cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Все о прилагательном 7 класс – Подборка правил: имя прилагательное

Содержание

Прилагательное

Значение и грамматические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?

Примечание. Под признаком в грамматике принято понимать свойства, принадлежность, количества и тд., характеризующие предметы.

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся. Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные). В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого. Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.

Качественные прилагательные.

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

Качественные прилагательные обозначают признак предмета по:

  • форме (прямой, угловатый)
  • размеру (узкий, низкий)
  • цвету (красный, лимонный)
  • свойству (прочный, вязкий)
  • вкусу (горький, соленый)
  • весу (тяжелый, невесомый)
  • запаху (пахучий, ароматный)
  • температуре (теплый, прохладный)
  • звуку (громкий, тихий)
  • общей оценке (важный, вредный)
  • и др.

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы. Полная форма изменяется по падежам, числам и родам. Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые. Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме:

горазд, рад, должен, надобен. Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами, обозначающие высокую степень признака, и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл).

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.

Сравнительная степень. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак появляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

Превосходная степень. Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому — либо признаку.

Относительные прилагательные.

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов. Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).

Относительные прилагательные обозначают:

  • материал (деревянная ложка, глиняный горшок)
  • количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом)
  • место нахождения (речной порт, степной ветер)
  • время (прошлогодний план, январские морозы)
  • назначение (стиральная машина, пассажирский поезд)
  • вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план)
  • и др.

Притяжательные прилагательные.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего — либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая и полная форма; 2) У всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род. III. Синтаксическая роль.



Другие заметки по русскому языку и литературе

edu.glavsprav.ru

Урок русского языка в 7 классе «Имя прилагательное»

7 класс. Урок русского языка.

Учитель

Тема урока: «Имя прилагательное».

Цели: 1. Повторять и обобщать знания об имени существительном и об имени

    прилагательном как части речи;

2. Тренировать умение распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать

    их связь с именами существительными;

3. Формировать орфографическую зоркость;

4. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и

    письменной речи;

5. Развитие логического мышления, памяти, произвольности внимания,

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: схемы «Имя существительное» и «Имя прилагательное», карточки

Ход урока:

1. Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания:

Чтение текста. Выделить в тексте имена существительные

3. Объяснение нового материала:

А) Слово учителя

                        Работа по теме урока.

1)Повторение

-Что такое имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Для чего нужны имена прилагательные?

(для точного описания предмета)

2)Прочитайте имена прилагательные  Давайте попробуем точно описать лес.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, белый, свежий, серый.

1 вариант. Из слов выберите прилагательные, описывающие зимний лес

2 вариант. Выберите прилагательные, описывающие     весенний лес.

3) Работа над пословицей.

Зимой снег глубокий- летом хлеб высокий.

-Какую часть речи уточняют имена прилагательные?

-Что мы описываем с помощью прилагательных?

(форму, цвет, размер, вкус)

4)К прилагательным подберите существительные.

Интересная, библиотечная, любимая…

Хитрая, рыжая, пушистая…

Вкусный, шоколадный, свежий…

Морозный, ясный, зимний…

Весенний, звонкий, говорливый…

Шелковое, красивое, длинное…

5) Какое прилагательное лишнее?

Яблоко спелое, зеленая, сладкое.

Морковь оранжевая, вкусная, длинное.

-Что надо сделать, чтобы написать окончание правильно?

6) Составьте словосочетания(прилагательное + существительное)

(задание на карточках)

Заяц, дорожка, зимний, крепкий, робкий, лед, сосновые, лес, шишки, снежная

-Найдите словосочетание, в котором существительное и прилагательное стоят во множественном числе?

7) Поставьте прилагательное во множественное число, измените окончания в словах в предложении.

 Летит по небу пушистое облако.

Мчится на коньках смелый мальчик.

Бегает под снегом полевая мышь.

8) Что такое антонимы? Подберите  антонимы к словам.

Низкий, веселый, белый, холодный

Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам.

Бросать, опрятный.

 Учитель:

 А теперь давайте сделаем вывод, какова же роль имён прилагательных в нашей речи. (Имена прилагательные делают нашу речь более художественной, красочной, напевной, яркой и выразительной)

сейчас нам предстоит трудная задача, найти каждому прилагательному пару, подходящее по смыслу имя существительное

Белый                                синее                                добрый

большое                         маленькие                        красивые

тяжёлая                         доброта                         прохладное

синева                               сладкая                         душистая

тёплые                        громкий                        лёгкий

узкая                                отзывчивый                      белизна

(в каждом варианте помимо имён прилагательных есть и имена существительные, называющие признак предмета)

Учитель: Докажите, что слова синева, доброта, белизна – имена существительные. (называют основные признаки имён существительных: отвечают на вопрос что?, называют признаки предметов и качество).

Учитель: Но имена прилагательные тоже обозначают признаки предметов, значит, какой грамматический признак, из перечисленных вами, поможет нам различать имена существительные, называющие признак предмета, и имена прилагательные, обозначающие признак предмета? ( что они отвечают на разные вопросы)

Учитель: Итак, мы только что сказали, что имена прилагательные обозначают признаки предметов. Перечислите, пожалуйста, эти признаки. 

По цвету;

По запаху;

По величине;

По весу;

По звуку;

По температуре;

По размеру;

По характеру и т.д. (Каждый ответ должен сопровождаться примерами)

X. Развитие речи. 

Чтение текста. Нахождение в нем прилагательных , перечислить их признаки

XII. Домашнее задание.

Выписать из данного текста прилагательные, записать их признаки.

XIII. Итог урока

— Понравился ли сегодняшний урок?

— Что нового вы на нём узнали?

infourok.ru

Глава 8. Морфология. Имя прилагательное

В данной главе:

§1. Общая характеристика имени прилагательного

Имя прилагательное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «признак предмета».
 К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
  • изменяемые – падеж, число,  в единственном числе — род.

3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных – определение, у кратких форм качественных прилагательных – часть составного именного сказуемого.

 

§2. Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые).  Так, к примеру, прилагательное сладкий — это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе — в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной — сравнительной — превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще — сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания,
менее сладкий — сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием  менее + сладкий
сладок — краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе) выражены окончаниями: сладкий, сладкому, сладкие, сладкая и т.п.

 

 

§3. Разряды прилагательных по значению

В зависимости от характера значения имена прилагательные делятся на:

  • качественные: большой, маленький, хороший, плохой, весёлый, грустный,
  • относительные: золотой, завтрашний, лесной, весенний,
  • притяжательные: лисий, волчий, папин, мамин, отцов.

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такие признаки, которые могут быть выражены в бо´льшей или ме´ньшей степени. Отвечают на вопрос: Какой?
У них есть: 

  • полные и краткие формы: хороший – хорош, весёлый — весел 
  • степени сравнения: маленький – меньше – наименьший и самый маленький.

Большинство качественных прилагательных — непроизводные слова. Основы качественных прилагательных – производящие основы, от которых легко образуются наречия: плохо ← плохой, грустный ← грустно.
Значения качественных прилагательных таково, что большинство из них  вступают в отношения

  • синонимии: большой, крупный, огромный, громадный   
  • антонимии: большой – маленький.

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные соотносятся по значению со словами, от которых они образованы.Поэтому они так названы.  Относительные прилагательные – это  всегда производные слова: золотой←золото, завтрашний←завтра, лесной←лес, весенний←весна. Признаки, выражаемые относительными прилагательными, не имеют разных степеней интенсивности. У этих прилагательных не бывает степеней сравнения, а также полных и кратких форм. Отвечают на вопрос: Какой?

Притяжательные прилагательные

Эти прилагательные выражают идею принадлежности. Они в отличие от качественных и относительных прилагательных отвечают на вопрос: Чей? Притяжательные прилагательные не имеют степеней сравнения, а также полных и кратких форм.
Суффиксы притяжательных прилагательных: лисий — -ий- [ий’], мамин — -ин-, синицин – [ын], отцов — -ов-, Сергеев -ев-.
Набор окончаний у притяжательных прилагательных особый. Даже из приведённых примеров видно, что в начальной форме (им.п., ед.ч., м.р.) у них нулевое окончание, в то время как у других прилагательных – окончания -ый, -ий, -ой. 

Формы им.п. и в.п. притяжательных прилагательных ед. и мн.ч., как у существительных, а остальные — как у прилагательных:

Единственное число

Им.п. ж.р. — а : мамина, лисья, м.р.-   : ,мамин, лисий  ср.р. – о, е: мамино, лисье.

Род.п. ж.р. – ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. — ого, его: маминого, лисьего.

Дат.п. ж.р. – ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. – ому,ему: маминому, лисьему.

Вин.п. ж.р. — у,ю : мамину, лисью, м.р. и ср. р. – как им.п. или р.п.

Тв.п. ж.р. – ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. — ым, им: маминым, лисьим.

П.п. ж.р. — ой, ей : маминой, лисьей, м.р. и ср.р. — ом, ем: мамином, лисьем.

Множественное число

Им.п.  – ы, и: мамины, лисьи.

Род.п. – ых, их: маминых, лисьих.

Дат.п. – ым, им: маминым, лисьим.

Вин.п. – как им.п. или в.п.

Тв.п. – ыми, ими: мамиными, лисьими.

П.п. – ых, их: маминых, лисьих.

Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Такие переходы обусловлены особенностями контекста и связаны, как правило, с использованием прилагательных в переносных значениях. Примеры: 

  • лисья нора — притяжательное прилагательное, а лисья хитрость — относительное (не принадлежит лисе, а как у лисы)
  • горькое лекарство — качественное прилагательное, а горькая правда — относительное (соотносится с горечью)
  • лёгкая сумка — качественное прилагательное, а лёгкая жизнь — относительное (соотносится с лёгкостью)
     

§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные имеют обе формы: и полную, и краткую.
В полной форме они склоняются, т.е. изменяются по числам, по родам (в ед.ч.) и по падежам. Полные прилагательные в предложении могут быть определением или частью составного именного сказуемого.

Поздней ночью они вышли из дома.

Поздний —  качественное прилагательное, положит. степень, полное, в форме ед.ч., ж.р., тв.п. 

В краткой форме  прилагательные не склоняются. Они не изменяются по падежам. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам (в ед.ч.). Краткие формы прилагательных в предложении обычно бывают частью составного именного сказуемого.

Девочка больна.

Больна — качественное прилагательное, положит. степень, краткая форма, ед.ч., ж.р. В современном языке в роли определений краткие прилагательные бывают в устойчивых лексических сочетаниях, например: красна девица, средь бела дня.

Не удивляйтесь:

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд.  

Относительные  и притяжательные прилагательные имеют только полную форму. Обратите внимание: у притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- в им.п. совпадающей с ним формой  в.п. окончание — как в кратких формах.

 

§5. Степени сравнения

Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.

  • Положительная — это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.
  • Сравнительная  определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.
  • Превосходная  выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.

Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выше, веселее, высочайший, веселейший, либо с помощью слов: более, менее, самый.  Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:

  • простыми формами: выше, высочайший,
  • составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.

Среди простых форм в русском языке, как и вдругих языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы.

Примеры:

  • хороший, плохой — положительная степень
  • лучше, хуже — сравнительная степень
  • лучший, худший — превосходная степень 

Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по разному:

  • Сравнительная степень (простая): выше, ниже — не изменяется.
  • Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими — изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе — по родам.
  • Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим — изменяется по падежам, числам, а в единственном числе — по родам, т.е. как в положительной степени.
  • Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие — оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе — по родам, т.е. как в положительной степени.

Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:

Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше, а теперь выше Иван. 

Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:

Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребята, были более взрослыми, чем я думала. 
Я обратилась к самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке. 

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли имя прилагательное самостоятельной частью речи?
  2. Какие прилагательные могут выражать признаки, выражаемые в большей или меньшей степени?
    • Качественные
    • Относительные
    • Притяжательные
  3. Для каких прилагательных характерны лексические отношения синонимии и антонимии?
    • Для качественных
    • Для относительных
    • Для притяжательных
  4. Являются ли относительные прилагательные производными?
  5. У каких полных прилагательных набор окончаний особенный?
    • У качественных
    • У относительных
    • У притяжательных
  6. Изменяются ли прилагательные в полной форме по падежам?
  7. Для каких форм прилагательных характерна синтаксическая роль определения?
    • Для полных
    • Для кратких
  8. Все ли прилагательные изменяются по падежам?
  9. Все ли прилагательные изменяются по родам?
  10. Изменяются ли прилагательные в превосходной степени по падежам?
  11. Могут ли сравнительная или превосходная степени выражаться одним словом?
  12. Могут ли прилагательные переходить из одного разряда по значению в другой?
Правильные ответы:
  1. Да
  2. Качественные
  3. Для качественных
  4. Да
  5. У притяжательных
  6. Да
  7. Для полных
  8. Не все
  9. Не все
  10. Да
  11. Да
  12. Да

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Имя прилагательное как часть речи (7 класс)

Открытый урок русского языка

по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, показать роль его в речи, связь с именем существительном.

Задачи

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 — А теперь давайте улыбнёмся друг другу

С хорошим настроением приступим к работе.

Вступительное слово учителя.

Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Отгадка поможет нам узнать тему урока.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

— О какой части речи мы сегодня будем говорить? (об имени прилагательном)

II. Словарная работа

Учитель.

— Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Учитель диктует: Имя прилагательное как часть речи)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словарными словами. Данные слова зашифрованы в ребусах, которые вам необходимо разгадать.

Бандеро́ль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) —само почтовое отправление в бумажной обёртке, которое может содержать печатные издания (книги, журналы, газеты), деловые бумаги, рукописи, фотографии.

ПИАНИ́НОмузыкальный инструмент.

Швеяработница, занимающаяся шитьём одежды.

КАФЕ́ (франц. cafe) — заведение, в котором подают кофе, шоколад, какао и кондитерские изделия.

Придумайте и запишите одно предложение с любым словарным словом.

III Изучение новой темы.

— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Речь.

Мы продолжаем путешествие по стране Речь.

Каких жителей этой страны мы уже знаем?

Имя существительное и имя прилагательное

Что вы знаете о имени существительном?

Сегодня мы закрепим ваши знания о имени прилагательном.

(Раскрашивание картинок)

Что такое имя прилагательное? Дайте определение.

Игра «Кто больше». Кто больше подберет прилагательных.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке…

Сказка:

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Вместе – служба, вместе – дружба!

— А теперь, ребята, посмотрите на слайд: перед вами стихотворение Афанасия Фета. Давайте прочтем его и найдем имена прилагательные. Спишите стихотворение и подчеркните имена прилагательные.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Чтоб рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные. 

Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь более яркой, красивой и выразительной.

Фонематическая физкультминутка

  1. За – за – за – у мамы добрые глаза.

  2. Ра – ра – ра – у нас с братом дел гора.

  3. Иш – иш – иш – это наш малыш.

  4. Ца – ца – ца – растет груша у крыльца.

  5. Чок – чок – чок – зеленый кабачок.

  6. Щи – щи – щи – из капусты варим щи.

  7. Гу – гу – гу – ландыши на берегу.

  8. Ой – ой – ой – поиграй со мной.

Ребята, скажите, изменяются ли имена прилагательные? Да.

А как они изменяются? По родам, числам и падежам.

Имена прилагательные изменяются по числам: деревянный дом (единственное число) — деревянные дома (множественное число).

Задание. Определить число прилагательных.

Деревья (какие?) зеленые – мн. ч, солнце (какое?) ясное – ед. ч, воздух (какой?) чистый – ед. ч, дни (какие?) зимние – мн. ч, ветер (какой?) теплый – ед. ч.

Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Для этого нам необходимо действовать по алгоритму.

При разборе прилагательного вам необходимо действовать по алгоритму:

  1. Определить главное слово.

  2. Поставить вопрос от существительного.

  3. Определить род прилагательного (по роду существительного или по вопросам какой? какая? Какое?).

Имена прилагательные в форме единственного числа изменяются по родам.

Имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!

Задание. Определи род прилагательных.

кислый щавель — мужской род, кислая капуста — женский род,

кислое яблоко — средний род;

день сырой – м.р, ночь сырая – ж.р, утро сырое – ср.р;

веселый ребенок – м.р, веселая малышка – ж.р, веселое дитя – ср.р

Физкультминутка

Дети повторяют за учителем:

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Задание: измените словосочетание хорошая погода по падежам.

И.п. какая? хорошая погода                                    

Р.п.  какой? хорошей погоды                                                                

Д.п.  какой? хорошей погоде                                                             

В.п.  какую? хорошую погоду                                                            

Т.п.  какой? хорошей погодой                                                           

П.п. о какой? о хорошей погоде    

Вывод: Что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

IV. Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 84 №111.

V. Подведение итогов

О чем мы с вами говорили на уроке? (имя прилагательное изменяется по родам и числам, зависит от имени существительного; имена прилагательные украшают, уточняют речь, помогают нарисовать словами картину.)

Имя прилагательное- это_______________________________

Обозначает_____________________________________________

Отвечает на вопросы ____________________________________

Изменяется_____________________________________________

Согласовано с___________________________________________

VI. Домашнее задание

Стр. 85 №112

infourok.ru

Открытый урок по русскому языку на тему «Краткие и полные прилагательные» (7 класс)

КГУ «Средняя общеобразовательная школа имени Акана Нурманова»

Тема урока:

Краткие и полные прилагательные

7 класс

Учительница русского языка:

Абдигали Ардак Нурсултановна.

2016 учебный год

Русская речь

Тема урока: Краткие и полные прилагательные

Цель:

-дать понятия полных и кратких прилагательных;

-содейсвовать развитию уметь различать полные и краткие прилагательные;

-освоить важность кратких прилагательных в предложениях;

-выучить правила написания кратких прилагательных.

Тип урока: образователшьно-воспитательный

Метод урока: пятиштишие

Форма работы: индивидуальная, коллективная;

Оборудование: интерактивная доска,схемы, семантическая карта, перфокарта.

Ход урока

І. Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы жив(м в одом краю –

Всех я вас приветствую. (Т.Сикачева)

Сегодня ребята, ваши ответы будут оцениваться по этим жетонам.

Голубой – «5», красный – «4», желтый – «3».

Эти цвета какие прилагательные? (качественные).

ІІ. Введение в тему.

Учитель: Назовите выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются.

Дети: Золотое, голубое, вольный, маленький. Это имина прилагательные.

Учитель: Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

-Имина прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

-В предложении имена прилагательные чаще всего являются оприделениями, а иногда — бывают сказуемым.

-По значению имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

ІІІ.Опрос домошнего задания.

Найдите определение понятиям

Качественные прилагательные

Обозначают принадлежность

чего – либо лицу или животному.

Относительные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете большей или меньшей степени

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть большей или меньшей степени, он постоянный.

А теперь примеры приведём к этим прилагательным. Какому разряду относятся эти прилагательные?

Семантическая карта

ІҮ. Новая тема.

Знакомство с краткой формой качественных прилагательных.

  1. Качественные прилагательные

Полную краткую

Лёгкий Лёгок

Точный Точен

Умный Умён

Добрый Добр

  1. Относительные прилагательные

полную форму

стальной

школьный

шерстяной

деревянный

вечерний

зимний

  1. Притяжательные прилагательные в разных падежах могут иметь

Полную краткую

К маминому платью К мамину платью

Ү. Закрепление темы.

Работа по учебнику. Выполним упражнение.

503. Прочитайте отрывок из сказки «Заработанный рубль». Как вы думаете, чем она закончилась? Выпишите краткие прилагательные, определите их род.

Жил на свете кузнец. И был у него сын, да такой лентяй!

Но вот состарился его отец, чует – смерть близка. Позвал он сына и говорит ему:

-Уж не знаю, в кого ты такой ленивый уродился. Я всю жизнь с работой был дружен, своими руками всё хозяйство нажил, а ты даже рубля заработать не можешь.

-Но рубль заработать не велико дело, — говорит сын.

-Что ж, поди заработай, — говорит отец.

496. Образуйте краткие прилагательные от следующих полных по образцу. Поставьте ударение.

498. Спишите, вставляя пропущенные окончания кратких прилагательных.

1) Дружба крепка не лестью, правдой и честью. 2) Дерево дорого плодами, а человек делами. 3) Долог день до вечера, коли делать нечего. 4) Красна птица пером, а человек умом. 5) Не та дружба сильна, что в словах заключена.

ҮІ. Физминутка. Давайте теперь разомнёмся. Разминка для рук и ног.

Полный прилагательные

(сесть)

Кратки прилагательные

(встать и помахать руками)

Краткий

Красив

Жёсткий

Краток

Красный

Высок

Высокий

Могуч

Сильный

Селён

Могучий

темна

Тёмный

Жестка

Лёгкий

Лёгок

Белый

Бел

Умный

Добр

Добрый

Молод

Молодой

Умён

ҮІІ.Задание творческого характера.

Составим пятистишия. Я вам предлагаю слово «Привет», « Солнце», «Праздник».

Пятистишия

1.Существительные

2.Прилагательные

3.Глагол

4.Предложение

5.Синоним

Слово «Привет»

  1. Привет

  2. Вежливый, добрый

  3. Говорить, сказать

  4. Твой привет мне очень дорог.

  5. Здравствуй

Слово «Солнце»

1.Солнце

2.Яркий, светлый

3.Светить, восходит

4.Доброе солнце смеётся

5.Свет

Слово «Праздник»

1.Праздник

2.Веселый, интересный

3.Встречает, ждут

4.У нас сегодня праздник – Наурыз

5.Вечер

Перфокарта

Снежная равнин .

Бурн река.

ҮІІІ. Итоги урока:

Ребята, наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, нап

исанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

ІХ. Домашняя задания.

499. Запишите краткие формы имён прилагательных. Поставьте ударение и прочитайте вслух.

Х. Выстовление оценки.

infourok.ru

Конспект по русскому языку на тему «Имя прилагательное» (7 класс)

Тема: Имя прилагательное — как часть речи.

Цель: повторить и закрепить знания о имени прилагательном,

как о части речи. Коррекция: устной и письменной речи

на основе зрительного и слухового восприятия.

Оборудование: таблицы, карточки, раздаточный материал.

Ход урока.

— Почему?

— К какой части речи относится?

  1. Робота по теме урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Отгадывание загадки.

— Послушайте загадку и скажите, про какого зверя говорится в ней.

Этот зверь лесной, дикий, хищник. Шерсть у него густая, рыжая. Хвост пушистый. Морда узкая. Слух чуткий. Походка осторожная. В сказках зверя называют плутоватым, хитрым, коварным.

— Кто это?

— Какие слова помогли вам узнать, что это лиса?

— Какой части речи принадлежат эти слова?

Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопрос какой? Какая? Какие? Обозначает признак предмета.

Вечный спутник имени существительного. Если мы произнесем слово «звонкий», то наша мысль будет искать предмет (существительное), к которому оно относится: звонкий голос, звонкий ручей, звонкий звонок.

  1. Работа с предметами.

Описать какой.

  1. Грамматические категории.

А вот в древности не было имен прилагательных. Употребляли два существительных: «красна-девица», «камень-хлеб», «рать-сила», чтобы описать существительное. А потом выделились имена прилагательные, да еще взяли у имен прилагательных род, число, падеж.

Разбирать имена прилагательные, правильно употреблять их в устной и письменной речи вам поможет знание грамматических категорий этой части речи.

  1. Работа в тетради.

Выборочный диктант.

Душистая, ласковы, тихие, осенняя, дыхание, бабье,

красивый, яркий, сильная, косой, молодые.

  1. Работа с упражнением

Упр. 109 стр. 82

Разбор упражнения.

Запись в тетради.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление

  1. Зрительный диктант.

Какое над нами небо?

Высокое или низкое?

Какое над нами небо?

Далёкое или близкое?

  1. Словарная работа.

Ласковое солнце, горячий хлеб, последнее стекло, осенняя непогода, узкий лаз, вянущая трава, ядовитые поганки, пуговицы летнего пальто.

  1. Итог урока.

— Чем занимались на уроке?

Оценки

  1. Задание на дом.

Правило. Упр. 108 стр.81

infourok.ru

Имя прилагательное как часть речи. Русский язык, 6 класс: уроки, тесты, задания.

1. Степени сравнения имён прилагательных

Сложность: среднее

3
2. Краткие прилагательные

Сложность: среднее

3
3. Форма простой сравнительной степени

Сложность: среднее

2
4. Правильная форма превосходной степени

Сложность: среднее

3
5. Простая сравнительная и простая превосходная степени прилагательного

Сложность: среднее

3
6. Речевые стили

Сложность: сложное

3
7. Культура речи

Сложность: сложное

3
8. Краткая форма имён прилагательных

Сложность: сложное

3

www.yaklass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *