Урок истории 7 класс великие гуманисты европы – Методическая разработка по истории (7 класс) на тему: Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история
Методическая разработка по истории (7 класс) на тему: Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история
I Опрос
?? Как повлиял переход к Новому времени на социальную структуру общества? Какие новые группы населения появились в Европе?
Новые дворяне (джентри) – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынок сельскохозяйственную продукцию.
Огораживание – сгон крестьян английскими дворянами с их наделов и превращение этих земель в пастбища для овец.
Фермеры – зажиточные крестьяне, использующие в хозяйстве наёмный труд и технику.
Батрак – наёмный сельскохозяйственный работник.
Буржуазия – предприниматели-капиталисты, имевшие своё дело в торговле, промышленности или банковской сфере.
Откупщики – лица, бравшие на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.
?? Абсолютизм как форма правления: предпосылки и признаки.
Предпосылки складывания абсолютизма:
- ликвидация независимости отдельных территорий в государстве, подчинение их королю;
- роспуск феодальных армий, уничтожение замков бунтующих феодалов, подавление мятежей знати;
- ликвидация самоуправления городов;
- падение роли сословно-представительных учреждений.
Признаки абсолютизма:
- создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников;
- формирование постоянной профессиональной армии;
- создание государственной налоговой системы;
- введение единого государственного законодательства и административного устройства, единой системы мер и весов;
- образование государственной церкви;
- проведение единой государственной экономической политики;
- ничем не ограниченная власть монарха, идея её божественного происхождения.
?? Термины:
Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Каботаж – судоходство вдоль побережья между портами одного и того же моря или одного государства.
Колония – страна, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии).
Метрополия – страна, владеющая колониями.
Колонизация – захват, заселение и хозяйственное освоение какой-либо территории.
Революция цен – падение цен на золото и вздорожание всех товаров.
Централизованное государство – государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти.
Меркантилизм – экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
Парламент – сословно-представительное учреждение в Англии или высшие судебные органы в провинциях Франции.
Сословно-представительная монархия – форма монархического правления, централизованное государство, в котором власть опирается на поддержку представителей сословий
Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Капитализм – общественное устройство, основанное на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наёмного труда.
Капитал – средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.
Биржа – специальное место, где осуществляется купля-продажа товаров и ценных бумаг.
Монополия – исключительные права на производство или торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо.
Задание классу: работа с заданиями РМ №1 – 16.
II Объяснение нового материала.
(1)
?? Что такое «гуманизм»?
Гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения.
Признаки гуманизма:
- Вера в безграничные возможности человека.
- Человек подобен Богу.
- Человек имеет естественное право преследовать собственные интересы (индивидуализм).
- Право человека наслаждаться земной жизнью.
- Человек – хозяин своей судьбы.
- Возвращение к античным (древнегреческим и древнеримским) канонам.
Задание классу: выполните задание №1 Модуля.
(2)
Задание классу: расскажите на основе текста учебника (§7 п.2) о творчестве Эразма Роттердамского, докажите, что он – гуманист.
(переводил и комментировал античных авторов; критиковал пороки современного общества, подвергал осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого, т.е. способствовал утверждению новых гуманистических идеалов)
Эразм Роттердамский (1469 – 1536): «Похвала Глупости»
(3)
Задание классу: докажите на основе видеофрагмента, что Томас Мор – гуманист.
(критиковал существующие в Англии порядки, описал идеальное общественное устройство, где люди сами – хозяева своей жизни, где все трудятся ради общего блага, нет денег и частной собственности)
Томас Мор (1478 – 1535): «Золотая книга … о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего.
(4)
Франсуа Рабле (1494 – 1553): «Гаргантюа и Пантагрюэль»
III Закрепление
?? Как вы понимаете слова: «Я ставлю себя в центр мира»?
?? Можно ли данную фразу считать лозунгом гуманистов? Объясните почему.
Задание классу: выполните задание №6 Модуля.
nsportal.ru
Великие гуманисты Европы
Великие гуманисты Европы
Понятие «гуманизм»
Воспитание детей
Эразм Роттердамский
Томас Мор
Франсуа Рабле
Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.
На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм, и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения.
Понятие «гуманизм». Начнем с определения понятия.
Гумани́зм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.
Давайте сделаем его более понятным для себя. Что такое система взглядов? Люди всегда имеют свое мнение или взгляд, касающийся какого-либо вопроса. А когда все эти мнения собираются вместе и приводятся к чему-то общему, получается система. В нашем случае это были взгляды на место человека в мире. Таким образом, мы подходим ко второй, возможно, непонятной части определения – «самоценность человеческой личности». Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир.
Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой Возрождения. Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период Средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.
Воспитание детей. Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял Виттори́но да Фе́льтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости». Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе. В процессе обучения не применялись физические наказания. Учиться здесь могли не только дети аристократов, но и дети простых людей, если они проявляли способности к учебе. А что самое важное: уделялось внимание разностороннему развитию человека, как интеллектуальному, так и физическому. Прообразом такой системы стали античные школы.
Эра́зм Роттерда́мский написал трактат «О приличии детских нравов», в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения. Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.
Эра́зм Роттерда́мский. Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.
Родился он 28 октября 1469 года неподалеку от Роттердама. Имя Эразм переводится с греческого как «любимый, желанный», а на латинский переводится – disidenus. Объединив эти слова, философ стал известен миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. В 19 лет он стал послушником монастыря. Здесь Эразм Роттердамский открыл для себя огромную библиотеку, в которой он прочел немало книг. Через пять лет пребывания в монастыре ему удалось покинуть его стены, став секретарем епископа. В скором времени Эразм стал студентом богословского факультета в Париже. Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями. Эразм Роттердамский работал в Кембриджском университете, был советником испанского короля. Им было совершено множество путешествий по всей Европе, и везде его ждали признание и успех. Умер он в Базеле 12 июля 1536 года.
Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости», написанная в 1509 году.
В этом сочинении нам представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят». Отцом глупости был Плутос – бог богатства, выкормили ее Опьянение и Невоспитанность. В свиту Глупости входят Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут, а в житницы собирают». На этих островах не было ни старости, ни болезней. В этой части Эразм Роттердамский показывает нам, что порождает глупость и сопутствует ей.
Далее он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью. Женщины глупы, поэтому, чтобы нравиться, они красятся и всячески себя украшают. Именно Глупость изобрела застольные обряды. Люди не устают льстить друг другу, восхищаясь пороками друзей, закрывая глаза на их недостатки и слабости. Глупость подогревает в людях желание прославиться. «Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Высмеиваются суеверия, люди готовы бесконечно слушать рассказы о знамениях и чудесах, басни о призраках. Избавления от глупости не дают богатые приношения в церковь. Война порождена глупостью. На ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.
В следующей части Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Грамматические училища Глупость называет « размышляльниками». Грамматики устрашают детей своим видом и голосом, бьют их прутьями и розгами. Поэты ласкают уши глупцов нелепыми баснями.
Юристы очень самодовольны, они цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и пап Глупость называет «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре». Короли живут в довольстве и веселии, допускают к себе лишь тех, кто говорит им приятные вещи. За деньги они продают должности и чины. Вельможи предстают раболепными и гнусными. Епископы и папы не имеют представления о праведной жизни и хотят только денег.
Таким образом, в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.
Томас Мор. Следующий гуманист, с которым мы познакомимся, – это То́мас Мор. Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне. Образование получил в Оксфорде. Впоследствии работал адвокатом довольно высокого ранга. В 26 лет Томас Мор стал членом Парламента. Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание. В 1525 году он стал Лордом-канцлером. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили.
Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.
В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Томас Мор рассуждает о суровых законах против воров. Хотя, по его мнению, необходимо сделать так, чтобы люди не были вынуждены воровать, чтобы им всего хватало. Острым является вопрос распространения огораживаний и постоянного желания получения прибыли от продажи шерсти. Когда речь заходит о Франции, упоминается ее многочисленное войско, состоящее из наёмных солдат. Французы постоянно ищут войны, чтобы у неопытных солдат появился опыт в военном деле.
Во второй части книги описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает в себя 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Число 54 появилось не случайно: именно столько было городов в Англии и Уэльсе в то время. Дома здесь трехэтажные, а их крыши покрыты специальным составом, который защищает от пожаров. (Вспомните пожары в Лондоне и других городах, когда разрушался практически весь город.)
Очень интересным является государственное устройство. Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании. Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города. Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – фила́рх, который следит, чтобы никто не бездельничал. У фила́рхов очень красивые дворцы, в которых ежедневно устраиваются обеды для представителей семей. Дома почти никто не ест.
Все жители обучаются земледелию и одному ремеслу по выбору. Семьи поочередно отправляются в деревню на работу. Там они проводят два года, после чего возвращаются в город. Все взрослые граждане обязательно работают. День у них выглядит примерно следующим образом: 3 часа работы до полудня, обед, 2 часа отдыха, 3 часа работы, ужин. Таким образом, рабочий день составляет всего 6 часов. Вспомните, что в то время в Англии работали от рассвета до заката.
В каждом городе есть общие склады, куда все семьи отвозят то, что производят. Каждый житель может в случае необходимости взять оттуда любую вещь бесплатно.
Внимательно относятся в Утопии к больным людям. Для них устроены специальные больницы за пределами городов, чтобы они не пересекались со здоровыми гражданами и не могли их заразить.
Интересно отношение утопийцев к золоту. По их мнению, оно не может быть более ценным, чем железо, вода или воздух. И чтобы люди не испытывали желания накапливать его себе, золото сделали соответствием позора. Из него делали ночные горшки, кандалы для рабов, опозорившиеся люди носили в ушах золотые кольца, на шее золотые цепи, на голове золотой обруч.
Очень мало средств тратится на одежду, так как есть специальная одежда для работы, для улицы. В результате одно платье может носиться 2 года. Князь внешне отличается только тем, что везде появляется с пучком колосьев, а перед епископом несут большую свечу. (Вспомните, какое огромное количество нарядов в Европе собиралось в гардеробных знати и духовенства в XVI-XVII веках.)
В Утопии каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них каждый молиться тому богу, которому пожелает. (А ведь в то время в Европе уже начался раскол церкви, когда религия стала насаждаться насильственно.)
Как видите, Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство, построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом чего-то несбыточного, фантастического.
Франсуа Рабле. Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания, – Франсуа́ Рабле́. Родился он в маленьком французском городке Шино́н в 1494 году. В детстве находился в монастыре, где выучил латинский и греческий языки. Затем поступил в университет в Пуатье, где изучал медицину. На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.
Самым известным произведением Франсуа Рабле стала книга «Гаргантюа́ и Пантагрюэ́ль». В центре сюжета книги – добрые великаны.
События, которые происходят с ними, хоть и преувеличены, но они отражают дух того времени и проблемы, с которыми сталкивалось общество. Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого. Тогда его отдают на обучение гуманистам, которые и раскрывают перед ним мир науки и искусства.
Рабле высмеивает систему управления государством. Для этого он использует слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пикро́хла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни первый, ни второй тип правителя не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа — Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гуманностью.
В книге встречаются и народные персонажи. Например, Пану́рг. Это житель города. Он достаточно умен и упрям, но при этом жуткий авантюрист и плут, который знает множество способов, как раздобыть деньги. Этот образ является пародией на типичного городского бродягу.
Еще один друг Пантагрюэля – брат Жан, который носит рясу скорее по привычке, чем по призванию. Он все время занят делом, и руки его покрыты мозолями. Этот монах очень добрый и храбрый. Брат Жан выступает за свободу личности и основывает Телемское аббатство, над входом в которое висит надпись «Делай, что захочешь».
В книге представлены все отрицательные стороны папства, судей, богословов и правителей.
Как видите, в эпоху гуманизма люди по-новому взглянули на свою жизнь, смогли подвергнуть критике все ее основы. Многие предлагали свои варианты построения общества, в котором именно человек являлся основной ценностью. Но главным стало стремление к образованности, уважение к тем, кто стремится к знаниям и помощи людям.
videouroki.net
Презентация «Великие гуманисты Европы» (7 класс)
Отрывок о формах правления и разделении властей…
Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Я предполагаю три определения или, вернее, три факта:«республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, – при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.
В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти» он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.
Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто исполнительной властью государства.
Если власть законодательная и исполнительная будут соединены водном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
«О духе закона» Шарль Луи де Монтескьё (1689 — 1755) — подданный Франции
О религии и Боге…
Я верую в Бога, стараюсь быть справедливым и стремлюсь к познанию. Да, несомненно, религия хлеб нашей души, но зачем хлеб этот превращать в яд? Зачем погребать простодушную веру под грудой низкой лжи и обмана? Зачем отстаивать эту ложь огнем и мечом? Не адское ли это злодейство? О! Будь ваша религия от Бога, разве пришлось бы вам защищать ее рукой палача? Разве нужно геометру подкреплять свои теоремы словами: «Веруй, или я убью тебя!». Религиозные отношения между человеком и Богом находят выражение в вере и в стремлении к добродетели; отношения между государем и его подданными становятся политикой; между людьми эти отношения слишком часто превращаются в мошенничество.
Мне кажется, что протестантская религия отнюдь не есть изобретение Лютера или Цвингли. На мой взгляд, она гораздо ближе, чем церковь римско-католическая, стоит к своему первоначальному источнику, ибо отвергает все то, чего нет в христианском Евангелии и, в отличие от католицизма, не отягощает религиозного культа нововведенным ритуалом и догматикой.
«Катехизис честного человека» Вольтер (1694 – 1778) — подданный Франции
Знаменитая Цитата: Если бы бога не существовало, его надо было бы придумать,
иначе как бы богатые могли защищать свои богатства от бедных?
«Об Общественном договоре» Жан Жак Руссо (1712 – 1778)
До тех пор, пока люди были заняты лишь таким трудом, который под силу одному человеку, и только такими промыслами, которые не требовали участия многих рук, они жили, свободные, здоровые, добрые и счастливые, насколько они могли быть такими по своей природе, и продолжали в отношениях между собою наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость. Но с той минуты, как один человек стал нуждаться в помощи другого, как только люди заметили, что одному полезно иметь запас пищи на двоих, — исчезло равенство, появилась собственность, труд стал необходимостью, и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета.
Неизбежным следствием обработки земли был ее раздел, а как только была признана собственность, должны были появиться первые уставы правосудия. При таком положении вещей равенство могло бы сохраниться, если бы люди обладали одинаковыми дарованиями и, если бы, к примеру, использование железа и потребление продуктов питания постоянно находились в точном равновесии. Но соответствие, ничем не поддерживаемое, было вскоре нарушено: самый сильный производил своим трудом больше, чем другие, самый искусный извлекал большие выгоды из своей работы, самый изобретательный находил способы сократить затраты труда.
Что касается до равенства, то под этим словом не следует понимать, что все должны обладать властью и богатством в совершенно одинаковой мере; но, что касается до власти, — она должна быть такой, чтобы она не могла превратиться ни в какое насилие и всегда должна осуществляться по праву положения в обществе и в силу законов; а, что до богатства, — ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать:* это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых — умерение скаредности и алчности.
Вы хотите сообщить Государству прочность? Тогда сблизьте крайние ступени, насколько то возможно; не терпите ни богачей, ни нищих. Эти два состояния, по самой природе своей неотделимые одно от другого, равно гибельны для общего блага; из одного выходят пособники тирании, а из другого — тираны. Между ними и идет торг свободой народною, одни ее покупают, другие — продают.
В самом деле, я думаю, что могу принять за правило следующее: когда функции Правления разделены между несколькими коллегиями, то те из них, что насчитывают наименьшее число членов, приобретают рано или поздно наибольшие вес и значение, хотя бы уже по причине того, что у них, естественно, облегчается отправление дел. Впрочем, каких только трудносоединимых вещей не предполагает эта форма Правления! Во-первых, для этого требуется Государство столь малое, чтобы там можно было без труда собирать народ, и где каждый гражданин легко мог бы знать всех остальных; во-вторых, — большая простота нравов, что предотвращало бы скопление дел и возникновение трудноразрешимых споров, затем — превеликое равенство в общественном и имущественном положении, без чего не смогло бы надолго сохраниться равенство в правах и в обладании властью; наконец, необходимо, чтобы роскоши было очень мало, или чтобы она полностью отсутствовала. Ибо роскошь либо создается богатствами, либо делает их необходимыми; она развращает одновременно и богача и бедняка,одного — обладанием, другого — вожделением; она предает отечество изнеженности и суетному тщеславию; она отымает у Государства всех его граждан, дабы превратить одних в рабов других, а всех — в рабов предубеждений.
«Утопия» Томас Мор (1478 – 1535)
Впрочем, друг Мор, если сказать тебе по правде мое мнение, так, по-моему, где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел; иначе придется считать правильным то, что все лучшее достается самым дурным, или удачным то, что все разделено очень немногим, да и те получают отнюдь не достаточно, остальные же решительно бедствуют.
Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей. Я, правда, допускаю, что оно может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить. Например, можно установить следующее: никто не должен иметь земельной собственности выше известного предела; сумма денежного имущества каждого может быть ограничена законами; могут быть изданы известные законы, запрещающие королю чрезмерно проявлять свою власть, а народу быть излишне своевольным; можно запретить приобретать должности подкупом или продажей; прохождение этих должностей не должно сопровождаться издержками, так как это представляет удобный случай к тому, чтобы потом наверстать эти деньги путем обманов и грабежей, и возникает необходимость назначать на эти должности людей богатых, тогда как люди умные выполнили бы эти обязанности гораздо лучше. Подобные законы, повторяю, могут облегчить и смягчить бедствия точно так же, как постоянные припарки обычно подкрепляют тело безнадежно больного. Но пока у каждого есть личная собственность, нет совершенно никакой надежды на выздоровление и возвращение организма в хорошее состояние. Мало того, заботясь об исцелении одной ею части, ты растравляешь рану в других. Таким образом, от лечения одного взаимно рождается болезнь другого, раз никому нельзя ничего прибавить без отнятия у другого.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Откуда, согласно Руссо, у людей появилась частная собственность?
2. В чём схожесть взглядов Руссо и Мора о собственности?
3. Какие решения по устранению несправедливости в обществе предлагает Руссо?
4. Какие решения по устранению несправедливости в обществе предлагает Мор?
infourok.ru
Презентация — История 7 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ВЕЛИКИЕ ГУМАНИСТЫ ЕВРОПЫ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.
Слайд 2
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на
окружающий мир. Вслед за ранним
Возрождением наступил период Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI в.),
когда культура Возрождения достигла
наивысшего расцвета.
Слайд 3
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В это время продолжается процесс обмирщения сознания: его
мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus – человеческий).
Гуманизм – это система взглядов, в основе
которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.
Гуманисты ставили в центр внимания человека, который интересовался науками, литературой, искусством. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек именно он
мог изменить окружающий мир.
Слайд 4
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Человек с новыми взглядами и интересами не мог появиться из ниоткуда. Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял
Витторино да Фельтре, который основал в XV веке гуманистическую школу «Дом радости».
Занятия проходили в окружении природы.
Не применялись физические наказания.
Могли учиться дети простых людей, если они проявляли способности к учебе.
Разностороннее развитие человека.
Слайд 5
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.) в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, что-бы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».
Слайд 6
ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
В 19 лет он стал послушником монастыря, где открыл для себя огромную библиотеку. Эразм учился в Сорбонне на богословском факультете, работал в Кембридже, был советником испанского короля. Много путешествовал по Европе.
Эразм Роттердамский
(1469 – 1536 гг.)
СОРБОННА
Слайд 7
ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является «Похвала Глупости» (1509 г.) В этом сочинении представлено выступление Глупости перед людьми. Она следует пословице «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят».
Слайд 8
ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
Он высмеивает пороки общества, которые также порождены Глупостью – Лесть, Забвение, Лень, Наслаждение, Безумие, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Родилась Глупость на Счастливых островах, где «не сеют, не пашут».
ЗАСТОЛЬЕ
ЛЕСТЬ
Слайд 9
ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
«Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, суд». Перед нами предстает человеческая двуличность, все люди носят маски, а под ними скрывается оборотная сторона каждого. Война порождена глупостью, на ней потребны силачи, здоровяки, у которых побольше отваги и поменьше ума.
Слайд 10
ГУМАНИСТ ИЗ РОТТЕРДАМА
Эразм Роттердамский показывает истинное лицо тех, кто относится к высшим слоям населения, а также ученых и богословов. Юристы цитируют законы, которые вообще не относятся к делу. Королей и пап – «обезьянами, рядящимися в пурпур, и ослами, щеголяющими в львиной шкуре».
Слайд 11
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви. 6 июля 1535 года его казнили. Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Из всех произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия»
Томас Мор
(1478 – 1535 гг.)
Мыслители, поверив в безграничные возможности человека изменять мир к лучшему, ищут модель идеального общества.
Слайд 12
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Величайшим произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Основная идея – критика современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.
Слайд 13
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги.
Во второй части описывается модель идеального государства – Утопия. Находится оно на острове и включает 54 города, в которых язык, нравы и законы одинаковые.
«Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.
Дисциплина: установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому.»
Слайд 14
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Главой является князь, который избирается пожизненно. Сместить его можно только в случае подозрения его в тирании.
Все законы и решения принимаются на Народных сборах, на которые собираются по 3 старых гражданина от каждого города.
Люди объединены в семьи. Во главе каждых 30 семей – филарх, который следит, чтобы никто не бездельничал.
Слайд 15
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Золото сделали соответствием позора.
Каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет.
Слайд 16
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
В монастыре выучил латинский
и греческий языки. В университете
Пуатье изучал медицину. На
Франсуа Рабле
(1494-1553 гг.)
протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.
УНИВЕРСИТЕТ Г. ПУАТЬЕ
Слайд 17
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Самым известным произведением Франсуа Рабле стала книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре сюжета книги – добрые великаны. События, которые происходят с ними, преувеличены, но они отражают проблемы, с которыми сталкивалось общество.
Слайд 18
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Например, высмеивается старый метод образования. Воспитанием Гаргантюа занимались богословы, которые заставляли его все заучивать наизусть, без понимания зачем. В результате он стал еще глупее, чем был до этого.
Слайд 19
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
Рабле высмеивает систему управления государством. слишком доброго короля Гаргантюа и злого и грубого правителя Пикрохла, которые ведут между собой войну из-за плюшек. Ни один правитель не кажется Рабле идеальным. Таким становится сын Гаргантюа — Пантагрюэль. Он очень спокоен и уравновешен. Отличается гуманностью.
Слайд 20
ПЕРВЫЕ УТОПИИ
В книге появляются герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа.
Слайд 21
ИДЕИ ГУМАНИЗМА
Основные философские идеи эпохи Возрождения — это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала.
«Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях…»
Мишель Монтень
lusana.ru
Конспект урока Великие гуманисты Европы
Урок № 9
Тема урока: Высокое Возрождение. Великие гуманисты Европы
Цели:;
*познакомить учащихся с яркими представителями гуманизма, их произведениями; выяснить, какие качества были отражены в произведениях представителей гуманизма *развитие навыков установления причинно-следственных связей, выявления сущностных характеристик и особенностей явлений (на основе анализа источников), построение логичных устных и письменных высказываний; развитие навыков структурирования информации (; в виде записей тезисов) *формирование представления о ценности гуманистического мировоззрения
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Оргмомент
Проверка домашнего задания – проверка выполнения лабароторно-практической работы по теме: Повседневная жизнь
Изучение нового материала
1. « Я ставлю тебя в центре мира»
Эпоха Возрождения делится на периоды. Давайте вспомним, какие ( Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение) Вслед за ранним Возрождением ( начало XIV – середина XV века) наступает период Высокого Возрождения ( конец XV – начало XVI века) , когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. Самое главное в эпохе Возрождения – изменения отношения к человеку. Учитель предлагает проанализировать источники № 1 и 2 (раздаточный материал)и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения.
Вариант записи в тетради:
Философы эпохи Возрождения о человеке:
— человек находится в центре мира
— человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию
— человек может стать кем угодно
— гений (способности) человека почти равен Богу
Давайте попробуем сделать вывод об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению со средневековой христианской мыслью.
Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии, философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п.
Попробуйте сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы.
Для формулировки термина учитель сообщает ученикам, что этот термин происходит от латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h” превращается в “г”.
Ученики предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термин “гуманизм”.
В тетрадях записывает определение термина : гуманизм – философия, в центре внимания которой человек как высшая ценность.
2. Гуманисты эпохи Возрождения
1. В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями.
Работа с источником № 3 (раздаточный материал) Возможные ответы:
“Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство; “минусы” — существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное.
Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире?
2. Гуманистические идеи нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский.
Будучи выдающимся знатоком латыни он комментировал сочинения древних писателей, составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников. Позднее сборник был опубликован под названием « Разговоры запросто». Эта книга стала невероятно популярной и несколько раз переиздавалась в разных странах. В своих «Разговорах запросто» Эразм Роттердамский выявил пошлость, формализм, догматизм и отсутствие всякого разумного начала — «глупость» во всех областях жизни (политической, культурной, церковной). Наиболее резким насмешкам подверглись богословы и представители схоластики. Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящена гуманисту Томасу Мору – « Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе
3. Самый замечательный писатель своей эпохи, Франсуа Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах. Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха». Самое известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» — о мудрых королях – великанах, которые встречаются в народных легендах и сказках Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Работа с источниками № 4 и № 5(раздаточный материал)
Вариант ответа:
И Эразм Роттердамский, и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и государства – глупость, плохих правителей и т.п. Обществу и государству нужна мудрость и достойные правители и т.п.
Давайте попробуем сделать вывод — что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле.
Вариант вывода: Мор, Роттердамский и Рабле – представители эпохи Возрождения и философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества.
4.Закрепление. Дискуссия — какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?
Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни и т.п.
5.Д\З параграф 7 Рассказы 1. Эразм Роттердамский
2. Томас Мор
3. Франсуа Рабле
Дать задание для защиты творческих работ ( через неделю)
6. Рефлексия
Чему мы научились на уроке? Достигли ли мы тех целей, которые ставили? Все ли довольны своими результатами на уроке? У кого возникли затруднения? Почему? Что необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было?
infourok.ru
Технологическая карта урока по теме «Великие гуманисты Европы» 7 класс
Урок 6. Великие гуманисты Европы
Способствовать формированию представлений о гуманизме как философской системе, провозгласившей новое отношение к миру, природе и человеку; содействовать ознакомлению с великими гуманистами Европы; создать условия для осваивания алгоритма логических операций осмысления теоретического материала (обобщать и систематизировать исторические знания, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры), преобретения опыта установления преемственных связей между культурами различных эпох ( античности и Возрождения)Тип и вид урока
Комбинированный. Учебно — лабораторный практикум.
Планируемые результаты
(предметные)
Усваивают, что в эпоху Возрождения складывался гуманизм – философская система, провозгласившая новое отношение к миру, природе и человеку. Умеют изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Личностные результаты
Определяют внутренную позицию на уровне положительного отношения кобразовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний
Метапредметные результаты
Сознательно организуют и регулируют свою учебную деятельность; проявляют готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеют устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Основное содержание темы, понятия, термины
Гуманизм, Возрождение или Ренессанс, философия, утопия
Образовательные ресурсы
Учебник, презентация
Организационная структура урока
Фронтальная.Словесный.
Слово учителя
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
II.Актуализация знаний
Фронтальная.
Словесный, наглядный Беседа, рассказ, работа с картой
Организует графический диктант 1. Повседневными врагами человека в Новое время были чума, голод и война.(да)
2. Новые дворяне и фермеры были в деревне предпринимателями (да)
3. Смертность среди новорожденных в эпоху Нового времени была низкой (нет)
4. Размах эпидемий можно было объяснить, прежде всего, низким уровнем личной гигиены и отсутствием медицинской помощи (да)
5. Наемные рабочие жили зажиточно (нет)
6. В домах богатых людей в те времена пища была обильной и разнообразной (да)
7. Бедникам и нищим постоянно помогали в городах (нет)
8. Самыми богатыми людьми Нового времени становились купцы и банкиры (да)
9. Самым популярным XVII в. стал картофель (нет) 10. Домашнее консервирование не было популярным среди населения (нет)
Участвуют в написании графического диктанта
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: фиксируют графические знаки, удерживают логику повествования
Графический диктант
III. Постановка учебной проблемы
Фронтальная.
Словесный. Сообщение учителя, беседа
Знакомит с темой урока и предлагает сформулировать цель и задачи урока работы
Слушают учителя, записывают тему, формулируют цель урока
Регулятивные: выделяют цель и учебные задачи
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные:
высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения
Беседа
IV.Усвоение новых знаний и способов действий.
1. « Я ставлю тебя в центре мира, чстобы от »
Фронтальная.
Словесный. Беседа, рассказ учителя
Проблемное задание
Какие новые ценности формируют гуманисты?
Вслед за ранним Возрождением
(начало XIV– середина XVвв.) наступает период Высокого Возрождения (конец XV–начало XVI вв.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета – философия, литература, искусство.
Слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи
Гуманизм (от лат. humaniis — человеческий, человечный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют её решение, оценивают результат
Познавательные: осуществляют поиск информации в учебнике, владеют навыками смыслового чтения, используют знаково – символические средства, осуществляют анализ, сравнение, структурируют учебный материал
Коммуникативные: высказывают свое мнение, аргументируя свою позицию, прислушиваются к мнению других
Фронтальная.
Словесный. Таблица. Рассказ
2.Гуманисты
Индивидуальная,
фронтальная.
Частично – поисковый, практический, словесный. Работа с учебником, составление таблицы
Организует самостоятельную работу с учебником
на стр.67-70 и заполнение таблицы
Какими людьми были гуманисты?
Что такое утопия?
О каком обществе мечтали гуманисты?
Работают с текстом учебника, заполняют таблицу и отвечают на вопросы.
Утопия— несбывшаяся мечта
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют её решение, оценивают результат
Познавательные: осуществляют поиск информации в учебнике, владеют навыками смыслового чтения, используют знаково – символические средства, осуществляют анализ, сравнение, структурируют учебный материал
Коммуникативные: высказывают свое мнение, аргументируя свою позицию, прислушиваются к мнению других
Фронтальная.
Словесный. Таблица.
V.Закрепление знаний и способов действий
Фронтальная.
Словесный. Беседа, рассказ
Предлагает ответить
Проблемное задание
Какие новые ценности формируют гуманисты?
1.Продолжается процесс обмирщания сознания человека 2. люди умеют ценить время;
3.предстают сильными, прекрасными, деятельными. 4. высоко стало цениться образованность 5. гуманисты рассуждают о месте человека во Вселенной
Формулируют ответы, приводят примеры.
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи
Коллективная работа.
Беседа по вопросам
VI. Подведение итогов Рефлексия.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?
Смогли ли мы их достичь?
Какой материал был трудным, непонятным?
Что воспринималось легко?
Попробуйте дать оценку уроку
Отвечают на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Беседа по вопросам
VII.Информация о домашнем задании
Фронтальная.
Словесный.
Сообщение учителя
Комментирует задание
§7, входной контроль
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют её выполнение
Приложение 1
ФилософияЭразм Роттердамский (1469-1536)
«Разговоры запросто», «Похвала глупости»
Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья
Томас Мор (1478-1535)
«Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека.
Литература
Франсуа Рабле (1494-1553)
«Гаргантюа и Пантагрюэль». Герои- мудрые короли-великаны.
Роман возраждал старинные традиции народных представлений.
infourok.ru
Презентация к уроку Великие гуманисты Европы
Великие гуманисты Европы
На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм, и познакомиться с самыми выдающимися гуманистами эпохи Возрождения.
Начнем с определения понятия
Гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.
Гуманисты ставили в центр внимания человека , который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир
Гуманизм – это…
Гуманизм – это…
Гуманизм – это…
Гуманизм – это…
Возрождение
Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой
XVI век
V век до н.э.
- Люди вернулись к культуре античности, словно возродили ее, забытую в период Средневековья. Это коснулось и архитектуры, и скульптуры, и литературы. Но самым главным стало то, что именно человек, его чувства и переживания стали объектом изучения.
Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял
который основал в XV веке гуманистическую школу
Витторино де Фельтре
«Дом радости»
Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе.
Занятия проходили в окружении природы
Не применялись физические наказания
Могли учиться дети простых людей
Разностороннее развитие человека
Витторино де Фельтре
О приличии
детских
нравов
написал трактат
1530 год
в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения.
Эразм Роттердамский
Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.
Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.
28 октября
1469 года
Дезидерий Эразм Роттердамский
5 лет прожил в монастыре
Учился на богословском факультете
Во время путешествия в Лондон он подружился с Томасом Мором, тогда еще начинающим адвокатом. На протяжении всей жизни они будут самыми преданными друг другу друзьями.
Профессор богословия Кембриджского университета
Советник Карла Испанского
Им было совершено множество путешествий по всей Европе, и везде его ждали признание и успех.
12 июля 1536 года
Умер он в Базеле
Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является « Похвала Глупости », написанная в 1509 году.
«Похвала Глупости»
1509 год
в этом произведении через сатиру показаны все стороны жизни общества, которым уже давно необходимы перемены. Это было первым голосом нового общества, которое опиралось на разум.
Следующий гуманист, с которым мы познакомимся
7 февраля
1478 года
Томас Мор
Учился в Оксфордском университете
Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание.
В 1525 году стал Лордом-канцлером
Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви.
6 июля 1535 года Томаса Мора казнили
Величайшим произведением Томаса Мора стала
Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
1516 год
54
Одинаковые
города
язык,
нравы и
законы
З часа работы до полудня
Обед
2 часа отдыха
З часа работы
Ужин
Золото является символом позора
Свобода выбора религии
Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство , построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом
чего-то несбыточного, фантастического.
Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания
1494 год
Франсуа Рабле
Воспитывался в монастыре
Обучался медицине в Пуатье
На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.
В центре сюжета книги – добрые великаны.
Гаргантюа
Пантагрюэль
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
1532 год
Люди не рождаются, а формируются.
Эразм Роттердамский
kopilkaurokov.ru