Пропорции и строение фигуры человека выполнение аппликации 7 класс – Урок Изобразительного искусства 7 класс Пропорции и строение фигуры человека
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль | 1. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии. | На экране (слайд1) показаны силуэтные изображения людей разной комплекции и роста. Учитель задает вопрос: — Как вы думаете, ребята, для чего я демонстрирую эти изображения? (мы будем рисовать человека) -Да, но почему мы видим не одно изображение, а несколько? На одном- высотой все одинаковые, но разные… полные и худые… фигуры, на другом- по высоте разные (изображены разные люди: высокие и низкие,) Учитель показывает (слайд2,3,4,5) с изображением людей и расчетами пропорций человеческого тела, выполненные Л. Да Винчи, египетскими художниками и Древней Греции, А.Дюрером. -С древнейших времен ученые и художники Египта и Древней Греции, а позднее- Леонардо да Винчи и другие работали над открытием некой тайны. Вы узнаете, что это за тайна, отгадав пропущенное слово в предложении. (слайд6) На экране предложение с пропущенным словом: Леонардо да Винчи считал, что знание идеальных____________- необходимое условие для правильного изображения тела человека. Учащиеся вставляют пропущенное слово- ПРОПОРЦИЙ. (слайд7) -Правильно ребята, тема урока «Пропорции и строение фигуры человека» Мы узнаем о постоянных пропорциях тела человека и об их индивидуальной изменчивости. | Рассматривать изображения силуэтов фигур. Определяет их индивидуальные особенности. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. Обдумывают ответ и отвечают на вопрос. | Фронтальная работа | Познавательные: Сравнивать объекты. Регулятивные: Выдвигают версии об увиденном на уроке. Коммуникативные:корректируют свое мнение ( в соответствии с мнениями товарищей). Личностные: осознают свои интересы; демонстратируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, истории; осознают готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. | Устный вопрос | 2. Изучение нового материала | Наглядно-правктический, аналитический | «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет» Софокл («Антигона») (слайд8) Тысячелетия пытаются люди найти математическую закономерность в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения принимали длину стопы, в более поздние времена- длину среднего пальца руки. В соответствии с Каноном древнего скульптора Поликлета единицей измерения тела человека служила -голова (1/8). -Леонардо да Винчи изучал анатомию человека и сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до 5 лет, далее ее изменения незначительны. Поэтому за определенную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека. Слайд.9. -Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции человеческого тела. Так А.Дюрер гравюру «Адам и Ева» создал по трактату Витрувия (1/8 высоты фигуры) с тремя канонами пропорций 1/7,1/8,1/9 Самостоятельная работа: Слайд.10, -По предложенным карточкам рассчитайте пропорции человека. Обратите внимание на соотношение головы человека к длине ног, на то как это соотношение меняется на протяжении жизни человека. Слайд.,11,12,13,14. На каждом-по полминуты.на последнем остановиться ОТВЕТЫ. Голова в теле ребенка «помещается» 5раз, подростка-6-7раз, в теле взрослого человека-7-8раз. Длина ног маленького ребенка к высоте головы-1:2, подростка-1:3, взрослого 1:4 -В настоящее время происходит изменение пропорций человека. В начале 20 век мера в -7 голов,сейчас принята мера в 8 голов, в настоящее время есть люди с пропорциями 1/9 и 1/10.Мы выбираем при изображении фигуры человека канон-меру 1/8 Дети;У новорожденного голова укладывается в тело 4 раза, у ребенк 3лет-5 раз, 7 лет-6 раз, 14 лет-7 раз Проверка научных открытий о строении фигуры и пропорций человека на практике. 1. Возьмите карандаш и на вытянутой руке установи вершину карандаша на макушке-верхней части головы, а большой палец опусти по карандашу до окончания подбородка=это высота головы- ваш модуль. Сосчитайте, сколько раз этот модуль поместился в общий рост человека. Узнали и проверили,что в тело взрослого человека входит 8 голов. 2. Вызываются по парам девочка и парень, и на примере их фигур и роста рассказываются и показываются все правила пропорций. Слайд.15 Пятиминутка. Отгадай любимого героя по силуэтам | Выполняют зарисовки схем фигуры человека. Анализируют пропорции человека в различных возрастных категориях и отвечают на поставленные вопросы. | Индивидуальная работа. Работа в паре | Познавательные: классифицирую объекты по по заданным основаниям Регулятивные: Работают по плану, сверяясь с целью Коммуникативные: организуют работу в парах Личностные: осваивают новые социальные роли | зарисовки | 3. Творческая практическая деятельность. | Исследовательский | Слайд.16 — Ребята, идеальные пропорции говорят о физическом совершенстве человека и чтобы изобразить человека, необходимо знать его пропорции. 1задание. Нарисовать человека в соответствии с рассчитанными пропорциями, создавая свой неповторимый собранный образ. (Изображение человека происходит в игровой форме в группой команде по 4-6 человек . Каждым рисуется по очереди на передаваемых листах по часовой стрелке: Голова плечи и руки, талия и ноги, одежда согласно изображению головы, аксессуары для изображенного человека) Слайд.17(возможные варианты изображения людей на слайде), 2задание. Теперь вырежьте своих героев. Я попрошу выйти ко мне и встать для показа своих творческих работ тех, кто считает свои работы выполненными на отлично. Критерии работ: соблюдение пропорций, оригинальность, аккуратность, эстетичность, цветовое решение.(обсуждение и дискуссия по самооценке и взаимооценке работ) 3 задание. Приклейте их на ленте для праздничного шествия. | Учащиеся рисуют силуэт человека в соответствии с пропорциями. Вырезают силуэт. Прикрепляют фигуры людей в единой бумажной ленте | Индивидуальная работа Работа в малых группах, в парах | Познавательные: приобретают опыт создания художественного образа,опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках Регулятивные: Планируют деятельность в учебной ситуации Коммуникативные: организуют работу в парах, группах,; Личностные: учатся радоваться успехам товарищей; демонстрируют ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию. | Рисунок | 4. Итоги урока | Демонстрация и анализ работ | Слайд18 -Кто-то из древних говорил: «Мы смотрим на человека глазами, а видим и любим его сердцем» -Сейчас я вам дарю эти оливковые веточки, которые дарили на Олимпийских играх в Древней Греции спортсменам за победу, а вам, чьи работы, по мнению экспертов заслуживают высшей оценки-отлично. (Поднимите веточки, чтобы я поставила оценки в журнал. ) | Внимательно слушают. Просмотр презентации иобсуждение и оценивание работ. Узнавание в силуэтах известных героев и людей. | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Регулятивные: Оценивают результаты усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Излагают свое мнение в диалоге Личностные: понимают значение знаний для человека | Оценивание работ учащихся | 5. Рефлексия | Чтобы красиво изобразить фигуру человека, что необходимо знать? (Идеальные пропорции фигуры человека) -Все ли фигуры людей идеальны? — Что в создании фигуры человека оказалось самым трудным? | Отвечают на вопрос |
nsportal.ru
Презентация по ИЗО 7 класс «Пропорции и строение фигуры человека»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО 7 класс «Пропорции и строение фигуры человека»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ЭТО МЫ… ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:Этапы рисования Отметьте две точки — низ и верх фигуры, проведите между ними вертикальную линию, которая будет обозначать центр по горизонтали. Проведите нижнюю и верхнюю линии (это не обязательно, но иногда это немного помогает)
4 слайд Описание слайда:Нанесите разметку (разделите на 7,5 частей). Не стесняйтесь поначалу пользоваться линейкой. Ваша задача — научить ваш мозг правильным пропорциям, таким, какие они есть, а не таким как ему представляется
5 слайд Описание слайда:Нарисуйте овал, обозначающий туловище и круг, соответствующий тазу. На них, для облегчения, можно черкнуть два центральных креста. Особенно это полезно, когда будете пытаться построить более сложный ракурс — сразу становится видно направление
6 слайдТеперь можно обозначить голову и ноги. Сильно прорисовывать не надо — ведь это всего лишь макет
7 слайд Описание слайда:Проведя линии, соединяющую соски и пупок, получим точку ключицы, от которой можно рисовать руки
8 слайд Описание слайда:Если хочется, можно более подробно очертить мускулатуру.
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Интернет-ресурсы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Vitruvian.jpg/426px-Vitruvian.jpg http://animeeeeeeeeeee.mindmix.ru http://budschool.at.ua/photo/fotografija_3/7-0-2405
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация к уроку ИЗО 7 класс » Пропорции и строение человека»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку ИЗО 7 класс » Пропорции и строение человека»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Пропорции и строение фигуры человека Презентация к уроку ИЗО 7 класс по программе Неменского Б.М Авсеичива Надежда Викторовна Учитель ИЗО МОУ _СОШ п. Спутниу Можайского района, МО
Рассмотрим идеальные пропорции тела человека: Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста – 7,5 раз, у людей низкого роста – 6-7 раз. Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза, в длину ног – 3-4 раза. Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра. Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер. Длина бедра соответствует длине голени со стопой, а голень — двум длинам стопы. Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности. Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч. Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Схематический Человечек Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый. Это так называемый базовый человечек. Но с ним мало что можно сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног. Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни. Совершенный палочкообразный человечек! Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так. Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.
Поза человека: Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Бросает копьё А этот кажется танцует… Бежит. Плечи и таз человека изображены в ракурсе, так как мы смотрим сбоку. О чём то грустит Гладиатор. Предплечье правой руки изображено в ракурсе – мы видим его немного короче. Также обратите внимание на поворот корпуса — словно человек оборачивается, чтобы что-то увидеть. Сидит на стуле. Вновь поворот корпуса – плечи развернуты относительно бедер на некоторый угол. Странный тип. Остается только догадываться, что он в данный момент изображает… но выглядит глупо)
6 слайд Описание слайда:Задание: Чтобы прочувствовать динамику изображаемого тела — нарисуйте несколько схематических человечков, выполняющих различные действия. При выборе той или иной позы не забывайте закон всемирного тяготения. Центр тяжести будет расположен в нижней части живота. Обычная ходьба. Человек находится в равновесии, так как центр тяжести расположен между двумя точками опоры. Примеры: Центр тяжести смещен относительно точки опоры – человек теряет равновесие и падает. Баланс. Достигается благодаря относительной симметричности расположения тела
7 слайд Описание слайда:Беги,…. беги! Во время бега центр тяжести смещается вперед относительно точки опоры. Это приводит к неуравновешенному положению, кажется, что фигурка падает. Естественно, падения не произойдет, так как человек поочередно выставляет вперед ноги. Опираясь на стену. Центр тяжести человека расположен между двумя точками опоры: плеча и ноги. Безусловно, поза не всегда должна быть уравновешенной. Иногда нам необходимо передать динамику, действие и характер персонажа. В то время как сбалансированная поза – это спокойный персонаж.
8 слайд Описание слайда:Тело само по себе является гибкой и эластичной системой, которая изменяется под действием силы тяжести. На рисунке – человек идущий. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении. Человек лежит на боку с опорой на одну руку. Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.
9 слайд Описание слайда:Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения. Скелет является основой голова грудная клетка позвоночник таз суставы руки кисти ноги стопы Обратите внимание на изгиб позвоночника
10 слайд Описание слайда:Скелет можно рисовать в упрощенном виде: Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру, как повезет…). Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.
11 слайд Описание слайда:Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка:
12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Шаг 1. В верхней части листа бумаги рисуем карандашом овал. Это будет голова Шаг 2. Теперь рисуем прямоугольник и соединим его с овалом небольшим отрезком. В последствии это будет тело человека. Как видите все просто, это сможет нарисовать не только начинающий, но и ребенок. Переходим к следующему этапу Шаг 3. От углов прямоугольника проводим линии вниз. Вот и нарисовали примитивные ноги
15 слайд Описание слайда:Шаг 4. Нарисуем теперь примитивные руки человека. Для этого проведем прямые линии от верхних углов прямоугольника. В конце линий добавим несколько небольших отрезков для пальцев. Шаг 5. В области рук нарисуем еще по паре линий Шаг 6. На этом этапе рисуем более подробно ноги человека.
16 слайд Описание слайда:Шаг 7. Добавим на голове уши. Для этого нарисуем небольшие полукруги по бокам овала. Шаг 8. Рисуем прическу нашему персонажу. Тут можно проявить фантазию, поэтому не обязательно следовать примеру. Шаг 9. Добавим подробных деталей ушам. Рисуем внутри каждого уха по паре завитушек.
17 слайд Описание слайда:Шаг 10. Теперь уделим особое внимание лицу. Нарисуем глаза, брови, нос и рот. Это совсем не сложно, если глянете на пример. Поэтому ребенок или начинающий без труда нарисуют карандашом черты лица человека Шаг 11. Сейчас мы будем рисовать рубашку. Для этого внимательно смотрим на пример и делаем так же. Не забываем нарисовать шею и воротник. Шаг 12. Давайте нарисуем ладони и пальцы на руках
18 слайд Описание слайда:Шаг 13. На этом этапе будем рисовать брюки и ботинки. Обратите внимание, что в области колен брюки имеют складки. На ботинках не забываем показать шнуровку. Шаг 14. Нам осталась лишь малость. Стираем все лишние линии, которые рисовали на начальных этапах, обводим основной конур. После этого раскрашиваем рисунок цветными карандашами. Наш рисунок готов.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-181760
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок ИЗО. 7 класс. Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.
Тема. ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Цели:
1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.
2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».
3. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
5. Формировать практические навыки работы в технике аппликации.
Оборудование и материалы:
1. Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.
2. Подбор иллюстраций и репродукций по теме.
3. Художественные материалы для работы в технике аппликации.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.
2. Закрепление понятий «пропорции», «золотое сечение», «канон».
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
Ход урока
— На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды.
Человек — главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы от дельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.
нии фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4 части. В это число входили
univerfiles.com
Открытый урок по ИЗО 7 кл. «Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации» Технологическая карта, презентация.
Учитель:
ИЗО и технологии, биологии. Хуснутдинов Р.М.
Предмет:
Изобразительное искусство
Класс:
7
дата
14.12.2016
Тема урока:
ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.
2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».
3. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
5. Формировать практические навыки работы в технике аппликации.
Образовательные:
1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.
2. Закрепление понятий «пропорции», «золотое сечение», «канон».
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
Воспитательные:
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, умение замечать его удивительные особенности. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, трудолюбия.
Развивающие:
При выполнении практической работы соблюдать внимание усидчивость и аккуратность.
Межпредметные связи:
Чтение , черчение, анатомия
Формы деятельности:
фронтальная индивидуальная парная групповая
Формы обучения:
деятельностный способ обучения практикум исследования, зарисовка с натуры человека, интеллектуальная игра
Тип урока:
обобщающий интегрированный урок.
Ресурсы:
Основные:
1. Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.
2. Подбор иллюстраций и репродукций по теме.
Дополнительные:
3. Художественные материалы для работы в технике аппликации.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Организационный момент.
Повторение пройденного материала и оценивание практической работы.
Взаимопроверка домашнего задания практической работы.
Изучение нового материала
— На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды.
Человек — главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы от дельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.
нии фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4 части. В это число входили 19 равных частей
разделения самой фигуры, а 2 1/4части приходились на изображение традиционного головного убора.
Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.
На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру.
Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему намывалось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.
Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающеюся философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э.
Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка па две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).
Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.
Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигур!,!, пытался па основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.
Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» — систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.
Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет- 1/4 или 1/5 часть.
У подростов величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.
Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опушенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.
У каждого человека свои характерные пропорции.
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роли каркаса в строении фигуры.
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
А сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации.
Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры.
Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.
Слушают учителя и записывают основные термины в тетрадях.
Закрепление новых знаний умений и навыков
Практическое выполнение задания. (учащиеся выполняют аппликацию фигуры человека)
Выполняют практическую работу
Домашнее задание:
Закончить апликацию фигуры человека , принести на следующий урок проволоку для изготовления каркаса.
. Уборка рабочих мест.
Выставление оценок
infourok.ru
Технологическая карта урока к уроку_ |
|
|
| Учитель: | ИЗО и технологии |
|
|
|
| Тема урока: | ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ |
|
|
|
| Планируемые результаты:
|
|
|
|
| Тип урока: | обобщающий интегрированный урок. |
|
|
|
| Цель: | 1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека. 2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон». 3. Развивать творческую и познавательную активность учащихся. 4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. 5. Формировать практические навыки работы в технике аппликации. | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Организационный этап | Организационный момент. Повторение пройденного материала. Объяснения выполнения практической работы. Самостоятельная работа учащегося.. | Самоопределение Смыслообразования | формулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) | Целеполагание | Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства. 2. Закрепление понятий «пропорции», «золотое сечение», «канон». 3. Постановка художественной задачи. 4. Практическое выполнение задания. 5. Подведение итогов и обсуждение работ. При выполнении практической работы соблюдать внимание усидчивость и аккуратность. Воспитание аккуратности, умения работать в команде. | Смыслообразования Самоопределение | выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) | Целеполагание Планирование Прогнозирование | Актуализация знаний | — На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды. Человек — главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее. Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы от дельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы. нии фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур. В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 1/4части приходились на изображение традиционного головного убора. Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему намывалось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители. Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающеюся философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка па две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618). Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи. Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигур!,!, пытался па основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека. Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» — систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна. Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет- 1/4 или 1/5 часть. У подростов величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела. Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опушенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой. У каждого человека свои характерные пропорции. Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роли каркаса в строении фигуры. Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить. А сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации. Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры. Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях. | Нравственно-этического оценивания | моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка | Первичное усвоение новых знаний | Практическое выполнение задания. (учащиеся выполняют аппликацию фигуры человека) Организуется экспресс-выставка готовых работ, их обсуждение и анализ. | Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками | построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) | Целеполагание Планирование Коррекция | Первичная проверка понимания
|
|
|
|
| Первичное закрепление | А теперь повторим пройденный материал. Для выполнения задания необходимо: Уметь работать с тематическими таблицами с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации. Правильно подбирать иллюстрации и репродукции по теме. Уметь использовать художественные материалы для работы в технике аппликации. | Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений | Управление выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка | Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание: принести на следующий урок проволоку для изготовления каркаса. | Смыслообразования | анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) | Целеполагание Планирование Контроль Оценка | Рефлексия (подведение итогов занятия) | В ходе практической работы показана разнообразная деятельность учащихся.каждый выполнил свое задание. Выставление оценок. Уборка рабочих мест. | Ознакомление с элементами построению пропорций человеческой фигуры | Дети повторили основы графического языка, ознакомились с методами , способами, элементами построения изображений человека в пропорциях, повторили основы канонов при изображении человека в изобразительном искусстве, изучили правила «Золотого сечения». На уроке было содействование развитию у учащихся творческого мышления, эстетического вкуса, формированию представления о культуре декоративного творчества. Были созданы условия для закрепления знаний и умений, для выполнения практической и творческой работы. У нескольких детей было затруднение в работе в усвоении элементов построения человека по пропорциям , у других рисунок с натуры . С ними была проведена индивидуальное объяснение уч. материала с демонстрацией выполнения работ | К концу урока должны знать: понятия «пропорции», «золотое сечение», «канон». Уметь: правильно делать постановку художественной задачи. Практическое выполнение задания. | Целью урока было добиться внимания усидчивости и аккуратности при выполнении аппликации. Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно |
nsportal.ru
«Пропорции и строение фигуры человека».
ИЗО
Предмет:
ИЗО
Класс:
7
Тема урока:
ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Задачи:
Образовательные:
1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.
2. Закрепление понятий «пропорции», «золотое сечение», «канон».
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
Воспитательные:
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, умение замечать его удивительные особенности. Воспитывать чувство коллективизма, дружбы, трудолюбия.
Развивающие:
При выполнении практической работы соблюдать внимание усидчивость и аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные:
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные:
Умение использовать свои наблюдения за человеком и строением его пропорций; исследовать по рисунку-схеме этапы выполнения работы ; формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
Межпредметные связи:
Чтение . черчение, анатомия
Формы деятельности:
фронтальная индивидуальная парная групповая
Формы обучения:
деятельностный способ обучения практикум исследования, зарисовка с натуры человека, интеллектуальная игра
Ресурсы:
Основные:
1. Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.
2. Подбор иллюстраций и репродукций по теме.
Дополнительные:
3. Художественные материалы для работы в технике аппликации.
Тип урока:
обобщающий интегрированный урок.
Цель:
1. Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.
2. Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон».
3. Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
5. Формировать практические навыки работы в технике аппликации.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Организационный этап
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Объяснения выполнения практической работы.
Самостоятельная работа учащегося..
Самоопределение Смыслообразования
формулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Целеполагание
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.
2. Закрепление понятий «пропорции», «золотое сечение», «канон».
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и обсуждение работ.
При выполнении практической работы соблюдать внимание усидчивость и аккуратность.
Воспитание аккуратности, умения работать в команде.
Смыслообразования Самоопределение
выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Целеполагание Планирование Прогнозирование
Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы говорили о различных представлениях о красоте человека в определенные исторические периоды.
Человек — главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы от дельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество. Соразмерность частей образует красоту формы.
нии фигуры человека является сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур.
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 211/4 части. В это число входили 19 равных частей
разделения самой фигуры, а 2 1/4части приходились на изображение традиционного головного убора.
Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.
На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует членению фигур на части. Были установлены также определенные размеры для изображения сидящих фигур и изображения разных богов в соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но значительно меньшими по размеру.
Художнику необходимо было знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда такие части составляли в единую композицию, то они точно сходились и не было нарушения пропорций. Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему намывалось «Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор», что означает «копьеносец». Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.
Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающеюся философа и математика Пифагора, жившего в VI веке до н. э.
Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка па две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).
Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.
Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигур!,!, пытался па основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.
Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело. Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» — систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.
Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет- 1/4 или 1/5 часть.
У подростов величина головы примерно шесть раз укладывается в длине тела.
Есть определенные соотношения и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опушенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.
У каждого человека свои характерные пропорции.
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роли каркаса в строении фигуры.
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
А сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации.
Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры.
Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.
Нравственно-этического оценивания
моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка
Первичное усвоение новых знаний
Практическое выполнение задания. (учащиеся выполняют аппликацию фигуры человека)
Организуется экспресс-выставка готовых работ, их обсуждение и анализ.
Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками
построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Целеполагание Планирование Коррекция
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
А теперь повторим пройденный материал.
Для выполнения задания необходимо:
Уметь работать с тематическими таблицами с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации.
Правильно подбирать иллюстрации и репродукции по теме.
Уметь использовать художественные материалы для работы в технике аппликации.
Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений
Управление выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: принести на следующий урок проволоку для изготовления каркаса.
Смыслообразования
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)
Целеполагание Планирование Контроль Оценка
Рефлексия (подведение итогов занятия)
В ходе практической работы показана разнообразная деятельность учащихся.каждый выполнил свое задание.
Выставление оценок. Уборка рабочих мест.
Ознакомление с элементами построению пропорций человеческой фигуры
Дети повторили основы графического языка, ознакомились с методами , способами, элементами построения изображений человека в пропорциях, повторили основы канонов при изображении человека в изобразительном искусстве, изучили правила «Золотого сечения».
На уроке было содействование развитию у учащихся творческого мышления, эстетического вкуса, формированию представления о культуре декоративного творчества.
Были созданы условия для закрепления знаний и умений, для выполнения практической и творческой работы.
У нескольких детей было затруднение в работе в усвоении элементов построения человека по пропорциям , у других рисунок с натуры . С ними была проведена индивидуальное объяснение уч. материала с демонстрацией выполнения работ
К концу урока должны знать: понятия «пропорции», «золотое сечение», «канон».
Уметь: правильно делать постановку художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Целью урока было добиться внимания усидчивости и аккуратности при выполнении аппликации. Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно
infourok.ru