Алеев урок музыки 8 класс музыка старая и новая – УРОК ОО ФГОС «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 8 КЛАСС
УРОК ОО ФГОС «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 8 КЛАСС
Конспект урока музыки в 8 классе.
Тема: «Классика и современность»
Пояснительная записка
Постижение музыкального искусства является важной частью личной творческой инициативы школьников. Развитие музыкальных способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости неотъемлимая задача современного урока музыки. Современные требования к уроку музыки требует от учителя компетенции в проектировании таких уроков с позиции системно-деятельностного подхода, и развития УУД. Этим и определяется актуальность темы проекта
Объект: урок музыки по теме: «Классика и современность в 8 классе»
Предмет: Развитие УУД, на уроке музыки в 8-ом классе по теме «Классика и современность »
Цель :проектирование урока направленного на развитие УУД.
Задачи: изучить учебно – методическую литературу по теме проекта
подобрать методы и приёмы для развития УУД на уроке музыки.
создать конструкт урока музыки в 8 классе.
Ипользуемые методы для достижения цели
изучение информации, сравнение, анализ.
Планируемый результат – повысить уровень профессиональной компетентности учителя в вопросах проектирования урока, направленного на развитие УУД на уроках музыки в 8-ом классе.
Мальцева Елена Викторовна
Тема: «Классика и современность»
УМК: учебник Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» — М.
Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки — поурочные разработки — 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
мультимедиа
Музыкальный материал:
И.С. БАХ ТОККАТА, в оригинале фрагмент.
В. ЗИНЧУК ТОККАТА В СОВРЕМЕННОЙ ОБР.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение:
презентация по теме урока «Классика и современность»
Ожидаемые результаты обучения:
Личностные Реализация творческого потенциала,
готовности выражать своё отношение к искусству.
Отклик на звучащую в уроке музыку.
Заинтересованность.
Метапредметные –
представление о влиянии характера музыки,
исполнителя муз.произведения, музыкального инструмента,
на эмоциональную сферу ребёнка.
умение слушать анализировать муз. произведение, муз.
Инструменты и характер исполнения музыки.
Участие в коллективной работе.
Предметные—
Базовый : понятие о классической музыке. Умение и готовность участвовать в коллективной работе (пении).
Повышенный: понимание музыки Баха, как о актуальное явление сегодняшней жизни и понимание эстрадной музыки — как явления классического .умение опозновать музыку Баха в современной жизни и объяснять –почему?потому-что обладает высоким эмоциональным уровнем.
Высокий: современная музыка становится классикой. Представление о музыкальной жизни современного социума.
Цели и задачи урока:
Понимание учениками характеристик классической и современной музыки
Обучающие в конце урока дети будут понимать что такое
классическая музыка, понятие токката, как элемент классической музыки .
Воспитывающие – интерес к классической музыке, композиторам,
интерес к исполнителям. воспитывать уважение к музыке
разных эпох и композиторов.
Развивающие — развивать способность воспринимать музыкальные произведения композиторов различных эпох,
расширять словарный запас учащихся,
развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Конструкт урока.
Развитие УУДЛ.Р.К.П.
Продукт деятельности ученика
Организационно — мотивационный
Сконцентрировать внимание учащихся,на уителе. Музыкальное приветствие детей и смотивировть их на предстоящую деятельность.
Музыкальное приветствие учителя.
Р. Организация учебной деятельности; знание моральных норм
Музыкальное приветствие, готовим рабочее место
Актуализация знаний и выявление проблемы
Организует беседу по повторению изученного материала необходимого для открытия нового знания на примере прослушанных фрагментов произведений.
Участвует в беседе на тему классическая и современная музыка после прослушанных фрагментов произведений.
Л выражать своё отношение к звучащим произведениям. Отклик на звучащую на уроке музыку.
Р. развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
• обогащать словарный запас,
развивать зрительное и слуховое восприятия.
развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному. определять цель в процессе восприятия музыки;
Открытие нового знания
Организация беседы на тему
Взаимопроникновение классической музыки в современность, обсудить какие особенности классической и современной музыки.
Находят особенности звучания классической и современной музыки.
П. находить особенности звучания (инструменты)
анализировать данные полученной информации; формулировать выводы.
К. излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждая фактами; использовать
речевые, средства в соответствии с ситуацией общенияЛ. принятие классической музыки — как о актуальное явление сегодняшней жизни
осознание многообразия взглядов на современную и классическую музыку; понимание закономерностей
взаимопроникновения классической и современной музыки.
Составить схемы
Практическая работа
Организует хоровую (или вокально- хоровую) деятельность
Разучивание текста песен, работа над мелодией. Город золотой.
Л. понимание и принятие правил поведения при проведении раздела хоровое пение.
К. использовать наглядные средства в соответствии с ситуацией,
Пение, показ текста песни на интерактивной доске.
Рефлексия
Использует прием «Неоконченные предложения».
На примере песни «город золотой» предлагает детям в разных стилях и эпохах исполнить песню
Разучивают песню «Город золотой.»
Л.понимание закономерностей взаимопроникновения современной и классической музыки.
К. излагать свое мнение, аргументировать его, подтверждая фактами;
Р. самостоятельно находить ошибки в тесте.
Дети учаться импровизировать, исполняя песню.
Домашнее задание
Объясняет алгоритм выполнения дом. Задания по созданию, презентации (реферата, доклада) .
Принимает задачу
П.проводить самостоятельный поиск информации.
Выполняет задание.
Музыка
Разработка урока
МКОУ СОШ №4
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
Мальцева Елена Викторовна
Урок в 8 классе
Тема: «Классика и современность»
Цель : Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной обработке.
Задачи:
Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.
Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.
Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;
этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;
Метапредметные УУД
инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией;
осуществление поиска нужной информации, используя ИКТ;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметные—
Базовый: понятие о классической музыке. Умение и готовность участвовать в коллективной работе (пении).
Повышенный: понимание музыки Баха, как о актуальное явление сегодняшней жизни и понимание исполнения в эстрадной(современной) обработке — как явления классического. умение опозновать музыку Баха в современной жизни и объяснять –почему? потому-что обладает высоким эмоциональным уровнем.
Высокий: современная музыка становится классикой. Представление о музыкальной жизни современного социума.
Тип урока: формирование новых знаний.
ТСО: Телевизор ,
синтезатор, двд,
музыкальный центр.
фонограммы
видеоматериалы
презентация
карточки с алгоритмом анализа произведения.
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
2.Актуализация.
-Ребята, давайте вспомним что означает слово «классика»?
(Ответы детей.)
Слайд — классика
сКЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры. Слайд.
— А что такое классическая музыка?
Слайд классическая музыка-понятие
(Ответы детей.)
— классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.
Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации?
Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Показ слайда с изображением портрета И-С Баха
Хочется прочесть:
Музыка.
Что в этом слове? – очень много.
Она скрывает за собой
Все мысли, чувства и уроки,
Что жизнь дала лишь нам с тобой.
Она скрывает те желанья,
Что в жизни нам не передать,
Скрывает также и страданья,
Их люди не хотят понять.
В мелодии всё скрыто также,
Как зашифровано письмо.
И разговор мелодий даже
Будет известен всё равно.
Ты выучи её язык
И всё понятно станет сразу.
Или прислушайся на миг
И выучи одну лишь фразу.
Ведь ты поймёшь, ты так пытался
Поговорить с ней, но не мог.
Мир музыки тебе открылся,
Ведь музыка – это твой Бог.
Безусловно И.С. Бах классический композитор живший более 300 лет назад и с музыкой, которую он сочинил мы неоднократно знакомились на наших уроках, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением великого Баха это токката.
А что означает слово токката? новое, необычное ?
Слайд с определением токката
(итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме
3. Знакомство с темой «Классическая и современная музыка».
Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.
Это И-С Бах и Виктор Зинчук. Не случайно говорю о них одновременно, так как Виктор исполняет классические произведения многих композиторов, в т.ч. и Баха.
Слайд Зинчук
Виктор Иванович Зинчук (род. 8 апреля 1958) — российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России. Ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина
Показ портрета В. Зинчука слайд фото
Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.
Слушание « Токкаты » И-С Баха — показ слайдов
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=-91zFrwtUXI&text=%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0 бах феерия
Небольшая беседа о характере музыки
Ребята , а как вы думаете каким был человек сочинявший такую музыку?
Сейчас мы посмоторим фрагмент из фильма Михайло Ломоносов где мы встретимся с самим Бахом. В фильме очень точно воспроизведены события того времени. Слайд –фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»
Вы наверное все обратили внимание как Бах относился к музыке, любил её любил учить, и как был смел в своих высказываниях и умел отстаивать своё мировоззрение.
Как вы думаете, был ли Бах созвучен своему времени?
Я думаю, что его не все понимали, он шел впереди своего времени, он был первой ласточкой, звездой!
В музыке Баха слышится не: укротимость, смирение, покорность, а устремленность к жизни. Мы только приближаемся к Баху, но пока он еще недосягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха музыкальный язык изменился. Появились другие инструменты, другие ритмы, но нить времен не оборвалась.
А теперь мы посмотрим и прослушаем ещё один фрагмент всё той же токкаты,только уже
(Слушание и просмотр на DVD) в исполнении Виктора Зинчука.
Учитель. Какие изменения вы у слышали в этой обработке?
Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?
ОБЩЕЕ Различия
1. музыкальные инструменты
2. разное восприятие музыки
3. классика исп. Концертном зале
4. современная музыка испоняется НЕ везде.
5.переживание
6.Один композитор
7.Одни ноты
8.Тембр
9.Темп
10.Ритм
11.Сложность
/происходит дискуссия между учащимися/
(Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение. Кстати, давайте вспомним что – такое полифония ? это многоголосие. Также выдержан темп и ритм.)
Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?
(Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.)
Учитель. В своих произведениях Виктор Зинчук демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки.
Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно слушать и исполнять. . А каких исполнителей современных обработок вы слышали и знаете ещё? (ВАНЕССА МЭЙ — скрипка). И не только, музыка Баха исполняется сегодня даже на гармошке, бокалах. Я думаю что у многих из вас наверняка возникнет желание найти ещё и прослушать вместе с классом такие примеры классических произведений. И я буду очень рада если вы принесёте их ,а возможно даже сделаете презентацию по теме сегодняшнего урока ,как вы понимаете классику и современность сегодняшнего дня.
4.Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и», с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
2.Работа над песней.
Музыка всегда бездонна,
Это значит —
Хвалят иль порочат —
Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).
— Когда музыка бывает вам необходима?
— Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас мы с вами вспомним уже знакомую нам песню «Город золотой»
Слайд.(город золотой) Я наиграю вам мелодию этой песни, как вы думаете, когда написана эта песня??? Можно её отнести к современной, классической музыке? (ОТВЕТЫ) В действительности эта песня была написана в 16 веке.Композитором Франческо де Милано, а эстрадный исполнитель нашего времени Б. .Гребенщиков наложил на эту музыку текст и получилась вот такая современная обработка старинной музыки.
2.Работа над песней.
Музыка всегда бездонна,
Это значит —
Хвалят иль порочат —
Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).
— Когда музыка бывает вам необходима?
— Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас я исполню для вас песню «Город золотой»
Показ песни., текст песни на интерактивной доске.
Слайд город золотой
— Какое впечатление произвела на вас песня?
— Современна ли эта песня?
— Почему?
— О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание ( первого), второго куплета песни.
При разучивании обращается внимание на:
-точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.
А ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ИСПОЛНИТЬ ЭТУ ПЕСНЮ В ДРУГОМ СТИЛЕ ИЛИ ЭПОХЕ?
НАПРИМЕР: ЕСЛИ БЫ МЫ ЖИЛИ В СОВЕТКОЕ ВРЕМЯ?
ЕСЛИ БЫ МЫ С ВАМИ ОКАЗАЛИСЬ ИЛИ ЖИЛИ В «КРУТЫЕ» 90Е? ИТД.
(На примере песни «Город золотой» предлагает детям в разных стилях и эпохах исполнить песню.)
5.Итог урока. Что вы узнали нового сегодня на уроке.
(Ответы детей.)
Пришло время подвести итоги урока.
Работа с карточками.
Продолжи предложения:
Мне запомнилось…
Оказывается,…
Чему научились…
Что вызвало затруднение……
Достигли мы цели урока…
Как вы себя оцениваете…
Учитель. Действительно, сегодня вы услышали произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. И поняли, что музыка этих замечательных людей в современной обработке делает нашу жизнь более насыщенной и интересной. -Музыкальное прощание : до свидания
Виды исполнения токкаты
https://yandex.ru/video/search?filmId=5tvgwasBgQI&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0&noreask=1&path=wizard токката поль мориа
https://yandex.ru/video/search?filmId=Hfwk4P9FUXI&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0&noreask=1&path=wizard зинчук токката
https://yandex.ru/video/search?filmId=_nJBdtj_UXI&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0&noreask=1&path=wizard ванесса мэй токката
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=MaL6C1g8gQI&text=%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0&noreask=1&path=wizard на гармошке
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=FLCViQX3UXI&text=%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D1%82%20%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%87%D1%83%D0%BA на бокаллах
infourok.ru
Настоящая музыка не бывает «старой»
музыка
классическая
современная
Игорь Крутой
Испанский композитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века
Концерт-пастораль для флейты с оркестром,1977
Пастораль-это пастушеская поэзия всех времен и народов или жанр в литературе, живописи, музыке или в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на «пастушеских» инструментах (свирели и прочих).
Хоакин Родриго
Пасторальная музыка имеет характерные черты:
Движение мелодии спокойное и плавное.
Наиболее часто используется размер 6/8 или 12/8.
В мелодии зачастую удваивается терция
Что можно представить себе под музыку пасторали?
Л. Бетховен
Симфония №6,
1806 г.
Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония впервые прозвучала в Венском театре.
Изначально она носила название «Воспоминание о сельской жизни».
Первая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был невысокого уровня. Зал был холодный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный образец и не оценила по достоинству.
Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному финалу.
Симфония № 40, 1788
Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.
Симфонию № 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром — «Джокондой» Леонардо да Винчи
Л. Моцарт
Автор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов.
Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического её содержания. Здесь нет «сгущения красок». Как будто сам Моцарт, глядя сверху на эту скорбь, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряжённости и изливает эти впечатления в музыке
И. Бах
Токката и фуга
Фуга- форма полифонической музыки
Токката — это и виртуозная пьеса для лютни,
клавира, органа
Эмоциональная и философская сущность музыки Баха — в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям.
Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своём искусстве Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этической идеи исполнено его творчество. Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховскую музыку
А. Вивальди
Времена года. Лето
Первая часть концерта – быстрое аллегро, представляющее картину удушливого зноя. В нем слышны голоса птиц: кукушки и горлинки, плач крестьянина выражается басами, прозрачное звучание скрипки дополняют клавесин и виолончель. Поскольку унылое состояние жары перерастает в грозу, то музыкальная волна постепенно нарастает, заканчиваясь волнообразными пассажами.
Вторая часть концерта «Лето»- Adagio – построена на созвучии трех элементов, а каждый такт разделен паузами. Сначала звучит трогательное соло скрипки, которую особенно любил Антонио Вивальди, потом вступают первые и вторые скрипки, изображающие «жужжание мух и жуков», по всему произведению звучат «раскаты грома» в исполнении всего оркестра, набирающего быстрый темп.
Третья часть концерта снова повторяет первую часть и становится эпиграфом картины «летней грозы». В стиле Presto мелодия звучит ускоренно, то поднимается, то спускается в тональности, а пассажи солирующей и первых скрипок звучат одновременно. За первым пассажем следует второй, звуки скандируются и подчеркиваются тихими басами, а оригинальность музыке придают минорные аккорды
Современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом
Современные музыканты тоже обращаются к классикам
Фуга и токката
шторм
Янни Хрисомаллис
Ванесса Мей
Какие инструменты вы услышали в новом варианте?
Аранжировка (от франц. cлова arranger – приводить в порядок )– переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии
Вывод: настоящая музыка не бывает «старой», она созвучна душе
человека, в которой заключена великая и непостижимая тайна
бессмертия .
multiurok.ru
«Разработка урока по музыке на тему «Музыка «старая» и «новая»». (8 класс)»
Музыка – самое древнее из искусств.
(Музыка «старая» и «новая»). На экране
У каждого человеческого мастерства есть своя собственная история.
Можно сказать даже и так: каково само это мастерство, такова и его история. Есть вещи очевидные; они появились в сравнительно недавние времена, и нет необходимости их разгадывать, потому что они отлично изучены и о них рассказано во множестве справочников, учебников и книг. Таковы разнообразные области практической деятельности — например, техники. Самым различным ее видам типична, как правило, одна и та же схема развития: вначале появляются самые простые формы, которые, постепенно усложняются, разрастаясь в такие безграничные и необъятные области человеческой деятельности, какие даже представить не могли люди, которые жили в прежние века. Эпиграф: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие». Томас Карлейль, британский писатель, публицист, историк.
Давайте представим обыкновенный музей старых вещей, в котором мы можем увидеть веретено или прялку. Думается, вас едва ли заинтересует практическая ценность этих древних предметов. Скорее всего, вы заметите в них поэтическую красоту прошлых времен, которая пришла к вам из сказок, прочитанных в детстве историй о спящей красавице, о старой колдунье, о снежной королеве.
Сегодня уже никому не придет в голову собственноручно прясть пряжу, как и заниматься другими ремёслами, которые были просты и естественны для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности называется прогресс. Когда мы видим, как на наших глазах меняется материальный мир, совершенствуются машины, дома или дороги, то мы говорим о прогрессе. И даже возникает впечатление, что прогрессу подвластно все, с чем связана наша жизнь, и даже что мы сами, с нашим рождением, становлением, вечными переменами и поисками вовлечены в это движение непрекращающегося прогресса.
В некоторой мере так и есть.
Нет смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него. Картинка: иллюстрация к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица».
Впрочем, бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету… Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить. Картина: Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря – Заряница».
Именно из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя. Картина: Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь».
Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому. Звучит музыка: К. Дебюсси «Мелодия слёз».
Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастернака такие строки:
«Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе».
Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок.
Они как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств музыка — самая древняя, что только она была способна выразить человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.
Как звучала она, эта первая музыка? Картина: Борис Пастерна
schoolfiles.net
Урок музыки №2 в 8 классе Раздел «Жанровое разнообразие музыки»
Урок №2 8 класс
Цель урока – на основании пройденного материала дать новые сведения о вокальных и инструментальных жанрах.
Задачи:
Образовательные – углубление и закрепление знаний о многообразии музыкальных жанров;
Развивающие — развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, воображение; развитие интереса и кругозора о музыке; развитие певческого дыхания; диапазона;
Воспитательные – воспитание и формирование исполнительской и слушательской культуры.
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение – повтор темы прошлого урока: Значение музыки в жизни человека.
Домашнее задание – Раздел физики, изучающей природу звука? – Акустика.
Мотивация.
Изучение нового материала.
Сегодня мы начинаем тему, о которой будем говорить не один урок
«Жанровое разнообразие музыки».
На уроках музыки мы с вами знакомились с разными жанрами музыки. Сегодня мы попробуем эти знания упорядочить.
Давайте вспомним, как когда-то во 2 классе мы говорили о трёх китах, на которых держится вся наша музыка: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.
Это и есть самые простые музыкальные жанры.
Так что такое музыкальный жанр?
Итак, слово «жанр» с французского — «вид» или род.
Следовательно, музыкальный жанр – это вид или род музыкальных произведений.
Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.
КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ:
КЛАССИФИКАЦИЯ. Самая простая классификация жанров – по способу исполнения.
Это две большие группы:
инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
вокальные жанры (песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения.
Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; Слушать: Духовный концерт М. Березовского
массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
Слушать: Вальс Ф. Шопена
концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
Слушать: Л. Бетховен Симфония №5
театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
Слушать: А. Бородин, фрагмент оперы «Князь Игорь»
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами.
Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
На следующем уроке мы продолжим с вами разбирать классификацию разных жанров.
Вокально-хоровая работа: 1) распевка;
2) работа над песней «Любимый Крым».
Итог урока. Оценивание.
infourok.ru
Музыка – самое древнее из искусств. (Музыка «старая» и «новая»). | На экране |
У каждого человеческого мастерства есть своя собственная история. Можно сказать даже и так: каково само это мастерство, такова и его история. Есть вещи очевидные; они появились в сравнительно недавние времена, и нет необходимости их разгадывать, потому что они отлично изучены и о них рассказано во множестве справочников, учебников и книг. Таковы разнообразные области практической деятельности — например, техники. Самым различным ее видам типична, как правило, одна и та же схема развития: вначале появляются самые простые формы, которые, постепенно усложняются, разрастаясь в такие безграничные и необъятные области человеческой деятельности, какие даже представить не могли люди, которые жили в прежние века. | Эпиграф: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие». Томас Карлейль, британский писатель, публицист, историк. |
Давайте представим обыкновенный музей старых вещей, в котором мы можем увидеть веретено или прялку. Думается, вас едва ли заинтересует практическая ценность этих древних предметов. Скорее всего, вы заметите в них поэтическую красоту прошлых времен, которая пришла к вам из сказок, прочитанных в детстве историй о спящей красавице, о старой колдунье, о снежной королеве. Сегодня уже никому не придет в голову собственноручно прясть пряжу, как и заниматься другими ремёслами, которые были просты и естественны для наших предков. Такое развитие человеческой деятельности называется прогресс. Когда мы видим, как на наших глазах меняется материальный мир, совершенствуются машины, дома или дороги, то мы говорим о прогрессе. И даже возникает впечатление, что прогрессу подвластно все, с чем связана наша жизнь, и даже что мы сами, с нашим рождением, становлением, вечными переменами и поисками вовлечены в это движение непрекращающегося прогресса. В некоторой мере так и есть. Нет смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него. | Картинка: иллюстрация к сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица». |
Впрочем, бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету… Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить. | Картина: Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря – Заряница». |
Именно из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя. | Картина: Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». |
Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому. | Звучит музыка: К. Дебюсси «Мелодия слёз». |
Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир вместе с самим человеком. Есть у Бориса Пастернака такие строки: «Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, — а слова Являются о третьем годе». Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок. Они как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств музыка — самая древняя, что только она была способна выразить человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке. Как звучала она, эта первая музыка? | Картина: Борис Пастернак (портрет), русский писатель. |
Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту? Во всем этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве. | Звучит музыка: И. С. Бах. Кантата (Колыбельная). |
Однако на некоторые ее загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема — «Традиция и современность в музыке» — как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства. Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создается в наши дни? Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции? И чему может научиться у музыки современный человек? | Картина: Олег Зеликов «Дуэт». |
Отвечая на эти вопросы, мы еще раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания — человеческой жизни, ее смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без ее помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия. | Звучит музыка: Ф. Шопен. Ноктюрн № 2 ми-бемоль (опус 9). |
infourok.ru
Конспект урока музыки в 8-м классе, по программе В.В. Алеев.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
«CЛЁЗЫ ЛЮДСКИЕ,
О СЛЁЗЫ ЛЮДСКИЕ…»
Учитель музыки: Дубина Светлана Петровна
2016 год.
Цель урока: Формирование у школьников осознания наивысших ценностей человеческой жизни.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с чувством сопереживания,
сострадания, через художественные произведения
различных видов искусств.
2. Воспитывать систему нравственных,
гуманистических ценностей.
3. Развивать способности детского творчества,
строения музыкальной речи,
а также вокально — хоровые навыки.
Оборудование:
Т.С.О: Диапроектор, экран, компьютер, диски, музыкальный центр. Презентация слайдов: Портрет В.А. Моцарта, слова о Моцарте, портрет П.Чайковского, тема урока, портрет
Р. Шумана, «Пискарёвское кладбище», «Памятник солдату», слова о матери, портрет В. Высоцкого.
Музыкальный материал:
В. А. Моцарт. Концерт №23, 3-я часть.
П. И. Чайковский. «Болезнь куклы» из «Детского альбома»,
Р. Шуман. «Грёзы» в исполнении хора.
Раздаточный материал:
Тексты песни В. Всоцкого «Братские могилы», учебники В.В. Алеев — 8 класс.
На доске термины: Концерт, пьеса, цикл.
1. Организационный момент.
(Звучит Концерт №23 — 3 часть, В.А Моцарт, дети входят в класс, рассаживаются)
У: Настроение незамутнённой радости редко посещает наш мир, наверно по настоящему оно знакомо только маленьким детям.
Любая другая радость даётся нам чаще всего в награду за усилие, за преодоление невзгод.
Так происходит в жизни, так происходит и в музыке.
2. Повторение пройденного материала.
У: Когда вы входили в класс, звучала музыка, скажите, как она называется?
Д: Концерт №23, В.А.Моцарт, 3 — часть.
У: Именно 3 — часть, потому, что в первой части мы слышали настроение незамутнённой радости, во 2 — части, печаль, а в 3 — части, выстраданную радость.
Сколько усилий, здоровья понадобилось этому великому человеку, чтобы музыка, которую он создал, несла лучезарный свет!
СЧАСТЬЕ! ЗВУЧИТ НЕСТАРЕЮЩИЙ МОЦАРТ!
МУЗЫКОЙ Я НЕСКАЗАННО ОБЛАСКАН.
СЕРДЦЕ, В ПОРЫВЕ ВЫСОКИХ ЭМОЦИЙ,
КАЖДОМУ ХОЧЕТ ДОБРА И СОГЛАСЬЯ!
У: Всякий раз, когда великая музыка пронзает нас своей ослепительной красотой, мы знаем каков путь восхождения!
Ведь только в настоящей музыке выражена вся глубина мира с его вечными печалями и радостями.
3. Объяснение нового материала.
У: Сейчас прозвучит музыкальное произведение, а вы должны ответить на вопросы:
1 — Какие чувства вызывает в вас эта музыка?
2 — Какое физическое действие могут вызвать эти чувства?
(Исполняю на фортепиано пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом»
Д: Грусть, печаль, жалость, вызывает слёзы.
У: Может кто то вспомнил композитора, и название этой пьесы?
Д. «Болезнь куклы», написал П.И.Чайковский.
(На экране портрет П, Чайковского)
У: Ребята, а ведь это произведение является подтверждением того, что дети тоже способны страдать, переживать, мучиться, а значит лить слёзы и тема нашего урока сегодня: «СЛЁЗЫ ЛЮДСКИЕ, О СЛЁЗЫ ЛЮДСКИЕ….»
У: А сейчас откройте учебник (8 класс, программа В.В. Алеев), на странице 51 и давайте прочитаем отрывок из стихотворения Тютчева.
(Учащиеся читают отрывок).
У: О чём это стихотворение? Какие чувства в нём раскрываются?
Д: О чувстве печали, грусти, в разных возрастах.
У: А что значат слова: «Льётесь безвестные, льётесь незримые?
Д: Значит тайно, чтобы ни кто не видел.
У: Ребята, как вы думаете, когда человек находится в таком состоянии, кто ему может прийти на помощь, успокоить?
Д: Родные, близкие, друзья.
У: Но ведь они могут начать спрашивать, что случилось? Попросят рассказать причину, а значит, будут теребить, напоминать, сыпать «соль на рану», а что не спрашивает, а просто звучит?
Д: Музыка!
У: Послушайте произведение Р. Шумана и расскажите о чувствах, которые вызовет в вас эта музыка, и где можно такую музыку услышать?
(Звучит пьеса «Грёзы» из альбома «Детские сцены»)
Д: Грусть, печаль, скорбь, боль, слёзы, жалость, мечтательность, фантазии. Можно услышать у вечного огня.
У: Вы знаете ребята на самом деле эту музыку можно услышать в Санкт — Петербурге, на Пискаревском кладбище, где похоронено много солдат — защищавших нашу Родину. А вот на счёт мечтательности и фантазии вы тоже правы, потому, что эти чувства являются особенностью РОМАНТИЗМА, и название тоже является этому подтверждением. «Грёзы», что скрывается в этом слове?
Д: Сны, фантазии, мечта….
У: Так как творчество Р.Шумана проникнуто не только мятежностью, беспокойным бунтарским духом, но и поэтической мечтательностью, его называли композитором — романтиком.
У: Ещё раз послушайте пьесу Р.Шумана «Грёзы» из альбома «Детские сцены» и напишите сочинение — размышление, используя средства музыкальной выразительности, название пьесы, чувства, знакомые двустишья или четверостишья, а может и у самих получиться стихотворение.
( Слушают, размышляют, сочиняют)
Д: Читают свои работы (Оцениваю).
У: Есть на свете очень короткое слово, которое несёт в себе боль, слёзы, жестокость, смерть, страх — это ВОЙНА.
Сколько жизней стоила нам 1-ая, 2-ая мировая, афганская, чеченская? Сколько матерей, не дождавшись своих сыновей, ослепли от слёз?
Мне так хочется ребята, чтобы тема сегодняшнего урока ни одного из вас не оставила равнодушным, чтобы вы пронесли через своё сердце, душу вечные чувства, без которых не может жить человек, ведь самое главное отличие человека от других существ на земле — это сочувствие!
У: А сейчас, слушайте и смотрите!
(На фоне музыки Р.Шумана «Грёзы» читаю отрывок из стихотворения А.Д. Дементьева «Баллада о матери»)
ПОСТАРЕЛА МАТЬ ЗА 30 ЛЕТ,
А ВЕСТЕЙ ОТ СЫНА НЕТ И НЕТ,
НО ОНА ВСЁ ПРОДОЛЖАЕТ ЖДАТЬ
ПОТОМУ, ЧТО ВЕРИТ, ПОТОМУ, ЧТО МАТЬ!
(Выходит ученица, подходит к экрану на котором изображено Пискарёвское кладбище, затем иллюстрация памятника, читает стихотворение М.Пляцковского «Сыночек мой кровиночка» — уходит).
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворона проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала
И всё тебя ждала.
Придёшь походкой лёгонькой,
Шинелька — нараспах.
Живой придёшь, целёхонький,
С улыбкой на губах.
Придёшь, огнём целованный,
С наградой боевой.
Пускай и забинтованный,
Но всё — таки живой!
Неделя за неделею,
За годом год идёт.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живёт.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя всё нет и нет.
(М Пляцковский).
4. Закрепление нового материала.
У: Ребята, сегодня на уроке прозвучит ещё одно произведение на тему нашего урока (на экране появляется портрет В.Высоцкого), его называли «Сердцем авторской песни», ветераны Великой Отечественной войны писали ему письма в благодарность за песни, которые он посвятил солдатам погибшим за нашу Родину, Как его имя?
Д — В. Высоцкий.
(Слушают в исполнении автора песню «Братские могилы»)
У: Давайте попробуем её исполнить? (раздаю тексты песен).
(Дети поют под фонограмму, или под фо-но)
5. Подведение итогов.
У: Ну вот ребята подошёл к концу наш урок и я хочу задать последний вопрос, а ответить на него вы сможете пользуясь своими мыслями и учебником — стр 52 .
У: Способна ли грустная музыка приносить утешение и в чём её актуальность?
(Ответы детей: читают, размышляют. Оцениваю.)
Вывод:
У: И так какую тему мы сегодня разобрали?
Д: «Слёзы людские, о слёзы людские…».
У: Для того, чтобы раскрыть эту тему, какие произведения
послушали, и какие чувства вызвала у вас музыка?
Д: В.Моцарт — Концерт №23 — выстраданная радость.
П.Чайковский — печаль, грусть, слёзы.
Р.Шуман — одиночество, сострадание, боль.
В.Высоцкий — расставание, сопереживание, безисходность, гордость.
У: А закончить урок хочется словами поэта Владислава Амелина:
Я закрою глаза на все это
уши ватой бездушья заткну,
пусть горит огнем черным планета,
ну а я сном беспечным усну.
Пусть текут слезы горькой рекою,
земля стонет от крови людской
и взирая на это с тоскою
я махну безразлично рукой.
Не коснется меня плач ребенка,
сердце стоном не будет звучать,
и когда улыбнется девчонка,
я безмолвием буду молчать.
Отрекусь от родных и далеких,
ведь иначе покой не найти,
в рассужденьях своих одиноких
попытаюсь к блаженству прийти.
Но душа сквозь холодную вату
шепчет голосом тихим своим,
что от жизни получишь?
Ту плату,
по которой отмерил другим.
Пустота пустотою вернется,
злую стужу подарит мороз
и река, водой горькой прольется,
от когда то посеянных слез.
Не придешь в мир блаженства бездушьем
не узнаешь миг счастья, сквозь боль,
остужая тепло равнодушьем,
превратишься ты в каменный — ноль…
У: Прошу подумать и письменно ответить на вопрос: Какова была цель этого урока и чему он вас научил? Урок окончен, всем спасибо, до свидания!
( Дети выходят под музыку В.Высоцкого).
infourok.ru
| |
| |
| |
www.musicandi.ru