cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

География 8 класс история исследования россии – Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: «История исследования и геогр.открытий в России» — презентация к уроку

Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: «История исследования и геогр.открытий в России» — презентация к уроку

Слайд 1

География. 8 класс. Учитель Гришакина О.П. Электронные материалы к урокам. ФРАГМЕНТ Тема урока: «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИИ» На дом: § 5-6 обяз. атлас и конт. карты Цели: «знакомство» с главными событиями и главными исследователями России, развитие умения наносить маршруты на контурную карту

Слайд 2

Тема «История исследования России» изучается на нескольких уроках: 1 урок: повторение д/з лекция учителя, записи в тетрадь работа с картами и текстом учебника 2 урок: пересказ д/з работа на контурной карте по нанесению маршрутов путешествий, работа с текстом учебника по вопросам 3 урок: пересказ по параграфам или доклады учащихся о путешественниках, (любого по стр.47) тестовая проверка знаний

Слайд 3

Вначале урока повторяем тему: «Часовые пояса» I .Тестовое задание: 1.Время в нулевом часовом поясе называется… 2.Если мы переходим с Чукотки на Аляску 23.09, какой там будет день? 3.Сколько часовых поясов сейчас выделяют в России? 4. В Чехове (нулевой рос. пояс, второй мировой) 23 часа ночи, а сколько будет в Лондоне? 5. Сколько градусов приходится на каждый часовой пояс? 6. Время на данном конкретном меридиане называется…

Слайд 5

Географическая разминка по карте: МЫС ЧЕЛЮСКИНА МЫС ДЕЖНЕВА МОРЕ ЛАПТЕВЫХ ГОРОД ХАБАРОВСК БЕРИНГОВО МОРЕ БАРЕНЦЕВО МОРЕ ХРЕБЕТ ЧЕРСКОГО ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА Покажите на карте: самый большой полуостров России, самый большой остров, самую высокую горную вершину, самую многоводную реку, самое глубокое озеро См. с.8-9

Слайд 6

Запишем тему в тетради: «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИИ» Славяне и фино-угорские племена издревле селились на территории, которая позже станет началом государства Древняя (Киевская) Русь. 1.По имени племени славян возле Днепра с VII – VIII вв. славян стали называть росами или руссами, давшими название и стране РУСЬ. 2.С IX века государство носит название КИЕВСКАЯ РУСЬ.

Слайд 7

Уже в летописи «Повесть временных лет» Нестора есть географические сведения о Руси, описания рек, морей, путей, племен славян и их соседей. 3.В Х- XI в. славяне медленно, но уверенно заселяли северные и северо-восточные земли, двигались к Белому , затем Баренцеву морю и Волге, развивали торговые пути. Рассмотрите схему древнерусских торговых путей по учебнику с. 29 4.В XI — XII вв. русские открыли Новую Землю, завладели территорией от Финского залива до Печоры и Северного Урала. Новгородцы первыми тали переходить за Урал (КАМЕНЬ) в Сибирь и на побережье Карского моря.

Слайд 8

В XVI в. образовалось централизованное Русское государство, в него вошли народы Поволжья. Русские стали продвигаться в лесостепную зону и за Волгу, на Каму и Урал, по воде на север Сибири. На Юге, на Дону появились казачьи станицы. 5.Выход на юг и в центр Сибири, за «Камень» начался после похода Ермака Тимофеевича (1581-1584). Сибирские земли были богаты «мягкой рухлядью» – пушниной, ценной рыбой. Чтобы от Урала дойти до берегов Охотского моря землепроходцам потребовалось 60 лет. В XVI – XVII вв. в Сибири появились крепости и города. Столицей стал Тобольск. Ермак

Слайд 9

В 1632 г. русские дошли до р. Лены и построили Якутский острог, который стал отправной точкой для многих экспедиций на север и восток: 6.Иван Москвитин (1632-1642) – побережье Охотского моря Василий Поярков (1643-1646) – реки Лена, Алдан, Зея, Амур Ерофей Хабаров ( 1649-1653) – Амурский край СМ карту стр. 32

Слайд 10

7. В 1648 г. Семен Дежнев и Федот Попов, выйдя из Нижнеколымска, первыми обогнули с/в Азии, доказали, что он не соединяется с Америкой, открыли Берингов пролив. Но донесение нашли лишь через 88 лет.

Слайд 11

8.Завершил XVII в. замечательных русских открытий на с/в Азии поход на Камчатку Владимира Атласова В 1696-1699 гг. Атласов дал точные и подробные географические описания полуострова и его населения. В 1667 г. Петр Годунов составил карту — «Чертеж Сибирской земли»

Слайд 12

9.С XVIII в. началось бурное развитие российской географической науки, создан первый атлас из 23 карт «Чертежная книга Сибири» С. Ремизова. Нанесены на карту все берега Камчатки и Курильских островов. В.Н. Татищев составил первое географическое описание России и выделил районы в Европейской части. В 1725- 1729 гг состоялась Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и А. И. Чирикова, затем Вторая (1733-1743)

Слайд 13

В Второй экспедиции был исследован северо-восток Азии, открыта Аляска, Командорские острова, составлены карты Северного Ледовитого океана Участники: Дмитрий и Харитон Лаптевы, В.и М. Прончищевы, С. Малыгин, Д. Овцын, С.И. Челюскин…

Слайд 14

10.Большой вклад в географическое изучение страны внес М.В. Ломоносов (1711-1765), первый русский академик и основатель МГУ, изучивший строение земли, рельеф, северное сияние, атмосферные явления, давший идею Северного морского пути В 1768-1774 гг. состоялись Академические экспедиции, изучившие практически всю Европейскую часть страны, многие земли Урала и Сибири. ( П. Паллас, И. Лепехин, С. Гмелин, А. Гумбольдт, А. Миддендорф и др.)

Слайд 15

В 1849 г. Г.И. Невельский прошел Татарский пролив и доказал, что Сахалин является островом. На севере с/в исследования проводил Ф.П. Врангель. В 1845 году было создано Русское географическое общество. 11. Выдающиеся экспедиции организовали Н.М. Пржевальский, П.А. Кропоткин, В.А. Обручев, И.Д. Черский, В.В. Докучаев, А.И. Воейков, О. Диксон, А.М. Сибиряков

Слайд 16

12. В советские годы (1917-1991) велось географическое изучение Севера Урала, севера Сибири, Северного Ледовитого океана, поиски полезных ископаемых, полное описание территории и создание точных карт Знаменитыми исследователями и учеными стали С.В. Обручев (см. стр. 40), Б.А. Вилькицкий (стр 41), О.Ю. Шмидт ( стр. 42), И.Д. Папанин (стр. 43), Л.С. Берг (читаем с. 45)

nsportal.ru

Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.. Видеоурок. География 8 Класс

Тема: История заселения, освоения и исследований территории России

Урок: Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.

Крушение Российской Им­перии в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финлян­дия, в 1918 г. — Польша, откололась и оккупи­рованная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории ны­нешней России, Украины, Бело­руссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные госу­дарственные образования. Но в ре­зультате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство  СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии,  Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоеди­нена населенная украинцами Се­верная Буковина.  В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии — Литва, Латвия, Эстония.

В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Вос­токе — Курильские острова и Южный Сахалин (возвращенные в результа­те разгрома Японии).

В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государ­ства — бывшие союзные республики. (см. рис. 1)

Рис. 1. Присоединение и утрата территорий России в ХХ в. (Источник)

Начиная с XX века,  в России усиливается  практическая роль географической науки. Особенно после  того, как был провозглашен сдвиг  хозяйства на Восток — в малоосвоенные  районы Сибири  и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения —  без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX — первой половине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио — и метеостанции, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными судами — ледоколами.

В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера.

Рис. 2. Шмидт (слева) и Воронин (справа) (Источник)

С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком.

(см. рис. 3)

Рис. 3. Северный Морской Путь (Источник)

Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях[Л1] . В 1937-1938 гг. проходил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина. (см. рис.4)

Рис. 4. Папанин И.Д. на дрейфующей станции

Новая эпоха  в исследовании этого района  началась  с появления атомных ледоколов.

17 августа  1977 года  ледокол «Арктика» стал первым  в истории достигшим  Северного полюса. ( см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными.

Рис. 5. Атомоход «Арктика» (Источник)

В советские годы были практически завершены географические откры­тия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географиче­ских объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо из­вестных территориях.

В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних районах Вос­точной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, названная в честь И.Д. Черско­го, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария.

Рис. 6. С.В. Обручев

Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены  месторождения  руд цветных металлов. (см. рис.7)

Рис. 7. Н.Н. Урванцев

В 30 годы геолог  Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. Его предвидение оправдалось, в 60 годы в Западной Сибири были обнаружены огромные месторождения нефти. (см. рис.8)

Рис. 8. И.М. Губкин

В 50-ые годы в Якутии  ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой  были обнаружены  месторождения коренных алмазов.

(см. рис. 9)

Рис. 9. Попугаева Л.И.  Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего разви­тия транспорта. К центрам нефте- и газодобычи Западной Сибири, лесо­перерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были про­тянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская ма­гистраль, полностью задействован Северный морской путь.

Рис. 10. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) (Источник)

В XXI веке в России продолжаются научные исследования и экспедиции по изучению территории страны. Обладая огромным Арктическим побережьем, Россия продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В  2011  на льдине работает станция «Северный полюс-38».(см. рис. 11)

Рис. 11. Дрейфующая станцмя «Северный полюс-38»

Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специальная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова — часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России.

Рис. 12. Хребет Ломоносова (Источник)

Наряду с крупными экспедициями продолжается систематическая работа по углублению географических знаний о нашей стране. Для этого все шире  применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и экологией,  осуществляемые специальными спутниками   «Метеор», «Океан»,   «Ресурс».

В связи с влиянием  человека   на   природу   изучается воздействие на нее различных     предприятий промышленности,  сельского  хозяйства,  транспорта. Создаются Геоинформационные системы (ГИС)  для сбора, хранения, переработки, анализа географической информации  с последующим использованием ее для развития хозяйства страны.

 

Домашнее задание

  1. Как изменилась территория России после революции 1917 года?
  2. Что такое ГИС?

 

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  4. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева.  Атлас.

 

Другие уроки на эту тему

  • Этапы и методы географического изучения территории (Источник).

 

Узнай больше по теме

  1. Рейс «Арктики» на Северный полюс: как это было (Источник).
  2. Завершилась ледовая эпопея атомохода «Арктика» (Источник).
  3. Дрейфующая станция Северный Полюс -38 (Источник).
  4. Хребет Ломоносова является продолжением континентального шельфа РФ — такие данные получило Минприроды РФ в результате анализа модели земной коры (Источник).

 

Виртуальные и реальные эксперименты

  • Изменение территории России на протяжении веков. Интерактивная карта (Источник).

 

[Л1]Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.

interneturok.ru

Освоение и изучение территории России в XVIII-XIX вв.. Видеоурок. География 8 Класс

Тема: История заселения, освоения и исследований территории России

Урок: Освоение и изучение территории России в XVIII-XIX вв.

Как мы уже знаем, что к началу XVIII века территория России простиралась уже до Тихого океана. А вот сведений о ее внутренних частях, особенно Азиатской части,  было крайне мало. Практически, не исследованы были  Крайний Север, побережье Тихого океана. Не было карт, без которых  не было возможности  определить четко, где заканчивались пределы России.  На сегодняшнем уроке мы  и узнаем  как проходили  исследования этих территорий и как изменилась конфигурация и площадь страны  в XVIII-XIX вв.

На западе,  в начале XVIII в., благодаря усилиям Петра I , в результате многолетней Северной войны со Швецией (1700—1721 гг.) Россия овладела устьем Невы и прилегающими землями, Эстляндией и Лифляндией (совре­менная Эстония и часть Латвии). (см. рис. 1)

Рис. 1. Территориальные изменения на западе России

В 1712 г. новый город, создава­емый с 1703 г. по плану под личным надзором Петра, стал столицей Россий­ской империи, ее главным портом, центром судостроения, промышленно­сти, торговли. С XVIII в. практически все внешние связи с западными странами осуществлялись через Санкт-Петербург.

(см. рис.2)

Рис. 2. План Санкт-Петербурга в 1717 году (Источник)

В конце XVIII в. после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) к России отошли белорусские, западноукраинские земли, Литва и Курляндия (западная Латвия). (см. рис.3)

Рис. 3. Земли, отошедшие к России после трех разделов Речи Посполитой

В XIX в. территориальный рост на запад продолжился. В результате очередной войны со Швецией (1808-1809 гг.) к России отошли Финляндия и Аландские острова, а после войны с Напо­леоном (1812-1814 гг.) — большая часть Польши.

На южных рубежах государства в XVIII в. в состав России вошла север­ная часть Казахстана, а в результате русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774 и 1787-1791 гг.) — Предкавказье, побережье Черного и Азовского морей (Новороссия ) и Крым (Таврия ). С этого времени русские торговые суда получили возможность беспрепятственно ходить по Черному морю.

В XIX в. южная граница еще больше продвинулась к югу. В результате успешных войн с Турцией и Ираном в состав Российской империи вошли Бессарабия, устье Дуная (позже потеряно), Дагестан, а также Северный Азербайджан, Грузия и Восточная Армения. Во второй половине XIX в. к России в результате Кавказской войны (1817-1864 гг.) были присоединены Чечня, Горный Дагестан и Северо-Западный Кавказ, в ходе войны с Турцией (1877-1878 гг.) — Аджария. Таким образом, за Россией были закреплены весь Кавказ и Черноморское побережье. (см. рис.4)

Рис. 4. Территории на юге, закрепленные за Россией в XIX в

На юго-востоке к России присоединились Центральный и Южный Казах­стан. Опережая англичан, русские отряды заняли Среднюю Азию, разбив вой­ска Хивинского, Кокандского и Бухарского ханств, а также туркмен и афганцев.                   

Территориальные  изменения произошли и на востоке. На Дальнем Вос­токе вслед за Камчаткой к России была присоединена Чукотка. В результа­те территориального размежевания между Россией и  Китаем за Россией были закреплены Приамурье (1858 г.) и Приморье (1860 г.). А по русско-японскому договору 1855 г. Россия получила право на весь Сахалин, уступив Южные, а в 1875 г. и остальные Курилы.

Как мы уже говорили,  началу XVIII в. огром­ные территории Российской империи были изучены еще очень слабо. Поэ­тому важнейшим направлением ее географического исследования было картографирование присоединенных ранее земель.

В 1699—1701 гг. С.У. Ремезовым был составлен первый в России атлас — «Чертежная книга Сибири», состоящий из 23 карт Сибири и Севера Евро­пейской части. При составлении атласа были использованы все собранные к тому времени материалы. (см. рис. 5-6) 

Рис. 5. Семён Ульянович Ремезов (1642 —  1720)

 

Рис. 6. Карта Байкала, составленная С.У. Ремезовым (Источник)

Масштабные работы по картированию земель Российской империи начались под руководством Петра I (см. рис.7), который был известен своим вниманием к географическим исследованиям.   

Рис. 7. Петр I

По его указанию картографо-географические исследования  под  руководством  И.К. Кирилова и развернулись в европейской части страны и на Урале, на Азовском и Каспийском морях. По инициативе Петра I были организованы экспедиции на Камчатку и  Курилы (1719-1721 гг.), затем последовала  Первая Камчатская экспеди­ция (1725—1730 гг.) под руководством В. Беринга.(см. рис. 8)

Рис. 8. Витус Беринг (1681 — 1741)

Особенно большую роль в картировании открытых земель сыграла Великая  Северная (Вторая Камчатская) экспедиция (1733—1743 гг.). В её составе работали несколько отрядов, каждый из которых имел свою задачу. Цель первого отряда – картирование территории Северного Ледовитого океана от о.Вайгач до р.Обь. Руководил этой экспедицией  С.Г.  Малыгин. Задачей второго отряда являлось картирование территории от устья р.Оби до устья р. Енисей (руководитель  Д.Л. Овцын). Это был самый сложнейший отрезок на побережье Северного Ледовитого океана. Третий отряд возглавил  В.В. Прончищев. В составе этого отряда участвовала  первая в мире женщина-полярница – Мария Прончищева. После смерти руководителя экспедицию возглавил Х.П. Лаптев(см. рис. 9). В состав этой экспедиции входил и С.И. Челюскин, который открыл северную точку Евразии и России.

Рис. 9. Харитон Лаптев (1700 -1763)

Четвертый отряд выполнял задачу по картированию территории от устья р.Лены и восточнее. Сначала его возглавлял  П. Ласиниус, а затем двоюродный брат Харитона Лаптева Дмитрий Лаптев.  Камчатской экспедицией руководил Витус Беринг, а его помощников был Алексей Чириков. Все эти отряды провели большую кропотливую работу по изучению побережья и прилегающих территорий России. В состав Великой Северной экспедиции вошел ещё и академический отряд, который был создан под руководством М.В.Ломоносова (см. рис. 10). В его составе также были ученые из Академии наук — Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер, С.П. Крашенинников. Задачей этого отряда было исследование и изучение внутренних районов Сибири.

 

Рис. 10. М.В. Ломоносов (1711 — 1765)

В результате работы экс­педиций был вторично открыт пролив между Азией и Америкой, исследо­ваны побережья материка от о. Вайгач до Камчатки и Курил, составлены подробные и точные карты. Все грандиозные задачи, поставленные перед участниками, были выполне­ны. Отряды экспедиции, по суще­ству, совершили второе открытие Сибири и Дальнего Востока .

По результатам Великой север­ной экспедиции в 1745 г. был создан Атлас Российской империи. (см. рис. 11)

Рис. 11. Академический Атлас Российской Империи

Важ­нейший этап географического изу­чения территории России — орга­низация научных экспедиций.

Во второй половине XVIII в. Акаде­мией наук России, созданной в Санкт-Петербурге,   были осущест­влены многочисленные экспедиции, которые проводили исследования в европейской и азиатской части страны под руководством П.С.(Петр Симон) Палласа (см. рис.12), И.И. Лепехина, С.Г.(Самуэль Готлиб) Гмелина, Н.Я. Озерецкого, В.Ф. Зуева и др. Резуль­татом этих исследований явилось детальное и всестороннее изучение Восточ­но-Европейской равнины и некоторых южных районов Сибири.

Рис. 12. П.С.Паллас (1741 — 1811) (Источник)

Подробное исследование новых территориальных приобретений России на востоке (Сахалина, Камчатки, Курильских островов, Русской Америки) началось после образования Рос­сийско-Американской компании, в которой было сильно заинтересовано русское правительство. Транспортировка продовольствия, инструментов и оборудования сухо­путными путями на Дальний Восток была затруднена из-за проблем с транспортом и длилась очень долго. Требовалось найти морской путь. Поэтому в первой половине XIX в. большой размах получили кругосветные плавания русских военных кораблей. К этому периоду принадлежат круго­светные и полукругосветные путешествия известных русских мореплава­телей И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (см. рис.13-14), В.М. Головнина, Ф.П. Врангеля, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке.

Рис. 13. Крузенштерн И.Ф. (1770 — 1846)

Рис. 14. Лисянский Ю.Ф. (1773 — 1837)

Результаты этих экспедиций впечатляют: были совершены важные географические открытия в Тихом океане и у се­верных берегов Америки, проведены обширные океанические наблюдения. В 1819—1821 гг. состоялась экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М,П. Лазаре­ва, в результате которой была открыта Антарктида.(см. рис.15)

Рис. 15. Схема маршрута экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (Источник)

Огромная работа по изучению территории Российской империи, а также некоторых сопредельных стран была проведена Русским географическим обществом (РГО), основанным в Санкт-Петербурге в 1845 г. (см. рис. 16)

Рис. 16. Эмблема Русского Географического Общества (Источник)

Главные географические открытия и исследования второй половины XIX в. связаны с име­нами П.П. Семенова-Тян-Шанского, исследователя Центральной Азии; П.А.  Кропоткина; И.Д (Дементьевич ). Черского, открывшего хребты в северо-восточной Сибири;  Н.М. Пржевальского, совершившего четыре путешествия в Центральную Азию; В.А. Обручева – ученого-естествоиспытателя, посвятившего себя исследованию Восточной Сибири; Д.И. Менделеева, предложившего районировать территорию нашей страны;  Г.И. Невельского, открывшего пролив разделяющий о.Сахалин и Большую Землю; В.В. Докучаева, создавшего науку почвоведение; А.И. Воейкова, создавшего науку о климатологии.

Таким  образом , географические исследования  XVIII  — XIX в. значительно расширили представления о

interneturok.ru

Задание по географии 8 класс «История изучения территории России»

Задание для 8 класса. Тема: История изучения территории России.

1

Великий Новгород

крайняя восточная точка Чукотского полуострова и, соответственно, крайняя восточная материковая точка России и всей Евразии.

А

2

Поморы

русский морской офицер, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики

Б

3

Казаки

Популярный исследователь сформулировал ориг.гипотенузу происхождения Солнечной системы

В

4

Струги

норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель

Г

Кочи

российский генерал, государственный и военный деятель, главноуправляющий путями сообщения

Д

Хабаровск

Русский военачальник, генерал-лейтенант, участвующий в исследовании Артики

Е

Семён Дежнёв

машинист парохода ледокольного типа

Ё

Ерофей Хабаров

город в Краснодарской области России

Ж

Иван Камчатой

русский исследователь Арктики

З

Острог

исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф

И

Тобольск

офицер российского императорского флота, мореплаватель, участник отряда Беринга-Чирикова Второй Камчатской экспедиции

Й

Ломоносов

русский учёный-энциклопедист, путешественник, естествоиспытатель, лексикограф, академик Петербургской академии наук 

К

Алексей Чириков

Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии.

Л

Дмитрий Овцын

Русские экспедиции, организованные правительством для открытия новых земель, исследования островов в северной части Тихого океана

М

Семён Челюскин

русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв

Н

Василий Татищев

российский историк, географ, экономист и государственный деятель

О

Василий Докучаев

русский полярный мореплаватель

П

Камч.экспедиция

российский гидрограф, один из первых русских исследователей Арктики. Участник Великой Северной экспедиции

Р

Пётр Паллас

исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

С

Иван Лепёхин

первый русскийучёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

Т

Йонассен Беринг

 город в Тюменской области России

У

Эрик Норденшельд

 фортификационное сооружение(опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен

Ф

Владимир Русанов

русский землепроходец, первооткрыватель полуострова Камчатка

Х

Георгий Седов

русский землепроходец; происходил из крестьян из-под Великого Устюга

Ц

Георгий Брусилов

русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки

Ч

Эдуард Толь

город (с 1880 года) в России, административный центр Дальневосточного федерального округа России

Щ

Фритьоф Нансен

 город в индийском штате Керала

Ъ

Яков Санников

деревня в Новосокольническом районе Псковской области

Ы

Владимир Обручев

советский геолог. Член-корреспондент АН СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени

Ь

Борис Вилькицкий

представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на окраинах Московского государства 

Э

Сергей Обручев

 небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского и карельского населения на Белом море

Ю

О.Ю Шмидт

один из древнейших и известнейших городов России

Я

infourok.ru

«Географическое исследование территорий России» 8 класс

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Политическая карта мира. 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(35) "politichieskaia-karta-mira-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140711"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417988210"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья «Защита окружающей среды в Германии, России, Пензенской области»"
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-v-giermanii-rossii-pienzienskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "296794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456078648"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "поурочный план по географии 8 класс на тему:  « Природно-территориальное районирование»"
    ["seo_title"] => string(90) "pourochnyi-plan-po-ghieoghrafii-8-klass-na-tiemu-prirodno-tierritorial-noie-raionirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "282061"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453641771"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме"Рельеф России" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-riel-ief-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "211097"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431538770"
  }
}

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по географии (8 класс) по теме: Урок географии в 8 классе на тему «Освоение и изучение территории России».

Тема: Освоение и изучение территории России.

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.
  • рассказать учащимся о русских путешественниках и учёных, внесших большой вклад в изучении нашей Родины;
  • продолжить учить учащихся работать с картами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта России, портреты русских путешественников, справочники.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Часовые пояса».

  1. Изучение нового материала.

(работа в группах)

Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

1 группа.

  1. Изучить по тексту учебника и картам в атласе «Открытие и освоение Севера новгородцами и поморцами.
  2. Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск. Горло Белового моря, Пермь, Шпицберген.
  3. Вспомнить, как проходил путь «варяг в греки».
  4. Что такое волоки? Кто такие поморы?

2 группа.

  1. Изучить по учебнику походы русских в западную Сибирь. Одно сообщение готовит ученик, получив опережающее задание о Ермаке.
  2. Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Юрский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.
  3. Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?
  4. Каково значение похода Ермака?

3 группа.

Географические открытия конца 16 – 17 века.

  1. По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?
  3. Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.
  4. Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?

4 группа:

Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)

  1. По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.
  2. В честь кого названо море Лаптевых?
  3. Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

5 группа:

Географические исследования в 19 веке.

  1. В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?
  2. Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.
  3. Определить, где проходит Северный морской путь.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Новгородцы-поморы

XII-XV в.

Открытие о. Грумант, открытие морского пути в Мангазею.

Ермак

XVI в.

Начало освоения Сибири.

Иван Москвитин

XVII в.

Первым достиг Охотского моря.

Курбат Иванов

XVII в.

Открытие озера Байкал.

  1. Закрепление:

Географический диктант:

  • Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)
  • Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)
  • Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)
  • Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)
  • К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)
  • В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)
  • Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)
  • В честь братьев названо море… (Лаптевых)
  • Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)
  • В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)
  • Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)
  • Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)

Задания по контурным картам:

  1. Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).
  2. Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).
  1. Домашнее задание:
  • Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.

Тема: Особенности рельефа России.

Цели:

  • познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;
  • познакомить с новыми терминами и понятиями;
  • формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
  • Продолжить работу с географическими картами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта России, картины гор и равнин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее изученного.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.

nsportal.ru

История освоения и изучения территории России — География 8 класс — Поурочные разработки — планы уроков — авторские уроки

Урок 7. История освоения и изучения территории России

 

Цели урока.

— продолжить формирование умений работать с картами атласа, картосхемами учебника;

— закрепить теоретические знания о географических открытиях и исследованиях территории России;

— воспитать любовь к Родине;

— воспитание патриота своей страны.

Оборудование: атлас России, дополнительная литература.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания проводится в виде письменной работы по вариантам:

I вариант:

1. Дать определение понятию «местное время».

2. Решить задачу. Определите поясное время в Оттаве, если в Москве

а) 10 ч., б) 14 ч.?

 

II вариант:

1. Дать определение понятию «поясное время».

2. Решить задачу. Определите поясное время в Бразилии, если в Москве

а) 8 ч., б) 21 ч.?

 

III вариант:

1. Дать определение понятиям «декретное и летнее время».

2. Решить задачу. Определите поясное время в Дакаре, если в Якутске:

а) 10 ч., б) 14 ч.?

 

III. Изучение нового материала

Тема урока записывается в тетрадь.

Выступления учащихся с сообщениями, которые они готовили на урок № 4.

1. Появление росов (русских), славян.

2. Новгородцы (морские торговые походы).

3. Образование Киевской Руси.

4. Образование Русского государства.

5. Поход Ермака.

6. Поход Хабаровска, Пояркова и т. д.

 

IV. Закрепление материала.

1. Работа по рисункам учебника. Истории открытии и освоения России.

2. Учащиеся заполняют таблицу на основании текста учебника § 6-8.

 

Основные районы географических

исследований России в 15-19 вв.

территории

Век

Причина организации экспедиции

Руководители экспедиции

Исследуемые

территории

Последствия

научных экспедиций

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

§ 4-6. Заполнить таблицу:

 

Путешественники

Географические объекты,

названные в их честь

В. Беринг

С. Челюскин

Братья Лаптевы

 

Г. Седов

 

С. Дежнев

 

Д. Черский

 

В. Арсеньев

Море Берингово, пролив Берингов

Мыс Челюскин

Море Лаптевых

?

Мыс Дежнева

 

Хребет Черского

?


compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *