cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Всероссийская олимпиада по русскому языку 7 класс школьный этап – 500 Internal Server Error

Олимпиадные задания по русскому языку в 7 классе (Школьный этап)

Школьный этап

Всероссийской олимпиады по русскому языку

2014-15 учебный год

7 класс

(максимальное количество баллов – 50)

Время выполнения – 2 урока.

Задание 1. (0 — 5 баллов)

Расставьте  ударение в словах       

   Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха. 

 Задание 2 (0 – 4 балла)

Какое изобразительное средство, основанное на повторении определённых звуков, использует В.Я. Брюсов в стихотворении «Сухие листья»? Как называется это средство? (2 балла). Какова его роль в данных строках? (2 балла)

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

 Задание 3. (0 — 5 баллов)

Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

      Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, дружить со сверс…никами, непр…одолимый страх, их ровес…ники, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения

Задание 4 (0 – 2 балла)

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

Задание 5 (0 – 8 баллов)

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Задание 6. (0 – 1 балл)

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

Штаны, сени, носилки, иваси.

Задание 7 (0 – 2 балла)

Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

Задание 8 (0 — 5 баллов)

Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

Четверых  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

Задание 9 (0 – 6 баллов)

К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером

Задание 10 (0 – 12 баллов)

Придумайте и запишите продолжение сказки.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

— Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, — вздыхало Небо.

— А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

infourok.ru

Олимпиада по русскому языку 7-8 класс

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2014-2015 учебный год

7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: ,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н

,] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека — по речам.

Конь играет удилами, болтун — языком.

Плохой человек славится озорством, хороший — умом.

Привычка — вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

infourok.ru

Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) по теме: Олимпиада по русскому языку 7 класс

Ответы на задания  олимпиады по русскому языку

7 класс

24 февраля – 24 марта 2012 года

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ: 

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. увлечься, мальчонка, съешьте;
  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ:  4)объедки, уязвить, обжечься.

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ:   интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
  3. Ферт – название буквы Ф.
  4. Кузен – двоюродный брат.
  5. Чело – голова.
  6. Конка – городской транспорт с конной тягой
  7. Челобитная – наказание.
  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

  1. Ветрило –  парус.
  2. Ланиты –  щеки.

     5)  Чело –  лоб.

7)  Челобитная –  письменная просьба в древней Руси с XIV века.

8)Наперсник –  любимец ,пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

(6 б.)

  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

  1. О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

  1. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ:  козел отпущения.

  1. О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ:  семь пятниц на неделе.

  1. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ:  собака на сене.

  1. Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ:  кожа да кости.

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
  1. узы, оковы, путы
  2. воображение, фантазия, вымысел
  3. усердие, одолжение, услуга
  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

 

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме     
  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.
  1. б.)

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;  

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

  1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый верный способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию.
  5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться  ею.

 

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

  1.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева  бесконечной лентой тянется зеленый лес.  К ночи нужно обязательно добраться до села, а  впереди  еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

        Из-за шума ветра мы  совсем  не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

        Через  несколько секунд перекат, свирепо  грохочущий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100

nsportal.ru

Олимпиада по русскому языку — 7 класс

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Школьный этап.

2014-2015учебный год.

7класс

Время проведения-1час.

1.Выберите из следующих слов:

а) слова с ударением на первом слоге; б) слова с ударением на последнем слоге.

Мармелад, августовский, хаос, околесица, документ, жалюзи, тефтели, километр, компас, феномен, газопровод, баловать, издавна, партер, диспансер, позвонит, равенство, торты.

2. Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, какао, каёмка, сиять, союз, статуя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, симметрия, каучук, христианин.

3. Какое языковое явление наблюдается в каламбуре русского поэта 19 века Э. Минаева? Назовите явление и приведите примеры из текста.

В полуденный зной на Сене

Я искал напрасно сени,

Вспомнив Волгу, где, на сене

Лёжа, слушал песню Сени

«Ах вы, сени, мои сени…»

4. Выберите из списка слова, опровергающие утверждения:

А. Корень – это такая часть слова, которая в нём непременно присутствует.

Б. Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова.

В. Приставка, в отличие от суффикса, всегда стоит в начале слова.

Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок.

Объясните свой выбор.

5. Закончите начатые фразы словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

1) Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные… .

2) Пространство с чётко очерченными границами называют… .

3) Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют… .

4) На должность, звание, даже на руку и сердце нужно найти… .

5) Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть… .

Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз…мпляр, тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр…т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент, …гре(с,сс)ия.

6. Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относятся слова: белила, жгут, надел, строй.

Докажите это на примерах.

7. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова: стучать, мыльница, париться, мышка, тормозить.

Попытайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

8.Найдите и исправьте ошибки:

А. Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

Б. И тут Петька рассказал мне атобиографию своего знаменитого деда.

infourok.ru

Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7-8 КЛАССЫ

Задание 1. Выберете один правильный ответ. 15 баллов – за каждый правильный ответ 1 балл

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударныйгласный, выделена ВЕРНО?

1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) НефтепрОвод; 2) газопрОвод; 3) магнитопрОвод; 4) путепрОвод.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись 4) кладовАя.

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Конечно [чн]; 2) скучно [чн]; 3) девичник [чн]; 4) ничто [шт].

7. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Ильинична [чн]; 2) нарочно [чн] 3) нечто [шт]; 4) двоечник [шн].

8. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Шинель [н’]; 2) бизнес [н’]; 3) энергия [н’]; 4) бутерброд [т’].

9. Выберите правильный вариант произношении слова:

1) Антитеза [т’э]; 2) кофе [фэ]; 3) опека [п’о]; 4) декольте [дэ].

10. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’].

11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:

1) Состав; 2) человек; 3) ребенок; 4) танец.

12. Подберите существительное к прилагательному призЫвный:

1) Клич; 2) пункт; 3) возраст; 4) плакат.

13. Подберите существительное к прилагательному развИтые:

1) Страны; 2) локоны; 3) дети; 4) игры.

14. Подберите существительное к прилагательному бронирОванные:

1) Места; 2) номера; 3) билеты; 4) машины.

15. Подберите существительное к прилагательному языковАя:

1) Колбаса; 2) система; 3) начинка; 4) нарезка.

Задание 2. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?

Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.

Задание 3 . Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей,

Задание 4. Замените данные слова фразеологизмами. С 1-2 фразеологизмами составьте предложение.

Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

Задание 5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

  1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

  2. У меня сегодня праздное настроение.

  3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

  4. Открывая окно, в класс влетел воробей.

Задание 6. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называются такие слова?

Задание 7. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Ответ: Актуальный – важный, антракт — перерыв, ситуация — обстановка, лозунг — призыв, миссия — представительство, финал — завершение, эпилог – заключительная часть, имитация — подражание, пролог – вступительная часть.

Задание 8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Март».

Определите его тему, основную мысль.

Найдите и выпишите фразеологизм, подчеркните как член предложения.

Запишите ряд синонимов к словам греет, работа, воздух.

Подберите однокоренные слова к наречию бессильно.

В каком значении употребляется в тексте многозначное слово дело?

Выпишите из текста служебные части речи, укажите их классификацию.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей в середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!

Настежь все, конюшня и коровник.

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник –

Пахнет свежим воздухом навоз.

Ответы

Задание 1. Выберете один правильный ответ. 15 баллов – за каждый правильный ответ1 балл

1 –4

2 -3

3 -4

4 -3

5 -4

6 -4

7 -4

8 -1

9 -4

10 -2

11 -1

12 -1

13 -2

14 -4

15 -2

Задание 2. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь? 12б

Ответ: за каждое правильное слово – 0,5 б, за пословицу — 2 б

Забор

Награда

Армия

Напев

Иностранец

Еда

Спортсмен

Изба

Лодка

Аллегория

(Знание – сила.)

Задание 3 . Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание. 3б

Ответ. Одинаковые окончания имеют следующие слова :

ковров, столов,

степей, ножей, юношей,

Голов, коров, основ.

Задание 4. Замените данные слова фразеологизмами. С 1-2 фразеологизмами составьте предложение. 8 баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.

Ответ. Опытный – собаку съел, плачущий – глаза на мокром месте, молчать – в рот воды набрать, хвалить – петь диферамбы, обманывать – обвести вокруг пальца, исчезать – как сквозь землю провалился.

Задание 5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки, по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

Ответ 1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

2)У меня сегодня праздничное настроение.

3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

Задание 6. Укажите различия в значении следующих слов. 10 б

  1. Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный, несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Задание 7. Замените заимствованные слова русскими синонимами 9 б, за каждое слово 1 балл

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

Ответ: Актуальный – важный, антракт — перерыв, ситуация — обстановка, лозунг — призыв, миссия — представительство, финал — завершение, эпилог – заключительная часть, имитация — подражание, пролог – вступительная часть.

Задание 8. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Март».

Определите его тему, основную мысль.

Найдите и выпишите фразеологизм, подчеркните как член предложения.

Запишите ряд синонимов к словам греет, работа, воздух.

Подберите однокоренные слова к наречию бессильно.

В каком значении употребляется в тексте многозначное слово дело?

Выпишите из текста служебные части речи, укажите их классификацию.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей в середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!

Настежь все, конюшня и коровник.

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник –

Пахнет свежим воздухом навоз.

Ответ: 1

Тема стихотворения Б. пастернака «Март» — весна с ее красотой, силой обновления. 1б

Основная мысль – описание природы, состояние души человека в период возрождения природы. 1б

Фразеологизмы: (греет) до седьмого пота; (дело) кипит в руках 2б

Греет – согревает, нагревает, обогревает, пригревает и др. по 0,2 б за каждое слово

Работа – функционирование, действие, жизнедеятельность.

Воздух – атмосфера, среда.

Бессильно – сильный, усилить, сила, пересилить, обессилеть

Дело – работа, занятие, деятельность.

Служебные части речи: предлоги – в,у,до,к; союзы – и, но, как. 2б

Максимальный балл – 70

МКОУ «НИЖНЕГРИДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОЛИМПИАДА

ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

школьный этап

7-8 КЛАССЫ

Составила Полунина

Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Нижнегридинская средняя

общеобразовательная школа»

2015

kopilkaurokov.ru

Всероссийская олимпиада по русскому языку 7 класс школьный этап 2016-2017 год

Предлагаю вам тестовые задания всероссийской олимпиады школьного тура по русскому языку для 7 класса с корректными ответами к ним.

Представленный комплект тренировочных заданий можно применять на уроке в 7 классе, тем самым дав учащимся возможность усвоить и усвоить ранее пройденный материал, а также определить, насколько учащиеся готовы к олимпиаде.

1. В каком ряду все предлоги непроизводные:

  • А) на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели
  • Б) от дальней горы, из-за тумана, через дорогу
  • В) по дороге, ввиду непогоды, с приездом

2. В каком варианте ответа в обоих наречиях пропущена одна и та же буква?

  • А) блестящ.., хорош..
  • Б) снов.., надолг..
  • В) издавн.., занов..
  • Г) искос.., дочист..

3. В каком предложении на месте точек пишется ни:

  • А) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
  • Б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.
  • В) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.
  • Г) Н.. раз выходил он победителем из боя.

4. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

  • А) Светилась, падая, ракета.
  • Б) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
  • В) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.
  • Г) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

5. Какую функцию выполняет план?

  • А) определить главную мысль текста
  • Б) определить количество абзацев
  • В) высказать мысли последовательно, не пропустить важное
  • Г) определить неизвестное

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) К старухе приходила помогать по дому соседская девчонка, по характеру своему угрюмая и всем (не)довольная.
  • Б) Женихи Пенелопы даже не подозревали, что (не)кто иной, как сам Одиссей, жестоко отомстит им.
  • В) По мнению Вольтера, если драматургу (не)достаёт вкуса и меры, то не стоит заниматься сочинительством.
  • Г) В финале трагедии, (не)взирая на все провокации Мефистофеля, ангелы спасают бессмертную сущность Фауста, чья жизнь «в стремлениях прошла».

7. Укажите признаки наречия:

  • А) не изменяется ни по числам, ни по лицам
  • Б) не изменяется ни по родам, ни по лицам
  • В) не изменяется ни по родам, ни по числам
  • Г) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по лицам

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) Слышался (не)прекращающийся шум ливня
  • Б) Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.
  • В) (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
  • Г) Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.

9. В каком ряду все предлоги пишутся слитно:

  • А) (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения
  • Б) (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток
  • В) (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы

10. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

  • А) тон…т в воде, увенч…нный
  • Б) распиш…шься, перенаправл…нный
  • В) движ…тся, муч…мый сомнениями
  • Г) покраш…нный, вспомн…вший

11. Какая часть слова отсутствует у деепричастия?

  • А) приставка
  • Б) суффикс
  • В) окончание
  • Г) корень

12. От глагола «улыбаться» образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени:

  • А) улыбающийся, улыбавшийся
  • Б) улыбающийся, улыбнувшийся
  • В) улыбавшийся, улыбнувшийся

13. По какому признаку деепричастие схоже с наречием?

  • А) не изменяется
  • Б) изменяется по родам, падежам, числам
  • В) оканчивается на о-е

14. Какая из нижеприведенных частиц служит для выражения сомнения?

  • А) лишь
  • Б) ли
  • В) же
  • Г) ни

15. Укажите союз:

  • А) что же
  • Б) чтобы
  • В) что-то
  • Г) по

16. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?

  • А) запуска…мый
  • Б) жела…мый
  • В) слыш…мый
  • Г) привлека…мый

17. Чем является в предложении «Птицы, поющие в лесу, нарушали тишину» действительное причастие «поющие»?

  • А) подлежащим
  • Б) определением
  • В) дополнением

Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 7 класс

В этой таблице представленны ответы на тесты по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады

Номер заданияПравильный ответ
1Б
2Г
3Б
4В
5В
6Б
7Г
8Г
9А
10Б
11В
12А
13А
14В
15Б
16В
17Б


disinst.ru

Олимпиада по русскому языку для школьников в 7 классе

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7 классе

Задание №1.

На каком основании согласные буквы русского алфавита разделены на следующие группы:

1. б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч

2. л, м, н, р, с, ф

3. к, х, ш, щ?

Какая согласная буква не вошла ни в одну из данных групп?

Задание №2.

В стихотворении С.Я.Маршака «Быль-небылица» есть строфа:

На белых ведрах вдоль бортов,

На каждой их семерке,

Была фамилия «Багров» —

По букве на ведерке.

Объясните, почему букв в фамилии шесть, а ведерок – семь.

Задание №3.

Назовите как можно больше устаревших слов – названий частей человеческого тела, приведите общеупотребительные синонимы.

Задание №4.

Каково значение и происхождение фразеологического оборота через (в) час по чайной ложке?

Задание №5.

Найдите и исправьте ошибки.

1. Кондуктор попросила: «Оплатите за проезд».

2. «Одень теплую кофточку, на улице прохладно», — предупредила мама дочку.

3. В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение.

Задание №6.

В современном русском языке есть чередование   [г]//[ж]//[з], например,  друг — дружба – друзья.  В настоящее время слово кожа имеет значение «покров тела человека и животных». Учитывая предыдущую информацию, укажите, шкура какого животного первоначально называлась кожей?

Задание №7.

Образуйте от данных прилагательных все возможные степени сравнения.

Краткий, горький, робкий.

Задание №8.

Как можно расставить знаки препинания в предложении Костя рассказывал необычно интересно красочно? Объясните, в чем разница.

Задание №9.

Из какого словаря взята словарная статья? Каково назначение таких словарей? Назовите известные вам подобные словари.

лягушачий, — чья, -чье

лягушачий, -чья, -чье

лягушиный, -я, -ое

лягушка, — и, род. мн. –шек

лягушонок. – нка, мн. –шата, -шат

Задание №10.

Напишите сочинение-миниатюру «Осень звуков».

Ответы к олимпиаде по русскому языку в 7 классе

1. Соответствующий согласный звук + [э]

[э] + соответствующий согласный звук

Соответствующий согласный звук + [а]

Буква й (и краткое)

По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого 4 б.
2. До орфографической реформы 1917-1918 годов твердость согласных обозначалась при помощи ъ (ер) 1 б.
3. Например, чело — лоб, ланиты — щеки, уста  губы, очи — глаза, выя — шея, перси — грудь, перст – палец, десница  правая рука, шуйца – левая рука. По 0,5 б. за устаревшее слово  и по 0,5 б. за общеупотребительный синоним.

Очень медленно. 1 б.

Первоначально надпись аптекаря на бутылочках с микстурами, регламентирующая прием лекарства.  1 б.

2 б.

5. 1. Кондуктор попросила: «Оплатите проезд (заплатите за поезд)». 1 б.

2. «Надень теплую кофточку, на улице прохладно», — предупредила мама дочку. 1 б.

3. В произведениях Тургенева пейзаж имеет большое значение (играет большую роль). 1 б.

3 б.
6. Коза. 1 б.

7. Краткий – короче, более короткий, кратчайший, самый короткий. 1 б.

Горький – горче и горше, более горький, горчайший, самый горький. 1 б.

Робкий – пр.ср.ст.нет, более робкий, пр.пр.ст.нет, самый робкий. 1 б.

За ошибки можно снимать десятые балла.

 3 б.

8. Костя рассказывал необычно: интересно, красочно.

Предложение с обобщающим словом и однородными членами.

1 б.

Костя рассказывал необычно¸ интересно, красочно.

Предложение с однородными челнами. 1 б.

2 б.

9. Орфоэпический словарь. 1 б.

Назначение —  нормирует произношение и ударение слов, образование грамматических форм.1 б.

За 1 б. за каждый правильно названный словарь.

От 2 б.

10.

Понимание темы (3 б.)

полнота и глубина содержания (3 б.)

Оригинальность  раскрытия темы(3  б.)

языковое оформление работы (стилевое единство, ясность, точность, выразительность) (3 б.)

соблюдение норм орфографии, пунктуации (3 б.)

15 б.

school200.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *