cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что изучают на информатике в 8 классе – Информатика 8 класс. Обобщение изученного по информатике в 8 классе.

Информатика 8 класс

В 8 классе дети продолжат изучать информатику. Этот предмет подарит им важные навыки, без которых немыслима жизнь современного человека в информационном обществе. Информатика в 8 классе ставит своей целью научить детей основным навыкам работы с информационными технологиями и развить функциональную грамотность. В этом году школьникам предстоит познакомиться с теоретическими основами информатики и ее главными понятиями. Также в курс входит знакомство с компьютером, его логическими узлами и устройствами. Уроки информатики будут включать в себя практические занятия, на которых школьники смогут применить полученные знания.

Программа по информатике в 8 классе

Первые занятия по предмету в этом году будут посвящены теоретическим основам информатики. Вы должны будете получить представление о главном понятии, лежащем в основе этой науки. Речь идет об информационной модели. Учитель расскажет о том, как при помощи информации можно создавать различные модели – представления объектов реального и вымышленного мира. Школьники должны будут узнать, что представляют собой информационные модели, как они легли в основу информатики. Также детям предстоит познакомиться с основными видами таких моделей и изучить их свойства. Кроме того, учитель расскажет о реальных и абстрактных моделях, изучением которых занимается информатика. Следующий раздел курса познакомит детей с компьютером. Вряд ли это будет первое знакомство, большинство школьников имеют дома ПК, а некоторые уже успели увидеть своими глазами несколько поколений ЭВМ. Но на этих занятиях восьмиклассники смогут узнать о том, как появились первые компьютеры и по каким принципам работает это устройство.

На первых уроках информатики учитель расскажет детям о Джоне фон Неймане, который разработал магистрально-модульный принцип, ставший основой архитектуры компьютеров. Дети должны будут получить представление о логических узлах, составляющих основу компьютера, и о способе выполнения различных программ. Восьмиклассникам в доступной форме будет рассказано о структуре вычислительных машин, в том числе о методах обработки и преобразования информации в данные. Также школьникам предстоит узнать о принципах взаимодействия технических средств с программным обеспечением, входящим в

архитектуру компьютера. Затем учащимся расскажут об основных частях компьютера: материнской плате, процессоре, DVD-ROM, устройствах ввода-вывода данных, внешних жестких дисках и пр.

На следующем этапе обучения дети отправятся увлекательную экскурсию, которая познакомит их с основными поколения ЭВМ. В ходе этих занятий школьники узнают, как менялись образцы элементной базы с каждым годом, какую эволюцию совершил ПК с момента своего изобретения и до наших дней.

Трудности в изучении

В целом программа по информатике в 8 классе не слишком сложна и редко вызывает затруднения у детей. Но мы рекомендуем обратить внимание на темы, посвященные алгоритмам. Это важная информация, которой ребенок будет пользоваться в течение всего школьного курса по информатике.

interneturok.ru

Темы по информатике в 8 классе

Основные требования к преподаванию информатики в 8 классе

Замечание 1

Рабочая программа (учебный план) по информатике для 8 класса разрабатывается на основе Федерального образовательного стандарта. За основу можно принять программу по информатике для общеобразовательных учреждений за авторством Л. Л. и А. Ю. Босовых, изданную в 2014 г.

Программа должна содержать планируемые результаты обучения по предмету, содержание учебного процесса с указанием форм проведения занятий, календарно-тематический план с указанием количества отводимых на освоение тем учебных часов.

На изучение информатики в 8 классе в типичной средней школе отводится, как правило, 1 урок в неделю. В расчете на учебный год это составляет 35 часов.

Планируемые результаты изучения предмета

Предметные результаты — степень освоения учащимися специфических для данного предмета видов деятельности. Федеральный государственный стандарт определяет следующие результаты для обучения информатике:

  • формирование информационной культуры;
  • формирование представления о вычислительной технике;
  • развитие навыков использования компьютера;
  • знание понятий «информация», «алгоритм», «модель» и их свойств;
  • становление алгоритмического мышления;
  • формирование навыков составления алгоритмов для различных исполнителей;
  • освоение одного из языков программирования, знакомство с линейной, ветвящейся и циклической составляющими алгоритмов;
  • развитие умения ориентироваться в способах представления данных (таблицы, схемы, диаграммы) с использованием компьютерных средств;
  • воспитание умений безопасного поведения при работе с программным обеспечением, привычки соблюдать нормы информационной этики и права.

Примерное содержание учебного плана по информатике для 8 класса

При изучении информатики в 8 классе целесообразно ориентироваться на следующий перечень разделов и тем.

Математические основы информатики (13 часов).

Следует дать представление о системах счисления, уделив особое внимание двоичной. Целесообразно также рассмотреть восьмеричную и шестнадцатеричную системы как часто встречающиеся в информационных технологиях. Учащиеся должны твердо освоить способы перевода целых десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Необходимо рассказать о целых и вещественных числах, а также множествах и операциях с ними. В этом же разделе рассматриваются логические операции.

Развиваемые навыки и умения:

  • различать унарные, позиционные и непозиционные системы счисления;
  • анализировать логические высказывания;
  • переводить числа из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
  • складывать и умножать небольшие двоичные числа;
  • выражать вещественные числа в нормальной и естественной формах;
  • составлять таблицы истинности для логических высказываний;
  • вычислять значения логических выражений.

Рисунок 1. Слайд для темы «Системы счисления». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритмы (11 часов).

В ходе изучения этого раздела рассматриваются такие темы, как алгоритмы и исполнители, запись алгоритмов, их объекты, следование, ветвление и его формы, повторения в алгоритмах и циклы (с заданным условием продолжения, с заданным условием окончания, с заданным числом повторений).

Развиваемые навыки и умения:

  • различать по блок­-схеме, назначение алгоритма;
  • различать изменение значений переменных при пошаговом выполнении;
  • выбирать алгоритмические конструкции, которые могут войти в алгоритм;
  • сравнивать эффективность алгоритмов;
  • исполнять алгоритмы на конкретных данных;
  • конвертировать записи алгоритмов из одной формы в другую;
  • составлять последовательности команд, дающих необходимый результат при определенных исходных данных;
  • составлять выражения (арифметические, строковые, логические), находить их значения.

Рисунок 2. Слайд для темы «Алгоритмы». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Начала программирования (10 часов).

Этот раздел предполагает написание учащимися небольших программ на языке Паскаль. Его освоение следует начать с изучения организации ввода и вывода данных, затем перейти к программированию линейных и разветвляющихся алгоритмов. Учащиеся должны усвоить такие понятия, как «Условный оператор», «Составной оператор», различные способы записи ветвлений. Освоение начал программирования предполагает также использование циклов: с заданным условием продолжения и окончания работы, с заданным числом повторений.

Развиваемые навыки и умения:

• анализ готовых программ; • определение назначения программы; • определение этапов решения задачи на компьютере; • составление линейных алгоритмов с вычислением арифметических, строковых и логических выражений; • разработка программ, содержащих операторы ветвления, например, решение линейного неравенства, квадратного уравнения и т. д.; применение логических операций; • разработка программ, содержащих циклы.

Рисунок 3. Слайд для темы «Программирование на языке Паскаль». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Последние 2 занятия в учебном году следует посвятить повторению и закреплению пройденного, а также подведению итогов.

spravochnick.ru

Рабочая программа по информатике 8 класс (домашнее обучение)

Пояснительная записка

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

— овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

— выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая программа составлена для индивидуального обучения из расчета 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю) на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Ранее курс информатики и ИКТ не преподавался.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Основное содержание (17 ч)

Информация и информационные процессы (2 ч).

Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  • Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (2.5 ч).

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  • «Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

  • «Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

  • «Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Кодирование и обработка текстовой информации (7.5 ч).

Компьютерное представление текстовой информации.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  • «Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

  • «Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

  • «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».

  • «Вставка в документ формул».

  • «Форматирование символов и абзацев».

  • «Создание и форматирование списков».

  • «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

  • «Создание гипертекстового документа».

  • «Перевод текста с использованием системы машинного перевода».

  • «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Практикум: I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Кодирование и обработка числовой информации (5 ч).

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

  • «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора.

  • «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».

  • «Создание и обработка таблиц».

  • «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.

  • «Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.

Практикум: работа V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Календарно-тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
8 класс (17 часов)

Коли-чество часов

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Дата

Знать/понимать

Уметь/при

менять

план

факт

Поурочно-тематическое планирование 8-го класса (17 часов)

Информация и информационные процессы (1 ч)

1

0,5 ч

Информация. Информационные объекты. ПТБ.

ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации.

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике.

ВК

I

2

0,5 ч

Основные информационные процессы.

Информационные процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Роль информации в жизни людей.

Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации

опрос

II

3

0,5 ч

Количество информации

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Знакомство с клавиатурным тренажером

(5 минут)

Основные единицы измерения количества информации

Решать задачи на определение количества информации.

опрос

III

4

0,5 ч

Фиксация видеоинформации

Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 минут).

Практическая работа №1 «Фиксация видеоинформации с использованием цифрового фотоаппарата»

Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации.

Фиксировать аудио- и видеоинформацию наблюдений, измерений с помощью цифровых устройств звукозаписи и цифровых камер.

IV

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (1,25 часа)

5

0,5 ч

Устройства компьютера и их функции

Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная и долговременная память.

ПР №2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств»

Различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти.

Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Включать и выключать компьютер. Получать информацию о характеристиках компьютера.

беседа

V

6

0,5 ч

Программное обеспечение (ПО) компьютера

ПО: Виды и назначение.

Работа с клавиатурным тренажером (5 минут)

Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Приемы квалифици

рованного клавиатурного письма.

Определять тип программного обеспечения.

Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора.

опрос

VI

7

0,5 ч

Графический интерфейс

Командное взаимодейст

вие пользователя с компьютером. Пользователь

ский интерфейс. Элементы. Назначение.

ПР №3 «Знакомство с графическим интерфейсом»

Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows

Тест

VII

8

0,5 ч

Файл и файловая система

Данные и программы. Использование файлового менеджера

ПР №4 «Планирование информационного пространства»

Программный принцип работы компьютера. Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов.

Выполнять операции с файлами

Тест

VIII

9

0,5 ч

Контрольная работа

Информация и информационные процессы. Компьютер как устройство обработки информации.

Работа с клавиатурным тренажером (10 минут)

IX

Кодирование и обработка текстовой информации (3,75 часа)

10

0,5 ч

Кодирование текстовой информации

Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков.

ПР №5 «Кодирование текстовой информации».

Работа с клавиатурным тренажером (5 мин)

Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков

Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

беседа

X

11

0,5 ч

Создание документов в текстовых редакторах

Текстовые редакторы. Способы создания документов.

ПР№6 «Создание визитных карточек на основе шаблона»

Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов.

Создавать документы с использованием шаблонов.

опрос

XI

12

0,5 ч

Ввод и редактирование документа

Ввод текста.

ПР№7 «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц»

Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц

Устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Выполнять операции редактирования

тест

XII

13

0,5 ч

Вставка объектов в документ.

Вставка изображений, формул и других объектов в документ. ПР№8 «Вставка в документ формул»

Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word

тест

XIII

14

0,5 ч

Сохранение и печать документов

Форматы текстовых файлов. Параметры печати

Работа с клавиатурным тренажером

(7 минут)

Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.

Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах.

опрос

XIV

15

0,5 ч

Форматиро

вание документа

Форматирова

ние символов и абзацев.

ПР №9 «Форматирование символов и абзацев»

Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев.

Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев

тест

XV

16

0,5 ч

Создание и форматирование списков

Списки. Виды и назначение. ПР№10 «Создание и форматирование списков»

Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.

Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.

СК

XVI

17

0,5 ч

Разработка и использование стиля

Стили форматирования. Оглавление документа

Назначение и использование стилей форматирования

Создавать оглавления в многостраничных документов

ВК

XVII

18

0,5 ч

Таблицы

Элементы таблицы. Операции редактирова

ния и форматирования таблицы.

ПР №11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирова

ние и заполнение данными»

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице.

Создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования.

опрос

XVIII

19

0,5 ч

Гипертекст

Понятие гипертекста. Состав
и функция гиперссылки.

ПР №12 «Создание гипертекстового документа»

Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки.

Создавать гипертекстовый документ

ВК

XIX

20

0,5 ч

Дополнительные возможности

Системы оптического распознавания документов.

ПР № 14 «Сканирова

ние и распознавание текстового документа»

Компьютер

ные словари и системы машинного перевода текстов.

ПР № 13 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»

Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. Возможности, аппаратное обеспечение и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов

Распознавать текстовый документ.

Переводить текст, используя различные системы машинного перевода

беседа

XX

21

0,5 ч

Практикум I

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт- дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста.

СК

XXI

22

0,5 ч

Форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста

СК

XXII

23

0,5 ч

Сохранять документ в разных форматах. Печать документа.

Защита

XXIII

24

0,5 ч

Резерв

XXIV

Кодирование и обработка числовой информации (2,75 часа)

25

0,5 ч

Представление числовой информации в различных СС

Представление числовой информации с помощью систем счислений (СС)

Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.

Записывать числа в разных СС

беседа

XXV

26

0,5 ч

Перевод чисел в СС.

Перевод чисел из одной СС в другую.

ПР № 15 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора»

Правила перевода чисел.

Переводить числа в позиционных системах счисления.

ПР

XXVI

27

0,5 ч

Арифметические операции в СС

Арифметичес

кие операции в позиционных СС.

ПР № 15 «Арифметические вычисления в СС с помощью программного калькулятора»

Правила арифметических операций

Выполнять арифметические операции с числами в различных СС

СР

XXVII

28

0,5 ч

Компьютерное представление числовой информации

Двоичное кодирование чисел в компьютере

Представление чисел в ПК.

Объяснять принципы кодирования числовой информации

опрос

XXVIII

29

0,5 ч

Электронные таблицы (ЭТ)

Параметры. Основные типы и форматы данных.

ПР № 16 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»

Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы

Вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ.

тест

XXIX

30

0,5 ч

Ссылки в ЭТ

Относитель

ные, абсолютные и смешанные ссылки.
ПР № 17 «Создание и обработка таблиц»

Типы ссылок, их применение при копировании.

Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

опрос

XXX

31

0,5 ч

Встроенные функции

Встроенные функции в ЭТ.
ПР № 18 «Создание таблиц значений функций в ЭТ»

Назначение мастера функций. Категории функций.

Приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ.

ВК

XXXI

32

0,5 ч

Построение диаграмм и графиков

Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы

ПР № 19 «Построение диаграмм и графиков»

Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.

Строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы. Редактировать диаграммы.

XXXII

33

0,5 ч

Практикум V

Создание и обработка таблиц
с результатами измерений опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения.

ВК

XXXIII

34

0,5 ч

Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Защита проекта

XXXIV

35

0,5 ч

Кодирование и обработка числовой информации

XXXV

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Wеb-страниц.

В программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:

  • Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2012

  • Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2012

  • Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2012.

infourok.ru

План-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему: Урок информатики в 8 классе»Измерение информации»

Описание урока

Урок информатики в 8 классе

Тема: » Измерение информации Единицы измерения  информации »              

Подготовил Саушин А.В

         Цели урока:

  1. Образовательные:
  • алфавитный подход измерения информации  
  • на примере конкретной задачи рассмотреть изученный материал
  1. Воспитательная:
  • формирование  самостоятельности и ответственности при изучении нового материала
  1. Развивающая:
  • развитие внимания и аналитического мышления

            Методы обучения:

  1. лекция
  2. объяснительно — иллюстративный
  3. фронтальный опрос

            План урока: 

  • Организационный момент
  • Повторение материала заданного на дом
  • Объяснение новой темы и решение задачи.
  • Подведение итогов
  • Домашнее задание.

           Вопросы: 

  • Что такое алфавит, мощность  алфавита
  • Что такое информационный вес символа в алфавите
  • Что такое бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
  • Как измерить информационный объём текста с алфавитной точки зрения

Измерение информации (алфавитный подход)

Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации — алфавитный. 

Каким образом в этом случае можно найти количество информации?

Учащиеся записывают формулы в тетради, используя презентацию из коллекции ЦОР «Алфавитный подход к измерению информации (№119091)» — смотри файл 9_32

Рассмотрим пример.

У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.

Множество используемых в тексте символов называется алфавитом. В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки. У алфавита есть размер (полное количество его символов), который называется мощностью алфавита.

Обозначим мощность алфавита через N. Тогда воспользуемся формулой для нахождения количества информации их вероятностного подхода: I = log2N.

Для расчета количества информации по этой формуле нам необходимо найти мощность алфавита N. Найдем N для нашей задачи.

Пример 1

Найти объем информации, содержащейся в тексте из 3000 символов, написанном русскими буквами.

Решение:

1)        Найдем мощность алфавита:

N = 33 русских прописных буквы + 33 русских строчных букв + 21 специальный знак = 87 символов. Подставим в формулу и рассчитаем количество информации:

2)        I = log287 = 6,4 бита.

Такое количество информации — информационный объем — несет один символ в русском тексте. Теперь, чтобы найти количество информации во всем тесте, нужно найти общее количество символов в нем и умножить на информационный объем одного символа. Пусть в тексте 3000 символов.

 Значит: 3)6,4*3000 =19140 бит.

Другие единицы измерения информации

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита. Также мы выяснили, что закодировать 256 разных символом можно с помощью 8 бит. 8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название — байт.

Итак, следующая по величине единица измерения информации — байт.

1 байт = 8 битам.

Используем презентацию из коллекции ЦОР «Единицы информации» (№118999) -смотри файл 9_33

:учащиеся записывают единицы измерения для больших объёмов информации в тетради:

1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байта

1 мегабайт = 1 Мб = 210   Кб =  1024 Кб

1 гигабайт = 1 Гб = 210     Мб = 1024 Мб

Решение задачи на измерение информационного объёма текста с алфавитной точки зрения.

Создание проблемной ситуации:

Как можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е. тексте, набранном с помощью компьютера?

А учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объём любого сообщения, созданного подобным способом.

После недолгого обсуждения рассматриваем пример решения задачи  из коллекции ЦОР «Информационный объем текста»(№ 119264) — смотри файл 9_34.

Здесь используем интерактивную доску INTERWRITE:

используем доску в режиме Office InterWrite

PowerPoint

Открываем файл 9_34

Закрываем с помощью инструмента Шторка нижнюю часть слайда с решением задачи для того, чтобы дать время ученикам решить задачу самостоятельно

Убираем шторку и проверяем решение задачи

Правильное решение задачи учащиеся записывают в тетради, используя открытую нижнюю часть слайда.

Подведение итогов

Домашнее задание

Используем тексты задач из коллекции ЦОР:

 «Домашнее задание N 4 (№ 119259)» — смотри файл 9_37

для закрепления знаний и формирования умений

 «Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации» (№ 119252)» — смотри файл 9_36 для отработки навыков решения задач по теме «Измерение информации»

nsportal.ru

Чему учить на уроках информатики? | Компьютер в школе

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:

  • переосмысления целей и содержания обучения по курсу «информатика»;
  • поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;
  • разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

  • развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
  • формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;
  • выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;
  • развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
  • пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В настоящее время информатика — развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующую системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Информатика — один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.

Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.

Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» в марте 2000 года в Воронеже.

Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).

Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева «Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике» развивает «Обязательный минимум содержания обучения информатике», утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, с одной стороны, а с другой — открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.

Содержание образования представлено в стандарте совокупностью пяти основных модулей, выявленных на основе ценностного подхода, и составляющих «ядро» школьного курса информатики:

  1. Информационные процессы;
  2. Компьютер;
  3. Моделирование и алгоритмизация;
  4. Информационные технологии;
  5. Коммуникационные технологии.

Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:

I. Пропедевтический;
II. Минимальный;
III. Базовый.

Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения.

Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.

Пропедевтический – уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1-7-х классах двенадцатилетней школы.

Минимальный – уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу «информатика» в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8-10-х классах двенадцатилетней школы.

Базовый – уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8-12-х классах двенадцатилетней школы.

Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.

Требования к уровню подготовки, разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).

Основным в структуре стандарта является минимальный уровень. Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу «Информатика» не только в регионе, ни и в стране (реализация федеральной компоненты).

Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.

Профильный – уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой – служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.

Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа и экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные — в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности — в школе) будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.

Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.

Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала боле низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой — восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.

Листрова Людмила Викторовна — к. п. н., учитель информатики средней школы № 9 г. Воронежа. Тел: 55-37-81. E-mail: [email protected]

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

www.osp.ru

Методическая разработка (информатика и икт, 8 класс) по теме: Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику «Информатика и ИКТ. 8 класс»/ Семакин И.Г. и др. «Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе»

Урок 1.  Предмет информатики.   Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. Обучающая практическая работа № 1 «Ввод текста с клавиатуры».

Планируемые образовательные результаты:    

  • предметные  –  общие  представления  о  месте  информатики  в  системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ;    
  • метапредметные  –  целостные  представления  о  роли  ИКТ  при  изучении  школьных  предметов  и  в  повседневной  жизни;  способность  увязать  учебное  содержание  с  собственным  жизненным  опытом,  понять  значимость  подготовки  в  области  информатики  и  ИКТ  в  условиях  развития  информационного  общества; умение работать с учебником;    
  • личностные  –  умения  и  навыки  безопасного  и  целесообразного  поведения  при  работе  в  компьютерном  классе;  способность  и  готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет  знания  основных  гигиенических,  эргономических  и  технических  условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.  

Решаемые учебные задачи:  

1) знакомство учащихся информатикой как наукой, с еѐ местом в  системе других наук, с целями изучения курса информатики  и  ИКТ;  

2) обобщение и систематизация знаний учащихся о  роли ИКТ при  изучении школьных предметов и в повседневной жизни;  

3) знакомство  с  особенностями  изложения  учебного  материала  в  учебнике;  

4) повторение    правил  техники  безопасности  и  организации  рабочего места при работе со средствами ИКТ.  

Основные понятия, изучаемые на уроке:    информатика;    информация;    ИКТ.  

Используемые на уроке средства ИКТ:     персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный  проектор, экран;    ПК учащихся.  Электронные образовательные ресурсы    презентация «Введение в курс информатики и ИКТ» ;    

ресурсы федеральных образовательных порталов:
1)  клавиатурный тренажер «Руки солиста»;  

2)  демонстрация к лекции «Место информатики в системе наук»;  

3)  демонстрация к лекции «ИКТ в современном мире»;  

4)  демонстрация к лекции «Цели и задачи изучения предмета  «Информатика и ИКТ»»;  

5)  демонстрация к лекции «Техника безопасности и санитарные  нормы».

Структура и ход урока:

1. 

Организационный момент

Приветствие, знакомство, проверка присутствующих, распределение рабочих мест.

1-2 мин.

2.

Подготовка к изучению нового материала

Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди разных профессий, ученики?

Структура учебника.

Важно  обратить  внимание  учеников  на  особенности  учебника  информатики,  который  они  держат  в  руках  (структура  учебника,  навигационные  значки,  ссылки  на  интернет-ресурсы,  ориентация  на  подготовку к ГИА).  

5-7 мин.

3.

Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников

Объявление темы урока, целей урока. Беседа о возможностях компьютера, технике безопасности за ПК и правилах поведения в классе.

На  данном  этапе  рекомендуется  вспомнить  правила  техники  безопасности  и  организации  рабочего места, сделать акцент на необходимость соблюдения санитарно- гигиенических норм работы на компьютере не только в школе, но и дома.

1-5 мин

4.

Ознакомление с новым материалом

Знакомство с  информатикой  как  фундаментальной  научной  дисциплиной.  

Рассказ  учителя  об  информатике  и  ИКТ с использованием презентации  «Введение в курс информатики и ИКТ»

В процессе изложения материала  важно  вовлекать  в  диалог  учеников,  задавать  им  вопросы,  опираться  на  имеющиеся у них представления и опыт.

20 мин.

5.

Первичное осмысление и применение изученного

Вопросы:

  1. В чём отличие программиста и пользователя?
  2. Каково основное предназначение компьютера?
  3. Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека?

Практическая работа на клавиатурном тренажере «Руки солиста»

Учеников  следует  проинформировать  о  том,  где  и  каким  образом  они  будут  сохранять  свои  работы,  где  будут  находить  файлы,  необходимые  для выполнения того или иного задания на компьютере.  В  практической  части  занятия  рекомендуется  дать  возможность  ученикам  10–15  минут  поработать  с  клавиатурным  тренажером  «Руки  солиста».

10 мин.

6.

Подведение итогов урока

3 мин.

7.

Сообщение домашнего задания и инструктаж

Стр. 5-7 учебника, краткое сообщение  на  одну  из  тем  «Информатика  –  это  наука  о  ….»,  «ИКТ  в  современном  мире», «Компьютер и здоровье».    

Целесообразно  объяснить  ученикам,  каким  образом  они  могут  скачать и установить  ресурс «Руки  солиста»на своих домашних компьютерах. Очень  важно  мотивировать  школьников  к  систематическим  (желательно  ежедневным) домашним занятиям с клавиатурным тренажером.  краткое сообщение  на  одну  из  тем  «Информатика  –  это  наука  о  ….»,  «ИКТ  в  современном  мире», «Компьютер и здоровье».    

5 мин.

nsportal.ru

Урок информатики в 8 классе по теме «Информация»

Технологическая карта урока

ФИО

Мовсумова Наталья Петровна

Место работы

ГБОУ СОШ «Центр образования» г.Чапаевска Самарской области

Должность

учитель математики и информатики

Предмет

информатика и ИКТ

Класс

8 класс

Базовый учебник

Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса» -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование:

  • ноутбук,

  • мультимедийный проектор,

  • интерактивная доска,

  • модульная система экспериментов PROLOG

  • OMS — плеер.

Предмет

Информатика и ИКТ

Тема урока

«Информация, как отражение разнообразия в окружающем мире»

Тема и номер урока в теме

Информация, как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе, ее значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Роль органов чувств в процессе получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.

Урок №1 по данной теме (после повторения).

Актуальность, используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся

за счет наглядности и доступности представляемого материала

Цель урока

создание условий для формирования понятия «информация»; о видах информации;

— формирование системно – информационного подхода к анализу окружающего мира;

— развитие логического мышления учащихся через установление причинно-следственных связей;

— развитие умения школьников излагать свои мысли, аргументировать их;

— развитие познавательного интереса.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

методические

-ввести понятие «информация»;

-познакомить с классификацией информации по способу восприятия человеком, по способу представления и по общественному значению;

-закрепить у учащихся полученные знания.

-развивать основные коммуникативные и учебные навыки;

-развивать познавательную активность учащихся, положительную мотивацию к предмету;

-показать метопредметные связи.

-воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение ставить цели и добиваться их в совместной деятельности.

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность работы с модульной системой экспериментов PROLOG

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1.Организационный момент.

Мотивирование учащихся на работу

Презентация учителя (слайд 1)

Организую работу учащихся.

«Добрый день, я рада всех вас сегодня видеть, прошу сесть.

Позвольте начать урок словами американского ученого Норберта Винера

-Знаешь, сколько звезд сияет

Над тобой во тьме ночной?

Знаешь, сколько тучек тает

В чаще неба голубой?

Только бог об этом знает,

До единой он считает

Их огромное число.

«Как вы думаете, на что хотел обратить внимание ученый? (подсчетом звезд занимаются астрономы, за появлением туч-метеорологи)

«А что их объединяет?» (они собирают информацию).

«Ежедневно вы слушаете родителей, учителей, смотрите передачи по телевидению, узнаете что то в социальных сетях и т.д. Все это можно объединить в одно слово…» (Информация). Сегодня мы поговорим на тему: «Информация, как отражение разнообразия в окружающем мире»

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, отвечают на наводящие вопросы

2 мин

Установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Осознанное и произвольное построение речевого, высказывания в устной форме

Постановка учебной задачи

Умение слушать, вступать в диалог

2. Проектная деятельность

Презентация учащихся

«На прошлом уроке вы получили задание по группам подготовить мини-проект на тему «Информация. Виды информации», я просмотрела ваши работы, всем большое спасибо, а возможность защищать сегодня свой проект я предоставляю 1 группе, на последующих уроках мы послушаем и остальных. В процессе выступления учитель комментирует и добавляет материал.

1 группа учащихся защищает проект, остальные слушают и задают вопросы

5 мин

Установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом, повторение раннее изученного

Осознанное и произвольное построение речевого, высказывания в устной форме

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.Актуализация опорных знаний.

Актуализация знаний, опорных способов действий

http://fcior.edu.ru/card/7966/vidy-i-svoystva-informacii.html

Инструктирую учащихся о работе с ЭОР.

С помощью интерактивной доски (перетаскивание элементов) выполняется задание из коллекции образовательных ресурсов.

Работа с интерактивной доской коллективная

7мин

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Оценка — выделение и осознание того, что уже пройдено

Инициативное сотрудничество, умение достаточной плотной точностью выражать свои мысли

4. Зарядка для глаз

Учитель показывает упражнения по плакату

Выполняют упражнения

1 мин

5.Получение информации с помощью технических устройств

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий установление причин

Работа с модульной системой экспериментов PROLOG

Презентация учителя (слайды 2-6)

Инструктирую учащихся о работе с модульной системой экспериментов PROLOG

«Мы сегодня с вами будем проводить эксперимент «Взаимодействие соды и уксуса». Вы работаете в группах, выделяя ответственного за эксперимент и учащихся, которые будут заполнять результаты лабораторной работы в контрольный лист (лабораторная работа приложена)

По окончании учитель проводит беседу о результатах эксперимента и рассказывает краткую историю изобретения углекислого газа.

А также для самостоятельного изучения предлагает модифицированный опыт.

Изучают условия лабораторной работы, выполняют эксперимент, записывают результаты в контрольный лист

15 мин

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

оценивание усваиваемого содержания

прогнозирование -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Умение работать в группе, распределять роли и оценивать результат

7. Проверочная работа

Работа выполняется индивидуально по листам учета информации (лист прилагается)

Работают индивидуально с листами контрольного задания

7 мин

оценивание усваиваемого содержания

поиск и выделение необходимой информации

выполняют тренировочное учебное действие

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняю домашнее задание.

Повторить изученный материал, ответив на контрольные вопросы к п.1.1.3. учебника

Записывают домашнее задание

1 мин

Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения

Завершить работу в кабинете информатики и ИКТ без нарушения ТБ и правил работы в кабинете

Умение терпеливо выслушать рекомендации преподавателя

9. Рефлексия

Выяснить уровень усвоения учебного материала

Презентация учителя (слайд 7)

Подводим итог урока, выставляем оценки.

Подведем итог урока, закончите, пожалуйста фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…(отвечают на вопросы по цепочке)

Выставляю оценки в журнал.

Заканчиваю урок.

Учащиеся заканчивают фразы, сдают оценочные листы.

2 мин

Умение устанавливать причинно — следственные связи.

Строить рассуждения. Умозаключения.

Делать аргументированные выводы.

Оценка — осознание уровня и качества усвоения

Умение слушать, вступать в диалог

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *