Русский язык изложение 7 класс – Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме: КИМ по русскому языку ( 7 класс)
Урок по русскому языку на тему «Изложение» (7 класс)
Тема урока: «Изложение».
Цель урока: формирование умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений и навыков последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти, точного употребления слов в речи.
Коррекционно-развивающие: коррекция связной речи; развитие орфографической зоркости, активизация и обогащение словаря, навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание ценностных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, любви и сострадания, доверия, внимания, доброты; эмоциональной отзывчивости.
Ход урока:
I. Организационный момент: 1. Приветствие учителя. (правила поведения)
2. К а л е н д а р ь ( для 4гр.-сигнальные цветовые карточки)
3. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
4. Упражнения для мелкой моторики рук.
5. Упражнение на дыхание:
— глубокий вдох через нос;
— медленный выдох через рот.
-На каких уроках изучаются явления природы? Геометрические фигуры и счет?
2.Проверка домашнего задания: провести работу над ошибками в изложении. Кто выполнил, поднимите руку. У кого были затруднения подойдите после уроков.
3. Повторение:
-Чему учились на предыдущем уроке?
-Описанием какого животного занимались?
— На каких уроках вы получаете информацию о животных?
4. Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня на уроке будем продолжать формировать умения и навыки последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти в устной и письменной форме, точного употребления слов в речи.
5.Актуализация знаний:
5.1-Что такое изложение?(письменный пересказ текста своими словами)
-Какие умения развиваем при обучении изложению?
5.2. Посмотрите на экран. (На экране — слайд с изображением лосей и стаи волков, на доске записана тема урока.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким образом иллюстрации относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) Запишите в тетрадь дату, тему урока.
Послушаем сообщение о лосях.
Примерный текст сообщения: Лось — лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Зимой лоси кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России — рысь, а на Дальнем Востоке — тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов.
-Что нового узнали из сообщения?
-Что больше всего запомнилось?
6. Изучение нового:
6.1 .-Кто из вас в жизни видел живого лося?
Сейчас, ребята, вы познакомитесь с текстом изложения. Если на прошлом уроке вы писали изложение описательного характера, то сегодня будете учиться писать текст повествовательного характера замечательного писателя Г.А. Скребицкого.
Чтение текста учителем: Внимательно послушайте текст изложения и подумайте, какова его главная мысль.
Смелый поступок.
Лосиха с лосенком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.
Послышался хруст снега. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.
Впереди беглецов — лесная сторожка, ворота раскрыты. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки. По Г.А. Скребицкому.
6.2. Работа над выделением главной мысли:
—Понравился рассказ?
Фронтальная работа (обучающиеся предлагают свои варианты).
Помощь учителя: -О ком или о чем говорится в тексте?
-Что автор хотел сказать своим читателям?
-Какова главная мысль рассказа? (помощь человека «братьям нашим меньшим»)
6.3.Словарная работа: осинник, иней, хруст снега, сторожка, лесник, около
6.4.Работа по содержанию текста:
-В какое время года происходит действие рассказа?
-Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
-Как понимаете выражение: «Лоси оправились от испуга…»?
-Что вы можете сказать о Мите: какой это человек?
-Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
6.5.Знакомство с планом изложения. (План записан на доске)
1.Ночевка в осиннике.
2.Лоси в опасности.
3. Лесная сторожка.
4. Помощь мальчика.
Чтение и запись плана в тетрадь.
6.7. Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений).
-Где ночевала лосиха с лосенком?
-Что услышала лосиха?
-Кого увидела лосиха?
-Кто гнался за лосихой и лосенком?
-Что впереди увидела лосиха?
-Что делал Митя у ворот сторожки?
-Как он защитил лосей?
-Что лоси делали дальше?
Физкультминутка.
Коррекция зрения:
Упражнение на дыхание:
— глубокий вдох через нос;
— медленный выдох через рот.
7. Закрепление.
7.1Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.
Слова на доске с трудным написанием: в густом осиннике, на спине лосихи, около сторожки, разъяренных волков, чуть не сбили его с ног, оправились от испуга.
7.2. Чтение текста учителем.
7.3.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для 1 уровня).
Дифференциация:
7.3.1.Задание для обучающихся 2 уровня
-Где ночевала лосиха с лосенком?
-Что услышала лосиха?
-Кого увидела лосиха?
-Кто гнался за лосихой и лосенком?
-Что впереди увидела лосиха?
-Что делал Митя у ворот сторожки?
-Как он защитил лосей?
-Что лоси делали дальше?
7.3.2. Задание для обучающихся 3 уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.
Смелый поступок.
Лосиха с (кем?) ночевали в осиннике. Лес стоял (какой?) под снегом. Иней оседал на ветках, на спине (кого?).
Послышался хруст (чего?).. (Кто?) мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по (чему?) в лес. За ними погналась стая (кого?).
Впереди беглецов – (какая?) сторожка, ворота раскрыты.. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе (что?). Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся (чем?) и отогнал волков. Лоси оправились от (от чего?) и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около (около чего?).
7.3.3. Задание для обучающихся 4 уровня: списать текст.
7.4. Чтение учащимися своих работ (по желанию)
8. Домашнее задание: поработать над ошибками.
Дифференциация:
Задание для 3,4 гр. -выписать все слова, в которых допущены ошибки.
Задание для 2гр.-выписать все предложение с допущенной ошибкой, исправив ее.
Задание для 1гр.- выписать все недочеты, исправив ошибки, в соответствие с правилами правописания, подобрать проверочные слова.
9. Оценивание. Каких результатов вы сегодня достигли на уроке:
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -Поднимите руку, кому было интересно, легко на уроку, все понятно!
-Поднимите руку, у кого были сомнения, сложности в работе!
-Поднимите руку, кому было не интересно, трудно на уроке!
— Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
10. Рефлексия.
-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?
-Что такое изложение?
-Для чего важно уметь писать изложение?
-О ком или о чем текст изложения?
-Как он называется? Почему он так называется?
-Каким человеком показан мальчик Митя в этом рассказе? (добрым, отзывчивым к чужой беде, смелым, храбрым, сострадательным,…)
-Как вы считаете: нужны ли все эти качества высокоморального человека в жизни?
-А у вас есть эти качества? Подумайте…
11. Итог:
Сегодня мы научились:
1. Воспринимать текст.
2. Выделять главную мысль текста.
3. Излагать содержание текста по плану.
4. Формулировать свои мысли в устной и письменной речи.. А значит, развивать устную и письменную речь.
5. Удерживать логику повествования.
8. Выслушивать мнение товарища.
-На следующем уроке мы проанализируем ваши работы. А также продолжим развивать и обогащать нашу речь при формировании умений и навыков делового письма.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень продуктивно поработали на уроке! Всем спасибо за работу!
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок русского языка в 7 классе «Сжатое изложение»
Слайд 1
Сжатое изложениеСлайд 2
ЦЕЛЬ Подробное изложение Сжатое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
Слайд 3
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Слайд 4
Сжатие текста предполагает исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных фактов и явлений.
Слайд 5
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур Слияние
Слайд 6
Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, — безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.
Слайд 7
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов
Слайд 8
Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения
Слайд 9
Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Слайд 10
. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
Слайд 11
Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Слайд 12
ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ( По Ф. И. Шаляпину)
Слайд 13
ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 14
К.Г.Паустовский (1892 – 1968)
Слайд 15
Мещерский край
Слайд 16
В краю Мещерских озер
Слайд 17
В краю Мещерских озер
Слайд 18
Утро в Мещерском краю
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)
Слайд 2
8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Когда я приезжаю в Ленинград, Перед закатом солнца чайки стонут. Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят, Плывут в Неве и никогда не тонут. Из неба, из воды они глядят, Напоминая мне и Ленинграду, Что эти звёзды — слава всех солдат, Прорвавших ненавистную блокаду.
Слайд 3
В блокированном Ленинграде начался голод. Смертность от голода стала массовой. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали только на улицах около сотни трупов.
Слайд 4
Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала: «Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания».
Слайд 5
Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей . Сжатые, лаконичные записи: «28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая». А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.
Слайд 6
Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Слайд 7
Странное зрелище Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие – то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в черных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.
Слайд 8
Странное зрелище Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие – то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в черных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.
Слайд 9
Блокадные — Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли, — было произнесено в толпе, рядом с Андреем. Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А за ними подходили все новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.
Слайд 10
Блокадные — Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли , — было произнесено в толпе, рядом с Андреем. Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди , и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали , не в силах оторвать глаз. А за ними подходили все новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.
Слайд 11
Возрождение и надежда на будущее Люди видели на войне все. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые дети, спасенные и вынесенные из гибели пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.
Слайд 12
Возрождение и надежда на будущее Люди видели на войне все. Их ничем ни удивить , ни поразить было нельзя . Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые дети, спасенные и вынесенные из гибели пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее , без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.
Слайд 13
Разрушительная сущность войны Дети были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады. Было в них еще одно, общее – и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и еще в чем-то, что рассмотреть можно было лишь только когда они все вместе. Это выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонны. И можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем других детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых еще не было.
Слайд 14
Разрушительная сущность войны Дети были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады. Было в них еще одно, общее – и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и еще в чем-то, что рассмотреть можно было лишь только когда они все вместе. Это выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонны. И можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны : она била в зародыше, в зачатке по всем других детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых еще не было ( которая лишала нас новых поколений ).
Слайд 15
Посланцы из будущего Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, еще военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.
Слайд 16
Посланцы из будущего Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям , стоящим на другой стороне платформы, на этой, еще военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.
Слайд 17
Неразрывная связь Странной, колеблющейся, тонкой струйкой, вслед за худенькой темной женщиной, потекли блокадные вдоль рельсов все дальше и дальше в сторону города. И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё, была, несмотря на робость первых шагов, слабое покачивание, отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться, — неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе, из этой беззвучной станции, и с этой новой обетованной землей, которая их взрастит.
Слайд 18
Неразрывная связь Странной, колеблющейся, тонкой струйкой , вслед за худенькой темной женщиной, потекли блокадные вдоль рельсов все дальше и дальше в сторону города . И в каждом крошечном человечке , закутанном в тряпьё, была , несмотря на робость первых шагов, слабое покачивание, отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться, — неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе , из этой беззвучной станции, и с этой новой обетованной землей, которая их взрастит.
Слайд 19
План 1. Странное зрелище. 2. Блокадные. 3. Возрождение и надежда на будущее. 4. Разрушительная сущность войны. 5. Посланцы из будущего. 6. Неразрывная связь.
nsportal.ru
Урок развития речи в 7 классе «Сердце матери»
Урок развития речи в 7 классе.
Подробное изложение. (2ч.)
«Сердце матеи».
Цели:
- Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
- Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
- Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.
Есть прекраснейшее существо на свете,
у которого мы в долгу, — это мать.
А. Н. Островский
Ход урока:
I.Организационный момент.
Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.
II.Вступительное слово учителя.
1.Чтение стихотворения о матери (любого).
2.Рассказ учителем легенды:
« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
Прослушивание песни о матери.
3.Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?
Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы
Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
4.Чтение стихотворения
Легче всего — обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего — обидеть мать».
И, может быть, его услышат
С. Плотов.
Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
III.Чтение текста.
Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
IV.Анализ текста.
Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне
и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-
ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это
испытание?
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст?(художественный)
Определите тип речи.(повествование).
Делаются выводы по тексту.
V.Деление текста на части. Составление плана.
План.
1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
2.Жена-красавица с черной душой.
3.Требования жены.
4.Нечеловеческий поступок сына.
5.Бескорыстная любовь матери.
VI.Элементы лингвистического анализа текста.
Учитель:
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).
4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?
5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.
6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».
7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?
Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
8. Что значит «бескорыстно»?
VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).
Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».
IХ. Полный пересказ текста.
Х. Повторное чтение.
ХI. Написание изложения.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе «Сердце матери» »
Урок развития речи в 7 классе.
Подробное изложение. (2ч.)
«Сердце матеи».
Цели:
Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.
Есть прекраснейшее существо на свете,
у которого мы в долгу, — это мать.
А. Н. Островский
Ход урока:
Организационный момент.
Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.
Вступительное слово учителя.
Чтение стихотворения о матери (любого).
Рассказ учителем легенды:
« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
Прослушивание песни о матери.
Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?
Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы
Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
Чтение стихотворения
Легче всего — обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего — обидеть мать».
И, может быть, его услышат
С. Плотов.
Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
Чтение текста.
Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
Анализ текста.
Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне
и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-
ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это
испытание?
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст?(художественный)
Определите тип речи.(повествование).
Делаются выводы по тексту.
Деление текста на части. Составление плана.
План.
Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
Жена-красавица с черной душой.
Требования жены.
Нечеловеческий поступок сына.
Бескорыстная любовь матери.
Элементы лингвистического анализа текста.
Учитель:
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).
4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?
5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.
6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».
7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?
Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
8. Что значит «бескорыстно»?
VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).
Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».
IХ. Полный пересказ текста.
Х. Повторное чтение.
ХI. Написание изложения.
kopilkaurokov.ru
7 КЛАСС. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ — 7 класс — Разработки уроков русского языка — Каталог файлов
Русский язык. 7 класс
Изложение с элементами сочинения
Цели урока:
- учить детей анализировать текст, определять его основную мысль;
- развивать навыки грамотной устной и письменной речи, делая её более яркой, образной, выразительной;
- воспитывать интерес к творчеству, поиску своего места в жизни.
Задачи: учащиеся должны уметь составлять план текста; использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения; составлять логически связный рассказ, высказывать свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.
Ход урока.
I.Толкование слов из текста:
Авиасудомоделирование
Перспективный
Станция юных техников
Конкуренция
Рвение
Творческий процесс
II.Погружение в тему:
— О чем будет текст?
— Что такое творчество?
III.Знакомство с текстом (чтение текста учителем)
(1)Легко ли найти себе занятие по душе – такое, чтобы влекло, доставляло удовольствие от самого процесса? (2)В школе я ничем не увлекался. (3)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (4) А занятие хотелось найти.(5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.
(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.
(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию. (21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».
(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.(27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и взрослое отношение к себе.
IV. Беседа по тексту:
— Какова тема?
— Что узнали о главном герое?
— На сколько частей можно разделить текст?
V. Составление плана (самостоятельно)
VI.Повторное чтение текста.
VII. Пересказ текста одним из учеников.
VII.Комментирование задания. Ответьте на вопрос: «Что такое творчество?»
VIII. Работа с черновиком.
salikova.ucoz.ru
Приложение 3. Изложения | Поурочные планы по русскому языку 7 класс
Приложение 3. Изложения
14.12.2011 108210 2044Приложение 3. Изложения
Рекомендации учителя перед изложением
При первом чтении текста учителем важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.
Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на «кинопленку» памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе.
После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного распределения вашего текста на абзацы. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков.
Изложение 1
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.
(225 слов) (По К.И. Чуковскому)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»
Изложение 2
В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.
Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.
В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны — отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.
(152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.
Изложение 3
С Тузиком я встретился в июле.
Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.
И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».
Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.
Страшного увидел я «парикмахера».
Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.
Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.
«Это тебе подарок! — кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!»
Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок — Тузик — наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.
(202 слова) (По Ю.И. Ковалю) Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Расскажите об одной из них.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
План-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме: Урок и презентация по русскому языку на тему «Изложение» в 7 классе
Тема урока: «Изложение».
Цель урока: формирование умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений и навыков последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти, точного употребления слов в речи.
Коррекционно-развивающие: коррекция связной речи; развитие орфографической зоркости, активизация и обогащение словаря, навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание ценностных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, любви и сострадания, доверия, внимания, доброты; эмоциональной отзывчивости.
Ход урока:
I. Организационный момент: 1. Приветствие учителя. (правила поведения)
2. К а л е н д а р ь ( для 4гр.-сигнальные цветовые карточки)
3. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
4. Упражнения для мелкой моторики рук.
5. Упражнение на дыхание:
— глубокий вдох через нос;
— медленный выдох через рот.
-На каких уроках изучаются явления природы? Геометрические фигуры и счет?
2.Проверка домашнего задания: провести работу над ошибками в изложении. Кто выполнил, поднимите руку. У кого были затруднения подойдите после уроков.
3. Повторение:
-Чему учились на предыдущем уроке?
-Описанием какого животного занимались?
— На каких уроках вы получаете информацию о животных?
4. Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня на уроке будем продолжать формировать умения и навыки последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти в устной и письменной форме, точного употребления слов в речи.
5.Актуализация знаний:
5.1-Что такое изложение?(письменный пересказ текста своими словами)
-Какие умения развиваем при обучении изложению?
5.2. Посмотрите на экран. (На экране — слайд с изображением лосей и стаи волков, на доске записана тема урока.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким образом иллюстрации относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) Запишите в тетрадь дату, тему урока.
Послушаем сообщение о лосях.
Примерный текст сообщения: Лось — лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Зимой лоси кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России — рысь, а на Дальнем Востоке — тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов.
-Что нового узнали из сообщения?
-Что больше всего запомнилось?
6. Изучение нового:
6.1 .-Кто из вас в жизни видел живого лося?
Сейчас, ребята, вы познакомитесь с текстом изложения. Если на прошлом уроке вы писали изложение описательного характера, то сегодня будете учиться писать текст повествовательного характера замечательного писателя Г.А. Скребицкого.
Чтение текста учителем: Внимательно послушайте текст изложения и подумайте, какова его главная мысль.
Смелый поступок.
Лосиха с лосенком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.
Послышался хруст снега. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.
Впереди беглецов — лесная сторожка, ворота раскрыты. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки. По Г.А. Скребицкому.
6.2. Работа над выделением главной мысли:
-Понравился рассказ?
Фронтальная работа (обучающиеся предлагают свои варианты).
Помощь учителя: -О ком или о чем говорится в тексте?
-Что автор хотел сказать своим читателям?
-Какова главная мысль рассказа? (помощь человека «братьям нашим меньшим»)
6.3.Словарная работа: осинник, иней, хруст снега, сторожка, лесник, около.
6.4.Работа по содержанию текста:
-В какое время года происходит действие рассказа?
-Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
-Как понимаете выражение: «Лоси оправились от испуга…»?
-Что вы можете сказать о Мите: какой это человек?
-Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
6.5.Знакомство с планом изложения. (План записан на доске)
1.Ночевка в осиннике.
2.Лоси в опасности.
3. Лесная сторожка.
4. Помощь мальчика.
Чтение и запись плана в тетрадь.
6.7. Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений).
-Где ночевала лосиха с лосенком?
-Что услышала лосиха?
-Кого увидела лосиха?
-Кто гнался за лосихой и лосенком?
-Что впереди увидела лосиха?
-Что делал Митя у ворот сторожки?
-Как он защитил лосей?
-Что лоси делали дальше?
Физкультминутка.
Коррекция зрения:
Упражнение на дыхание:
— глубокий вдох через нос;
— медленный выдох через рот.
7. Закрепление.
7.1Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.
Слова на доске с трудным написанием: в густом осиннике, на спине лосихи, около сторожки, разъяренных волков, чуть не сбили его с ног, оправились от испуга.
7.2. Чтение текста учителем.
7.3.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для 1 уровня).
Дифференциация:
7.3.1.Задание для обучающихся 2 уровня: записать ответы на вопросы.
-Где ночевала лосиха с лосенком?
-Что услышала лосиха?
-Кого увидела лосиха?
-Кто гнался за лосихой и лосенком?
-Что впереди увидела лосиха?
-Что делал Митя у ворот сторожки?
-Как он защитил лосей?
-Что лоси делали дальше?
7.3.2. Задание для обучающихся 3 уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.
Смелый поступок.
Лосиха с (кем?) ночевали в осиннике. Лес стоял (какой?) под снегом. Иней оседал на ветках, на спине (кого?).
Послышался хруст (чего?).. (Кто?) мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по (чему?) в лес. За ними погналась стая (кого?).
Впереди беглецов – (какая?) сторожка, ворота раскрыты.. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе (что?). Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся (чем?) и отогнал волков. Лоси оправились от (от чего?) и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около (около чего?).
7.3.3. Задание для обучающихся 4 уровня: списать текст.
7.4. Чтение учащимися своих работ (по желанию)
8. Домашнее задание: поработать над ошибками.
Дифференциация:
Задание для 3,4 гр. -выписать все слова, в которых допущены ошибки.
Задание для 2гр.-выписать все предложение с допущенной ошибкой, исправив ее.
Задание для 1гр.- выписать все недочеты, исправив ошибки, в соответствие с правилами правописания, подобрать проверочные слова.
9. Оценивание. Каких результатов вы сегодня достигли на уроке:
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -Поднимите руку, кому было интересно, легко на уроку, все понятно!
-Поднимите руку, у кого были сомнения, сложности в работе!
-Поднимите руку, кому было не интересно, трудно на уроке!
— Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
10. Рефлексия.
-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?
-Что такое изложение?
-Для чего важно уметь писать изложение?
-О ком или о чем текст изложения?
-Как он называется? Почему он так называется?
-Каким человеком показан мальчик Митя в этом рассказе? (добрым, отзывчивым к чужой беде, смелым, храбрым, сострадательным,…)
-Как вы считаете: нужны ли все эти качества высокоморального человека в жизни?
-А у вас есть эти качества? Подумайте…
11. Итог:
Сегодня мы научились:
1. Воспринимать текст.
2. Выделять главную мысль текста.
3. Излагать содержание текста по плану.
4. Формулировать свои мысли в устной и письменной речи.. А значит, развивать устную и письменную речь.
5. Удерживать логику повествования.
8. Выслушивать мнение товарища.
-На следующем уроке мы проанализируем ваши работы. А также продолжим развивать и обогащать нашу речь при формировании умений и навыков делового письма.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень продуктивно поработали на уроке! Всем спасибо за работу!
nsportal.ru