Уроки литературы 7 класс меркин – РАЗРАБОТКИ УРОКОВ — Личный сайт Бурлуцкой Елены Александровны
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ — Личный сайт Бурлуцкой Елены Александровны
Разработки уроков соответствуют рабочей программе, составленной на основе авторской программы Г.С.Меркина. 2 часа в неделю.
Урок 6. Песни свадебные, лирические, лиро-эпические.
Урок 7. Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Урок 8. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове.
Урок 9. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Урок 10. Р/р. Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях». Подготовка к домашнему сочинению на тему «Слава науке».
Урок 11. Краткие сведения о Г.Р.Державине. Стихотворение «Властителям и судиям».
Урок 13. Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.
Урок 14. Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.
Урок 15. А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».
Урок 16. А.С.Пушкин «Туча». Аллегорический смысл образов стихотворения.
Урок 17. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С.Пушкина.
Урок 18. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.
helena1.jimdo.com
Конспект урока литературы в 7 классе «Вводный урок» Г.С. Меркин
Тема: «Вводный урок. Изучение литературы в курсе 7 класса» 02.09.15.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Выявить уровень литературного развития обучающихся 7 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;
Сформировать понимание необходимости изучения литературы;
Развивать творческие способности обучающихся;
Воспитывать интерес к изучению литературы.
Задачи:
1) Познакомить учащихся со спецификой изучения предмета литературы в 7 классе;
2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке, способствующую возникновению ситуации успеха у учащихся.
Оборудование: учебник Г.С. Меркин «Литература. 7 класс», ПК, проектор, экран.
Ход урока:
Приветствие класса. Организационные моменты. Объявление темы урока (Слайд 1)
Беседа, работа с классом.
Слово учителя: Ребята, давайте откроем содержание учебника и посмотрим основные разделы, которые нам предстоит изучить в этом году. (Слайд 2)
Из устного народного творчества;
Из Древнерусской литературы;
Из русской литературы XVIII века;
Из русской литературы XIX века;
- Из русской литературы XX века;
Из зарубежной литературы.
Учитель: В этом году мы опять погрузимся в творчество А.Пушкина, М. Лермонтова, Н.Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и многих других. А вы читали произведении этих авторов на летних каникулах? А какие еще произведения вы читали? Какие из них вам наиболее понравились? (Слайд 3-7)
Обратимся к статье Д.С. Лихачева «Любите читать». (Слайд 8) Прочтем ее и ответим на следующие вопросы:
Что нам дает литература (Колоссальный ,обширнейший и глубочайший опыт жизни)
Что литература дает человеку? (Развивает в нем понимание жизни, делает мудрым.)
Что значит «читать с удовольствием»? (Читать не то, что нужно по программе, а то, что вам нравится).
Что значит «классическое произведение» по мнению Д.С. Лихачева? (То, которое выдержало испытание временем).
Подумаем над высказывание Цицерона «Дом, в котором нет книг, не имеет души» (Слайд 9)
Давайте вспомним основные понятия, которыми мы оперировали в прошлом году(Слайд 10):
Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, предназначении и развитии. (Слайд 11)
Роды литературы – эпос, лирика, драма. (Слайд 12)
Жанры литературы: эпос (сказка, рассказ, повесть, роман, очерк), драма (комедия, трагедия, драма), лирика (стихотворение, поэма, баллада). (Слайд 13-16)
Сделайте записи себе в рабочую тетрадь.
Домашнее задание:
Стр. 8-15. Заучить определения: гипербола, эпос, литературоведение. Стр.15 ответить на вопросы 1,2,3,5; вопрос 6 письменно.
infourok.ru
Конспекты уроков литературы 7 класс ФГОС
09.2017 г.
План-конспект урока литературы в 7 классе
по ФГОС
Тема. Предания как поэтическая автобиография народа
Цели:
знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;
знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс.
УУД:
Познавательные: осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные : Формирование мотивации учения
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Формулировка темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
3. Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре— равно значению приставки пере-).
Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание — широко известный в народе устный эпический рассказ
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного».
О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Сороки-ведьмы».
Каким предстает перед нами Иван IV?
С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
Что хотел объяснить нам автор предания?
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Предание «Петр и плотник»
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
Царь—плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
4.Работа по учебнику
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
5.Рефлексия
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
Какое новое знание вы открыли?
6.Домашнее задание
09.2017 г.
План-конспект урока литературы в 7 классе
по ФГОС
Тема. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс, иллюстрации к былине.
Ход урока
1. Организационный момент
Постановка целей урока:
— Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Восприятие и усвоение учебного материала.
— Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
— ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Кого можно назвать подлинным героем былины?
— Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
— В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проник
infourok.ru
Вводный урок литературы в 7 классе
7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 1.
Тема. Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).
Цель:
познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 7 классе; повторить литературные роды;
формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения учащихся;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 7 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Анкетирование:
— перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;
— назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;
— какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.
III. Изучение нового материала.
Выявление темы, цели, плана урока.
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.
Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.
3.Беседа
— Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
— Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
— Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
— Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
— Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?
— Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
— Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
4. Слово учителя.
— Прочитайте фрагменты статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» на 4-ой сторонке обложки второй части учебника.
5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.
6. Слово о Д.С.Лихачёве.
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. — 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.
8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы.
Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.
Эпос – изображение событий.
Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.
Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.
IV. Подведение итогов урока.
— Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
V. Домашнее задание.
1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».
2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.
3.Индивидуальные задания:
— подготовить сообщение о Т.Г.Рябинине;
— подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;
— подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;
— подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.
3
multiurok.ru
№ урока | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) – на раздел |
1 | Введение (3ч) 1.Своеобразие курса. Структура и особенности учебника | 1 | Знать структуру и содержание учебника-хрестоматии, литературные роды. Уметь пользоваться учебником –хрестоматией, определять род литературного произведения |
2 | 2.Литературные роды (лирика, эпос, драма) | 1 | |
3 | 3.Личность автора, позиция писателя, труд и творчество | 1 | |
Из устного народного творчества (7ч+1рр+1вн) | |||
4 | Былины (4ч.) 1.Былина как эпический жанр. Тематика былин. Своеобразие былины. Поэтическая речь былины | 1 | Актуализировать знания учеников о жанрах устного народного твор углубить представление об особенностях жанра былин.Совершенство вать навыки устной речи, навыки анализа текста чества; дать представление об отличиях былины от сказки познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников. |
5 | 2.«Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины | 1 | |
6 | 3.«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа | 1 | |
7 | .А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа | 1 | |
8 | Вн.чт-1.Сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино | 1 | |
9 | РР-1. Сочинение по картине И.Е.Репина «Три богатыря» | 1 | Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне; раскрыть многозначность поэтического образа в народной песне |
10 | Русские народные песни(3ч) 1. Песенные жанры в фольклоре | 1 | |
11 | 2.Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…» и др.). Многообразие жанра обрядовой поэзии | 1 | |
12 | 3.Лирические и лироэпические песни. Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен | 1 | |
Из русской литературы XVIII (7ч+1рр+1вн) | |||
15 | М.В.Ломоносов (3ч) 1.Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Теория «Трёх штилей» | 1 | Познакомить учащихся с особенностями литерату ры VIII века и с фактами биографии М.В.Ломоно -сова, рассказать о его ро- ли в развитии русской ли- тературы; дать понятие о жанре оды. |
16 | 2.Отрывок из оды «О вы, которых ожидает…»: тема и мотив, особенность поэтического языка | 1 | |
17 | .«Предисловие о пользе книг…». Тематика поэтических произведений; особенность языка, поэтические образы | 1 | |
18 | Г.Р.Державин (2ч) 1.Стихотворение «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении | 1 | |
19 | . Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики Державина | 1 | |
20 | Д.И.Фонвизин (2ч+1рр+1вн) 1.Сведения о писателе. Классицизм. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения | 1 | Видеть нравственные и социальные проблемы в комедии. Сопоставлять литературные образы с иллюстрациями |
21 | РР-2. Авторский замысел и исполнение. Выразительное чтение по ролям комедии «Недоросль» | 1 | |
22 | .Основной конфликт пьесы и её проблематика. Образы комедии: портрет и характер; поступки, мысли, язык. Позиция писателя | 1 | |
23 | Вн.чт-2. Инсценировка комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | |
Из русской литературы XIX века (29ч+6рр+5вн) | |||
24 | А.С.Пушкин (5ч +2вн) Вн.чт-3. Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин» | 1 | Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста. Уметь сопоставлять лирические произведения с летописным источником. Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника. Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста Знать центральные персонажи повести Уметь выявлять художественные приемы создания персонажей |
25 | .Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») | 1 | |
26 | Дружеское послание. «Во глубине сибирских руд…»: идейный смысл и поэтическое своеобразие | 1 | |
27 | .«Туча»: человек и природа в стихотворении. Своеобразие поэтического языка | 1 | |
28 | Дружба и тема долга, мотивы судьбы в «Песне о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина | 1 | |
29 | Поэма «Полтава» (в сокращ.). Гражданский пафос поэмы. Образ Петра и тема России в поэме | 1 | |
30 | Вн.чт-4. Литературная игра по произведениям поэта | 1 | |
31 | . М.Ю.Лермонтов (3ч +1вн) Стихотворение «Родина»: тема Родины, проблематика и основные мотивы | 1 | |
32 | .«Песня про царя Ивана Васильевича…»: лирический сюжет, вымысел и верность исторической правде | 1 | |
33 | Проблематика и основные мотивы «Песни…». Художественное богатство «Песни…». Центральные персонажи повести | 1 | |
34 | Вн.чт-5. Литературная игра по теме «Лермонтову – 200. Жизнь и произведения поэта» | 1 | |
35 | Н.В.Гоголь (2ч +1рр) 1.В.Гоголь в Петербурге. «Маленький человек» в рассказах Гоголя. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое в повести | 1 | |
36 | Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям | 1 | |
37 | РР-3.Творческий пересказ повести с характеристикой персонажа | 1 | |
38 | И.С.Тургенев (3ч) 1. «Записки охотника»: рассказ «Хорь и Калиныч»: многообразие и сложность характеров крестьян | 1 | Знать особенности компо -зиции и сюжета Уметь находить особенности стихотворений в прозе Уметь анализировать текст, выражать свою точку зрения |
39 | Рассказ «Певцы»: основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям | 1 | |
40 | Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения | 1 | |
41 | Н.А.Некрасов (4ч+2рр) 1.Основной пафос стихотворений. «Вчерашний день, часу в шестом…»: своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова | 1 | |
42 | .Стихотворение «Железная дорога». Доля народная — основная тема произведения поэта | 1 | |
43 | Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: основная проблематика произведения | 1 | |
44 | РР-4. Выразительное чтение наизусть произведений Некрасова | 1 | |
45 | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»): основная проблематика произведения. Судьба русской женщины | 1 | |
46 | РР-5. Н.А.Некрасов и художники-передвижники. Сочинение по картине Перова «Тройка» | 1 | |
47 | М.Е.Салтыков-Щедрин (3ч +1рр+1вн) 1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: сюжет и проблематика сказки писателя | 1 | |
48 | . Своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении | 1 | |
49 | .«Дикий помещик»: проблематика сказки; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя | 1 | |
50 | РР-6.Письменный отзыв о сказке С-Щедрина. Работа с иллюстрациями. | 1 | |
51 | Вн.чт-6. Час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века» | 1 | |
52 | .Н.Толстой (3ч +1рр) 1.Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Литература и история. Творческая история «Севастопольских рассказов» | 1 | |
53 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа | 1 | |
54 | Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям | 1 | |
55 | РР-7.Сочинение-рассуждение «Война – страшнее нет слова…» | 1 | |
56 | Н.С.Лесков (2ч) 1.Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести | 1 | |
57 | .Образный мир повести Лескова «Левша», своеобразие стиля повести | 1 | |
58 | А.А.Фет (1ч+1рр) 1.Русская природа в стихотворениях поэта. Своеобразие лирики Фета | 1 | |
59 | РР-8. Анализ лирического текста (стихотворения Фета) | 1 | |
60 | Произведения русских поэтов XIX века о России И.С.Никитин. «Русь», А.Н.Майков. «Нива», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…» | 1 | |
61 | А.П.Чехов (2ч+1вн) 1.Рассказ «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения | 1 | |
62 | .Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа | 1 | |
63 | Вн.чт-7. Урок юмора «Над чем смеётесь?» | 1 | |
Из русской литературы XX века (24ч+3рр) | |||
64 | М.Горький (3ч+1рр) 1.Повесть «Детство». Сюжетные линии в автобиографической прозе Горького | 1 | Знать особенности автоби ографической прозы, сопоставлять фрагменты повести с биографически ми данными писателя Анализ лексики повести и её роли в создании типов прозаической худ. речи. Знать понятие контраст, сравнивать легенду с ми-фологическими произведениями. Трактовка образов – символов животных. Ана лиз роли бессоюзия в поэтическом тексте |
65 | Становление характера мальчика | 1 | |
66 | М.Горький. «Легенда о Данко»: проблематика рассказа и авторская позиция. Герой-романтик, приём контраста | 1 | |
67 | РР-9. Характеристика персонажа: подбор цитат, составление словаря для характеристики персонажа | 1 | |
68 | И.А.Бунин (2ч.+1рр) 1.Человек и природа в стихах И.Бунина. Своеобразие поэзии | 1 | |
69 | РР-10. Развёрнутая характеристика поэтического текста | 1 | |
70 | Рассказ «Кукушка». Смысл названия; основные проблемы рассказа. Художественная идея рассказа | 1 | |
71 | А.И.Куприн (2ч) 1.Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея | 1 | |
72 | А.И.Куприн. Рассказ «Allez!». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея | 1 | |
73 | В.В.Маяковский (2ч.) 1.Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия | 1 | |
74 | . Художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского. Приёмы создания образов | 1 | |
75 | С.А.Есенин (2ч.) 1.Стихотворение «Отговорила роща золотая…». Человек и природа, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворении | 1 | |
76 | Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Эмоциональное богатство лирического героя | 1 | |
77 | РР-11. Развёрнутая характеристика поэтического текста | 1 | |
78 | И.С.Шмелёв (1ч) 1.Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея | 1 | |
79 | М.М.Пришвин (1ч) 1.Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика | 1 | Раскрыть понятия «духов ность и духовный труд» как основное нравствен -ное достоинство человека |
80 | К.Г.Паустовский (1ч) 1.Повесть «Мещёрская сторона» (главы ). Мир природы; малая родина; образ рассказчика в произведении | 1 | |
81 | Н.А.Заболоцкий (1ч) 1. «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея | 1 | |
82 | А.Т.Твардовский (3ч+1вн) 1 Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики | 1 | |
83 | .Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга в поэме | 1 | |
84 | Образ Василия Тёркинав поэме | 1 | |
85 | Вн.чт-8. Час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века» | 1 | |
86 | Б.Л.Васильев (1ч+1рр) 1.Рассказ «Экспонат №…». Художественная идея произведения | 1 | |
87 | РР-12. Письменный отзыв о прочитанном | 1 | |
88 | В.М.Шукшин (3ч) 1.«Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека | 1 | |
89 | .«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп». | 1 | |
90 | .Внутренняя простота и нравственная высота героя рассказа В.М.Шукшина «Чудаки» | 1 | |
91 | РР-13. Характеристика персонажа: подбор цитат, составление словаря для характеристики персонажа | 1 | |
92 | . Русские поэты XX века о России (1ч+1рр) Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX в | 1 | |
93 | РР-14. Развёрнутая характеристика поэтического текста | 1 |
multiurok.ru
Учебник по литературе 7 класс Меркин часть 1 читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по литературе за 7 класс — Меркин часть 1. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Номер № страницы:2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219;
220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348; 349; 350; 351; 352; 353; 354; 355; 356; 357; 358; 359; 360; 361; 362; 363; 364; 365; 366; 367; 368; 369; 370; 371; 372; 373; 374; 375; 376; 377; 378; 379; 380; 381; 382; 383; 384; 385; 386; 387; 388; 389; 390; 391; 392; 393; 394; 395; 396; 397; 398; 399; 400; 401; 402; 403; 404; 405; 406; 407; 408; 409; 410; 411; 412; 413; 414; 415; 416; 417; 418; 419; 420
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
Литература 7 класс меркин | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2011 (базовый уровень) и «Программы по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин), учебника-хрестоматии : Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС» 2015г. ; входит в федеральный перечень рекомендованных учебников на 2016-2017 учебный год.
Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы является очередным шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения, которые диктуют следующие требования: «формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Программу по литературе характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература». Кроме того, целевой установкой рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
*развитие эмоционального в
educontest.net