cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация 7 класс физика взаимодействие частиц вещества – Взаимодействие тел. 900igr.net.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Взаимодействие частиц вещества. — Физика

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие частиц вещества.»

Взаимодействие частиц вещества

Основные положения в молекулярном строении

  • Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов.
  • Между молекулами есть промежутки.
  • Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.

Диффузия -явление при котором молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества.

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете?

марганцовка

холодная вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия.

Вода + марганцовка

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло?

марганцовка

Теплая вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды.

Теплая вода + марганцовка

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее?

Теплая вода + марганцовка

Холодная вода + марганцовка

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Где диффузия происходит быстрее?

Твердые тела

Жидкости

Газы

Опыт

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Опыт

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Приборы: пластилин, ластик.

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему?

пластилин

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему?

ластик

Вывод:

Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

Основные положения в молекулярном строении

  • Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов.
  • Между молекулами есть промежутки.
  • Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.
  • Между частицами любого вещества существует притяжение и отталкивание.

multiurok.ru

Презентация на тему Взаимодействие частиц вещества

Презентацию на тему Взаимодействие частиц вещества можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Физика. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

Слайд 1

Взаимодействие частиц вещества

Слайд 2

Основные положения в молекулярном строении

Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов. Между молекулами есть промежутки. Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.

Слайд 3

Диффузия-явление при котором молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества.

Слайд 4

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Слайд 5

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

Слайд 6

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете?

холодная вода марганцовка

Слайд 7

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия.

Вода + марганцовка

Слайд 8

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло?

Теплая вода

Слайд 9

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды.

Теплая вода + марганцовка

Слайд 10

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее?

Холодная вода + марганцовка

Слайд 11

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Слайд 12

Где диффузия происходит быстрее?

Слайд 13

Опыт Сосуд с водой

Стеклянная пластина

Слайд 14

Слайд 15

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Слайд 16

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Слайд 17

Приборы: пластилин, ластик.

Слайд 18

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему?

пластилин

Слайд 19

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

Слайд 20

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему?

ластик

Слайд 21

Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

Слайд 22

Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов. Между молекулами есть промежутки. Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении. Между частицами любого вещества существует притяжение и отталкивание.

prezentacii.org

Урок «Взаимодействие частиц вещества». 7 класс — Блог Татьяны Починок

                     Тема:  Взаимодействие частиц вещества

Цель:  создать условия для повторения материала о строении вещества, учить применять знания о строении вещества в новых ситуациях, доказать факт взаимодействия молекул – их притяжение и отталкивания.

Развивать логическое мышление и познавательный интерес к физике, навыки самостоятельной работы.

Воспитывать активность, внимательность, уверенность в своих силах.

 

Оборудование:  кусочек мела, пластилин, две стеклянные пластинки, деревянный брусок, стакан с водой, мыло, тарелочка, две пластиковые бутылки: пустая и наполненная водой; три свечи, спички.

 

 

Ход урока.

  1. Актуализация знаний о строении вещества, движении молекул (7-10 мин).

Разминка, задания №1, №2 (приложение 2).

  1. Изучение нового материала (15 мин).

Мы многое узнали о строении вещества. Посмотрим таблицу, содержащую информацию о свойствах твердых тел, жидкостей и газов. Но она содержит незаполненную строку, которую мы заполним сегодня на уроке, изучив новую тему. (приложение 1).

Почему многие тела сохраняют свою форму: не распадаются на отдельные части или даже на молекулы? Попробуйте разделить деревянный брусок на части. Почему трудно разделить брусок даже на две части, если известно, что между молекулами существуют промежутки?

Молекулы способны притягиваться друг к другу. Сожмите брусок с торцов руками. Почему размеры бруска заметно не уменьшились, если между молекулами есть промежутки? Что мешает молекулам бесконечно сближаться и бесконечно удаляться? Между молекулами существует не только притяжение, но и отталкивание. Наиболее наглядно это демонстрируется при сжимании и растягивании ластика. Вывод: молекулы на расстоянии взаимодействуют друг с другом.

Разломите  кусочек мела, а затем попытайтесь соединить части. Почему для разделения кусочка мела на части требуется усилие? Почему не удается соединить кусочки мела вместе? Подобный опыт проводится с пластилином. Взаимодействие между молекулами становится значительным только на очень малых расстояниях, сравнимых с размерами молекул. При увеличении расстояния молекулы перестают действовать друг на друга. Соедините две стеклянные пластинки. Почему этот опыт хорошо удается, если поверхность пластинок смочить водой?

Задание №3 (слайд  презентации).

 

 

                                  Выводы:

Частицы вещества взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются) между собой;

Взаимодействие проявляется на малых расстояниях;

Взаимодействие частиц объясняет свойства тел.

  1. Закрепление знаний и умений (10 мин).

Давайте снова посмотрим в нашу таблицу – строчка уже заполнена (приложение 3).

Опыты со свечками, листками сухими и смоченными, мылом с одноразовой тарелочкой.

Ответьте на вопросы:

  • Почему для разделения листов бумаги, смоченных водой, требуется значительно большее усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?
  • Почему на классной доске пишут мелом, а не стеклянной палочкой? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?
  • У каких веществ (свинец, воск, сталь) притяжение между частицами:

А) наибольшее?

Б) наименьшее?

  1. Заполнение кроссворда (приложение 4). (8 мин).
  2. Рефлексия (2 мин).

Домашнее задание: §16, страницы 80-83 (2 мин).

      Приложение 1

 Разминка

  1. Все предметы в физике называются …
  2. Тела изготовлены из   …
  3. Любое вещество может находиться в агрегатных состояниях : …
  4. Вещества состоят из …
  5. Между молекулами вещества имеются …
  6. Все молекулы находятся в постоянном …
  7. Скорость движения молекул зависит от …
  8. Дискретное строение вещества и движение молекул подтверждаются явлением …
  9. Диффузия- это …
  10. Быстрее всего диффузия протекает в … , медленнее всего в …

Задание 1.

Установите соотношение между словами нижних рядов и физическими понятиями верхнего ряда.

Строение веществаДвижение частицДиффузия

 

Дискретное, хаотическое, сплошное, молекулы, легко идет в газах, перемешивание веществ, расстояние между частицами, усиливается при нагревании, трудно идет в твердых телах.

      Задание 2.

В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот?

                                                 Состояние
    ТвердоеЖидкоеГазообразное

 

Приложение 2

Строение твердых тел, жидкостей и газов

Критерии сравненияГазЖидкостьТвердое тело
 

Расположение молекул

 

Характер движения молекул

 

Движутся свободно по всему объему

 

Колеблются на месте, перескакивают с места на место

 

Колеблются на месте

 

Взаимодействие молекул

 

 

  

 

 

Основные свойства

 
  1. Не имеет формы
  2. Не сохраняет объем
  3. Сжимаем
 
  1. Не имеет формы
  2. Сохраняет объём
  3. Не сжимаема
  4. Текуча
 
  1. Сохраняет форму
  2. Сохраняет объем
  3. Не сжимаемо

 

Приложение 3

Строение твердых тел, жидкостей и газов

Критерии сравненияГазЖидкостьТвердое тело
 

Расположение молекул

 

Характер движения молекул

 

Движутся свободно по всему объему

 

Колеблются на месте, перескакивают с места на место

 

Колеблются на месте

 

Взаимодействие молекул

 

Слабое

 

Сильное

 

Огромное

 

Основные свойства

 
  1. Не имеет формы
  2. Не сохраняет объем
  3. Сжимаем
 
  1. Не имеет формы
  2. Сохраняет объём
  3. Не сжимаема
  4. Текуча
 
  1. Сохраняет форму
  2. Сохраняет объем
  3. Не сжимаемо

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

pochinok9023.wordpress.com

конспект урока по физике в 7 классе «Взаимодействие молекул»

ТЕМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОЛЕКУЛ.

ЦЕЛИ: повторить материал о строении вещества; доказать факт взаимодействия молекул – их притяжения и отталкивания; формировать умение объяснять свойства тел взаимодействием молекул.

План урока

Этап

Время,

мин

Приёмы и методы

1. Актуализация знаний о строении вещества, движение молекул.

7-10

Фронтальный опрос

2. Изучение нового материала

15-20

Фронтальная беседа. Демонстрационный и фронтальный эксперименты.

3. Закрепление знаний и умений

8-10

Работа с учебником: определение цены деления прибора по рисункам и др.

4. Домашнее задание

1-2

Запись задания на доске и в дневниках. Пояснения учителя.

Ход урока

  1. Краткий фронтальный опрос:

— Из чего состоят окружающие нас тела?

— Как доказать, что капля одеколона состоит из отдельных частиц?

— Что называют молекулой?

— Как ведут себя себя молекулы в газах, в жидкостях и твёрдых телах?

— Одинаково ли движутся молекулы в холодной и горячей воде?

— Детский резиновый шарик надули водородом и оставили на несколько часов. Почему его объём стал значительно меньше?

— Учёные определили, что молекулы газа имеют скорость сотни метров в секунду. Почему запах из открытого флакона одеколона не распространяется в классе так быстро?

— Сахарный песок растворился в стакане горячего чая при перемешивании его ложечкой. Можно ли это явление назвать диффузией?

  1. Проведение фронтальных экспериментов и коллективное их обсуждение.

На каждом столе: кусочек мела пластилин, две стеклянные пластинки, деревянный брусок, ластик, сосуд с водой.

— Почему многие тела сохраняют свою форму: не распадаются на отдельные части или даже на молекулы?

— Попытайтесь разделить деревянный брусок на части.

— Почему трудно разделить брусок даже на две части, если известно, что между молекулами существуют промежутки?

Выясняется, что молекулы способны притягиваться друг к другу.

Сожмите брусок с торцов руками.

— Почему размеры бруска заметно не уменьшились, если между молекулами есть промежутки?

— Что мешает молекулам бесконечно сближаться и бесконечно удаляться?

Вывод: между молекулами существует не только притяжение. Но и отталкивание. Наиболее наглядно это демонстрируется при сжимании и растягивании ластика.

Вывод: молекулы на расстоянии взаимодействуют друг с другом.

Разломите кусочек мела, а затем попытайтесь соединить части.

— Почему для разделения кусочка мела на части требуется усилие?

— Почему не удаётся соединить кусочки мела вместе?

Подобный опыт проведём с пластилином.

Что мы выяснили?

Что взаимодействие между молекулами становится значительным только на очень малых расстояниях, сравнимых с размерами молекул. При увеличении расстояния молекулы перестают действовать друг на друга.

— Соедините две стеклянные пластинки.

— Почему этот опыт хорошо удаётся, если поверхность пластинок смочить водой?

Обобщение изученного при демонстрации опыта по взаимодействию свинцовых цилиндров.

Выводы: частицы вещества взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются) между собой; Взаимодействие проявляется на малых расстояниях; Взаимодействие частиц может быть очень значительным; взаимодействие частиц объясняет свойства тел.

сравните силу взаимодействия между молекулами в твёрдых, жидких и газообразных телах, подтверждая справедливость данных выводов.

3. Ответы на вопросы учебника к П.10. и упр. 5 на с. 23.

Повторение ранее изученного материала.

— Определите цену деления измерительных приборов, изображённых на рис.7 и 9 учебника.

4. Домашнее задание: П.10. Дополнительно: придумать способ соединения сломанной пополам стеклянной трубочки и обосновать его с точки зрения строения вещества.

infourok.ru

Взаимодействие частиц вещества. — Физика

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие частиц вещества.»

Взаимодействие частиц вещества

Основные положения в молекулярном строении

  • Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов.
  • Между молекулами есть промежутки.
  • Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.

Диффузия -явление при котором молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества.

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете?

марганцовка

холодная вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия.

Вода + марганцовка

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло?

марганцовка

Теплая вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды.

Теплая вода + марганцовка

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее?

Теплая вода + марганцовка

Холодная вода + марганцовка

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Где диффузия происходит быстрее?

Твердые тела

Жидкости

Газы

Опыт

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Опыт

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Приборы: пластилин, ластик.

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему?

пластилин

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему?

ластик

Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

Основные положения в молекулярном строении

  • Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов.
  • Между молекулами есть промежутки.
  • Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.
  • Между частицами любого вещества существует притяжение и отталкивание.

multiurok.ru

Презентация и конспект урока по физике «Взаимодействие молекул» (7 класс)

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 4. Взаимодействие молекул.

7 класс

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 4. Взаимодействие молекул.

— формировать понятие о взаимодействии молекул;

— в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике;

— развивать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов,

— определить место и значение явления смачивания в жизни живой и неживой природы,

— формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

1. Презентация «7кл Взаимодействие молекул».

2. Кусок мела, стеклянная палочка.

3. Опыт по сцеплению свинцовых цилиндров,

4. Опыт по взаимодействию стеклянной пластины с водой.

5. Лабораторное оборудование: кусок резинки, кусочки пластилина, ластики, шприц, стакан с водой, пипетка , 2 полоски бумаги.

Ход урока

I. Повторение.

Слайд 2.

Слайд 3.

  • Что такое диффузия? Объясните процесс протекания диффузии в жидкостях.

  • Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.

Слайд 4.

  • Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

II. Постановка учебной задачи.

Действительно, молекулы малы, между ними есть промежутки. Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся.

Проблема: почему твердые тела, состоящие из отдельных частиц, между которыми есть промежутки, которые находятся в непрерывном движении, не распадаются на отдельные молекулы? Более того, если попытаться разрушить твердое тело, например, сломать кусочек мела, стеклянную палочку, то для этого необходимо приложить достаточное усилие? Демонстрация 1.

Ваши предположения? (Между молекулами существует притяжение).

Как в физике доказывают выдвинутую гипотезу? (Проводят опыты).

Сформулируйте задачу урока. Задача урока: найти опытное доказательство существования взаимодействия молекул.

III. Новый материал.

1. Притяжение молекул.

Слайд 5.

Проверим гипотезу о существовании взаимного притяжения молекул.

Опыт 1.

  • Попробуйте растянуть кусочек резины. Что наблюдаете? Что подтверждает этот факт?

  • Попробуйте разорвать кусочек пластилина на две части.

Удалось ли это сделать без усилий? Что подтверждает этот факт?

Теперь соедините части, плотно прижав друг к другу. Почему части удерживаются друг возле друга?

Почему мне не удается сделать тоже самое с кусочками стекла, мела? Почему не «срабатывает» притяжение молекул?

Щелчок по сладу 5.

Объяснение учителя:

Каждая молекула притягивает к себе все соседние молекулы и сама притягивается к ним. Посмотрите на изломе у кусочков мела — неровности, поэтому сблизить кусочки на очень малое расстояние не удается. Притяжение между молекулами заметно проявляется только на очень малых расстояниях, если удастся сблизить молекулы очень близко.

Щелчок по кнопке «Сближение».

На сколько близко?

Если молекулы удается сблизить на такое расстояние, приблизительно такое, что между ними можно было разместить всего лишь еще одну подобную по размеру молекулу. Именно при таком расстоянии взаимное притяжение будет проявляться. Повторный щелчок по кнопке «Сближение».

Заметить притяжение между двумя молекулами невозможно. Когда же притягиваются многие миллионы таких частиц, взаимное притяжение становится заметным.

При соединении кусочков стекла, мела на расстояниях, достаточных для проявления сил межмолекулярного притяжения, оказывается лишь ничтожно малое число молекул. А при соединении кусочков мягкого пластилина таких молекул оказывается много и кусочки удерживаются силами межмолекулярного притяжения.

Вопрос: одинаковое ли усилие необходимо приложить, чтобы разломать кусочек мела и стекла? Почему? (У разных веществ неодинаковая сила притяжения между молекулами, поэтому разная прочность).

Демонстрация 2. Сцепление свинцовых цилиндров. (Или демонстрация видео по гиперссылке на скрытый слайд 6).

Для проверки выдвинутой гипотезы проведем опыт со свинцовыми цилиндрами. Попробуем прижать свинцовые цилиндры торцами. Соединить их не удается. Сделаем свежие срезы на торцах цилиндров, чтобы их поверхности стали как можно более ровными, и плотно прижмем их друг к другу. Цилиндры сцепляются.

Мы привели достаточно опытных доказательств и можно сделать вывод.

Слайд 7. Вывод: Между молекулами существует взаимное притяжение, которое проявляется на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул.

2. Отталкивание молекул.

Опыт 2.

Проблема: попытаемся выяснить, почему, несмотря на притяжение, между молекулами имеются промежутки и они не слипаются? (Слайд 8).

  • Попытайтесь сжать ластик. Что наблюдаете?

  • Выдвиньте поршень шприца на самое большое расстояние, закройте плотно пальцем отверстие и попытайтесь быстро уменьшить расстояние между молекулами, сжав воздух в шприце. Что наблюдаете?

Ваши предположения? (между молекулами существует отталкивание).

На каком расстоянии заметно проявляются силы отталкивания? (щелчок на сближение).

Мы доказали, что между молекулами существует взаимное отталкивание (щелчок).

Вывод: между молекулами существует взаимное отталкивание, которое проявляется на очень малых расстояниях (щелчок).

3. Подведение промежуточных итогов.

Слайд 9. Что мы узнали сегодня на уроке о взаимодействии молекул? (Щелчок).

Между молекулами существует взаимное притяжение и отталкивание, которое проявляется на очень малых расстояниях. (Запись в тетрадях).

Анимация удаление и сближение (щелчок на кнопки «сближение», «удаление»).

4. Применение.

Слайд 10. Соединение кусков металла при сварке, пайке, склеивании материалов основано на притяжении молекул.

Решение задач:

№ 1. Что есть общего между склеиванием бумаги и паянием металлических изделий?

№ 2. Чем отличается сварка металлических деталей от паяния металлических изделий?

№ 3. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии этих частиц?

5. Проявление в природе.

Слайд 11. Взаимодействием молекул объясняются явления смачивания и несмачивания, капиллярности.

Демонстрация 3. Сцепление стеклянной пластины с водой.

Подвесим на резинке стеклянную пластину, коснемся воды и попробуем ее оторвать от ее поверхности. Что наблюдаете. Как это объяснить? (Преодолевается притяжение между молекулами воды и стекла).

Обратите внимание, после отрыва на стекле остались капли воды. Как это объяснить? (Притяжение между молекулами воды и стекла сильнее, чем между молекулами воды друг с другом. Такое явление называется смачиванием. Когда проявляется несмачивание, то молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к твердому телу.).

Слайд 11. Явление смачивания-несмачивания часто встречается в природе и быту. Например, водоплавающие птицы смазывают перья жиром, выделяющимся из специальных желез (внутренних органов птицы). Вода не смачивает жир и, поэтому, перья остаются сухими даже при нырянии (пословица «как с гуся вода»). Благодаря явлению смачивания мы можем вытираться полотенцами, мыть посуду, стирать белье. Благодаря явлению несмачивания мы можем ходить под зонтами и в плащах, не промокающих под дождем.

С явлением смачивания-несмачивания очень тесно связано явление капиллярности. Если тонкую стеклянную трубку опустить в чашу с водой, то внутри трубки вода поднимется на некоторую высоту. Это явление подъема или опускания уровня жидкости в тонких трубках по сравнению с уровнем жидкости в широком сосуде называется явлением капиллярности, а трубки для наблюдения этого явления – капиллярами (греч. «капиллус» – волос).

IV. Закрепление.

1. Подведение итогов.

– Что вы узнали сегодня на уроке.

– Какие выводы можно сделать?

V. Домашнее задание:

§ 10 –выучить, упр. 2 – устно.

infourok.ru

Урок по физике на тему «Взаимодействие частиц вещества»

7 класс

Тема: «Взаимодействие  частиц вещества»

Цели: 

1.Образовательная 

изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул.

2. Развивающая 
• формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления   3. Воспитательная 
• воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;
• способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира. 

Оборудование: Пластилин, ластик, стеклянная пластина, пружина, сосуд с водой.  

Ход урока


I.Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.
1). Фронтальный опрос.
1. Что такое диффузия?
2. Что является ее причиной?
3. Одинаково ли быстро происходит диффузия в жидкостях, в газах и твердых телах? Приведите примеры.

2). Физический диктант «Веришь – не веришь» по теме: «Диффузия».
1. Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого (да)
2. Скорость диффузии возрастает при уменьшении температуры (нет).
3. Диффузия в твердых телах не возможна (нет).
4. Диффузия протекает быстрее в газах, чем в жидкостях. (да).
5. Чтобы огурцы быстрее засолились , их заливают холодным рассолом. (нет).
6. В горячей воде фасоль для варки супа разбухнет быстрее (да)

III. Актуализация знаний.


Фронтальный  опрос
1.Что вам известно о строении вещества?
2.Что происходит внутри вещества при изменении размера тела?
3.Какое свойство молекул вы знаете?
4.Какие явления, происходящие с телами, обусловлены этим свойством?
5.Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?

IV. Изучение  нового  материала


Жидкости и твердые тела не распадаются на отдельные молекулы, даже не обращая внимания на то, что их молекулы распределены промежутками и постоянно находятся в беспорядочно непрерывном движении. Например, скорость движение молекул воды зависит от ее температуры
Вопросы:
1. Что заставляет их держаться вместе?
Очевидно,  всё это можно объяснить лишь тем, что соседние молекулы взаимодействуют между собой. Молекулы притягиваются друг к другу. Это притяжение проявляется, если молекулы очень близко расположены. Если это расстояние увеличить, то силы притяжения резко убывают. (Сломанный мелок нельзя « склеить» простым сжатием). 
При расстоянии 0,000001 см этих сил практически нет.
Попробуйте объяснить, почему не распадаются два куска пластилина приведённые в соприкосновение.
Демонстрация  опытов

1.Прижмите друг к другу два куска пластилина.
2.Сожмите ластик, а затем отпустите его.
3.Подвести на тонкой пружине стеклянную пластину и поднесите к ней снизу сосуд с водой. Когда пластина коснётся воды, поднимите её вместе с пружиной вверх. Что вы наблюдаете. Как можно объяснить это явление? 
Вопросы:
1. При каком условии становятся заметны силы притяжения между частицами?
2. Когда становятся значительными силы отталкивания между частицами?
Между молекулами есть взаимное притяжение. Данное притяжение видно только на расстояниях, которые можно сравнить с размерами самих молекул. В таком случае возникает вопрос: почему же есть промежутки между молекулами? Кажется, что они должны притягиваться одна к другой и слипнуться.
Не происходит это, потому что одновременно между молекулами с притяжением есть и отталкивание. Во время сближения молекул до расстояния, которые можно сравнить с размерами собственно молекул, поначалу начинает появляться притяжение, а при последующем сближении – отталкивание молекул, которое начинает брать верх над притяжением.
Именно отталкивание молекул обусловлено тем, что большинство сжатых предметов распрямляться.  При сжатии данных тел мы настолько сжимаем молекулы, что отталкивание оказывается больше их взаимного притяжения. Это приводит к распрямлению упругих тел (например, пружина). 


V.Закрепление  изученного материала:
1. Верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твёрдого тела нет?
2. Что означают слова: молекулы взаимодействуют?
3. Верно ли утверждение: молекулы газа отталкиваются, а молекулы твёрдого тела и жидкости притягиваются?
4. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
5. Почему на классной доске пишут мелом , а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этого вещества?
6. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?

VI.Домашнее задание: §10

VII.Рефлексия.
Закончите предложение: Сегодня на уроке…

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *