cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Права и обязанности граждан 7 класс план урока: «Права и обязанности граждан» (7 класс)

Содержание

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс | План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

                                                         Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372

                                                                Худолей Людмила Леонидовна

Цели:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;

Формировать представления учащихся о группах прав.

2.Развивающие:

Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;

Развивать навыки монологической речи, внимание, память.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к общественным наукам;

Воспитывать гражданина РФ;

Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих

обязанностей;

Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.

Метапредметные связи: история, литература.

Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

Класс делится на 4 группы.

Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.

Слайд 1

II.Изучение нового материала.

План.

1.Права человека.

2.Как и кем обеспечиваются права?

3.Права и обязанности.

1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?

Слайд 2-3.

В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно  и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:  

мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека

Записываем в тетрадях определение права:

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Работа в группах.

Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь  свою группу прав и готовит выступление (с примерами).

I группа – гражданские права

II группа – политические права

III группа – экономические и социальные права

IV группа – культурные права

Выступления представителей групп. Обсуждение.

Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.

Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.

Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?

Слайды 4-5.

Выводы учащиеся записывают в тетради:

— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;

-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

2.Кто же и как защищает наши права ?

Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:

Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.

Слайды 6-7.

3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.

Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру  поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.

Слайд 8.

III.Закрепление.

Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.

Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право  нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).

II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).

IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).

IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).

IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».

Урок в 7 классе «Права и обязанности граждан»

Обществознание Блок-модуль темы: «Права и обязанности граждан»

7 класс (ФГОС) (& 2)

Пункт: Права и свободы человека и гражданина.

1) Сформулируйте понятие.

Права человека – это……………………………….

 

Классификация прав человека:

1) Гражданские (личные) права – это такие права…………………

2) Политические права –……………………………………………..

3) экономические права -…………………………………………….

4) социальные права — ………………………………………………..

5) культурные права — ………………………………………………..

Запиши таблицу в тетради и выучи!!!

 

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Право на жизнь, на свободу, на свободное передвижение, на личную неприкосновенность,

на честь и достоинство

Право на свободу слова, мысли,

на участие в управлении государством

Право на труд, на заработную плату, право быть собственником, право наследования

Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на жилище

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества

 

 

Документ, который определил круг основных прав и свобод человека —………….

 

Характеристики прав человека, признанные Всеобщей декларацией прав человека:

1) всеобщий характер прав –

2) права человека неотчуждаемы –

3) права человека неделимы –

 

Запиши в тетради и выучи!!!

 

Обязанности граждан Российской Федерации:

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

Не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод;

Заботиться о своих детях, их воспитании;

По достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

Получить основное (9 классов) общее образование;

Беречь памятники истории;

Платить налоги;

Охранять природу, бережно относиться к природным богатствам;

Защищать Отечество и нести военную службу.

    ПРАКТИКУМ

    Задание 1. Какие виды прав человека перечислены ниже:

     

    а) участие в выборах Президента России;

    б) выход на пенсию по возрасту;

    в) устройство на работу;

    г) выступление на митинге;

    д) участие в выставке фотографий;

    е) ученический отпуск;

    ж) переезд на постоянное место жительства в другой город;

    з) продажа автомобиля;

    и) чтение газетных статей в Интернете;

    к) получение зарплаты

     

    Гражданские права

    Политические права

    Экономические права

    Социальные права

    Культурные права

     

     

     

     

     

     

    Задание 2. Выберите, что лишнее и объясните – почему?

     

    Право на жизнь, право на имя, право на достойную заработную плату, право на свободное передвижение, право на личную неприкосновенность, право на честь и достоинство.

      Ответ:

      Лишнее – _________________________, потому что__________________________

       

      Право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям, право на участие в управлении государством, право на свободу творчества, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

        Ответ:

        Лишнее – _________________________, потому что_____________________

         

        Задание 3. Что из перечисленного ниже относится к правам человека, а что к его

        обязанностям? Ответ запишите в таблице.

         

        Ходить на работу

        Учиться в школе

        Служить в армии

        Приобретать недвижимость

        Посещать музеи

        Соблюдать законы

        Получить основное общее образование

        Путешествовать по Алтаю

        На летних каникулах отдыхать в лагере «Нефтяник»

           

          Права

          Обязанности

           

           

           

           

          Ответ:

           

          Задание 4. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

           

          Отстав шагов на пятьсот, д, Артаньян и Планше последовали за дворянином. За городом д, Артаньян прибавил шагу и догнал дворянина на опушке рощицы.

          — Милостивый государь, — обратился к нему д, Артаньян, — вы, кажется, спешите?

          — Очень спешу, милостивый государь.

          — Я тоже спешу. И хотел бы, как это ни прискорбно, чтобы вы оказали мне услугу, —

          продолжал д, Артаньян.

          — Какую?

          — Пропустите меня первым.

          — Не могу, — сказал незнакомец, — я проскакал шестьдесят лье за сорок четыре часа и

          должен завтра в полдень быть в Лондоне.

          — Я сделал столько же за сорок часов и должен быть в Лондоне завтра в десять часов

          утра.

          — Сожалею! Но я прибыл первым и не пойду вторым.

          — Мне очень жаль, я прибыл вторым, но пойду первым.

          — Я – по приказу короля! – сказал дворянин.

          — Я – по собственной воле! – сказал д, Артаньян.

          — По-моему, вы ищете ссоры?

          — А вы как считаете?

          — Что вам нужно?

          — Вам угодно знать?

          — Разумеется.

          — Я желаю получить разрешение, которое лежит у вас в кармане, потому что у меня

          такого нет, а мне оно необходимо.

          — Надеюсь, вы шутите?

          — Я никогда не шучу.

          — Дайте дорогу!

          — Не дам.

          — Дерзкий юноша, я размозжу вашу голову! Эй, Любен, мои пистолеты!

          — Планше, — сказал д, Артаньян, — займись слугой, а я беру на себя хозяина…

          Вопросы:

          1) Какие права друг друга не захотели соблюдать герои Александра Дюма?

          2)Как вы считаете, по чьей вине возник конфликт?

          3) Чем всё закончилось?

          Гражданин Я | Права и обязанности гражданина План урока

          Ресурсы

          Цели обучения Учащиеся понимают, как они могут внести свой вклад в защиту прав человека.
          Учащиеся понимают, что права человека связаны с ответственностью государства и учреждений, а также с их собственной моральной ответственностью.
          Задания для учащихся Учащиеся определяют обязанности по защите прав человека, включая их личный вклад.
          Ресурсы Чистый лист бумаги и ручка.
          Раздаточный материал для учащихся 5.4 для каждой пары учащихся.
          Раздаточный материал для учащихся 5.2 для каждой пары учащихся.
          Методы Работайте в парах или группах.
          Критическое мышление.

          Информационный ящик

          Право человека никогда не будет соблюдаться, если ни один человек или власть не возьмут на себя ответственность за его реализацию. Хотя в данном случае основными носителями обязанностей являются правительства, существует острая потребность в других органах и отдельных лицах для поощрения и защиты прав человека. Каждый человек несет моральную ответственность за то, чтобы внести свой вклад в культуру, в которой ценности прав человека вдохновляют наше поведение в повседневной жизни.

          Возможным дополнительным занятием было бы введение предмета позитивных и негативных прав и проектной работы.