cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Иммунитет презентация по биологии для 8 класса – Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: Иммунитет | скачать бесплатно

Презентация «Иммунитет» — Биология — 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Иммунитет»»

Иммунитет

Юсова С.Л.

учитель биологии

МКОУ «Солигаличская СОШ»

Вспомним!

  • Макрофáги  — клетки в организме человека, способные к активному захвату и перевариванию бактерий, остатков погибших клеток и других чужеродных или токсичных для организма частиц

Иммунитет-

это способность иммунной системы избавлять организм от чужеродных объектов

Иммунная система человека

  • Лимфоциты — главные клетки иммунной системы;
  • Распознают антигены- чужеродные белковые молекулы

Носители антигенов

Опухолевые клетки

Микроорганизмы

Поступают извне

Образуются внутри

Подвергаются уничтожению

Иммунитет

Клеточный

Гуморальный

Клеточный иммунитет

  • Связан с уничтожением чужеродных тел фагоцитами.
  • Попавшие в организм объекты поражают какой –либо орган или его часть.
  • Это вызывает реакцию – воспаление
  • К этому участку направляются фагоциты , начинается фагоцитоз.
  • Часть клеток крови погибает

Гуморальный иммунитет

  • Особую роль играют лимфоциты

Лимфоциты

Распознают антигены

Вырабатывают и выделяют в кровь антитела

Антитела – особые защитные соединения.

Антигены- чужеродные вещества

  • Антитела присоединяются к антигенам, и носитель антигена уничтожается.
  • Одновременно образуются клетки иммунологической памяти.
  • Благодаря им иммунный ответ на повторное появление антигена осуществляется быстрее и сильнее, чем первое.
  • Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген.
  • Результат взаимодействия антигена и антитела –образование соединений, которые уничтожаются фагоцитами.

Факторы, негативно влияющие на иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

Аллергия

  • Заболевание, связанное с нарушением иммунной системы
  • Вещества, вызывающие аллергию, называются аллергенами.
  • У страдающих аллергией появляется кашель, чихание, насморк, сыпь на коже.
  • Это связано с появлением антител, которые не снижают, а повышают чувствительность организма к аллергенам

Основные группы аллергенов

Основные группы аллергенов

Основные группы аллергенов

Основные группы аллергенов

Основные группы аллергенов

Основные группы аллергенов

Основными факторами риска для иммунной системы являются инфекции , особенно вирусные

СПИД

  • синдром приобретенного иммунодефицита -болезнь иммунной системы

СПИД

  • Вызывается вирусом иммунодефицита (ВИЧ)
  • Имеет длительный скрытый период
  • Затем вирус поражает лимфоциты, их число снижается.
  • Возникает риск инфекционных и онкологических заболеваний

Пути передачи ВИЧ

ВИЧ не передается

  • Тетрадь-тренажер –с. 22 –задание 3

СПИД

  • Впервые в мире СПИД был зарегистрирован в США (1981).
  • В России –впервые в 1987 г.
  • С 1996 г. число зараженных стало резко увеличиваться, в частности в связи с распространением наркомании

ВИЧ в Костромской области

  • За все время в Костромской области выявлено 3092 случая ВИЧ.
  • На первом месте — Кострома , там вирус подхватило 2144 человека (69%), на втором месте — Костромской район — 212 случаев, на третьем месте — Нерехтский район- 120 человек.
  • В числе самых распространенных случаев передачи заболевания — внутривенный (49%) и половой (45%).

Будьте осторожны! Берегите себя и свое здоровье!

Домашнее задание

  • Параграф 14;
  • Вопросы с.41
  • Подготовить мини-проекты по теме
  • « Грипп, профилактика гриппа»
  • «ОРВИ, профилактика»

multiurok.ru

Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Иммунитет

Слайд 1

Иммунитет Презентацию подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №45 им. А.П. Гайдара г. Кирова Куда Е.Е.

Слайд 2

Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, — Тихо все. Oдно кладбище Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо бога просят Упокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой! Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Слайд 3

Чума Известна с глубокой древности. В VI в. в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100млн. человек. В VI в. от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью.

Слайд 4

Оспа В 18 в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет» Холера В начале 19 в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год. Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?

Слайд 5

Иммунитет – (от лат. immunitas — освобождение — избавление), способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

Слайд 6

Иммунитет И.И. Мечников Пауль Эрлих

Слайд 7

Эдвард Дженнер Луи Пастер

Слайд 9

Вакцина — (от лат. vacca — корова) жидкость, содержащая ослабленные микробы или их яды. Прививка — введение вакцины. Иммунитет , который был выработан в организме человека в результате болезни или введения ему вакцины, называется активным

Слайд 10

Лечебная сыворотка – препарат готовых антител. Сыворотку вводят, когда человек уже болеет и ему требуется срочное лечение. Клетки памяти при этом не образуются. Раньше сыворотку получали из крови больных животных, т.е. это была сыворотка крови (плазма без фибриногена). Сейчас с помощью генной инженерии получают моноклональные антитела. Пассивный иммунитет — введение человеку готовых антител, выработанных другим организмом.

Слайд 11

Столбняк — попадает в организм через рану или порез. Бактерии могут попасть в организм даже через небольшие царапины и ранки, но особенно опасны глубокие раны от гвоздей или лезвий. Бактерии столбняка есть везде: их часто находят в почве, пыли и навозе. Дифтерия — опасное инфекционное заболевание, возбудителем которого является бактерия. Ее сопровождает воспаление слизистых оболочек носо- и ротоглотки, общая интоксикация. При дифтерии поражаются сердечно — сосудистая, нервная и выделительная системы.

Слайд 12

Самый стойкий иммунитет формируется с помощью оптимизма и чувства юмора

Слайд 13

Будьте здоровы!

nsportal.ru

Презентация на тему Иммунитет 8 класс

Слайд 1

Иммунитет

Иммунитет — способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. А.С. Пушкин «Пир во время чумы»

Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.

Слайд 2

Термины

Антигены — бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.

Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.

Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.

Слайд 3

Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме.

Центральные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)

Схема расположения органов иммунной системы человека

Иммунная система

Слайд 4

Центральная иммунная система

Образуются лимфоциты: в красном костном мозгу — В -лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов, а в тимусе — сами Т-лимфоциты. Т- и В — лимфоциты переносятся кровью в периферические органы, где дозревают и осуществляют свои функции.

Слайд 5

Периферическая иммунная система

Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи.

Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой — в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже.

Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе.

В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.

Слайд 6

ВИДЫ ИММУНИТЕТА Естественный Искусственный

Врождённый (пассивный)

Приобретённый (активный)

Пассивный Активный

Наследуется ребёнком от матери.

Появляется после инфекц. болезни.

Появляется после прививки.

Появляется при действии лечебной сыворотки.

Виды иммунитета

Слайд 7

Активный иммунитет

Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена.

Естественный активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания.

Слайд 8

Искусственный активный иммунитет возникает после введения вакцин.

Слайд 9

Пассивный иммунитет

Пассивный иммунитет (естественный, искусственный) создается за счет готовых антител, полученных от другого организма.

Естественный пассивный иммунитет создается антителами, передающимися от матери к ребенку.

Слайд 10

Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения лечебных сывороток или в результате объемного переливания крови.

Слайд 11

Работа иммунной системы

Особенность иммунной системы — способность ее главных клеток — лимфоцитов — распознавать генетически «свое» и «чужое».

Слайд 12

Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов.

Механизм иммунитета

Клеточный(фагоцитарный) иммунитет (открыл И.И.Мечников в 1863г.)

Фагоцитоз- захват и переваривание бактерии.

Слайд 13

Т-лимфоциты

Т-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в тимусе).

Т- киллеры (убийцы)

Т- супрессоры (угнетатели)

Т- хелперы (помощники)

Клеточный иммунитет

Блокирует реакции В-лимфоцитов

Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки

Слайд 14

Гуморальный иммунитет

Слайд 15

В-лимфоциты

В-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани).

Воздействие антигена

Плазматические клетки

Клетки памяти

Приобретённый иммунитет

Слайд 16

Типы иммунных ответов

Слайд 17

Вакцинация

Вакцинацию (от лат. «vassa» — корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.

Слайд 18

Календарь прививок

12 часов первая вакцинация гепатит B 3-7-й день вакцинация туберкулез 1-й месяц вторая вакцинация гепатит В 3 месяца первая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 4,5 месяца вторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 6 месяцев третья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, третья вакцинация гепатит В 12 месяцев вакцинация корь, паротит, краснуха

Календарь профилактических прививок России (вступил в силу с 01.01.2002 г. )

Слайд 19

18 месяцев первая ревакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 20 месяцев вторая ревакцинация полиомиелит 6 лет вторая вакцинация корь, паротит, краснуха 7 лет вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, первая ревакцинация туберкулез 13 лет вакцинация против гепатита В, вакцинация против краснухи (девочки) 14 лет третья ревакцинация дифтерия и столбняк, ревакцинация туберкулез, третья ревакцинация против полиомиелита взрослые ревакцинация дифтерия и столбняк каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

Слайд 20

ВИЧ и СПИД

ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.

Слайд 21

ВИЧ инфекция

Слайд 22

Передача ВИЧ

Слайд 23

ВИЧ не передаётся

Слайд 24

Твоя защита в твоих руках!

Твой лучший советчик — здравый смысл.

Знающего невозможно победить.

Мы выбираем ЖИЗНЬ!

prezentacii.org

Презентация к уроку биологии по теме: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета» 8 класс

Методическая разработка по биологии

8 класс

Автор: учитель биологии и экономики МБОУ СОШ № 42 им. Х. Мамсурова

г. Владикавказа

Козаева Лариса Алексеевна

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп .

Ч У М А

ХОЛЕРА

О С П А

Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща тёмная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит,- Тихо всё. Одно кладбище Не пустеет, не молчит. Поминутно мёртвых носят, И стенания живых Боязливо Бога просят Успокоить души их! Поминутно места надо, И могилы меж собой, Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой .

Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Человек заражается чаще, чем болеет, иными словами человек не всегда заболевает. Почему?

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного: кожа и слизистые оболочки, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм – это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними вы уже знакомы.

Наш урок посвящён одной из самых важных проблем современной медицины –

ИММУНИТЕТУ.

Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов

Ещё одно определение:

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Механизм иммунитета

  • В организме имеются особые клетки, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и чужеродные тела – это лимфоциты, фагоциты.
  • Лимфоциты находятся в виде двух типов:
  • Б-лимфоциты – сами находят чужеродные клетки и убивают их;
  • Т-лимфоциты – выделяют специальные вещества – антитела, которые находят микроорганизмы и убивают их

Лимфоцит атакует рако­вую клетку.

С помощью разъедающих ферментов

он пробивает стенку клетки

и вынуждает ее к самоубийству.

Механизм иммунитета

клеточный

гуморальный

Иммунная система

  • Центральные органы (красный костный мозг, тимус, или вилочковая (зобная) железа).
  • Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка).

Виды иммунитета

Искусственный

Приобретённый

Пассивный

Врождённый

Активный

Естественный

Естественный иммунитет

Врождённый

Наследуется ребёнком от матери, люди с рождения имеют в крови антитела. Предохраняет от собачьей чумы и чумы крупного рогатого скота

Естественный иммуни тет

Приобретённый

Появляется после

попадания в кровь

чужеродных белков

после перенесения

заболевания (корь,

ветрянка, оспа)

Ветрянка (ветряная оспа)

Искусственный иммунитет

Активный

Появляется после

прививки (введение в организм

ослабленных

или убитых

возбудителей

инфекционного

заболевания)

Искусственный иммунитет

Пассивный

Появляется при действии лечебной сыворотки,

содержащей

необходимые антитела.

Получают из плазмы

крови болевших

животных или людей.

ВИЧ и СПИД

ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно создать универсальную вакцину против этого вируса.

Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции

  • Половой
  • При использовании нестерильных медицинских инструментов
  • От матери к ребёнку: внутриутробно, при родах, при кормлении молоком

ВИЧ не передаётся

Твоя защита в твоих руках!

Твой лучший советчик — здравый смысл .

Знающего невозможно победить.

Мы выбираем ЖИЗНЬ!

kopilkaurokov.ru

» Иммунитет «. 8 класс

Иммунитет

Цель работы

  • Почему, переболев один раз ветрянкой или краснухой, человек больше никогда не болеет этими болезнями?

Задачи

  • Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос нужно узнать:
  • Что такое иммунитет?
  • Какие учёные занимались изучением иммунитета?
  • Виды иммунитета
  • Механизмы иммунитета

Иммунитет — это

Способность организма защищать себя от попадания вредных и болезнетворных бактерий и вирусов, чужеродных тел, с помощью антител и фагоцитов

Вопросом изучения иммунитета занимались

  • Э.Дженнер – английский врач, впервые в мире сделал прививку от оспы
  • Луи Пастер (1822 -1895) – занимался изучением механизма иммунитета
  • И.И.Мечников (1845-1916)– продолжатель идей Луи Пастера

Виды иммунитета

Естественный иммунитет:

Искусственный иммунитет:

  • Врождённый (передаётся по наследству)
  • Приобретённый (возникает после болезни)
  • Активный (возникает при введении сыворотки)
  • Пассивный (возникает при введении вакцины)

Механизм иммунитета

  • В организме имеются особые клетки, которые убивают болезнетворные микроорганизмы и чужеродные тела – это лимфоциты, фагоциты.
  • Лимфоциты находятся в виде двух типов:
  • Б-лимфоциты – сами находят чужеродные клетки и убивают их;
  • Т-лимфоциты – выделяют специальные вещества – антитела, которые находят микроорганизмы и убивают их

Лимфоцит атакует рако­вую клетку.

С помощью разъедающих ферментов

он пробивает стенку клетки

и вынуждает ее к самоубийству.

Выводы:

  • Таким образом, в организме человека, после болезни (ветрянка, краснуха) накапливаются антитела, которые в случае попадания в организм вновь этих возбудителей, уничтожают их сразу и человек не болеет повторно данными заболеваниями

multiurok.ru

Разработка урока биологии в 8 классе по теме «Иммунитет»

Урок биологии в 8 классе

Тема: «Иммунитет. Виды иммунитета».

Цель: сформировать понятие «иммунитет», познакомить с видами иммунитета.

  1. Проверка знаний по теме «Состав крови».

  1. Красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

  2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)

  3. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)

  4. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

  5. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

  6. Жидкая часть крови. (Плазма.)

7. Белые клетки крови. (Лейкоциты)

  1. Кровяные пластинки. (Тромбоциты)

  2. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют… (внутреннюю среду организма.)

  3. Нерастворимый белок крови…    (фибрин.) 

  4. Растворимый белок крови. (фибриноген).

Работа на карточках.

Найдите и исправьте ошибки в тексте на карточке (всего 8 ошибок).

  1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

  1. Лейкоциты

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

2. Актуализация знаний.

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы»:

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, —

Тихо всё. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

  1. Изучение нового материала.

Ежедневно, ежеминутно в любом организме на страже человека стоит целая армия клеток и механизмов, которая способна отразить любую инфекционную агрессию. Есть и милиция, готовая в случае необходимости подавить внутреннюю агрессию. И все это делает иммунная система — специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции

 Центральные органы: 

—        тимус (вилочковая железа) — здесь формируются Т-лимфоциты,   красный костный мозг.

 Периферические органы: 

—        — миндалины 

—        — селезенка 

—        — лимфатические узлы здесь формируются В-лимфоциты.     

Существуют несколько видов лейкоцитов: это фагоциты — участвуют в фагоцитозе, лимфоциты: Т-лимфоциты – распознают микробные  и другие антигены и расшифровывают их химическую структуру.  В-лимфоциты — получают информацию об антигене  от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. 

Для того чтобы обеспечить внутреннюю безопасность, эти специальные клетки «курсируют» по организму, и проверяют у каждого «молекулярный паспорт». Потому что, к нам в организм ежеминутно с пищей и воздухом, через микротрещины на коже проникают разнообразные микроорганизмы.

Давно было подмечено, что человек, который перенес опасную заразную болезнь, второй раз обычно ею не заболевает. Люди пытались использовать эти наблюдения с целью обезопасить себя от инфекций.

Как вы думаете, какие же механизмы, формы и способы защиты имеет наш организм?

Невосприимчивость к повторному заражению одной и той же инфекцией обусловлена иммунитетом. Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunis». Так в Древнем Риме называли гражданина, свободного от некоторых государственных повинностей.

Иммунитет — это  способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов, то есть  комплекс реакций, направленных на поддержание гомеостаза при встрече организма с агентами, которые расцениваются как чужеродные, независимо от того, образуются ли они в самом организме или поступают в него извне.

Вообще наш организм, как неплохой сейф, имеет 2 защитных барьера:

        1. Кожа и слизистые оболочки.

        2. Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Существует две формы иммунитета

Неспецифический — осуществляется лейкоцитами (фагоцитами), действующими на все микроорганизмы, независимо от их природы.

Специфический — способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей (антигены) и уничтожать только эти чужеродные клетки. Чужеродные вещества называют – антигенами.

Различают также два механизма иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный — чужеродные тела уничтожают фагоциты             

Гуморальный  — антигены удаляются с помощью антител — хим. в-в, доставляемых кровью (лимфоциты).

4. Самостоятельная работа.

Кому же мы можем мысленно воздать благодарность за открытие этих знаний, благодаря которым мы научились бороться со многими болезнями? Это наш соотечественник Илья Ильич Мечников. Он выделил два вида иммунитета. А какие – на этот вопрос вам предстоит ответить самим, пользуясь материалом учебника.

Рабочая тетрадь.

Виды иммунитета.

5.Подведение итогов.

Что же такое иммунитет?

Какие виды иммунитета вы можете назвать?

Как вы думаете, существуют ли в мире такие болезни, против которых наш организм не имеет иммунитета?

Вывод: здоровый образ жизни.

Домашнее задание.

infourok.ru

Урок биологии в 8-м классе «Иммунитет»

Разделы: Биология


Задачи:

Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;
Воспитательные:
формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
  2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблица “Кровь”, портрет И. И. Мечникова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

Показ Презентации MP “Иммунитет. Виды иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала)

1. Вступительное слово учителя

Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”:

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, —
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

(Сообщения учащихся)

Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек.

Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была оспа.

В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.

В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.

Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

— Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?

(Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.)

2. Сообщение на тему “Защитные свойства крови”:

На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?

Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.

Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.)

Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь — он угнетает иммунитет.

— Что же такое иммунитет?

(Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.)

3. Физиологический механизм иммунитета

— Каков физиологический механизм иммунитета?

В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества — антитела, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов.

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом. На основании своих наблюдений И. И. Мечников предположил, что фагоциты имеют место и у высших млекопитающих животных, в том числе, и у человека. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится 6-8 тыс. в 1 мм3, однако их число может изменяться после приема пищи, мышечной работы, во время сильных эмоций.

При инфекционных и некоторых других заболеваниях их число резко увеличивается (лейкоцитоз).

При лучевой болезни наблюдается значительное уменьшение числа лейкоцитов (лейкопения).

Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Фагоцитоз и выработка антител — единый защитный механизм, названный иммунитетом.)

4. Виды иммунитета

— Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни - столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Заключительное слово учителя

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

  • исключение случайных половых связей;
  • использование для инъекций одноразовых шприцов.

IV. Закрепление знаний.

Литература

  1. Биология. Человек. 9 класс. А.С. Батуев. - М.:Дрофа,1998.-240с.:ил.
  2. Поурочное планирование по биологии. 9 класс. Под ред. Сонина И.Н., — М., 2004
  3. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
  4. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицина, 2000. – 670 с.: ил.
  5. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И. Анатомия человека. Изд. 5-е. Изд. “Медицина”, 1985.
  6. Электронный учебник по анатомии и физиологии человека. — М.: Просвещение, 2004.

Презентация (приложение 1)

Приложение 2

19.04.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *