cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок биология 7 класс кольчатые черви – Конспект урока по биологии «Кольчатые черви» (7 класс)

Содержание

Конспект урока по биологии «Кольчатые черви» (7 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Кимовск, Тульской обл.

Конспект урока в 7 классе с использованием мультимедийного пособия.

Тема:

«Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей».

Учитель: Дуванова

Валентина Владимировна.

Кимовск

Конспект урока в 7 классе с использованием мультимедийного пособия.

Тема: «Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей».

Задачи: ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с круглыми и плоскими червями, их происхождением от примитивных плоских червей; продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы о более сложной организации кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразия их видов, интерактивная презентация о строении и жизнедеятельности кольчатых червей.

Методическое обеспечение:

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» учебник для 7 класса, М: «Дрофа», 2007 г.

Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс»», М: «Дрофа», 2001 г

Электронное учебное издание «Мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс»»», М; ООО «Дрофа», ООО «Физикон», 2006 г.

Ход урока

I.Организационный этап. Ввод в тему. Актуализация знаний.

Мы продолжаем изучение разных типов червей. Нами изучены типы Плоские черви и Круглые черви, и настала очередь типа Кольчатые черви. На прошлом уроке вам дано было опережающее задание: прочитать текст учебника «Тип Кольчатые черви» и выделить материал, необходимый для составления характеристики.

Давайте вспомним, по какому плану мы делаем описание (характеристику).

(Происхождение, местообитание, число видов; внешнее строение; внутреннее строение, размножение, многообразие)

Итак, приступим к работе. Сегодня в составлении характеристики нам будет помогать не только учебник, но и видеофрагменты. Задание следующее: после просмотра, вы должны сказать, что записать в тетради. За каждый ответ получаете бал, самые активные в конце урока получат оценку.

Задание понятно? Тогда начинаем.

II. Изучение нового материала.

1.Записать тему в тетради.

2.Просмотр презентации и фронтально – индивидуальная работа с классом

2.1.Слайд I: «Кольчатые черви»

Какие записи сделаем в тетради?

Произошли от плоских червей, живут в морях, пресных водоёмах и почве, известно около 9 тыс. видов.

2.2.Следующий пункт плана – внешнее строение. Вы заметили многообразие внешних форм кольчатых червей. Тем не менее, их объединяют общие черты. Строение кольчатых червей мы рассмотрим на примере дождевого червя.

Слайд II: «Внешний вид дождевого червя»

Каким образом мы отразим в тетради внешнее строение дождевого червя?

Сделаем рисунок.

(Стоп кадр. Выполняют рисунок.)


Какие части мы должны подписать?

Рот, сегменты, щетинки, поясок, анальное отверстие.

Тело дождевого червя покрыто слизью. Это не только предохраняет его от высыхания, но и помогает передвигаться в почве. Особенности передвижения дождевого червя мы изучали в 6 классе. Давайте вспомним, как это происходит.

Слайд III: «Движение дождевого червя»

2.3.IV: «Строение дождевого червя»

Мы видим, что во внутреннем строении дождевого червя много различных особенностей, поэтому я предлагаю сделать краткое описание систем органов. т.е запишем ключевые слова и выражения, характеризующие каждую из систем.

1.кожно – мышечный мешок: кутикула, продольные и кольцевые мышцы, вторичная полость тела, разделенная перегородками.

2.нервная система: узелковая; парные надглоточные и подглоточный узлы и брюшная цепочка.

3.органы чувств: глаза, органы равновесия, обонятельные ямки.

4.кровеносная система: замкнутая, сосудистая, часть сосудов выполняет роль сердца.

5.дыхание всей поверхностью тела или кожными жабрами.

6.пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

7. органы выделения: метанефридии – (определение списать с учебника)

2.4.Слайд V: «Размножение»

Комментарии к слайду: Среди кольчецов встречаются раздельнополые виды и гермафродиты. У одних кольчецов имеется сложная половая система, у других специальных половых органов нет — половые клетки образуются из внутренней выстилки полости тела и выводятся наружу через метанефридии. Развитие может быть как прямым, так и с превращением — через стадию личинки

Слайды VIVII: «Бесполое и половое размножение»

Какими способами размножаются дождевые черви?

Бесполое и половое.

Назовите особенности полового размножения.

Гермафродиты и раздельнополые животные; развитие из яиц, которые развиваются во внешней среде, оплодотворение перекрестное, возможно самооплодотворение.

Слайд VIII: «Пищеварение у кольчатых червей»

III.Закрепление. А теперь выполним небольшое задание.

Слайды IXX : «Поперечный и продольный разрезы дождевого червя. Подписать части»

IV. Заключение. Домашнее задание. Подведение итогов.

Текст учебника «Тип Кольчатые черви» — подготовить пересказ; в тетради выполнить рисунки : «Поперечный и продольный разрезы дождевого червя»

infourok.ru

Классы кольчатых червей. Видеоурок. Биология 7 Класс

Где черви зимуют? Все ли пиявки пьют кровь? Что делать, если пиявка тебя укусила?

На все эти и многие другие вопросы ты получишь ответ, посмотрев наш урок.

Тема урока – классы кольчатых червей Малощетинковые и Пиявки. Рассмотрены основные особенности строения и образа жизни представителей этих двух классов. Термины: полихеты, параподии, поясок, олигохеты, гермафродиты, анабиоз, антикоагулянты.

Тема: Животные. Кольчатые черви

Урок: Классы кольчатых червей Малощетинковые и Пиявки

Сегменты тела полихет несут параподии со щетинками и жаберными выростами. Пиявки и малощетинковые черви не имеют параподий, они имеют поясок – специальный орган, участвующий в размножении (Рис. 1). Часто пиявок и малощетинковых червей объединяют в класс Поясковые. У полихет поясок отсутствует. Малощетинковые черви и пиявки – гермафродиты. В процессе спаривания каждая особь выполняет роль как самца, так и самки. Яйца откладываются в специфическом коконе, состоящем из слизи, выделяемой железистыми клетками пояска. Из яйца выходит вполне сформировавшийся червь, личиночная стадия отсутствует (т. е. развитие прямое).

Рис. 1. Поясок малощетинкового червя

Длина тела – от долей мм до 2,5 м у некоторых тропических дождевых червей (Рис. 2). Хорошо развита вторичная полость тела – целом. Головной отдел не выражен. Параподии отсутствуют, на их месте у большинства олигохет имеются лишь короткие щетинки. Невооруженным глазом щетинки незаметны. Они обычно расположены в четырех пучках по кругу сегмента, как у дождевого червя. Существуют и черви, полностью лишенные щетинок. У большинства видов дыхание кожное, жаберные выросты параподий отсутствуют. Кровеносная система замкнутая (Рис. 3).

Рис. 2. Гигантский австралийский земляной червь

Рис. 3. Строение малощетинкового червя

Малощетинковые черви, или олигохеты, живут в почве, пресных и соленых водоёмах; встречаются виды-амфибии, обитающие в воде и во влажной почве. Водные олигохеты могут обитать на дне среди гниющих водорослей или в иле. Некоторые представители способны жить даже в сильно загрязненных сточных водах. Они неприхотливы к содержанию кислорода и могут несколько суток переносить его полное отсутствие.

Питаются они, заглатывая грунт, пропуская его через кишечник и переваривая органические вещества, содержащиеся в иле. Олигохеты очень стойко переносят загрязнение среды обитания.

Почвенные черви питаются растительными остатками, затаскивая их с поверхности в почвенные ходы. Имеется и небольшое количество хищников, падальщиков, паразитов.

У почвенных видов в случае неблагоприятных условий наступает диапауза – состояние глубокого покоя. Черви уползают на глубину, сворачиваются в клубок и, выделив слизь, образуют защитную капсулу. Зимовать олигохеты могут на глубине 5–6 м и более. Количество малощетинковых червей в почве может достигать 2–3 т на 1 га. К почвенным олигохетам относится и хорошо знакомый вам дождевой червь (Рис. 4).

Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки. Они формируют структуру почвы, увеличивают её проницаемость для воздуха и влаги. Другие виды очищают воду от вредных примесей. Многие олигохеты являются необходимым кормом для других животных.

Рис. 4. Дождевой червь

Для пиявок характерно постоянное количество сегментов тела (33). На теле обычно имеются 2 присоски: одна на переднем конце тела и одна на заднем. В центре передней расположен рот. Присоски позволяют пиявкам прикрепляться к телу жертвы или субстрату (Рис. 6). Интересен способ передвижения пиявок. Пиявка присасывается передним концом, сгибается в дугу, и как бы шагает вперёд. Щетинки на теле отсутствуют. Органы пищеварения начинаются ртом, вооруженным хоботком или тремя хитиновыми зубчатыми пластинками. В полость рта открываются многочисленные слюнные железы. Желудок обширный, сильно растяжимый, снабженный боковыми мешками. При кровососании он способен вместить очень много крови (Рис. 5).

Рис. 5. Напившаяся крови медицинская пиявка

Рис. 6. Сухопутная пиявка

Кровеносная система незамкнутая. Кровь отчасти течёт по настоящим сосудам, а частью – по системе канальцев. Эти канальцы представляют остаток вторичной полости.

Нервная система у пиявок имеет своеобразное и довольно продвинутое строение. Органы чувств воспринимают световые, химические, механические и другие типы раздражения. На переднем конце тела 1–5 пар глаз. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела. В мире известно около 500 видов пиявок, в России – 62 вида. Длина тела у разных представителей варьирует от нескольких миллиметров до десятков сантиметров.

Все пиявки или хищники, поедающие мелких животных, или паразиты, питающиеся кровью позвоночных. Пиявки живут в основном в пресных водоемах, но могут обитать и в слабосоленых водах, морях, а также в почве и на растениях. Некоторые пиявки живут в холодных водах Чукотки, Камчатки и в озере Байкал. Пиявки, обитающие в холодных водах, могут впадать зимой в анабиоз. Анабиоз – такое состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Многие виды пиявок очень чувствительны к чистоте воды и в случае ее загрязнения погибают. При кровососании пиявки выделяют особые вещества – антикоагулянты, препятствующие свертыванию крови как в ранке на теле жертвы, так и в желудке самой пиявки. Пиявок некоторых видов используют в медицине.

 

Список литературы 

1. Акимушкин И. И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: «Мысль», 1992

2. Жизнь Животных. Т. 1. ⁄ Под ред. Полянского Ю. И. – М.: «Просвещение», 1987

3. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

4. Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Академик (Источник).

2. Проект «Вся Биология» (Источник).

3. Академик (Источник).

4. Академик (Источник).

Смотрите английскую Википедию, изучайте биологию и английский язык одновременно!

5. Англ. Википедия (Источник).

6. Англ. Википедия (Источник).

7. Англ. Википедия (Источник).

 

Домашнее задание

Какие особенности строения и размножения объединяют пиявок и малощетинковых червей?

Какие кольчатые черви обитают в вашей местности?

interneturok.ru

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему «Кольчатые черви».

Тема урока «Кольчатые черви».

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения кольчатых червей на примере типичного представителя – дождевого червя, рассмотреть образ жизни кольчатых червей, углубить и расширить знания по изученному ранее материалу.

Развивающие: продолжить развитие умений учащихся работать с текстом, наглядными пособиями (таблицы), выделять главную информацию, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: развитие интереса к предмету биологии, формирование эстетического отношения учеников к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Предметные: ученики должны знать особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя как типичного представителя кольчатых червей, уметь находить и называть части тела дождевого червя, различать органы и системы органов, находить черты отличия и усложнения в сравнении с ранее изученными классами, уметь устанавливать связь строения с образом жизни.

Метапредметные: ученики должны уметь работать с текстом, находить главную информацию, находить сходства и различия между объектами, обобщать полученную информацию, уметь формулировать свои высказывания.

Личностные: ученики должны уметь доступно и понятно высказывать свои мысли, уметь слушать друг друга, контролировать свою деятельность.

Средства обучения: таблица «Строение дождевого червя», учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, Н.И.Сонин, инструктивные карточки с заданиями, доска.

Ход урока

Почему круглые черви так называются? (в поперечном сечении они круглые)

Назовите особенности внешнего строения нематод, как их можно отличить от других червей? (тело удлиненное, веретеновидная форма тела к концам сужается, двусторонняя симметрия)

Из каких слоев состоит тело круглых червей? (эктодерма, энтодерма, мезодерма)

У каких изученных вами животных впервые появилась мезодерма? (плоские черви)

Что такое кутикула и для чего она нужна? (наружная оболочка белкового происхождения, необходима для защиты паразита от переваривания)

Какое строение имеет нервная система круглых червей, какого она типа? (н.с. узлового типа, имеются брюшной и спинной нервные стволы, окологлоточное нервное кольцо)

Из каких элементов состоит пищеварительная система нематод? (ротовое отверстие, глотка, кишечник, анальное отверстие)

На парту ученикам раздаются инструктивные карточки «жизненный цикл аскариды». Ученики рассматривают схему и все вместе отвечают, какая цифра какой этап обозначает.

Расскажите, какие методы гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения аскаридами? (тщательно мыть фрукты и овощи, мыть руки перед едой, не пить сырую воду, особенно из непроверенных источников)

Одним из домашних заданий было подготовить сообщение про Острицы. Кто из учеников желает выйти к доске и рассказать, остальные внимательно слушают и дополняют ответ.

Словесные методы

— фронтальный опрос

Практические методы

— самостоятельная фронтальная работа с инструктивными карточками

Словесные методы

-фронтальный опрос

Дидактические средства

— инструктивные карточки

«жизненный цикл аскариды»

Изучение нового материала

20-25 мин

Итак, сегодня мы начинаем изучать новый тип червей, тип Кольчатые черви. Тема записана в тетрадь.

  1. Общая характеристика типа. (делаются записи в тетрадь)

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.

Это произошло более 600 млн. лет назад.

Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву. 
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

  1. Внешнее строение (записи в тетрадь)

Внешнее строение кольчатых червей мы будем рассматривать на примере типичного представителя – дождевого червя. Рассматриваем таблицу «Внешнее строение дождевого червя». Вопрос: Как вы думаете, глядя на таблицу, почему кольчатые черви называются так? (их тело состоит из отдельных сегментов – колец).

Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне — симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов. Для многих представителей характерно наличие боковых выростов – параподий и щетинок, это прообраз конечностей.

  1. Кожно-мускульный мешок. (записи в тетради)

Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. У кольчатых червей имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом. Вопрос: У каких червей мы уже наблюдали наличие вторичной полости? (круглые черви).

  1. Нервная система (записи в тетради)

Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Органы  чувств – глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки —  осязание. Показать на таблице нервную систему. Рассмотрите рисунок в учебнике, найдите элементы нервной системы.

  1. Кровеносная система (записи в тетради)

. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» — утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Вопрос: Почему «сердца» взяты в кавычки? (потому что это еще не настоящий, не сформированный орган, это сосуды с утолщенными стенками, выполняющие функцию сердца)

Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой. Вопрос: У кого мы уже встречали замкнутую кровеносную систему? (круглые черви). У плоских червей к.с. какого типа? (незамкнутая).

  1. Дыхательная система (записи в тетради)

Органов дыхания нет. Дышит всей поверхностью тела. Как называется такой тип дыхания? (диффузное)

  1. Выделительная система (записи в тетради)

представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу. Метанефридии мы можем рассмотреть на рисунке в учебнике на стр.127

  1. Пищеварительная система (записи в тетради)

Прочитайте в учебнике на стр. 127 абзац про пищеварительную систему и назовите мне по порядку ее отделы. Запишем в тетрадь схему. Ротовое отверстие – глотка – пищевод – желудок – кишка – анальное отверстие.

  1. Половая система (записи в тетради)

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.
Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.
У каких червей так же наблюдается явление гермафродитизма? (плоские черви). А у круглых червей? (особи раздельнополые, половой диморфизм)

Словесные методы

— рассказ учителя

-объяснение с применением наглядных изображений и с элементами опроса

Практические методы

-работа с текстом и изображениями в учебнике

Словесные методы

Рассказ с элементами опроса

Наглядные пособия

-таблица

-рисунки в учебнике

-текст учебника

Закрепление материала

5 мин

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. О чем мы с вами сегодня говорили? (о кольчатых червях). Что нового вы сегодня узнали? (особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя). Если сравнить кольчатых червей с ранее изученными типами Плоские и Круглые, какие выводы можно сделать? (кольчатые черви имеют более сложное строение по сравнению с плоскими и круглыми, значит они более развиты в эволюционном отношении)

Словесные методы

-фронтальная беседа

Домашнее задание

1-3 мин

Повторить параграф «Кольчатые черви», сделать в тетради рисунок Внутреннее строение дождевого червя (стр.125)

Страница ученика.

Тип Кольчатые черви

  1. Общая характеристика типа.

Около 9 тыс. видов, произошли около 600 млн лет назад, населяют водоемы, почву.

  1. Внешнее строение

Тело вытянутое, состоит из сегментов, зачатки конечностей – параподии.

  1. Кожно-мускульный мешок

Снаружи кутикула, 3 слоя эпителия, кольцевые и продольные мышцы, вторичная полость тела.

  1. Нервная система

Узлового типа, надглоточный и подглоточный нервные узлы, брюшная нервная цепочка, узлы в каждом сегменте тела.

  1. Кровеносная система

Спинной и брюшной сосуды, капилляры, «сердца».

  1. Дыхательная система

Диффузное дыхание

  1. Выделительная система

Метанефридии – воронки для выведения

  1. Пищеварительная система

Ротовое отверстие – глотка – пищевод – желудок – кишка – АО

  1. Половая система

Гермафродиты, перекрестное оплодотворение, развитие прямое, регенерация.

infourok.ru

Разработка урока для 7 класса «Общая характеристика типа Кольчатые черви»

Тема «Тип Кольчатые черви».

Цель урока: изучить особенности строения дождевого червя как представителя типа кольчатые черви.

Задачи урока: рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения на примере дождевого червя-представителя кольчатых червей ,

продолжить развитие умения формулировать выводы, работать с учебником

воспитание бережного отношения к природе.

Формировать ЦО к учебной деятельности через активные формы работы на уроке.

План урока.

1. Организационный момент . Психологический настрой.

Мир природы разнообразный, как и разным бывает наше настроение. Какое у вас сейчас настроение? Я хочу пожелать вам успехов на уроке, и чтобы ваше настроение стало лучше. А для этого вам надо хорошо поработать на уроке, получить хорошие оценки. На уроке вы можете зарабатывать баллы за выполнение проверочных работ, а также за выполнение заданий при изучении нового материала.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Игра « Угадай, чей признак»:

Разделите признаки, перечисляемые учителем, на характерные для плоских червей ( поднимают правую руку), круглых червей ( поднимают левую руку), если названые признаки отсутствуют ( руки не подымаются).

1. тело плоское, иногда состоит из члеников.(П)

2.тело круглое в поперченном сечении. (К)

3. двухсторонняя симметрия тела (П,К)

4.тело состоит из трех слоев клеток (П,К)

5.имеется кожно — мускульный мешок(П,К)

6.имеется паренхима (П)

7.полости тела нет (П)

8.лучевая симметрия тела (-)

9.имеется анальное отверстие (К)

10. гермафродиты. (П)

11.раздельнополые (К)

12.дыхание осуществляют всей поверхностью тела (П,К)

 

3. Мотивация учебной деятельности.

Чтение шуточного стихотворения.

  • Четыре червячка
    Весеннею порою
    Обедали с грачом,
    И их осталось трое.

    Три червячка встречали
    Экспресс на Бологое,
    Перебегали путь,
    И их осталось двое.

    Два червячка гуляли
    Среди прибрежных ив,
    Один ушел рыбачить,
    Один остался жив.

    Один червяк не вынес
    Несовершенства в мире,
    Метнулся под лопату…
    И стало их четыре.

О каких известных особенностях червей шла речь в стихотворении?

О чем мы еще узнали из стихотворения?

О каких червях это стихотворение?

5. Сообщение темы и постановка учениками задач урока.

6.Формирование новых знаний.

 ПЛАН

6.1. Беседа по вопросам:

— Где и когда вы встречаете дождевых червей?

— Какие приметы, связанные с дождевыми червями, вам известны?

 На примере дождевого червя рассмотрим строение кольчатых червей. Попробуем добыть необходимые знания самостоятельно.

6.2.Интерактивное упражнение «Ажурная пилка»

Для выполнения этого упражнения класс объединяется в 6 «домашних цветных групп». В группе ученики получают порядковый номер от 1 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в группе, но не меньше 3).

Каждая домашняя группа получает свое задание, которое она должна выполнить в течении определенного времени.

После этого ученики расходятся в новые группы, в которые они объединяются уже по номерам. В одной группе собираются ученики с разных домашних групп с порядковым номером 1, в другой — вторые номера, и т.д. В номерных группах ученики делятся знаниями, полученными в домашних группах. По окончанию времени, обучающиеся возвращаются в домашние цветные группы, и еще раз обсуждают полученные знания.

Учитель вначале упражнения инструктирует обучающихся, объявляет временной регламент и четко следит за его выполнением.( тексты для изучения и выполнения задания в домашних группах см. в приложении 1)


1 группа ( красная) Передвижение дождевого червя

1.Используя текст и рисунок, определите строение кожно – мускульного мешка кольчатых червей.
2.Какие виды мышц входят в состав кожно-мускульного мешка? Какое значение они имеют?
3.Составьте небольшой рассказ о том как передвигается дождевой червь.

2группа ( синяя) Строение пищеварительной системы.

1.Используя текс и рисунок, определите строение пищеварительной системы дождевого червя.

2. Запишите последовательность органов пищеварительной системы дождевого червя.

3.Используя материал статьи, составьте небольшой рассказ о том, как питается дождевой червь.

3 группа ( зеленая) Кровеносная система.

1.Используя текст и рисунок к нему, определите, какие органы входят в состав кровеносной системы. Как происходит движение крови по кровеносной системе червя?
2.Почему кровеносную систему кольчатых червей называют замкнутой?
3.Что такое «сердца»?
4.Что такое капилляры? Какое значение имеет густая сеть капилляров в коже и внутренних органах?
5.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу. Отметьте в рассказе, что кровь дождевого червя и многих других червей красная, а это вызвано наличием в крови гемоглобина – дыхательного пигмента, в состав которого входит железо.

4 группа ( желтая) Особенности строения нервной системы.

1.Используя текст определите порядок построения нервной системы

3. Есть ли отличия в строении плоских, круглых и кольчатых червей?

4.Какие органы чувств имеются у дождевого червя, какое значение они имеют?
5.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

5 группа (фиолетовая)

Выделительная система и дыхание у кольчатых червей.

1.Как осуществляется дыхание червей? Какое значение при этом имеет густая сеть капилляров в коже?
2.Почему после дождя дождевые черви вынуждены выползать на поверхность земли?
3.Используя текст и рисунок к нему определите органы выделительной системы и характер их расположения.
4.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

6 группа ( оранжевая) Особенности размножения кольчатых червей.

1.Каких животных называют гермафродитами, а каких раздельнополыми?
2.Как происходит размножение у дождевого червя?

7. Формирование умений применять знания на практике:

Ребята, вы самостоятельно изучили строение дождевого червя, я предлагаю вам еще раз вместе подумать над вопросом: Как приспособлен дождевой червь к жизни в почве?

7.1.Упражнение «Круг идей» ( ученики выдвигают свои предложения)

Приспособленность дождевого червя к жизни в почве

Черты приспособленности червя к обитанию в почве:
1. На каждом сегменте присутствуют 4 пары щетинок, направленных назад, что позволяет червю цепляться всем телом за неровности почвы и вместе с тем легко продвигаться вперед.
2. Тело влажное, покрытое слизью, что защищает тело от грубых частиц почвы и облегчает передвижение.
3. Органы чувств, расположенные на теле червя, помогают ориентироваться в земле, в окружающей среде.

7.2.Решение творческих задач

1.О деятельности дождевых червей известно многое. Ученые считают, что руины древнего Рима оказались под землей благодаря деятельности дождевых червей. Объясните, как это могло произойти.

2. В стеклянную банку с влажным промытым речным песком поместили дождевых червей. В течении 3 месяцев червей кормили опавшими листьями. В конце опыта на поверхности песка оказался темный в несколько мм слой. Каково его происхождение , из чего он состоит.

3. Дождевые черви способны к обучению. Были проделаны такие эксперименты. Червей поместили в лабиринт в форме Т. Налево их ждала пища, направо -слабый удар током. После нескольких ударов током, которые они получили, черви всегда безошибочно поворачивали в сторону пищи. Чем можно объяснить эту способность?

7.3. Значение малощетинковых червей в природе и жизни человека – «мозговой штурм» с составлением ассоциативного куста.

7.4.Задача экологического содержания.

Известно, что на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн. дождевых червей. Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время 0,5 г почвы. Какова их роль в процессе почвообразования?

Решение: В 1 га – 4,5 млн. дождевых червей,

В 20 га – Х дождевых червей

20 га * 4,5 млн. червей

Х=————————————- = 90 млн. червей

1 га

1 червь перерабатывает 0,5 г почвы

90 млн. червей – Y г почвы

0,5 г * 90 млн. червей

Y=———————————— = 45 млн. га = 45 т

1 червь

Ответ: 45 т. Дождевые черви обогащает почву перегноем, разрыхляют ее, способствуя проникновению в почву воды и воздуха.

8. Итог урока.

Сегодня на уроке мы изучили…

Я узнал, что….

9. Д/З

Изучить материал параграфа, составить вопросы

Составить тесты,

подготовить сообщения

 

Приложение1.

Тексты для изучения и выполнения задания в домашних группах

1 группа красная . Передвижение дождевого червя и кожно-мускульный мешок

Если взять червя в руки, то мы обнаружим, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.
Под кожей располагаются сросшиеся с ней кольцевые мышцы, а под ними слой продольных мышц — получается кожно-мускульный мешок. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.

Днем черви держатся в почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через кишечник. Кучки земли можно видеть на поверхности почвы — их оставляют здесь черви ночью

2группа ( синяя) Строение пищеварительной системы.

Рисунок: пищеварительная система дождевого червя

Пищеварительная система начинается на переднем конце тела ротовым отверстием, из него пища поступает последовательно в глотку, пищевод (у дождевых червей в него впадают три пары известковых желёз, поступающая из них в пищевод известь служит для нейтрализации кислот гниющих листьев, которыми питаются животные). Затем пища переходит в расширенный зоб и небольшой мускульный желудок (мышцы в его стенках способствуют перетиранию пищи). От желудка почти до заднего конца тела тянется средняя кишка, в которой под действием ферментов пища переваривается и всасывается. Непереваренные остатки поступают в короткую заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие. Дождевые черви питаются полусгнившими остатками растений, которые они глотают вместе с землёй. При прохождении по кишечнику почва хорошо перемешивается с органическими веществами. Экскременты дождевых червей содержат в пять раз больше азота, в семь раз больше фосфора и в одиннадцать раз больше калия, чем обычная почва.

3 группа ( зеленая) Кровеносная система.

Рисунок: кровеносная система дождевого червя

Кровеносная система дождевого червя служит для переноса кислорода и питательных веществ прежде всего к мышцам. У дождевого червя два главных кровеносных сосуда: спинной кровеносный сосуд, по которому кровь движется сзади наперед, и брюшной кровеносный сосуд, по которому кровь течет спереди назад. Оба сосуда в каждом членике соединены кольцевыми сосудами. Несколько толстых кольцевых сосудов имеют мышечные стенки, за счет сокращения которых происходит движение крови. От главных сосудов отходят более тонкие, ветвящиеся затем на мельчайшие капилляры. В эти капилляры поступают кислород из кожи и питательные вещества из кишечника, а из других таких же капилляров, ветвящихся в мышцах, происходит отдача этих веществ. Таким образом, кровь движется все время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой кровеносною системою.

4 группа ( желтая) Особенности строения нервной системы.

Рисунок: нервная система дождевого червя

Вдоль всего тела червя по брюшной стороне проходит пара нервных стволов. В каждом членике на них развиты нервные узелки — получается нервная цепочка. В передней части два больших узла соединены друг с другом кольцевыми перемычками — образуется окологлоточное нервное кольцо. От всех узлов отходят нервы к различным органам. Специальных органов чувств нет, но чувствительные клетки в коже позволяют дождевому червю чувствовать прикосновение к его коже и отличать свет от тьмы.

5 группа (фиолетовая)

Выделительная система и дыхание у кольчатых червей.

Для большинства кольчатых червей, в том числе и дождевых, характерно кожное дыхание, практически весь газообмен обеспечивается поверхностью тела, поэтому черви очень чувствительны к влажной почве и не встречаются в сухих песчаных почвах, где их кожа скоро подсыхает, а после дождей, когда в почве много воды, выползают на поверхность

Жидкие ненужные, переработанные вещества поступают в полость тела. В каждом членике находится пара трубочек. Каждая трубочка на внутреннем конце имеет воронку, в нее поступают переработанные ненужные вещества и выводятся по трубочке через противоположный конец наружу.

6 группа ( оранжевая). Особенности размножения кольчатых червей.

Дождевые черви — гермафродиты. Перед откладкой яиц два червя на некоторое время соприкасаются и обмениваются семенной жидкостью — спермой. Затем они расходятся, а из утолщения (пояска), имеющегося на передней части червя, выделяется слизь. В эту слизь поступают яйца. Затем комок слизи с яйцами соскальзывает с тела червя и застывает в кокон. Из кокона выходят молодые черви.

 

Задания домашним группам

1 группа ( красная) Передвижение дождевого червя

1.Используя текст и рисунок, определите строение кожно – мускульного мешка кольчатых червей.
2.Какие виды мышц входят в состав кожно-мускульного мешка? Какое значение они имеют?
4.Составьте небольшой рассказ о том как передвигается дождевой червь.

2группа ( синяя) Строение пищеварительной системы.

1.Используя текс и рисунок, определите строение пищеварительной системы дождевого червя.

2. Запишите последовательность органов пищеварительной системы дождевого червя.

3.Используя материал статьи, составьте небольшой рассказ о том, как питается дождевой червь.

3 группа ( зеленая) Кровеносная система.

1.Используя текст и рисунок к нему, определите, какие органы входят в состав кровеносной системы. Как происходит движение крови по кровеносной системе червя?
2.Почему кровеносную систему кольчатых червей называют замкнутой?
3.Что такое «сердца»?
4.Что такое капилляры? Какое значение имеет густая сеть капилляров в коже и внутренних органах?
5.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу. Отметьте в рассказе, что кровь дождевого червя и многих других червей красная, а это вызвано наличием в крови гемоглобина – дыхательного пигмента, в состав которого входит железо.

4 группа ( желтая) Особенности строения нервной системы.

1.Используя текст определите порядок построения нервной системы

3. Есть ли отличия в строении плоских, круглых и кольчатых червей?

4.Какие органы чувств имеются у дождевого червя, какое значение они имеют?
5.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

5 группа (фиолетовая)

Выделительная система и дыхание у кольчатых червей.

1.Как осуществляется дыхание червей? Какое значение при этом имеет густая сеть капилляров в коже?
2.Почему после дождя дождевые черви вынуждены выползать на поверхность земли?
3.Используя текст и рисунок к нему определите органы выделительной системы и характер их расположения.
4.Составьте небольшой рассказ по изученному материалу.

6 группа ( оранжевая) Особенности размножения кольчатых червей.

1.Каких животных называют гермафродитами, а каких раздельнополыми?
2.Как проходит оплодотворение у гермафродитов?

infourok.ru

План урока по биологии в 7 классе на тему «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

План урока по биологии в 7 классе

на тему «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

Планируемые результаты:

  1. Узнавать по рисункам и называть системы органов;

  2. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;

  3. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и «зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на оценки. Работать мы будем по следующему плану:

  • Повторение ранее изученного материала;

  • Изучение нового материала;

  • Закрепление нового материала;

  • Подведение итогов.

  1. Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает жетоны группе.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей.

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария.

По итогам раздаются жетоны.

  1. Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?

(где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).

Учитель: послушаем доклад вашего одноклассника о многообразии многощетинковых червей. Ваша задача внимательно слушать и делать пометки в таблице «Общая характеристика червей», которую мы начали заполнять на предыдущих уроках. В конце выступления вашего одноклассника, мы подведем итоги.

Доклад учащегося:

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Слайд

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру — многочисленные щетинки (отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Работаем по плану в таблице.

Характеристика

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

  1. Представители

Кл.Многощетинковые;

кл.Малощетинковые

  1. Численность

9 тыс. видов

  1. Среда обитания

Водная, почвенная

  1. Симметрия тела

Двусторонняя симметрия

  1. Форма тела

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

  1. Полость тела

Вторичная (целом), заполнена жидкостью

  1. Слои клеток

3 слоя

  1. Кожно-мускульный мешок

Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы

  1. Ткани

4 типа

  1. Системы органов

Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

Работа с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты

Учитель: 6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы. Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела и поделена продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой. Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью. Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, служит гидроскелетом).

ПРОБЛЕМА

Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

(При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

Учитель: Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Это не единичные примеры, когда научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.

Учитель: а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают домино.

Работа с карточками домино на партах и на слайде презентации.

Учитель: сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о проделанной работе.

Заслушиваются выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем, кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.

Заполняется таблица по мере выступления учащихся.

Раздаются жетоны

  1. Закрепление изученного материала

Сейчас между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий жетон. Если группа не справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.

Раздача жетонов

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд

Пример синквейна по теме Многощетинковые черви:

Малощетинковые черви

Вторичнополостные, кольчатые

Активно передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются

Морские свободноживущие сложно устроенные черви

Подсчет жетонов и выставление оценок.

  1. Домашнее задание

  • подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;

  • подготовить тесты по теме класс Многощетинковые черви;

  • составить кроссворд по теме Кольчатые черви.

infourok.ru

Урок биологии в 7 классе по теме «Тип кольчатые черви»

Класс: 7

Тема: Тип кольчатые черви

Цель урока:

  • формирование у учащихся представления об особенностях организмов, относящихся к типу кольчатых червей

  • развитие умения сравнивать и обобщать полученной информацией в виде опорных схем и таблиц

  • воспитание у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения

Задачи: дать представление о типе кольчатые черви

Методы: фронтальный опрос, рассказ учителя, индивидуальная работа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: рисунки с учебника, презентация

Ход урока.

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний по изученной теме

  • мозговой штурм

  • верные и неверные утверждения «+» и «-»

  • тестирование (взаимопроверка)

III. Изложение новой темы

Тело кольчатых червей:

— вытянутое;

— трехслойное;

— многоклеточное;

— вторичную полость

заполнено жидкостью ↔ целлом → из промежуточного слоя

мезодерме мышц Расс. рис.

стенкой тела ↔ целлом → кишечником

по кровеносным сосудам по замкнутой системе

из спинного и брюшного

кровеносных сосудов

— соединенных кольцевыми сосудами.

роль сердца имеют мышечные

стенки за счёт их

сокращения

происходит движения

крови

По спинному кровеносному сосуду кровь движется вперед, а по брюшному – назад.

Выделительные органы, похожие на трубочки, образуется из эктодермы.

  • в каждом членике → по 2 трубочки (воронки)

  • оболочка кольчатых червей → из однослойного тонкого эпителия

  • на поверхности тела много желез

слизь

Нервная система → из 2-х парных окологлоточных нервных узлов0, соединенных между собой кольцевыми перемычками.

  • 2 нервных узла → нервы – называются надглоточными,

  • 2 нижних — подглоточным.

Органы чувств → чувствительные клетки разбросанные по коже, позволяют ему чувствовать прикосновение и отличать свет от тьмы.

Органы передвижения – параподии – это боковые выросты со щетинками по сторонам каждого сегмента.

Тело → из головы

задней туловища → из члеников

части

с анальным

отверстием

  • размножение половое и бесполое (водный червь)

  • малощетинковые кольчатые черви (дождевой червь) – гермафродиты, а многощетинковые (нереида и др.) – однополые.

Размножение

Бесполое

При делении их тело распадается на несколько частей, а затем каждая из них восстанавливает себе голову и хвост

Половое

самки и самцы одновременно выбрасывают в воду полове продукты, где и происходит оплодотворение

Класс – пиявки

Тело их уплощено, а деление на сегменты выражено не так четко.

— двуполые (гермафродиты)

яйца откладывают в коконы

— пища пиявок → моллюски, личинки различных насекомых, другие пиявки,

головастики, мелкая рыбой.

— на заднй и передней части их тела есть присоски.

— рот → тремя зазубренными пластинками « челюстями».

человека и высасывать кровь.

треугольные следы

слюнные железы ↔ особое вещество

народной медицине → гирудин, которое замедляет свертывание

↓ крови

пиявкам дают присосаться к венам при их закупорие.

IV. Закрепление изученного материала

— Почему черви называются кольчатыми?

— В чем главное отличие кольчатых червей от круглых?

— Чем отличается вторичная полость тела от первичной?

— Какие функции выполняет в организме червей вторичная полость?

— Что такое замкнутая кровеносная система?

— Как размножаться кольчатые черви?

Задание: используя учебник 6 –го класса, прочитайте материал о жизнедеятельности дождевого червя.

Лабораторная работа № 15

Тема « Изучение внешние строение, движение и ответной реакции на раздражение дождевого червя»

V.Сообщение Д/з § 40 с. 152-155

VI. Итог урока.

www.metod-kopilka.ru

» Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека». В.В. Пасечник

Биология. 7 класс.

Учебное занятие № 10.

Дата: 04.10.2016 год

Тема. Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №1: «Знакомство с многообразием кольчатых червей».

Цели: 1.Создать условия для расширения знаний учащихся о кольчатых червях; познакомить учащихся с характерными особенностями классов олигохет и пиявок, их значением в природе и жизни человека; с ролью дождевых червей в почвообразовании; продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования и делать выводы.

2. Содействовать развитию у учащихся памяти, речи; самостоятельности в работе с учебником и тетрадью по вопросам.

3. Создать условия для воспитания аккуратности при работе с учебником.

Оборудование: таблицы «Тип Кольчатые черви», «Дождевой червь», компьютер, проектор, экран, диск для 7 класса, презентация.

Планируемые результаты:

— учащиеся должны знать особенности строения кольчатых червей класса Олигохеты;

— знать особенности питания;

— выделять способы приспособления их к среде обитания, к не­благоприятным условиям;

— определять по внешнему виду и называть червей класса Оли­гохеты;

— знать значение червей для улучшения структуры почвы и их роль в почвообразовательных процессах.

Ход учебного занятия:

I этап. Организационный. Обеспечить нормальную обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся для работы на учебном занятии.

II этап. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

1) В чем заключается усложнение строения кольчатых червей по сравнению с круглыми?

2) Какие из полихет вам известны? Какова их роль в природе?

3) Какие системы органов есть у полихет?

2. Проверка выполнение задания в рабочей тетради. (№4, с. 16.)

III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

  1. Постановка темы и цели учебного занятия.

  2. Ответы на вопросы в начале параграфа, с.41.

IV этап. Усвоение нового материала.

ПЛАН:

1. Среда обитания малощетинковых червей.

2. Особенности внешнего строения олигохет.

3. Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки, их использование человеком.

1. Малощетинковые черви — олигохеты — обитают лишь в пресных водах и в почве. У них исчезли усики и пальпы на голов­ных лопастях. Исчезли и параподии, они вернулись к «червеобраз­ному движению». Щетинки остались. Глаз нет, но свет чувствуют и стремятся от него уйти. Гермафродиты. Размеры варьируют от до­лей миллиметра до 3 м (гигантский дождевой червь Австралии).

1) Пресноводные олигохеты в загрязненных водоемах состав­ляют до 60 % массы всех живых существ. Численность трубочни­ков может достигать 100 тыс. особей на 1 м дна. Потребляя орга­нику, они очищают воду, а сами являются отличным кормом для рыб (в том числе и для аквариумных).

2) К почвенным олигохетам относятся дождевые черви. По­требляя гниющие остатки растений, навоз, органику грунта, они превращают их в неорганические соединения, используемые расте­ниями.

Историческая справка:

В 1881 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина «Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни». В этом сочинении Ч. Дарвин, один из первых исследователей дождевых червей, писал:

«Дождевые черви в истории образования земной коры играли значи­тельно более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда…»

«…Плуг принадлежит к числу древнейших орудий земледельца, но еще задолго до появления плуга почва правильно обрабатывалась дожде­выми червями и всегда будет обрабатываться ими…»

Вопросы классу:

— Где и когда вы чаще встречаете дождевых червей?

— Почему Дарвин так писал о дождевых червях?

— Какие приметы, связанные с дождевыми червями, вам известны? Как вы можете их объяснить?

(Обобщить и исправить ответы учащихся.)

Лабораторная работа №1: «Знакомство с многообразием кольчатых червей». (с. 42 учебника; задание 14, с.19 в рабочей тетради).

2. Класс пиявок невелик — около 400 видов. У них постоянное число сегментов — 33, реже — 30. Тело вытянутое и сплюснуто в спинно-брюшном направлении. На переднем конце тела развивает­ся ротовая присоска, на заднем — другая присоска. У них нет ни параподий, ни щетинок. Пиявки плавают, волнообразно изгибая тело, или «шагают» по грунту, попеременно прикрепляясь перед­ней и задней присосками. Главное отличие пиявок от олигохет — исчезновение вторичной полости, целома. Он зарастает рыхлой соединительной тканью (паренхимой), а остатки его превращаются в незамкнутую систему.

Пиявки гермафродиты. У них образуется яйцевой кокон, только оплодотворение не наружное (в коконе), а внутреннее. Плоские коричневые яйцевые капсулы можно увидеть на нижней стороне листьев кувшинок и других водяных растений.

Самые крупные пиявки достигают 15 см, но большинство мельче. Многие пиявки нападают на мелких водных животных. Лишь часть видов стала кровососущими наружными паразитами.

Большую пользу приносит медицинская пиявка. Велико ее зна­чение при лечении заболеваний, когда необходимо произвести от­сос крови. В слюне пиявок содержится белок гирудин (от лат. «гирудо» — пиявка), препятствующий свертыванию крови. Он останав­ливает развитие тромбов, полезен при склерозе, гипертонии, ин­сультах, рассасывает подкожные кровоизлияния. Медицинские пи­явки высоко ценятся, они стали редкостью. В наших водоемах можно встретить большую ложноконскую пиявку, но она кровь не сосет.

В морях обитает около сотни видов пиявок. Они сосут кровь морских рыб, ракообразных, например камчатского краба. Некото­рые виды вышли на сушу и обитают во влажных тропических лесах Юго-Восточной Азии. Они поджидают добычу на листьях и в траве и присасываются к ногам людей и животных.

V этап. Первичная проверка понимания.

1. Фронтальная беседа:

1) Что такое гирудотерапия?

2) Расскажите о среде обитания пиявок, раскройте их приспо­собленность к среде.

3) Назовите особенности строения дождевого червя.

4) Почему, хотя у дождевого червя сердца нет, но в пособиях встречается выражение: «…по замкнутой кровеносной системе кровь движется благодаря сокращениям «сердец»…»?

2. Выполнение в рабочей тетради заданий 15-17, с.19-20 с последующей проверкой.

VI этап. Информационный. Изучить §10. №18-21, с.20-21.

VII этап. Подведение итогов и оценка учебного занятия. Оценить качество работы класса и отдельных учащихся.

VIII этап. Рефлексия. Что понравилось на учебном занятии? Что не понравилось?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *