоряли страну, подрывали эконо­мику Индии высокими налогами, скупая за гроши пряности. Не вы­держивая конкуренции с английскими товарами, разорялись индий­ские ремесленники. В конце XVIII в. в одной только Бенгалии, тер­риторией которой завладела Ост-Индийская компания, от голода погибло 10 млн. человек. Индия превращалась в источник сырья и рынок сбыта для английских мануфактур.

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

Графический диктант.

1.Основателем династии Моголов является Акбар. (↓).

2. Религиозную веротерпимость проявлял правитель Бабур.. (↓)

3.Тадж -Махал был постоен Шахом Джаханом.. (↑)

4.Аурангзеб запрещал живопись, музыку и танцы.(↑)

5. Индия стала лёгкой добычей в результате междоусобиц её мелких правителей.(↑)

6. Подведение итогов урока.

1). Самооценивание.(Взаимооценивание)

Этапы урока

Разгадывание Кроссенса

Обсуждение «Современная Индия»

Работа с историческими источниками

Работа с линией времени

Инсценировка

Обсуждение

Графический диктант

Презентация

Общий балл

2). Итоги учителя.

7. Домашнее задание.

1). Проработать параграф 27, выучить основные даты и понятия.

2). Составить исторические задачи с линией времени.

infourok.ru

Trojden | Индия под властью англичан: Загладин Н. В.

ГЛАВА 5

После завершения промышленного переворота Европа окончательно утвердилась в качестве лидера в мировом развитии.

В 1750 г. доля европейских стран в мировом производстве (промышленном, мануфактурном, ремесленном) составляла лишь 23,2 %, в 1800 г. — 28,1 %, к 1850 г. она увеличилась до 53,2 %. Европейские державы контролировали международную торговлю, мировые морские пути, обладали бесспорным военно-техническим превосходством над странами Азии, Африки и Латинской Америки. Англия и Франция, наиболее развитые в промышленном отношении, в XIX в. существенно расширили свои колониальные империи.

Вспомните, когда началось завоевание Индии Великобританией. Какую политику проводили английские колонизаторы в этой стране?

Завершение покорения Индии. В начале XIX в. английское проникновение в Индию замедлилось. Основные силы Англии были сосредоточены на борьбе с наполеоновской Францией. Французские агенты пытались подтолкнуть сохранившие независимость индийские княжества к войне с англичанами. Однако разобщенность княжеств помешала им воспользоваться временными затруднениями Великобритании.

Ост-Индская компания была главным проводником английского влияния в Индии. После завершения войны в Европе Англия выделила компании дополнительные войска. Они разгромили и подчинили себе Маратхские княжества в центре Индии. Княжество Майсур еще раньше признало свою вассальную зависимость от компании. В итоге к началу 1820-х гг. под ее властью оказалась большая часть территории страны. Индия стала базой дальнейших завоеваний Великобритании в Азии.

В результате англо-бирманской войны 1824—1826 гг. Бирма лишилась части территории и вынуждена была заключить неравноправный торговый договор. С конца 1830-х гг. Англия втянулась в борьбу за контроль над Афганистаном. Особое ее внимание привлекало княжество Герат, находившееся на пересечении торговых путей, связывавших Индию с Ираном и Средней Азией. В 1838 г. под предлогом защиты Герата от претендовавшего на него Ирана в Афганистан вступили англо-сипайские войска. Они заняли Кабул и возвели на престол своего ставленника.

Сипаи — военнослужащие, набранные англичанами из жителей Индии и обученные на европейский манер.

В 1841 г. в стране началось восстание. Оккупационные войска вынуждены были покинуть Кабул. При отступлении зимой через горные перевалы англо-сипайская армия была полностью уничтожена повстанцами. Из более чем 15 тыс. человек спасся лишь один. В 1842—1843 гг. англичане вновь предприняли поход на Кабул, но в конечном итоге им пришлось покинуть Афганистан.

Стремясь восстановить свой престиж, подорванный неудачей, Ост-Индская компания начала войну против последних сохранявших независимость княжеств на территории Индии. В 1843 г. к владениям компании был присоединен Синд, началась война против государства сикхов, которая завершилась в 1849 г. полным его покорением.

Колониальный режим. Промышленность метрополии остро нуждалась в рынках сбыта и сырье. Управляя Индией, англичане стремились извлечь из колонии максимально возможную прибыль.

По требованию английских промышленников еще в 1813 г. исключительное право Ост-Индской компании на торговлю с Индией было отменено. За ней сохранились лишь функции управления колонией. На индийские рынки получили доступ все английские предприниматели. Беспошлинный ввоз британских товаров препятствовал созданию в Индии собственной промышленности и разорял местных ремесленников. В то же время в Индии началось строительство железных дорог, линий телеграфной связи и мастерских по их обслуживанию. Это создавало почву для последующего развития страны.

Сипаи

Английские войска штурмуют крепость в Синде. 1843 г.

1849 г. — завершение завоевания Индии англичанами

Важнейшим источником доходов колониальных властей была монополия на торговлю солью и опиумом. В управлении Индией, а также при взимании земельного налога англичане опирались на местных феодалов. Число вассальных (подчиненных Англии) княжеств достигало 500. Их властителям было запрещено устанавливать связи с другими государствами, содержать собственные войска. Поддержание порядка взяла на себя англо-сипайская армия. Однако за князьями была сохранена власть над зависимыми от них крестьянскими общинами и право собирать с них налоги. По роскоши дворцов с князьями могли соперничать лишь английские губернаторы, хотя даже мелкие чиновники колониальной администрации имели сотни слуг, лошадей и слонов.

Голод в Махараштре (Индия)

1 млн 250 тыс. человек унес голод в Махараштре в 1876—1878 гг. Тем не менее колониальная администрация ввела дополнительные налоги и начала взыскивать их с голодающего населения.

Английские власти стремились создать прослойку верных им индийских чиновников и служащих. С этой целью были созданы школы и университеты с европейской программой обучения. к которой допускались только представители высших каст. В 1820-е гг. появились первые газеты на языках крупнейших народностей Индии. Началось формирование индийской интеллигенции. Многие ее представители болезненно воспринимали отсталость страны и ее зависимый статус.

Основное бремя по содержанию князей и колониальной администрации несло индийское крестьянство. Англичане не отменили общинного землевладения, но проводимая ими политика подорвала его основы. При высоком уровне земельного налога многие крестьяне не могли своевременно вносить требуемые платежи. В этом случае их земли и имущество подлежали продаже. В ряде княжеств ответственность за выплату налога возлагалась на общину в целом. При задолженности хотя бы одного общинника все земли общины подлежали принудительной продаже, а общинники-земледельцы становились бесправными арендаторами.

Поборы разоряли крестьянство и становились причиной частых восстаний. Постепенно общинные земли переходили к новым владельцам: английским чиновникам, местной индийской знати, сборщикам налогов и ростовщикам. Крупные землевладельцы разводили культуры, предназначенные для экспорта, — опиумный мак, хлопок, табак, чай и кофе. Это вело к сокращению площади земель, использовавшихся для производства продуктов питания. В результате типичным для Индии явлением стала постоянная нехватка продовольствия. Нередко целые районы были охвачены голодом.

Что являлось причиной частых крестьянских восстаний?

Восстание сипаев в Индии. Политика британских властей вызывала постоянный рост недовольства населения Индии, что в конечном итоге привело к восстанию 1857—1859 гг.

Непосредственным поводом для выступления стало введение в сипайских частях новых винтовок, при заряжании которых обертки патронов, пропитанные жиром, надо было срывать зубами. Это оскорбляло религиозные чувства индусов как индуистского, так и мусульманского вероисповедания. Для них говяжий и свиной жир были запретными продуктами.

В мае 1857 г. восставшие синайские части заняли бывшую столицу Великих Моголов город Дели. От имени последнего представителя этой династии, шаха Бахадура, население страны было призвано к войне за освобождение страны. Мусульмане, живущие в Индии, присоединились к восстанию. Они провозгласили джихад против англичан. Вскоре восстание охватило всю центральную часть страны. Повстанцы расправлялись с английскими чиновниками, спасавшимися бегством, громили малочисленные английские гарнизоны.

Джихад — священная война против иноверцев, провозглашаемая мусульманами.

Считается, что души воинов, погибших в этой войне, сразу попадают в рай.

К осени англичанам, получившим подкрепление, удалось перехватить инициативу. В ноябре их войска заняли Дели, учинив в городе кровавую резню. Восстание приобрело характер партизанской войны, которая в отдельных районах продолжалась многие годы.

Сдача англичанами Дели. 1857 г.

Сражение английских и синайских войск в Северной Индии. 1858 г.

Каковы причины поражения сипаев?

Поражение восстания объясняется рядом причин. Англичанам удалось своевременно разоружить многие считавшиеся неблагонадежными синайские части. Силы взбунтовавшихся сипаев были рассредоточены по обширной территории. У них не нашлось командиров, способных организовать наступление на крупные города, удерживавшиеся англичанами. Большинство индийских феодалов не поддержали восстание, а те, которые к нему примкнули, не смогли согласовать свои действия.

После того как английские власти гарантировали неприкосновенность владений и привилегий местной знати, князья, ранее выступившие на стороне повстанцев, отказались от дальнейшей борьбы с колонизаторами. Крестьянство в основном осталось пассивным наблюдателем. Руководители восстания не учли интересов крестьян, не дали никаких обещаний, касающихся налогов и возвращения конфискованных за долги земель.

1857—1859 гг. — восстание сипаев в Индии

Английские войска штурмуют Дели. 1857 г.

Предводители синайского восстания, привязанные к дулам пушек, ожидают казни

Почему восстание сипаев было подавлено с исключительной жестокостью?

Перечислите итоги восстания сипаев.

Тем не менее восстание сипаев заставило правящие круги Великобритании изменить свою политику. Ост-Индская компания была отстранена от руководства колонией. Индия стала управляться вице-королем, назначаемым Лондоном. Были приняты законы, улучшавшие положение арендаторов. Ограничивалась возможность произвольного повышения арендной платы и сгона арендаторов с земли. Синайская армия была реорганизована, ее численность уменьшена, сипаям было запрещено служить в артиллерии. Представители высших каст Индии получили доступ к образованию в университетах метро I юл ии.

Индия в конце XIX — начале XX в. В 1877 г. королева Великобритании Виктория была коронована как императрица Индии. Это обеспечило индийским князьям статус ее вассалов. В начале 1880-х гг. газеты издавались на большинстве языков Индии, расширились права органов местного самоуправления. При вице-короле, представлявшем императрицу, и губернаторах провинций создавались консультативные советы из местной знати и буржуазии. Индийским судам было разрешено рассматривать дела англичан при условии, что присяжные будут европейцами. В 1885 г. была учреждена первая общенациональная политическая партия — Индийский национальный конгресс (ИНК). Она стремилась к выражению интересов всех народов, живущих в Индии, а не отдельных княжеств.

Королева Виктория

Требования ИНК первоначально носили весьма умеренный характер. Они сводились к пожеланиям введения минимальной таможенной защиты зарождающейся индийской промышленности, расширения доступа индийцев к высшему образованию, военной службе и государственному управлению.

Вскоре в ИНК выделилось революционное крыло во главе с Балгангадхаром Тилаком, выходцем из знатного, разорившегося рода брахманов. По мнению Тилака, ИНК должен был не просить, а добиваться выполнения своих требований, не останавливаясь перед применением насилия. Его сторонникам удалось организовать массовые беспорядки на религиозной почве в ряде крупных промышленных центров. В 1907 г. Тилак и его единомышленники были исключены из ИНК. Впоследствии они подверглись судебным преследованиям.

1885 г. — образование Индийского национального конгресса

Ткачи в Южной Индии

М. Ганди

Тем не менее британские власти обратили внимание на тяжелое положение трудящихся Индии. В 1911 г. был принят закон об ограничении продолжительности рабочего дня 12 часами, запрещении труда детей в возрасте до 9 лет. Для детей до 14 лет рабочий день ограничивался 7 часами.

В борьбе за дальнейшие реформы партия ИНК взяла на вооружение тактику, разработанную Мохандасом Ганди. Впервые она была успешно применена им в Южной Африке для защиты интересов рабочих-индусов. Эта тактика предполагала проведение кампаний гражданского неповиновения. Их участники отказывались сотрудничать с колониальными властями, бойкотировали английские товары, проводили мирные шествия и т.д. При этом полностью отвергалось применение насилия.

Метод ненасильственного сопротивления в последующие десятилетия стал основным средством борьбы ИНК за независимость страны.

Вопросы и задания

1. Какие территории в Азии были захвачены Великобританией в первой половине XIX в.? Покажите их на карте.

2. Какую политику проводили английские колониальные власти в Индии? Каким было положение основных слоев индийского населения?

3. Кого в Индии называли сипаями? Что послужило поводом к восстанию сипайских войск?

4. Заполните таблицу «Восстание сипаев в Индии».

Даты

Причины восстания

Ход военных действий

Причины поражения

       

Сделайте вывод о том, как восстание повлияло на политику Великобритании в Индии.

5. Какие изменения в управлении Индией произошли в конце XIX — начале XX в.?

6. В чем состояли основные цели и тактика действий ИНК?

Изучаем документы

ИЗ ПИСЬМА ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ИНДИИ ЛОРДА КАННИГА (24 ДЕКАБРЯ 1857 Г.):

Положим, что с конца мая в Калькутте высадилось 23 тыс. человек. Где они? <…> Мы буквально отданы на милость туземцев, и спокойствие поддерживается главным образом благодаря лояльности и усилиям высших классов — раджей, заминдаров и чиновников из туземцев. Несомненно, что их интересы требуют поддержания порядка в стране, но оскорбление своей расы они чувствуют так же остро, как и все люди, и некоторые из них <…> не далеки от искушения избрать собственную линию поведения и, воспользовавшись случаем, попритеснить своих соседей и захватить их земли, пока не выяснится, как повернется дело у нас.

На какую категорию местного населения Индии опирались колониальные власти? В чем проявлялась двойственность положения высших слоев Индии?

ИЗ ПИСЬМА ГУБЕРНАТОРА ПЕНДЖАБА Д. ЛОУРЕНСА:

Пленники были захвачены, когда они боролись против нас, и поэтому они не заслуживают снисхождения. Но при первом размышлении я бы не предал смерти всех <…> Убить сто двадцать человек — это слишком много. Цель наша заключается в том, чтобы дать пример, который запугал бы других. Я думаю, что мы достигнем этой цели, умертвив четверть или третью часть пленников. Я бы выбрал всех тех, относительно кого известно что-либо плохое, например вообще дурной характер, буйство, выдающаяся роль в возмущении или в бою, непочтительное поведение по отношению к офицерам в последнее время перед восстанием и т.д. Если таких не наберется достаточное количество, я бы присоединил к ним старейших солдат. Все они должны быть расстреляны из пушек, что будет наиболее приличествующим способом.

Остальных я бы разделил по группам: некоторые должны быть подвергнуты заключению на 10 лет, другие — на 7, на 5, некоторые на 3 года.

Как колониальные власти расправлялись с повстанцами?

ИЗ МАНИФЕСТА КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ К КНЯЗЬЯМ, ВОЖДЯМ И НАРОДУ ИНДИИ (1 НОЯБРЯ 1858 Г.):

<…> В силу веских причин мы решили по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в парламенте, принять на себя управление территориями Индии, управлявшимися Доселе по нашей доверенности досточтимой Ост-Индской компанией <…>

Объявляем туземным князьям Индии, что все договоры и обязательства, заключенные с ними Ост-Индской компанией, нами подтверждаются <…>

Мы будем уважать права, достоинство и честь туземных вождей как свои собственные и желаем, чтобы они, так же как и наши подданные, пользовались плодами того благоденствия и общественного прогресса, которые обеспечиваются лишь внутренним миром и хорошим управлением <…>

Твердо придерживаясь сами истин христианской веры… мы отрицаем за собой и право и желание навязывать свою веру кому-либо из наших подданных <…>

Наша воля такова, чтобы, поскольку это будет возможно, наши подданные, без различия их веры или национальности, свободно и беспристрастно допускались к занятию должностей на нашей службе, которые они смогут исправно выполнять в зависимости от их образования, способности и честности.

Что изменилось в управлении Индией? Какие принципы должны были лежать в основе отношения колониальных властей с местным населением?

trojden.com

Презентация к уроку истории 8 кл. «Индия под властью англичан»

Всеобщая история

8 класс

Тема урока

Индия под властью англичан

Введение в тему

Работа с учебником стр.142 — 143

  • Найдите выделенные даты на с. 143. Назовите хронологические рамки изучаемой темы. Что мы знаем об Индии до XIX века?
  • Найдите выделенные даты на с. 143.
  • Назовите хронологические рамки изучаемой темы.
  • Что мы знаем об Индии до XIX века?

Индия – «жемчужина в короне Британской империи».

Индия — колония Британской империи

Нам предстоит сегодня выяснить, как изменилась страна к концу XIX века.

Исторический документ № 1 . «Объединимся для совместной защиты жизни, имущества, веры и прогоним англичан!» /Из воззвания восставших жителей Индии в 1857г./

Исторический документ № 2 . В 1860 году в Индии было построено англичанами 1000км ж/д, к 1910 году – 52 000км.

Прочитайте и ответьте на вопросы:

— Как можно оценить влияние британского владычества на Индию: положительно или отрицательно?

С одной стороны, британское владычество воспринималось отрицательно, с другой – оно имело положительные последствия (протяжённость железных дорог)

Что нам предстоит сегодня выяснить?

Проблема

Положительно или отрицательно британское владычество сказалось на развитии Индии?

-Обратите внимание на проблему, сегодня она включает две части. Какие?

-Первая часть – положительное влияние, вторая — отрицательное

Поиск решения

Наша исследовательская работа тоже будет состоять из двух частей. Для этого заполните таблицу,

просмотрев фильм и прочитав п.4 стр. 146 — 147

Положительные стороны колонизации Индии

Отрицательные стороны колонизации Индии

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  • Строительство фабрик и ж/д;
  • Расширение доступа индийцев к высшему образованию, военной и государственной службе;
  • Ограничение продолжительности рабочего дня до 12 часов;
  • Запрещение труда детей до 9 лет;
  • Сокращение рабочего дня детей до 14 лет 7-мью часами;
  • Создание ИНК
  • Управление Индией осталось в руках Англии;
  • Тяжелое положение трудящихся;
  • Важные государственные посты занимали англичане.

Подчеркните те черты, которые соответствуют чертам модернизации. Какой можно сделать вывод?

Под влиянием британского владычества в Индии началась модернизация

Тема: Индия под властью англичан

Проблема

Положительно или отрицательно британское владычество сказалось на развитии страны?

Как мы можем ответить на проблемный вопрос?

В британском владычестве в Индии есть как положительные, так и отрицательные стороны.

С одной стороны, не стало раздробленности на десятки княжеств и начались активные процессы модернизации, с другой – нарастало противостояние в отношении англичан и индийцев, шла борьба мирными средствами за равноправие индийцев и англичан в экономике и управлении страной.

ДЗ:

Параграф 17, письменно в тетради ответить:

Можно ли, на твой взгляд, считать развитие Индии успешным для её жителей? Приведите 2 – 3 аргумента в поддержку своей точки зрения.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.