Права и обязанности граждан 7 класс план урока: «Права и обязанности граждан» (7 класс)
Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс | План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе
Тема урока: «Права и обязанности граждан».
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372
Худолей Людмила Леонидовна
Цели:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;
Формировать представления учащихся о группах прав.
2.Развивающие:
Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;
Развивать навыки монологической речи, внимание, память.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к общественным наукам;
Воспитывать гражданина РФ;
Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих
обязанностей;
Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группах.
Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.
Метапредметные связи: история, литература.
Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.
Класс делится на 4 группы.
Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.
Слайд 1
II.Изучение нового материала.
План.
1.Права человека.
2.Как и кем обеспечиваются права?
3.Права и обязанности.
1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?
Слайд 2-3.
В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:
мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека
Записываем в тетрадях определение права:
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.
Работа в группах.
Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).
I группа – гражданские права
II группа – политические права
III группа – экономические и социальные права
IV группа – культурные права
Выступления представителей групп. Обсуждение.
Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.
Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.
Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?
Слайды 4-5.
Выводы учащиеся записывают в тетради:
— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;
-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.
2.Кто же и как защищает наши права ?
Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:
Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.
Слайды 6-7.
3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.
Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.
Слайд 8.
III.Закрепление.
Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.
Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).
II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).
IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).
IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».
Урок в 7 классе «Права и обязанности граждан»
Обществознание Блок-модуль темы: «Права и обязанности граждан»
7 класс (ФГОС) (& 2)
Пункт: Права и свободы человека и гражданина.
1) Сформулируйте понятие.
Права человека – это……………………………….
Классификация прав человека:
1) Гражданские (личные) права – это такие права…………………
2) Политические права –……………………………………………..
3) экономические права -…………………………………………….
4) социальные права — ………………………………………………..
5) культурные права — ………………………………………………..
Запиши таблицу в тетради и выучи!!!
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
Право на жизнь, на свободу, на свободное передвижение, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство | Право на свободу слова, мысли, на участие в управлении государством | Право на труд, на заработную плату, право быть собственником, право наследования | Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на жилище | Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества |
Документ, который определил круг основных прав и свобод человека —………….
Характеристики прав человека, признанные Всеобщей декларацией прав человека:
1) всеобщий характер прав –
2) права человека неотчуждаемы –
3) права человека неделимы –
Запиши в тетради и выучи!!!
Обязанности граждан Российской Федерации:
Строго соблюдать Конституцию РФ и законы;
Не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод;
Заботиться о своих детях, их воспитании;
По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
Получить основное (9 классов) общее образование;
Беречь памятники истории;
Платить налоги;
Охранять природу, бережно относиться к природным богатствам;
Защищать Отечество и нести военную службу.
ПРАКТИКУМ
Задание 1. Какие виды прав человека перечислены ниже:
а) участие в выборах Президента России;
б) выход на пенсию по возрасту;
в) устройство на работу;
г) выступление на митинге;
д) участие в выставке фотографий;
е) ученический отпуск;
ж) переезд на постоянное место жительства в другой город;
з) продажа автомобиля;
и) чтение газетных статей в Интернете;
к) получение зарплаты
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
|
|
|
|
|
Задание 2. Выберите, что лишнее и объясните – почему?
Право на жизнь, право на имя, право на достойную заработную плату, право на свободное передвижение, право на личную неприкосновенность, право на честь и достоинство.
Ответ:
Лишнее – _________________________, потому что__________________________
Право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям, право на участие в управлении государством, право на свободу творчества, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.
Ответ:
Лишнее – _________________________, потому что_____________________
Задание 3. Что из перечисленного ниже относится к правам человека, а что к его
обязанностям? Ответ запишите в таблице.
Ходить на работу
Учиться в школе
Служить в армии
Приобретать недвижимость
Посещать музеи
Соблюдать законы
Получить основное общее образование
Путешествовать по Алтаю
На летних каникулах отдыхать в лагере «Нефтяник»
Права | Обязанности |
|
|
Ответ:
Задание 4. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
Отстав шагов на пятьсот, д, Артаньян и Планше последовали за дворянином. За городом д, Артаньян прибавил шагу и догнал дворянина на опушке рощицы.
— Милостивый государь, — обратился к нему д, Артаньян, — вы, кажется, спешите?
— Очень спешу, милостивый государь.
— Я тоже спешу. И хотел бы, как это ни прискорбно, чтобы вы оказали мне услугу, —
продолжал д, Артаньян.
— Какую?
— Пропустите меня первым.
— Не могу, — сказал незнакомец, — я проскакал шестьдесят лье за сорок четыре часа и
должен завтра в полдень быть в Лондоне.
— Я сделал столько же за сорок часов и должен быть в Лондоне завтра в десять часов
утра.
— Сожалею! Но я прибыл первым и не пойду вторым.
— Мне очень жаль, я прибыл вторым, но пойду первым.
— Я – по приказу короля! – сказал дворянин.
— Я – по собственной воле! – сказал д, Артаньян.
— По-моему, вы ищете ссоры?
— А вы как считаете?
— Что вам нужно?
— Вам угодно знать?
— Разумеется.
— Я желаю получить разрешение, которое лежит у вас в кармане, потому что у меня
такого нет, а мне оно необходимо.
— Надеюсь, вы шутите?
— Я никогда не шучу.
— Дайте дорогу!
— Не дам.
— Дерзкий юноша, я размозжу вашу голову! Эй, Любен, мои пистолеты!
— Планше, — сказал д, Артаньян, — займись слугой, а я беру на себя хозяина…
Вопросы:
1) Какие права друг друга не захотели соблюдать герои Александра Дюма?
2)Как вы считаете, по чьей вине возник конфликт?
3) Чем всё закончилось?
Гражданин Я | Права и обязанности гражданина План урока
Ресурсы
-
Citizen Me_Lesson Plan. pdf
-
Гражданин Me_StudentDocs.pdf
-
Citizen Me_Citizenship Pyramid.pdf
-
Гражданин Me_Fillable.zip
-
Citizen Me. ppt
Я нахожу материалы очень интересными, актуальными и простыми для понимания – теперь я использую iCivics в качестве основного ресурса, а учебник использую в качестве дополнительного инструмента. Игры бесценны для применения концепций, которые мы изучаем в классе. Мои пожилые люди ЛЮБЯТ iCivics.
Линна Лэндри, AP Преподаватель истории и государственного управления/экономики США и заведующий кафедрой, Калифорния
Связанные ресурсы
Путешествие по миру
Учащиеся узнают о гражданстве по всему миру и сравнивают права и обязанности граждан в других странах с правами граждан США. У вас есть класс 1:1? Найдите заполняемые PDF-версии материалов этого урока здесь.Гражданство: только факты
На этом уроке учащиеся знакомятся с основами гражданства США. В качестве основы для изучения прав и обязанностей граждан они узнают, что значит быть гражданином и как люди становятся гражданами США. У вас есть классная комната 1:1? Загрузите заполняемые PDF-версии материалов этого урока ниже!
Гражданский героизм!
Давайте узнаем, что значит быть героем гражданского общества!
Право голоса округа Колумбия
Посчитай! (Перепись населения США)
Что вы знаете о переписи населения США? Как это влияет на ваше сообщество? Готовы ли вы к тому, чтобы вас считали? Узнайте, кто, что, когда, где, почему и как перепись в этом уроке о важности учета. У вас есть класс 1:1? Загрузите заполняемые PDF-версии материалов этого урока ниже!
Иммиграция и гражданство
Для человека, «приезжающего в Америку», иммиграция предшествует получению гражданства. В этом веб-квесте учащиеся узнают, почему люди мигрируют и что их привлекает в Америке, а также знакомятся с процессом натурализации.
Иммиграционная нация
Проведите новичков по пути к гражданству.
Пакет расширения иммиграционной службы
Сделайте игровой процесс ваших учеников более осмысленным, используя наш план урока иммиграции, разработанный специально для Immigration Nation. Этот простой в использовании пакет расширений поможет вам придать контекст и цель игре, а также усилить и оценить игровые концепции. Immigration Nation и его Extension Pack сопоставляются в соответствии с методологией WIDA с использованием перечня WIDA PRIME V2. Чтобы узнать, как эти материалы лучше всего соответствуют потребностям ваших учащихся ELL, нажмите здесь. (Примечание: PRIME расшифровывается как Протокол обзора учебных материалов для ELL.)
Иммиграция: путь к гражданству — HS
Америку часто называют «страной иммигрантов». Так как же они сюда попадают? На этом уроке учащиеся узнают о процессе иммиграции в США, в том числе о требованиях к законному постоянному проживанию, пути к гражданству и о том, как некоторые настаивают на иммиграционной реформе. У вас класс 1:1? Загрузите заполняемые PDF-версии материалов этого урока ниже!
Подключитесь к власти с помощью переписи населения США (инфографика)
Каждые 10 лет правительство США проводит перепись населения. Убедитесь, что ваши ученики знают, как добиться успеха, с помощью этого плаката с инфографикой для печати!
Урок 3: Права и обязанности
Цели обучения | Учащиеся понимают, как они могут внести свой вклад в защиту прав человека. Учащиеся понимают, что права человека связаны с ответственностью государства и учреждений, а также с их собственной моральной ответственностью. |
Задания для учащихся | Учащиеся определяют обязанности по защите прав человека, включая их личный вклад. |
Ресурсы | Чистый лист бумаги и ручка. Раздаточный материал для учащихся 5.4 для каждой пары учащихся. Раздаточный материал для учащихся 5.2 для каждой пары учащихся. |
Методы | Работайте в парах или группах. |
Информационный ящик Право человека никогда не будет соблюдаться, если ни один человек или власть не возьмут на себя ответственность за его реализацию. Хотя в данном случае основными носителями обязанностей являются правительства, существует острая потребность в других органах и отдельных лицах для поощрения и защиты прав человека. Каждый человек несет моральную ответственность за то, чтобы внести свой вклад в культуру, в которой ценности прав человека вдохновляют наше поведение в повседневной жизни. Возможным дополнительным занятием было бы введение предмета позитивных и негативных прав и проектной работы. |
Урок
Учащиеся образуют пары. Важно, чтобы в классе было равное количество пар.
Каждой паре дается чистый лист бумаги и ручка, и их просят написать три важных права, которые, по их мнению, они должны иметь в школе, и три важных права, которые, по их мнению, они должны иметь дома. Примерами могут быть право не перегружаться домашним заданием или право получать немного денег на карманные расходы.
После того, как это будет сделано, учитель раздает каждой паре экземпляр раздаточного материала для учащихся 5.4, Права и обязанности, и раздаточный материал для учащихся 5.2, Список прав человека. Затем учащихся просят изучить список прав человека и обсудить, какие права лучше всего соответствуют шести правам, которые они записали на своих листах бумаги.
Приняв решение, они записывают шесть прав в первую колонку материала для учащихся 5.4. На этом этапе учитель может спросить учащихся, нужны ли им какие-либо разъяснения относительно прав, которые они перечислили.
После заполнения первой колонки учитель объясняет учащимся, что каждое право влечет за собой соответствующие обязанности, приводя следующий пример: «Свобода слова ограничивается обязанностью не говорить неправды, которая унижает достоинство другого человека и оскорбляет его /ее право на достоинство и хорошую репутацию». Учитель также может объяснить, что баланс прав человека и его/ее обязанностей по уважению прав других людей означает, что мы должны осуществлять свои права с определенными ограничениями. Существует множество ситуаций, в которых права и обязанности разных людей противоречат друг другу. Например, в классе право на образование может конфликтовать с правом на досуг, когда одни ученики хотят учиться, а другие предпочитают просто развлекаться. Кроме того, школа несет ответственность за обучение и воспитание учащихся и обеспечение того, чтобы учителя имели право на достойные условия труда (например, не слишком шумно в их рабочей среде).
Теперь учитель просит каждую пару учеников поменяться своими списками с другой парой. Теперь новая пара должна обсудить примеры двух уровней ответственности, которые соответствуют каждому праву, указанному в другой паре (см. пример ниже):
- Первый уровень: обязанности, которые люди должны обеспечить, чтобы другие могли пользоваться правильно (это должно быть написано во второй колонке).
- Второй уровень: обязанности (там, где они существуют) властей (таких как школа или местные власти) по обеспечению этого права. Это должно быть записано в третьем столбце. Например, ответственность каждого человека за соблюдение конфиденциальности дневников других учащихся; обязанность школы не проводить обыск личных вещей, когда в этом нет необходимости (например, не читать дневник во время поиска в классе украденного калькулятора).
Право человека (в школе, дома) | (Моральная) ответственность личности | Ответственность школы, властей и т. д. |
Право на неприкосновенность частной жизни | Не смотреть в чужой дневник | Не чтение дневника учащегося при досмотре личных вещей по делу о краже |
Затем учитель может попросить каждую пару отчитаться перед остальным классом об одном праве и соответствующих обязанностях из их списков.
Поскольку основное внимание в этом уроке уделяется обязанностям, учитель может нарисовать на доске два столбца, один для индивидуальных обязанностей, другой для обязанностей властей, и по мере того, как учащиеся приводят примеры, они могут быть записаны на доске. . Учитель может закончить занятие повторением обязанностей и попросить учащихся прокомментировать списки.
Дополнительное задание
Если позволяет время или если учитель желает расширить урок, включив в него идею о положительных и отрицательных правах и проектной работе, он может выполнить следующие действия.
Учитель может начать с объяснения того, что иногда права человека делятся на «негативные права» и «позитивные права».
«Негативные права» — это права, которые запрещают или запрещают что-то неприятное (например, запрет на пытки). «Положительные права» — это права, которые прямо требуют от человека что-то сделать или чтобы что-то было сделано (например, право на питание: каждый имеет право на достаточное питание). В то время как «негативные права» предполагают, что люди не будут выполнять определенные действия, «позитивные права» предполагают, что люди и органы власти будут выполнять определенные действия для обеспечения этих прав.
Учитель также объясняет, что большинство прав человека имеют как отрицательные, так и положительные стороны. Например, право не подвергаться пыткам означает, что власти не должны жестоко обращаться с задержанными, но также и то, что власти должны дать четкие инструкции по этому поводу своей полиции.
Учащимся предлагается вернуться к своим спискам прав человека и выбрать три из них. Затем они должны найти примеры положительных или отрицательных действий в своей жизни, чтобы проиллюстрировать свою моральную ответственность. Затем им следует поискать другие примеры, на этот раз демонстрирующие ответственность школы или местных/национальных властей. Для этого они могут добавить знак плюс или минус к выбранным обязанностям: см. пример ниже.
Право человека (в школе, дома) | (Моральная) ответственность личности | Ответственность школы, властей и т. д. |
Право на неприкосновенность частной жизни (= пример) | (+) | (+) Позаботиться о том, чтобы школьные дела учащихся не могли просматривать посетители |
(-) Не заглядывать в чей-то дневник без приглашения | (-) (школа) Не производить обыск чьих-либо вещей без крайней необходимости (-) (штат) Предусмотреть законодательство, защищающее частную жизнь людей |
Если учителя хотят использовать это упражнение в качестве введения в проектную работу, они могут попросить учащихся выбрать некоторые права человека, которые будут более подробно рассмотрены в течение следующих нескольких недель или месяцев.