cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера обж 7 класс презентация – Презентация по ОБЖ на тему «Опасные чрезвычайные ситуации природного характера» (7 класс)

Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) по теме: Классификация ЧС природного характера

                                                   Вариант №1                                                            7 класс             

1. Опасная ситуация — ?

а) стихийное бедствие приводящее к материальным потерям и человеческим жертвам?

б) обстановка сложившаяся на определенной территории в результате воздействия опасного природного явления  

в) стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью

г) пагубное воздействие  человека на природу, повлекшее за собой ущерб окружающей среде.

2. Гидрологические природные явления — ?

а) природные явления образующиеся в литосфере ( ливни, град,  снежные бури)

б) природные явления образующиеся в гидросфере (ливни, град, наводнения)

в) природные явления образующиеся в атмосфере (цунами, оползень, потоп)

г) природные явления образующиеся в гидросфере (сель, цунами, наводнения)

д) природные явления образующиеся в биосфере ( наводнения, сель, цунами)

3. Метеорологические природные явления -?

а) природные явления образующиеся в биосфере (ураган, лесной пожар, туман)

б) природные явления образующиеся в  гидросфере (бури, снежные заносы, сильные морозы)

в) природные явления образующиеся в атмосфере ( ураганы, бури, туманы)

г) природные явления образующиеся в литосфере (землетрясения , обвалы, оползни)

д) природные явления образующиеся в биосфере (смерчи, засуха, сильные морозы)

4. Геологические природные явления — ?

  а) природные явления образующиеся в литосфере (землетрясения , обвалы, оползни)

  б) природные явления образующиеся в гидросфере (извержение вулкана, цунами, туман)

  в) природные явления образующиеся в биосфере ( оползень, землетрясение, обвал)

  г) природные явления образующиеся в биосфере (обвалы, лесной пожар, туман)

  д) природные явления образующиеся в атмосфере (смерчи, засуха, сильные морозы)

 

 5. Явления происходящие в биосфере -?

  а) геологические природные явления (лесные пожары, засуха, эпизоотии)

  б) биологические природные явления (эпифитотии, эпизоотии, оползни)

  в) гидрологические природные явления (лесные пожары, эпизоотии, эпидемии)

  г) биологические природные явления (эпизоотии, торфяные пожары , эпидемии )

  д) метеорологические природные явления (засуха, туман, гроза)  

        

                   Вариант №2                                                                                                 7 класс             

1. Чрезвычайная ситуация — ?

а) пагубное воздействие  человека на природу, повлекшее за собой ущерб окружающей среде и человеку

б) обстановка сложившаяся на определенной территории в результате воздействия опасного природного явления, которая может повлечь и повлекла за собой человеческие жертвы и материальный ущерб

в) стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью

г) стихийное бедствие приводящее к материальным потерям и человеческим жертвам

2. Биологические природные явления — ?

а) природные явления образующиеся в литосфере ( эпизоотии, град,  снежные бури)

б) природные явления образующиеся в гидросфере (сель, цунами, наводнения)

в) природные явления образующиеся в атмосфере (цунами, оползень, потоп)

г) природные явления образующиеся в биосфере (эпидемии, град, наводнения)

д) природные явления образующиеся в биосфере(лесные пожары, эпифитотии, эпидемии)

3. Метеорологические природные явления -?

а) природные явления образующиеся в биосфере (ураган, лесной пожар, туман)

б) природные явления образующиеся в  гидросфере (бури, снежные заносы, сели)

в) природные явления образующиеся в атмосфере (туманы, ураганы, бури,)

г) природные явления образующиеся в литосфере (землетрясения , обвалы, оползни)

д) природные явления образующиеся в биосфере (смерчи, засуха, сильные морозы)

4. Геологические природные явления — ?

  а) природные явления образующиеся в литосфере (землетрясения , обвалы, оползни)

  б) природные явления образующиеся в гидросфере (извержение вулкана, цунами, туман)

  в) природные явления образующиеся в биосфере ( оползень, землетрясение, обвал)

  г) природные явления образующиеся в биосфере (обвалы, лесной пожар, туман)

  д) природные явления образующиеся в атмосфере (смерчи, засуха, сильные морозы)

 

 5. Явления происходящие в гидросфере -?

  а) геологические природные явления (лесные пожары, засуха, эпизоотии)

  б) биологические природные явления (эпифитотии, эпизоотии, оползни)

  в) гидрологические природные явления (наводнения, цунами, сели)

  г) биологические природные явления (эпизоотии, торфяные пожары , эпидемии )

  д) метеорологические природные явления (засуха, туман, гроза)  

nsportal.ru

Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) по теме: 7 класс. Тема 1: урок 1 «Общие понятия об опасных и ЧС природного характера»

Данная публикация иллюстрирует первый урок ОБЖ в 7 классе  «Различные природные явления и причины их возникновения» (презентация, анимационные и видеофрагменты) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т Смирнова, Б.О Хренникова, М.В.Маслова; М., «Просвещение», 2007 год.

Презентация состоит из двух разделов:

  • Изучение нового материала
  • Проверь свои знания

Раздел « Изучение нового материала» иллюстрирует следующие учебные вопросы:

  • Стихийные бедствия (3 слайд)
  • Природные явления метеорологического характера (4 – 9 слайд)
  • Природные явления геологического характера (10 – 16 слайд)
  • Природные явления гидрологического характера (17 – 18 слайд)
  • Лесные пожары (19 слайд)

 

Раздел «Проверь свои знания» составлен в форм тестов и содержит следующие вопросы:

  • Что такое землетрясение? (21 – 23 слайд)
  • Сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра? (24 – 26 слайд)
  • Ветер скоростью до 5 м/с  называется: (27 – 29 слайд)
  • Область пониженного давления в атмосфере – это: (30 – 32 слайд)
  • Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с называется… (33 – 35 слайд)
  • Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с называется… (36 – 38 слайд)
  • Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с называется… (39 – 41 слайд)
  • значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т. п. называется… (42 – 44 слайд)
  • Что собой представляет сель? (45 – 47 слайд)
  • Цунами – это… (48 – 50 слайд)
  • Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, – это: (51 – 53 слайд)
  • Поток смеси воды, песка, грязи и камней называют… (54 – 56 слайд)
  • Что собой представляет буря? (57 – 59 слайд)
  • Что собой представляет горный обвал? (60 – 62 слайд)
  • Что собой представляет лавина? (63 – 65 слайд)
  • Что собой представляет наводнение? (66 – 68 слайд)
  • Что собой представляет оползень? (69 – 71 слайд)
  • Что собой представляет ураган? (72 – 74 слайд)
  • Что собой представляет смерч? (75 – 77 слайд)

Анимационные и видеофрагменты состоят из роликов:

 

  • Анимация Землетрясение
  • Архив ZIP — WinRAR извержение вулкана
  • Архив ZIP — WinRAR пылевая буря, чc метео
  • Архив ZIP — WinRAR Смерч
  • Архив ZIP — WinRAR ураган

К сожалению, не смог закачать ролики Molnia, Гроза, Наводнение, Цунами, Вулканы, Горный обвал, Лесные пожары, Селевой поток, Сход снежной лавины, т.к. объём каждого из них превышает 3 МБ. По необходимости могу переслать, мой адрес [email protected]

 

nsportal.ru

Методическая разработка урока и презентация по ОБЖ «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Цели урока:

В предметном направлении:

дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.

В метапредметном направлении:

научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

В направлении личностного развития:

развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;

формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Содержание и этапы урока.

1. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

2. Проверка Домашнего задания беседа с учащимися.

Учитель: из курса географии вы должны помнить, что Земля – это небольшое космическое тело. Она состоит из нескольких оболочек, или сфер. Какие это сферы?

Учащиеся отвечают:

литосфера

земная кора и верхняя часть мантии;

атмосфера – самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками;

гидросфера – все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;

биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог:

в этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

3. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.

Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.

Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.

4. Изучение нового материала.

Работа с учебником – учащиеся читают параграф и выписывают определения.

Опасная ситуация  это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью, если не предпринимать соответствующих ситуации мер безопасности.

Стихийные бедствия – это опасные природные или природно-антропогенные явления или процессы, в результате которых может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Чрезвычайная ситуация природного характера — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертв, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Просмотр презентации.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:

Геофизические — землетрясения, извержения вулканов.

Геологические – оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадки лёссовых пород, просадки (провалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические — бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), сильные снегопады, сильный гололёд, сильные морозы, сильные метели, сильная жара, сильные туманы, засухи, суховеи, заморозки.

Морские гидрологические – тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5баллов и более), сильные колебания уровня моря, ранний ледяной покров и прилипай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимые (труднопроходимые) льды.

Гидрологические – высокие уровни воды (наводнения), половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранние ледоставы.

Гидрогеологические – низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод.

Весь материал — в архиве.

videouroki.net

Урок по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера». 7-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 7


Цели урока:

1. Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “ Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера”.
2. Обобщить (проверить) знания по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.
3. Развитие познавательных процессов у обучаемых.

4. Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Оборудование:

– карточки к конкурсу “Эпиграф”;
– карточки к конкурсу “Опасные природные явления”;
– карточки к конкурсу “Действия в ЧС”;
– эпиграф.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Природные катастрофы приносят колоссальный ущерб. Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф.

Действительно ли мы так беззащитны перед землетрясениями, тропическими циклонами, вулканическими извержениями? Мы далеко не так беспомощны. Кое-какие катастрофы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять. Однако любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, с этими катастрофами связанные.

2. Сообщение цели урока.

Сегодня в ходе игры мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках, познакомившись с различными ЧС природного характера.

3. Содержание игры.

Эпиграфом к нашей игре станет цитата персидско-таджикского писателя Абуль Хасан Рудаки. Но эта фраза зашифрована.

Я объявляю первый конкурс “Эпиграф”. (Приложение 1).

Задача команд: расшифровать цитату (5 слов).

1 2 а2ия – 3 4о2я о5 6 7е8

3е9.

Подсказки (отгадав подсказки, вы узнаете недостающие буквы. Это начальные буквы отгаданных слов):

1. Быстрые смещения, колебания земной поверхности в результате подземных толчков. (Ответ: землетрясение.)

2. Затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. (Ответ: наводнение.)

3. Пыльная, песчаная …(Ответ: буря.)

4. Американский сейсмолог, предложивший шкалу для измерения силы землетрясений. (Ответ: Рихтер.)

5. Смерч в Соединенных Штатах Америки. (Ответ: торнадо.)

6. Синоним метели. (Ответ: вьюга.)

7. Временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины. (Ответ: сель.)

8. Низкая температура воздуха; морозная, студеная погода. (

Ответ: холод.)

9. Атмосферные осадки. (Ответ: дождь.)

Эпиграф: знания – броня от всех бед.

2-й конкурс “Разминка”.

Командам по очереди задаются вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы:

  1. Признаками приближающегося цунами могут быть следующие явления. Какие? (Ответ: внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды , животные бегут на возвышенности.)
  2. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (Ответ: при наводнении.)
  3. Чем отличаются низовые пожары от верховых? (Ответ: низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса.)
  4. Что такое эпицентр? (Ответ: участок земли, находящийся над очагом землетрясения.
    )
  5. Отрыв и падение массы горных пород называют… (Ответ: обвал.)
  6. Какие виды наводнений преобладают на реках России? (Ответ: половодья и паводки.)
  7. Каковы основные параметры оползня? (Ответ: скорость его движения, мощность и масштаб.)
  8. Страна, в которой появился первый сейсмограф? (Ответ: Китай.)
  9. Какие характеристики имеет ветер? (Ответ: скорость, направление, сила.)
  10. Что такое сейсмическая область? (Ответ: территория, где уже были или ожидаются очаги землетрясений.)
  11. Назовите первичные поражающие факторы наводнений? (Ответ: значительная скорость потока, высокий уровень подъема воды, затопление и подтопление.)
  12. Что такое лесной пожар? (Ответ: это неконтролируемое горение растительности , стихийно распространяющееся по лесной территории.)

3-й конкурс “Опасные природные явления”. (Приложение 2).

В кроссворде зашифрованы названия 11 опасных природных явлений.

Задача команд: найти их, вычеркивая буквы в любом направлении, кроме диагонали.

1. Тайфун; 2. лавина; 3. половодье; 4. оползень; 5. цунами; 6. ураган; 7. обвал; 8. смерч; 9. сель; 10. затор; 11. буря.

4. Физкультминутка.

5. Продолжение игры.

4 конкурс “Заморочки из бочки”.

Команды выбирают бочонок с вопросом.

Задача команд: через минуту дать ответ на вопрос.

Вопросы:

1. В 2002 году Москву окутал густой смог, а причина была в этом. В чем? (Ответ: торфяные пожары.)

2. 7 февраля 2008 года в Южных штатах США оно было самое разрушительное за последние 25 лет. Погибло около 40 человек. (Ответ: торнадо.)

3. День предварительных выборов в США называют супервторником, а еще этим стихийным бедствием. Каким? (Ответ: цунами.)

4. Японская пословица гласит: взмах крыла бабочки в одной части материка может вызвать в другой его части….. что? (Ответ: ураган или тайфун.)

5-й конкурс “Действия в ЧС”. (Приложение 3).

Командам раздаются карточки, в которых описаны фрагменты действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Задача команд: найти ошибки в тексте и предложить правильный вариант действий.

1. Если во время урагана вы находитесь в автомобиле, не покидайте машину, закройте двери и окна и прекратите движение. Если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться под деревьями, за рекламными щитами, заборами. (Ответ: если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться в кювете или яме, овраге.)

2. Если вашему дому грозит затопление и есть время, то перенесите на верхний этаж наиболее ценные вещи. Уберите со двора инвентарь, материалы, закройте окна и двери первого этажа досками. Отключите в доме газ, электричество, погасите огонь в печи, перекройте воду. Даже если есть время, не покидайте опасную зону, оставайтесь дома.

(Ответ: если есть время, покиньте опасную зону.)

3. Находясь в многоэтажном здании, постарайтесь покинуть его в перерывах между подземными толчками. Выходя из помещения, воспользуйтесь лифтом. На улице не стойте около зданий, постарайтесь перейти на открытое место. (Ответ: выходя из помещения, спускайтесь по лестнице. Не пользуйтесь лифтом.)

4. Если во время цунами вы не смогли покинуть опасную зону, то закройте окна и двери, поднимитесь на верхний этаж. Главное: не выбегать из прочного здания. Займите наиболее безопасное место в помещении у окна. Если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за какое-либо прочное сооружение. (Ответ: займите наиболее безопасное место в помещении – вдали от окон у капитальной стены.)

5. Если нет сил для борьбы с лесным пожаром, то нужно срочно покинуть зону огня. Выходить надо в сторону распространения огня, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек. При задымлении рот и нос необходимо прикрыть мокрой тканью. (Ответ: выходить надо в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара.)

6. Подведение итогов игры.

21.01.2014

urok.1sept.ru

Презентация — Чрезвычайные ситуации природного характера

Текст этой презентации

Слайд 1

Основы безопасности жизнедеятельности (7 класс)
Чрезвычайные ситуации природного характера
Преподаватель-организатор ОБЖ Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 2

Что такое чрезвычайная ситуация?
обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате стихийного или иного действия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 3

Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление.
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 4

Классификация ЧС природного характера
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 5

Классификация ЧС природного характера
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 6

Классификация ЧС природного характера
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 7

Классификация ЧС природного характера
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 8

Классификация ЧС природного характера
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 9

Классификация ЧС природного характера
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 10

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 11

1) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 12

2) Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 13

3) Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 14

4) Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 15

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
прогноз возможных ЧС и их последствий для населения
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 16

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 17

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 18

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
эвакуация населения из опасных зон
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 19

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
подготовка к действиям в ЧС населения, органов управления
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 20

МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
проведение спасательных работ
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

Слайд 21

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать параграф №1; Устно ответить на вопросы 1-3 после параграфа; Подготовьте краткое сообщение об опасных природных явлениях, произошедших во Владимире за последние 3 года.
Веденеев Игорь Геннадьевич, МБОУ «СОШ №7 г. Владимир»

topslide.ru

Презентация «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Выполнила: Щарбакова Валентина учащаяся 9-го класса

К ЧС природного характера относятся:

  • Наводнения
  • Горные обвалы
  • Сели
  • Снежные лавины
  • Ураганы
  • Землетрясения
  • Извержение вулкана
  • пожары

Когда в реке, озере или море резко повышается уровень воды, это грозит наводнением — затоплением всех прилегающих пространств суши.

Обычно реки выходят из берегов весной из-за обильного таяния снега или сильных ливней. Морское наводнение может быть вызвано сильными ветрами с моря или высокими океанскими приливами .

Большое наводнение — огромная беда для человека. Бурные потоки воды сносят все на своем пути: деревья, дома, железные дороги, гибнут животные и люди. Это самое настоящее стихийное бедствие. В библейском предании о Ноевом ковчеге рассказывается о том, как сильнейшее наводнение уничтожило на Земле все живое. Спаслись только семейство Ноя и те звери, которых он взял в свой ковчег.

В горах один сдвинувшийся с

места камень может толкнуть

другой, а тот еще один, и так по цепочке. Природное явление, при котором происходит осыпание большого количества камней вниз по склону, называют горным обвалом. Причиной наиболее крупных обвалов обычно бывают землетрясения. Если такие обвалы случаются вблизи населенных пунктов, то они могут стать настоящим стихийным бедствием. Крупные обвалы могут сильно изменить окружающую среду: например, в 1911 на Памире рухнувшие вниз 7 млрд. тонн горных пород перегородили горную речку Мургаб, и через несколько лет на этом месте образовалось горное озеро.

В горах один сдвинувшийся с места камень может толкнуть другой, а тот еще один, и так по цепочке. Природное явление, при котором происходит осыпание большого количества камней вниз по склону, называют горным обвалом. Причиной наиболее крупных обвалов обычно бывают землетрясения. Если такие обвалы случаются вблизи населенных пунктов, то они могут стать настоящим стихийным бедствием. Крупные обвалы могут сильно изменить окружающую среду: например, в 1911 на Памире рухнувшие вниз 7 млрд. тонн горных пород перегородили горную речку Мургаб, и через несколько лет на этом месте образовалось горное озеро.

Силу ветра определяют с

помощью 12-балльной шкалы Бофорта, английского гидрографа. Если на море штиль (полное безветрие), значит сила ветра оценивается в ноль баллов, если легкий бриз (слабый ветер, который дует днем с моря, а ночью — с суши), то — два балла, если дует свежий ветер, на море появились белые барашки, то это уже пять баллов, ну а если почти ничего не видно, огромные волны взмывают вверх и с грохотом обрушиваются вниз — это настоящий ураган в 12 баллов. Данная шкала применяется и к ветрам, дующим над сушей.

Землетрясения возникают, когда огромные

дрейфующие плиты земной коры сталкиваются друг с другом: одна плита заходит под другую, края сминаются в складки, а в земной коре образуются гигантские трещины. Область возникновения подземного удара называют очагом землетрясения. У крупных землетрясений очаг может быть размером 100-1000 кв. км. Очаг землетрясения расположен глубоко под землей (на глубине 70-700 км). Участок земной поверхности, попавший под действие подземных толчков, называют эпицентром землетрясения.

Силу землетрясений оценивают с помощью шкалы Рихтера или 12-балльной сейсмической шкалы интенсивности. Согласно 12-балльной сейсмической шкале, землетрясение в 1 балл регистрируется только специальными приборами; в 5 баллов — ощущается почти всеми людьми, многие ночью просыпаются, люстры и другие висящие предметы раскачиваются; 8 баллов — образуются большие трещины в стенах и на крутых склонах, падают памятники; 10 баллов — рушатся здания, искривляются железнодорожные рельсы, начинаются обвалы и оползни; землетрясение в 12 баллов самое разрушительное— ни одному строению не удается устоять, реки меняют свое течение, различные предметы сами взлетают в воздух.

  • В зимнее время года, а также высоко в горах, где круглый год лежат снега, возникает другая опасность — лавины (снежная масса, которая соскальзывает со склонов гор). Возникновению лавины способствуют крутые склоны и обильные снегопады. Если снега в горах много, то вызвать лавину может даже просто громкий звук (вспомните волка в известном мультфильме «Ну, погоди!», это не фантазия режиссера). Лавина движется с большой скоростью (до 100 км/час!), увеличиваясь в размерах, и обладает огромной разрушительной силой. Она сметает на своем пути дома, бетонные блоки заграждений, выворачивает с корнями деревья. В горных населенных пунктах и на горнолыжных курортах работают специальные лавинные службы, которые следят за лавиноопасными склонами и не разрешают строить рядом с ними здания, а также специально спускают небольшие лавины, чтобы предотвратить катастрофы.

Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород — лава. Ее температура около 1100 °С (при такой температуре плавится даже сталь!). При извержении вулкана на поверхность вырывается еще пепел и дым (вулканические газы).

Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород — лава. Ее температура около 1100 °С (при такой температуре плавится даже сталь!). При извержении вулкана на поверхность вырывается еще пепел и дым (вулканические газы).

Лава, осколки горных пород, вулканический пепел образуют вокруг отверстия конус. Поэтому в результате извержения вулканов на суше могут образоваться горы, а в океане — острова.

Извержение вулкана начинается обычно внезапно, люди не всегда успевают спастись. Потоки лавы, обломки горных пород сметают все на своем пути и уносят тысячи человеческих жизней. Таким было извержение Везувия в 79 году нашей эры, оно погребло под слоем пепла целый город Помпеи со всеми его жителями.

ПОЖАР, неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

ПОМНИТЕ:

Из любой ситуации есть выход, но лучше её не допускать .

kopilkaurokov.ru

ЧС природного характера — обж, презентации

Чрезвычайные ситуации природного характера

Правила поведения

10 класс

Автор:

учитель ОБЖ

Устинов Михаил Васильевич

Чрезвычайная ситуация

  • Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Извержение вулкана

Ураганы

Бури

смерчи

землетрясение

ЧС природного характера

Оползни

Обвалы

сели

Лавины

Пожары

Цунами

наводнения

Землетрясение —

это подземные толчки

и колебания земной

поверхности, возникающие

в результате смещения

и разрывов в земной коре

или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния

в виде упругих колебаний.

Очаг землетрясения, т.е. точка под землёй, которая является источником землетрясения, называется гипоцентром.

Прямо над гипоцентром на поверхности земли находится эпицентр землетрясения, вокруг которого располагается область испытывающая наибольшие колебания грунта.

Правила безопасного поведения во время землетрясения

Не поддаваться панике.

Защититься от обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

Находясь на 1 этаже быстро покинуть здание и отойти от него на открытое место.

Находясь на 2 этаже и выше занять наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проёмах внутренних капитальных стен, в дверных проёмах, в туалетных комнатах).

Цунами-

  • Это морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясения в результате сдвига протяжных участков морского дна.
  • Цунами возможны вследствие взрывных извержений вулканов и обрушения берегов.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ЦУНАМИ

  • Ждите сигнал отбоя тревоги. На прежнее место возвращайтесь после того, как убедитесь, что на море в течение двух-трех часов не было высоких волн.
  • Входя в дом, проверьте его прочность, сохранность окон и дверей. Убедитесь, что нет трещин в стенах и перекрытии, нет подмыва фундаментов. Внимательно проверьте наличие утечек газа в помещениях, состояние электроосвещения.
  • Сообщите в комиссию по чрезвычайным ситуациям о состоянии Вашего дома. Активно включайтесь в команду по проведению спасательных и других неотложных работ в поврежденных зданиях, розыску пострадавших и оказанию им необходимой помощи

Вулкан –

это возвышение, связанное каналом с магматическим очагом на глубине.

Магма –

это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх.

Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой .

Что делать, если извержение застигло вас на улице?

  • Если вы едете на машине, то колеса обязательно увязнут в слое пепла. Машину надо оставить и выбираться пешком.
  • Необходимо опасаться шаров из раскаленной пыли и газов (бомб).
  • Обязательно не поддаваться панике и постараться эвакуироваться в безопасный район.

Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным жертвам — ПОЖАР

Виды лесных пожаров

подземный

низовой

верховой

беглый

беглый

устойчивый

устойчивый

Низовой устойчивый пожар

  • Обгорает лесная подстилка, корни деревьев, гибнет подлесок.

Верховые пожары

  • Возникают в засушливую погоду при сильных ветрах.
  • В молодняках низовой пожар из-за низко опущенных крон переходит в верховой даже при слабом ветре.

Огненный шторм

Это вихрь раскаленного воздуха, обращающий в пепел всё на своем пути.

Скорость – 200 км/час

ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ

Торф горит под землей без доступа воздуха и даже под водой!

Причина – лесной пожар.

Признак пожара – горячая земля и дым из почвы.

Торфяной пожар

Наводнением

  • называют затопление водой местности в результате подъёма воды в реке, озере или море, вызванное обильным притоком воды в снеготаяния или ливней, ветровыми нагонами, порывами плотин и другими причинами .

Действия населения во время наводнения:

предупредите соседей и помогите детям, старикам, инвалидам; — постоянно слушайте радио, чтобы получать известия о развитии бедствия; — по сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации в установленном порядке выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности, необходимые вещи и двухсуточный запас непортящихся продуктов питания;

Снежные лавины

масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор.

Сход лавины из сухого снега может сопровождается образованием снеговоздушной волны, производящей значительные разрушения .

На пути лавина – ваши действия:

Будьте внимательны к первым признакам схода лавин-это звуки трескающегося льда, белая пыль, катящиеся в низ снежные комья.

Попытайтесь отбежать с её пути и забраться на высоту( на дерево, скалу), чтобы пропустить лавину под собой.

Ураган-

это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое – до 200 км/ч.

Буря

длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Смерч

  • атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует недолго, перемещаясь вместе с облаком.

Правила поведения во время урагана, смерча.

  • Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов.
  • Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию.
  • Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, деревьев.

Оползень-

скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.

  • Оползни вредят сельскохозяйственным угодьям, предприятиям, населённым пунктам, разрушают дороги.

Обвал

  • Это быстрое перемещение масс горных пород, образующих преимущественно крутые склоны долин.

Сель

  • поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60 % объема потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Правила поведения при угрозе обвала, селя, оползня:

  • При угрозе обвала, селя, оползня, если времени для эвакуации нет, то плотно закройте двери, окна, вентиляционные и другие отверстия. Отключите электричество, воду, газ. Легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества удалите из дома и при возможности захороните в ямах или погребах. В случае экстренной эвакуации самостоятельно выходите в безопасные возвышенные места (маршрут эвакуации должен быть изучен заранее). Имейте документы, запас продуктов питания, воды, одежды и медикаментов. Возможна ситуация, когда люди, здания и сооружения оказываются на поверхности движущегося оползневого потока. В такой ситуации, покинув помещения, следует продвигаться по возможности вверх и, действуя по обстановке, остерегаться при торможении оползня скатывающихся с тыльной его части глыб, камней, обломков конструкций, земляного вала, осыпей. После окончания обвалов, оползней и селей, перед возвращением в свои дома необходимо убедиться в отсутствии повторной угрозы. Поскольку эти явления чаще всего происходят в горных районах, куда внешняя помощь из-за разрушения дорог чаще приходит с опозданием, спасшиеся люди должны немедленно приступить к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой медицинской помощи, расчистке дорог и первоочередным восстановительным работам.

Домашнее задание

Подготовить мультимедиа-реферат

по одной из предложенных ниже темам:

1. Правила поведения при угрозе селевой опасности.  

2. Порядок действий по спасению человека при землетрясении.

3. Мероприятия по защите от цунами. 

4. Последствия схода лавин в горных районах России.  

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *