Тест орфограммы в корне слова 7 класс – Тест предназначен для учащихся 5-7 классов с целью повторения и закрепления изученных орфограмм. В тест включены такие темы: «Чередование гласных в корне слова», «Правописание приставок»
Тест. «Определение орфограммы в корне слова»
В тест включены восемь заданий на определение орфограммы в корне слова.
Просмотр содержимого документа
«Тест. «Определение орфограммы в корне слова»»
Вариант № 1
1. Укажи неверно составленную пару согласных по звонкости-глухости:
а) д-т б) з-с в) в-п г) ж-ш д) г-к
2. Укажи слово, в котором пишется безударная гласная о:
а) с…довник б) хв…лить в) тр…пинка
3. В каком слове безударную гласную можно проверить словом горе:
а) горевать б) городской в) гористый
4. Укажи слово, в котором пишется буква к:
а) ко…ти б) ло…ти в) но…ти
а) глас…ный б) навес…ной в) доблес…ный
6. В каком слове написание непроизносимого согласного проверить нельзя:
а) чувство б) вестник
7. Укажи «лишнее» слово:
а) поз…ний б) пас…бище в) звёз…ный
8. Определи, на какое правило составлена группа слов:
виногра…, ска…ка, стру…ка:
а) правописание безударных гласных
б) непроизносимых согласных
в) правописание парных согласных
____________________________________________________________
Вариант № 2
1. Укажи неверно составленную пару согласных по звонкости-глухости:
а) в — ф б) г — т в) з — с г) ж — ш д) б — п
2. Укажи слово, в котором пишется безударная гласная а:
а) б…льной б) ст…рик в) м…рской
3. В каком слове безударную гласную можно проверить словом горка:
а) горевать б) городской в) гористый
4. Укажи слово, в котором пишется буква п:
а) про…ка б) кно…ка в) улы…ка
5. Укажи слово, в котором нельзя писать букву т:
а) глас…ный б) прелес…ный в) чес…ный
6. В каком слове написание непроизносимого согласного проверить нельзя:
а) лестница б) звёздный в) несчастный
7. Укажи «лишнее» слово:
а) свис…нуть б) звёз..ный в) капус…ный
8. Определи, на какое правило составлена группа слов:
ус…ный, мес..ный, со…нце:
а) правописание безударных гласных
б) правописание парных согласных
в) правописание непроизносимых согласных
kopilkaurokov.ru
Тест по русскому языку (7 класс) на тему: Тест. Чередующиеся гласные в корне слова (7 класс)
Чередующиеся гласные в корне слова
1 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) сохранился, задрожал
2) залив, заметка
3) движение, обращение
4) запереть, озарение
2. Спишите слова, выделите корни в словах с чередующимися гласными, а к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово:
1) пок..сившаяся избушка
2) хрустальная р..са на траве
3) бл..стящий
4) выг..рать
5) прик..саться
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) вспомнить
2) касание
3) броситься
4) откликнуться
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) перег..родка
2) заг..родный
3) заг..рать
4) г..рный
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) к..сить
2) к..стный
3) прик..сновение
4) к..силка
6. В каком слове пишется буква А?
1) отр..сль
2) подр..сли
3) к..снуться
4) разг..реться
7. В каком слове пишется буква И?
1) расст..лить
2) зат..реть
3) отп..реть
4) разб..рать
8. В каком слове пишется буква О?
1) з..рница
2) г..рящий
3) прик..саться
4) оз..рение
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Тогда моё сердце загоралось жалостью и сочувствием. (В.Г.Короленко.)
12. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Чередующиеся гласные в корне слова
2 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) загораживать, носились
2) вырастет, собирать
3) перемигивались, испекутся
4) пробивался, удивиться
2. Спишите слова, выделите корни в словах с чередующимися гласными, а к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово:
1) к..сой взгляд,
2) прим..рить друзей,
3) бл..стающий
4) зап..рать
5) прик..сновение
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) тянулись
2) остановиться
3) затирать
4) прибрежные
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) г..рсточка
2) подг..ревший
3) г..ревать
4) предг..рье
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) к..смический
2) к..солапый
3) прик..снуться
4) к..стрище
6. В каком слове пишется буква А?
1) г..рение
2) р..сток
3) пор..сль
4) к..сание
7. В каком слове пишется буква И?
1) раст..рание
2) ст..литься
3) зам..реть
4) отт..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) к..сательная
2) оз..рять
3) перег..реть
4) соприк..саться
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Над замком зарисовался тонкий серп луны, загорелись звёзды. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Когда же она заметила меня, в её глазах блеснула живая искорка. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Чередующиеся гласные в корне слова
3 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?
1) расчищать, выросли
2) удерживать, пробиваться
3) убираться, загорать
4) провожать, отгородить
2. Спишите слова, выделите корни в словах с чередующимися гласными, а к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово:
1) г..ристая местность
2) р…систое утро,
3) обл..гать налогом,
4) разж..гать
5) разг..рается костер
3. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
4. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) г..рнир
2) г..рпун
3) г..рантия
4) ог..рок (свечи)
5. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) каскад
2) каспийский
3) каска
4) касательная
6. В каком слове пишется буква А?
1) выр..щенный
2) сг..раемый
3) прор..сший
4) к..снувшийся
7. В каком слове пишется буква И?
1) заж..гать
2) бл..снул
3) соб..рётся
4) подп..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) предл..гать
2) прол..жить
3) отр..сль
4) отр..стать
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами. (В.Г.Короленко.)
10. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Я грустно ходил по саду и с тоской смотрел по направлению к горе, ожидая, кроме того, грозы, которая собиралась над моей головой. (В.Г.Короленко.)
11. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. (В.П.Астафьев.)
12. В слове ОЗАРЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
nsportal.ru
Пособие «Карточки-орфограммы». 7 класс. Теория, графическое пояснение орфограмм, практика.
«Карточки-орфограммы» — материал, по которому я работаю со своими классами уже очень много лет. Благодаря ему мои дети хорошо знают правила и успешно сдают экзамены.
С пятого класса приучаю ребят к полному графическому пояснению каждой орфограммы. Это же задание часто включаю в качестве дополнительной работы к проверочным диктантам. К знанию орфографических правил у детей подключается и орфографическая зоркость — важное умение для практической грамотности. С 5 по 7 класс провожу и зачёты по этому материалу.
«Карточки-орфограммы» — это и незаменимое пособие для моих учеников при выполнении работ над орфографическими ошибками.
Проверяя рабочие, творческие, контрольные тетради, с пятого класса всегда указываю на полях тетрадей номера орфограмм, на которые допущены орфографические ошибки. Если учитель будет проводить эту работу постоянно, номера орфограмм запомнить несложно.
Используя это пособие, мои дети закрепляют правило, графически поясняют в слове с ошибкой орфограмму, приводят много примеров с графическим пояснением из упражнения, которое дано к каждой орфограмме.
Пособия распечатываются на каждого ребёнка в начале каждого учебного года, вкладываются в файлы и мягкую папку. Каждый год в эту папку мы добавляем новые орфограммы. 5 класс — орф. № 1 — 25, 6 класс — орф. № 26 — 48, 7 класс — орф. № 49 — 72. Пособием мы пользуемся очень часто, до выпускных экзаменов в 11 классе. (У нас своя нумерация орфограмм, так как учебники не включают всех правил, которые нам необходимо знать). С пятого класса изучаем орфограммы со всеми исключениями.
В кабинете такое пособие с орфограммами № 1 — 72 есть на каждую парту. Им мы пользуемся очень часто.
Его я составляла по разным многочисленным источникам в течение многих лет.
Если кому-то оно пригодится, буду рада.
Хороших вам, грамотных работ учеников, учителя русского языка!
P.S.: Пометки, сделанные рукой учителя, не являются ошибкой в публикации: многолетняя практика практика работы по пособию показала, что именно так сложные орфограммы запоминаются учениками лучше. Любой из учителей может доработать материал под своих учеников.
infourok.ru
Тест: Трудные случаи орфографии. Орфограмма в корне слова
Исключения из правил — материал, обращаться к которому необходимо как можно чаще.
Русский язык 5 класс | Автор: Жилина И.В. | ID: 9599 | Дата: 10.8.2017 Вопрос № 1Отметьте строчку (строчки), в всех словах которой (ых) пишется буква А.
выг…рки, г…релый, изг…рь, заг…рели, приг…рьизг…рь, приг…релый, пог…релец, приг…рь
приг…реть, заг…релый, выг…рки, приг…рь
выг…рки, изг…рь, приг…рь, г…реть, гор…лка
выг…рки, приг…рь, заг…р, наг…р, приг…рью, уг…р
приг…рь, гор…чее, разг…рается, г..рящий, выг…рели
Вопрос № 2
Отметьте строчку (строчки), в всех словах которой (ых) пишется буква О.
г..рнист, г…рячка, сг…рел, приг…рел, изг…рь
подг…реть, выг…реть, заг…р, заг…реть
приг…рюнившийся, г…рдыня, г…ртань, сг…рел
г…реть, г…ренка, изг…рь, г…рмонь, г…ремыка
г…рнозаводская, приг…рюнился, г..рючее, выг…рело
Вопрос № 3
Отметьте строчку (строчки), в всех словах которой (ых) пропущенные буквы проверяются ударением.
г..рихвостка, г..реть, г…рняк, г…рчайшийг…рбатого, г…рчичник, г…рдячка, г…рбоносый
г…рмон, г…рцевать, г..рчица, г..рланить, г..рячка
г..ризонт, г…рнизон, г…рдемарин, г…рдина, уг…релый
г…рняцкий, приг…рюнившийся, г..рчинка, г..рбушка
Вопрос № 4
Отметьте строчку (строчки), в всех словах которой (ых) пропущенные буквы НЕ проверяются ударением.
заг…релого, подг…рела, г…ремыка, приг…рюнился, г…ржетказаг…реть, уг…реть, г…рючий, дог…рать, заг…релый, г…ртань
г…рпун, г…рнизон, выг…рки, уг…реть, г…рнитур, приг…рь
г…ревать, наг…рать, прог…реть, приг…реть, уг…ревший
г…рмон, г…рмональный, г…рантированный, г..рдеродбная
г…ршечный, г…ртанный, г…ризонтальный, г..ртензия, г…рцевать (на коне)
Вопрос № 5
Отметьте строчку (строчки), в каждом слове которой (ых) пропущена буква О.
(домашняя) утв…рь, пол…г,изл…гать, з…рянка, предл…жить, вытв…ряешьз…рница , отл…жить, оз…рение, тв…рить, з…ревой, предл…гать
отв…рить (темницу), з…ревать, прил…жение, з…ренька, з…рянка
оз…рять, возл…гать, возл…жить, пол…гаю, з…ря, оз…рена
предл…жить, накл…ниться, л…жатся, предпол…жение, пол…г
скл…нение, кл…няться, оз…рение, тв…рец, утв…рь, з…ревать
Отметьте строчку (строчки), в всех словах которой (ых) пропущенные буквы НЕ проверяются ударением.
р…систский, р…систый, к…снуться, р..сомаха, подр…стковый, г…рмоничныйр…весник, з..рница, к…ссета, распол…житься, г…рпунщик, обг…релый
взр…слеть, укр…титель, р…скошный, г…рбатый, з…росли
ур…вень, р..ссийский, алг…ритм, г…рячительные (напитки), пол…ги
р…сточек, з…ря, р….синка, р..ссвет, пор…ссказать, к…сноязычный
р…стовщичество, к…стелянша, прик…сновение, к…станьеты, з…ря
Вопрос № 7
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой (ых) пишется буква О.
отл…жить, пол…г, подл…жить, зар…стать, прил…жить, отр…слевойзар…сло, р…сток, водор…сли, предпол…жение, пол…г
подр…стковый, р…стовская (область), недор…сль, з…ревать
отр…слевой, подр…стковая, разг..раться, оз…рение, з…ря
р…сточек, р…сток, р..стовчане, з…рянка,з…рька, пол…г
Вопрос № 8
Отметьте строчку (строчки), в словах которой (ых) пропущена орфограмма «Чередование гласных в корне».
к…сички, к…соглазие, прик…сновение, прог…реть, г…ртанныйсл…гаемые, зар…стать, зан…маемся, р…сток, недор…сль, Р…стов
воспом…нание, водор….сли, утв…рь, уг…рный, уг…реть, зан…мать
зап…рать, расст….латься, бл…снуть, нач….нать, зан…мать, м…ридиан
зам…реть, пон…мать, выж….чь, пост…лить, соч…тать, ч…та
Вопрос № 9
Отметьте строчку (строчки), все слова в которой (ых) — исключения из правила о чередовании гласных в корне.
тв…рец, покл….ниться, пл…вец, попл…вок, обувь пром…каетподск…чить, ур…внять (условия), подр…внять (волосы), з…рянка
ск…кать, пор…вну, р…внина, р…внять (грядки), выж…гать, выж…г
пор…вну, р…внина, пол..г, приг…рь, з…ревать, соч…тание
р…вносторонний, все р…вно, обм…кнуть (кисть), уг…реть
Вопрос № 10
Отметьте строчку (строчки), среди слов которой (ых) НЕТ исключений из правила о чередовании гласных в корне.
нач…нать, выж…чь, взб…раться, зар…сло, р…сток, недор…сльР…стов, водор…сли, зап…рать, зам…реть, соч…тание, ч…та
к…саться, выг…реть, перег…реть, вым…кнуть, ср…внение, подск…чить
скл…нение, ур…вень, тв…рец, утв…рь, покл…ниться, з…ря
з…рька, з…рево, оз…рение, неприк…сновенный, г…реть, обж…гаться
обм…реть, зам…р, прип…рать, соч..таться, преп…раешься
Вопрос № 11
Отметьте строчку (строчки), во все слова которой (ых) необходимо вставить одну и ту же букву.
Р…стов, водор…сли, зар…сло, р…сток, недор…сль, з…реватьнач…нать, выж…чь, взб…раться, зап…рать, зам…реть, соч…тание, ч…та
к…саться, выг…реть, перег…реть, вым…кнуть, ср…внение, подск…чить
скл…нение, ур…вень, тв…рец, вым…кнуть, покл…ниться, з…рянка
з…рька, з…рево, оз…рение, неприк…сновенный, г…реть,
обм…реть, зам…р, словосоч…тание, выч…сть, соч..таться,
обж…гаться, преп…раешься, бл…стательный, зан…мать, прип…рать,
Вопрос № 12
Отметьте строчку (строчки), во все слова которой (ых) необходимо вставить одну и ту же букву.
отл…жить, пол..г, г…реть, зал…жить, заг…елый, распол..житься, разг…ратьсязар…стать, зар…сло, р…сток, недор…сль, подр…сти, возр…ст, подр…стать
зап…рает, зам…р, соб…рал, расст…латься, соч…таться, бл…снуть
выж…чь, взб…раться, проб…раться, пост…лить, отб…рать, заж…гать
подг…рать, дог…реть, пл…вчиха, подр…стковый, пор…вну, з…рянка
м…кать (в вваренье), непром…каемый, вым…кнуть, пром…кательная (бумага)
Вопрос № 13
Отметьте строчку (строчки), во все слова которой (ых) необходимо вставить одну и ту же букву.
(все) р…вно, р…вняйтесь, р…внина, утв…рь, ср…внение, ур…внять (силы)попл…вки, пл…вчиха, пл…вец, пл…вучесть, пл…вун, жук-пл…вунец
ск…кать, подск…чить, ск…чок, ск…чу, выск…чка
з…ря, з…рька, з…рево, оз…рение, з…рянка, з…ревать
скл…нение, накл…нить, тв…рец, пол…ги, пл…вец, вытв…ряешь
пор…вну, ур…вень, р…весник, р…внять (поверхности), р…внинный
Вопрос № 14
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой (ых) пропущена чередующаяся в корне буква.
г…ревать, г…ра, з…рница, благотв…рительный, неприк…саемый, выск…чкаг…релый, г…ристый, обг…релый, к…сательная, сл…гаемые, пром…кательная
г…ремычный, г…рестный, оз…рить, попл…вки, р…внинный
г…рит, разг…релся, прик…сновение, прекл…няться, подр…стковый
г…рянка, утв…рь (домашняя), разг…раться, отв…рить (темницу)
г…рбатый, г…рнолыжник, р…стительность, распол…жение, обм…кнуть
Вопрос № 15
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой (ых) пропущена чередующаяся в корне буква.
уг…реть, г…рячность, ск…калка, выр…щенный, м…ропониманиег…рделивый, г…родской, пропл…вавшие, (место) пор…внее
разг…релся, на выр…ст, отр…сль, з…ревой, наг..рит, з..рничный
г…рбинка, г…рноспасатель, наг…р, з…ри, з…рюшка
г…рдиться, выг…реть, г…рчичник, г…рячий, м..рещиться
оз…ренность, з…рничный, ог…рок, прекл..няться (перед талантом), спл..влять
Вопрос № 16
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой (ых) пропущена чередующаяся в корне буква
г…рюешь, подг…рел, выск..чка, сотв..рение, оз..рениег…ризонт, г…рилла, бракосоч..тание, укл..ниться, выд..рнуть
г…роскоп, г…роховый, уг..реть от дыма, выч..тание, выж..гать
г…рластый, г…рловина, заж..галка, сл..жение, м..роносица
подсч…тать (убытки), зан..мательные, прокл..нать, с зам…ранием (сердца)
ср..внить, выр..стали, р..стовщик, соск..чил с ноги, р…скосматый
Вопрос № 17
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой (ых) пропущена чередующаяся в корне буква.
з..рницы, Р…стислав, р…ссада, нераств..римое, раств..рить, утв..рьвозр..ст, ск..куны, зам..реть, кас..тельная, прим..нать (землю)
преп..раться (с соседями), пор..сль, нал..жить (запрет), проск..чу
отм..кает в воде, отм…вается, ср..внение, обм..кнуть
выст…рали, выд…ру, отр…слевой, р…стрезвонили, соч…тать
откл…няться, тв…рец, утв…рь, покл…ниться, м…рзляка, з…ря
Вопрос № 18
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой(ых) пропущена орфограмма «Чередование корней»
выг…ревшие, выл…жил, вн…мание, неприк..сновенно, оз…рениер…внодушие, переск…чить, прит…ворился, нал…гать (запрет), з…ря
заж…гать, заж…вать, не сч…тается, насл…ждение, пор…сль
неув…дающий, оз…рение, возр…ст, прик…сновение, выг…рки
покл..няться, р…вномерный, поч…тать (книгу), выч…т
подн…мать, душеразд…рающий, п…рующие, водор…сли
Вопрос № 19
Отметьте строчку (строчки), во всех словах которой(ых) пропущены безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
к…сматый, заг…релый, ск…чкообразный, п…рушка, г…рючийм…ролюбивый, г…рение, к…сить, к…сарь, выг…ревший, вым…рить
г…ристый, к…ситься, г…рнитур, выг…рки, с…деть
г…ревать, к…силка, г..рняцкий, г…рчица, м…ровая, р..скошный
приг…рюнился, п…рнатые, нак…сить, д…ржать, прим…рить (платье)
покл…ниться, г…рняк, пог…рельцы з…рница, з…ря, з…рядка
Вопрос № 20
Отметьте строчку (строчки), каждое слово которой (ых) является исключением из правила «Чередование гласных в корне»
з…ревой, г…ристый, выг…рки, г…рняк, об…раловка, расст…литьутв…рь, г…ревать, г…ремычный, ск…чок, прим…рение, оз..рять
на выро…ст, пол…г, отр…слевая, приг…рь, утв….рь, р…весник,с…четание
ур…вень, пл…вчиха, пор…вну, к…стелянша, р…сомаха, г…рнизон
соч…тание, поб…рушка, р…внина, р…стовская, пл…вчиха
з…ревать, з…рянка, заст…лила, подр…стковый, прекл…нение
Получение сертификата
о прохождении теста
testedu.ru
План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Орфограммы в корне слова, 7 класс
Конспект урока русского языка
в 7 классе по теме «Орфограммы в корне»
Тип урока по этапам освоения материала: повторительно-обобщающий урок
Тип урока по ведущему методу: урок-практикум
Результаты деятельности учащихся
Предметные результаты: обучащиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.
Метапредметные результаты.
Познавательные: анализировать текст, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Личностные: определять цели своего обучения.
Ход урока:
1 этап «Мотивационный компонент»
— Мне нравятся пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Какими средствами воздействует на читателей Пушкин? (метафора «очей очарованье», эпитеты «унылая», «прощальная», «пышное», олицетворение «в багрец и золото одетые», оксюморон «пышное увяданье»).
2 этап «Планирование деятельности на уроке»
— У порога школы нас каждый день встречает одно деревце – берёзка: зимой, покрытая то инеем, то снегом, весной с длинными пахучими серёжками, летом с шумной весёлой листвой, а осенью, одетая в необыкновенный наряд. Но сегодня она решила прийти к нам на урок. (Изображение берёзки раздаётся каждому ученику, в течение урока ребята приклеивают на него «листочки» — оценки за выполненные задания)
— Попробуем к концу урока «одеть» каждый свою берёзку в «багрец и золото». Вот вам «золотые» и «багровые» листочки. «Багровые» – это ваша самооценка, которая означает «задание выполнил быстро и правильно», «золотые» – «задание выполнил с недочётами». У меня тоже есть листочки, с помощью которых я вам помогу украсить ваши берёзки.
3 этап «Подготовка к обобщению правил»
— Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина на выглядит в качестве деформированного текста. Что пропущено? (орфограммы в корне) Это тема нашего урока. Какова общая цель урока? (повторить) Мы будем изучать или повторятьорфограммы в корне? А когда изучали их? (в начальных классах, в 5 и 6 классах) Почему повторяем? (чтобы закрепить) Зачем нам это нужно? (грамотно писать, сдать ЕГЭ, частые ошибки в этих орфограммах, быть образованными) (слайд 5 Цель)
(Оценка учителем)
— Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.
З.1. П..ра (поры), ..чей (очи), оч..рованье (чары), тв..я (твой), кр..са(краше), зол..то (позолота),ув..данье, л..са (лес).Проверьте себя и оцените. (самооценка)
— Назовите орфограмму, над которой вы работали. (правописание безударной проверяемой гласной в корне слова)
(оценка учителем).
З.2.Посмотрите на следующий слайд и назовите орфограмму, имеющуюся в корнях подчёркнутых слов.
Приятна, прощальная, природы, багрец (непроверяемые безударные гласные в корне слова)
— Что может помочь в правописании этих слов? (словарь)
— Это все орфограммы в корне? Мы выполнили цель урока? (нет)
— Что ещё нужно повторить? Ваши предположения?
— Каковы наши задачи на уроке? (повторить и закрепить правила написания гласных и согласных в корнях слов)
(оценка учителем)
— Как это сделать? На материале заданий, которые я вам буду предлагать. Вы готовы? По мере выполнения заданий будут заполняться фигуры в схеме.
4 этап «Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи»
— На предыдущих уроках мы повторили два вида орфограмм в корне. Напомните их. (о-ё после шипящих в корне слова, и-ы после ц в корне слова)
З.3.- Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих в корне слова. (оценка учителем).
З.4.Найдите эту орфограмму в следующем поэтическом отрывке
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку жёлтым серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом. (И.А.Бунин)
Выпишите эти слова. Проверьте
(самооценка)
З.5.- Расскажите о правописании букв И – Ы после Ц в корне слов
(оценка учителем)
— Какие ещё безударные гласные вы знаете? (чередующиеся) Почему они в конце схемы?
5 этап «Самостоятельная работа»
З.6.- Рассмотрите задание на раздаточных рабочих листах. Сформулируйте задание. Какова ваша задача? (заполнить пропущенные чередующиеся корни) Проверьте выполнение задания по таблице-помощнику. (на каждой парте) Оцените себя.
(Самооценка)
— Посмотрите, как разрослась наша схема.
З.7. Прочитайте ещё одно стихотворение об осени.
Горит заря.
Туман ложится пологом в низинах.
И в зарослях не видно больше птиц,
Скакавших бойко утром по вершинам, —
Их сон касается и клонит клювы ниц.
Природа замирает. На равнине
Луч стелет сочетание теней.
Седеющий туман в долине
Чуть дремлет на перине из камней…
— Как вы думаете, зачем на этом этапе урока я предложила вам это стихотворение? (много слов с чередующимися гласными). Какова ваша задача работы над стихотворением? (выписать слова с чередующимися гласными)
— Верно, выпишите слова с чередующимися гласными, обозначьте корни, подчеркните чередующиеся гласные, объясните их написание графически. Пользуйтесь таблицей-помощником. Самопроверка
(самооценка)
Задание на выбор: кто считает это задание для себя лёгким, предлагаю другое: составьте небольшой текст, используя в нём следующие слова с чередующимися гласными:
касаются неба, пробираются лучи солнца, загораются золотистые зайчики.
(оценка учителем)
-Переходим ко второй части схемы. Согласные в корне так же, как и гласные бывают проверяемые и непроверяемые. Вернёмся к картине «Золотая осень».
— Что изображено на переднем плане картины? (берёзки)
— Где они расположены? (на берегу реки)
-Запишите эти слова в И.п. – берёзки, берег. Выделите орфограмму в корнях этих слов. Какой фонетический процесс происходит в этих словах? (оглушение в середине слова и на конце) Как доказать, что именно эти согласные буквы должны писаться на месте звуков с ик?
-Как называется орфограмма? (проверяемые звонкие и глухие согласные в корне слова)(слайд 17 схема 6)
(оценка учителем)
— Подберите прилагательные, которые помогут нам выразить восхищение этой картиной.
Какая она? (Красивая, чудесная, прекрасная, прелестная, яркая, солнечная и т.д.)
— Выберем из перечисленных слова с непроизносимым согласным в корне слова. (Солнце, чудесное, прекрасное, прелестная)
— Как можно проверить непроизносимую согласную в корне? (Подбираем однокоренное слово, где чётко слышится эта согласная).
— Назовите орфограмму, над которой сейчас работали.
(оценка учителем)
З.7 Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в схеме.
День выд…лся солнечный, теплый. Вокру.. п..стрела наб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную кр..соту, которая заст..вляет зам…рать от в..сторга.
Орфограммы в корне слова
Проверяемые гласные и согласные
Непроверяемые гласные и согласные
Чередующиеся гласные
Проверьте выполнение задания по эталону
(самооценка)
6 этап «Подведение итогов урока. Оценивание деятельности на уроке»
— Подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Оцените работу свою и своих одноклассников.
— Рефлексия
1.Как вы чувствовали себя на уроке?
2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?
3. Вспомните цель урока.
4.Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
5.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
(слайд 20 оценка) Выберите ответ:
А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял.
7 этап. «Домашнее задание»
- Упр. , стр.47 (п) – выписать слова с пропусками и графически их объяснить
- и/или подобрать 20 слов с разными орфограммами в корне для диктовки в классе на следующем уроке.
— Какие виды работы нам предстоят на следующем уроке?
nsportal.ru
Тест «Орфограммы в корнях и приставках»
Тест по русскому языку
«Правописание гласных в корне слова. Правописание приставок» для 9 класса 2 вариант
«Правописание гласных
в корне слова»
1. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.
1) жевать
2) подстилать
3) озарение
4) репутация
2. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.
1) равняться
2) опоздание
3) кочан
4) метафора
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) расстилаться
2) обращение
3) выжидать
4) спешить
4. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.
1) рассмешить
2) бессильный
3) колоссальный
4) белорусский
5. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.
1) подросли
2) равнение
3) касательная
4) сотворить
6. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения.
1) придираться
2) пригореть
3) выскочить
4) поплавок
7. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения.
1) макать
2) вырастить
3) положение
4) забирать
8. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А- .
1) загорать
2) скакалка
3) ростовщик
4) застелить
9. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила.
1) равнина
2) изгарь
3) полог
4) скакать
10. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила.
1) озарять
2) ростовщик
3) безотлагательно
4) заблистать
«Правописание приставок»
11. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.
1) бесперспективный
2) притормозить
3) подобрать
4) несдобровать
12. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.
1) избрать
2) направо
3) несгибаемый
4) некого
13. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения.
1) прерывание
2) изношенный
3) надкусить
4) перекинуть
14. Укажите слово с традиционной (неизменяемой) приставкой.
1) безголосый
2) премудрый
3) несговорчивый
4) преодолеть
15. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
1) приоткрыть
2) приморский
3) преграждать
4) присвоить
16. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».
1) притворить (дверь)
2) преподавать
3) пришкольный
4) приплюсовать
17. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «действие, совершённое до конца».
1) присесть
2) преогромный
3) примять
4) придумать
18. Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.
1) исколесить
2) расцвет
3) несделанный
4) разжать
19. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется значением — «отдалённая степень родства».
1) сопричастность
2) прадедушка
3) прерваться
4) никакой
20. Укажите слово, в котором правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости последующего согласного.
1) расценка
2) приозерный
3) отыскать
4) безрассудный
Ключ орфограммы в корне и приставках 2 вариант
№ п/п | Ответ (корень) | № п/п | Ответ (приставка) |
1 | 4 | 11 | 1 |
2 | 2 | 12 | 4 |
3 | 1 | 13 | 1 |
4 | 3 | 14 | 3 |
5 | 1 | 15 | 1 |
6 | 2 | 16 | 3 |
7 | 1 | 17 | 4 |
8 | 4 | 18 | 3 |
9 | 4 | 19 | 2 |
10 | 2 | 20 | 4 |
multiurok.ru
Тест по теме «Орфограммы в корне слова».
Тест по теме «Орфограммы корня».
1в.
ФИ_________________________________________________________________________
1.Найди слова с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»:
1) маковый
2) местный
3) глазки
4) мед
2.Найди слова с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова»:
1) морской
2) ветер
3) дома
4) редкий
3.Выбери слова с непроизносимым согласным в корне:
1) березка
2) звездный
3) грибки
4) солнце
4.Выбери слова, где нужно вставить разделительный мягкий знак. Вставь его.
плат…е
огон…ки
постел…ка
жил…ё
5.Выбери слово, которое не является проверочными для слова зубки:
1) зубок
2) зубной
3) зуб
4) зубы
6.Выбери слово, которое является проверочным для слова лесной:
1) лесник
2) лесочек
3) лес
4) лесовик
7. Выбери слова, в которых допущены ошибки:
1) речка
2) овощьной
3) жираф
4) машына
Тест по теме «Орфограммы корня».
2в.
ФИ________________________________________________________________________
1.Найди слова с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»:
1) зубки
2) грустный
3) луковый
4) лёд
2.Найди слова с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова»:
1) лесной
2) погода
3) вода
4) резкий
3.Выбери слова с непроизносимым согласным в корне:
1) грибки
2) местный
3) вокзал
4) солнце
4.Выбери слова, где нужно вставить разделительный мягкий знак. Вставь его.
1) кон…ки
2) руч…и
3) огон…ки
4) жил…ё
5.Выбери слово, которое не является проверочными для слова дубки:
1) дубок
2) дубовый
3) дуб
4) дубы
6.Выбери слово, которое является проверочным для слова морской:
1) моряк
2) море
3) морячок
4) моря
7. Выбери слова, в которых допущены ошибки:
1) печька
2) овощной
3) шырокий
4) живёт
infourok.ru