cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Таблица мир художественной культуры просвещения 7 класс – Ответ § 21. Мир художественной культуры Просвещения

Содержание

Ответ § 21. Мир художественной культуры Просвещения

1. Заполните таблицу «Культура Просвещения».

Область культуры Деятель культуры, страна Произведения и их главные идеи
Литература Даниэль Дэфо, Англия «Приключения Робинзона Крузо»
Литература Джонатан Свифт, Ирландия «Петешествие Гулливера»
Живопись Уильям Хогарт, Англия Автопортрет; серия гравюр «Модный брак», «Девушка с креветками», «Заключение брачного контракта»
Живопись Антуан Ватто, Франция «Затруднительное предложение»
Музыка Людвиг ван Бетховен «Соната в роде фантазии», «Лунная», «Аппассионата», «Крейцерова соната»
Музыка Вольфганг Амадей Моцарт Опера «Женитьба Фигаро», «Реквием»

2. Прочитайте отрывок из романа Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и выполните задания: 1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями (курсив) — мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. 2) Придумайте и напишите ответ Робинзона отцу. 3) После публикации романа Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

  • Ответ:
  • 1) Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно… мой удел — середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего
    для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов… 
    Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия…
    умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия — его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом… Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
  • 2) Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная великих географических открытий и т. д.
  • 3) Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ современника эпохи.

3.

Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Определите, к каким путешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

  • Ответ:

 

4. Вниметельно рассмотрите первый лист серии «Модный брак» («Брак по моде своего времени») художника Уильяма Хогарта. Выполните задания: 1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта? 2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения? 3) Придумайте и запишите их диалог. 4) Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии «Модный брак». Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре. 5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Модный брак». 6) Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

  • Ответ: 1) Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ. 2) Условия брака и величина приданного. 3) «-У вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят. -И сколько же вы хотите? -Ну… 10 000 фунтов. -Позвольте, как можно столько требовать?» 4) Брачный контракт; Похождения графа; Будуар графини; Печальный конец.

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания: 1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. 2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: «Здесь изображены люди века Просвещения, потому что…»

 

  • Ответ: Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания.

6. Перед вами два натюрморта. 1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено. 2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

  • Ответ: 1) На картине Класа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода. 2) Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

7. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть такой диалог:

Розина. Вечно вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

  • Ответ: В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий.

8. Современники сравнивали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

  • Ответ: Авторами «Энциклопедии» были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема — условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме.

  • Ответ:

tetrab.ru

Урок в 7 классе «Мир художественной культуры Просвещения»

ТЕМА: Мир художественной культуры Просвещения.

Цель урока: знакомство с великими писателями, музыкантами, художниками Европы эпохи Просвещения.

Задачи урока:

  • Закрепить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;

  • Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения, кластер, групповая работа.

Планируемые результаты

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Умеют самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своим соседям по группе, гостям, теперь садитесь и пожелайте своим одноклассникам успешной работы.

II. Этап мотивации.

XVIII век, историю которого мы начали изучать, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. На прошлом уроке мы говорили о переменах в обществе, которые были предупреждены мыслителями-вольнодумцами, впоследствии названных просветителями.

— А теперь вспомните, кого называли просветителями? (Просветитель — человек, занимающийся просвещением, распространением знаний)

Назовите имя одного из просветителей?

Тему нашего сегодняшнего урока вам помогут определить три подсказки.

И первую подсказку даст нам Ершова Арина. (Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных»+музыка)

Вторая подсказка: слайд с портретом Моцарта.

Третья: слайд с картиной.

Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока и ставят задачи.

III. Изучение нового материала.

Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить кластер «Деятели Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 13 минут представляет отчет о проделанной работе.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Каждая группа представляет своего деятеля, остальные заполняют по нему табличку.

Взаимооценка:

— Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?

— Вы справились с поставленной задачей полностью?

Физкультминутка

(Да – хлопаем, нет – встаем и объясняем, почему нет)

  1. В Англии во время буржуазной революции существовало два движения протеста – левеллеры и диггеры (да)

  2. Случалось так, что солдаты силой сгоняли диггеров с земли и сжигали их дома (да)

  3. В ряды левеллеров – уравнителей – вступали в основном крестьяне (нет)

  4. Оливер Кромвель — это предводитель диггеров (нет)

  5. Установившаяся в Англии церковь стала называться англиканской (да).

  6. В Англии возникли две партии – тори и виги (да)

  7. Реформация не была одной из причин тридцатилетней войны, так как между католиками и протестантами не было противоречий (нет)

  8. Одной из причин тридцатилетней войны стал раздел колоний (да)

  9. Испанский король выступал за независимость национальных государств (нет)

  10. В тридцатилетней войне участвовали не отдельные государства, а коалиции государств (да)

IV. Работа с таблицей. Закрепление.

Обмен таблицами и заполнение (дети составляют пару, затем меняются партнерами, 2 минуты на каждую пару).

Давайте послушаем сообщения о еще двух деятелях эпохи Просвещения (опережающее задание).

Проверка д\з « Мыслители Эпохи Просвещения»

Задание : Соедини, ответ запиши в таблицу

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

1. Вольтер

1. Англия

1. Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности

2.Монтескье

2. Швейцария

2.Главный источник благосостояния народа — труд

  1. Смит

3.Франция

3.Не допускайте ни богачей, ни нищих»

4.Тюрго

4.Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную

  1. Руссо

5.Король должен быть просвещенным. Менять .общественный порядок можно мирным путем

Правильный ответ:
Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

1

2

3

4

5

Тестовое задание

1.Автор романа «Робинзон Крузо»:

А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо

2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:

А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо

3.Жан Батист – это

А)художник Б)композитор В)писатель

4.Автор композиции «Шутка»:

А) Моцарт Б)Бах В) Бетховен

5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:

А)Хогарт Б) Батист В) Ватто

Обмен карточками и взаимопроверка.

V. Рефлексия.

— Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам узнать о деятелях эпохи Просвещения?

— Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

Выставление отметок.

— Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.

Обведите на листочке свою левую руку. На каждом пальце записываем: «Я понял…», «Я не понял…», «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…», на большом пальце оценка, которую вы себе ставите за урок, на ладони «Мое настроение» (рисуем смайлик).

VI. Домашнее задание (на доске)

Параграф 20, таблица. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв.

infourok.ru

Мир художественной культуры Просвещения — Юдовская, Ванюшкина 7 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

1. Заполните таблицу «Культура Просвещения»

Область культурыДеятель культуры, странаПроизведения и их главные идеи
литература Даниэль Дефо, Англия «Приключения Робинзона Крузо»
литература Джонатан Свифт, Ирландия «Путешествие Гулливера»
живопись Антуан Ватто «Затруднительное предположение»
живопись Уильям Хогарг автопортрет, серия гравюр «Модный брак», «девушка с креветками», «заключение брачного контракта»
музыка Людовиг ван Бетховен «Соната в роде фантазии», «Лунная соната»
музыка Вольфганг Амадей Моцарт опера «Женитьба Фигаро», «Реквием»

2. Прочитайте отрывок из романа Даниэля Дефо «жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и выполните задания

1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями — мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон

Одной линией:

…проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом…

Двумя линиями:

…для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов…

…среднее положение в обществе наиболее благоприпятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия…

2) Придумайте и запишите ответ Робинзона отцу

Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало быв невежестве, не зная великих географических открытий и т.д.

3) После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо

Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экозотических стран сделана попытка показать образ современной эпохи


3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Определите, к каким петешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками



4. Внимательно рассмотрите первый лист серии «Модный брак» («Брак по моде своего времени») художника Уильяма Хогарта. Выполните задания

1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта?

Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ

2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения?

Условия брака и величина приданного

3) Придумайте и запишите их диалог

— У Вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят

— И сколько же Вы хотите?

— Ну… 10 000 фунтов

— Позвольте, как можно столько требовать!…

4) Вы рассмотрели только первый из четрыех листов серии «Модный брак». Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре

1. Брачный контракт

2. Похождение графа

3. Будуар графини

4. Печальный конец

5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии «Модный брак»

6) Постарайтесь найти в книгах и альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?


5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания

1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения

1, 2, 4

2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: «Здесь изображены люди века Просвещения, потому что…»

Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания


6. Перед вами два натюрморта

1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено

На картине Клафа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображена простая еда и непритязательные предметы обихода

2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий



7. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть такой диалог:

Розина: Вечно вы браните наш бедный век

Бортоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа

В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий


8. Современники сравнивали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

Авторами «Энциклопедии» были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка


9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема — условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме


poistorii.ru

Trojden | Мир художественной культуры Просвещения: Юдовская А. Я.

Подумайте, можно ли считать деятелей культуры эпохи Просвещения наследниками гуманистов Возрождения. Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

Даниель Дефо

Удивительные приключения Робинзона и Гулливера. Любимый с детства герой Робинзон Крузо появился на свет в век Просвещения.

Удивительные приключения моряка из Йорка придумал англичанин Даниель Дефо (1660—1731). Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал. Он испробовал профессии торговца, моряка, журналиста, был шпионом, политическим деятелем, а в возрасте 59 лет стал писателем.

Роман о Робинзоне был написан для взрослых и совсем не с целью развлечь их. Дефо наделил своего героя деловитостью, трудолюбием, верой в собственные силы. Вспомним, с каким упорством и мужеством он строит на необитаемом острове жилище, изготавливает посуду, мастерит мебель, приручает и разводит скот. Преодолевая немыслимые трудности, герой выходит победителем из самых тяжёлых испытаний. Нежелание мириться с судьбой, забросившей Робинзона на дикий остров, где он, казалось, неминуемо должен был погибнуть, заставляет читателя поверить в безграничные возможности человека, его право переделывать мир, вопреки устоявшимся традициям и правилам.

В облике Робинзона легко угадать черты человека Нового времени: практичность, деловую смётку и здравый смысл представителя третьего сословия. Ни самого Дефо, ни его современников нисколько не смущало и не удивляло, что для достижения личной выгоды Робинзону частенько приходится пользоваться неджентльменскими способами, даже такими, как работорговля или откровенный обман.

По меркам своего времени Робинзон вполне порядочный человек. Но стоит задуматься над некоторыми эпизодами романа. Вместе с мальчиком Ксури он спасается бегством из плена. Они переживают множество опасных приключений, и маленький отважный товарищ Робинзона всегда полон желания помочь и защитить его, хотя бы ценой собственной жизни. Но когда беглецов подбирает английский корабль, Робинзон… продаёт Ксури капитану.

Джонатан Свифт

На острове Робинзон спасает от смерти дикаря Пятницу, делает его своим слугой. Первое слово, которому он учит Пятницу, — «господин».

И всё-таки не это самое главное в романе. И читателей XVIII столетия, и наших современников прежде всего привлекает мужество главного героя, которого не сломили тяжкие испытания. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» стал гимном труду, настойчивости и смелости человека в борьбе с любыми невзгодами и превратностями судьбы.

Роман Дефо был опубликован в 1719 г. и мгновенно превратился в одну из самых читаемых книг, приобрёл огромное количество поклонников во всех странах. И лишь несколько прозорливых мыслителей отнеслись к популярному роману не столь восторженно. Одним из них был скромный приходский священник, а потом настоятель Дублинского собора в Ирландии Джонатан Свифт (1667—1745).

Свифт критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки, а общество также далеко от совершенства, как и в предшествующее время. И Свифт решил написать пародию.

В 1726 г. появился без фамилии автора роман «Путешествия Гулливера». Герой Свифта и Робинзон — современники, люди эпохи Просвещения, но взгляд Гулливера проницательнее. Может быть, поэтому таким безрадостным оказалось его путешествие в «отдалённые страны».

Страной лилипутов правит крошечное ничтожное существо, которое именует себя «отрада и ужас Вселенной». Читатель мог угадать в Лилипутии карикатуру на современную писателю Англию, которую многие считали едва ли не идеальным государством. Другой вариант просвещённой монархии, точно «скроенный» но мерке философов XVIII в., — страна великанов. Её правитель, мудрый и добрый король-учёный, осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок. Но и ему не одолеть глупость, жадность, порочность многих своих подданных.

Но, пожалуй, самое печальное путешествие, которое совершает Гулливер, — путешествие в страну разумных лошадей. Именно здесь он неожиданно встречает отвратительных йеху. Эти существа «сильны и дерзки, но вместе с тем трусливы, что делает их наглыми, низкими и жестокими». С ужасом узнаёт герой: йеху — потомки людей, когда-то кораблекрушением заброшенных на остров. Их потомство не стало, подобно Робинзону, сильнее, преодолевая трудности, а превратилось в уродливых и безнравственных йеху.

На этой мрачной ноте автор обрывает повествование. Искреннее сострадание к людям, желание помочь им сохранить человеческое, предостеречь от скотства побуждали Свифта говорить горькие истины.

«Человек ценней, чем мнили вы». Сияние ума и сила таланта Свифта озаряют век Просвещения немеркнущим блеском. Но в их лучах не теряются и фигуры менее величественные. Среди них Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732—1799).

Сын парижского часовщика, сумевший купить дворянское звание, пробить дорогу в королевский дворец, хорошо знал цену «сильным мира сего». Герой его комедии «Женитьба Фигаро» — ловкий, обаятельный слуга. Фигаро, как и его создатель, «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не продавал человеческого достоинства. По замыслу автора Фигаро — «самый смышлёный человек нации». Острые словечки героя Бомарше парижская театральная публика разносила по городу. Они вошли в разговорную речь, с их помощью высмеивали аристократов. И хотя король Людовик XVI гневно воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!», комедия всё-таки была поставлена. А через несколько лет рухнули стены ненавистной королевской темницы.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» увидели свет пьесы Фридриха Шиллера (1759—1805). По ним разделённая пограничными столбами на три сотни карликовых княжеств феодальная Германия училась азбуке Просвещения. Театр был для немцев зеркалом их собственных судеб и судьбы всей нации. Вместе с полюбившимися героями публика, заполнявшая театральную галёрку, мечтала освободиться от тирании, возмущалась коварством влиятельных негодяев, горько оплакивала гибель юных влюблённых.

П. О. Карон де Бомарше

Фридрих Шиллер

В пьесе «Коварство и любовь» дворянин Фердинанд и дочь простого музыканта Луиза ценой смерти отстаивают свою любовь, ибо истинное чувство выше привилегий 500-летней родословной. Карл Моор объявляет войну миру роскоши и подлости, в котором живёт: «Дайте мне несколько таких смелых голов, как я, и Германия станет республикой…» Маркиз Поза страстно защищает свободу и достоинство человека:

…человек ценней, чем мнили вы,

Порвёт он путы векового сна.

Свои права потребует обратно.

Иоганн Вольфганг Гёте

В поисках героя, способного выразить свой век, век Разума и Света, другой великий немец Иоганн Вольф ганг Гёте (1749—1832) перепишет старинную легенду о докторе Фаусте, враче и алхимике, жившем в XVI в. В основе сюжета история жизни человека, отошедшего от Бога, устремившегося к свободному познанию мира. В «Фаусте» автор подчёркивает такие свойства человеческой натуры, как неудовлетворённость достигнутым и устремлённость к идеалу. Философская драма, созданию которой отдано 60 лет жизни, завершает век Просвещения, а состарившийся Фауст приходит к пониманию вечной истины:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идёт за них на бой!

Живописцы знати. В первой половине XVIII в. в европейской живописи ещё процветает изысканное придворное искусство. Это — время Франсуа Буше (1703—1770), «первого живописца короля», отразившего вкусы и настроения аристократического общества эпохи Людовика XV.

Беззаботно беседуют, веселятся и танцуют кавалеры и дамы, изображённые художником в роли простодушных пастухов и пастушек. Воздушна и прекрасна природа, запечатлённая живописцем. Берег маленькой речушки, дощатый мостик, постройка с островерхой крышей и несколько человеческих фигур («Пейзаж в окрестностях Бове») — всё пленяет хрупкостью и гармонией. Лёгкая голубоватая дымка окутывает изображения, придаёт сельским видам сходство с декорациями к опере или балету.

Бесконечно далёкие от реальной жизни весёлые пастушеские сцены были великолепным украшением интерьеров, составляя единое целое с шёлковой обивкой стен и золочёной резной мебелью.

Много глубже искусство Антуана Ватто (1684—1721). Художника увлекает тема «галантных празднеств»: пикники, светские прогулки на природе, которые так полюбились аристократии. Даже самые непритязательные сюжеты автор наполняет смыслом, придаёт им значительность и искренность. Его полотна передают тончайшие неуловимые настроения героев, которые погружены в свои переживания. Они не играют, не позируют, а живут по-настоящему. Мир Ватто — мир поэтических мечтаний, маскарадов и балов. Мягкий, рассеянный свет скрадывает очертания предметов. Утончённый колорит звучит как изысканная музыка.

Известность Ватто была огромна и достигла России. Для Екатерины II были приобретены несколько полотен прославленного художника. В их числе «Затруднительное предложение». Немногочисленное общество расположилось в парке: две дамы музицируют, юноша слегка подсмеивается и внимательно наблюдает за парой, стоящей справа, — между дамой и её кавалером произошла размолвка, и красавица вот-вот уйдёт. Конец нехитрой сценки зритель волен додумать сам.

«Певцы третьего сословия». В середине 50-х гг. XVIII в. почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было задёшево купить гравюры Уильяма Хогарта (1697—1764). Лучше любых биографов о нём рассказывает автопортрет, композиция которого необычна: это «картина в картине». Зритель видит овальный холст, на котором Хогарт изобразил себя безо всяких прикрас: без парика, в домашнем халате вместо нарядного костюма.

Уильям Хогарт. Модный брак. Заключение брачного контракта

Серьёзно и с достоинством смотрит он на нас, проницателен взгляд умных глаз. Основанием холста служит стопка книг, одна из них — сочинения Свифта. Рядом лежат резец и палитра.

На своих картинах Хогарт изображает сюжеты из жизни современного ему общества. В серии гравюр, которая называется «Модный брак» («Брак по моде своего времени»), художник поведал зрителям поучительную историю о нравах современного ему общества. В XVII в. в Англии получили распространение браки но расчёту между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества.

Свидетелем подобной сделки оказывается зритель, рассматривающий первую гравюру серии — «Заключение брачного контракта». На переднем плане автор расположил главных героев. Справа — глава родовитой аристократической семьи. О знатном происхождении и титуле свидетельствуют портреты предков на стенах и родословное древо, на которое он указывает выразительным жестом. Однако в наследство сыну аристократ оставляет лишь долги.

По другую сторону круглого стола — разбогатевший простолюдин. Он рассматривает замужество своей дочери как выгодное вложение капитала, не случайно здесь присутствует стряпчий, который следит за оформлением брачного контракта. Эти двое ведут откровенный и циничный торг, каждый стремится не продешевить, повыгодней использовать свои преимущества. Л юноша и девушка, судьбы которых решают отцы, просто статисты в драме.

Разумеется, симпатии зрителей и автора не на стороне безнравственных торгашей. Сердцу Хогарта милей простые люди, сумевшие сохранить свои понятия о чести в тяжёлых жизненных ситуациях. К ним обращается художник в лучших и самых искренних произведениях: «Девушка с креветками», портреты слуг.

Свидетелем расцвета Просвещения был французский художник Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779), прозванный «певцом третьего сословия». Он писал небольшие картины, героями которых были горожане, торговцы, ремесленники, служанки — труженики, добывающие хлеб насущный тяжким трудом. Шардену интересны их простые, искренние переживания, близок бесхитростный мир, непритязательный быт, простые заботы, им отданы его глубокая привязанность и уважение.

Пристально всматриваясь в обыденную жизнь, предметы и вещи, Шарден извлекает из повседневности высокую поэзию. Ничем на первый взгляд не примечательна женщина, изображённая на картине «Возвращение с рынка». Это одно из самых совершенных и тонких творений мастера. Служанка в домашнем платье, с кошёлкой продуктов, купленных на рынке, предметы домашнего обихода — вот и весь сюжет: обыкновенная жизнь обыкновенных людей. Но, внимательно всматриваясь в произведение, зритель проникается ощущением покоя и тишины, подчёркнутых мягкой гармонией светлых тонов, которые царят в картине. Милое и доброе лицо женщины, её непринуждённая поза, вся атмосфера бытовой сценки выдают восхищение автора неброской красотой жизни и быта.

Другое знаменитое полотно — «Натюрморт с атрибутами искусств», созданный для конференц-зала Петербургской академии художеств по заказу Екатерины II. Из мягкого сумрака выступает стол художника: в центре статуэтка Меркурия, олицетворение скульптуры. Архитектура представлена чертежами, планами, а живопись — палитрой и кистями. Здесь же папки, заполненные рисунками, кувшин, несколько книг, а рядом крест Святого Михаила и медали — награды художника, полученные на выставках. С поразительным мастерством передаёт Шарден гладкость мрамора, блеск шёлковой ленты, шероховатость кожаных папок, тяжесть старинных книг. Собранные вместе, все эти предметы рассказывают о вкусах их владельца, стремящегося доказать, что образованный и просвещённый художник-творец достоин в обществе самого большого уважения и высоких наград.

Свидетель эпохи. Жизнь и творчество французского живописца Жака Луи Давида (1748—1825) тесно переплелись с историей его страны. В юности художник путешествовал по Италии, изучал и копировал работы старых мастеров. Его возвращение во Францию совпало с глубоким недовольством, назревавшим в стране. Для того чтобы выразить настроения, царившие в обществе, Давид погружается в античную историю, отыскивает сюжеты, созвучные современным ему событиям. В 1784 г., том самом, когда увидела свет «Женитьба Фигаро» и произнесли свои монологи герои «Коварства и любви», художник закончил огромное полотно «Клятва Горациев».

Сюжет картины заимствован автором из истории Древнего Рима и повествует о последнем царе Тарквинии Гордом, который был изгнан, но стал собирать войска, чтобы силой вернуть власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник изобразил момент, когда в едином порыве братья Горации клянутся отцу победить или умереть за республику. Автор проповедует забвение личных интересов ради долга, утверждает красоту подвига во имя родины.

Музыкальные перекрёстки Европы. Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) при жизни не был знаменит. Светскому обществу его произведения казались слишком серьёзными, а церковь отвергала их из-за недостаточно богобоязненного характера.

Иоганн Себастьян Бах

В юности композитор много путешествовал по Германии, служил скрипачом, органистом, руководил придворным оркестром. С 1723 г. и до самой смерти он живёт в Лейпциге. Здесь Бах создаёт свои лучшие произведения. Во многие из них композитор не побоялся ввести мелодии народных песен и танцев, это делало сложную музыку более доступной для простых прихожан.

Одним из самых известных произведений Баха является грандиозное сочинение для хора, солистов и оркестра «Страсти по Матфею». Основой для него послужил текст Евангелия, по преданию, написанный учеником Христа апостолом Матфеем, повествующий о последних днях Иисуса, его страданиях (страстях) и смерти. Этот текст Бах наполняет новым смыслом и превращает евангельскую легенду в народную драму, в которой Герой жертвует собой ради спасения людей, собственными страданиями искупая людские грехи и открывая им путь к спасению.

Дальнейший путь развития музыкального искусства XVIII в. лежит через красивый старинный австрийский городок Зальцбург, где родился Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791).

Современники называли Моцарта истинным чудом XVIII в. Жизн

trojden.com

Мир художественной культуры Просвещения

Мир художественной культуры Просвещения

 

Даниель Дефо

Джонатан Свифт

Пьер де Бомарше

Фридрих Шиллер

Иоганн Вольфганг фон Гёте

 

Эпоха Просвещения внесла весомый вклад в развитие европейской культуры. Были основаны такие литературные жанры как драма и философский роман. Литераторами был создан образ героя, который старается изменить мир и найти свое место в жизни. В произведениях на первый план выходит необходимость образования и получения знаний.

В ходе урока вам предстоит узнать о становлении характера человека, оказавшегося на необитаемом острове; государствах лилипутов, великанов и разумных лошадей; узнать о происках слуги, который борется против своего хозяина; сословных барьерах, встающих на пути любви и о человеке, обещавшем свою душу дьяволу.

Даниель Дефо.

Дание́ль Дефо́ считается основателем английского романа. Он был настоящим представителем эпохи Просвещения, времени, когда на первый план выходили представители буржуазии, умевшие рисковать. Судьба Дефо складывалась непросто. В детстве он получил духовное образование и собирался стать пастором. Однако со временем он увлекся коммерческой деятельностью, был основателем нескольких заводов. Вкладывал деньги в торговые предприятия и не боялся рисковать. Однажды Дефо был разорен и помещен в долговую тюрьму. Также писатель интересовался политикой. Он был секретным агентом Вильге́льма III Ора́нского, а затем королевы Анны.

Свое самое известное произведение «Приключения Робинзо́на Кру́зо» Дание́ль Дефо́ написал в 59 лет. Это роман, рассказывающий о жизни человека, попавшего на необитаемый остров и пробывшего там долгих 28 лет. Исследователи творчества Дефо́ склоняются к мысли, что прототипом главного героя стал моряк Александр Се́лкирк, которого из-за дурного характера высадили с корабля на остров. Се́лкирк прожил на острове 4 года.

Робинзон Крузо живет в Англии, он предприниматель, типичный представитель английской буржуазии. Для получения прибыли готов на все. В результате принимает решение покинуть Европу, так как за ее пределами легче разбогатеть.

Отец Крузо пытается отговорить его от поездки и описывает преимущества жизни среднего класса. Отец утверждает, что все жизненные невзгоды распределены между высшим и низшим слоями общества, и что даже короли завидуют положению буржуазии. Человек среднего сословия не обременен ни физическим, ни умственным трудом, не знает недостатка в питании, лишен зависти.

 

 

Несмотря на уговоры отца, Крузо отправляется в путешествие. Он попадает в плен к пиратам, сбежав оттуда, приплывает в Бразилию, где приобретает плантацию. Чтобы еще больше заработать, он отплывает в Африку, с целью покупки рабов. Однако судно терпит крушение и единственным выжившим оказывается Робинзон Крузо.

Здесь перед читателем предстает трагедия его положения. Крузо является типичным представителем капиталистического мира, все его действия направлены на получение прибыли. На острове он оказывается вырванным из привычного мира и цивилизации. Однако отношение к людям у Крузо не меняется. Когда он спасает аборигена острова от племени людоедов, то учит его слову «господин», чтобы тот так обращался к Крузо.

 

 

Только многолетний упорный труд помогает Робинзону выжить в условиях острова. Этим еще раз обращается внимание читателя на главенствующую роль труда в эпоху Просвещения. Робинзон является примером становления человека, его развития в непростых условиях.

Джонатан Свифт.

 

 

Джо́натан Свифт ирландский писатель, который на протяжении долгого времени был настоятелем собора Святого Патрика в Дублине. Он подарил миру четыре части книги «Путешествия Гулливе́ра», в которой подверг сатире окружающую его реальность и предложил читателю критически взглянуть на происходящие события. Отличительной чертой книги является то, что Свифт не выводит никаких моралей, он предоставляет возможность читающему самостоятельно сделать выводы.

В первой части «путешествий» Гулливер оказывается в стране Лиллипу́тии. Ее населяют маленькие человечки, которые слишком много мнят о себе. Лиллипутия является пародией на современную Свифту Англию. Чтобы сделать здесь карьеру, лиллипутам необходимо научиться танцевать на канате, перепрыгивать через деревянную палку, которую держит король или его министры. Здесь представлена сатира на короля Англии Гео́рга I и премьер-министра Уо́лпола.

 

 

В первой части можно найти пародию на партии английского парламента. Это «высокие каблуки», под которыми подразумеваются тори, и «низкие каблуки»  – виги. Эти партии необходимы Лиллипутии, чтобы отвлекать простых людей от существующих проблем. Свифт высмеивает и религиозную борьбу католиков и протестантов. В Лиллипутии это «остроконечники» и «тупоконечники», которые воюют из-за того, что не могут решить, с какой стороны лучше разбивать яйцо.

Во второй части Гулливер попадает в страну Великанов. Она представляет собой утопию – идеальное государство. Король и королева страны большие не только физически, они большие в нравственном смысле и интеллектуально. Главное место здесь занимают беседы Гулливера с королем, который критикует историю Англии, называя ее временем заговоров, смут и убийств. С большой неохотой Гулливер покидает прекрасную страну Великанов.

 

В третьей части путешественник попадает сначала на летающий остров Лапу́ту. На нем живет знать, увлеченная только музыкой и наукой. Из-за этого все остальные проблемы их не волнуют. Представители знати рассеянны и уродливы. Все их изобретения абсолютно бесполезны для жизни. Свифт подвергает осмеянию тех, кто старается все менять и в корне искоренять старое. В отличие от знати простой народ, который живет на земле, благоразумен и отличается практическим здравомыслием. Остров – это летающее чудо, которое оторвано от реальной жизни.

Далее он попадает на остров Глабдобдри́б, на нем живут волшебники. Здесь Гулливер получает возможность увидеть всю историю человечества и заметить деградацию и упадок, которые наступили за долгие годы существования цивилизации.

Четвертая часть также рассказывает о государстве-утопии. Здесь живут разумные лошади гуи́гнгнмы. Среди них царит добро и справедливость, они даже не представляют себе существование зла. В обществе не существует конфликтов и ссор. В языке гуи́гнгнмов нет слов «ложь» и «обман». Главной задачей является совершенствование разума. Это идеальное просвещенное общество.

В противовес разумным лошадям на острове живет народ йе́ху – люди-животные. Они уродливы и отвратительны. Народ йеху когда-то прибыл в эту страну с моря и со временем они одичали, утратили все свои лучшие качества. Гулливер предполагает, что они были англичанами.

 

 

История путешествий Гулливера – это рассказ о поиске идеального общества и осмыслении окружающей реальности.

Пьер де Бомарше.

 

Пьер Огюсте́н Каро́н де Бомарше́. Родился и всю жизнь провел в Париже. Он был очень деятельным и предприимчивым человеком. Благодаря этому Бомарше удалось из простого часовщика стать учителем музыки для дочерей короля Людовика XV. Многие собственные качества он передал герою своей трилогии Фигаро́. Судьба персонажа раскрывается в трех пьесах – «Севи́льский цирю́льник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Виновная мать, или второй Тартюф».

Фигаро – умный, жизнерадостный и очень изобретательный человек. Он является представителем третьего сословия, которое набирало силу во Франции того времени. Фигаро – незаконнорожденный сын доктора, которого в детстве похитили цыгане, возможно именно от них он приобрел свои плутовские способности.

В «Женитьбе Фигаро» он выражает мнение общества и протест против существующих порядков и социального неравенства. В пьесе очевидно осуждение аристократических порядков и стремления владеть всем. Фигаро в противовес графу Альмави́ве стремится не к богатству, а к семейному счастью.

Вторая пьеса описывает день, полный забот и хлопот, в течение которого Фигаро пытается жениться на служанке, а старый граф ему мешает. Бомарше в образе графа изобразил «старый порядок», который уже отживает свое время и не может сопротивляться напору новых порядков и приближающихся перемен.

Бомарше написал «Женитьбу Фигаро» за десять лет до Великой Французской революции. Уже тогда король был обеспокоен ее содержанием и пытался запретить постановку на сцене театра. Ведь в пьесе осмеиваются аристократические привилегии, продажность и бесстыдство чиновников. Бомарше перенес события в Испанию, пьеса была поставлена в театре и пользовалась большим успехом у зрителей.

Фридрих Шиллер.

 

 

Фри́дрих Ши́ллер родился в маленьком городке в Вюртембе́ргском герцогстве. Был выходцем из простой семьи и самостоятельно прокладывал себе дорогу к успеху, как и многие выдающиеся люди эпохи Просвещения.  

В пьесе «Разбойники» молодой Шиллер представил популярную тогда идею создания республики и прихода к власти народа. Это история о двух братьях, сыновьях графа, у которых были абсолютно разные взгляды на жизнь. Франц считал честность уделом бедных, он обманным путем лишил брата наследства и возлюбленной. Карл после этого отправился с группой друзей разбойничать в лес. Он хотел бороться против социальной несправедливости. Носителями зла в пьесе являются совершенно конкретные люди – это королевские советники, духовенство, министры. Они являются лицемерами, готовыми на все, чтобы удержать свое положение в обществе. Читатели узнавали среди них своих современников. Карл выступает и против закона, он говорит: «Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом». Подумайте о значении этих слов. Однако в конце произведения Карл раскаивается в своих поступках и не находит им больше оправдания. Шиллер в пьесе поднял важный вопрос: может ли считаться благородным тот, кто борется с насилием методами насилия?

Пьеса «Коварство и любовь» отображает проблему сословных барьеров, которые существуют в обществе. В ней рассказывается о любви между сыном герцога и дочерью музыканта. Борьба между представителями разных классов приводит к гибели влюбленных. В пьесе изображены все неприглядные стороны правящей элиты. Они способны на ложь, насилие, провокации, использование любых способов для достижения своих целей, порой совсем не благородных. Секретарь герцога изображен льстецом, когда имеет дело с теми, кто выше его по положению, и настоящим деспотом с низшими слоями общества. Гофмаршал предстает бездельником и сплетником, занятым интригами. В пьесе описана ситуация в обществе Германии XVIII века.

Иоганн Вольфганг фон Гёте.

 

 

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте – немецкий мыслитель и поэт. Он родился и вырос в богатой семье бюргера, получил прекрасное разностороннее образование. Ему принадлежит авторство множества произведений, однако самое известное – это трагедия «Фа́уст». Гёте работал над ней в течение 60 лет.

В трагедии рассказывается о человеке, который находится на грани самоубийства от отчаяния, не находя удовольствия в жизни. Тогда ему является дьявол Мефисто́фель, который предлагает Фаусту все удовольствия мира в обмен на душу.

 

 

В трагедии сильны идеи гуманизма и Просвещения. Фауст – человек, глубоко разочаровавшийся в жизни. Он готов отдать все за получение знаний о мире. В нем есть абсолютная жажда познания реальной жизни, своих чувств, законов вселенной. Однако, чтобы это познать, необходимо соприкоснуться с разными сторонами жизни, попробовать на себе все мирские удовольствия. Это и предложил Фаусту Мефистофель. Условием их договора была возможность исчерпать все желания Фауста.

После множества событий и испытаний, выпавших на долю Фауста, он получает от императора небольшой участок земли, возделыванием которого и занимается. Он приходит к выводу о том, что самое главное это труд на благо людей. Душа Фауста все-таки не достается Мефистофелю и возносится на небо, а сам он в конце жизни говорит следующие слова:

«Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу получил».

Таким образом, в литературе Просвещения создан образ героя, который пытается разобраться в том, что есть зло и добро, сам отвечает за свою жизнь и поступки. Писатели верили в торжество разума, которое поможет переустройству общества.

videouroki.net

Мир художественной культуры Просвещения. — история, презентации

Представлены Великие деятели эпохи Просвещения.

Просмотр содержимого документа
«Мир художественной культуры Просвещения.»

Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе

Любимый с детства герой Робинзон Крузо появился на свет в эпоху Просвещения. Этот рассказ придумал англичанин Даниэль Дефо.

Роман о Робинзоне был написан для взрослых и совсем не с целью развлечь их. Дефо наделил своего героя деловитостью, трудолюбием и другими качествами, которые помогли ему выжить.

После публикации романа мало кто не оценил его. Одним из них был Джонатан Свифт.

Свифт критически относился ко многим идеала просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки, а общество также далеко от совершенства, как и в предшествующее время. И Свифт решил написать пародию — «Путешествие Гулливера».

Страной лилипутов правит крошечное ничтожное существо, которое именует себя «отрада и ужас Вселенной», а страной великанов наоборот, добрый король- ученый. Самая печальная картина- путешествие в страну разумных но трусливых лошадей. На этом повествование обрывается.

В этом произведении сказочные герои противопоставляются обычным людям.

Пьер Бомарше является автором комедии «Женитьба Фигаро».

По замыслу автора Фигаро- самый смышленый человек нации.

Острые словечки героя Бомарше парижская театральная публика разносила по городу. Постепенно эти слова стали входить в разговорную речь городских жителей.

Фридрих Шиллер был известным писателем того времени. Его произведением является «Коварство и любовь». Дворянин Фердинанд и дочь простого музыканта ценой смерти отстаивают свою любовь, так как это чувство выше привилегий 500-летней родословной. Карл Моор объявляет войну всему миру роскоши и подлости. Маркиз Поза страстно защищает свободу и достоинство человека.

Франсуа Буше- первый живописец, описавший «вкусы» короля Людовика XV.

Антуана Ватто больше интересовала тема «галантных празднеств»: пикники, светские прогулки , пиры и т.д.

Мир Ватто- мир поэтических мечтаний автора. Основная мысль произведения- зритель должен сам додумать конец сцены.

Иоганн Себастьян Бах- известный композитор эпохи Просвещения. Свои лучшие произведения он создает во время очередного путешествия в Германию.

«Орган»

Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться музыке с 3 лет, в 4 сочинил свой первый концерт, в 12 написал оперу, премьера которой состоялась в миланском театре, а в 14 лет Моцарт уже академик самой престижной музыкальной академии в Италии.

«Ночная серенада»

Людвиг Ван Бетховен. С 22 лет он живет в Вене. Он молод и полон сил. Вскоре Людвиг становится глухим, но продолжает писать свои музыкальные произведения.

«Лунная соната»

kopilkaurokov.ru

§ 21. Мир художественной культуры Просвещения. ГДЗ. История, 7 кл.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ по Новой истории Юдовская 7◄
Мир художественной культуры Просвещения

Вопрос перед параграфом “Мир художественной культуры Просвещения”.

Вопрос. Подумайте, можно ли считать деятелей культуры эпохи Просвещения наследниками гуманистов Возрождения. Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Деятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие как и гуманисты. Во взглядах на общество гуманисты XV–XVI вв., как и просветители XVIII века, призывали к построению гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей.

В качестве примера можно сравнить главный принцип гуманистов – учение о высоком назначении человека, о его достоинстве (dignitas, гласившее что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой) и идеи Руссо, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Как вы считаете, в чём просветители видели цель и главное назначение искусства?

Цель и главное назначение искусства в служении гуманистическим идеалам. Центром внимания искусства должна быть человеческая личность, свободная, обладающая правами. Цель просвещение народных масс и прогресс общества на началах разума.

Вопрос 2. Подобно литературным героям Возрождения, персонажи многих просветительских романов также отправляются в путь. Что зовёт в дальние страны Робинзона и Гулливера?

Робинзона и Гулливера в дальние страны звал интерес к познанию нового.

Вопрос 3. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»?

Творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия» имеет существенные различия. Полотна первых далеки от реальности, полны беззаботной легкости. А «певцы третьего сословия» изображают окружающую их реальную жизнь, зачастую героями картин становятся простые труженики.

Вопрос 4. Подготовьте сообщение о жизненном пути и творчестве одного из упомянутых в параграфе деятелей искусства эпохи Просвещения.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, его предки были профессиональными музыкантами.

В десятилетнем возрасте Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха, написана первая органная музыка.

После окончания учёбы Бах был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. В это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами.

В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей, трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм.

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Задания к параграфу

Вопрос 1. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы – Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?

На автопортрете Хогарта книги Шекспира и Свифта изображены не случайно. Хогарт был автором иллюстраций к книгам этих авторов

Вопрос 2. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику.

В произведениях придворных живописцев современные зрители могли бы высоко оценить уровень мастерства художников. Прекрасно написанные пейзажи, лёгкие, приятные взору; мастерски переданные настроения героев; общее мечтательное настроение картин. Критику могло бы вызвать ощущение недостоверности, нереальности представленных сюжетов, далеких от настоящей жизни.

Вопрос 3. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки – ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?

Бетховен очень ценил музыку Баха, называя его «истинным отцом гармонии» Согласен с его высказыванием, потому что талант Баха безграничен, «как море», его творческое наследие огромно, включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций, в его творчестве полифония достигает расцвета.

Вопрос 4. Какое произведение, упомянутое в параграфе, вы читали? Расскажите о ваших впечатлениях. Что изменилось в вашем отношении к произведению или его героям после изучения темы?

Роман «Путешествие Гулливера». Показался очень интересным произведением. Необычными представляются те страны, где побывал Гулливер, интересно читать. В жителях описанных в романе стран высмеиваются человеческие и общественные пороки. После изучения темы пришло понимание, что описанные страны имеют свои прототипы в реальных европейских государствах. Так, Лилипутия – это пародия на Англию.

Вопрос 5. Используя дополнительный материал учебника, охарактеризуйте архитектурные стили барокко и классицизм. Какие идеи эпохи нашли отражение в этих архитектурных стилях? Подумайте, какая музыка могла бы сопровождать ваш осмотр архитектурного памятника стиля барокко или стиля классицизм. Поясните свою точку зрения.

Стиль барокко отличается сложностью, причудливостью и пышностью форм, обилием украшений и деталей. Барокко идеально подходит для воплощения величия католической церкви и абсолютизма, не случайно основными заказчиками барочных построек были церковь и короли.

Особое внимание в этих постройках уделялось убранству помещений, которым архитекторы и художники старались придать изящный пышный облик. Изысканный и аристократический стиль барокко мало отвечал философии мыслителей Просвещения. Призывы Вольтера, Руссо, Локка руководствоваться разумом и моралью, вернуться к природе предопределили для искусства увлечение античностью.

В моду входят строгость линий и благородная простота, подражание спокойному величию греческих образцов. Сторонники классицизма в архитектуре отказываются от барочной пышности и берут за образец естественность и гармоничность античных построек: гладкие поверхности, скромный декор, портики и колонны придают зданиям холодноватое изящество.

Мир художественной культуры Просвещения

◄§ 20. Великие просветители Европы

§ 22. На пути к индустриальной эре►

litemove.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *