cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разработка урока 7 класс причастие как часть речи – урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи»

Конспект урока для 7 класса «Причастие как часть речи»

Разработка урока русского языка в 7 классе

по теме «Причастие как часть речи»

Тимофеева Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Раздел:преподавание русского языка

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи». Первый в системе уроков по теме «Причастие», реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 7 класс»  под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.

Цель урока: 

  1. Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные

  2. Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике

  3. Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.

2 .Языковая разминка

Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.

Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.

Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.

— выделить и объяснить орфограммы ;

— составить схемы словосочетаний;

3 Объяснение нового материала

Возьмем теннисный мячик. Составим словосочетания «сущ. +прил.». предложения.

-Что известно о прилагательных и глаголах частях речи?

Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой,

озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.

Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? – Растворенное окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, 

озаренная свечкой. — Комнатка, которую озарила свечка

Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.

Растворенное окно. – Окно, которое растворили.

Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.

Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие — временнóй (настоящее и прошедшее время).

Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют  в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий   лес – лес, который темнеет), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (

темный лес – мрачный).

 — Синтаксическая минутка.

(произвести синтаксический разбор предложений)

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)

Эта книга прочитана мной.

— Найдите причастие. Каким членом предложения является?

 Составим вместе таблицу.

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Вопросы       

 IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.

 Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма  применения знаний  на практике.

        Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.

Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени прилагательному, так и глаголу).

V. Формирование умений и навыков.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.

1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)

 Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

2. Задание № 2 «Тест»

Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

2 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

VI. Обобщение.

Цель этапа: обобщение по теме урока.

    Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.

VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.

    VIII. Консультация по домашнему заданию.

Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.

Параграф учебника, материал таблицы — составить связный рассказ о причастии.

Литература:

1.Русский язык. 7 класс.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.- 2008

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008

Прилагательное

Причастие

1. От какой части речи образуются?

От имени существительного

От глагола

2. На какие вопросы отвечают?     

Какой?  Каков?        

Какой?  Каков?   

                       

3. Что обозначают? 

Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)

Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)

4. Как изменяются? 

По родам, числам, падежам (склоняются)

По родам, числам, падежам (склоняются)

5. Какие формы могут иметь?

Полная, краткая

Полная, краткая

6. Чем можем заменить?

Синоним (иногда)

Сочетание «местоимение который+глагол»

7. Какими членами предложения могут быть?  

Определение, сказуемое

Определение, сказуемое

8. Какую часть речи распространяют в предложении?         

Существительное

Существительное

doc4web.ru

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

1. Организация класса, приветствие.

СЛАЙД 1.

Приветственное слово учителя:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым 

Пусть доброе утро длится до вечера!

(И. Романов)

— Присаживайтесь, ребята, на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу сегодня на уроке. Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнее число «Классная работа».

Обучающиеся слушают, присаживаются на места, рассматривают рабочие листы, записывают число, «Классная работа».

Создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу.

УУД:

— личностные;

— коммуникативные.

2. Создание проблемной ситуации, определение темы, постановка цели урока.

СЛАЙД 2.

— Ребята, на слайде вы видите слова. Подумайте, на какие группы их можно распределить?

Красивый, смотреть, счастливый, считать, дарить, злой, жилой, вздыхать, горевать, петь, сверкающий, лежащее, засыпанная.

Актуализация знаний.

Если у ребят возникают трудности, можно предложить вспомнить, по какому принципу слова делятся на части речи.

Снова предложить обучающимся разделить слова на группы.

— Ребята, что у вас получилось?

Проверка.

— Все согласны? У кого не так? Посмотрите, задание было одно, а ответы получились разные.

СЛАЙД 3.

— Как вы думаете, почему так получилось? (Чего мы с вами еще не знаем?)

— Давайте поразмышляем над этими словами.

Какой вопрос зададим к ним?

— Замените эти слова словосочетаниями, близким по значению.

— От слов какой части речи образованы эти слова?

— Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову?

— Признаки каких частей речи вместили эти слова?

Определение темы.

— Как вы думаете, какую проблему нам надо с вами решить?

СЛАЙД 4.

— Ребята, об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

— Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль?

СЛАЙД 5.

— Итак, запишите тему урока «Причастие как часть речи»

Постановка цели урока.

— Подумайте, какими могут быть цели нашего урока. Попробуем сформулировать их вместе.

Обучающиеся задумываются, называют возможные варианты.

Школьники говорят о том, что на части речи слова делятся в зависимости от их значения (предмет, признак, действие, признак по действию и т.д.). Кроме того, для слов различных частей характерны различные грамматические признаки и т.д.

Обучающиеся самостоятельно делят слова на 2 группы: прилагательные и глаголы.

Неоднозначные ответы. У них возникают трудности с распределением слов: сверкающий, лежащее, засыпанная.

Кто-то относит эти слова в группу прилагательных, а кто-то – глаголов.

В процессе ответов, обучающиеся приходят к выводу, что эти слова относятся к какой-то части речи, с которой они пока не знакомы.

Школьники отвечают, что к этим словам мы задаем вопросы «какой? какая? какое?» Это вопросы прилагательного.

Сверкающий – который сверкает, лежащее – которое лежит, засыпанная — которую засыпали.

Эти слова образованы от глаголов.

Что делающий(ая, ее)?

Эти слова вместили в себя признаки глагола и прилагательного.

Определить, что это за часть речи.

Приходят к выводу, что сегодня на уроке мы будем говорить о причастии.

Записывают тему урока.

Формулируют цель урока: узнать, что такое причастие и научиться находить причастие среди других частей речи.

Самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование

Создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.

УУД:

— регулятивные;

— познавательные.

3. Открытие новых знаний.

СЛАЙД 6.

— Ребята, посмотрите на слова, которые характеризую существительное «снег» и попробуйте распределить их на 2 столбика.

Белый, сверкающий, глубокий, сверкавший. пушистый, переливающийся, красивый, лежащий.

— По какому принципу вы их распределили? Докажите.

— Посмотрите на причастия «сверкающий» и «сверкавший». Чем они отличаются?

— Как вы думаете, чем же еще отличаются причастия от прилагательных?

— Итак, что мы узнали о причастии?

Работа с учебником.

— А теперь я предлагаю вам открыть учебник на стр. 164-165 и заполнить таблицу «Признаки причастия».

СЛАЙД 7.

Признаки причастия

от прилагательного

от глагола

1) вопрос;

2) род;

3) число;

4) падеж.

1) время;

2) вид;

3) возвратность.

Распределяют слова в 2 столбика: в первый – прилагательные, во второй – причастия. Затем доказывают свою точку зрения, применяя знания, полученные в начале урока.

Временем.

Они имеют форму настоящего и прошедшего времени.

Причастие образуется от глагола, отвечает на вопрос «какой?» («что делающий?»), имеет форму настоящего и прошедшего времени .

Открывают учебник, заполняют таблицу.

Проверка.

Создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

УУД:

— коммуникативные;

— познавательные;

— регулятивные.

4.Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернулись,

Ручками колен коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

Выполняют упражнения.

5. Первичное применение знаний.

СЛАЙД 8.

Итак, теперь мы знаем, по каким признакам можно узнать причастия, поэтому выполним следующее задание. Найдите среди данных однокоренных слов только причастия. Докажите свою точку зрения.

1) Синий, синеет, синеющий, синева.

2) Кружиться, кружившийся, круг, круглый.

3) Свет, светлый, освещать, освещенный.

4) Белый, белить, белизна, побелевший.

— Молодцы! А как вы думаете, зачем нужны причастия в речи? Ответить на этот вопрос, нам поможет высказывание М.В. Ломоносова о причастии. СЛАЙД 9. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов).

— Как вы понимаете слова Ломоносова?

— Действительно, вы правы, сравните два предложения. Что вы можете о них сказать?

СЛАЙД 9.

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Запишите то предложение, которое, на ваш взгляд, лучше звучит.

— Попробуйте сделать вывод.

Находят причастия, при помощи имеющихся сведений доказывают свою точку зрения (называют признаки глагола и прилагательного, выделяют суффиксы)

Ответы, в процессе которых обучающиеся приходят к выводу, что умелое использование причастий в текстах делают речь более яркой, выразительной, придают точность, емкость и особую энергию.

Вывод: причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной.

Развитие умения применять новые знания.

УУД:

— регулятивные.

videouroki.net

Разработка урока по русскому языку. 7 класс. Причастие как часть речи.

Цели: Восстановить в памяти обучающихся сведения о прилагательном и глаголе как частях речи; познакомить с грамматическими признаками причастия; показать отличительные и общие черты причастия с другими частями речи; формировать умение различать причаcтие и прилагательное.

Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение классифицировать, делать выводы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе

прилагательного.

В.И.Даль

Ход урока.

I.Оргмомент. Объявление темы и целей урока, знакомство с его эпиграфом.

II.Актуализация опорных знаний.

Обучающиеся восстанавливают в памяти сведения, известные о прилагательном и глаголе как о

самостоятельных частях речи. Игра « Сеанс одновременной игры» (Участник, ведущий сеанс

одновременной игры, отвечает на любые вопросы об имени прилагательном и глаголе как

частях речи. Все остальные участники должны правильно сформулировать вопрос, сами должны

дать на него ответ в случае, если ведущий сеанс испытывает затруднения).

III.Изложение нового материала.

1.Работа с текстом (Раздаточный материал)

Проголодавшегося медведя запрут , бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались , и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный , скоро отыскивал безопасный угол…

Таковы были благородные увеселения русского барина!

( А.С.Пушкин)

— Каков стиль текста? Тип? Тема?

2.Обучающимся предлагается составить словосочетания, подобрав к существительным зависимые слова.

Медведя (какого?) проголодавшегося.

За кольцо ( какое ?) ввинченное в стену.

Зверя (какого?) страшного.

Жертву (какую?) несчастную.

Гость ( какой?) бедный, до крови оцарапанный.

— Что обозначают все зависимые слова? Признак.

— Какой частью речи выражены зависимые слова. Какие из них не вызывают сомнений? Прилагательные.

— Какие из этих слов обозначают постоянные признаки, а какие –временные, т.е. происходящие в определенном времени?

— Чертами каких частей речи обладают слова обозначающие временные признаки?

(Вид, время, возвратность; изменяются по падежам, числам, родам; имеют полную и краткую форму). Это и есть причастия.

3. Обучающиеся заполняют таблицу, указывая в ней признаки прилагательного и глагола у причастия (Приложение).

4. Знакомства с теоретическим материалом учебника . Обучающиеся озвучивают запись в таблице, сравнивают, дополняют материалом учебника.

5. Как можно отличить причастие от прилагательного? Путем наблюдения обучающиеся приходят к выводу: к прилагательному можно подобрать синоним (антоним), к причастию- глагол.

Проголодавшегося медведя- который проголодался.

За ввинченное кольцо- которое ввинтили.

Страшного зверя- ужасного ,свирепого.

Несчастную жертву- беззащитную.

Гость бедный – жалкий.

Гость, до крови оцарапанный- которого оцарапали.

6. Выяснение синтаксической роли причастия в предложении путем наблюдения.

Прочитанная книга лежала на столе. Книга прочитана. Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

Вывод: Краткие причастия, как и краткие прилагательные, чаще всего являются сказуемым, полные – определением.

IV. Закрепление изученного материала.

Распределителный диктант.

Летящая птица , летучая мышь, зеленый дуб, зеленеющая рожь, пожелтевшие листья, высохшая трава, сухая трава, растаявший снег, низкие облака, читающий мальчик, созревающие зерна, читальный зал, каменный дом, поющие птицы, спеющие ягоды, орудийные залпы.

— Какие приемы вы применяли при определении части речи? ( 1. Прилагательные обозначают постоянный признак, причастия временный; 2. качественные прилагательные можно заменить синонимами (антонимами) , причастия –глаголами.)

V.Рефлексия.

— Что же такое причастие? Что вы о нем узнали?

— Возвращаемся к эпиграфу урока.- Почему В.И. Даль дал такое определение причастию?

Обучающиеся сдают заполненные приложения.

VII. Домашнее задание. Выучить теоретический материал учебника, выполнить упражнение № 54.

Список использованной литературы:

  1. А.С. Пушкин Сочинения Государственное издательство художественной литературы М.1954.

  2. Действующая программа по русскому языку.

  3. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова Современный русский язык М. Высшая школа 1991.

  4. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классов. М. Просвещение 2009.

Приложение.

Проголодавшегося медведя запрут , бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обычно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванною полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол…Таковы были благородные увеселения русского барина!

(А.С. Пушкин)

Составить словосочетания.

Причастие имеет признаки.

infourok.ru

Конспект урока по теме «Причастие как часть речи», 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе

по теме «Причастие как часть речи»

Куулар Урана Чургуй-ооловна,

учитель русского языка и литературы

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи». Первый в системе уроков по теме «Причастие», реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Г.Н. Никольской, Н.М. Хасанова. Учебник:  «Русский язык. 7 класс»,  ред. С.Д.Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х.Сукунов, Н.М. Хасанов.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.

Цель урока: 

  1. Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные

  2. Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

юб) отрабатывать навык употребления правила на практике

  1. Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.

2.Языковая разминка

Посеяла муку, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.

Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.

Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.

— выделить и объяснить орфограммы;

— составить схемы словосочетаний;

3 Объяснение нового материала

-Что известно о прилагательных и глаголах частях речи? (Таблица стр. 102 Свойства причастия)

Прочитайте отрывок из повести Олега Карламовича Саган-оола «Родные люди».

Юрту своих родных я нашёл на чайлаге* (Чайлаг* – летнее пастбище, летнее стойбище, летняя стоянка), расположенном у реки Ажик, что впадает в быстрый Хемчик. На заливных лугах паслось множество разномастных отар, уже отъевшихся после зимы.

Как хорошо жить здесь, под этим бездонным синим небом, под этим щедрым золотым солнцем, среди этих высоких трав, с головой укрывающих всадника, среди пряного запаха тайги!

Мы пошли в лес. Наткнулись на двух красногрудых птичек. Они беспокойно кружились около нас. Вскоре я понял причину их беспокойства. В дупле подгнившего дерева было свито гнездо, в котором верещали два желторотых птенца, прося пищу.

Птицы поочерёдно подлетали к гнезду и свою добычу ловко совали в раскрытые глотки проголодавшихся прожорливых птенцов. Это было трогательное зрелище.

Слова: расположенном, отъевшихся, укрывающих, подгнившего, проголодавшихсякак и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Чайлаг (какой?), расположенный у реки.

Отары (какие?), уже отъевшихся после зимы.

Травы (какие?), укрывающие всадника.

Птенцы (какие?), проголодавшиеся

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Чайлаг, расположенный у реки. – Чайлаг, который расположился у реки.

Отары, уже отъевшихся после зимы. – Отары, которые отъелись после зимы.

Травы (какие?), укрывающие всадника. – Травы, которые укрыли всадника.

Птенцы (какие?), проголодавшиеся. – Птенцы, которые проголодались.

Точнее, слова расположенном, отъевшихся, укрывающих, подгнившего, проголодавшихсяобозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (укрывающий, укрывающая, укрывающее), числам (проголодавшийся, проголодавшиеся) и падежам (подгнившее, подгнившего, подгнившему и т. д.), т.е. склоняется.

Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие — временнóй (настоящее и прошедшее время).

Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? расположенный, расположен) и краткую (каков? расположен). Полные причастия обычно выполняют  в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (Птенцы, которые проголодались), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).

 — Синтаксическая минутка(произвести синтаксический разбор предложений)

В дупле подгнившего дерева было свито гнездо, в котором верещали два желторотых птенца, прося пищу.

— Найдите причастие. Каким членом предложения является?

 Составим вместе таблицу.

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Какой?  Каков?   

                       

3. Что обозначают? 

Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)

Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)

4. Как изменяются? 

По родам, числам, падежам (склоняются)

По родам, числам, падежам (склоняются)

5. Какие формы могут иметь?

Полная, краткая

Полная, краткая

6. Чем можем заменить?

Синоним (иногда)

Сочетание «местоимение который+глагол»

7. Какими членами предложения могут быть?  

Определение, сказуемое

Определение, сказуемое

8. Какую часть речи распространяют в предложении?         

Существительное

Существительное

 IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.

 Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма  применения знаний  на практике.

        Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.

Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени прилагательному, так и глаголу).

V. Формирование умений и навыков.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.

Ярким морфемным признаком причастий являются суффиксы –ущ (ющ), -ащ (ящ), — вш, -ш, -нн, -т, -ем, -им, -енн. Краткие причастия на его суффиксов –енн, -нн полных причастий имеют суффиксы –ен, -н: построенныйпостроен.

1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)

 Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

2. Задание № 2 «Тест»

Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

2 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

VI. Обобщение.

Цель этапа: обобщение по теме урока.

    Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.

VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.

-Что называется причастием?

-Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

-Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

Запись в тетрадь

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ

признак предмета действие предмета признак действия

    VIII. Консультация по домашнему заданию.

Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.

Параграф учебника параграф №29, стр. 100, Схема «Свойства причастия», стр. 102, упражнение 277, стр. 105.

— составить биографию о причастии.

Литература:

1.Русский язык. 7 класс.С.Д.Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х.Сукунов, Н.М. Хасанов. С-Пб: Просвещение.- 2012

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008

3. Горашова Н.Г. Поурочные разработки п русскому языку, 7 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН», 2011

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме: Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).

Методическая разработка урока с презентацией.

Причастие. Причастие как часть речи  (первый урок по теме). 16 урок.

Учитель: Вишневская Елена Павловна.

Предмет – русский язык. Класс -7-б.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.

Задачи урока:

  1. Образовательная.
  1. Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.
  2. Учиться отличать причастия от слов других частей речи.
  3. Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
  1. Воспитательная.
  1. Воспитание навыка самостоятельной работы  при изучении новой части речи
  2. Развитие интереса к изучению родного языка.
  1. Развивающая.
  1. Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
  2. Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний:
  • Упр. 24 (выборочно).
  • Вызванный к доске ученик готовит связный рассказ о глаголе как часть речи. Ответ должен быть полным и логичным. Для подтверждения ученик приводит свои примеры или примеры из домашней работы.
  1. Морфологический разбор:

У доски два ученика разбирают морфологически слова жидкого (золота) и запылала.

Повторение поможет успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока:

Прочитайте слово на слайде 1.

— Что такое родник?

— Родник – это водный источник, текущий из глубины земли.

— Какой может быть родник? Запишите на доске.

— Лесной, наполняющийся, глубокий, холодный, утоляющий, бьющий.

— Найдите прилагательные к слову родник.

— Какое прилагательное обозначает признак по месту нахождения?  (лесной)

— Какое прилагательное обозначает признак по размеру? (глубокий)

— Какое прилагательное обозначает признак по ощущению? (холодный)

— Назовите слова из справки, которые выражают признак предмета по действию (утоляющий, бьющий, наполняющийся).

— Если слова выражают признак предмета по действию, то они являются особой формой глагола. Они называются причастием (слайд 2).

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Причастие как особая форма глагола. Запишите её в тетради.

— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели нашего урока, используйте опорные слова.

(слайд3) познакомиться…

учиться отличать…

  1. Изучение нового материала:

— Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. продолжим начатый разговор. прочитайте написанные слова.

утоляющий (жажду)

утоляющая (жажду)

утоляющее (жажду)

— Скажите, на какие вопросы отвечает причастие?  (какой?  какая? какое?)

— Теперь дайте полное определение причастия. (слайд 4)

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

— Из определения видно, что причастие имеет черты глагола и прилагательного. А какие именно, вы определите, поработав с таблицей.

Причастие

Признаки глагола

Вид

Время

Признаки прилагательного

Изменяется

1)утоляющий

(жажду)

утоливший

(жажду)

  1. И.п .утоляющ          жажду

Р.п. утоляющ           жажду

Д. п.  утоляющ         жажду

В. п. утоляющ          жажду

Т. п. утоляющ           жажду

П. п. об утоляющ     жажду

 

  1. утоляющий жажду

утоляющие жажду

  1. утоляющая жажду

утоляющий жажду

утоляющее жажду

по…

по…

по…

Учащиеся работают в парах. Делают выводы по каждой части таблицы.

— Причастия можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.», от которого образовано данное причастие ( в н. в или пр. в.). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, причастия образуются от глаголов, а прилагательные от существительных. Например, лесной — лес, утоляющий — утолить.

— Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?

— Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

— Какую часть речи поясняет прилагательное?

— А причастие?

— Как изменяются прилагательные и причастия?

— Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.

— Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:

  • прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
  • прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий. (слайд 5)

— Сделайте общий вывод о причастии.

— Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.

  1. Синтаксический разбор предложения:

Путники расположились около утолившего их жажду источника.

— Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы?

— Причастие в предложении является определением.

  1. Закрепление материала:
  • Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия.

Синий горизонт – синеющий небосклон

Жёлтая кувшинка – желтеющая нива

Колючий ёж — колющий предмет

Шумный поток – шумящий поток

Выделите суффиксы.

  • Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.

  • Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (слайд 6):
  1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
  2. Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
  3. За столом сидят ученики и читают книгу.
  1. Мы встретили старика, который  жил в избе, стоящей на опушке леса.
  2. Лежащая на столе книга, уже прочитана.
  3. За столом сидят ученики, читающие книгу.

— Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

  • М. В. Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (слайд 7)

— Какую же « силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.

— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

— Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.

(Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.)

— Солнце ещё не взошло в силу и греет бережно и ласково.

(Ещё не взошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.)  

7.)Проверочная работа:

— На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили.

1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»:

1.) Чернеющая пропасть

2.) Чёрная ночь

3.)белого цвета

4.)спелый крыжовник

5.)тёплый дождь

2. Найти словосочетание «прич. +сущ.»:

1.)мокрый снег

2.)синее небо

3.)поспевающий крыжовник

4.)лаявшая собака

5.)тёмный горизонт

3. Найти словосочетание «прил. + сущ.»:

1.)стоящий мальчик

2.)засеянное поле

3.)летящая птица

4.)светлое небо

5.)собранные грибы

4. Найти словосочетание «прич. +сущ.»:

1.)болотная вода

2.)горячая печь

3.)спеющая ягода

4.)мелкий брод

5.)последний лист

Контрольный листок учителя : 1. (1), 2. (3,4), 3. (4), 4. (3).

8.) Итог урока:

— С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

— Мы познакомились с причастием.

— Расскажите о причастии, используя свои примеры.

Учащиеся выполняют задание.

Обсуждается домашняя работа.

Оценивается деятельность учащихся на уроке.


Список используемой литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 27 изд. М.: Просвещение 2010.
  2. «Интеллектуальное развитие школьников» / Г. А. Бакулина изд. М.   «Владос» 2006.
  3. Русский язык 7 класс. Тесты в 2 частях / Книгина М. П.  – Саратов: Лицей 2011.

nsportal.ru

Урок русского языка на тему «Причастие как часть речи». 7 класс

План-конспект урока

по русскому языку

в 7 классе МБОУ «Первомайская школа»

на тему «Причастие как часть речи»

Разработал : Шабала Галина Анатольевна, учитель русского языка МБОУ «Первомайская школа»

Республика Крым

с.Первомайское,2016

Тема урока: Причастие как часть речи

Дата проведения – 13 сентября 2016г.

Тип урока -комбинированный

Технология построения урока: проблемно-диалоговая

Цели урока:

1) образовательная:

-дать понятие о причастии как части речи; определять роль причастия в текстах и устной и письменной речи; -формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи; 2) деятельностная:

-развивать умения правильно употреблять причастия в речи; -способствовать развитию познавательной сферы учащихся; 3)воспитательная:

-формировать потребности к получению новых знаний; -воспитывать интерес к изучению русского языка;

Планируемые результаты:

1. Личностные:

1. Формирование мотивационной деятельности в ходе изучения нового материала.

2.Аргументировано оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное.

3. Проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

-регулятивные

  1. Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

  2. Выполнять учебное задание в соответствии с целью урока.

— коммуникативные:

1. Формулировать навыки работы в группе.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

3. Предметные:

1. Познакомиться с понятием причастие, грамматическими, морфологическими, синтаксическими особенностям.

2. Отработать умения отличать причастие от других частей речи: прилагательных , глаголов.

3. Тренироваться в определении причастий по их признакам.

Основные термины, понятия: причастие ,особая форма глагола, стиль текста.

Оборудование: интерактивная доска, учебник.

Название технологических этапов урока, их содержание.

Временной интервал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Предполагаемые ответы учащихся

УУД

1 этап

Организационный момент .

(1 мин.)

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

Личностные УУД

Создание благоприятной психологической обстановки. Настрой на плодотворное сотрудничество.

Коммуникативные УУД:

Культура общения.

2 этап

Актуализация опорных знаний.

(4 мин.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с частью речи, которая тесно связана с рилагательным и глаголом.

Давайте вспомним, какие грамматические категории прилагательного и глагола вы знаете?

Прилагательное отвечает на вопросы : какой? чей? который?

Изменяется по числам, падежам, родам.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Признаки глагола: действие; вид, время, переходность/непереходность, возвратность; сказуемое

Познавательные УУД:

Анализировать, повторять, актуализировать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли, выслушивать высказывание одноклассников.

3 этап

Объяснение нового материала.(10 мин.)

Слайд 1

Зеленый лес – зеленеющий лес —зеленевший лес- позеленевший лес.

Веселый ребенок —веселящийся ребенок —развеселившийся ребенок

Золотая посуда —позолоченная посуда.

Вопрос : на какие вопросы отвечают выделенные слова, чем они отличаются друг от друга? Что обозначают?

Вопрос : Образуйте от выделенных слов глаголы

Задание : исходя из выполненной работы, сделайте вывод, что такое причастие.

Работа с учебником. Прочитайте правило в учебнике , параграф 7. Сравните правило с вашими выводами.

Выделенные слова отвечают на вопросы какой ? каков? Что делающий? Что сделавший?

Слова отличаются суффиксами.

Обозначают признаки предметов.

Зеленеющий – зеленеть

Веселящийся – веселить

Позолоченная –позолотить

Причастие – это часть речи, которая имеет признаки глагола и прилагательного.

Причастие – образовывается от глагола.

Причастие – это не часть речи, а особая форма глагола.

Регулятивные УУД:

Проблемная подача материала.

Познавательные УУД:

Определение главного, восприятие новой информации.

Предметные УУД:

Знакомство с понятием – причастие. Определение грамматического значения.

Работа в парах.

Создание проблемной ситуации.

4 этап

Закрепление изученного материала.(20 мин.)

Слайд 2

Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце.

Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окружённая деревянным выкрашенным забором.

Задание:

— прочитать текст, определить стиль.

— выписать причастия

Выделить в причастиях суффиксы.

Проблемный вопрос:

Составьте подсказку, как легче найти причастие.

Работа с учебником.

упр. 43.- образуйте причастия по образцу.

Стиль текста – художественный.

Причастия: освещенный, расчищенная, пораженные, пожелтевшей, опавшие, сверкавшей, падающие, шуршащие, окруженная выкрашенным.

в

Примером причастия являются суффиксы : ущ,ющ,ащ, ящ, ем, ом, им, вш, ш, енн, ённ, инн, т.

Определяйте причастие по суффиксам, проверьте , образовано ли оно от глагола и на какой вопрос отвечает.

1 вариант:

Человек , который рисует -рисующий человек; снежок, который хрустит – хрустящий снежок; колокольчик, который звенит- звенящий колокольчик;

2 вариант:

торт, который испекли – испечённый торт; самолет, который приземлился – приземлившийся самолет; чашка, которую разбили – разбитая чашка.

Познавательные УУД:

Умения систематизировать и отбирать нужный материал.

Умения сравнивать.

Предметные УУД:

Обобщение и закрепление изученного материала.

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий, самооценка.

Коллективная работа учащихся.

Работа по вариантам.

5 этап.

Рефлексия (5мин.)

Выборочный диктант . Выписать причастия аргументировать свой выбор:

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землёй;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой.

Замёрзший бор шумит среди лазури,

Метёт ветвями синеву небес.

Отдыхающей – образовано от глагола отдыхать, отвечает на вопрос какой, что делающий, суффикс ющ.

Облитые – образовано от глагола отлить, отвечает на вопросы какой, суффикс т.

Замёрзший – образовано от глагола замерзать, отвечает на вопрос – какой, суффикс ш.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать.

Умение отбирать и систематизировать изученный материал.

Коммуникативные УУД:

Умение строить монологические высказывания.

Регулятивные УУД:

Контроль выполненных заданий.

Личностные УУД:

Понимание причин успеха либо неуспеха деятельности на уроке.

6 этап.

Домашнее задание.

Свободное домашнее задание :

  1. Упр.44 стр.28

  2. Написать сочинение-миниатюру «В осеннем лесу»

Запись домашнего задания в дневнике.

Личностные УУД:

Самоорганизация.

Формы контроля и оценка результатов:

Устный контроль: фронтальный опрос, беседа, индивидуальное собеседование по результатам работы учащихся в группах.

Письменный контроль: выборочный диктант, самостоятельная работа с учебником.

Список использованной литературы:

1.С.Н.Пименова. Первые уроки изучения причастия в 7 классе по учебному комплексу. // Русский язык в школе, 1994г — №3.

2. И.Д. Савчук. Об уроках-зачетах и методике их проведения. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г — №7.

5. Г.М. Иваницкая. Обобщающие таблицы по языку. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях,1991г — № 6.

6. Львов В.В. Ориентировачное планирование по русскому языку для 6 класса по учебному пособию под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта на 1998/99 учебный год. // Русский язык в школе, 1998 г — №6.

7. А.А.Губарева. «Путешествие в город Причастинск». //Русский язык в школе и дома, 2006 г. — № 6.

Самоанализ урока

Урок занимает определенное место в системе изучения русского языка в 7 классе. Он тесно связан с предыдущими темами , а именно изучением частей речи: имени существительного и глагола. Учащиеся повторили и закрепили полученные знания по данным темам .

При составлении данного урока учитывались возрастные и психологические особенности данного класса:потребность в образном объяснении материала, потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на приобретении новых знаний.

В начале урока были ясно и конкретно сформулированы цели и задачи урока. Обучающая цель : систематизация и обобщение изученного материала, умение применять полученные знания при изучении нового материала; развивать монологическую речь учащихся, давать оценку выступлениям одноклассников и самооценку. Учащиеся учились аргументировать свои выводы, делать оценку применения правил, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная цель урока была направлена на привитие интереса к изучению русского языка.

Главными на уроке были задачи: проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков, установление осознанного понимания причастия как части речи. С этой цель использовалась поисковая и самостоятельная работа. Исходя из особенностей классного коллектива основной задачей изучения нового материала стало развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Формирование компетентностей прослеживалось на всех этапах урока: актуализации опорных знаний, изучение нового материала , закреплении и рефлексии.В содержании урока внесена работа по развитию коммуникативной компетенции. Формирование языковой компетенции наблюдалось на этапе актуализации опорных знаний – учащиеся проговаривали правила. Обогащение словарного запаса осуществлялось при проведении словарной работы.

Развитие коммуникативной компетентности прослеживается чтение, говорение, слушание. Работая устно, учащиеся старались соблюдать нормы русского литературного языка.

Структура урока соответствует схеме поставленных задач урока, комплексного применения знаний, умений и навыков: мотивация, актуализация знаний, работа над проблемными вопросами, составление схемы-помощницы, самостоятельная работа, коррекция знаний, анализ работы на уроке .

Этапы урока логично связаны и построены по схеме: от более простого к более сложному .В ходе урока использовались как познавательные, так и практические формы работы. Наблюдалось преобладание самостоятельной и поисковой работы, что способствовало развитию творческих способностей каждого ученика .Было организовано чередование и смена деятельности в ходе урока. Отрабатывая общеучебные умения и навыки использовалась коллективная, групповая, самостоятельная, индивидуальная работы, что сказалось на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Работа в парах способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенции, а также созданию «ситуации успеха» для каждого ученика.

Урок отличается высокий темп, который был выбран в соответствии с работоспособностью класса. Высокий уровень познавательной активности связан с использованием компьютерной технологии, что также позволило увеличить темп урока. Домашнее задание носит выборочный творческий характер. Проведено комментированное оценивание результатов учебной деятельности учащихся.

Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой доброжелательной обстановки на уроке; построение отношений между учителем и учащимися на принципах сотрудничества, взаимоуважения и понимания. Роль учителя сводилась к организации учебной деятельности учащихся.

infourok.ru

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»

Разработка урока русского языка в 7 классе

по теме «Причастие как часть речи»

Гуцул Марина Владимировна

учитель русского языка и литературы

Раздел:преподавание русского языка

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи». Первый в системе уроков по теме «Причастие», реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 7 класс»  под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.

Цель урока: 

  1. Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные

  2. Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике

  3. Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.

2 .Языковая разминка

Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.

Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.

Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.

— выделить и объяснить орфограммы ;

— составить схемы словосочетаний;

3 Объяснение нового материала

Возьмем теннисный мячик. Составим словосочетания «сущ. +прил.». предложения.

-Что известно о прилагательных и глаголах частях речи?

Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:

Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

Слова: озаренная, стоящий, глядящий, растворенное, как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:

Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.

Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.

Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.

Окно какое? – Растворенное окно.

В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:

Комнатка, озаренная свечкой. — Комнатка, которую озарила свечка

Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.

Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.

Растворенное окно. – Окно, которое растворили.

Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.

Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие — временнóй (настоящее и прошедшее время).

Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный) и краткую (каков? прочитан). Полные причастия обычно выполняют  в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий   лес – лес, который темнеет), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный).

 — Синтаксическая минутка.

(произвести синтаксический разбор предложений)

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)

Эта книга прочитана мной.

— Найдите причастие. Каким членом предложения является?

 Составим вместе таблицу.

«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»

Вопросы       

Прилагательное

Причастие

1. От какой части речи образуются?

От имени существительного

От глагола

2. На какие вопросы отвечают?     

Какой?  Каков?        

Какой?  Каков?   

                       

3. Что обозначают? 

Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный)

Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время)

4. Как изменяются? 

По родам, числам, падежам (склоняются)

По родам, числам, падежам (склоняются)

5. Какие формы могут иметь?

Полная, краткая

Полная, краткая

6. Чем можем заменить?

Синоним (иногда)

Сочетание «местоимение который+глагол»

7. Какими членами предложения могут быть?  

Определение, сказуемое

Определение, сказуемое

8. Какую часть речи распространяют в предложении?         

Существительное

Существительное

 IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.

 Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма  применения знаний  на практике.

        Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.

Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени прилагательному, так и глаголу).

V. Формирование умений и навыков.

Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.

1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)

 Запишите в первый столбик прилагательные, во второй –  причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.

2. Задание № 2 «Тест»

Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.

1 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) висящая лампа                                 Г) зеленеющая рожь

Б) висячая лампа                                  Д) летучая мышь

В) летящая птица                                 Е) зеленый дуб

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) нарастающий шум                           Г) растаявший снег

Б) пожелтевшие листья                        Д) низкие облака

В) высохшая трава                                Е) желтая рожь

2 вариант

1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»

А) читающий мальчик                          Г) скошенная трава

Б) читальный зал                                  Д) каменный дом

В) созревающие зерна                          Е) поющие птицы

2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»

А) пахучее молоко                                Г) смотревший вперед

Б) пахнувшее белье                              Д) мелкий брод

В) спеющая ягода                                 Е) орудийные залпы

VI. Обобщение.

Цель этапа: обобщение по теме урока.

    Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.

VII. Подведение итогов урока.

Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.

    VIII. Консультация по домашнему заданию.

Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.

Параграф учебника, материал таблицы — составить связный рассказ о причастии.

Литература:

1.Русский язык. 7 класс.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.- 2008

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *