Всероссийская олимпиада по русскому языку 7 класс школьный этап – 500 Internal Server Error
Олимпиадные задания по русскому языку в 7 классе (Школьный этап)
Школьный этап
Всероссийской олимпиады по русскому языку
2014-15 учебный год
7 класс
(максимальное количество баллов – 50)
Время выполнения – 2 урока.
Задание 1. (0 — 5 баллов)
Расставьте ударение в словах
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, средства, досуха.
Задание 2 (0 – 4 балла)
Какое изобразительное средство, основанное на повторении определённых звуков, использует В.Я. Брюсов в стихотворении «Сухие листья»? Как называется это средство? (2 балла). Какова его роль в данных строках? (2 балла)
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Задание 3. (0 — 5 баллов)
Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.
Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения
Задание 4 (0 – 2 балла)
Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Задание 5 (0 – 8 баллов)
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Задание 6. (0 – 1 балл)Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.
Штаны, сени, носилки, иваси.
Задание 7 (0 – 2 балла)
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
Задание 8 (0 — 5 баллов)
Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.
Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
Цены на фрукты постоянно растут вверх.
На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.
Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.
Задание 9 (0 – 6 баллов)
К каким частям речи относятся слова?
Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером
Задание 10 (0 – 12 баллов)
Придумайте и запишите продолжение сказки.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
— Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.
— А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.
infourok.ru
Олимпиада по русскому языку 7-8 класс
Олимпиада по русскому языку
Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2014-2015 учебный год
7 класс
Задание 1
Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит.
М. Светлов
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла
Ответ: [д,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н
Задание 2
Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,
В – третий слог, Г – четвертый слог):
1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;
6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;
10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.
Ответ:
А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;
Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;
В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;
Г: газопрвод
По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов
Задание 3
К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.
Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.
10 баллов
Ответ
Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов
Задание 4
Мы говорим: Дом сгорел дотла.
Что такое тло?
5 баллов
Ответ
Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.
Задание 5
Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?
За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла
Ответ
А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
Задание 6
Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов
Ответ
Себе – возвратное
Какого-нибудь – неопределённое
Который – относительное
Несколько – неопределённое
Он – личное
Некоторые – неопределённое
Те – указательное
Иные – определительное
Сам – определительное
Эти – указательное
Задание 7
«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов
Ответ
Коня узнают по зубам, человека — по речам.
Конь играет удилами, болтун — языком.
Привычка — вторая натура.
Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.
Задание 8
Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.
Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.
Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.
15 баллов
Ответ
Подарить радость
Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.
Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.
Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.
infourok.ru
Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку 7 класс
Ответы на задания олимпиады по русскому языку
7 класс
24 февраля – 24 марта 2012 года
- Расставить ударения в словах:
танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод.
(10 б.)
Ответ:
- В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
- воробьи, перешьют, поставь;
- маячить, разрежьте, бурьян;
- увлечься, мальчонка, съешьте;
- объедки, уязвить, обжечься.
(3 б.)
Ответ: 4)объедки, уязвить, обжечься.
- Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?
Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.
(10 б.)
Ответ: интуиция – чутье, проницательность;
экстренный – срочный, спешный;
шарм – обаяние, очарование;
абсурд – бессмыслица, нелепость;
шеф – начальник, глава.
- В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
- Ветрило – сильный ветер.
- Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
- Ферт – название буквы Ф.
- Кузен – двоюродный брат.
- Чело – голова.
- Конка – городской транспорт с конной тягой
- Челобитная – наказание.
- Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.
(10 б.)
Ответ:
- Ветрило – парус.
- Ланиты – щеки.
5) Чело – лоб.
7) Челобитная – письменная просьба в древней Руси с XIV века.
8)Наперсник – любимец ,пользующийся всеобщим доверием.
- Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?
(6 б.)
- О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.
Ответ: Фома неверующий.
- О кротком, безобидном человеке.
Ответ: мухи не обидит.
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.
Ответ: козел отпущения.
- О человеке, который часто меняет свои решения.
Ответ: семь пятниц на неделе.
- О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.
Ответ: собака на сене.
- Об очень худом, изможденном человеке.
Ответ: кожа да кости.
- В каком ряду не все слова являются синонимами?
- узы, оковы, путы
- воображение, фантазия, вымысел
- усердие, одолжение, услуга
- холм, пригорок, возвышенность.
(3 б.)
Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.
- Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме
- вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
- заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.
- б.)
Ответ:
1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении
2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.
- Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.
строй, жгут, печь, ласково, стекло
(10 б.)
Ответ: строй – глагол, существительное;
жгут – глагол, существительное;
печь– глагол, существительное;
ласково – наречие, краткое прилагательное;
стекло – существительное, глагол.
Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.
- Найдите и исправьте речевые ошибки.
- Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
- Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
- Это был самый вернейший способ решения задачи.
- Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
- Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
- Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.
(10 б.)
Ответ:
- Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
- Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
- Это был самый верный способ решения задачи.
- Он рассказал мне автобиографию.
- Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.
- Запишите числа словами.
Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.
(3 б.)
Ответ: в две тысячи одиннадцатом,
тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.
Справа виднеются крутые берега, а слева бесконечной лентой тянется зеленый лес. К ночи нужно обязательно добраться до села, а впереди еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.
Из-за шума ветра мы совсем не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.
Через несколько секунд перекат, свирепо грохочущий, остается уже где-то сзади.
(25 б.)
Максимальное количество баллов – 100
nsportal.ru
Олимпиада по русскому языку — 7 класс
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.
Школьный этап.
2014-2015учебный год.
7класс
Время проведения-1час.
1.Выберите из следующих слов:
а) слова с ударением на первом слоге; б) слова с ударением на последнем слоге.
Мармелад, августовский, хаос, околесица, документ, жалюзи, тефтели, километр, компас, феномен, газопровод, баловать, издавна, партер, диспансер, позвонит, равенство, торты.
2. Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, какао, каёмка, сиять, союз, статуя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, симметрия, каучук, христианин.
3. Какое языковое явление наблюдается в каламбуре русского поэта 19 века Э. Минаева? Назовите явление и приведите примеры из текста.
В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где, на сене
Лёжа, слушал песню Сени
«Ах вы, сени, мои сени…»
4. Выберите из списка слова, опровергающие утверждения:
А. Корень – это такая часть слова, которая в нём непременно присутствует.
Б. Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова.
В. Приставка, в отличие от суффикса, всегда стоит в начале слова.
Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок.
Объясните свой выбор.
5. Закончите начатые фразы словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
1) Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные… .
2) Пространство с чётко очерченными границами называют… .
3) Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют… .
4) На должность, звание, даже на руку и сердце нужно найти… .
5) Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть… .
Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз…мпляр, тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр…т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент, …гре(с,сс)ия.
6. Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относятся слова: белила, жгут, надел, строй.
Докажите это на примерах.
7. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова: стучать, мыльница, париться, мышка, тормозить.
Попытайтесь сформулировать словарное определение этих значений.
8.Найдите и исправьте ошибки:
А. Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.
Б. И тут Петька рассказал мне атобиографию своего знаменитого деда.
infourok.ru
Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7-8 КЛАССЫ
Задание 1. Выберете один правильный ответ. 15 баллов – за каждый правильный ответ 1 балл
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударныйгласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) НефтепрОвод; 2) газопрОвод; 3) магнитопрОвод; 4) путепрОвод.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись 4) кладовАя.
6. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Конечно [чн]; 2) скучно [чн]; 3) девичник [чн]; 4) ничто [шт].
7. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Ильинична [чн]; 2) нарочно [чн] 3) нечто [шт]; 4) двоечник [шн].
8. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Шинель [н’]; 2) бизнес [н’]; 3) энергия [н’]; 4) бутерброд [т’].
9. Выберите правильный вариант произношении слова:
1) Антитеза [т’э]; 2) кофе [фэ]; 3) опека [п’о]; 4) декольте [дэ].
10. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’].
11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:
1) Состав; 2) человек; 3) ребенок; 4) танец.
12. Подберите существительное к прилагательному призЫвный:
1) Клич; 2) пункт; 3) возраст; 4) плакат.
13. Подберите существительное к прилагательному развИтые:
1) Страны; 2) локоны; 3) дети; 4) игры.
14. Подберите существительное к прилагательному бронирОванные:
1) Места; 2) номера; 3) билеты; 4) машины.
15. Подберите существительное к прилагательному языковАя:
1) Колбаса; 2) система; 3) начинка; 4) нарезка.
Задание 2. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.
Задание 3 . Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.
Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей,
Задание 4. Замените данные слова фразеологизмами. С 1-2 фразеологизмами составьте предложение.
Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.
Задание 5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
У меня сегодня праздное настроение.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Открывая окно, в класс влетел воробей.
Задание 6. Укажите различия в значении следующих слов.
Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.
Как называются такие слова?
Задание 7. Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
Ответ: Актуальный – важный, антракт — перерыв, ситуация — обстановка, лозунг — призыв, миссия — представительство, финал — завершение, эпилог – заключительная часть, имитация — подражание, пролог – вступительная часть.
Задание 8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Март».
Определите его тему, основную мысль.
Найдите и выпишите фразеологизм, подчеркните как член предложения.
Запишите ряд синонимов к словам греет, работа, воздух.
Подберите однокоренные слова к наречию бессильно.
В каком значении употребляется в тексте многозначное слово дело?
Выпишите из текста служебные части речи, укажите их классификацию.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей в середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Настежь все, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник –
Пахнет свежим воздухом навоз.
Ответы
Задание 1. Выберете один правильный ответ. 15 баллов – за каждый правильный ответ1 балл
1 –4
2 -3
3 -4
4 -3
5 -4
6 -4
7 -4
8 -1
9 -4
10 -2
11 -1
12 -1
13 -2
14 -4
15 -2
Задание 2. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь? 12б
Ответ: за каждое правильное слово – 0,5 б, за пословицу — 2 б
Забор
Награда
Армия
Напев
Иностранец
Еда
Спортсмен
Изба
Лодка
Аллегория
(Знание – сила.)
Задание 3 . Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание. 3б
Ответ. Одинаковые окончания имеют следующие слова :
ковров, столов,
степей, ножей, юношей,
Голов, коров, основ.
Задание 4. Замените данные слова фразеологизмами. С 1-2 фразеологизмами составьте предложение. 8 баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.
Ответ. Опытный – собаку съел, плачущий – глаза на мокром месте, молчать – в рот воды набрать, хвалить – петь диферамбы, обманывать – обвести вокруг пальца, исчезать – как сквозь землю провалился.
Задание 5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки, по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)
Ответ 1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.
2)У меня сегодня праздничное настроение.
3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.
4) Через открытое окно в класс влетел воробей.
Задание 6. Укажите различия в значении следующих слов. 10 б
Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, несведущий человек.
Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.
Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.
Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.
Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.
Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Задание 7. Замените заимствованные слова русскими синонимами 9 б, за каждое слово 1 балл
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
Ответ: Актуальный – важный, антракт — перерыв, ситуация — обстановка, лозунг — призыв, миссия — представительство, финал — завершение, эпилог – заключительная часть, имитация — подражание, пролог – вступительная часть.
Задание 8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Март».
Определите его тему, основную мысль.
Найдите и выпишите фразеологизм, подчеркните как член предложения.
Запишите ряд синонимов к словам греет, работа, воздух.
Подберите однокоренные слова к наречию бессильно.
В каком значении употребляется в тексте многозначное слово дело?
Выпишите из текста служебные части речи, укажите их классификацию.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.
Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей в середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!
Настежь все, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник –
Пахнет свежим воздухом навоз.
Ответ: 1
Тема стихотворения Б. пастернака «Март» — весна с ее красотой, силой обновления. 1б
Основная мысль – описание природы, состояние души человека в период возрождения природы. 1б
Фразеологизмы: (греет) до седьмого пота; (дело) кипит в руках 2б
Греет – согревает, нагревает, обогревает, пригревает и др. по 0,2 б за каждое слово
Работа – функционирование, действие, жизнедеятельность.
Воздух – атмосфера, среда.
Бессильно – сильный, усилить, сила, пересилить, обессилеть
Дело – работа, занятие, деятельность.
Служебные части речи: предлоги – в,у,до,к; союзы – и, но, как. 2б
Максимальный балл – 70
МКОУ «НИЖНЕГРИДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОЛИМПИАДА
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
школьный этап
7-8 КЛАССЫ
Составила Полунина
Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Нижнегридинская средняя
общеобразовательная школа»
2015
kopilkaurokov.ru
Всероссийская олимпиада по русскому языку 7 класс школьный этап 2016-2017 год
Предлагаю вам тестовые задания всероссийской олимпиады школьного тура по русскому языку для 7 класса с корректными ответами к ним.
Представленный комплект тренировочных заданий можно применять на уроке в 7 классе, тем самым дав учащимся возможность усвоить и усвоить ранее пройденный материал, а также определить, насколько учащиеся готовы к олимпиаде.
1. В каком ряду все предлоги непроизводные:
- А) на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели
- Б) от дальней горы, из-за тумана, через дорогу
- В) по дороге, ввиду непогоды, с приездом
2. В каком варианте ответа в обоих наречиях пропущена одна и та же буква?
- А) блестящ.., хорош..
- Б) снов.., надолг..
- В) издавн.., занов..
- Г) искос.., дочист..
3. В каком предложении на месте точек пишется ни:
- А) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
- Б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.
- В) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.
- Г) Н.. раз выходил он победителем из боя.
4. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.
- А) Светилась, падая, ракета.
- Б) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
- В) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.
- Г) Замедляя ход, к станции подошел поезд.
5. Какую функцию выполняет план?
- А) определить главную мысль текста
- Б) определить количество абзацев
- В) высказать мысли последовательно, не пропустить важное
- Г) определить неизвестное
6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
- А) К старухе приходила помогать по дому соседская девчонка, по характеру своему угрюмая и всем (не)довольная.
- Б) Женихи Пенелопы даже не подозревали, что (не)кто иной, как сам Одиссей, жестоко отомстит им.
- В) По мнению Вольтера, если драматургу (не)достаёт вкуса и меры, то не стоит заниматься сочинительством.
- Г) В финале трагедии, (не)взирая на все провокации Мефистофеля, ангелы спасают бессмертную сущность Фауста, чья жизнь «в стремлениях прошла».
7. Укажите признаки наречия:
- А) не изменяется ни по числам, ни по лицам
- Б) не изменяется ни по родам, ни по лицам
- В) не изменяется ни по родам, ни по числам
- Г) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по лицам
8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
- А) Слышался (не)прекращающийся шум ливня
- Б) Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.
- В) (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
- Г) Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.
9. В каком ряду все предлоги пишутся слитно:
- А) (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения
- Б) (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток
- В) (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы
10. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
- А) тон…т в воде, увенч…нный
- Б) распиш…шься, перенаправл…нный
- В) движ…тся, муч…мый сомнениями
- Г) покраш…нный, вспомн…вший
11. Какая часть слова отсутствует у деепричастия?
- А) приставка
- Б) суффикс
- В) окончание
- Г) корень
12. От глагола «улыбаться» образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени:
- А) улыбающийся, улыбавшийся
- Б) улыбающийся, улыбнувшийся
- В) улыбавшийся, улыбнувшийся
13. По какому признаку деепричастие схоже с наречием?
- А) не изменяется
- Б) изменяется по родам, падежам, числам
- В) оканчивается на о-е
14. Какая из нижеприведенных частиц служит для выражения сомнения?
- А) лишь
- Б) ли
- В) же
- Г) ни
15. Укажите союз:
- А) что же
- Б) чтобы
- В) что-то
- Г) по
16. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?
- А) запуска…мый
- Б) жела…мый
- В) слыш…мый
- Г) привлека…мый
17. Чем является в предложении «Птицы, поющие в лесу, нарушали тишину» действительное причастие «поющие»?
- А) подлежащим
- Б) определением
- В) дополнением
Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 7 класс
В этой таблице представленны ответы на тесты по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады
Номер задания | Правильный ответ |
1 | Б |
2 | Г |
3 | Б |
4 | В |
5 | В |
6 | Б |
7 | Г |
8 | Г |
9 | А |
10 | Б |
11 | В |
12 | А |
13 | А |
14 | В |
15 | Б |
16 | В |
17 | Б |
disinst.ru
Олимпиада по русскому языку для школьников в 7 классе
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7 классе
Задание №1.
На каком основании согласные буквы русского алфавита разделены на следующие группы:
1. б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч
2. л, м, н, р, с, ф
3. к, х, ш, щ?
Какая согласная буква не вошла ни в одну из данных групп?
Задание №2.
В стихотворении С.Я.Маршака «Быль-небылица» есть строфа:
На белых ведрах вдоль бортов,
На каждой их семерке,
Была фамилия «Багров» —
По букве на ведерке.
Объясните, почему букв в фамилии шесть, а ведерок – семь.
Задание №3.
Назовите как можно больше устаревших слов – названий частей человеческого тела, приведите общеупотребительные синонимы.
Задание №4.
Каково значение и происхождение фразеологического оборота через (в) час по чайной ложке?
Задание №5.
Найдите и исправьте ошибки.
1. Кондуктор попросила: «Оплатите за проезд».
2. «Одень теплую кофточку, на улице прохладно», — предупредила мама дочку.
3. В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение.
Задание №6.
В современном русском языке есть чередование [г]//[ж]//[з], например, друг — дружба – друзья. В настоящее время слово кожа имеет значение «покров тела человека и животных». Учитывая предыдущую информацию, укажите, шкура какого животного первоначально называлась кожей?
Задание №7.
Образуйте от данных прилагательных все возможные степени сравнения.
Краткий, горький, робкий.
Задание №8.
Как можно расставить знаки препинания в предложении Костя рассказывал необычно интересно красочно? Объясните, в чем разница.
Задание №9.
Из какого словаря взята словарная статья? Каково назначение таких словарей? Назовите известные вам подобные словари.
лягушачий, — чья, -чье
лягушачий, -чья, -чье
лягушиный, -я, -ое
лягушка, — и, род. мн. –шек
лягушонок. – нка, мн. –шата, -шат
Задание №10.
Напишите сочинение-миниатюру «Осень звуков».
Ответы к олимпиаде по русскому языку в 7 классе
1. Соответствующий согласный звук + [э] [э] + соответствующий согласный звук Соответствующий согласный звук + [а] Буква й (и краткое) |
По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого 4 б. |
2. До орфографической реформы 1917-1918 годов твердость согласных обозначалась при помощи ъ (ер) | 1 б. |
3. Например, чело — лоб, ланиты — щеки, уста губы, очи — глаза, выя — шея, перси — грудь, перст – палец, десница правая рука, шуйца – левая рука. | По 0,5 б. за устаревшее слово и по 0,5 б. за общеупотребительный синоним. |
Очень медленно. 1 б. Первоначально надпись аптекаря на бутылочках с микстурами, регламентирующая прием лекарства. 1 б. |
2 б. |
5. 1. Кондуктор попросила: «Оплатите проезд (заплатите за поезд)». 1 б. 2. «Надень теплую кофточку, на улице прохладно», — предупредила мама дочку. 1 б. 3. В произведениях Тургенева пейзаж имеет большое значение (играет большую роль). 1 б. |
3 б. |
6. Коза. | 1 б. |
7. Краткий – короче, более короткий, кратчайший, самый короткий. 1 б. Горький – горче и горше, более горький, горчайший, самый горький. 1 б. Робкий – пр.ср.ст.нет, более робкий, пр.пр.ст.нет, самый робкий. 1 б. За ошибки можно снимать десятые балла. |
3 б. |
8. Костя рассказывал необычно: интересно, красочно. Предложение с обобщающим словом и однородными членами. 1 б. Костя рассказывал необычно¸ интересно, красочно. Предложение с однородными челнами. 1 б. |
2 б. |
9. Орфоэпический словарь. 1 б. Назначение — нормирует произношение и ударение слов, образование грамматических форм.1 б. За 1 б. за каждый правильно названный словарь. |
От 2 б. |
10. Понимание темы (3 б.) полнота и глубина содержания (3 б.) Оригинальность раскрытия темы(3 б.) языковое оформление работы (стилевое единство, ясность, точность, выразительность) (3 б.) соблюдение норм орфографии, пунктуации (3 б.) |
15 б. |
school200.ru