Опыт по физике 7 класс в домашних условиях с объяснением – Занимательные опыты по физике
Занимательные опыты по физике
Разделы: Физика
Введение
Без сомнения, все наше знание
начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)
Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края –
Роль эксперимента в науке физике
О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.
Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.
Занимательные опыты по физике
Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:
- Название опыта
- Необходимые для опыта приборы и материалы
- Этапы проведения опыта
- Объяснение опыта
Опыт № 1 Четыре этажа
Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.
Этапы проведения опыта
Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.
- Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
- Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть
его конец под прямым углом; кончик его
отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно
быть величиной с булавочную головку.
Налить в этот рожок красного вина; тонкая
струйка должна вытекать из него
горизонтально, разбиваться о стенки
бокала и по нему стекать на солёную воду.
Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино. - Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
- Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.
Рисунок 1
Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.
Объяснение опыта
Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые — внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .
Опыт № 2 Удивительный подсвечник
Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.
Этапы проведения опыта
Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.
Рисунок 2
- Утяжелить конец свечи гвоздём.
- Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
- Зажечь фитиль.
Объяснение опыта
— Позволь, — скажут тебе, — ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!
— В том-то и дело, — ответишь ты, — что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.
И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.
Опыт № 3 Свеча за бутылкой
Приборы и материалы: св
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
7 простых опытов, которые стоит показать детям
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.
AdMe.ru собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, — у вас под рукой.
Огнеупорный шарик
Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Карандаши
Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Нелопающийся шарик
Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.
Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.
Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.
Цветная капуста
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт
: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.www.adme.ru
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ
Бурдукова К.Ю. 11
Суздальцева Н.В. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………4
-
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ
ОПЫТ № 1. «Мыльные пузыри при (- 20)
ОПЫТ № 2. «Огнеупорный шарик»…………………………….………..6
ОПЫТ № 3. «Шарик в стакане с водой»…………………………………7
ОПЫТ № 4. «Возгорание потухшей свечи»…………………….………7
ОПЫТ № 5. «Парафиновый мотор»…………………………….……….7
ОПЫТ № 6. «Резка дерева бумажным диском»…………………..….…8
ОПЫТ № 7. «Магнитная пушка»…………………………………..…..…9
ОПЫТ № 8. «Электродвигатель»…………………………………..…….9
ОПЫТ № 9. «Магнитный парашют». …………………………….…….10
ОПЫТ № 10. «Свеча в воде»…………………………………………….11
ОПЫТ № 11. «Путешествие воды»…………………………………..…11
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………13
-
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……14
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Полученные фотографии при проведении опыта «Мыльные пузыри при (-20)0С».……………………………………….…..15
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Полученные фотографии при проведении опыта «Огнеупорный шарик».……………………………………………………..16
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Полученные фотографии при проведении опыта «Огнеупорный шарик».………………………………………………….…..17
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Полученные фотографии при проведении опыта «Возгорание потухшей свечи».………………………………………………18
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Полученные фотографии при проведении опыта «Парафиновый мотор».…………………… ……………………………….19
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Полученные фотографии при проведении опыта «Резка дерева бумажным диском»………………………………………….20
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Полученные фотографии при проведении опыта «Магнитная пушка».……… …………………………………………………21
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Полученные фотографии при проведении опыта «Электродвигатель».… ……………………………………………………..22
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Полученные фотографии при проведении опыта «Возгорание потухшей свечи».………………………………………………23
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Полученные фотографии при проведении опыта «Свеча в воде».…… ………………………………………………………….24
-
ПИЛОЖЕНИЕ 11. Полученные фотографии при проведении опыта «Путешествие воды».…… …………………………………………………..25
-
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Фотография страницы интернет сайта https://www.youtube.com………………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Опыты.… Как это интересно!Их готова творить я везде и повсеместно.Я одно хочу лишь вам сказать:Физику надо учить и всем знать! [1]
Занимательные опыты по физике помогают увидеть много интересного и совсем нетрудного для понимания в этом предмете школьного курса. Физические законы действуют в нашей окружающей жизни повсюду. Мы испытываем и используем их действие постоянно, часто сами того не замечая. Занимательные опыты помогают в увлекательной форме узнать то, что не знаешь и не понимаешь. Также с их помощью можно углубить и оживить уже имеющиеся основные сведения из физики, научиться сознательно ими распоряжаться и разносторонне их применять.
Цели данной работы — научиться показывать простейшие занимательные опыты и уметь объяснить их, пользуясь законами и понятиями предмета физики.
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
-
Изучив интернет — ресурсы, выбрать и обобщить наиболее интересные, увлекательные физические опыты, которые можно провести в домашних условиях.
-
Сформировать умение проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты. Углубить и расширить свой кругозор, совершенствовать свои знания и умения. Развивать навыки самостоятельного творческого труда и умения логически мыслить.
-
Снять видео с опытами, смонтировать и выложить полученный фильм в интернет на сайт https://www.youtube.com для общего просмотра.
-
Принять участие во внеклассных мероприятиях, проведенных на неделе физики.
-
Привлечь интерес к физической науке.
-
Сделать выводы.
Объект исследования — занимательные опыты по физике, основанные на изменении агрегатных состояний вещества, теплопроводности, равновесии тел (автоколебания), поверхностном натяжении, а также механике, оптике, магнетизме и электричестве, которые можно проводить в домашних условиях.
Методы и приемы исследования — изучение, анализ, а в следствии практическое применение интернет — ресурсов.
Актуальность работы — физические опыты в занимательной форме знакомят нас с разнообразными применениями законов физики.
Новизна данной работы:
-
Выйти за рамки школьной программы и немногим больше узнать о материале, поверхностно излагаемом в учебнике.
-
Повысить интерес к науке физике.
Я узнала, что существует много простых и эффектных опытов, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на основных законах физики. Это вызвало у меня восторг, изумление, познавательный интерес и побудило к творческой деятельности. В результате у меня появилось желание участвовать в изготовлении и демонстрации занимательных опытов, которые можно провести в домашних условиях, так как их проведение не требует всякого физического оборудования. В ходе работы я решила снять на видео мои опыты, смонтировать и выложить полученный фильм в интернет на сайт https://www.youtube.com для общего просмотра. Выбирая, какие опыты демонстрировать я остановилась на физических опытах, постановка которых была для меня интересной и неожиданной с моей точки зрения.
Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:
1) Название опыта.
2) Необходимые для опыта материалы.
3) Описание проведения опыта.
4) Объяснение опыта.
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ.
ОПЫТ № 1. «Мыльные пузыри при (- 20)0С».
Необходимые для опыта материалы. Мыльные пузыри, пластмассовая трубка.
Описание проведения опыта. Выносим баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуваем при помощи пластмассовой трубки мыльный пузырь. Наблюдаем замерзание мыльного пузыря. Сразу в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и сливаются в единую картину, образуя красивые узоры. Стенки пузыря на морозе становятся хрупкими и мягкими, как тончайшая пленка. Как только пузырь полностью замерзнет, в его верхней части, вблизи конца трубки, образуется вмятина, которая со временем может разорваться, но шарик будет сохранять шарообразную форму. (Приложение 1).
Объяснение опыта.Вода начинает замерзать при 0 0С. Так как мыльный пузырь состоит из воды и поверхностно — активного вещества, то он должен замерзнуть при отрицательных температурах. Толщина мыльной пленки составляет несколько микрон. Поэтому при большом морозе — от (-15) 0С, происходит быстрое замерзание воды, которая находится в мыльных пузырях. Стенки становятся хрупкими и мягкими, как тончайшая пленка. Воздух в пузыре и оболочка пузыря оказываются более охлажденными в нижней части, так как в вершине пузыря находится менее охлажденная трубка. Кристаллизация распространяется снизу вверх. Менее охлажденная и более тонкая (из-за отекания раствора) верхняя часть оболочки пузыря под действием атмосферного давления прогибается. Чем сильнее охлаждается воздух внутри пузыря, тем больше становится вмятина. [2]
ОПЫТ № 2. «Огнеупорный шарик».
Необходимые для опыта материалы. Два воздушных шарика, свеча, спички, вода.
Описание проведения опыта. Надуваем и завязываем один из шариков. Во второй шарик наливаем немного воды, надуваем и тоже завязываем. Поджигаем свечу и подносим шарик с воздухом к пламени свечи. Он тут же лопается. Теперь подносим к пламени шарик с водой. Спустя время на нем остаются черные пятна от свечи, но он не лопается. (Приложение 2).
Объяснение опыта. Теплопроводность воды в 24 раза больше, чем у воздуха. Значит, вода проводит тепло в 24 раза быстрее, чем воздух. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет. Потому что вода будет забирать большую часть тепла пламени свечи. [3]
ОПЫТ № 3. «Шарик в стакане с водой».
Необходимые для опыта материалы. Стакан, вода, мячик для настольного тенниса.
Описание проведения опыта. Бросаем шарик в стакан. Наливаем в стакан воду и пытаемся установить его по центру. Не получается. Доливаем воду до краев стакана и шарик сам устанавливается по центру. (Приложение 3).
Объяснение опыта. Когда мы добавили воду, поверхность воды стала выпуклой. Сила поверхностного натяжения выставила шарик по центру стакана.
ОПЫТ № 4. «Возгорание потухшей свечи».
Необходимые для опыта материалы. Обычная свеча, спички или зажигалка.
Описание проведения опыта. Зажгите свечу. Через несколько секунд потушите ее. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть. (Приложение 4).
Объяснение опыта.Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.
ОПЫТ № 5. «Парафиновый мотор».
Необходимые для опыта материалы. Свеча, зубочистка, 2 стакана, бумага, спички.
Описание проведения опыта. Свече придаем симметричную форму, с обеих сторон освобождаем фитиль. Воткните зубочистку в свечу посередине. Это будет ось нашего двигателя. Концы иглы должны выступать из цилиндрических боков свечи примерно на 1−2 см с каждой стороны. Теперь аккуратно, уравновешивая нашу конструкцию, устанавливаем ее на края двух стаканов. Поджигаем фитили с обеих сторон. Вначале свеча будет просто гореть, но через некоторое время начнет медленно раскачиваться из стороны в сторону, причем амплитуда будет со временем увеличиваться. (Приложение 5).
Объяснение опыта. Парафиновый мотор — это изначально равновесная система, которая раскачивает сама себя, типичный пример автоколебаний.
Изначально векторная сумма сил и моментов сил, действующих на систему, равна нулю. Когда с одного из концов падает первая капля парафина, его масса уменьшается; соответственно, вес (P1) также становится меньше, чем вес противоположного конца (P2), — это приводит к движению тяжелого конца вниз под действием силы тяжести. Колебания системы, которые в обычных условиях затухли бы, в данном случае поддерживаются за счет периодического изменения масс концов свечи. Постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше, т.к. пламя разгорается все сильней и сильней и парафин плавится быстрее. [4]
ОПЫТ № 6. «Резка дерева бумажным диском».
Необходимые для опыта материалы. Болгарка или шлифовальный станок, спички, бумага А4, картон, ножницы, карандаш.
Описание проведения опыта. Снимаем точильный диск с болгарки. Положив на лист бумаги, обводим контуры диска. Вырезаем с помощью ножниц бумажный диск. Закрепляем его на болгарке с помощью прижимной гайки. Осторожно включаем болгарку. Подносим спичку и распиливаем. Можно попробовать распилить сам карандаш. (Приложение 6).
Объяснение опыта. Рассмотрим неинерциальную вращающуюся систему отсчета. В этой системе отсчета бумажный диск натягивает центробежные силы инерции, обеспечивая его устойчивость. [5]
ОПЫТ № 7. «Магнитная пушка».
Необходимые для опыта материалы. Четыре круглых неодимовых магнита диаметром 1 см, четыре металлических шарика диаметром 1 см, узкий скотч, маленькие игрушечные человечки из детского конструктора «LEGO», направляющая рейка.
Описание проведения опыта. Закрепляем на рейке с помощью скотча четыре соединенных между собой неодимовых магнита. Справа от магнитов располагаем три металлических шарика. Четвертый шарик подносим к левому краю рейки и отпускаем. После того как он притянется к магнитам, произойдет выстрел крайнего правого шарика и создастся впечатление, что мы стреляем из пушки. (Приложение 7).
Объяснение опыта.Рейка играет роль ствола пушки, три шарика – роль заряда, а один шарик – роль пороха.Попав в поле притяжения магнита, металлический шарик начинает потихоньку притягиваться. Сила притяжения магнита увеличивается по мере приближения металлического шарика, и он незаметно разгоняется. То есть магнит, притягивая шарик, превращает его потенциальную энергию в кинетическую и упруго передает энергию другому шарику. Происходит выстрел. …[6]
ОПЫТ № 8. «Электродвигатель».
Необходимые для опыта материалы. Батарейка АА, тонкогубцы, круглый неодимовый магнит, медная проволока.
Описание проведения опыта. Ставим батарейку минусом на магнит. Делаем из медной проволоки фигуры в форме сердца, спирали, рамки и т.д., концы проволоки не должны соединятся. Главное чтобы проволочная конструкция находилась в равновесии. Делаем тонкогубцами или шилом углубление в батарейке на плюсе (т.е. в точке опоры нашей конструкции). «Одеваем» конструкцию из проволоки на батарейку. Главное чтобы верх конструкции был в углублении батарейки, а низ касался магнита. (Приложение 8).
Объяснение опыта.
Батарейка служит источником питания, увесистым статором и опорой для ротора.
Магнит — хорошо проводит электрический ток. Он является в нашем случае и источником постоянного магнитного поля, и крепежным элементом, и щеточно-коллекторным узлом.
Проволочная рамка — это отличный ротор со встроенными щетками.
За счет источника электричества (батарейки) заряженные частицы в проводнике (проволоке) упорядоченно движутся. На проводник электрического тока, находящийся в магнитном поле постоянного магнита, действует сила Ампера, заставляющая его перемещаться. Когда направление силы тока перпендикулярно направлению силовых линий магнитного поля, частицы двигаются по окружности.
Опыт позволяет наблюдать и побочный эффект, свойственный всем электродвигателям, — выделение тепла: достаточно дать моторчику поработать несколько минут, и батарейка станет горячей.[7]
ОПЫТ № 9. «Магнитный парашют».
Необходимые для опыта материалы. Неодимовый цилиндрический магнит, обычная металлическая труба из немагнитного материала, но проводящего, например медь или алюминий. Внутренний диаметр трубы должен быть чуть больше (скажем, в полтора-два раза), чем внешний диаметр магнита.
Описание проведения опыта. Попробуйте просто уронить магнит на пол — вне трубы. Магнит сразу упадет на пол. Теперь поднимите магнит с пола и бросьте его внутрь ориентированной вертикально трубы. Заглядываем в трубу через верхний торец и смотрим, как магнит очень медленно падает. (Приложение 9).
Объяснение опыта. Причиной тому неразрывная связь магнетизма и электричества. Движение магнита порождает изменение магнитного поля, которое, в свою очередь, наводит в трубе циркулирующие круговые токи.
А эти токи порождают магнитные поля, которые взаимодействуют с полем магнита, замедляя его падение. Над падающим магнитом магнитный поток уменьшается. Направление тока при этом таково, что магнитное поле этого тока притягивает магнит сверху, затормаживая падение. Под падающим магнитом магнитный поток нарастает. Направление тока при этом таково, что магнитное поле этого тока отталкивает магнит снизу, тоже затормаживая падение. [8]
ОПЫТ № 10. «Свеча в воде».
Необходимые для опыта материалы. Свеча, стеклянный прозрачный кувшин, вода, плоское стекло (5050 см).
Описание проведения опыта. Поджигаем свечу. Свеча находится в стеклянном кувшине. Наливаем в кувшин воду. Свеча не гаснет. (Приложение 10).
Объяснение опыта. Между большим плоским стеклом располагаем с одной стороны свечу, а с другой — кувшин. Смотрим со стороны свечи через зеркало на кувшин. Расстояние между кувшином и свечей должны быть одинаковыми, чтобы добиться эффекта горения свечи в кувшине. В плоском стекле мнимое изображение предмета (свечи) находится на таком же расстоянии от стекла, на каком находится предмет, а так же размеры изображения равны размерам предмета. Таким образом, мы добиваемся иллюзии горения свечи в воде. [9]
ОПЫТ № 11. «Путешествие воды».
Необходимые для опыта материалы. 5 стеклянных стаканов, вода, краски, 4 бумажных салфетки.
Описание проведения опыта. Возьмем пять стаканов. Три из них заполняем водой и окрашиваем в желтый, синий и красный цвет, а два – оставляем пустыми. Один конец свернутой салфетки опускаем в стакан с окрашенной водой, а второй конец опускаем в пустой стакан. Соединяем таким образом все пять стаканов. Как только салфетки полностью пропитаются, пустые стаканы начнут медленно заполняться окрашенной водой с соседних стаканов, и цвета в них будут смешиваться, давая промежуточный цвет. Все это будет происходить до тех пор, пока уровни воды в пяти стаканах не сравняются. (Приложение 11).
Объяснение опыта. Плотность воды во всех стаканах одинаковая. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов и капиллярного эффекта. Вода по капиллярным каналам в салфетке, с помощью сил поверхностного натяжения, поднимаясь вверх, пропитывает всю салфетку. Пустые стаканы заполняются водой в результате того что в сосудах разные давления уровней жидкости. При выравнивании давления уровни в стаканах становятся одинаковыми, и вода перестает перетекать. В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимательные опыты вызвали у меня восторг, изумление, познавательный интерес и побудили к творческой деятельности. На протяжении всей работы:
Я прочитала много интересных фактов из раздела физики.
Увидела что занимательных опытов великое множество.
Выбрала наиболее интересные, увлекательные физические опыты, которые можно провести в домашних условиях.
Я научилась проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперимент. Углубила и расширила свой кругозор, совершенствовала свои знания и умения.
Имела возможность снять на видео свои опыты, смонтировать фильм с помощью программы «Киностудия Windows Live Movie Marker» и выложить его в интернет на сайт https://www.youtube.com . Адрес для просмотра видео: http://www.youtube.com/watch?v=IjXnKBVXDTc&spfreload=10
(Приложение 12).
Принимала участие во внеклассных мероприятиях, которые проводились в нашей школе на неделе физики.
Я считаю, что данная работа выполнена, не зря и будет интересна для изучения другими учащимся.
Мне хочется чаще проводить подобные работы с экспериментальной частью. Опыт не только учит: он увлекает, заставляет лучше понимать то явление, которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек, заинтересованный в конечном результате, добивается успеха.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Таничева Александра. Стихотворение о физике.
http://ja-pozdravljaju.ru/prazdniki/704-stikhi-pro-shkolnye-predmety.html
-
Электронная библиотека. Наука и техника. Научные развлечения. Мыльные пузыри на морозе. Дата публикации: 17 февраля 2000 года. http://n-t.ru/tp/nr/mp.htm
-
Денис Мохов. Автор книги «Простая наука». http://simplescience.ru/video/balloon_and_candle_experiments_with_heat_conductivity/
-
Статья «А вместо сердца – парафиновый мотор» опубликована в журнале «Популярная механика» №148, февраль 2015. Сделай сам. http://www.popmech.ru/diy/55406-a-vmesto-serdtsa-parafinovyy-motor/#full
-
НИЯУ МИФИ. Механика. Бумажная пила. http://www.youtube.com/watch?v=FBky553KDuE
-
Игорь Белецкий. Занимательная физика. магниты. Магнитная пушка. http://www.youtube.com/watch?v=U7vUcfMmgAA
-
Статья «Спорим, она вертится?» опубликована в журнале «Популярная механика». №132. Октябрь 2013. Сделай сам.
http://www.popmech.ru/diy/14761-sporim-ona-vertitsya/
-
Статья «Магнитный парашют» опубликована в журнале «Популярная механика». №131. Сентябрь 2013.
http://www.popmech.ru/diy/14582-magnitnyy-parashyut/#full
-
Единая коллекция образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21944/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Полученные фотографии при проведении опыта «Мыльные пузыри при (-20)0С». |
||
Фото 1 |
Фото 2 |
|
Фото 3 |
Фото 4 |
|
Фото 5 |
Фото 6 |
|
Фото 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Полученные фотографии при проведении опыта «Огнеупорный шарик». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
Фото 7 |
Фото 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Полученные фотографии при проведении опыта «Огнеупорный шарик». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Полученные фотографии при проведении опыта «Возгорание потухшей свечи». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Полученные фотографии при проведении опыта «Парафиновый мотор». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
Фото 7 |
Фото 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Полученные фотографии при проведении опыта «Резка дерева бумажным диском». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
Фото 7 |
Фото 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Полученные фотографии при проведении опыта «Магнитная пушка». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Полученные фотографии при проведении опыта «Электродвигатель». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
Фото 7 |
Фото 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Полученные фотографии при проведении опыта «Возгорание потухшей свечи». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Полученные фотографии при проведении опыта «Свеча в воде». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.
Полученные фотографии при проведении опыта «Путешествие воды». |
|
Фото 1 |
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
Фото 6 |
Фото 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12.
Фотография страницы интернет сайта https://www.youtube.com
Имела возможность снять на видео свои опыты, смонтировать фильм с помощью программы «Киностудия Windows Live Movie Marker» и выложить его в интернет на сайт https://www.youtube.com «Одиннадцать занимательных опытов по физике», для того чтобы привлечь интерес к физической науке.
Адрес для просмотра видео: http://www.youtube.com/watch?v=IjXnKBVXDTc&spfreload=10
Просмотров работы: 27733
school-science.ru
Занимательные опыты по физике в 7-9 классах
Занимательные опыты.
Внеклассное мероприятие для средних классов.
Внеклассное мероприятие по физике для средних классов «Занимательные опыты»
Цели мероприятия:— развивать познавательный интерес, интерес к физике;
— развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации;
— приучать детей к доброжелательному общению.
Учитель: Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике.
(учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют)
Опыт 1 «Не замочив рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится, и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.
Опыт 3 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
Опыт 4 «Нервущаяся бумага»
Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.
Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?
Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.
Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.
Опыт 5 «Тяжелая газета»
Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.
Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?
Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.
Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.
Опыт 6
Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра.
Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?
Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона).
Опыт 7
Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный).
Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?
Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.
А вот в вакууме они падали бы одновременно.
Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»
Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.
Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?
Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.
Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.
Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.
Опыт 9 «Несгораемая бумага»
Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)
Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?
Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.
Опыт 10 «Несгораемый платок»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички.
Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.
Опыт 11 «Несгораемая нитка»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.
Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.
Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.
Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.
Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.
Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.
Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?
Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.
Занимательные вопросы.
Учитель: Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:
-Что растет вниз вершиной? (сосулька)
-В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)
-Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)
-С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)
-Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)
Подводятся итоги опытов.
Выставление оценок.
-2015 год-
infourok.ru
Сборник опытов по физике (7 класс)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИЛАНСКОГО РАЙОНА МБОУ «КУЧЕРДАЕВСКАЯ СОШ №15» «Опыты-фокусы на уроках физики» Подборка удивляющих опытов Выполнила Клочко Алёна ученица 7 класса Руководитель: Харкевич Е.Д., учитель физики с. Кучердаевка 2014 г. | ||
Содержание Введение | стр. | |
Глава 1. | Опыты-фокусы к разделу «Первоначальные сведения о строении вещества» | 4 |
Глава 2. | Опыты-фокусы к разделу «Взаимодействие тел» | 9 |
Глава 3. | Опыты-фокусы к разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | 13 |
Глава 4. | Опыты-фокусы к разделу «Выталкивающая сила. Плавание тел» | 18 |
Заключение | 22 | |
Список литературы 2 | 23 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Генденштейн Л.Э. Физика. 7класс – М.: Мнемозина, 2012.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1986.
Смирнов В.А. Опыты и самоделки по физике. – Ленинград: Детгиз, 1955.
Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.
Уолпол Бренда. Перевод с англ. А.СОЛОМИНА. Увлекательный мир физики. ОПЫТЫ. ФОКУСЫ. САМОДЕЛКИ., 2006
www.bed-en.narod.ru
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Опыты строятся на основе имеющихся представлений. Опыты используются для ознакомления со свойствами физических тел, с происходящими физическими явлениями и процессами.
Мы способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, при обсуждении результатов опытов – прийти к самостоятельным выводам и суждениям. В постановке и проведении опытов дети могут и должны быть активными участниками. А если опыт производит впечатление чуда, то эффект такого опыта возрастает значительно.
22
ВВЕДЕНИЕ
В этом году я начала знакомство с ещё одной наукой о природе – физикой. Она меня сразу заинтересовала. Я поняла, что мир физики очень интересный и до конца не исследованный. Много нового, интересного, необычного я узнавала на уроках. Но больше всего меня удивили опыты, похожие на фокусы. Так они были невероятны, невозможны! Наглядные результаты этих физических опытов не соответствовали моим жизненным представлениям. Поэтому я захотела разобраться в их секретах, найти другие подобные опыты, научиться их проводить. И, кроме прочего, через знакомство и проведение ряда опытов, удивляющих своей кажущейся невозможностью, расширить знания о физических телах, процессах, явлениях.
По мере изучения физики в следующих классах продолжу знакомство с такими опытами.
3
Глава 1. ОПЫТЫ-ФОКУСЫ К РАЗДЕЛУ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА»
ОПЫТ 1.1. Льем воду по бечевке
Оборудование:
Проведение:
Привяжи бечевку одним концом к ручке кувшина.
Наполни кувшин водой.
Натяни бечевку через горлышко кувшина и держи другой конец над чашкой.
Расположи кувшин и чашку так, чтобы бечевка натянулась.
Держа кувшин чуть выше чашки, медленно и осторожно начинай лить воду. Вода потечет вдоль бечевки в чашку.
После того, как поток воды установился, опусти кувшин так, чтобы небольшой наклон все же был.
Результат:
Поверхностное натяжение будет прижимать воду к бечевке, так что вода будет продолжать струиться по ней.
Объяснение:
Вода, текущая из крана плавной струей, образует гладкую трубку. Попробуй лить воду по бечевке — и ты увидишь эффект своими глазами.
4
Результат
Когда ты сжимаешь бутылку, пипетка опускается вниз. Когда ты ослабляешь сжатие, она снова всплывает.
Объяснение
Молекулы, из которых состоит вода, постоянно скользят и вращаются вокруг друг друга. Эти перемещения создают так называемое давление воды. Когда ты сжимаешь бутылку, молекулы оказываются ближе друг к другу. Давление воды внутри бутылки, в том числе и внутри пипетки, возрастает и заставляет сжиматься воздух внутри пипетки. Ты сам можешь увидеть, как поднимается уровень воды в пипетке. Из-за этого уменьшается объём, занимаемый воздухом. Это увеличившееся давление воды делает пипетку с находящейся внутри водой плотнее, чем окружающая вода в бутылке и поэтому пипетка тонет. Когда ты опускаешь бутылку, давление воды внутри неё падает. Воздух в пипетке возвращается к первоначальному объёму. Пипетка становится легче окружающей её воды и поднимается к поверхности. Это приспособление называется ныряльщиком Декарта в честь французского математика XVI века Рене Декарта.
21
ОПЫТ 4.2. Послушный водолаз
Оборудование:
Глазная пипетка
Пластиковый стакан
Водопроводная вода
Пустая чистая пластиковая бутылка ёмкостью 2 л
с завинчивающейся крышкой
Подготовка
Опусти пипетку в стакан с водой, чтобы убедится, что она плавает. Нажми на резиновый кончик и набери в неё немного воды. Если пипетка всё равно не тонет, добавь ещё воды. Если пипетка тонет, удали чуть-чуть воды. Ты должен добиться, чтобы пипетка не плавала по поверхности, но и не тонула, а плавала стоймя в толще воды.
Налей в бутылку воды до самого верха. Убедись, что в ней не осталось пузырьков воздуха.
Опусти пипетку в бутылку и плотно завинти крышку.
Проведение:
слегка сожми бутылку в руке.
ослабь давление на бутылку.
20
ОПЫТ 1.2. Связываем струйки в пучок
Оборудование:
Проведение:
Сделай гвоздем 5 одинаковых дырок в пластмассовой баночке на расстоянии около 0,5 см друг от друга.
Поставь баночку под кран. Ты увидишь 5 струек вытекающей воды.
Собери пальцами все струйки вместе.
Объяснение:
Тебе удалось это сделать благодаря силам поверхностного натяжения. Если провести рукой поперек дырок, то пучок снова разделится на отдельные струйки.
5
ОПЫТ 1.3. Мыльная флотилия
Оборудование:
Подготовка:
Вырезать «кораблик» из картона или дерева, сделать вырез по центру на корме и закрепить в нем кусочек мыла.
Проведение:
Наполни водой чистый таз и дай воде успокоиться.
Положи свой кораблик на воду.
Наблюдать, как он движется.
Результат:
Кораблик движется вперед.
Объяснение:
Мыло ослабляет поверхностное натяжение воды позади кораблика, и он движется вперед под действием более сильного поверхностного натяжения впереди.
Советы ному физику
Смести вырез — сделай его не в центре, а ближе к одному борту. Что произойдет? Попробуй добавить руль из скрепки.
6
Советы юному физику
Если ты хочешь, чтобы скрепка поплыла, очень важно опускать её на воду медленно и строго горизонтально. Если скрепка входит в воду под углом или резко опускается в неё, поверхностная плёнка рвётся и скрепка не может удержаться на воде. Если скрепка будет тонуть, попробуй потереть её об свечку, прежде чем опускать в воду.
Объяснение
Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению. На каждую молекулу со всех сторон действует притяжение других молекул, окружающих её. Однако самый поверхностный слой молекул воды лишён соседства других молекул сверху, поэтому в этом слое молекулы притягиваются только к молекулам, находящимся под ними и вокруг них. Это притяжение создаёт на поверхности воды нечто вроде тонкой натянутой плёнки. Поверхностного натяжения воды достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки.
19
Глава 4. ОПЫТЫ-ФОКУСЫ
К РАЗДЕЛУ «ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ»
ОПЫТ 4.1. Плавающая скрепка
Оборудование
Стакан
Водопроводная вода
2 канцелярские скрепки
Бумажное полотенце
Подготовка
Налить в стакан воды.
Сделать из одной скрепки крючок с плоской загнутой частью, как показано на рисунке.
Проведение
Положить скрепку на плоский участок крючка, сделанного из другой скрепки.
Держать его горизонтально как можно ближе к поверхности воды, но не касаясь её.
Медленно опустить скрепку в воду.
Результат
Скрепка будет плавать.
18
ОПЫТ 1.4. Волшебные спички
Оборудование:
спички,
тазик с чистой водой,
мыло,
кусочек сахара.
Проведение:
1. Аккуратно уложи спички на поверхность воды.
2. Погрузи кусочек сахара в центр тазика. Спички должны собраться к центру.
3. Теперь в центр опусти мыло. Спички разойдутся.
Объяснение:
Когда ты опускаешь кусочек сахара в центр тазика, он начинает поглощать воду. Возникает слабый поток, который собирает спички. Но когда ты опускаешь в центр мыло, более сильное поверхностное натяжение у краев тазика раздвигает спички в разные стороны.
Советы ному физику
Вместо кусочков сахара и мыла можно использовать концентрированные мыльный и сахарный растворы. Набирать их в пипетку и капать в разных точках поверхности воды, заставляя таким образом спички «танцевать».
7
ОПЫТ 1.5. Странная жидкость
Оборудование:
два мерных стаканчика
бутылочка с водой,
бутылочка с техническим спиртом.
Проведение:
Налить в один стаканчик 50 мл воды.
Налить в другой стаканчик 50мл спирта.
Аккуратно долить одну жидкость к другой.
Результат:
В стаканчике получится не 100 мл жидкости, а меньше. Куда же делась жидкость?
Объяснение:
В этом фокусе «виновата» диффузия (от латинского diffusio — распространение, растекание, рассеивание) – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Молекулы спирта располагаются между молекулами воды, и, следовательно, занимают меньший объем.
8
ОПЫТ 3.4. Достань монету
Оборудование:
Подготовка: укрепить свечу по центру тарелки.
Проведение:
Налить в тарелку немного воды
Положить монету ближе к краю
Зажечь свечу
Осторожно накрыть ее перевернутым стаканом
Результат:
Свеча немного погорит и погаснет, вода втянется внутрь стакана. Монету можно будет взять, не замочив пальцев.
Объяснение:
При горении свечи изменяется состав и температура воздуха внутри стакана. При этом уменьшается его давление. Давление же атмосферы остается таким же, оно и вталкивает воду в стакан до того уровня, пока внешнее и внутреннее давления не уровняются.
17
ОПЫТ 3.3. Подъем воды в стакане
Оборудование
Тазик с водой
Стакан
Проведение
Опустить стакан полностью в тазик с водой.
Перевернуть его вверх дном и медленно поднимать, но следить, чтобы край стакана не поднялся над поверхностью воды.
Результат
Вода из стакана не выливается, хотя ее уровень выше, чем в тазике.
Объяснение
Воздух давит на поверхность воды и вдавливает воду в стакан.
16
Глава 2. ОПЫТЫ-ФОКУСЫ
К РАЗДЕЛУ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ»
ОПЫТ 2.1. Подводный вулкан
Оборудование:
пузырек,
широкая банка с водой,
нитка,
пищевой краситель или чернила.
Проведение:
Завязать нитку вокруг горлышка пузырька.
Заполнить пузырек горячей водой.
Добавить одну-две капли красителя или чернил.
Осторожно опустить пузырек в банку.
Результат:
Окрашенная вода поднимается вверх, словно извергается вулканчик.
Объяснение:
Горячая вода легче, чем холодная, поэтому она поднимается вверх. По мере остывания вся вода постепенно перемешается и станет одного цвета.
9
ОПЫТ 2.2. Раскрывающийся цветок
Оборудование:
гладкая (но не блестящая) бумага,
карандаши,
ножницы,сосуд с водой.
Проведение:
Нарисовать цветок, как показано на картинке, раскрасить его,
вырезать и сложить лепестки вместе.
Результат:
Когда ты опустишь цветок на воду, лепестки медленно раскроются в результате действия капиллярных сил.
Объяснение:
Вода постепенно поднимается по крошечным щелям между бумажными волокнами, как по трубочкам. Бумага намокает, и лепестки раскрываются, как у настоящего цветка.
10
Советы юному физику
Этот трюк проще выполнить, если стакан воды полон до краёв. Если у тебя не получается удержать воду в стакане, попробуй намочить марлю, прежде чем накрыть ею стакан.
Объяснение
Этот опыт возможен отчасти из-за поверхностного натяжения – способности молекул на поверхности жидкости сцепляться друг с другом, образуя тонкую пленку. Вода заполняет отверстия в ткани и «запечатывает» их благодаря поверхностному натяжению. Кроме того, воздух, так же, как и вода, состоит из молекул. В воздухе молекулы все время находятся в движении, создавая постоянное атмосферное давление. Когда ты переворачиваешь стакан, в нем не остается воздуха, поэтому там отсутствует и атмосферное давление. Давление воздуха снаружи стакана на ткань оказывается больше, чем давление воды внутри него. Совокупность атмосферного давления на поверхность ткани и силы поверхностного натяжения воды и позволяет ткани удерживать воду.
15
ОПЫТ 3.2. Непроницаемая ткань
Оборудование
Квадратный кусок марли, 15×15 см
Стакан
Резинка
Кувшин воды
Пластиковая миска или форма для выпечки
Подготовка
Опыт выполняется на столе
Проведение
Накрыть стакан марлей.
Закрепить марлю на месте резинкой. Края марли прижать к стенкам стакана.
Налить через марлю полный стакан воды.
Одной рукой взять стакан вместе с марлей, а другой рукой накрыть его сверху.
Перевернуть стакан вверх дном над миской или формой.
Медленно убрать руку, закрывающую стакан.
Результат
Когда ты переворачиваешь стакан, из него вначале просачивается небольшое количество воды, но затем она перестает течь совсем. Марля не дает воде вылиться из стакана.
14
ОПЫТ 2.3. Удерживаем воду
Оборудование
Проведение:
Наполни банку водой и намочи носовой платок.
Плотно натяни платок на горловину банки.
Закрепи с помощью нитки или резинки.
Переверни банку вверх дном.
Результат
Вытекает ли вода? НЕТ!
Объяснение: Носовой платок соткан из волокон, между которыми есть крошечные дырочки. Поверхностное натяжение действует как кожа и не дает воде выливаться через дырочки. По той же причине не пропускают воду зонтики. Прячась под зонтом, вспомни о поверхностном натяжении.
11
ОПЫТ 2.4. Плавающая иголка
Оборудование:
Проведение:
Наполни блюдце свежей водой.
Положи иголку на кончики зубцов вилки.
Осторожно опусти на поверхность воды. Если ты сделаешь это аккуратно, иголка останется плавать, когда ты уберешь вилку.
Объяснение
Вилка разрывает пленку на поверхности воды, но пленка образуется вновь под иголкой. Она удерживает иголку и не дает ей утонуть. Если присмотришься, ты увидишь, как пленка прогибается под весом иголки.
12
Глава 3. ОПЫТЫ-ФОКУСЫ
К РАЗДЕЛУ «ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ»
ОПЫТ 3.1. ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ
Оборудование
Подготовка
Установить два пустых тазика так, чтобы один был ниже другого.
Проведение
Заполнить верхний тазик водой.
Зажать пальцем один конец трубки и заполнить ее водой.
Опустить этот конец, не убирая пальца, в верхний тазик, а другой — в нижний тазик.
Результат
Когда ты уберешь палец, вода сначала поднимется ВВЕРХ по трубке, а потом потечет вниз, в пустой тазик.
Объяснение
Трубка образует сифон, который работает следующим образом: давление воздуха на поверхность воды в верхнем сосуде заставляет воду подниматься ВВЕРХ по трубке.
13
infourok.ru
Занимательные опыты по физике 7 класс
Опыт 1 «Не замочив
рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Опыт 2 «Подъем
тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.
Опыт 3 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с
толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать
рукой.
Опыт 4 «Тяжелая газета»
Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.
Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?
Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.
Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.
Опыт 5 «Нервущаяся бумага»
Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.
Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?
Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.
Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.
Опыт 6
Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра
Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?
Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)
Опыт 7
Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)
Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?
Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.
А вот в вакууме они падали бы одновременно.
Опыт 8 « Как
быстро погаснет свеча»
Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.
Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?
Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.
Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.
Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.
Опыт 9 «Несгораемая бумага»
Оборудование: металлический стержень, полоска
бумаги, спички, свеча (спиртовка)
Проведение: Стержень плотно обернем полоской
бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага
не горит?
Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.
Опыт 10 «Несгораемый платок»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички
Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.
fizihi.blogspot.com
Опыты по физике. Интересные опыты по физике
Большинство людей, вспоминая свои школьные годы, уверены, что физика — это весьма скучный предмет. Курс включает множество задач и формул, которые никому в последующей жизни не пригодятся. С одной стороны, эти утверждения правдивы, но, как и любой предмет, физика имеет и другую сторону медали. Только ее не каждый открывает для себя.
Очень многое зависит от учителя
Возможно, в этом виновата наша система образования, а может быть, все дело в учителе, который думает только о том, что нужно отчитать утвержденный свыше материал, и не стремится заинтересовать своих учеников. Чаще всего виноват именно он. Однако если детям повезет, и урок у них будет вести преподаватель, который сам любит свой предмет, то он сможет не только заинтересовать учеников, но и поможет им открыть для себя что-то новое. Что в результате приведет к тому, что дети начнут с удовольствием посещать такие занятия. Конечно, формулы являются неотъемлемой частью этого учебного предмета, от этого никуда не деться. Но есть и положительные моменты. Особый интерес у школьников вызывают опыты. Вот об этом мы и поговорим более детально. Мы рассмотрим некоторые занимательные опыты по физике, которые вы сможете провести вместе со своим ребенком. Это должно быть интересно не только ему, но и вам. Вполне вероятно, что при помощи таких занятий вы привьете своему чаду неподдельный интерес к учебе, а любимым предметом для него станет «скучная» физика. Опыты в домашних условиях проводить совсем несложно, для этого потребуется совсем немного атрибутов, главное, чтобы было желание. И, возможно, тогда вы сможете заменить своему ребенку школьного учителя.
Рассмотрим некоторые интересные опыты по физике для маленьких, ведь начинать нужно с малого.
Бумажная рыбка
Чтобы провести данный эксперимент, нам необходимо вырезать из плотной бумаги (можно картона) маленькую рыбку, длина которой должна составить 30-50 мм. Делаем в середине круглое отверстие диаметром примерно 10-15 мм. Далее со стороны хвоста прорезаем узкий канал (ширина 3-4 мм) до круглого отверстия. После чего наливаем воду в таз и аккуратно помещаем туда нашу рыбку таким образом, чтобы одна плоскость лежала на воде, а вторая — оставалась сухой. Теперь необходимо в круглое отверстие капнуть масла (можно воспользоваться масленкой от швейной машинки или велосипеда). Масло, стремясь разлиться по поверхности воды, потечет по прорезанному каналу, а рыбка под действием вытекающего назад масла поплывет вперед.
Слон и Моська
Продолжим проводить занимательные опыты по физике со своим ребенком. Предлагаем вам познакомить малыша с понятием рычага и с тем, как он помогает облегчать работу человека. Например, расскажите, что при помощи него легко можно приподнять тяжелый шкаф или диван. А для наглядности показать элементарный опыт по физике с применением рычага. Для этого нам понадобятся линейка, карандаш и пара маленьких игрушек, но обязательно разного веса (вот почему мы и назвали этот опыт «Слон и Моська»). Крепим нашего Слона и Моську на разные концы линейки при помощи пластилина, двухстороннего скотча или обычной нитки (просто привязываем игрушки). Теперь, если положить линейку средней частью на карандаш, то перетянет, конечно же, слон, ведь он тяжелее. А вот если сместить карандаш в сторону слона, то Моська запросто перевесит его. Вот в этом и заключается принцип рычага. Линейка (рычаг) опирается на карандаш — это место является точкой опоры. Далее ребенку следует рассказать, что этот принцип используется повсеместно, он заложен в основу работы крана, качелей и даже ножниц.
Домашний опыт по физике с инерцией
Нам понадобятся банка с водой и хозяйственная сетка. Ни для кого не будет секретом, что если открытую банку перевернуть, то вода выльется из нее. Давайте попробуем? Конечно, для этого лучше выйти на улицу. Ставим банку в сетку и начинаем плавно раскачивать ее, постепенно наращивая амплитуду, и в результате делаем полный оборот — один, второй, третий и так далее. Вода не выливается. Интересно? А теперь заставим воду выливаться вверх. Для этого возьмем жестяную банку и сделаем в донышке отверстие. Ставим в сетку, наполняем водой и начинаем вращать. Из отверстия бьет струя. Когда банка в нижнем положении, это не удивляет никого, а вот когда она взлетает вверх, то и фонтан продолжает бить в том же направлении, а из горловины – ни капли. Вот так-то. Все это может объяснить принцип инерции. При вращении банка стремится улететь прямо, а сетка не пускает ее и заставляет описывать окружности. Вода также стремится лететь по инерции, а в том случае, когда мы в донышке сделали отверстие, ей уже ничего не мешает вырваться и двигаться прямолинейно.
Коробок с сюрпризом
Теперь рассмотрим опыты по физике со смещением центра массы. Нужно положить спичечный коробок на край стола и медленно двигать его. В тот момент, когда он пройдет свою среднюю отметку, произойдет падение. То есть масса выдвинутой за край столешницы части превысит вес оставшейся, и коробок опрокинется. Теперь сместим центр массы, например, положим внутрь (как можно ближе к краю) металлическую гайку. Осталось поместить коробок таким образом, чтобы малая ее часть оставалась на столе, а большая висела в воздухе. Падения не произойдет. Суть этого эксперимента заключатся в том, что вся масса находится выше точки опоры. Этот принцип также используется повсюду. Именно благодаря ему в устойчивом положении находятся мебель, памятники, транспорт, подъемные краны и многое другое. Кстати, детская игрушка Ванька-встанька тоже построена на принципе смещения центра массы.
Итак, продолжим рассматривать интересные опыты по физике, но перейдем к следующему этапу — для школьников шестых классов.
Водяная карусель
Нам потребуются пустая консервная банка, молоток, гвоздь, веревка. Пробиваем при помощи гвоздя и молотка в боковой стенке у самого дна отверстие. Далее, не вытягивая гвоздь из дырки, отгибаем его в сторону. Необходимо, чтобы отверстие получилось косое. Повторяем процедуру со второй стороны банки — сделать нужно так, чтобы дырки получились друг напротив друга, однако гвозди были загнуты в разные стороны. В верхней части сосуда пробиваем еще два отверстия, в них продеваем концы каната или толстой нити. Подвешиваем емкость и наполняем ее водой. Из нижних отверстий начнут бить два косых фонтана, а банка начнет вращаться в противоположную сторону. На этом принципе работаю космические ракеты – пламя из сопел двигателя бьет в одну сторону, а ракета летит в другую.
Опыты по физике — 7 класс
Проведем эксперимент с плотностью масс и узнаем, как можно заставить яйцо плавать. Опыты по физике с различными плотностями лучше всего проводить на примере пресной и соленой воды. Возьмем банку, заполненную горячей водой. Опустим в нее яйцо, и оно сразу утонет. Далее насыпаем в воду поваренную соль и размешиваем. Яйцо начинает всплывать, причем, чем больше соли, тем выше оно поднимется. Это объясняется тем, что соленая вода имеет более высокую плотность, чем пресная. Так, всем известно, что в Мертвом море (его вода самая соленая) практически невозможно утонуть. Как видите, опыты по физике могут существенно увеличить кругозор вашего ребенка.
Школьники седьмых классов начинают изучать атмосферное давление и его воздействие на окружающие нас предметы. Чтобы раскрыть эту тему глубже, лучше провести соответствующие опыты по физике. Атмосферное давление оказывает влияние на нас, хоть и остается невидимым. Приведем пример с воздушным шаром. Каждый из нас может его надуть. Затем мы поместим его в пластиковую бутылку, края оденем на горлышко и зафиксируем. Таким образом, воздух сможет поступать только в шар, а бутылка станет герметичным сосудом. Теперь попробуем надуть шар. У нас ничего не получится, так как атмосферное давление в бутылке не позволит нам этого сделать. Когда мы дуем, шар начинает вытеснять воздух в сосуде. А так как бутылка у нас герметична, то ему деваться некуда, и он начинает сжиматься, тем самым становится гораздо плотнее воздуха в шаре. Соответственно, система выравнивается, и шар надуть невозможно. Теперь сделаем отверстие в донышке и пробуем надуть шар. В таком случае никакого сопротивления нет, вытесняемый воздух покидает бутылку – атмосферное давление выравнивается.
Заключение
Как видите, опыты по физике совсем не сложные и довольно интересные. Попробуйте заинтересовать своего ребенка — и учеба для него будет проходить совсем по-другому, он начнет с удовольствием посещать занятия, что в конце концов скажется и на его успеваемости.
fb.ru