cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Диагностическая работа по литературе 8 класс – Диагностическая работа по литературе для 8 класса

Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие в 8 классе

Наименование образовательной организации________________________________________________________

Фамилия________________________ Имя___________________Класс______

Дата проведения _____- ______-_______

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по литературе отводится 40 минут. Работа состоит из 12 заданий, которые разделены на три части.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий даётся 3 варианта ответа, только один является верным. Цифру правильного ответа следует обвести кружком.

Часть 2 состоит из 4 заданий. На них следует дать краткий ответ. Выполнение заданий части 3 требует полного развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы можете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить наибольшее количество баллов.

Время выполнения работы – 90 мин.

Желаем вам успеха!

Вариант – 1.

Часть 1.

1. Композиция произведения – это:

1) тема;

2) завязка и развязка;

3) последовательность частей и элементов произведения.

2. Сонет как жанр – это:

1) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

2) стихотворная форма, в которой 14 строк, разделенных на строфы особым образом: два катрена и два терцета;

3) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.

3. Годы жизни А.С.Пушкина:

1) 1799 — 1837;

2) 1766 — 1826;

3) 1828 — 1910.

4. Узнайте произведение по предложенному отрывку:

«… считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал.»

1) А. С. Пушкин «Дубровский»;

2) А. П. Чехов «Толстый и тонкий»;

3) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

5. Кто является автором романа «Униженные и оскорбленные»?

1) А.С. Пушкин;

2) Ф.М.Достоевский;

3) И.С. Тургенев.

6. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках:

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег…

1) инверсия;

2) гипербола;

3) олицетворение.

7. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

1) «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»;

2) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»;

3) «Береги честь смолоду».

8. Определите, какое произведение начинается такими словами:

«Мне было тогда лет двадцать пять, — начал Н.Н., — дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говаривалось тогда. А просто мне захотелось посмотреть на мир Божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись — жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом.»

1) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;

2) И.С. Тургенев «Ася»;

3) Н.В. Гоголь «Ревизор».

9. Укажите стихотворный размер, которым написаны строки А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

1) ямб;

2) хорей;

3) дактиль.

10. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?

1) сравнение;

2) эпитет;

3) литота.

11. К какому жанру принадлежит произведение А.Н.островского «Снегурочка»?

1) роман;

2) пьеса;

3) элегия.

12. Проблема чести возникает в произведении:

1) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;

2) «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина;

3) «Ревизор» Н.В.Гоголя.

Часть 2.

Прочитайте приведенный текст и выполните задания 12-15.

М.Ю. Лермонтов
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков. 

12. Какой теме посвящено стихотворение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Выпишите из текста примеры эпитетов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как вы понимаете первую строку стихотворения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какие чувства переживает лирический герой стихотворения и почему?

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Часть 3.

16. Напишите ответ на вопрос «Какие человеческие поступки мы считаем нравственными?», приведя примеры (аргументы) из прочитанных в 7 — 8 классе произведений (не менее 3). Объем работы – 7-10 предложений. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наименование образовательной организации________________________________________________________

Фамилия________________________ Имя___________________Класс______

Дата проведения _____- ______-_______

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по литературе отводится 40 минут. Работа состоит из 12 заданий, которые разделены на три части.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий даётся 3 варианта ответа, только один является верным. Цифру правильного ответа следует обвести кружком.

Часть 2 состоит из 4 заданий. На них следует дать краткий ответ. Выполнение заданий части 3 требует полного развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы можете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить наибольшее количество баллов.

Время выполнения работы – 90 мин.

Желаем вам успеха!

Вариант – 2.

Часть 1.

1. Эпос, лирика, драма – это:

1) компоненты текста;

2) роды литературы;

3) последовательность частей и элементов произведения.

2. Послание как жанр – это:

1) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

2) это стихотворение, которое адресовано или посвящено какому-либо определенному лицу;

3) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.

3. Годы жизни М.Ю.Лермонтова:

1) 1799 — 1837;

2) 1814 — 1841;

3) 1828 — 1910.

4. Узнайте произведение по предложенному отрывку:

«Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию.»

1) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;

2) А. П. Чехов «Толстый и тонкий»;

3) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

5. Кто является автором рассказа «Ася»?

1) А.С. Пушкин;

2) Ф.М.Достоевский;

3) И.С. Тургенев.

6. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках:

«… тоской // Опять моя заныла грудь»?

1) метафора;

2) гипербола;

3) олицетворение.

7. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?

1) «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»;

2) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»;

3) «Береги честь смолоду».

8. Определите, какое произведение начинается такими словами:

«Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.»

1) Н.В. Гоголь «Ревизор»;

2) И.С. Тургенев «Ася»;

3) А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

9. Укажите стихотворный размер, которым написаны строки А.С.Пушкина:

Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

Пора, красавица, проснись!

Открой сомкнуты негой взоры…

1) ямб;

2) хорей;

3) дактиль.

10. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»: «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?

1) сравнение;

2) эпитет;

3) литота.

11. К какому жанру принадлежит произведение Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные»?

1) роман;

infourok.ru

Диагностическая работа по литературе 8 класс 1 полугодие

Диагностическая работа по литературе

8 класс

(I полугодие)

  1. К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) предание

Не хотела я плясать,

Не хотела выходить,-

Гармонист такой хороший,

Ему надо угодить.

  1. Каков последний подвиг Александра Невского («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)?

А) спасение христиан из Орды от притеснения иноплеменниками

Б) победа в битве на реке Неве

В) освобождение города Пскова от немцев

Г) победа на Чудском озере

3. Кто произнес такие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?

А) Шемяка («Шемякин суд»)

Б) Убогий («Шемякин суд»)

В) Александр Невский («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

Г) Митрополит Кирилл («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

4. Что означает выражение Шемякин суд (по одноименной повести «Шемякин суд»)?

А) справедливый суд

Б) несправедливый суд

В) решение в пользу бедного

Г) решение в пользу богатого

5.Като является автором думы «Смерть Ермака»?

А) А.С. Пушкин Б) И.А. Крылов В) К.Ф. Рылеев Г) М.Ю. Лермонтов

6. Д.И. Фонвизин писал в рамках направления:

А) реализм Б) романтизм В) классицизм Г) неоромантизм

7. В каком жанре написано произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А) комедия Б) трагедия В) басня Г) ода

8. Слова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина «Не хочу учиться, а хочу жениться» принадлежат:

А) Скотинину Б) Правдину В) Милону Г) Митрофанушке

9. Произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» — это

А) поэма Б) повесть В) дума Г) рассказ

10. Какое изобразительно-выразительное средство употреблено в произведении К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» в следующих строках:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали…?

А) олицетворение Б) эпитет В) метафора Г) антитеза

11. Какое историческое событие легло в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?

А) Куликовская битва

Б) Отечественная война 1812 года

В) Ледовое побоище

Г) Междоусобная война на Руси

12. Выберите правильно указанные годы жизни А.С. Пушкина:

А) 1799-1837 Б) 1837-1900 В) 1750-1825 Г) 1800-1838

13. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина:
А) сопоставления Б) взаимодополнения
В) антитезы Г) композиционной параллели

14.Что пожаловал Петруша Гринев вожатому (Пугачеву) в романе А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»?

А) трость Б) заячий тулуп В) валенки Г) шапку

        

15. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

А) когда ему исполнилось 16 лет  Б) когда ему исполнилось 10 лет

В) еще до рождения  Г) сразу после рождения

16.Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во время дуэли проявились

характеры героев?

А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету

Б) Гринев попросил прощения у Швабрина

В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик

Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его.

17. Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду». г) «Стрелялись мы».

18. Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя б) исповедь героя в) рассказ автора о Мцыри г) рассказ монаха о Мцыри

infourok.ru

Диагностическая работа по литературе за I полугодие в 8 классе

Диагностическая работа по литературе за I полугодие

А1. Известно, что А.С. Пушкин создавал свои произведения на основе реальных исторических событий. Он собирал фактические данные, устанавливал последовательность событий, опираясь исключительно на данные исторических источников. И принято считать, что А.С. Пушкин был не только поэтом и писателем, но и……

  1. Историком.

  2. Философом.

  3. Литератором.

  4. Прозаиком.

А2. В произведении Пушкина «Капитанская дочка» действия разворачиваются на фоне:

  1. Восстания под предводительством С. Разина.

  2. Пугачевского восстания.

  3. Восстания декабристов на Сенатской площади.

  4. Событий Смутного времени.

А3. Произведение «Капитанская дочка» затрагивает целый ряд проблем. Это и проблема семейных ценностей, нравственного выбора, значения личности в истории и др. Все они раскрываются в действиях и поступках героев. А в лице каких героев представлена проблема чести и долга? ____________________________________________________

.А. 4. Какому герою из «Капитанской дочки» принадлежит следующее описание?

«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».______________________________

А5. Произведение Гоголя «Ревизор» относится к жанру:

  1. Комедии.

  2. Поэмы.

  3. Повести.

  4. Романа

А6. После выхода в свет «Ревизора» Гоголь писал, что постарался собрать «все дурное России,… все несправедливости, …какие делаются в тех местах и случаях, где более всего требуется от человека справедливость». Какой порок человека более всего высмеивается писателем?

  1. Взяточничество.

  2. Лень.

  3. Картежные игры.

  4. Циничность в поступках.

А7. Принимая Хлестакова за ревизора, чиновники изо всех сил старались услужить ему. Что служило причиной такого их поступка?

  1. Желание понравиться важному лицу, приехавшему из Петербурга.

  2. Боязнь того, что ревизор начнет проверку ведомств и выявит все недостатки.

  3. Желание получить более высокое место по службе.

  4. Стремление выгородить себя перед другими чиновниками.

А8. Установите соответствие частей композиций с событиями в пьесе.

  1. Сообщение Бобчинского и Добчинского о предполагаемом ревизоре.

  2. Похождения Хлестакова в роли ревизора.

  3. Чтение чиновниками письма Хлестакова, отправленного Тряпичкину в Петербург.

  4. Сообщение о прибытии настоящего ревизора.

А. Завязка. Б. Развитие событий. В. Кульминация. Г. Завязка.

А.9. Какому герою произведения «Ревизор» принадлежат следующие слова: « Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор».__________________________________. К кому он обращается в этот момент?___________________________________.

А10. Произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри» относится к жанру:

1) поэмы;

2) оды;

3) пьесы.

А11. Выберите несколько вариантов ответа.

Описывая бой юноши с барсом, Лермонтов симпатизирует героям этой битвы.

Этим он хотел показать читателю, что…

1. Так мужеству должно противостоять мужество

2. Человек и зверь всегда противостоят друг другу.

3. В честном бою не должно быть коварства и хитрости.

4. Человек – царь природы.

А12. Впишите нужный ответ самостоятельно.

Какому герою произведения «Мцыри» принадлежат следующие слова?

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю.

Всё лучше перед кем-нибудь

Словами мне облегчить грудь…

_______________________________________. К кому он обращается? ________________________В какой момент герой их произносит?__________________________

___________________________________________________________________________________

А13. Какие средства выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

1) сравнение;

2) олицетворение и сравнение;

3) метафора.

4) гипербола.

infourok.ru

Промежуточный контроль по литературе 8 класс

Диагностическая работа

по литературе для 8-х классов

1 вариант

Часть 1

1. Среди перечисленных жанров определите жанр фольклора:

А. басня Б. поэма В. житие Г. частушки

2. Выберите определение гиперболы:

А. вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета;

Б. вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им признакам;

В. вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака;

Г. предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

3. Какому понятию соответствует это определение: описание жизни святого, совершившего подвиг во имя христианской православной веры?

А. житие. Б. предание В. рассказ Г. былина

4. К какому жанру художественной литературы относится произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

А. предание Б. дума В. рассказ Г. поэма

5. Назовите годы жизни А.С. Пушкина

А. 1814-1841 Б.1799-1837 В. 1795-1826 Г.1769-1844

6. Какому понятию соответствует это определение: художественное направление в искусстве и литературе, герой которого находится в вечном противоречии с действительностью, стремится к идеалу?

А. классицизм Б. сентиментализм В. реализм Г. романтизм

7. Из какого произведения следующие строки:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него своей лошади не бери, покамест у неё не вырастет хвост.

А. «Недоросль» Б. «Шемякин суд» В. «Предание о Пугачёве» Г. «Мцыри»

8. В чем заключается смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Маша Миронова -……

А. единственный женский персонаж повести;

Б. стоит в центре сюжета;

В. носительница высокой нравственности и чести;

Г. дочь погибшего офицера.

9. Кому принадлежат следующие строчки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего на всего только тридцать три года?

А. Пугачеву Б. Петру Гриневу В. Маше Мироновой Г. Андрею Петровичу Гриневу

10. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

А. былин Б. Библии В. древнерусской летописи Г. стихотворения Горация

Часть 2

1. Какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Обоз»?

2. Определите автора и название произведения по представленным персонажам:

Милон, Правдин, Стародум.

3. . О каком средстве художественной выразительности идет речь:

…- слово или сочетание слов, помогающее создать художественный образ, образное определение.

4. По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения:

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».

5. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами:

1. А.С. Пушкин А. «Недоросль»

2. М.Ю. Лермонтов Б. «Борис Годунов»

3. К.Ф. Рылеев В. «Мцыри»

4. И.А. Крылов Г. «Смерть Ермака»

5. Д.И. Фонвизин Д. «Лягушки, просящие царя»

Диагностическая работа

по литературе для 8-х классов

2 вариант

Часть 1

1. Среди перечисленных жанров определите жанр древнерусской литературы:

А. житие Б. рассказ В. былина Г. баллада

2. Выберите определение эпитета:

А. вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета;

Б. вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им признакам;

В. вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака;

Г. вид тропа, создающий образное определение.

3. Какому понятию соответствует это определение: стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера, в конце которой содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль?

А. басня Б. предание В. рассказ Г. былина

4. К какому жанру художественной литературы относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А. трагедия Б. комедия В. рассказ Г. поэма

5. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова

А. 1814-1841 Б.1799-1837 В. 1795-1826 Г.1769-1844

6. Какому понятию соответствует это определение: художественное направление в литературе, для которого в драме характерно единство места, времени и действия.

А. романтизм Б. сентиментализм В. реализм Г. классицизм

7. В каком произведении главный герой произносит следующие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?

А. «Недоросль» Б. «Шемякин суд» В. «Предание о Пугачёве» Г. «Повесть о житие и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

8. Повествование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ведется от лица:

А автора Б. Маши Мироновой В. Петра Гринева Г. Пугачева

9. Кому принадлежат следующие строчки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся…»?

А. Пугачеву Б. Савельичу В. Маше Мироновой Г. Андрею Петровичу Гриневу

10. Что можно назвать символом свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

А. степь Б. Кавказ В. барса Г. девушку-грузинку

Часть 2

1. О каком историческом событии повествуется в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

2. Определите автора и название произведения по представленным персонажам:

Зурин, Василиса Егоровна, Иван Кузмич.

3. О каком средстве художественной выразительности идет речь:

… — один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

4. По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения:

Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

5. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами:

1. И.А. Крылов А. «Недоросль»

2. М.Ю. Лермонтов Б. «Обоз»

3. Д.И. Фонвизин В. «Смерть Ермака»

4. А.С. Пушкин Г. «Мцыри»

5. К.Ф. Рылеев Д. «Капитанская дочка»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочных материалов для промежуточного контроля

по литературе для учащихся 8-х классов

(декабрь 2014 года)

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 8-х классов содержания курса литературы по программе, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностики сформированности учебных умений.

2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы.

Содержание и основные характеристики диагностической работы определяются на основе следующих документов:

— Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).

— О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3.Структура диагностической работы.

Каждый вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных и 5 заданий, в которых нужно соотнести вопрос с ответом.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не используются.

6. Условия проведения диагностической работы

Строгое соблюдение инструкции по организации проведения оценки знаний обучающихся не предусмотрены.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с 1 по 14 оцениваются 1 баллом, 15 задание -5 баллами (за каждый правильный ответ 1 балл). Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Ответы на вопросы

по литературе в 8 классе

(промежуточный контроль)

Г

А

2

А

Г

3

А

А

4

Б

Б

5

Б

А

6

Г

Г

7

Б

Г

8

В

В

9

А

Г

10

Б

Б

Часть 2

1

Отечественной войне 1812 года

Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева

2

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

А.С. «Капитанская дочка»

3

эпитет

олицетворение

4

Автор неизвестен «Повесть о житие и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

5

1-Б, 2-В, 3-Г, 4- Д, 5-А

1-Б, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-В

infourok.ru

Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 8 класс по программе Москвина Г. В.

Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 8 класс.

Часть 1.

  1. Соотнесите период развития литературы и особенности образа автора:

Период развития литературы

Особенности образа автора

  1. Древнерусская литература

А. Личность автора проявляется более явно. Автор помещен в один мир с героем произведения.

  1. Литература эпохи Просвещения

Б. Фигура писателя не имела большого значения. Главное – следовать устоявшимся канонам, сделать произведение продолжением традиции.

  1. Литература XIX века

В. Автор часто передает роль повествователя герою произведения. Появляется герой-рассказчик.

  1. Соотнесите литературное понятие и его определение:

Литературное понятие

Определение понятия

1. Герой произведения

А. Художественный образ индивидуального человека, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа.

2. Персонаж

Б. Главный образ литературного произведения.

3. Литературный тип

В. Действующее лицо литературного произведения, чаще всего – драмы.

4. Литературный характер

Г. Такое изображение человека, при котором автор создает индивидуальный, неповторимый образ.

  1. Соотнесите характеристику литературной героини и её имя:

Характеристика литературной героини

Имя героини

1. «…трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется»

А. Лиза

2. «Ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка»

Б. Маша Миронова

3. «Не щадя своей нежной молодости; не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь…»

В. Ася

4. «Ни одно мгновенье она не сидела смирно; часто смеялась, и престранным образом»

Г. Алена Дмитриевна

  1. Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им эпизоды произведения:

Элемент композиции

Эпизод произведения

1. экспозиция

А. встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной

2. завязка

Б. казнь Калашникова

3. кульминация

В. рассказ о могиле купца

4. развязка

Г. пир у Грозного

5. эпилог

Д. сцена кулачного боя

  1. К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?

  2. Кому принадлежит следующая фраза: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»? Назовите героя, произведение и автора.

7. Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина?

8. Эпиграфом, к какому произведению являются следующие строки: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Назовите автора этого произведения.

Часть 2

Сравните описание поединка в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Что общего и в чем различия в поведении соперников? Как это их характеризует? Дайте развернутый ответ.


И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи…
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И, услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…

Вот молча оба расходятся, —
Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди —
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, —
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? — сказал мне Швабрин, — за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Опустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

multiurok.ru

Диагностические работы по литературе 8 класс на начало учебного года

Диагностическая работа. 8 класс

  1. Вспомни и запиши главные проблемы, которые исследовались нами в 7 классе.

  2. Дай толкование каждому из следующих понятий: писатель- образ автора – рассказчик.

  3. Внимательно прочитай текст и выполни послетекстовые задания.

Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. Лекарь велел его при себе в теплую ванну всадить, а аптекарь сейчас же скатал гуттаперчевую пилюлю и сам в рот ему всунул, а потом оба вместе взялись и положили на перину и сверху шубой покрыли и оставили потеть, а чтобы ему никто не мешал, по всему посольству приказ дан, чтобы никто чихать не смел. Дождались лекарь с аптекарем, пока полшкипер заснул, и тогда другую гуттаперчевую пилюлю ему приготовили. Возле его изголовья на столик положили и ушли.

А левшу свалили в квартале на пол и спрашивают:

— Кто такой и откудова, и есть ли паспорт или какой другой тугамент?

А он от болезни, от питья и от долгого колтыханья так ослабел, что ни слова не отмечает, а только стонет.

Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить.

Повел городовой левшу на санки сажать, да долго ни одного встречника поймать не мог, потому извозчики от полицейских бегают. А левша все время на холодном парате лежал: потом поймал городовой извозчика, только без теплой лисы, потому что они лису в санях в таком разе под себя прячут, чтобы у полицейских скорей ноги стыли. Везли левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать, все роняют, а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел.

Привезли в одну больницу – не принимают без тугамента, привезли в другую – и там не принимают, и так в третью, и в чевертую – до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают.

Тут велели расписку дать, а левшу до разборки на полу в коридор посадить.

Н.С. Лесков «Левша»

— В чем состоит главная особенность текста, и как это связано с жанром произведения?

— Запиши несколько вопросов к данному тексту.

— Какие слова в тексте и почему требуют толкования?

— Придумай и запиши заголовок к данному тексту.

— Составь краткий связный ответ (5-8 предложений) на вопрос: «Как выражена позиция автора к происходящему в этом отрывке?»

— Выпиши из текста в таблицу

эпитеты

метафоры

примеры инверсии

— Заполни таблицу, обозначив свои цели обучения предмету «литература». 3-ю графу можно оставить пустой:

знаю

хочу узнать

узнал

Диагностическая работа. 8 класс

  1. Вспомни и запиши главные проблемы, которые исследовались в 7 классе.

  2. Как в произведении можно «прочувствовать» позицию автора?

  3. Зачем писатель «выдвигает» повествователя или рассказчика, а не повествует от имени автора?

  4. Внимательно прочитай текст и выполни послетекстовые задания:

Два дня Тимофей Васильевич разыскивал своего племянника, Серегу Власова. А на третий день, перед самым отъездом, нашел. В трамвае встретил.

Сел Тимофей Васильевич в трамвай, вынул гривенник, хотел подать кондуктору, только глядит – то такое? Личность кондуктора будто очень знакомая. Посмотрел Тимофей Васильевич – да! Так и есть – Сергей Власов собственной персоной в трамвайных кондукторах.

— Ну! – закричал Тимофей Васильевич. – Серега! Ты ли это, друг ситный?

Кондуктор сконфузился, поправил, без всякой видимой нужды, катушки с билетиками и сказал:

— Сейчас, дядя… билеты додам только.

— Ладно! Можно, — радостно сказал дядя. – Я обожду.

Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам:

— Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын… Я его семь лет не видел… сукинова сына…

Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему:

— А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу, Нету, отвечают. Мол, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят… А ты вон где – кондуктором, что ли?

— Кондуктором, тихо ответил племянник.

Пассажиры стали с любопытством рассматривать родственника. Дядя счастливо смеялся и с любовью смотрел на племянника, а племянник явно конфузился и, чувствуя себя при исполнении служебных обязанностей, не знал, что ему говорить и как вести себя с дядей.

М.М. Зощенко «Не надо иметь родственников»

— В чем состоит анекдотичность происходящего и что высмеивает писатель?

— Запиши несколько вопросов к данному отрывку.

— Какими языковыми средствами создаются характеры?

— Придумай и запиши заголовок к данному тексту.

— Составь краткий связный ответ(5-8 предложений) на вопрос: «Что высмеивает писатель, почему «не надо иметь родственников»?

— Выпиши из текста в таблицу

эпитеты

метафоры

примеры просторечий

— Заполни таблицу, обозначив свои цели обучения предмету «литература». 3-ю графу можно оставить пустой:

знаю

хочу узнать

узнал

infourok.ru

Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 8 класс по программе Москвина Г. В.

Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 8 класс.

Часть 1.

  1. Соотнесите период развития литературы и особенности образа автора:

Период развития литературы

Особенности образа автора

  1. Древнерусская литература

А. Личность автора проявляется более явно. Автор помещен в один мир с героем произведения.

  1. Литература эпохи Просвещения

Б. Фигура писателя не имела большого значения. Главное – следовать устоявшимся канонам, сделать произведение продолжением традиции.

  1. Литература XIX века

В. Автор часто передает роль повествователя герою произведения. Появляется герой-рассказчик.

  1. Соотнесите литературное понятие и его определение:

Литературное понятие

Определение понятия

1. Герой произведения

А. Художественный образ индивидуального человека, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа.

2. Персонаж

Б. Главный образ литературного произведения.

3. Литературный тип

В. Действующее лицо литературного произведения, чаще всего – драмы.

4. Литературный характер

Г. Такое изображение человека, при котором автор создает индивидуальный, неповторимый образ.

  1. Соотнесите характеристику литературной героини и её имя:

Характеристика литературной героини

Имя героини

1. «…трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется»

А. Лиза

2. «Ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка»

Б. Маша Миронова

3. «Не щадя своей нежной молодости; не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь…»

В. Ася

4. «Ни одно мгновенье она не сидела смирно; часто смеялась, и престранным образом»

Г. Алена Дмитриевна

  1. Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им эпизоды произведения:

Элемент композиции

Эпизод произведения

1. экспозиция

А. встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной

2. завязка

Б. казнь Калашникова

3. кульминация

В. рассказ о могиле купца

4. развязка

Г. пир у Грозного

5. эпилог

Д. сцена кулачного боя

  1. К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?

  2. Кому принадлежит следующая фраза: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»? Назовите героя, произведение и автора.

7. Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина?

8. Эпиграфом, к какому произведению являются следующие строки: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Назовите автора этого произведения.

Часть 2

Сравните описание поединка в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Что общего и в чем различия в поведении соперников? Как это их характеризует? Дайте развернутый ответ.


И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи…
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И, услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…

Вот молча оба расходятся, —
Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди —
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, —
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? — сказал мне Швабрин, — за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Опустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *