cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

8 класс химия урок – 8 класс — первый год обучения

Содержание

Химия: уроки, тесты, задания.

  • Первоначальные химические понятия и теоретические представления

    1. Предмет химии
    2. Физические тела и вещества
    3. Чистые вещества и смеси
    4. Разделение смесей. Методы очистки веществ
    5. Атомы и молекулы
    6. Химические элементы. Знаки химических элементов
    7. Закон постоянства состава
    8. Химические формулы
    9. Простые и сложные вещества
    10. Валентность. Степень окисления. Составление формул по валентностям и степеням окисления
    11. Физические и химические явления
    12. Признаки и условия протекания химических реакций
    13. Закон сохранения массы веществ
    14. Уравнения химических реакций
  • Классы неорганических веществ

    1. Классификация веществ
    2. Металлы
    3. Неметаллы
    4. Оксиды
    5. Основания
    6. Кислоты
    7. Амфотерные гидроксиды
    8. Соли
    9. Взаимосвязь между классами неорганических веществ
  • Периодический закон и строение атомов

    1. Периодический закон
    2. Периодическая система
    3. Строение ядра атома
    4. Строение электронной оболочки атома
    5. Периодическая таблица и закономерности изменения свойств химических элементов
  • Строение вещества

    1. Электроотрицательность химических элементов
    2. Типы химической связи
    3. Ионная связь
    4. Ковалентная связь
    5. Металлическая связь
    6. Аморфные и кристаллические вещества
    7. Кристаллические решётки
  • Окислительно-восстановительные реакции

    1. Степень окисления
    2. Окислители и восстановители, окисление и восстановление
  • Растворы

    1. Состав растворов
    2. Растворение. Растворимость
    3. Электролиты и неэлектролиты
    4. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей
    5. Свойства ионов
    6. Среда растворов. Индикаторы
    7. Реакции ионного обмена. Реакция нейтрализации
  • Классификация химических реакций и закономерности их протекания

    1. Классификация химических реакций по числу и составу вступивших в реакцию и образовавшихся веществ
    2. Классификация химических реакций по тепловому эффекту
    3. Классификация химических реакций, ОВР
    4. Скорость протекания химической реакции. Катализаторы
  • Химия неметаллов

    1. Водород
    2. Кислород
    3. Вода
    4. Галогены. Хлор и его соединения
    5. Сера и её соединения
    6. Азот и его соединения
    7. Фосфор и его соединения
    8. Углерод и его соединения
    9. Кремний и его соединения
  • Химия металлов

    1. Щелочные металлы и их соединения
    2. Щелочноземельные металлы и их соединения
    3. Алюминий и его соединения
    4. Железо и его соединения
  • Органические вещества

    1. Состав и строение органических веществ
    2. Углеводороды. Полимеры
    3. Спирты
    4. Карбоновые кислоты
    5. Жиры
    6. Углеводы
    7. Белки
  • Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

    1. Природные источники углеводородов
    2. Химия и пища. Химия и здоровье
  • Методы исследования в химии

    1. Методы научного познания. Химический эксперимент
    2. Получение, собирание и распознавание газов
    3. Обнаружение ионов
  • Расчётные задачи по химии

    1. Физические величины
    2. Относительная атомная и молекулярная массы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества
    3. Количество вещества
    4. Вычисление молярной массы вещества
    5. Вычисление количества вещества
    6. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении
    7. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
    8. Простейшие вычисления по уравнениям химических реакций
    9. Вычисления по уравнениям реакций, если исходное вещество содержит определенную долю примесей
    10. Вычисление массовой доли вещества в растворе
    11. Вычисления, связанные с приготовлением растворов с заданной массовой долей растворённого вещества
    12. Комбинированные задачи
  • Класс заполнен на 100 %

  • www.yaklass.ru

    Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания

  • Первоначальные химические понятия и теоретические представления

    1. Предмет химии
    2. Физические тела и вещества
    3. Чистые вещества и смеси
    4. Разделение смесей. Методы очистки веществ
    5. Атомы и молекулы
    6. Химические элементы. Знаки химических элементов
    7. Закон постоянства состава
    8. Химические формулы
    9. Простые и сложные вещества
    10. Валентность. Степень окисления. Составление формул по валентностям и степеням окисления
    11. Физические и химические явления
    12. Признаки и условия протекания химических реакций
    13. Закон сохранения массы веществ
    14. Уравнения химических реакций
  • Классы неорганических веществ

    1. Классификация веществ
    2. Металлы
    3. Неметаллы
    4. Оксиды
    5. Основания
    6. Кислоты
    7. Амфотерные гидроксиды
    8. Соли
    9. Взаимосвязь между классами неорганических веществ
  • Периодический закон и строение атомов

    1. Периодический закон
    2. Периодическая система
    3. Строение ядра атома
    4. Строение электронной оболочки атома
    5. Периодическая таблица и закономерности изменения свойств химических элементов
  • Строение вещества

    1. Электроотрицательность химических элементов
    2. Типы химической связи
    3. Ионная связь
    4. Ковалентная связь
    5. Металлическая связь
    6. Аморфные и кристаллические вещества
    7. Кристаллические решётки
  • Окислительно-восстановительные реакции

    1. Степень окисления
    2. Окислители и восстановители, окисление и восстановление
  • Растворы

    1. Состав растворов
    2. Растворение. Растворимость
    3. Электролиты и неэлектролиты
    4. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей
    5. Свойства ионов
    6. Среда растворов. Индикаторы
    7. Реакции ионного обмена. Реакция нейтрализации
  • Классификация химических реакций и закономерности их протекания

    1. Классификация химических реакций по числу и составу вступивших в реакцию и образовавшихся веществ
    2. Классификация химических реакций по тепловому эффекту
    3. Классификация химических реакций, ОВР
    4. Скорость протекания химической реакции. Катализаторы
  • Химия неметаллов

    1. Водород
    2. Кислород
    3. Вода
    4. Галогены. Хлор и его соединения
    5. Сера и её соединения
    6. Азот и его соединения
    7. Фосфор и его соединения
    8. Углерод и его соединения
    9. Кремний и его соединения
  • Химия металлов

    1. Щелочные металлы и их соединения
    2. Щелочноземельные металлы и их соединения
    3. Алюминий и его соединения
    4. Железо и его соединения
  • Органические вещества

    1. Состав и строение органических веществ
    2. Углеводороды. Полимеры
    3. Спирты
    4. Карбоновые кислоты
    5. Жиры
    6. Углеводы
    7. Белки
  • Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

    1. Природные источники углеводородов
    2. Химия и пища. Химия и здоровье
  • Методы исследования в химии

    1. Методы научного познания. Химический эксперимент
    2. Получение, собирание и распознавание газов
    3. Обнаружение ионов
  • Расчётные задачи по химии

    1. Физические величины
    2. Относительная атомная и молекулярная массы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества
    3. Количество вещества
    4. Вычисление молярной массы вещества
    5. Вычисление количества вещества
    6. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении
    7. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
    8. Простейшие вычисления по уравнениям химических реакций
    9. Вычисления по уравнениям реакций, если исходное вещество содержит определенную долю примесей
    10. Вычисление массовой доли вещества в растворе
    11. Вычисления, связанные с приготовлением растворов с заданной массовой долей растворённого вещества
    12. Комбинированные задачи
  • Класс заполнен на 100 %

  • www.yaklass.ru

    Уроки химии — 8 класс — Химия

    © 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
    Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
    Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


    Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

    Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
    Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

    РАЗРАБОТКИ


    8 класс


    В категории разработок: 52

    Фильтр по целевой аудитории

    — Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

    Урок разработан для УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

    Основная цель данного урока – это обобщить и закрепить знания обучающихся о первоначальных химических понятиях; активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся к изучению химии. Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности. Урок проводится в форме турнира.

    На уроке используются ИКТ, необходимость использования компьютерной презентации продиктована следующими причинами:

    • Организация разных видов деятельности обучающихся.
    • Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
    • Организация самопроверки без затрат времени урока.
    • Позволяет экономично расходовать время урока

    Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ, проблемно-поисковые.

     

     

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Цели игры:

    • повторение изученного материала химии для устранения пробелов и для подготовки к плановой контрольной работе;
    • развитие и укрепление интереса к химии, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их культуры;
    • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении;
    • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.

     

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Методическая разработка урока на тему «Кислоты» включает в себя презентацию и конспект урока. Урок изучения нового материала по теме, знакомит учащихся с классом неорганических соединений — кислотами, их общей формулой, классификацией, распространением в природе. Так же учащиеся получат возможность познакомиться с основными неорганическими кислотами.

     

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Методическая разработка включает конспект первого урока химии в 8 классе + презентация.
    Задачами урока является:
    — сформировать представление о предмете химии, познакомить с техникой безопасности при работе в химическом кабинете;
    — дать первоначальные понятия о веществе как объекте изучения химии;
    — научить определять и описывать свойства веществ.
    Урок является вводным по всем рекомендованным УМК.
    В презентации представлен иллюстрированный теоретический материал и контрольно-измерительный материал для обобщения и первичного закрепления темы.

        

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Данная разработка урока соответствует программному материалу.Используемый учебник: О.С.Габриелян «Химия 8 класс». Методы и приемы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, используется личностно-ориентированный подход обучения. На уроке применяются различные формы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. Творческие задания, проблемная ситуация способствуют развитию познавательных способностей учеников, воспитанию социально значимых качеств личности. В течение урока учащиеся оценивают себя самостоятельно, используя листы самооценки с разработанными критериями оценки. В материале урока прослеживаются межпредметные связи, связь с жизнью. Дети учатся анализировать и обобщать материал, делать самостоятельно выводы, искать дополнительную информацию в различных источниках ( книги, компьютерные и медиа-пособия). Для повышения интереса к обучению использована мультимедийная презентация.

        

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Обобщающий урок по теме «Соединения химических элементов» по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить и закрепить знания учащихся по пройденным темам с помощью заданий и стандартных типовых задач.

         

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Разработка предназначена для учащихся восьмых классов по теме «Окислительно-восстановительные реакции» (учебник О.С.Габриеляна. Химия. 8 класс). С помощью презентаций учащимся легче усваивать метод электронного баланса, постигать сложные процессы окисления и восстановления.

       

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Урок готовился для участия в конкурсе «Учитель года». Урок рассчитан для учащихся 8 класса и занимающихся по учебнику Рудзитис. Цель:изучение физических свойств, способов получения, распространение водорода. Форма урока: Урок-объяснение нового материала. Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

        

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Данная тема изучается в разделе «Соединения химических элементов» на уроках химии в 8 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими соединениями веществ, которые нас окружают.

    Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе «Свойства растворов электролитов» и при изучении курса химии в 9, 11 классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

        

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Урок формирования новых знаний и способов действий (учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. базовый уровень) Цель урока: развивать познавательную деятельность учащихся через химический эксперимент, продолжить формирование умения участвовать в обсуждении и отстаивать свою точку зрения; развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм самоконтроля. Уроку предшествует подготовка учащимися продвинутого уровня демонстрационных опытов, под руководством учителя. В ходе урока учащиеся расширяют свои представления о физических и химических явлениях, отличительных признаках химических реакций не только наблюдая видеоопыты,но самостоятельно проводя опыты.     

    Целевая аудитория: для 8 класса

    Конкурсы


    Диплом и справка о публикации каждому участнику!

    www.uchportal.ru

    План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Открытый урок по химии 8 класс.

    Урок по теме «Обобщение знаний по теме «Простые вещества»».

    Класс- 8

    Тип урока обобщение и систематизация знаний.

    Форма: урок-игра

    УМК: О.С. Габриелян химия 8 класс .

    Цели: создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Простые вещества».

    Задачи:

    •образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами;  физических свойствах простых веществ-неметаллов, явлении аллотропия;

    развивать умения производить расчеты с использованием понятий моль, молярный объем, молярная масса;

    развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов;  

      развивать познавательную самостоятельность учащихся;

    воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности;  воспитывать коммуникативные навыки;

    воспитывать интерес к предмету, используя игровые задания и повышая уровень знаний в игровой форме;

    расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета.

    Оборудование: компьютер, проектор, жетоны, таблички, конверты с заданием.

    Ход урока. 1.Орг.момент

    Здравствуйте, дети, гости! Сегодня мы вновь прикоснемся к удивительному миру химии.

    1слайд. 

    В нашей жизни сложной 
    Нельзя без химии прожить, 
    Науку эту, точно, 
    Нельзя не полюбить! 

    И я верю, что сегодня еще  кто-то из вас проникнется этим чувством к химии. А поможет нам в этом игра «Счастливый случай».Итак в нашей игре участвует 2 команды  ( лучше заранее распределить команды) ( на столах стоят таблички с названием «Молекулы» и «Элементы» (например)

    Какой же материал ляжет в основу нашей игры? На этот вопрос вы ответите сами, продолжив начатую фразу. Та команда, которая даст первой правильный ответ, получит право на первые шаги в нашей игре.

    Итак, Вещества, состоящие исключительно из атомов одного химического элемента- это  … (простые вещества).

    Правильно. И в основу заданий положен материал по теме «Простые вещества»

    Слайд 2. Тема урока «Обобщение знаний по теме «Простые вещества»».

    Слайд 3. Определите цель урока?        (обобщить знания)

    Слайд 4. Итак ,цель нашего урока повторение и обобщение материала по теме «Простые вещества»

    У вас на партах лежат конверты в каждом по 10 вопросов. Ваша задача выбрать 5 и задать их команде соперника, при этом вы должны помнить, если команда соперника не сможет ответить, то ответ должны дать вы. Только тогда вы получаете жетон.

    Слово предоставляется той команде, которая дала ответ на предыдущее задание.

    Слайд 5 ,6.

     1.раунд  «Разминка» (5 минут)

    1 команда:

    За каждый правильный ответ дается 1 жетон.

    1. Ядро какого химического элемента содержит 19 протонов?

    2. Какой вид химической связи характерен для неметаллов?

    3. Какое вещество выделяют растения при фотосинтезе ?

    4. Как изменяются металлические свойства атомов в группах?

    5. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного во 2-м периоде, IVA группе равен…?

    6. Назовите  аллотропные видоизменение фосфора.

    7   Он и уголь, и алмаз,
    Он в карандашах сидит,
    Потому что он — графит.
    Грамотный народ поймет
    То, что это … (углерод)

    8. Назовите формы существования химического элемента.

    9. В чем измеряется количество вещества? (в молях)

    10.Число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 10 протонов, равно?

     2 Команда

    1.Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов металлов?

    2. Чему равен молярный объем газа при нормальных условиях?    

    3. Какие агрегатные состояния характерны для неметаллов ?

    4. Недостаток какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йод).

    5. Какой вид химической связи характерен для металлов?

    6. Чему равно число Авогадро ?

    7. Распределение электронов в атоме химического элемента соответствует ряд чисел 2е 8е 2е ,найдите число протонов в этом атоме?

    8. Гулять в грозу — какой резон?
    Подышим воздухом, дружище.
    В природе словно стало чище,
    Повсюду в воздухе … (озон)

    9. В атоме элемента два энергетических уровня заполнены электронами, а на третьем находятся 4 электрона. Какой это элемент?

    10.У какого элемента всего 35 электронов?

    Слайд 7.

     Идем дальше   2 раунд  «Химические элементы».  

    1.Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Сначала выполняют задание за столами, затем выходят к доске и записывают химические элементы.

    Семь металлов создал свет

    По числу семи планет:
    Медь, железо, серебро…
    Дал нам Космос на добро.
    Злато, олово, свинец…
    Сын мой, сера – их отец.
    А еще ты должен знать
    Всем им ртуть – родная мать. (За  каждый правильный ответ жетон)

                   На доске запись:              Cu,  Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg

    2.Задание классу: исключите лишний химический элемент. Это сера- а почему? Сера-это неметалл.

    Слайд 8 и 9.

    3 раунд  . «Темная лошадка» Учитель. На кафедре лежат карточки с свойствами , характеристиками  металлов и неметаллов,  прикрепите, пожалуйста, карточки, которые соответствуют данным элементам.

    На доске :      Металлы                                               Неметаллы

    Располагаются в 1-3 группе                             На внешнем слое от 4-8 е

    Твердые    Твердые    Жидкие     Жидкие

    Газообразные      Пластичность       Хрупкие         Хрупкие  

    Металлический блеск     Пластичность                        электропроводность

    Металлический блеск     Теплопроводность и электропроводность     Аллотропия

    За  каждый правильный ответ жетон.

    Слайд 11.

    4 раунд. А теперь мы переходим к следующему заданию

                           «Умейчики»   (5-6мин)

    Криптограмма (разгадать термин который спрятался )

     1)Na(2) He(3) C(3) Fe(6) Ti(1 )F(4) B(2) Kr(4) Li(2) As(5)

    2)Mg(1)CI(3)Ca(3)Ni(6)

    Ответы: а)аллотропия        б)моль

    (За каждый правильный ответ жетоны. )

    Слайд 12 и 13.

     5 раунд. Очень страшная остановка.    Единица.    5мин

    Ведь единиц быть не должно на уроке. А кода же мы с вами говорим об единице без содрогания.

    Предполагаемый ответ: .Когда речь идет об  Единица измерения.

    В каких единицах измеряется масса, объем, количество вещества, молярный объем, молярная масса вы должны ответить и зафиксировать на карточках.(на доске таблица на кафедре листки с маркером и магнитом)

                 Выполняем задание на листках.

           

    Название величины

    Единица измерения

    N

    Mr

    N A

    m

    n

    Ответы чередуют участники команд.

    (За каждый правильный ответ жетоны. )

    Учитель:  Вы хорошо поработали можно и расслабиться.

    Физкультминутка.

    Упражнение «Буратино».

    Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать слово «аллотропия», « элемент».

    Слайд 14 и 15.

     6 раунд . Следующий конкурс «Химическая дуэль».  Задачи на слайде и проверяем классом.

                                                           Карточка 1  

    1. Какую массу имеют 44,8 л при нормальных условиях кислорода (О2)?

        2. Какое количество вещества  занимает  хлор  объемом  8,96л  при н.у?

                                                               Карточка 2

      1. Определите количество молекул содержащихся при н.у. в  72,62 л фосфина Ph4 

     2. Какое количество вещества занимает  кислород объемом  33,96 л  при нормальных условиях?                

    (За каждый правильный ответ жетоны. )

    Учитель :Вы хорошо справились с заданием. Я думаю, что и следующий конкурс не вызовет трудностей. Хотя он и называется «Заморочки из бочки»

    Слайд 16.

    8 раунд  «Заморочки из бочки» (5 минут) (на печать вопросы и сами читают)

    Каждая команда вытаскивает по очереди 3 вопроса . Один ученик зачитывает команде вопрос. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

    1.       Элемент, названый в честь мифического персонажа, который был сурово наказан богами. Он стоял по горло в оде, и над ним свисали ветви сочными, ароматными плодами. Однако, едва он хотел напиться, как вода утекала от него, едва желал утолить голод и протягивал руку к плодам – ветви отклонялись в сторону. Пытаясь выделить этот металл из руд, химики испытали не меньше мучений. (тантал)

    2.Как адский луч, как молния богов,

    Немое лезвие злодею в очи блещет,

    И, озираясь, он трепещет

    среди своих пиров…

    О каком свойстве металлов идёт течь? (блеск металлов)

    3.  Продолжите фразу число протонов в атоме равно  (порядковому номеру)

    4. Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон)

    5. Какой неметалл является лесом? (бор)

    6. По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид. (хром).

    Хорошо. Я очень рада, что все получается. И мне хочется, чтобы и  у вас было хорошее настроение. Следующий конкурс

    Слайд 17.

    9 раунд.  «Весёлые перевёртыши»

    Этот конкурс состоит из двух заданий.

    В первом задании мы предлагаем разгадать слова анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.

            I к.   а) СЛИКОДОР – без этого элемента не проживёте и десяти минут

                    б) МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней

            II к. а) ОРРЕБЕС – блестит, а не золото

                    б) ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня

    Слайд  Учитель : Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! А сейчас посмотрите ,пожалуйста, на доску и продолжите предложения.

    Рефлексия

    1.На уроке я работал….
    2.Своей работой на уроке я….
    3.Урок для меня показался…
    4.За урок я….
    5.Мое настроение…..

    В чем испытывали затруднения?

    Скажите, пожалуйста, мы достигли поставленной цели: Обобщили материал по теме «простые вещества»?

    Сосчитать жетоны, участники команды, получившей больше жетонов ставится отметка «пять», второй- « четыре»

    Слайд 20.  Домашнее задание. 2 задачи  в книге «Контрольные и проверочные работы» в дидактическом  материале на выбор стр. 40

    Слайд 21.  Спасибо за урок.

    Резерв.

     Загадки   волшебный чемоданчик.

    1.Он с морской капустой дружит,                          

     И лекарством людям служит,                      

    Знает, млад и стар народ –                              

     Коль ушиб, то нужен

    2.Чаще чёрный я по цвету.                                          

    Быть могу и прозрачным                                    

    Мною пишут и рисуют.                                        

    Бываю я, и мрачным.                                                                                                                                                                                                                            

    3.Из названий двух животных  

    Моё имя состоит                                                        

      На таре где, меня хранят                                        

      Знак токсичности стоит                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    9. «Крестики-нолики» (На слайде игра) и на столах. Найдите лишнее в каждом ряду,

    Хлор

    Ртуть

    Золото

    Кремний

    Азот

    Кислород

    никель

    водород

    железо

    барий

    кремний

    кальций

    калий

    магний

    углерод

    фосфор

    хлор

    алюминий

    nsportal.ru

    Состав и общие свойства кислот. Видеоурок. Химия 8 Класс

    Урок посвящен обобщению и систематизации знаний о классификации кислот и их химических свойствах. Из материалов урока Вы познакомитесь с разными способами классификации кислот, расширите свои знания о химических свойствах кислот.

    Тема: Обобщение пройденного материала

    Урок: Состав и общие свойства кислот

    Существуют разные способы классификации кислот. По наличию атомов кислорода кислоты делятся на кислородсодержащие (например, азотная и серная кислоты) и бескислородные (например, соляная и сероводородная).

    По количеству атомов водорода в молекуле или по валентности кислотного остатка кислоты можно разделить на одноосновные (например, HCl), двухосновные (например, H2SO4) и трехосновные (например, Н3РО4).

    На наших уроках пока мы используем только формулы неорганических (минеральных кислот), но ведь есть и органические кислоты. Это уксусная, щавелевая, стеариновая, лимонная и другие.

    В состав кислот обязательно входят атомы водорода, которые можно заместить на металл. Поэтому кислотами называют сложные вещества, в состав которых входят атомы водорода, способные замещаться на металл, и кислотные остатки.

    Состав кислот отражен в их названии. Например, у бескислородных кислот название всегда включает название элемента и слово «водородная»:

    HCl – хлороводородная, H2S – сероводородная.

    Названия кислородсодержащих кислот тоже подчиняются определенным правилам. К названию химического элемента прибавляется суффикс н или ов(ев) и окончание –ая, если число атомов кислорода в молекуле кислоты наибольшее:

    H2SO4 — серная

    HNO3 – азотная

    H2SiO3 — кремниевая

    Если в молекуле кислоты число атомов кислорода меньше максимального, то часто в названии используют суффикс ист:

    H2SO3 – сернистая

    HNO2 – азотистая

    Вспомним, какие же химические свойства характерны для кислот. Растворимые в воде кислоты изменяют окраску индикаторов. Например, в кислой среде лакмус и метилоранж  становятся красными, а фенолфталеин остается бесцветным.

    Кислоты (кроме азотной и концентрированной серной) вступают в реакции замещения с металлами, стоящими в ряду активности левее водорода. При этом образуется соль и выделяется водород. Например, железо медленно взаимодействует с соляной кислотой, при этом образуются хлорид железа(II) и водород:

    Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

    Алюминий вступает в реакцию замещения с соляной кислотой быстрее, чем железо, т.к. в ряду активности он стоит левее железа. При этом образуется хлорид алюминия и выделяется водород:

    2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

    Магний очень энергично взаимодействует с соляной кислотой, образуя хлорид магния и водород:

    Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

    Для кислот характерна реакция с основными и амфотерными оксидами. В результате этого взаимодействия образуются соль и вода. При взаимодействии оксида кальция с соляной кислотой образуются хлорид кальция и вода. В реакции оксида железа(III) с соляной кислотой образуются хлорид железа(III) и вода.

    CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

    Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O

    Кислоты вступают во взаимодействие с основаниями. Эта реакция относится к типу обмена и получила название реакции нейтрализации. Реакция нейтрализации может протекать между серной кислотой и гидроксидом натрия. В результате этого взаимодействия образуется сульфат натрия и вода:

    H2SO4+ 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O

    Роль кислот в нашей жизни трудно не заметить. Во-первых, в желудочном соке человека и животных содержится слабый раствор соляной кислоты. Муравьиная кислота, которая относится к группе органических кислот, содержится в жидкости, выделяемой муравьями, и ожог от крапивы обусловлен действием на кожу именно этой кислоты.

    &n

    interneturok.ru

    План-конспект урока по химии (8 класс) на тему: Урок химии в 8 классе. Тема «Кислоты»

    Тема урока «Кислоты»

    Цель: 

    1. Создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

    2. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.

    Задачи: 

    1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
    2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
    3.  Совершенствовать   экспериментальные    умения учащихся   (исследования   действия   кислот   на индикаторы, отношения кислот к различным металлам) и делать на основе опытов правильные теоретические выводы.

    4. Развивать  умения применять имеющиеся знания в новой ситуации   посредством   составления   уравнений химических реакций кислот с металлами;

    5. Продолжить формирование умений работать в группах.
    6. Развивать  процессы  мышления:  анализ,  синтез, обобщение

    Метод обучения: словесный, практический и наглядный.

    Тип урока: изучение нового материала.

    План:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация пройденного материала
    3. Изучение нового материала.  

    1. Работа лабораторий.
    2. Обобщение и выводы.

    1. Закрепление.
    2. Домашнее задание. Подведение итогов.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация пройденного материала

    На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», мы  говорили о составе и строении данного касса веществ. Изучением химических свойств кислот мы  займемся сегодня на уроке.  Тема  сегодняшнего урока «Химические свойства кислот». Сегодня мы все ученые – экспериментаторы, перед нами стоит задача – исследовать  химические свойства кислот. Для работы в лаборатории необходимо получить пропуск.

    1. Химический диктант: азотная кислота, соляная кислота, Н2 SO4,  угольная кислота,   h4PO4,  кремневая кислота,   HNO3,   h3S, серная кислота, HCl

    (Ответ:  HNO3,   HCl,  серная,  Н2 СO3,  фосфорная, Н2 Si O3,    азотная, сероводородная, Н2 SO4,  соляная)

    2. Ответьте на вопросы:

    • Дайте определение классу кислот.
    • На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры).
    • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
    • Назовите другие признаки классификации кислот.
    • Какие природные кислоты вам известны? (Чайка)
    • Где применяются кислоты? (Чазова)
    • Назовите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
    • Назовите правила техники безопасности при работе с серной кислотой.

    Материал о составе кислот вами усвоен, технику безопасности вы знаете —  допуск к работе получен.

     III.  Изучение нового материала.  

    1. Работа лабораторий.

    Каждой  группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне..

    Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.

    После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.

    К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

     Свою  работу каждый оценивает и делает пометки в  оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал.

    1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.

    2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.

    3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.

    4 группа: Взаимодействие кислот с  основаниями.

    5 группа: Взаимодействие кислот с солями.

    Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям

    2. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.

    Запись на доске и в тетради:

    1. Действие индикаторов.

    2. Взаимодействие с металлами (до Н !)

    Дополнительный материал: Подобные опыты по взаимодействию кислот с металлами проводил русский ученый Бекетов, в результате чего им был составлен ряд активности металлов {теперь носящий его имя). 

    Металлы в ряду Бекетова разделяет водород. Какие металлы, стоящие до или после водорода способны вытеснять его из кислот?

    3. Взаимодействие с основными оксидами.

    5. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).

     Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.

    7. Взаимодействие с солями.

    Соляная + карбонат натрия

    Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты изменяют окраску индикаторов,  взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями.

     Исследовательская работа лабораторий прошла успешно. А теперь перед вами еще одно задание.  Мы сегодня уже слышали, что с кислотами человечество познакомилось давно. При раскопках легендарной Трои были обнаружены химические записи, но они очень пострадали от времени, влаги, огня. Но кое – что осталось. Вам предстоит разгадать записи.

    1.  Закрепление.

    1. Древняя рукопись.

    ….. + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH +  ……= K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + …..                               

    …..2O3+6H… = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 …NO3 + CO2 + …O

    Mg+2HCl= MgCl2 + h3                                   2 KOH + h3SO4  = K2SO4 +2 h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 +3 h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  = 2KNO3 + CO2 + h3O

    2.  Химические  загадки  (тест)

    V.  Подведение итога    Самооценка. Домашнее задание.

    Инструктивная карточка

    Опыт №1

    Действие кислот на растворы индикаторов.

    В три пробирки налить раствор серной кислоты – h3SO4 

    • В 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
    • Во 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
    • В 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.

    Что наблюдаете?

    Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?

    Инструктивная карточка.

    Опыт №2

    Взаимодействие кислот с металлами.

    В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка — Zn;
    Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия — Al;
    В 3-ю пробирку поместите несколько гранул меди — Cu.
    В каждую пробирку прилейте по 2 – 3 мл соляной кислоты — HСl;

    Что наблюдаете?

    Во всех ли пробирках происходят химические реакции? Что является признаком химической реакции?
    С каким металлом реакция идет быстрее?

    Инструктивная карточка.

    Опыт №3.

    Взаимодействие кислот с основными оксидами.

    1. В пробирку поместите несколько гранул оксида меди — CuO.
    2. Прилейте 2 – 3 мл серной кислоты — Н2SO4

    3. В другую пробирку поместите оксид магния.

    4. Прилейте 2 мл серной кислоты.

    Что наблюдаете?

    По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

    Инструктивная карточка.

    Опыт №4.

    Взаимодействие кислот с основаниями.

    1. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия — NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

    2. Постепенно по каплям добавьте соляную  кислоту — HСl; Что наблюдаете?

    По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

    3. К нерастворимому осадку  Cu (OH)2  прилейте 2 – 3 мл соляную  кислоту — HСl;.  Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.

    Что наблюдаете?  По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

    Инструктивная карточка.

    Опыт №5.

    Взаимодействие кислот с растворами солей.

    1. В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты — h3SO4.

    Что наблюдаете?

     По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

    2. В пробирку налейте 1 – 2 мл карбоната натрия Na2 CO3, добавьте 1 – 2 мл соляной кислоты HCl. 

    Что наблюдаете?

     По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Древняя рукопись

    Mg + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH + h3SO4  = K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + 3h3                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + h3O

    Инструктивная карта.

    Этап урока

    Деятельность ученика

    УЭ –1

    Организационный момент

    Запиши тему урока в тетради.

    УЭ — 2

    Актуализация пройденного материала

    1. Химический диктант

    • 2. Устно ответь на вопросы:
    • Дайте определение классу кислот.
    • На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры).
    • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
    • Назовите другие признаки классификации кислот.
    • Какие природные кислоты вам известны?
    • Где применяются кислоты?
    • Назовите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
    • Правила работы с серной кислотой

    Проверь химический диктант по ключу, поставь оценку в лист:

    9 – 10  — «5»

    7- 8  —    «4»

    5 – 6 —    «3»

    Оцени свой ответ, поставь оценку в лист:

    УЭ- 3

     Изучение нового материала

    1. Работа лабораторий.

    2. Обобщение изученного материала

    Выполни работу в соответствии с инструкцией. Оцени работу, поставь оценку

    Сделай записи уравнений, запиши признаки реакций.

    УЭ — 4

    Закрепление.

    1. Древняя рукопись.

    ….. + 2HCl= MgCl2 + h3                                    2KOH +  ……= K2SO4 + 2h3O

    3Zn+2h4PO4=  Zn3(PO4)2 + …..                               

    …..2O3+6H… = 2Al Cl3  + 3h3O

    K2CO3 + 2HNO3  =2 …NO3 + CO2 + …O

    2. Загадки «Химического царства» (тест)

    Сделай задание в тетради.  

    Проверь по ключу.

    Оцени свой ответ, поставь оценку в лист:

    Оцени свой ответ, поставь оценку в лист:

    УЭ — 5

    Домашнее задание: §38, упр. 4, записи в тетради.

    Запиши в дневник

    Оценочный лист ___________________________

    Я знаю формулы кислот

    Я знаю и выполняю правила техники безопаснос-ти

    Я выполнил эксперимент в соответствии с инструкцией

    Я умею записывать уравнения реакций

    Я правильно отгадал загадки

    Итоговая  самооценка

                                            Оценка:           Самооценка:

    Тест «Химическая загадка»

    1. В данном ряду к кислотам не относятся:       л) h3S     м) Nh4      н) HCl. 

    2.Какое из веществ   изменяет окраску фиолетового лакмуса на красный ?
    о)h3SO3    р) h3O    н) NaOH. 

     3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота: 

    и)  серная  к)  угольная  л) фосфорная  м) кремневая

    4.Наличие кислорода — обязательная  часть всех кислот:  о) нет   р) иногда     н) да        

    5.Металл, не способный вытеснять водород из растворов  кислот:

    б) Zn     в) Pb      г) Na    д) Hg.

    6.  При взаимодействии кислот с оксидами образуются: г) соль   д) новый оксид и новая кислота    е) соль и вода    ж) вода

    7. Реакция взаимодействия кислоты с основаниями относится к типу: у) соединения   ф) замещения   х) разложения   ц) обмена

    nsportal.ru

    Открытый урок химии по теме «Химические реакции». 8-й класс

    Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

    Класс: 8


    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (4,4 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


    План урока

    1. Актуализация знаний.
    2. Отчет учащихся по творческой домашней работе.
    3. Химический диктант.
    4. Изучение нового материала.
    5. Итоги урока

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Вид урока. Беседа с использованием учебного химического эксперимента.

    Цель: Изучить сущность химических реакций.

    Задачи.

    • Развивающий аспект урока: продолжить развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента; монологическую речь учащихся. Развитие этнокультурной компетенции, развить навыки творческого мышления.
    • Образовательный аспект урока: научить школьников отличать физические явления от химических по определенным признакам. Научить ребят пользоваться содержательным смыслом слова «толерантность», определять проявления толерантности на материале естественно-научных предметов.
    • Воспитательный аспект урока: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся - объяснить сущность химических явлений с позиций атомно — молекулярного учения; воспитывать у учащихся такие личностные качества, как наблюдательность, внимание, пытливость, инициатива, доброжелательность. Создать положительный опыт восприятия различных явлений с позиций терпимости (толерантности) и доброты.
    • Валеологический аспект урока: бережное (положительное) отношение к здоровью.

    Методы и методические приемы. Беседа, демонстрация опыта, лабораторные опыты.

    Материально-технические ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, комплект химического оборудования.

    Организационные ресурсы: учебник, справочники по химии.

    Ход урока

    Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (Актуализация знаний.)

    Введение в урок. Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей. Дежурный по классу назовите отсутствующих. Откройте свои тетради. Отступите 3 клетки от домашнего материала. Запишите сегодняшнее число и тему урока «Химические реакции». Девизом сегодняшнего урока будет являться выражение (лозунг) «толерантность — мирное сосуществование различных явлений«, поскольку 16 ноября — Международный День Толерантности. (cлайд 2) Цель сегодняшнего урока: изучить сущность химических реакций.

    Скажите, пожалуйста, ребята: что изучает химия? (Вещества)

    Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул)

    Что необходимо знать, чтобы составить химическую формулу? (Химические знаки элементов, валентность.)

    Что такое валентность? (свойство атомов элементов присоединять определенное число других атомов или число одинарных связей, который данный атом образует с другими атомами.)

    На дом вам было дано творческое задание. Давайте проверим правильность выполнения этого задания. Оцените себя по знакомым критериям оценки домашнего задания. (слайд 3)

    Мы рассмотрели с вами валентность как пример химической толерантности.

    Примерами толерантности в медицине может служить пересадка органов, тканей (еще до рождения перемешивается кровь разных органов, так выглядит естественная толерантность), восстановления танталовыми нитями черепной коробки после серьезной аварии: Что бы было, если бы кислород воздуха не был толерантным нашим органам и тканям? Вспомним украшения ваших мам. Ведь они изготовлены из золота, серебра, янтаря — любимого камня семейских, куда входит йод. Значит, эти элементы толерантны тканям человека. Сейчас Сидоров Николай сделает нам сообщение о киновари.

    «В старообрядческих рукописях семейских 18-20 века можно выделить ценное художественное оформление киноварью. Это вязь, заставка, рамка, инициал (буквица), концовка Киноварь- это HgS - минерал ярко- красного цвета, применяется в качестве красной краски. Встречается он и в жидком и твердом виде в горах Читинской области.(слайд 4-10)

    А художник соседнего Могсохона Цырен- Намжил Очирович Очиров рисовал свои картины черной тушью. Но его картины также высокодуховны, близки и понятны людям любой национальности.» (слайд 11-15)

    Следовательно, названные Колей вещества толерантны с бумагой. Она, к примеру, от них не сгорает, как от огня.

    Сейчас мы с вами обратимся ко второй части домашнего задания, связанного с высказываниями поэтов. После проверки дети оценивают себя по критериям оценки химического диктанта.

    Следовательно, сейчас должно быть убедились, что нас с вами окружают физические и химические явления.

    Этап 2. операционно-исполнительский.

    Все признаки, которые вы назвали при химических явлениях, относятся к химическим реакциям и их можно представить в виде уравнений реакций. (Откройте п. 26, стр. 94, 1 абзац). Сейчас прочитайте 1 абзац, сравните текст с «запоминалкой» - мнемоническим правилом.

    Говорят, если реакция
    свершается,
    То при этом осадок
    получается,
    или газ выделяется,
    или цвет изменяется,
    или запах появляется,
    или вещество нагревается,
    То есть органами чувств
    реакция определяется.

    Ребята, какие явления, происходящие с веществами вам известны?

    (Нам известны физические и химические явления).

    Какие изменения происходят с веществами при физических явлениях?

    (При физических явлениях происходит изменение фазового состояния вещества, формы, размера тел)

    Какие явления называются химическими?

    (Химическими называются явления, при которых исходные вещества (реагенты) превращаются в другие вещества (продукты реакции).

    О чем там не говорится? О поглощении тепла. Вот именно о поглощении и выделении тепла мы и поговорим на следующем уроке (посмотрите следующую страницу.) В правиле не указано об этом, но зато вы прочитали и правило и абзац!

    А в чем же сущность химических реакций? Рассмотрим на примерах слайдовой презентации.

    Этап 3. Проверочно-закрепляющий

    Пример образования вещества гидроксид кальция.

    Вывод: согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходит перегруппировка атомов.

    Запись в тетради: В соответствии с теорией химической связи происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образование новых в продуктах реакции.

    Физминутка! Элементы гимнастики Стрельникова (с диска выбраны моменты, наиболее подходящие к теме «толерантность»)

    Для того, чтобы сделать вывод о том, по каким признакам мы будем отличать химические явления от физических, проделаем несколько опытов. Для этого составьте таблицу, с графами:

    Что делаю Что вижу Вывод
         

    Первый опыт я покажу сама. На столах у вас расписано, какие вещества участвуют в реакции. Металлическую стружку магния сжигаю в сухом спирте (вам в рисунках будет быстрее показать спиртовку при помощи химической линейки ). Магний сгорает, вспыхивая, разбрызгивая искорки. Образуется порошок белого цвета.

    Обратите внимание, магний мирно расположен в ваших стеклянных, пластмассовых бутылочках, но стоит его поднести к огню: Магний сразу становится интолерантным по отношению к огню. А теперь обратите внимание на зеленые растения. В них есть зеленый пигмент хлорофилл («хлоро» зеленый, мы говорим). А в нем больше всего магния и он толерантен в этом соединении с азотом, углеродом: А если бы он вел себя также как в опыте? Наверное, все бы обугливалось, были ли вообще растения?

    Пример оформления вам дан.

    ТБ! А вот перед тем как вы будете работать, повторим технику безопасности.

    Не все вещества толерантны нашей коже. Едкие вещества разъедают, значит, работать с едкими веществами нужно осторожно, избегая их попадания в глаза, на кожу и одежду. Пока учащиеся переносят таблицу себе в тетрадь, учитель на цветных изображениях объясняет ТБ. (слайд 16, 17)

    Рассказ учителя о старообрядческих рукописях. Работать с ними нужно в белых перчатках, т.к. это святыня, раритет, самое сокровенное семейских, которые они хранят на божницах, не зря они без большой надобности даже стараются не листать ее страницы. Но еще одну сторону нужно знать о вещах, которыми давно не пользовались. Страницы могут быть протравлены ядом. Наши гости должно быть в свое время смотрели фильм «Имя Розы». Там алхимики, работая с рукописями в библиотеке, таинственно умирали. При обследовании их полости рта, обнаруживали синее пятно на языке. Оказывается, страницы рукописи были протравлены (протерты ядом в свое время).

    И не всегда наша привычка смачивать во рту палец, затем листать страницы, может сослужить хорошую службу. Можно отравиться. А в старых рукописях может оказаться и чесоточный клещ: Это я говорю для того, чтобы показать, что ТБ нужна во многом, даже в быту ( были случаи, когда через семечки люди заболевали бытовым сифилисом).

    Начертите в тетради 3 колонки.

    Что делаю Что вижу Вывод
    Металлическую стружку магния сжигаю в пламени спиртовки. Рисунок

    2Мg + O2 = 2Мg О

    Укажите квадратиками металл, неметалл, связь у вещества — продукта реакции

    Признак химической реакции — выделение света и тепла.
    ТБ! Параграф 26, стр. 94, 4 абзац. К раствору хлорида железа (III) приливаю раствор: Рисунок, уравнение

    FeCI3 + KCNS (роданид калия)=Fe (CNS)3 (роданид железа (III)) + КСI Подберите коэффициенты

    Признак химической реакции — :
    ТБ! Стр. 113 Опыт 2.

    К кусочку мела (СаСО3) приливаю соляную кислоту (НСI).

    Оформить самостоятельно дома Признак химической реакции -:

    Опыт с хлоридом железа я взяла для примера того, что семейские пользовались железистыми чернилами. А то, что получается кроваво- красный раствор, это дает информацию об атомах железа (потому и кровь человека красная, т.к. белок гемоглобин крови состоит из атома железа).

    Сбоку своей таблицы карандашом поставьте себе оценку за оформление опытов, совпадет ли она с моей?

    Опыт с мелом и соляной кислотой вам уже надоел. Но это хороший пример интолерантности. Реакция пенится, шипит, хочет выплеснуться наружу. Но есть компетентный дипломат — валентность. Научитесь записывать уравнение по этому опыту, пользуясь справочником. И так, домашнее задание — оформление записей таблицы.

    В чем же сущность химических реакций? Сущность химических реакций в том, что одни связи разрушаются, а другие образуются.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия

    Д/З: оформить опыт (мел+соляная кислота), заполнить начатую таблицу.

    Творческое домашнее задание

    Валентность — свойство атомов элементов присоединять определенное число других атомов или число одинарных связей, который данный атом образует с другими атомами.

    Структурная формула дает наглядное представление о валентности и отражает порядок связи атомов в молекуле вещества. Валентность можно сравнить с руками. Элементы соединяются друг с другом в структурной формуле по принципу: элементы не должны иметь «свободных рук». Например,

    NaCI: Na — CI;

    K2O: K-O-K

    CaCI2: CI-Сa- CI

    В структурной формуле валентность обозначается черточкой «-«.

    Задание:

    1. В предложенных формулах химических веществ определите валентность каждого элемента.

    2. Изобразите структурную формулу данного вещества.

    3. Дайте название вещества.

    4. Укажите тип химической связи в данном веществе.

    5. Для каждого вещества в отдельной рамочке покажите цветную структурную формулу (учитывая, что данный элемент — металл или неметалл, цвет атомов). Условие: валентность (вместо «-«) покажите в виде дружески протянутых рук. Ваш рисунок будет отображать валентность как пример толерантности в химии.

    (толерантность — мирное сосуществование различных явлений)

    АICI3, НgS, Na2О, К4Si, НF.

    Укажите, о каких явлениях, физических или химических, идет речь в высказываниях поэтов, ответ обоснуйте.

    Вариант 1.

    :Господень Великий Архангел Михаила
    Избави меня раба Божия:
    От труса и от потопа, от огня и меча
    От ирада нашествия, от града губительнаго,
    От напрасной смерти, от нападения разбойников,
    От врага и супостата лукаваго мерскаго:

    (Молитва архангелу Михаилу. Перевод церковно-славянской рукописи из семейного архива Павловой Т.А.)

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса!
    А.С. Пушкин

    И трещат сухие сучья,
    Разгораясь жарко,
    Освещая тьму ночную
    Далеко и ярко!
    И. Суриков

    В декабре, в декабре
    Все деревья в серебре,
    Нашу речку, словно в сказке,
    За ночь вымостил мороз:
    С.Я. Маршак

    : А если медь в печи нагреть,
    То станет тяжелее медь
    С окалиною вместе.
    Не верите — так взвесьте:
    Е. Ефимовский

    Вариант 2.

    :Ездил на облацех обладая и манием
    Святаго пророка Илии
    Водным облакам страшнаго и грознаго судии:
    (Молитва архангелу Михаилу. Перевод церковно-славянской рукописи из семейного архива Павловой Т.А.)

    Что за звездочки резные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмешь — вода в руке?
    Е. Благинина

    На рукомойнике моем
    Позеленела медь.
    Но так играет луч на нем,
    Что весело глядеть.
    А. Ахматова

    Световых частиц поток
    Падает на зеленый листок,
    Листок кислород выделяет,
    Углекислый газ поглощает.
    Учащийся школы № 50 г. Калининграда

    Когда металл в крутые формы льем,
    мне верится, что оживут в металле
    горячие полдневные поля.
    Кипит металл, и ждут его поля.
    А.Кравцов

    13.05.2012

    urok.1sept.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *