Головной мозг строение и функции таблица 8 класс: Головной мозг – строение и функции отделов в таблице (8 класс)
Головной мозг – строение и функции отделов в таблице (8 класс) > 6 пчел
Основным регулятором работы организма является головной мозг. В данной статье мы кратко расскажем о строении и функциях отделов головного мозга человека. С помощью данного материала можно быстро и легко восстановить в памяти пройденные темы за 8 класс, подготовить дополнительную информацию к уроку.
Общая хаpaктеристика
Головной мозг – это один из составляющих органов центральной нервной системы. Его исследованием медики занимаются до сих пор. Состоит он из 25 миллиардов нейронов, которые представлены в виде серого вещества.
Рис. 1. Отделы головного мозга.
Помимо этого данный орган нервной системы покрыт такими видами оболочки:
- мягкая;
- твёрдая;
- паутинная (в ней циркулирует спинномозговая жидкость – ликвор, которая служит своеобразным амортизатором и защищает от ударов).
Мозг мужчин и женщин отличается по своей массе. У представителей сильного пола его вес на 100 г больше. Однако умственное развитие никак не зависит от этого показателя.
Функции генератора и передачи импульсов выполняют нейроны. Внутри головного мозга есть желудочки (полости), от них в разные отделы человеческого тела отходят черепно-мозговые парные нервы. Всего в организме насчитывается 12 таких пар.
Строение
Главный орган нервной системы состоит из трёх частей:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Спинной мозг: строение и функции
- 2. Речь
- 3. Спинной мозг: строение и функции
- 4. Память
- два полушария;
- ствол;
- мозжечок.
Так же он имеет пять отделов:
- конечный, составляющий 80 % массы;
- промежуточный;
- задний;
- средний;
- продолговатый.
Каждый отдел состоит из определённого набора клеток (белое и серое вещество).
Белое вещество представлено в виде нервных волокон, которые могут быть трёх видов:
- ассоциационные – связывают корковые участки в одном полушарии;
- комиссуральные – соединяют два полушария;
- проекционные – связывают кору с нижерасположенными образованиями.
Серое вещество состоит из ядер нейронов, в их функции входит передача информации.
Рис. 2. Доли коры больших полушарий.
Следующая таблица поможет подробнее разобраться со строением и функциями головного мозга:
Таблица «Строение и функции головного мозга»
Отдел | Строение | Функции |
Конечный | Расположен от затылочной до лобной кости. Состоит из двух полушарий, которые имеют множество борозд и извилин. Сверху они покрыты корой, состоящей из долей. | Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое – за правую сторону. Височная доля коры головного мозга регулирует слух и обоняние, затылочная – зрение, теменная – вкус и осязание; лобная – речь, мышление, движение. |
Промежуточный | Состоит из гипоталамуса и таламуса. | Таламус является посредником в передаче раздражителя к полушариям и помогает адекватно приспособиться к изменениям в окружающей среде. Гипоталамус регулирует работу обменных процессов и эндокринных желёз. Руководит работой сердечнососудистой и пищеварительной системы. Регулирует сон и бодрствование, управляет пищевыми и питьевыми потребностями. |
Задний | Состоит из мозжечка и моста, который представлен в виде белого толстого валика, расположенного над продолговатым отделом. Мозжечок расположен позади моста, имеет два полушария, нижнюю и верхнюю поверхности и червя. | Данный отдел обеспечивает проводниковую функцию при передаче импульсов. Мозжечок управляет координацией движений. |
Средний | Расположен от переднего края моста до зрительных тpaктов. | Отвечает за скрытое зрение, а также работу ориентировочного рефлекса, который обеспечивает поворот тела в направлении услышанного резкого шума. |
Продолговатый | Представлен в виде продолжения спинного мозга. | Управляет координацией движений, равновесием, регулирует обменные процессы, дыхание, кровообращение. Руководит процессом кашля и чихания. |
Рис. 3. Функции отделов головного мозга.
Стволовая часть головного мозга состоит из продолговатого, среднего, промежуточного мозга и моста. Ствол – связующее звено между спинным и головным отделом центральной нервной системы. В его функции входит контролировать члeнораздельную речь, сердцебиение и дыхание.
Что мы узнали?
Головной мозг – это сложный механизм, который руководит работой всех внутренних систем организма. Состоит он из пяти отделов, каждый из которых выполняет определённые функции. Без работы данного отдела центральной нервной системы сложно представить жизнедеятельность всего организма.
Что мы знаем о народах России (окружающий мир)
Подобное разнообразие стало возможным благодаря большой площади, занимаемой государством. ..
29 11 2022 9:17:22
Процесс глобализации мирового хозяйства – современные особенности, сущность и последствия
…
28 11 2022 1:10:53
Что такое погода (2 класс) определение по окружающему миру
Погода может быть очень изменчивой даже в течение одного дня…
27 11 2022 6:27:41
Клеточные включения – строение и функции
Природа включений устанавливается цитохимическими методами…
26 11 2022 14:48:19
Зачем нужен автомобиль? (1 класс, окружающий мир)
Современную жизнь уже трудно представить без автотрaнcпорта…
25 11 2022 12:17:21
Past Simple Tense – правила и примеры образования времени, когда используется
Сегодня говорим о свойствах и случаях употрeбления времени Past Simple Tense – Простое Прошедшее…
24 11 2022 5:39:46
Уральский экономический район – состав, население, хаpaктеристика и ЭГП
Какие у него основные хаpaктеристики, а также какие проблемы имеются на этой территории, узнаем их данной статьи. ..
23 11 2022 19:37:24
Размножение голосеменных растений – краткая схема (6 класс)
Материал поможет вспомнить и закрепить знания по биологии, изученные в 6 классе, подготовиться к проверочной работе по теме или подготовить дополнительную информацию к уроку…
22 11 2022 1:21:51
Природно-хозяйственные зоны России – хозяйственная детельность людей, карта
Её природа отличается разнообразием…
21 11 2022 19:53:32
Класс паукообразные (1 класс) – общая хаpaктеристика, среда обитания и особенности для сообщения
Оно было присвоено в честь героини древнегреческого мифа, искусной пряхи Арахны…
20 11 2022 12:13:39
Отто Дикс (Otto Dix) краткая биография художника
…
19 11 2022 14:19:57
Солнце, растения и мы с вами (3 класс) по окружающему миру
Особую роль во всех жизненно важных процессах на Земле играют растения и солнце.
..18 11 2022 19:59:53
Какие бывают природные зоны, их основные особенности
Если задаваться вопросом, сколько всего их существует, то в географии принято насчитывать девять категорий…
17 11 2022 2:15:27
Основные природные зоны России с Севера на Юг, их расположение
Нужно ориентироваться, как они сменяются в направлении с севера на юг и чем вызвана такая последовательность…
16 11 2022 13:10:26
Жан Клуэ (Jean Clouet) краткая биография художника
…
15 11 2022 12:15:15
Урбанизация Зарубежной Европы, уровень стран в таблице
О том, что означает данный термин, и какой уровень урбанизации Зарубежной Европы рассказывается в этой статье…
14 11 2022 23:34:43
Семейные правоотношения (9 класс, обществознание)
Отношения между члeнами семьи регулируются не только нормами морали, но и государством. ..
13 11 2022 18:30:16
Кренберис (The Cranberries) история музыкальной группы
…
12 11 2022 19:14:55
Определение координаты движущегося тела (9 класс)
…
11 11 2022 20:31:35
По каким природным зонам протекает река Енисей
Берет начало в горных вершинах Монголии и, протекая через всю страну, впадает в Енисейский пролив Карского моря…
10 11 2022 4:13:22
Конституция России (4 класс, окружающий мир)
Люди в цивилизованном обществе должны подчиняться этим правилам, знать, какими правами они обладают…
09 11 2022 16:53:59
Рибосомы – строение и функции, синтез белка, аминокислот и АТФ (9 класс, биология)
Количество рибосом в одной клетке сильно варьирует в зависимости от потребностей и может достигать нескольких миллионов…
08 11 2022 13:54:40
Морфологические признаки глагола для всех классов, грамматические признаки глагола
В статье подробно описаны эти признаки с указанием, каким формам глагола они соответствует. ..
07 11 2022 9:39:54
Географическая карта природных зон мира, рисунок и название
Обычно, разные части рельефа обозначаются разными цветами: леса – темно-зеленые, пустыни – желтые, а горы – коричневые…
06 11 2022 20:57:49
Климат Африки – типы и карта, кратко для урока географии в 7 классе
Естественно, такое положение очень сильно повлияло на климат Африки…
05 11 2022 20:33:28
Горные породы и минералы – чем отличаются, какие входят в состав
Внешняя оболочка земного шара состоит из множества пород и самых различных минералов, каждый из которых представляет большой интерес для науки…
04 11 2022 12:10:56
Павел Смеян краткая биография певца
…
03 11 2022 0:39:26
Горы в Северной Америке – Кордильеры, самая высокая точка материка
Получить представление о горных системах изучаемой территории. ..
02 11 2022 23:37:57
Кишечнополостные члeнистоногие – основные особенности
…
01 11 2022 13:53:18
Падежные окончания существительных – правописание безударных окончаний в таблице для 4 класса
Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета…
31 10 2022 6:48:36
Речной paк – функции, признаки и среда обитания класса, широкопалый и узкопалый вид
В этой статье Вы сможете подробнее узнать о разновидностях данного семейства, об особенностях их жизнедеятельности, описание среды обитания…
30 10 2022 22:58:36
Карта Зарубежной Европы – атлас стран со столицами (10-11 класс), географическое положение, регионы и границы
Атлас Зарубежной Европы включает все виды карт, здесь можно изучить порядка 40 стран, составляющих этот регион. ..
29 10 2022 22:10:59
Природные зоны Урала (южного и северного) и уральских гор
Длина его превышает 2,5 тысячи километров…
28 10 2022 14:34:47
Александр Колдер (Alexander Calder) краткая биография скульптора
Был сыном известного скульптора Александра Стирлинга Колдера…
27 10 2022 1:32:19
Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность
Данный регион отличается суровым климатом, ограниченной флорой и фауной, и невероятно богатыми природными ресурсами…
26 10 2022 11:26:18
Фредерик Эдвин Чёрч (Frederick Edwin Church) краткая биография художника
…
25 10 2022 22:12:41
Причины создания империи Наполеона Бонапарта (история, 8 класс)
Успешными военными походами он подчинил себе большую часть Европы. ..
24 10 2022 18:27:31
Осип Maндельштам биография кратко – творчество и интересные факты
Один из крупнейших представителей русской литературы ХХ века…
23 10 2022 10:14:12
Природные зоны Норвегии – основные особенности
Большие площади северной страны занимают леса, а природные зоны Норвегии представлены тундрой, тайгой, смешанными и широколиственными лесами, а также регионами высотной зональности…
22 10 2022 12:19:31
Владислав Галкин краткая биография актёра
…
21 10 2022 3:18:41
Краткая биография Сол Беллоу (Saul Bellow) Писатели
…
20 10 2022 9:13:23
Обитатели леса, как связаны между собой (3 класс)
Обитатели леса способны жить по соседству, не мешая друг другу…
19 10 2022 19:42:12
Политическая идеология – правовые функции, хаpaктеристика и современные идеи в таблице
Этот вопрос рассматривают в 11 классе. ..
18 10 2022 8:40:44
Личность – социальная сущность человека, как проявляется (обществознание, 10 класс)
Есть разные точки зрения по этому вопросу…
17 10 2022 5:27:11
Мишель Кван (Michelle Kwan) краткая биография фигуристки
Наиболее известна как китайско-американская пятикратная чемпионка мира по фигурному катанию…
16 10 2022 16:11:13
15 век на Руси – кратко о Северо-Восточной части, кто правил в начале
Кроме того, это период ознаменовался небольшими княжескими междоусобицами и последующим объединением славянских земель…
15 10 2022 2:37:52
Экологическое видообразование – примеры и факторы
Симпатрия происходит внутри одной популяции…
14 10 2022 10:33:15
Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi) краткая биография художника
Настоящей фамилией в биографии Джентилески было Ломи, но он предпочел использовать имя дяди. ..
13 10 2022 10:46:39
Климат Северной Америки (7 класс) – ветер и климатообразующие факторы
Климат имеет важное значение для развития страны, ведь именно природные условия определяют, какими животными и растениями будет населена та или иная территория…
12 10 2022 14:45:13
Животные Австралии списком, своеобразие животного мира природных зон
Раскрывает интересные факты об отдельных его представителях…
11 10 2022 0:26:31
Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::
Урок биологии «Строение и функции головного мозга». 8-й класс
Урок входит в общую тему: “Нервная система” и является составной частью модульного блока из шести уроков:
- №1 “Значение и функции нервной системы”.
- №2 “Автономная нервная система”.
- №3 “Нейрогуморальная регуляция”.
- №4 “Строение и функции спинного мозга”.
- №5 “строение и функции головного мозга”.
- №6 “Повторение темы, обобщение знаний”.
Урок апробирован и проведен в 2011 году в рамках семинара заверений по учебно-воспитательной работе Конаковского района Тверской области на базе Мокшинской средней школы.
План-конспект урока на тему:
“Головной мозг. Строение и функции мозга”.“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.
И. П. Павлов
Цели урока:
- образовательная: изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов
- воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке, искусстве и литературе; профилактика травматизма; сплочение коллектива класса
- развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, презентаций, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.
Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.
Оборудование: таблицы, схемы, термины на магнитах, рабочие тетради №2, диск “Биология-9” №1, модели головного мозга (разборные), модели черепа человека и обезьян, влажные препараты мозга, книга А. Беляева “Голова профессора Доуэля”, статья из газеты “Аргументы и факты”. На каждом столике перед учениками: по одной “витаминке” (драже) и по две половинке чищенного грецкого ореха, складные листки “настроения”.
Оформление доски показано на рисунке №1.
В ходе урока принимают участие: группа экспертов – физиологов:
- Чирик Кирилл (“интересные факты”).
- Александров Леша (“лево и правополушарные люди”).
- Третьякова Лала (“гениальный Людвиг Бетховен”). Учащиеся имеют на груди таблички-бейджики.
Ход урока
I.
Организационный момент (1 минута)- Приветствие класса.
- Отчет дежурных об отсутствующих.
- Готовность к уроку, настроение.
II. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.
Таблица №1
Деятельность учителя |
Способ и метод работы |
Деятельность учащихся |
– Какую систему органов мы сейчас изучаем? – Почему она является самой сложной в изучении? – Из каких двух отделов состоит нервная система? – Что такое “автономная нервная система”? – Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга? | Фронтальная беседа, проверка Д/З | Ответы на вопросы (с места) |
– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете. | Знакомит учитель с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) Знакомит с местом для синквейна и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать” | |
Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу письменную работу, выполненную дома. Открываем рабочие тетради №2 на странице 28-29, отвечаем на вопросы по тексту. | Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод. | Ответы с места |
– Участвует ли в рефлекторных дугах спинной мозг? А головной мозг? | Частично-поисковый метод | – в коленном рефлексе участвует спинной мозг, а не головной. |
Изучение нового материала | ||
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания? | Обращение к ученикам, актуализация работы | – Головной мозг (формулировка целей, ответы с места ) |
– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы | Обращение к листку на карте Инструктаж заполнения I и II графы |
Заполняют, кроме III части “что узнал(а)” |
(После заполнения – отложить в сторону, далее – рассказ с элементами лекции) |
У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто – то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической)остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическое состояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями?”
– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.
Конечно, можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именно работает паять, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенности психики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящих в классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!
Из реальной, не фантастической жизни известны случаи, когда человек, у которого парализован спинной мозг и не двигаются конечности, продолжают жить и заниматься умственным трудом.
Продолжение таблицы №1
– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняется сознание, мышление, работоспособность? | Частично-поисковый, эвристический метод | – Так как остаётся работать головной мозг |
Часто, приходя в кабинет биологии, ученик вашего класса Денисов Саша обращается к черепу человека со словами из произведения У. Шекспира: “Мой бедный Йорик!”. Почему – то именно череп так загадочно манит многих к себе. Передо мной на столе череп человека, шимпанзе и австралопитека. Как говорится: “почувствуйте разницу!”
(Демонстрация объектов)
На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “интересные факты” Кириллу. (выступление эксперта в приложении №1 к уроку)
Головной мозг состоит из 5 главных отделов:
Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части, необходимо знать такую схему деления:
Продолжение таблицы №1
Обратимся к учебнику: на странице 190 в учебнике имеется схема расположений частей головного мозга, где все термины четко обозначены. | Работа с текстом и схемой в учебнике | Учащиеся рассматривают схемы, делают выводы. |
– Какой отдел головного мозга наибольший у человека? Почему? | – Большие полушария, это – часть переднего мозга. |
Человек в своей жизни иногда получается травмы головы, еще реже – мозговые травмы в результате толчка, падения, удара, ушиба и т.д. У подростков модно экстремальные виды спорта, такие как скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, где травматизма не избежать. Важно беречь при падении голову от ударов и травм, здесь нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги. Важно, чтобы кто– то старший в группе мог оказать помощь. Еще один акцент надо поставить на том, чтобы не купались люди в малоизученных местах, не ныряли с мостов и вышек. Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”.
Продолжение таблицы №1
Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания. Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки – драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это – пример работы продолговатого мозга, с его рефлексом глотания и выделением на пищу слюны. | Учитель показывает и объясняет опыт Элементы практической работы, опыта и самонаблюдения. |
Учащиеся слушают, участвуют с удовольствием и пользой в проведение опыта с “витаминкой” |
Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве. Давайте проведем еще один эксперимент: закройте глаза, отведите руки вперед и указательным пальцем медленно коснитесь кончика своего носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Все действия были быстрые, точные. Но, к великому сожалению, алкоголь и наркотические вещества нарушают координацию движений, походку, мышление, это опаснее во много раз, когда за рулем пьяный водитель. | Последовательный и частично-поисковый метод, эвристический. | |
– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива? | – Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП. | |
Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?” | ||
– Почему этот ориентировочный рефлекс называют оборонительными? | – Потому, что часто приходилось человеку обороняться от неизвестных предметов. | |
– Каким образом изучают работу
головного мозга? – Верно, при помощи приборов, которые называют энцефералографом. |
– Специальные приборы-датчики на голове человека | |
На кафедре биомедицины в марте Тверского госуниверситета мы видели такой опыт с участием ученицы вашего класса Ольги Кабановой, у нее исследовали тоже головной мозг. Судя по графикам на приборах и объяснениям экспертов, работа мозга у Ольги вполне нормальная. | Ученица Ольга Кабанова рассказывает о своих ощущениях в качестве “больного” | |
Теперь мы переходим к изучению главной части головного мозга, простите за тавтологию, переднего мозга. Передний мозг состоит из двух частей: промежуточного (таламус и гипоталамус) и коры больших полушарий. В промежуточном мозге располагаются зрительные бугры, центры голода и насыщения, жажды. А большие полушария отвечают за высшую деятельность человека: помять, мышление, забывание, речь, коммуникативность. У взрослого человека масса больших полушарий примерно 80% всего мозга, это – “приобретение” человека в процессе эволюции. | ||
– Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они? | Эвристический метод | – Потому что они похожи на полушария большого мозга – Потому что они полезны и вкусны |
– Да, действительно это так. Вы увидели сходства, а можно эти продукты еще, и съесть, кстати, весьма полезно для работы головного мозга, так как содержат много жиров, масел, витаминов и незаменимых аминокислот. Угощайтесь на здоровье! | (Кушают орехи) | – Вы хотите нас угостить орехами! |
В работе мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения. На нашем уроке присутствует эксперт – физиолог, специалист по работе полушарий, Александров Алексей. Ему слово. | Демонстрация двух полушарий на моделях мозга. |
(Выступление ученика; презентация по теме; опыты по выявлению ведущих полушарий: скрещивание пальцев двух рук, “поза Наполеона”, перекидывание ноги за ногу)
Кора больших полушарий состоит из серого вещества, а в глубине – белое вещество. | Эвристический, исследовательский метод | Ученики проводят опыты, делают выводы и диагностируют себя. |
– Чем отличается белое вещество от серого? Что это такое? | Репродуктивный метод | Белое вещество это отростки нейронов с оболочкой, а серое – это ядра нейронов. |
– В учебнике на странице 191 имеется рисунок, где обозначены 4 части больших полушарий, так называемые доли. | Работа с учебником, частично поисковый метод | |
– Перечислите их, указав функции каждой | – Лобная (двигательная функция, поведение, речь, письмо) – Теменная (кожно-мышечная деятельность) – Затылочная (зрение) – Височная (слуховая, обоняние, вкус) | |
– Недавно я узнала о таком случае, произошедшем в вашем классе: ученик Алексей получил травму, удар в область виска на тренировке по борьбе. После этого он перестал слышать ухом, находившемся на травмированной части голове. Почему пропал слух? Ведь ухо само не было повреждено? | Отвечают на вопросы | Повреждена височная часть коры полушарий, “отвечающая” за слух |
– На странице 191 найдите рисунок 81, под буквой “Б”. Доли больших полушарий раскрашены разным цветом и обозначены разными цифрами. Какие это доли? | Работа с учебником, наглядно иллюстративный. | Отвечают на вопросы, используя обозначения. |
– Попробуйте объяснить факт, почему при операции мозга больные совершают непроизвольные движения руками и ногами, если хирург только случайно дотрагивается до зоны №1? | Эвристический метод | (это двигательная зона) |
– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области музыки. А рассказ пойдет о величайшем, гениальном композиторе Людвиге Бетховена. | Выступление ученицы Третьяковой Лады, презентация о том, что композитор был болен, а затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Звучит “Лунная соната” | |
– Пока звучит музыка, заполняем листок и графу “что я узнал (а) на уроке” | Музыка продолжает звучать | Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке” |
Первичное закрепление материала |
||
– Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока? | Учитель помогает, “корректирует” мысли учеников | Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга. |
– Действительно, все условные и безусловные рефлексы лежат в основе сложного поведения и психики человека. Это улучшает приспособленности к меняющимся условиям окружающей среды. | Беседа | |
– Почему большие полушария головного мозга “самые молодые” с точки зрения эволюции? – Почему древние греки говорили: “хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай”? | Ученики отвечают на вопросы | |
– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? – Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе. Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии. | – Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми | |
Рефлексия |
||
Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – заполнить в листочке на парте 5 строчек синквейна и нарисовать рожицу вашего настроения. (Если время остается, можно зачитать вслух 1-2 творческих синквейна.) Объявляет оценки за урок | Дети рисуют, пишут, сдают работы учителю | |
– Комментарий по домашнему заданию | Записывают Д/з с доски: §50, доделать в тетради стр. 30-33. |
Структура и функции мозга | Черепно-мозговая травма
Структура головного мозга состоит из трех основных частей: переднего, среднего и заднего мозга, каждая из которых состоит из нескольких частей.
Передний мозг
Головной мозг: Также известный как кора головного мозга, головной мозг является самой большой частью человеческого мозга и связан с высшими функциями мозга, такими как мышление и действие. Нервные клетки составляют серую поверхность, которая немного толще нашего большого пальца. Белые нервные волокна под поверхностью несут сигналы между нервными клетками в других частях мозга и тела. Его морщинистая поверхность увеличивает площадь поверхности и представляет собой шестислойную структуру, встречающуюся у млекопитающих, называемую неокортексом. Он разделен на четыре секции, называемые «лепестками». Они есть; лобная доля, теменная доля, затылочная доля и височная доля.
Функции долей:
Лобная доля – Лобная доля находится прямо под нашим лбом и связана со способностью нашего мозга рассуждать, организовывать, планировать, говорить, двигаться, выражать выражение лица, выполнять последовательные задачи, решать проблемы, контролировать торможение, спонтанность, инициировать и саморегулировать поведение, обращать внимание, запоминать и контролировать эмоции.
Теменная доля. Теменная доля расположена в верхней задней части нашего мозга и контролирует наше сложное поведение, включая такие чувства, как зрение, осязание, осознание тела и пространственную ориентацию. Он играет важную роль в интеграции сенсорной информации от различных частей нашего тела, знании чисел и их отношений, а также в манипулировании объектами. Части связаны с нашей зрительно-пространственной обработкой, пониманием языка, способностью конструировать, положением тела и движением, пренебрежением/невнимательностью, дифференциацией левого и правого и самосознанием/проницательностью.
Затылочная доля. Затылочная доля расположена в задней части нашего мозга и связана с нашей зрительной обработкой, такой как зрительное распознавание, зрительное внимание, пространственный анализ (движение в трехмерном мире) и визуальное восприятие языка тела. ; такие как позы, мимика и жесты.
Височная доля. Височная доля расположена рядом с нашими ушами и связана с обработкой нашего восприятия и распознавания слуховых раздражителей (включая нашу способность сосредотачиваться на одном звуке среди многих, например, слушать один голос среди многих на вечеринке), понимание разговорной речи, вербальная память, зрительная память и языковая продукция (включая беглость речи и поиск слов), общие знания и автобиографические воспоминания.
Глубокая борозда делит головной мозг на две половины, известные как левое и правое полушария. И хотя два полушария выглядят почти симметричными, кажется, что каждая сторона функционирует по-разному. Правое полушарие считается нашей творческой стороной, а левое полушарие считается нашей логической стороной. Пучок аксонов, называемый мозолистым телом, соединяет два полушария.
Средний мозг
Средний мозг расположен под корой больших полушарий и над задним мозгом, располагаясь ближе к центру головного мозга. Он состоит из тектума, покрышки, церебрального водопровода, церебральных ножек и нескольких ядер и пучков. Основная роль среднего мозга заключается в том, чтобы действовать как своего рода ретрансляционная станция для наших зрительных и слуховых систем. Части среднего мозга, называемые красным ядром и черной субстанцией, участвуют в контроле движений тела и содержат большое количество нейронов, вырабатывающих дофамин. Дегенерация нейронов черной субстанции связана с болезнью Паркинсона. Средний мозг является наименьшим отделом головного мозга и расположен наиболее центрально в полости черепа.
Лимбическая система. Лимбическую систему часто называют нашим «эмоциональным мозгом» или «детским мозгом». Он находится внутри головного мозга и содержит таламус, гипоталамус, миндалевидное тело и гиппокамп.
Таламус – основная роль таламуса заключается в передаче сенсорной информации от других частей мозга в кору головного мозга
Гипоталамус – основная роль гипоталамуса заключается в регулировании различных функций гипофиза и эндокринной деятельности, а также как соматические функции, например температура тела, сон, аппетит.
Миндалевидное тело. Основная роль миндалевидного тела состоит в том, чтобы быть критическим процессором для органов чувств. Связанный с гиппокампом, он играет роль в эмоционально нагруженных воспоминаниях и содержит огромное количество участков опиатных рецепторов, которые участвуют в гневе, страхе и сексуальных чувствах.
Гиппокамп – основная роль гиппокампа заключается в формировании памяти, организации и хранении информации. Это особенно важно для формирования новых воспоминаний и соединения эмоций и чувств, таких как запах и звук, с воспоминаниями.
Гипофиз – основная роль гипофиза – важное связующее звено между нервной системой и эндокринной системой. Он выделяет много гормонов, влияющих на рост, обмен веществ, половое развитие и репродуктивную систему. Он связан с гипоталамусом и размером с горошину. Он расположен в центре черепа, сразу за переносицей.
Задний мозг
Мозжечок – Мозжечок, или «маленький мозг», похож на большой мозг двумя полушариями и сильно складчатой поверхностью. Он связан с регуляцией и координацией движения, осанки, равновесия и сердечного, дыхательного и сосудодвигательного центров.
Ствол мозга. Ствол мозга расположен под лимбической системой. Он отвечает за жизненно важные функции, такие как дыхание, сердцебиение и кровяное давление. Ствол головного мозга состоит из среднего мозга, моста и продолговатого мозга.
Мост. Основная роль моста заключается в том, чтобы служить мостом между различными частями нервной системы, включая мозжечок и головной мозг. Многие важные нервы берут начало в мосту, такие как тройничный нерв, отвечающий за чувствительность лица, а также контролирующий мышцы, отвечающие за кусание, жевание и глотание. Он также содержит отводящий нерв, который позволяет нам смотреть из стороны в сторону, и преддверно-улитковый нерв, который позволяет слышать. Являясь частью ствола мозга, участок нижнего моста стимулирует и контролирует интенсивность дыхания, тогда как участок верхнего моста уменьшает глубину и частоту дыхания. Мост также связан с контролем циклов сна, дыханием и рефлексами. Он расположен над продолговатым мозгом, ниже среднего мозга и прямо перед мозжечком.
Продолговатый мозг. Основная роль продолговатого мозга заключается в регулировании наших непроизвольных функций поддержания жизни, таких как дыхание, глотание и частота сердечных сокращений. Являясь частью ствола головного мозга, он также помогает передавать нейронные сообщения в головной и спинной мозг и обратно. Он расположен на стыке спинного и головного мозга.
Пожалуйста, поддержите Северную ассоциацию травм головного мозга. Ваш дар будет использован, чтобы помочь людям в кризисной ситуации получить необходимую им помощь, когда и где она им нужна.
Анатомия мозга, Анатомия человеческого мозга
Обзор
Мозг — это удивительный трехфунтовый орган, который контролирует все функции тела, интерпретирует информацию из внешнего мира и воплощает сущность разума и души. Интеллект, креативность, эмоции и память — вот лишь некоторые из многих вещей, которыми управляет мозг. Защищенный внутри черепа, мозг состоит из большого мозга, мозжечка и ствола мозга.
Мозг получает информацию через наши пять органов чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух — часто многие из них одновременно. Он собирает сообщения таким образом, который имеет для нас значение, и может хранить эту информацию в нашей памяти. Мозг контролирует наши мысли, память и речь, движения рук и ног, а также работу многих органов нашего тела.
Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система (ПНС) состоит из спинномозговых нервов, отходящих от спинного мозга, и черепно-мозговых нервов, отходящих от головного мозга.
Головной мозг
Головной мозг состоит из большого мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рис. 1).
Рисунок 1. Головной мозг состоит из трех основных частей: большого мозга, мозжечка и ствола мозга.Головной мозг: — самая большая часть головного мозга, состоящая из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация осязания, зрения и слуха, а также речь, рассуждение, эмоции, обучение и точное управление движением.
Мозжечок: расположен под головным мозгом. Его функция заключается в координации движений мышц, поддержании осанки и баланса.
Ствол головного мозга: действует как релейный центр, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.
Правое полушарие – левое полушарие
Головной мозг делится на две половины: правое и левое полушария (рис. 2). Они соединены пучком волокон, называемым мозолистым телом, передающим сообщения с одной стороны на другую. Каждое полушарие контролирует противоположную сторону тела. Если инсульт происходит с правой стороны мозга, ваша левая рука или нога могут быть слабыми или парализованными.
Не все функции полушарий являются общими. В целом левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, художественные и музыкальные навыки. Левое полушарие доминирует в использовании рук и языке примерно в 9 лет.2% людей.
Рис. 2. Головной мозг делится на левое и правое полушария. Две стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.Доли головного мозга
Полушария головного мозга имеют отчетливые борозды, которые делят мозг на доли. Каждое полушарие имеет 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную (рис. 3). Каждая доля может быть снова разделена на области, которые выполняют очень специфические функции. Важно понимать, что каждая доля мозга не функционирует в одиночку. Существуют очень сложные взаимоотношения между долями головного мозга и между правым и левым полушариями.
Рис. 3. Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.Лобная доля
- Личность, поведение, эмоции
- Суждение, планирование, решение проблем
- Речь: разговорная и письменная (зона Брока)
- Движение кузова (моторная полоса)
- Интеллект, концентрация, самосознание
Теменная доля
- Переводит язык, слова
- Осязание, боль, температура (сенсорная полоска)
- Интерпретирует сигналы зрения, слуха, моторики, сенсорики и памяти
- Пространственное и зрительное восприятие
Затылочная доля
- Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение)
Височная доля
- Понимание языка (зона Вернике)
- Память
- Слушание
- Последовательность и организация
Язык
Вообще левое полушарие мозга отвечает за язык и речь и называется «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у трети левшей речевая функция может располагаться в правом полушарии мозга. Левшам может потребоваться специальное обследование, чтобы определить, находится ли их речевой центр на левой или правой стороне, до какой-либо операции в этой области.
Афазия — это нарушение речи, влияющее на производство речи, понимание, чтение или письмо, вызванное повреждением головного мозга — чаще всего в результате инсульта или травмы. Тип афазии зависит от пораженной области мозга.
Зона Брока: лежит в левой лобной доле (рис. 3). Если эта область повреждена, у человека могут возникнуть трудности с движением языка или лицевых мышц для воспроизведения звуков речи. Человек по-прежнему может читать и понимать устную речь, но испытывает трудности с речью и письмом (т. е. с формированием букв и слов, не пишет в пределах строк) — это называется афазией Брока.
Зона Вернике: находится в левой височной доле (рис. 3). Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными бессмысленными предложениями, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, однако с трудом понимают речь и поэтому не замечают своих ошибок.
Кора
Поверхность головного мозга называется корой. Он имеет складчатый вид с холмами и долинами. Кора содержит 16 миллиардов нейронов (всего в мозжечке 70 миллиардов = 86 миллиардов), которые расположены в определенных слоях. Тела нервных клеток окрашивают кору в серо-коричневый цвет, что и дало ей название – серое вещество (рис. 4). Под корой находятся длинные нервные волокна (аксоны), которые соединяют области мозга друг с другом, называемые белым веществом.
Рисунок 4. Кора содержит нейроны (серое вещество), которые связаны с другими областями мозга аксонами (белое вещество). Кора имеет складчатый вид. Складка называется извилиной, а долина между ними — бороздой.Складывание коры увеличивает площадь поверхности мозга, позволяя большему количеству нейронов поместиться внутри черепа и обеспечивая более высокие функции. Каждая складка называется извилиной, а каждая борозда между складками — бороздой. Существуют названия складок и борозд, которые помогают определить определенные области мозга.
Глубокие структуры
Пути, называемые трактами белого вещества, соединяют области коры друг с другом. Сообщения могут перемещаться из одной извилины в другую, из одной доли в другую, из одной части мозга в другую и в структуры глубоко в мозге (рис. 5).
Рисунок 5. Корональный разрез, показывающий базальные ганглии.Гипоталамус: расположен в дне третьего желудочка и является главным органом управления вегетативной системы. Он играет роль в контроле поведения, такого как голод, жажда, сон и сексуальная реакция. Он также регулирует температуру тела, кровяное давление, эмоции и секрецию гормонов.
Гипофиз: находится в небольшом костном кармане у основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз соединяется с гипоталамусом головного мозга ножкой гипофиза. Известная как «главная железа», она контролирует другие железы внутренней секреции в организме. Он выделяет гормоны, которые контролируют половое развитие, способствуют росту костей и мышц и реагируют на стресс.
Шишковидная железа : располагается позади третьего желудочка. Он помогает регулировать внутренние часы организма и циркадные ритмы, выделяя мелатонин. Он играет определенную роль в половом развитии.
Таламус : служит ретрансляционной станцией для почти всей информации, которая поступает и уходит в кору. Он играет роль в ощущении боли, внимании, бдительности и памяти.
Базальные ганглии: включает хвостатое ядро, скорлупу и бледный шар. Эти ядра работают с мозжечком для координации тонких движений, таких как движения кончиков пальцев.
Лимбическая система: — это центр наших эмоций, обучения и памяти. В эту систему входят поясная извилина, гипоталамус, миндалевидное тело (эмоциональные реакции) и гиппокамп (память).
Память
Память — это сложный процесс, который включает три этапа: кодирование (определение важности информации), сохранение и вызов. Различные области мозга участвуют в различных типах памяти (рис. 6). Ваш мозг должен обращать внимание и репетировать, чтобы событие переместилось из кратковременной памяти в долговременную — это называется кодированием.
Рис. 6. Структуры лимбической системы, участвующие в формировании памяти. Префронтальная кора ненадолго удерживает недавние события в кратковременной памяти. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти.
- Кратковременная память , также называемая рабочей памятью, возникает в префронтальной коре. Он хранит информацию около одной минуты, а его емкость ограничена примерно 7 элементами. Например, он позволяет вам набрать телефонный номер, который кто-то только что сказал вам. Он также вмешивается во время чтения, чтобы запомнить предложение, которое вы только что прочитали, чтобы следующее имело смысл.
- Долговременная память обрабатывается в гиппокампе височной доли и активируется, когда вы хотите что-то запомнить на более длительное время. Эта память имеет неограниченное содержание и продолжительность. Он содержит личные воспоминания, а также факты и цифры.
- Память о навыках обрабатывается в мозжечке, который передает информацию в базальные ганглии. Он хранит автоматически заученные воспоминания, такие как завязывание шнурков на ботинках, игра на музыкальном инструменте или езда на велосипеде.
Желудочки и спинномозговая жидкость
Головной мозг имеет полые заполненные жидкостью полости, называемые желудочками (рис. 7). Внутри желудочков находится лентовидная структура, называемая сосудистым сплетением, из которой вырабатывается прозрачная бесцветная спинномозговая жидкость (ЦСЖ). ЦСЖ течет внутри и вокруг головного и спинного мозга, помогая защитить его от повреждений. Эта циркулирующая жидкость постоянно поглощается и пополняется.
Рис. 7. ЦСЖ вырабатывается внутри желудочков глубоко в головном мозге. ЦСЖ циркулирует внутри головного и спинного мозга, а затем снаружи в субарахноидальное пространство. Обычные места обструкции: 1) отверстие Монро, 2) сильвиев водопровод и 3) obex.В глубине полушарий головного мозга находятся два желудочка, называемые боковыми желудочками. Оба они соединяются с третьим желудочком через отдельное отверстие, называемое отверстием Монро. Третий желудочек соединяется с четвертым желудочком через длинную узкую трубку, называемую сильвиевым водопроводом. Из четвертого желудочка спинномозговая жидкость поступает в субарахноидальное пространство, где омывает и смягчает мозг. CSF перерабатывается (или поглощается) специальными структурами в верхнем сагиттальном синусе, называемыми паутинными ворсинками.
Поддерживается баланс между количеством абсорбируемой и продуцируемой спинномозговой жидкости. Нарушение или блокировка в системе может вызвать накопление спинномозговой жидкости, что может вызвать увеличение желудочков (гидроцефалия) или вызвать скопление жидкости в спинном мозге (сирингомиелия).
Это может повлиять на передачу импульсов от спинного мозга по пещеристым нервам, которые способствуют расслаблению мышц пещеристых тел полового члена, после получения сигнала возбуждения от коры головного мозга. При этом могут наблюдаться проблемы с эрекцией, которые частично решаются приемом Тадалафила.
Череп
Костяной череп предназначен для защиты мозга от повреждений. Череп образован 8 костями, сросшимися по линиям швов. К таким костям относятся лобная, теменная (2), височная (2), клиновидная, затылочная и решетчатая (рис. 8). Лицо образовано 14 парными костями, включая верхнюю, скуловую, носовую, небную, слезную, нижние носовые раковины, нижнюю челюсть и сошник.
Рис. 8. Мозг защищен внутри черепа. Череп образован восемью костями.Внутри черепа выделяют три отдельные области: переднюю ямку, среднюю ямку и заднюю ямку (рис. 9). Врачи иногда называют локализацию опухоли этими терминами, например, менингиома средней ямки.
Рис. 9. Вид черепных нервов у основания черепа при удаленном головном мозге. Черепные нервы берут начало в стволе головного мозга, выходят из черепа через отверстия, называемые отверстиями, и направляются к частям тела, которые они иннервируют. Ствол мозга выходит из черепа через большое затылочное отверстие. Основание черепа делится на 3 области: переднюю, среднюю и заднюю ямки.Подобно кабелям, выходящим из задней части компьютера, все артерии, вены и нервы выходят из основания черепа через отверстия, называемые отверстиями. Большое отверстие посередине (большое затылочное отверстие) — место выхода спинного мозга.
Черепные нервы
Головной мозг сообщается с телом через спинной мозг и двенадцать пар черепных нервов (рис. 9). Десять из двенадцати пар черепно-мозговых нервов, которые контролируют слух, движение глаз, мимические ощущения, вкус, глотание и движение мышц лица, шеи, плеч и языка, берут начало в стволе мозга. Черепные нервы, отвечающие за обоняние и зрение, берут начало в головном мозге.
Римская цифра, название и основная функция двенадцати черепных нервов:
Номер | Имя | Функция |
I | обонятельный | запах |
II | оптика | прицел |
III | глазодвигательный | двигает глаз, зрачок |
IV | блокирующий | двигает глаз |
В | тройничный | ощущение лица |
ВИ | похищение | двигает глаз |
VII | лицо | движения лица, слюна |
VIII | преддверно-улитковый | слух, равновесие |
IX | языкоглоточный | вкус, проглотить |
Х | блуждающий нерв | пульс, пищеварение |
XI | аксессуар | перемещает головку |
XII | подъязычный | перемещает язык |
Мозговые оболочки
Головной и спинной мозг покрыты и защищены тремя слоями ткани, называемыми мозговыми оболочками. От наружного слоя внутрь: твердая мозговая оболочка, паутинная мозговая оболочка и мягкая мозговая оболочка.
Твердая мозговая оболочка: представляет собой прочную толстую мембрану, которая плотно выстилает внутреннюю часть черепа; два ее слоя, надкостничная и менингеальная твердая оболочка, сливаются и расходятся только с образованием венозных синусов. Твердая мозговая оболочка образует небольшие складки или отделения. Имеются две особые складки твердой мозговой оболочки: серп и намет. Намет отделяет правое и левое полушария головного мозга, а намет отделяет большой мозг от мозжечка.
Паутинная оболочка: представляет собой тонкую паутинообразную мембрану, покрывающую весь мозг. Паутинная оболочка состоит из эластичной ткани. Пространство между твердой мозговой оболочкой и паутинной оболочкой называется субдуральным пространством.
Мягкая мозговая оболочка: прилегает к поверхности мозга по его складкам и бороздкам. Мягкая мозговая оболочка имеет множество кровеносных сосудов, которые проникают глубоко в головной мозг. Пространство между паутинной и мягкой мозговой оболочкой называется субарахноидальным пространством. Именно здесь спинномозговая жидкость омывает и смягчает мозг.
Кровоснабжение
Кровоснабжение головного мозга осуществляется двумя парными артериями, внутренними сонными артериями и позвоночными артериями (рис. 10). Внутренние сонные артерии кровоснабжают большую часть головного мозга.
Рисунок 10. Общая сонная артерия проходит вверх по шее и делится на внутреннюю и наружную сонные артерии. Передний круг кровообращения головного мозга питается внутренними сонными артериями (ВСА), а задний круг кровообращения питается позвоночными артериями (ПА). Две системы соединяются на Круге Уиллиса (зеленый кружок).Позвоночные артерии кровоснабжают мозжечок, ствол мозга и нижнюю часть большого мозга. Пройдя через череп, правая и левая позвоночные артерии соединяются вместе, образуя базилярную артерию. Базилярная артерия и внутренние сонные артерии «сообщаются» друг с другом в основании мозга, называемом виллизиевым кругом (рис. 11). Связь между внутренней сонной и позвоночно-базилярной системами является важной функцией безопасности головного мозга. Если один из крупных сосудов блокируется, коллатеральный кровоток может пересечь круг Уиллиса и предотвратить повреждение головного мозга.
Рис. 11. Круг Уиллиса, вид сверху. Внутренняя сонная и позвоночно-базилярная системы соединяются передней соединительной (Acom) и задней соединительной (Pcom) артериями.Венозное кровообращение головного мозга сильно отличается от венозного кровообращения остального тела. Обычно артерии и вены идут вместе, поскольку они снабжают и дренируют определенные области тела. Таким образом, можно было бы подумать, что будет пара позвоночных вен и внутренних сонных вен. Однако в мозгу это не так. Основные венозные коллекторы интегрированы в твердую мозговую оболочку и образуют венозные синусы — не путать с воздушными синусами на лице и в области носа. Венозные синусы собирают кровь от головного мозга и передают ее во внутренние яремные вены. Верхний и нижний сагиттальные синусы дренируют головной мозг, кавернозные синусы дренируют переднюю часть основания черепа. Все пазухи в конечном итоге сливаются в сигмовидные пазухи, которые выходят из черепа и образуют яремные вены. Эти две яремные вены, по сути, являются единственными оттоками головного мозга.
Клетки головного мозга
Головной мозг состоит из двух типов клеток: нервных клеток (нейронов) и глиальных клеток.
Нервные клетки
Нейроны бывают разных размеров и форм, но все они состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейрон передает информацию посредством электрических и химических сигналов. Попробуйте представить электрическую проводку в вашем доме. Электрическая цепь состоит из множества проводов, соединенных таким образом, что при включении выключателя загорается лампочка. Возбужденный нейрон передает свою энергию соседним нейронам.
Нейроны передают свою энергию или «разговаривают» друг с другом через крошечную щель, называемую синапсом (рис. 12). Нейрон имеет много ответвлений, называемых дендритами, которые действуют как антенны, принимающие сообщения от других нервных клеток. Эти сообщения передаются в тело ячейки, которое определяет, следует ли передавать сообщение. Важные сообщения передаются на конец аксона, где мешочки, содержащие нейротрансмиттеры, открываются в синапс. Молекулы нейротрансмиттера пересекают синапс и встраиваются в специальные рецепторы принимающей нервной клетки, что стимулирует эту клетку к передаче сообщения.
Рис. 12. Нервные клетки состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейроны общаются друг с другом, обмениваясь нейротрансмиттерами через крошечную щель, называемую синапсом.
Клетки глии
Глия (греческое слово, означающее клей) — это клетки мозга, обеспечивающие нейроны питанием, защитой и структурной поддержкой. Клеток в 10-50 раз больше, чем нервных клеток, и они являются наиболее распространенным типом клеток, вовлеченных в опухоли головного мозга.
- Астроглии, или астроциты, являются сторожами — они регулируют гематоэнцефалический барьер, позволяя питательным веществам и молекулам взаимодействовать с нейронами. Они контролируют гомеостаз, защиту и восстановление нейронов, образование рубцов, а также влияют на электрические импульсы.
- Клетки олигодендроглии создают жировое вещество, называемое миелином, которое изолирует аксоны, позволяя электрическим сообщениям проходить быстрее.
- Эпендимальные клетки выстилают желудочки и секретируют спинномозговую жидкость (ЦСЖ).
- Микроглия — это иммунные клетки мозга, защищающие его от захватчиков и очищающие от мусора. Они также обрезают синапсы.
Источники и ссылки
Если у вас есть дополнительные вопросы, обращайтесь в Mayfield Brain & Spine по телефону 800-325-7787 или 513-221-1100.
Ссылки
brainfacts.org
thebrain.mcgill.