cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Литература 7 класс садко – . 7

Тест по литературе Былина Садко 7 класс

Тест по литературе Былина Садко для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и три общих задания с развернутым ответом.

Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко все по-небесному:
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц — и в палатах месяц,
На небе звезды — и в палатах звезды.

Потом Садко-купец, богатый гость,
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новогородскиих
И тыих настоятелей новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.

Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою, Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством
Умный хвастает старым батюшкам,
Безумный хвастает молодой женой.

Говорят настоятели новогородские:
— Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?

Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
У меня ль золота казна не тащится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому циклу относится былина?

2. Назовите изобразительное средство:
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных…

3. Назовите прием, с помощью которого создается напевный ритм былины:
Все на пиру наедалися,

Все на пиру напивалися…

4. Как называется прием, основанный на противопоставлении?
Умный хвастает старым батюшкам,
Безумный хвастает молодой женой.

5. Садко обменивается репликами с новгородскими настоятелями. Как называется такая форма речевого взаимодействия?

Задания с развернутым ответом

6. Чем Садко отличается от приглашенных на пир?

7. Каким вы представили себе сказителя этой былины?

8. Сопоставьте фрагменты былины «Садко» и сказку «Ямщик и ку­пец». Чем похожи произведения? Чем различаются?

Богатый купец часто зазывал к себе всяких людей, поил, кор­мил, угощал: только коли кто скажет ему противное — того непре­менно поколотит.
Раз зазвал он к себе ямщика. Тот отпряг лошадей, вошел в хоро­мы и после долгого угощения сказал:
— Довольно, хозяин! Мне пора ехать.
Купец давай его бить, так что ямщик едва вырвался и стал за­прягать лошадей. Купец за ним. Ямщик нарочно начал дугу вклады­вать кольцом назад. Купец закричал:

— Не так вкладываешь!
А ямщик давай его бить да приговаривать:
— Не твое дело указывать! Не твое дело указывать!

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. На каком инструменте играл Садко?

2. Назовите изобразительное средство:
Иной хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем…

3. Назовите прием, с помощью которого создается напевный ритм былины:
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодечеством…

4. Как называется прием, основанный на противопоставлении?Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!

5. Ответ Садко новгородским настоятелям представляет собой раз­вернутую реплику. Как называется развернутое высказывание одного персонажа?

Задания с развернутым ответом

6. Чем Садко отличается от приглашенных на пир?

7. Каким вы представили себе сказителя этой былины?

8. Сопоставьте фрагменты былины «Садко» и сказку «Ямщик и ку­пец». Чем похожи произведения? Чем различаются?

Богатый купец часто зазывал к себе всяких людей, поил, кор­мил, угощал: только коли кто скажет ему противное — того непре­менно поколотит.
Раз зазвал он к себе ямщика. Тот отпряг лошадей, вошел в хоро­мы и после долгого угощения сказал:
— Довольно, хозяин! Мне пора ехать.
Купец давай его бить, так что ямщик едва вырвался и стал за­прягать лошадей. Купец за ним. Ямщик нарочно начал дугу вклады­вать кольцом назад. Купец закричал:
— Не так вкладываешь!
А ямщик давай его бить да приговаривать:
— Не твое дело указывать! Не твое дело указывать!

Ответы на тест по литературе Былина Садко


1 вариант
1. новгородский
2. эпитет // постоянный эпитет
3. повтор
4. антитеза // контраст
5. диалог
2 вариант
1. гусли
2. эпитет // постоянный эпитет
3. повтор
4. антитеза // контраст
5. монолог

testschool.ru

Интегрированный урок по былине «Садко», 7 класс | Русский язык и литература

Интегрированный урок по былине «Садко», 7 класс

Автор: Осадчева Ольга Александровна

Организация: МБОУ «Школа №15»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Интегрированный урок литературы по былине «Садко»

Цели:

показать своеобразие былины «Садко»;

совершенствовать навыки устной речи и анализа текста;

познакомить учеников с историко-литературным комментарием к произведению.

Оборудование:

презентация

Подготовительная работа: класс делится на четыре группы со своими домашними заданиями (историки, знатоки текста былины, лингвисты, чтецы).

Ход урока

1.Организационный момент. Звучит музыкальный фрагмент (гусли).

2.Вступительная часть.

Учитель Эпиграф к сегодняшнему уроку – слова Леонида Андреева: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти». А говорить мы будем о произведении УНТ- былине «Садко».

Былины — русские народные эпические песни. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Былина о Садко принадлежит к наиболее совершенным созданиям русского эпоса. «Это один из перлов русской народной поэзии», — так отозвался о ней В.Г.Белинский. Пусть прозвучит в начале урока этот древний текст.

 

Проверка Д.З. для группы чтецов. Выступают чтецы с выразительным чтением наизусть отрывков из былины.

 

Учитель Садко — герой былин новгородского цикла. Он резко отличается от былинных богатырей — это удачливый и богатый купец. Но богатство и удача не могли быть вескими причинами сохранения в народной памяти персонажа и сюжета произведения о Садко. Факт изображения музыкантов в главном митрополичьем храме — Святой Софии рядом со святыми и Ярославом Мудрым с семьей свидетельствует о том, что они были неотъемлемой частью духовной культуры Древней Руси. А Садко — народный певец и гусляр, искусство которого стоит на очень высоком уровне. И всё-таки в отличие от персонажей героических былин этот герой не столь популярен, к тому же были времена, когда произведение о нём не исполнялось.

3. Постановка проблемного вопроса и выдвижение гипотезы.

Почему былина о Садко при всех своих литературных достоинствах считалась одной из самых редко упоминаемых и исполняемых?

В ходе обсуждения формулируется гипотеза: былина связана с историческими событиями, память о которых была нежелательна.

4. Обсуждение гипотезы с привлечением домашнего задания.

Группа знатоков текста. Садко — гусляр. Любимый музыкант новгородцев. Былина же начинается с троекратного упоминания о том, что его перестают звать на пиры и в его музыке не нуждаются. Но ни один пир не обходился без гусляров. Может, на пирах богатых гостей требовались не такие песни, какие пел Садко. Какие же вдруг не такие песни мог петь прославленный гусляр? Нравилось-нравилось пение, а потом вдруг перестали звать на пир. Это могло произойти в том случае, если на песни его был наложен запрет.

Проверка Д.З. для лингвистов

. В словаре В.И.Даля слово «гусляр» приравнивается к другому – «скоморох — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами». Гусли становятся неотъемлемою принадлежностью скоморошьего искусства.

Проверка Д.З. для историков. Скоморохи были жрецами древнего языческого культа бога Трояна. В Великом Новгороде его почитали под именем Ящера и Велеса. Велес — славянский «скотий бог», бог плодородия и мудрости, покровитель сказителей и поэзии, бог торговли и богатства.

Языческие обряды славян непременно сопровождались музыкой, пением и плясками. Наиболее мудрые и пожилые жрецы-волхвы взяли на себя функцию неторопливого общения с богами, предоставив пляски и песни тем, кто помоложе и повеселее. Именно этим и стали заниматься скоморохи, выступая вначале в качестве обрядовых помощников волхвов. Роль скоморохов на языческих игрищах заключалась в организации перехода от серьезной части праздника к веселью, играм и пиру.

Гонения на культ Трояна-Велеса начались при князе Владимире ещё до введения на Руси христианства. Повсеместно его идолы на капищах были повержены. Перед волхвами встала задача выживания в новых условиях. И решение вскоре было найдено. Они стали объединяться в группы и бродить из города в город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских играх. Они играли на музыкальных инструментах: гуслях, гудках, домрах, волынках. Это видоизменившиеся волхвы. Подлинная суть выступлений заключалась в сохранении и преумножении языческой традиции. Поэтому после победы христианства на скоморохов ополчилась власть — светская и духовная. К 1680 году слово «скоморох» перестает упоминаться в письменных источниках. Становится понятно, почему скоморохов, Садко в частности, перестали звать на пиры.

Учитель. Еще одним подтверждением, что Садко был не простым музыкантом, может служить его общение с Морским царем и посещение подводного мира.

Былина о Садко — единственная во всем русском былинном эпосе, где герой одерживает победу благодаря помощи потустороннего существа. А на Руси только скоморохи из-за близости к волхвам и бродяжьего образа жизни считались причастными к иному, неведомому миру.

 

Проверка Д.З. для лингвистов. В переводе с персидского Садко и обозначает «царский друг».

Учитель. Садко в былине ещё и торговец, купец, богатый гость, который разбогател в одночасье. Музыкант — и вдруг купец. Как это происходит?

Работа с текстом. В тексте об этом рассказывается так: игру Садко подслушивает водяной царь и награждает его ( учит, как выловить в Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с новгородскими купцами). Садко вылавливает рыбку, выигрывает заклад — лавки с товарами — и становится богатым купцом.

Проверка Д.З. для историков. Исторически эту перемену занятий можно объяснить: по мере укрепления христианства на Руси, гонения на скоморохов возрастали. Быть скоморохом стало опасно, и тогда бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков, или офеней.

Учитель. У одной былины в УНТ может быть несколько версий. Знаменитый собиратель былин Кирша Данилов даёт необычную версию этого произведения: Садко здесь — не гусляр и вообще не новгородец, а некий приезжий с Волги молодец. Он передаёт Ильмень-озеру словесный поклон от его сестры Волги. Что-то такое сказал, непонятное новгородцам, что Ильмень в благодарность помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в деньги. Вероятно, в этом варианте отражены факты создания торговцами — офенями тайного государства со своим тайным языком. У них даже своя столица была, правда, негласная, — Ковров. Тайный язык офеней очень волновал государство. Изучить язык офеней должен был Владимир Даль. К нему в 1853 году обратился граф Л.А. Перовский, глава Особого секретного комитета при Министерстве внутренних дел Российской империи с просьбой составить словарь . В 1854г. «Офен/ь/ско-русский словарь» из 5тыс.слов был готов.

 

Лингвисты. «Клево» — хорошо, удачно; «солоха»- баба; «хилять» — течь, идти; «лох»- мужик; «зюкать»-спрашивать; «плехан» — баня.

Учитель Конечно, не все офени были жрецами культа Трояна-Велеса, внутри офенского мира была более узкая группа людей, называвшая себя мазыками, у мазыков был еще более тайный язык, который в свою очередь, не понимали офени. Издревле они владели ведовскими истинами, могли исцелять, владели навыками духовного пения.

Былина о Садко — литературный памятник не только расцвету торговой общины Новгорода, но и истории выживания целого сообщества потомков и преемников забытого славянского культа Велеса. И переквалификация гусляра в торговца тоже была не единичным случаем, а общегосударственной тенденцией с 13 по 18 века. А центр этого явления находился недалеко от Н.Новгорода.

 

5. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— В чем ценность былины для народа?

— Работа какой группы была для вас наиболее интересной?

 

6.Домашнее задание

  1. Выполнить свою иллюстрацию к одному из эпизодов былины.
  2. Подготовить характеристики героев былины «Садко».

 

7.Список использованных источников и литературы

I Источники

 

1. Былины новой и недавней записи из разных местностей России под ред. В. Ф. Миллера. М., 1908.

  1. Данилов Кирша. Древние российские стихотворения. М. — Л., 1958.

3. Офени. Елена Аверьянова http://toposid.ru/journal/ofeni

4. http://www.belcanto.ru/sadko.html

II Исследования

1. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. — СПб.: Алетейя, 2001

III Статьи

1. Морозов А. М. Д. Кривополенова и наследие скоморохов // Кривополенова М. Д. Былины, скоморошины, сказки. Архангельск, 1950; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М., 1959.

2. Скоморохи в памятниках письменности / Сост. З.И. Власова, Е.П. Фрэнсис (Гладких). -СПб.: Нестор-История, 2007, с. 463-477.

 

 

 

 

 

Приложения:

  1. urok-po-byline-sadko.doc.. 53,5 КБ
  2. prezentatsiya-sadko.ppt.zi.. 8,3 МБ
Опубликовано: 11.11.2017

www.1urok.ru

Урок литературы в 7 классе по былине «Садко»

Лит.7 кл. Урок № 4

Тема: Былина «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность..

Цели: продолжить знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями былины «Садко», с ее композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

1. Рассматривание рисунков учащихся (индивидуальное задание).

2. Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле? (Зачитывают описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».)

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе? (В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича. (Высказывания учащихся.)

Характеристика главных героев с последующей рецензией учащихся.

– Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге встречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе.)

– Какова же главная мысль былины? (Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

III. Тема и целеполагание

IV.Изучение нового материала.

1.– К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества.)

2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.

Учитель или подготовленные ученики читают на фоне музыкальных фрагментов из оперы Н. Н. Римского-Корсакова «Садко».

3. Выполнение заданий по тексту былины.

Задание 1.

– Расскажите о главном герое былины, истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Жил в «Нове-граде» богатый купец, который раньше не имел ничего, были у него только гусли. На честный пир Садко купцы не звали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался и уходил прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,

И поди свяжи шелковый невод.

И приезжай ловить в Ильмень-озеро:

Дам три рыбы – золоты перья.

Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.

Всех угощал он: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских (церковнослужителей).

Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил «тридцать черленых» кораблей и…

поехал Садко по Волхову,

Со Волхова во Ладожско,

А со Ладожска во Неву-реку,

А со Невы-реки во сине море.

Как поехал он по синю морю,

Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новогородские…

Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.

Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведных.

Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.

Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».

Садко сделал все так, как советовал старик, и очутился на берегу моря раньше своих дружинников.

А дружина поминает одного Садка:

– Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,

Встречает свою дружинушку со Волхова.

Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена зрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».)

Начал Садко выгружать со червленых со кораблей

Именьице – бессчетну золоту казну.

Как повыгрузил со черленыих кораблей,

Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,

Стал поживать Садко во Нове-граде.

Задание 2.

– Зачитайте зачин, назовите гиперболы, постоянные эпитеты. («Хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море.) Выделите повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы…»), торжественные приемы повествования, троекратные повторения.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Н. Римский-Корсаков; картина «Три богатыря» – В. Васнецов).

VI.Домашнее задание:1) подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника,

2) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» 

infourok.ru

План-конспект урока литературы 7 класс. Новгородский цикл былин. Былина «Садко»

Методическая разработка урока по литературе  в 7 классе.

Бенько Л.А., учитель русского языка и литературы

Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко», с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание;

 (Учебник «Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

Ход урока:

I Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания:

Тест на знание содержания былины «Садко»:
1) Назовите место действия былины:
а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев
2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой:
а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами
3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:
а) казной б) рыбой — золотые перья в) красным товаром г) городами
4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:
а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья
5) Какому святому построил церковь главный герой:
а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому
2. Новая тема:
1 Слово учителя

Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.

Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.

Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. 

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.

Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.

2 Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?

Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».

(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).

Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам  былин? (Обычно  в  былинах  рассказывается  о  воинских  подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского  князя – три  городка,  едет  получить  с  них  оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной  силой.  Вольга  приглашает  Микулу  «в  товарищи»,  и  они  продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

3 Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).

Художественные особенности былин

Их роль в былине

1) Гипербола (преувеличение)

Таким образом народ подчеркивал могущество

своих героев

2) Прием троичности

Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени

3) Повторы

Таким образом акцентируется внимание на самом главном

4) Постоянные эпитеты

Помогают характеризовать героев былины

5) Использование речитативов

Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.

В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.

  1. Вопросы к обсуждению:

-Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?

Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».

-Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?

В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.

(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)

-Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?

6 Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .
7. Итоги, оценки.

multiurok.ru

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда»

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.

Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.

Составила : Дедова Оксана Петровна,

учитель русского языка и литературы

Волгоград-2017

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.

Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

Ход урока (план-схема).

  1. Вступительное слово учителя.

Логическая связь с прошлым уроком. Отдельные замечания о роли УНТ. Формирование целеполагания.

  1. Блиц-опрос по теме «Былина»

Диагностика усвоения знаний по теме. Умение охарактеризовать былину с точки зрения жанровых признаков; указывать особенности былинных героев.

  1. Сообщение «Онежские былины»

Сообщение дополнительной информации, расширяющей общие представления об истории и культуре России; связь изучаемого материала с историческим и культурным развитием страны.

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Составление сравнительной характеристики образов двух персонажей былин; обучение сопоставительному анализу; пересказ фрагментов текста.

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Знакомство с образом Садко в музыке, живописи, кинематографе; сравнение своих впечатлений с разными интерпретациями образа.

  1. Подведем итоги.

Выводы о характере былинных образов; определение идейного содержания изученных произведений; установление актуальности произведений.

  1. Домашнее задание.

Дифференцированное задание для самостоятельной подготовки.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Вводный

Вступительное слово. Постановка целей и задач, озвучивание регламента урока.

Слушание. Саморегуляция. Психологическая подготовка.

регулятив-ные, личностные УУД

Блиц-опрос

Проведение фронтального опроса; диагностика усвоения знаний; корректировка.

Ответы на вопросы; диагностика знаний и понимания темы; рефлексия.

Коммуникативные, познавательные УУД

Сообщение «Онежские былины»

Контроль выполнения индивидуального задания; корректирование и дополнение сообщения.

Учебное слушание.

Озвучивание индивидуального домашнего задания; тренировка риторической грамотности.

Коммуникативные, познавательные УУД

Сравнительная характеристика

Эвристическая беседа по изучаемому материалу; объяснение формы выполнения; сопровождение выполнения задания.

Выполнение сравнительной характеристики образов; поисковая работа с текстом; частичный пересказ.

Индивидуально-групповая работа.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Сюжет былины «Садко» в других видах искусства

Ознакомление учащихся с интерпретациями былины «Садко» в музыке, живописи и кинематографе; вопросы к обсуждению восприятия и трактовки аудиовизуальных образов.

Арт-терапия. Трактовка аудиовизуальных образов, связь их с изучаемым произведением. Саморегуляция.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные, личностные УУД

Подведем итоги

Наводящие вопросы к формулированию выводов по теме.

Формулирование выводов. Рефлексия

регулятив-ные, личностные УУД

Домашнее задание

Комментарий к выполнению домашнего задания.

Ознакомительное слушание.

регулятив-ные, личностные УУД

Конспект урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор об одном из жанров УНТ, о былине, и побеседовали о новгородской былиной «Вольга и Микула Селянинович». Сегодня мы продолжим наше знакомство с этим замечательным жанром, увидим, как историческое развитие страны отразилось в устном творчестве её народа, сравним разные образы былин и подведем итоги, сформулировав общую идею былинных циклов.

  1. Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

  • Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)

  • Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)

  • Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)

  • В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)

  • Назовите былинных богатырей этих княжеств? (Новгородское: Вольга Святославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

  • Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

  • Чем былина отличается от народной сказки? (Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)

  1. Сообщение «Онежские былины»

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Сегодня на уроке мы совершим краткое путешествие по следам фольклорной экспедиции Гильфердинга в Олонецкую губернию. И поможет нам в этом… (ученик, заранее получивший задание, выступает с сообщение*)

Пример сообщения.

В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников открыл сокровища народного эпоса на Русском севере – в Олонецкой губернии. 

Олонецкая губерния — одна из северных губерний Европейской Росси. Граничит с севера и северо-востока с Архангельской губернией, с юго-востока — с Вологодской, с юга — с Новгородской и С.-Петербургской, с запада — с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Площадь губернии, по Стрельбицкому, 130719 кв. верст или 2702 кв. км. По пространству Олонецкая губерния занимает в Европейской России 4 место (после Архангельской, Вологодской и Пермской).

До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую. В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.

В течение нескольких лет Рыбников объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. В 1861–1867 годах вышло в свет четырехтомное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».

По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Причиной, побудившей ученого побудившей ученого отправиться в дальнюю экспедицию, были распространившиеся в обществе сомнения в достоверности народного происхождения опубликованных Рыбниковым текстов и искреннее желание исследователя «желание послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов». Гильфердинг писал: «Мне давно хотелось побывать на нашем Севере, чтобы составить себе понятие о его населении, которое до сих пор живет в эпохе первобытной борьбы с невзгодами враждебной природы. В особенности манило меня в Олонецкую губернию желание послушать хоть одного из тех замечательных рапсодов, каких здесь нашел П.Н. Рыбников».

А уже после экспедиции ученый-фольклорист признается: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал…» Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской, и артель. Уцелели такие обычаи, как увод невест и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов. Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.

«Я, располагающий только двумя месяцами, вовсе не рассчитывал вначале на возможность сколько-нибудь существенно дополнить [сборник Рыбникова], а хотел только удовлетворить личному любопытству, знакомством с некоторыми сказителями. Между тем счастливый случай скоро заставил меня из туриста превратиться в собирателя», — пишет Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Готовя материалы к публикации, Гильфердинг впервые применил метод воспроизведения былин в соответствии с репертуарами сказителей, предпосылая этим собраниям подробные биографические справки.

Работа, проделанная ученым-путешественником, имела колоссальное значение не только для фольклористов, но и для всей русской культуры в целом.

Благодаря работе Гильфердинга состоялось общественное и официальное признание талантов из народной среды, пришло высокое понимание ценности эпического творчества для истории народной художественной культуры, стала общепринятой достоверность и беспристрастность в отборе фактов, было представлено богатство материала, «освещающего многое новым светом, чисто народным».

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

Вопросы

Микула Селянинович

Садко

род занятий

богатырь (пахарь и воин, защитник)

«Богатый гость» (гусляр, купец)

символические предметы, которыми обладает персонаж

«кобылка соловая»

«сошка кленовая»

«гусельки яровчатые»

«казна золотая»

личные качества

сильный

храбрый

мудрый

справедливый

степенный

красивый

умелый

хитрый

азартный

богатый

щедрый

вольнолюбивый

испытания

назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы

выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа

Вывод

Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции

Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства

(Работая с таблицей, нужно задавать ученикам наводящие вопросы и просить подтверждать свои выводы цитатами из текста либо кратким пересказом)

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.

В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.

(Прослушивание фрагмента «Океан-море синее»)

Вопросы к обсуждению:

Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?

Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».

Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?

В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.

(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)

Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?

  1. Подведем итоги.

Учащимся предлагается дополнить и записать вывод к уроку:

«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»

Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.

  1. Домашнее задание.

С. 35 задания к былине «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»

** Для выполнения задания ученику нужно заранее выдать план сообщения и список источников, а также предварительно проверить выполнение задания. Во время озвучивания сообщения можно воспользоваться слайдами презентации. В этом случае в сообщение должны быть включены цитаты из предисловия к книге «Онежские былины».

kopilkaurokov.ru

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Новгородский цикл былин. Былина «Садко» (+ презентация)

План урока литературы в 7 классе

Тема урока: «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: блиц-опрос по изученному материалу о преданиях и былинах.

3. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1

4. Комментарий учителя к эпиграфу урока- СЛАЙД № 2

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

5. Работа со словарём литературоведческих терминов. Записать в тетрадь определение былины — СЛАЙД №3

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.

6. Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4

— Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

— Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

— Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)

7. Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5

1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).

8. Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии. Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.

СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин

СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).

9. Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.

1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?

2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

4) Как народ оценивает мастерство Садко?

5) Какими качествами обладает герой?

6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?

9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?

8. Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма) — СЛАЙД №8

Беседа:

— Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?

— Таким ли вы представляли себе Садко?

— Удачен ли созданный актёром образ?

— Какие черты характера воплощены в кинокартине?

10. Составление сопоставительной характеристики двух образов — Микулы Селяниновича и Садко (работа проводится на заранее подготовленных карточках, учащимся задаются наводящие вопросы; затем заполненные карточки вклеиваются в тетради) — СЛАЙД №9

КРИТЕРИИ

Микула Селянинович

Садко

1. Род занятий

2. Символические предметы, которыми обладает персонаж

3. Личные качества

4. Испытания

5. Вывод

1. Род занятий: богатырь (пахарь и воин, защитник), богатый гость (гусляр, купец).

2. Сомволические предметы: «кобылка соловая», «сошка кленовая», «гусельки яровчатые», «казна золотая».

3. Личные качества: сильный, храбрый, мудрый, справедливый, степенный, красивый, умелый, хитрый, азартный, богатый, щедрый, вольнолюбивый.

4. Испытания: назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы; выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа.

5. Вывод: воплощение народного идеала воина-защитника; воплощение народного идеала героя-созидателя.

11. Повторное обращение к картине И. Репина: в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» — СЛАЙД №10

Беседа:

— Перескажите эпизод былины, по которому создана картина.

— Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета.

— В чём смысл выбора Садко?

— Как это отражено в картине?

12. Рефлексия. Выводы по былине.

13. Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И. Репина «Садко на дне морском».

multiurok.ru

Конспект урока литературе на тему «Садко»

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе

Тема: УНТ. Былина о Садко, Богатом Госте.

(Учебник«Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспитание; развитие речи учащихся.

Технологии урока: диалоговый метод, создание проблемной ситуации; эврестическая подача материала; арт-терапия; здоровьесбережение; интегрированное изучение материала.

Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

Ход урока (план-схема).

  1. Вступительное слово учителя.

Логическая связь с прошлым уроком. Отдельные замечания о роли УНТ. Формирование целеполагания.

  1. Блиц-опрос по теме «Былина»

Диагностика усвоения знаний по теме. Умение охарактеризовать былину с точки зрения жанровых признаков; указывать особенности былинных героев.

  1. Сообщение «Онежские былины»

Сообщение дополнительной информации, расширяющей общие представления об истории и культуре России; связь изучаемого материала с историческим и культурным развитием страны.

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря МикулыСеляниновича и народного героя Садко.

Составление сравнительной характеристики образов двух персонажей былин; обучение сопоставительному анализу; пересказ фрагментов текста.

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Знакомство с образом Садко в музыке, живописи, кинематографе; сравнение своих впечатлений с разными интерпретациями образа.

  1. Подведем итоги.

Выводы о характере былинных образов; определение идейного содержания изученных произведений; установление актуальности произведений.

  1. Домашнее задание.

Дифферинцированное задание для самостоятельной подготовки.

Технологическая карта урока.

Учебное слушание.

Озвучивание индивидуального домашнего задания; тренировка риторической грамотности.

Коммуникативные, познавательные УУД

Сравнительная характеристика

Эврестическая беседа по изучаемому материалу; объяснение формы выполнения; сопровождение выполнения задания.

Выполнение сравнительной характеристики образов; поисковая работа с текстом; частичный пересказ.

Индивидуально-групповая работа.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные УУД

Сюжет былины «Садко» в других видах искусства

Ознакомление учащихся с интерпретациями былины «Садко» в музыке, живописи и кинематографе; вопросы к обсуждению восприятия и трактовки аудиовизуальных образов.

Арт-терапия. Трактовка аудиовизуальных образов, связь их с изучаемым произведением. Саморегуляция.

Коммуникативные, познавательные, регулятив-ные, личностные УУД

Подведем итоги

Наводящие вопросы к формулированию выводов по теме.

Формулирование выводов. Рефлексия

регулятив-ные, личностные УУД

Домашнее задание

Комментарий к выполнению домашнего задания.

Ознакомительное слушание.

регулятив-ные, личностные УУД

Конспект урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Ребята, на прошлом уроке мы начали разговор об одном из жанров УНТ, о былине, и побеседовали о новгородской былиной «Вольга и Микула Селянинович». Сегодня мы продолжим наше знакомство с этим замечательным жанром, увидим, как историческое развитие страны отразилось в устном творчестве её народа, сравним разные образы былин и подведем итоги, сформулировав общую идею былинных циклов.

  1. Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

  • Что такое былина? Дайте определение жанра.(Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)

  • Кто является главным героем былины?(Богатырь или народный герой)

  • Кто такой богатырь?(Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)

  • В каких княжествах были распространены былины? (Новгородское, Киевское, Московское и др.)

  • Назовите былинных богатырей этих княжеств?(Новгородское:ВольгаСвятославич, Микула Селянинович; Киевское: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

  • Почему былинные герои наделены внешней красотой? О чем это свидетельствует?

(Внешняя красота – отражение внутренней красоты и силы)

  • Чем былина отличается от народной сказки?(Герои былины играют важную историческую роль; в сказке герои отражают абстрактное противостояние добра и зла; сказка носит поучительный и развлекательный характер; былина прославляет героев-богатырей)

  1. Сообщение «Онежские былины»

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Сегодня на уроке мы совершим краткое путешествие по следам фольклорной экспедиции Гильфердинга в Олонецкую губернию. И поможет нам в этом… (ученик, заранее получивший задание, выступает с сообщение*)

Пример сообщения.

В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников открыл сокровища народного эпоса на Русском севере – в Олонецкой губернии. 

Олонецкая губерния — одна из северных губерний Европейской Росси. Граничит с севера и северо-востока с Архангельской губернией, с юго-востока — с Вологодской, с юга — с Новгородской и С.-Петербургской, с запада — с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Площадь губернии, по Стрельбицкому, 130719 кв. верст или 2702 кв. км. По пространству Олонецкая губерния занимает в Европейской России 4 место (после Архангельской, Вологодской и Пермской).

До новейшего времени население Обонежья сохранило богатую народную поэзию, особенно эпическую. В Олонецком крае собраны былины Рыбниковым и Гильфердингом, причитания — Е. В. Барсовым. Из 400 былин киевского цикла — 300 записаны в Олонецкой губернии; былины о Микуле Селяниновиче сохранились только здесь.

В течение нескольких лет Рыбников объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии. В 1861–1867 годах вышло в свет четырехтомное издание «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым».

По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Причиной, побудившей ученого побудившей ученого отправиться в дальнюю экспедицию, были распространившиеся в обществе сомнения в достоверности народного происхождения опубликованных Рыбниковым текстов и искреннее желание исследователя «желание послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов».Гильфердинг писал: «Мне давно хотелось побывать на нашем Севере, чтобы составить себе понятие о его населении, которое до сих пор живет в эпохе первобытной борьбы с невзгодами враждебной природы. В особенности манило меня в Олонецкую губернию желание послушать хоть одного из тех замечательных рапсодов, каких здесь нашел П.Н. Рыбников».

А уже после экспедиции ученый-фольклорист признается: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал…» Интересна крестьянская община, отличающаяся от среднерусской,и артель. Уцелели такие обычаи, как увод невест и еда всем обществом в Ильин день мяса быков и баранов. Много преданий и суеверий. Население живет в больших двухэтажных избах, по большей части зажиточнее и чище, чем в средней России.

«Я, располагающий только двумя месяцами, вовсе не рассчитывал вначале на возможность сколько-нибудь существенно дополнить [сборник Рыбникова], а хотел только удовлетворить личному любопытству, знакомством с некоторыми сказителями. Между тем счастливый случай скоро заставил меня из туриста превратиться в собирателя», — пишет Гильфердинг. За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Готовя материалы к публикации, Гильфердинг впервые применил метод воспроизведения былин в соответствии с репертуарами сказителей, предпосылая этим собраниям подробные биографические справки.

Работа, проделанная ученым-путешественником, имела колоссальное значение не только для фольклористов, но и для всей русской культуры в целом.

Благодаря работе Гильфердинга состоялось общественное и официальное признание талантов из народной среды, пришло высокое понимание ценности эпического творчества для истории народной художественной культуры, стала общепринятой достоверность и беспристрастность в отборе фактов, было представлено богатство материала, «освещающего многое новым светом, чисто народным».

  1. Сравнительная характеристика образа богатыря МикулыСеляниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря МикулыСеляниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

Вопросы

Микула Селянинович

Садко

род занятий

богатырь (пахарь и воин, защитник)

«Богатый гость» (гусляр, купец)

символические предметы, которыми обладает персонаж

«кобылка соловая»

«сошка кленовая»

«гуселькияровчатые»

«казна золотая»

личные качества

сильный

храбрый

мудрый

справедливый

степенный

красивый

умелый

хитрый

азартный

богатый

щедрый

вольнолюбивый

Испытания

назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы

выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа

Вывод

Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции

Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства

(Работая с таблицей, нужно задавать ученикам наводящие вопросы и просить подтверждать свои выводы цитатами из текста либо кратким пересказом)

  1. Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.

Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.

В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.

(Прослушивание фрагмента «Океан-море синее»)

Вопросы к обсуждению:

Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?

Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».

Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?

В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.

(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)

Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?

  1. Подведем итоги.

Учащимся предлагается дополнить и записать вывод к уроку:

«Былина – жанр (чего?)…, воплотивший в себе идеал (кого?)… и (кого?)… Главный герой былины – (кто?)… (витязь, воин, защитник), и народный герой ((какой именно?)…). Былина – это рупор народного самосознания, кладезь (чего?)… и (чего?)…, передаваемых (как?)…»

Ответы: УНТ, защитника и творца; богатырь; путешественник, искатель, предприимчивый купец и т.п.; мудрости и духовных ценностей; из поколения в поколение.

  1. Домашнее задание.

С. 35 задания к былине «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *