cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лермонтов песня про купца калашникова 7 класс урок: Конспект урока «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Конспект урока «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Сюжет поэмы.

Цели урока:

1. Образовательные:

а) показать закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме;

б) раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного;

в) подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

2. Развивающие:

а) способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

б) способствовать развитию мышления учащихся;

в) способствовать развитию информационной культуры детей.

3. Воспитательные:

а) пробуждать осознанный интереса к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова;

б) способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;

б) способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

в) воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на события исторические и литературные.

 

 

 

Ход урока:

1.     Оргмомент

2.     Объявление темы урока, постановка целей

Сегодня мы увидим закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме; раскроем атмосферу эпохи, в которой происходит действие в поэме “Песня про купца Калашникова”, атмосферу эпохи Ивана IV, прозванного Грозным. Тем самым мы подготовимся к чтению и восприятию произведения М. Ю. Лермонтова.

   На уроке у меня будут помощники, получившие индивидуальные задания к уроку.

 

 

3.     Слово учителя

  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»  написана Лермонтовым в 1837 году в первые месяцы пребывания поэта на Кавказе, куда он был сослан за стихотворение «Смерть поэта»,  и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта.

Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.

Учитель: Почему же М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить время, в которое жил М. Ю. Лермонтов.

На доске дата: 14 декабря 1825 года. Эта дата прочно вошла в русскую историю.

Вопрос: Какое событие произошло в России в 1825 году 14 декабря.

Ответ ученика: 14 декабря 1825 года в России было восстание декабристов на Сенатской площади.

Учитель: Восстание декабристов было жестоко подавлено. 5 декабристов (Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол, Каховский, Пестель) были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь. Вступивший на престол после своего брата Александра I

Николай I жестоко преследовал всякое проявление свободомыслия. П. Я. Чаадаев, студент философского факультета МГУ, за опубликованное им “Философическое письмо”, за свои передовые взгляды был объявлен сумасшедшим. Вы знаете, какой травле был подвергнут А. С. Пушкин.

    Закрывались учебные заведения, а те, которые были, занимались, в первую очередь, подготовкой военных, офицеров для службы в армии.

    30-ые годы XIX века — это время разгула николаевской реакции. Всё это дало возможность М. Ю. Лермонтову назвать 30-ые годы эпохой безвременья.

А. И. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи».

    В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов писал о своем поколении:

«К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию – презренные рабы.»

 

Героических характеров нет. Правда обречена на молчание.

 

   В «Песне про… купца Калашникова» своему поколению, «дремлющему в

бездействии», Лермонтов противопоставляет людей, умеющих действовать,

бороться. В свое жестокое время Лермонтов искал исторический аналог и  

нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.

 

   Действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века . Давайте мы вместе с вами восстановим картины жизни и быта этого времени

(Просмотр фильма об Иване IV) – 3 мин.

Образ Ивана Грозного я хочу дополнить строчками Н.М. Карамзина из «Истории государства Российского»:

«Иван Грозный имел разум превосходный не чуждый образования и сведений, хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления»

Итак, главное историческое лицо – царь Иван Грозный.

 

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

 

 

  Слайд(«опричнина»)

 

  Значение слова «опричнина» (Выступление уч — ся.)

 

Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV. [

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

 

 

Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои

  Слайд

(Выступление уч — ся.)

 

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала XX века.     Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.       

     Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

                                  (По материалам журнала «Русская старина» 1913г. №6,7)

 

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.

 

 

Характер отношений героя поэмы с женой станет ясен при знакомстве с наставлениями «Домостроя».

Слайд («Домострой»)

(Выступление уч — ся.)

 Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (“Домострой” — свод житейских правил XVI века).

Книга «Домострой» содержит в себе сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам.
Состоит из 3 частей.

Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.». Глава семьи – владыка домочадцев, женщина беспрекословно подчинялась мужу.

Жене: «Угождать мужу, жить в согласии, покоряться, быть благочинной, со страхом принимать наказание». Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, являлся главой всей семьи,

 

Помимо наставлений «Домостроя» есть еще христианские заповеди:

 

Не произноси имени господа твоего всуе
Да не будет у тебя других богов перед лицом моим
Возлюби ближнего своего как самого себя
Почитай отца твоего и мать твою

Не убий 
Не укради
Не прелюбодействуй
Не сотвори себе кумира
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего

Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад. 

4.     Работа с «Песней…»

Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о произведении и героях до начала чтения и анализа произведения.

 

Жанр произведения – историческая поэма.

—  Почему «Песня…» является исторической поэмой?

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

 

— Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)

— Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)

— А это какая песня? (Лермонтов придал своему произведению форму народной песни.)

У народа, говорил А.М. Горький, «своё мнение о действительности… Ивана Грозного». Создавая образ царя Ивана Васильевича, Лермонтов использовал народные песни о Грозном. В фигуре Кирибеевича нашли некоторое отражение черты доброго молодца «удалых» или «разбойничьих» песен.

 

 

1.     Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

Слайд «Гусляры»

      (Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).

Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:

«Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Именно поэтому основой «Песни про… купца Калашникова» стало устное народное творчество. Оценка всех событий, происходящих в произведении, дана с народной позиции. народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова, отстаивающего вековые традиции рода, семьи и чести простого человека.

 

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

 

Царь Иван Васильевич

   Молодой опричник

Удалой купец Калашников

Власть наивысшая

Отец народа

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени — безродность

Удаль, мужество, сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

 

 

— Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

— Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

Героическое начало в поэме связано не с представлениями привилегированных верхов, а с образом «смелого купца» Калашникова. В образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса. Правда, Калашников, в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет постоять за правду «до последнева».
Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий о имя долга и чести.

(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).

 

— Можем ли мы сказать, что народная правда воплощается в образе «человека из народа» — купца Калашникова?

( отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

 

— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

(Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг., не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью малодушны и перед властию – презренные рабы».)

 

 

Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера:

нравственная красота, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость (заносчивость, высокомерность), способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.

•      Честь-почет, уважение.

•      Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам;  хорошая, незапятнанная репутация.

•      Подберите антоним к слову «честь».

5.     Композиция.  «Песня…» в живописи

«Песня. .» состоит из трех частей.

Белинский сравнивал «Песню…» с театральным зрелищем. Мы еще перед закрытым занавесом, и действие пока не началось. Но уже звучат струны старинных гуслей, и певцы-гусляры запевают на боярском пиру старинную песню. Как бы поднимается занавес – и перед нами картина пира в палатах Ивана Грозного. Иван грозный изображен в ореоле величия. По словам Белинского, «взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка». Золоченый ковш по его повелению подносят не князьям да боярам, а только опричникам. Заметив опущенную голову и «очи темные» одного из опричников, царь разгневался. В почтительном монологе Кирибеевича о своей любви звучат унылые, мрачные интонации. Когда подозрения царя развеялись, он сменяет гнев на участие в судьбе любимого слуги. Гусляры обращаются в песне к царю: «обманул тебя твой лукавый раб, не сказал тебе правды истинной» о том, что полюбил Кирибеевич замужнюю женщину. Так завязывается действие в первой картине поэмы. Развернется оно в трагической истории героя, которого слушатели еще не видят. Всего в «Песне…» три картины. Каждая завершается припевом, отделяющим одну картину от другой.

Вторая картина переносит нас в лавку, а потом в дом купца Калашникова. Суров быт и отношения между людьми. В согласии с «Домостроем» Калашников грозит наказать жену, которую подозревает в неверности. Для Алены Дмитриевны муж – «красно солнышко», «государь». Её монолог о своем «позоре» окрашен чувствами горькой, незаслуженной обиды, смятением и страхом покорной жены перед любимым мужем. Поступок Кирибеевича выказывает в нем эгоистичного человека. Ослеплённый страстью, он не заботится о чести любимой. Калашников, защищая честь жены, защищает и свою честь. Братья Калашникова готовы поддержать «второго отца» в трудную минуту, даже пожертвовать для него своей жизнью.

В третьей картине на глазах многолюдной толпы и пред лицом царя разыгрывается поединок между честью и бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом. Калашников, в отличие от Кирибеевича, кланяется не только царю, но и «белому Кремлю да святым церквам» и «всему народу русскому». Он является перед изумленным противником как неумолимое возмездие и одерживает над ним нравственную победу еще до поединка, исход которого предрешен.

Присутствие царя на поединке, его суд придает семейно-бытовому конфликту общественное звучание. Иван Грозный, по словам Белинского, «никого не пожалеет и не пощадит, даже за обиду, не только за гибель своего любимца, хотя бы этот был решительно виноват». Не выяснив причины поступка Калашникова, царь велит его казнить. В том, что царь оказывает при этом покровительство семье Калашникова и его братьям, Белинский видит «луч благородства и величия царственной натуры и как бы невольное признание достоинства человека, который обречен судьбою безвременной и насильственной смерти Благородные порывы причудливо сочетаются в царе с безмерной жестокостью.

Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства.

 

6.     Выявление первичного восприятия

 

Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским

“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).

“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).

“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”

(Калашникову).

 Чья это характеристика?

“Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”

( Калашников).

 

 

Разрешите ситуацию. «А как в жизни?».

1. Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М. Ю. Лермонтова?

2. Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?

3. По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: «Я топор велю наточить-навострить…» Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.

Поможет вам решить этот непростой вопрос текст из Библии, а именно из «Первого послания коринфянам святого апостола Павла».

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всё переносит…».

 

7.     Самостоятельная работа

Выберите проблему, которая, как вам кажется, поднимается в лермонтовской «Песне…»:

1.       Проблема отцов и детей.

2.      Проблема любви, дружбы.

3.      Проблема чести, долга и человеческого достоинства.

4.      Проблема милосердия.

5.      Проблема отношения человека к природе.

 

Выберите из предложенного списка определений те, которые, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют выбранную вами проблему:

Современная, прошлая, забытая, актуальная, новая, никому не нужная, вечная, ограниченная определенным временем, волнующая, неинтересная, надоевшая.

 

8. Подведение итогов.

1. Какая историческая эпоха предстает в “Песне про купца Калашникова…”?

2. Почему поэт изображает XVI век, время Ивана Грозного?

3. За что царь был прозван Грозным?

4. Каким предстаёт время, в которое он жил?

5. Почему «Песня…» является исторической поэмой?

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

6. В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

 (Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений).

(Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 30-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти).

Учитель:

Вывод:

Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей истории характерна борьба человека за личное счастье, чувство собственного достоинства.

Автор «Песни» бросил вызов правящим кругам своего времени, дерзнув воспеть в манере народной песни удалого купца Калашникова, выступившего в защиту своего личного и социального достоинства против царского любимца и самого царя. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и произвола

Ираклий Андроников, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова писал:

«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности».

Домашнее задание 

 1. Приготовить связный рассказ о семье Калашниковых, о традициях и нравственных устоях, царящих в ней.

2. Ответить на вопрос: “Какова ваша оценка поведения Кирибеевича?”

3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение начала 3 главы “Рассвет над Москвой”.

Урок литературы в 7 классе по поэме М.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Тема  «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича»

                                          Цели урока:

  Образовательная:

 -обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю.Лермонтова;

-объяснить смысл конфликта Степана Калашникова и Кирибеевича;

-обсудить проблему чести и долга в поэме

 

  Развивающая:

      — развитие речевых навыков;

     — совершенствование навыков сравнительно-сопоставительного анализа;

        — развивать монологическую речь: умение грамотно, полно, правильно выстраивать высказывания на заданную тему;

 

    Воспитательная:

   — воспитание высоконравственных личностных качеств на примере героев поэмы

 

 

   Оборудование:

   Компьютер, проектор, экран, презентация

      

 

                                                    Эпиграф к уроку:

                                                                              «Вышел я на страшный бой,

                                                                                                 На последний бой!»

 

                                                       

 

                                             Ход урока

 

I.                    Организационный момент. 

— Добрый день, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости!

2)Сегодня мы продолжим работу над поэмой Лермонтова «Песня…». Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлых уроках .

Какая историческая обстановка была в 16 веке на Руси во время правления Ивана Грозного?

 

             Учитель: Вот мы  с вами обрисовали исторические картины  жизни и быта 16 века при Иване Грозном

                    Теперь обратимся к 3 части произведения.

   — О чем она повествует?     (ответы уч-ся: о кулачном бое между Кирибеевичем и Калашниковым).

Подберите синонимы к слову бой  (борьба, сражение, битва, поединок)

 

      -Как вы понимаете смысл выражения «КУЛАЧНЫЙ БОЙ»?  (ответы уч-ся)

Что вам известно о кулачных боях в 16 веке?

 

       3) Определение темы  и задач урока 

        тема урока «Нравственный поединок Кирибеевича и Калашникова».

    

      — Что такое нравственный, нравственность? 

               Вот как объясняется это слово в толковом словаре: «Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения»

        — Именно о нравственном поединке  мы будем говорить на нашем уроке.  Посмотрите какие задачи стоят перед нами.  

   

   — Почему купец Калашников решается на смертный бой с Кирибеевичем? какое оскорбление нанес опричник семье купца Калашникова? 

Вывод: Событие, произошедшее в семье Калашникова, исключительное: Кирибеевич оскорбил жену купца, обесчестил честное имя Калашникова. 

Записать в тетрадь  Для купца Калашникова очень значимо понятие чести, поэтому он решается биться насмерть с обидчиком, чтобы защитить свою честь и честь своей семьи.

    Алена Дмитриевна исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право от мужа просить защитить её, не отдать «злым охульникам на поругание»

    — Какой нравственный выбор делает Калашников?

   ( Он собрался участвовать в кулачном бою на Москве-реке с опричником

 «за святую правду –матушку». Защищая честь  семьи, говорит братьям: «А такой обиды не стерпеть  душе да не вынести сердцу молодецкому».)

     6) Развитие критического мышления.

   А)  — Сравним характеры героев поэмы. Выявим цель участия каждого в поединке. Работа с текстом

–          Как раскрываются характеры Кирибеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне?  

(Кирибеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое»,  сложить там буйную  головушку.   

  Кирибеевич холост, но испытывает чувство любви к замужней женщине. Эта любовь страстная, губительная. Он нарушает христианские заповеди: «не прелюбодействуй», « не обмани» и др. Он опозорил Алену Дмитриевну, сорвал с её головы платок, подаренный  Степаном Парамоновичем, разрушил семейное счастье, значит,  встал против Бога.   Платок – это символ власти, защиты.

Калашников любит свою жену, они  венчаны  в церкви Божией, живет по закону христианскому. 

4. Итак, решение принято. Наступает новый день. День поединка между правдой и неправдой, честью и бесчестьем.

— С чего всегда начинается новый день? (С рассвета.)

 — Послушаем, как отражается в музыке наступление нового дня.

 Мелодия композитора М.Мусоргского так и называется: “Рассвет на Москве-реке”. (Звучит грамзапись).

 — Что можно сказать о характере прозвучавшей музыки? (Мелодия светлая, поэтичная, торжественная.)

 — Ничем не замутнѐнная, древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца встаѐт перед нами родина. Композитор как бы говорит: такова наша страна, такова неизъяснимая прелесть еѐ природы, таков еѐ народ и таящаяся в нѐм нравственная сила и красота. Это одновременно и портрет древнего русского города на Москве-реке. Перед нами предстают в музыке природа, утро, восход, пробуждение города. Это одна из вершин колористической звукозаписи в творчестве М. Мусоргского. “Рассвет” можно в равной мере назвать и “Симфонией света”, “Гимном солнцу”, столько в нѐм светлых оттенков, переливов, “золотистости”. Музыка создаѐт ощущение пространства и дали. Когда в свежем прозрачном утреннем воздухе звенит серебристая фанфара, а вслед за ней раздаются голоса московских колоколов, возникает почти объѐмный образ пробуждающегося города. — Великолепному музыкальному изображению московского утра соответствует и описание рассвета в поэме Лермонтова.

 (Ученик читает I строфу III части поэмы.)

— Какие эпитеты употребляет автор, рисуя Москву? (великая, златоглавая, белокаменная)

— Рассмотрите репродукции картины русского художника. Соответствует ли изображение Москвы на них тому, о котором мы читаем в поэме?

— В пейзажном описании Лермонтова поэтически передано и величие будущего поединка, и трагическое предчувствие кровавой развязки.

— Почему природа ликует, несмотря на трагическое предчувствие?

Может быть, она равнодушна к тому, что произойдѐт во время кулачного боя?

 (Нет, она не равнодушна, она сочувствует главному герою:

 Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,

 На какой ты радости разыгралася?

 Но природа одновременно и ликует, празднуя скорую победу правды, которую отстоит Калашников перед лицом белокаменной Москвы. Он погибнет, но погибнет за правду, он отстоит честь своей семьи и рода.

Таким образом, природа предчувствует его победу и приветствует еѐ.)

— При описании рассвета и последующего кулачного боя автор использует известный художественный приѐм.

 Какой это приѐм и для чего он понадобился Лермонтову?

(Приѐм контраста: красота утра, бодрое радостное настроение контрастирует с последующим содержанием — смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова. Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей и которой они не могут достигнуть. Прибегая к приѐму антитезы, автор достигает драматизма повествования, подчѐркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.)

 — Можно сказать, что перед нами обычный кулачный бой, и победа Калашникова — обычная победа одного кулачного бойца над другим?

(Нет, это победа правды, чести над неправдой и бесчестьем. И если мы говорили, что Степан Калашников — носитель народных традиций, то можно сказать, что это победа “всего народа русского” над “бусурманским сыном”. )

— Таким образом, своей радостью, ликованием природа подтверждает, что Степан Парамонович Калашников выбрал правильный путь. Но она сочувствует ему, скорбит о том, что гибнет молодой, сильный, мужественный человек, и поэтому — две последние строчки в первой строфе III части поэмы.

5. Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных во всей Москве. Но уже в описании бойцов перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора.

— Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?

(Опричник идѐт на бой, кичась своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель — “потешить царя нашего батюшку” и показать себя. Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника “живого с покаянием”.)

 — Что свидетельствует о том, что Кирибеевич вышел на бой всего лишь слугою царя?

 (И выходит удалой Кирибеевич, Царю в пояс молча кланяется…)

— Как изображѐн Калашников перед боем?

(Несмотря на молодость, он величается по имени-отчеству — Степан Парамонович (вспомним: “А родился я от честнова отца. ..”). В этом и уважение к нему людей, и подчѐркнутая серьѐзность его намерений. Если Кирибеевич красуется собой, то купец сосредоточен на том деле, которое вышел отстаивать:

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрят пристально.

 Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

 Могутные плечи распрямливает

Да кудряву бороду поглаживает.)

 

— Как и Кирибеевич, Калашников кланяется сначала “царю грозному”. Но потом ещѐ “белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому…”.

 Как это характеризует Калашникова?

 (Это не только проявление вежливости, но одновременно и сознание того, что он выступает от всего народа и за общий христианский закон. Перед лицом Ивана Грозного он защищает личную честь, совместившуюся с народной правдой.)

 — Этот тройной поклон можно одновременно считать и просьбой о прощении. За что купец просит прощения у Господа и у всего народа?

(Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди.)

— Почему в этом поединке побеждает Калашников?

(На его стороне — правда, причѐм не только личная, но и правда всего христианского жизненного уклада, народная правда.)

— Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича?

(Сам Господь приходит на помощь удалому купцу, когда ему необходима защита. Но Калашников совершает “грех”, поэтому сам идѐт на казнь.)

– Сравните поведение Киребеевича и Калашникова перед боем.

(Опричник идёт на бой  «потешить царя нашего батюшку».  Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере  проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» — эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок).

     Судебник устанавливал чёткие правила ведения «поля», которое являлось последним средством выяснения истины, когда варианты мирного разрешения конфликта невозможны. В судном поединке побеждает не сила, а правда.

Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова.

 

            — Найдите в тексте поэмы детали,          характеризующие состояние Кирибеевича в тот момент, когда Калашников объяснил причину своего участия в кулачном бою. О чем это говорит?

(«Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…»

 

Кирибеевич испугался того, что  раскроется его обман, ведь он говорил царю, что Алена Дмитриевна  — незамужняя. И царь его благословил).

            — Кто первым начинает бой?

(Кирибеевич. Он уверен в своей силе и хочет поскорее избавиться от обвинявшего его в грехе Калашникова).

            — Куда ударил Кирибеевич Калашникова?

            Почему?

(Ударил в грудь, в то место, где находится  нательный крестик, тем самым покушаясь не только на человека, но и на всю веру  христианскую).

            — Куда ударил Калашников Кирибеевича? Почему?

(«… И  ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча».

Калашников нарушил правило боя. Он сознательно шел на убийство своего обидчика, так как хотел защитить честь своей семьи и избавить от зла Русь Святую).

   V. Обобщение

        — Кто вершит суд над Калашниковым?  Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).

— Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т. к. Кирибеевич был для царя правой рукой).

— Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).

 

            Почему? Справедлив ли этот суд?

(Царь Иван Грозный сурово судит Калашникова. Его суд жесток, но справедлив, так как Калашников убивает человека, к тому же любимого царского опричника).

            — Почему Калашников не открыл царю всей правды, а  смерть принимает спокойно?

Вывод: Купец Калашников – верующий человек.  Для человека верующего одним из смертных, непрощаемых грехов является  убийство. Степан Парамонович защитил свою семью, свою честь, но, убив Кирибеевича, совершил тяжкий грех, и именно поэтому он принимает свою смерть спокойно, достойно, как наказание за убийство. Он не раскрывает царю истинной причины своего поступка, потому что не надеется на помилование и не желает его из рук царя, вскормившего опричнину. Судьей себе он видит только Бога.

  –        Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.   Слайд Христианских заповедей

«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может  не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:

 

 «Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою грешную».

В поэме  простой человек – купец Калашников — выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. (Записать в тетрадь)

 

— Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?

            — Кто и почему победил в этом поединке?

            -Каково отношение русского народа к героям? Победа Калашникова закономерна по многим причинам:

 

1.       На его стороне нравственное превосходство, ибо он оскорблён и обязан он отомстить.

2.      Это сила рода, честь которого задета. Несмотря на троекратное упоминание о том, что Кирибеевич «из роду Скуратовых, из славной семьи из Малютиной», царский опричник воспринимается как человек без роду без племени, а Калашников из большой семьи, имеет братьев.

3.      За Калашниковым – весь народ, интересы которого он защищает.

4.      На стороне Калашникова сила Христова. Степан Парамонович лишь оружие в карающей руке Господа. Кирибеевич обречён. Он наносит первый удар – по кресту со святыми мощами из Киева. Не с купцом бьётся опричник, а с Богом.  И Бог защищает своего воина – устоял Калашников, «И ударил своего ненавистника/ Прямо в левый висок со всего плеча».

Иллюстрация А. М. Васнецова. Исход боя.

«И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво».

Но не сносить головы Степану Парамоновичу. От царского места уже рвется слуга, чтобы  схватить Калашникова.

 

–         Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка?

 

 (Убили любимца царя. Он разгневан.)

–        Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный  приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол

.

Репродукция Билибина И. Я. Прощание Калашникова с братьями.

Подведём итог.

В народной традиции царь предстаёт перед народом  справедливым, грозным и милостивым  одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа .

 

            — Почему в финале не говорится о могиле Кирибеевича?

(Люди похоронили Калашникова, поставили на его могиле кленовый крест. Его помнят, о нем горюют, его славят, за его душу молятся. Кирибеевича же все забыли. О нем не упоминается в финале поэмы).

  Что побеждает в этом поединке?  ЧЕСТЬ или БЕСЧЕСТЬЕ?

Какова нравственная проблема, поднятая М. Ю. Лермонтовым в поэме?

Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

— Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?

             VIII. Домашнее задание 

   Написать сочинение на тему: «О чем меня заставила задуматься поэма Лермонтова, чему учит произведение нас, живущих в XXI  веке?»

Оценки

Рефлексия: «Смайлики»    

 Спасибо, ребята, за урок. Хочу пожелать вам : «Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!»

  Всего доброго. Урок закончен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведения, подходящие к теме чести и бесчестия. Честь, бесчестье

Аргументы к итоговому сочинению.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «рабом чести». ссора, вызванная оскорблением чести А. С. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя, однако Александр Сергеевич сохранил в народной памяти свою честь и доброе имя 9.0003

В рассказе «Капитанская дочка» Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами. Петр не запятнал своей чести даже в тех случаях, когда за это можно было заплатить головой. Это было достойно уважения и гордости высоконравственного человека. Он не мог оставить безнаказанным навет Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринев сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М. Шолохов «Судьба человека» (В рассказе Шолохова затронута тема чести. Андрей Соколов — простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Все рухнуло в мгновение,а виновата была война.Но ничто не могло сломить настоящий русский дух.Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой.Один из главных эпизодов раскрывающих силу и стойкий характер человека — сцена допроса Андрея Мюллера. Слабый, голодный солдат превосходил фашиста силой духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданностью: «Да, я, русский солдат , должны ли пить за победу немецкое оружие?» Фашисты оценили мужество русского солдата, сказав: «Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников». Твердость характера Соколова вызывала уважение со стороны немцы и они решили, что этот человек заслуживает жизни. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. Он готов отдать за них жизнь.

3. М. Лермонотов . Роман «Герой нашего времени» (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий, напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину незаряженное оружие на дуэль).

4. М. Лермонотов «Песня о царе Иване Васильевиче…». (Лермонтов рассказывает о вседозволенности людей у ​​власти. Это Кирибеевич, покусившийся на свою замужнюю жену. Законы ему не писаны, он ничего не боится, даже царь Иван Грозный его поддерживает, поэтому он соглашается воевать с купец Калашников.Купец Степан Парамонович Калашников — человек правды,верный муж И любящий отец.И даже несмотря на риск проиграть Кирибеевичу,вызвал его на кулачный бой за честь жены Алены.Убив гвардейца,Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его повесить.Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере В этом герое Лермонтов показал настоящий русский характер простолюдина чести — сильный духом, непоколебимый, честный и благородный.)

5. Н. Гоголь Тарас Бульба. (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин «Уроки французского». (Мальчик Вова с честью проходит все испытания, чтобы получить образование, стать мужчиной)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин — яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гринёву. Это человек, для которого понятия честь и благородство вообще не существует. Он ходил по чужим головам, переступая через себя ради своих сиюминутных желаний. Народная молва гласит: «берегите платье еще раз, и честь с юных лет». Однажды запятнав свою честь, вряд ли когда-нибудь сможете восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников — убийца, но бесчестный поступок был основан на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестье?)

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». (Соня Мармеладова продала себя, но ради семьи. Что это: честь или бесчестье?)

9. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». (Дуню оклеветали. Но честь ее восстановили. Честь легко потерять.)

10. Л.Н. Толстой «Война и мир» (Став обладателем большого наследства, Безухов своей честностью и верой в доброту людей попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством не увенчались успехом, тогда он решил получить деньги другим способом.Он женил юношу на своей дочери Елене, которая не питала к мужу никаких чувств.В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем об измене Елены с Долоховым, закипел гнев и он бросил вызов Федору на бой.Дуэль показала мужество Пьера.Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества,вызывающие уважение.А жалкие интриги князя Курагина,Елены и Долохова принесли им одни страдания.Ложь,лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха , но они могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Добрый день, уважаемые читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема чести: аргументы из литературы и авторское эссе для подготовки к ЕГЭ.

Будут использоваться следующие аргументы:

— Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»

— А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Знакомимся с расплывчатым понятием чести еще в детстве. Мы слышим, что нужно беречь его с юных лет, но глубокий смысл иногда не понимаем этого слова даже в более старшем возрасте.

Отношение человека к чести показывает, насколько он верен себе. Честность перед собой и другими, достойное поведение и верность своим принципам – вот те составляющие, которые мы называем честью. Она играет важную роль в жизни человека, влияет на отношение к нему и уважение.

В рассказе Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» проблема чести является ключевой. Главная героиня, юная деревенская девушка Лиза, влюбляется в богатого дворянина по имени Эраст. Молодой человек разделяет ее чувства, несмотря на классовые различия; пара устраивает полные нежности свидания, на одном из которых их отношения переходят черту платонической любви.

Вскоре Эраст уходит от Лизы, его призывают на службу, но он обещает девушке вернуться и никогда больше с ней не расставаться. Однако действие разворачивается иначе: молодой человек проигрывает крупную сумму денег и вынужден жениться на богатой вдове. Когда Лиза встречает Эраста, он отвергает ее, рассказывая о своей помолвке. Девушка не может пережить удар судьбы: она бросается в глубокий пруд, спасти ее не удается.

Отсалютовав любимому, Лиза столкнулась с недостойным поступком в ответ. Эраст узнает о смерти девушки и проживает свою жизнь в муках совести.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — пример достоинства и верности своим принципам. У героини нежная, доверчивая душа. Она молода и молчалива, не веселится в компании сверстников, предпочитая одинокие прогулки по лесу. Когда Татьяна влюбляется в молодого дворянина Евгения Онегина, он отвергает ее признания. Евгений — образованный богатый дворянин, он эгоистичен и равнодушен, проводит время в обществе и пользуется вниманием женщин.

В его характере есть достоинства, которые увидела Татьяна, но испытание честью герой не прошел. Когда Владимир Ленский вызывает на дуэль, Евгений не может ему отказать. Его мучает мысль об опасной дуэли со своим другом, понимая, что он может его убить. Но важнее для него оказывается мнение общества: Онегин не хочет прослыть «трусом». Он приходит на дуэль и убивает Ленского.

Через некоторое время Женя знакомится на балу с Татьяной, она замужем за богатым принцем. В герое пробуждаются чувства, он признается в любви Татьяне и просит уйти от ее мужа. Ее чувства к Онегину никуда не делись, но девушка отказывается, как бы тяжело ни было для нее это решение. Честь и верность своему слову оказались для Татьяны важнее собственных чувств.

Понятие чести для каждого из нас имеет свое место: для кого-то оно важнее прибыли, а иногда и жизни, а кто-то ничего не вкладывает в это слово. В наше время такие явления, как искренность, доброта и отзывчивость отходят на второй план, но человек всегда должен помнить о чести.

Нельзя отказываться от своих слов и действовать вопреки принципам. Недостойное поведение вызывает осуждение со стороны общества и снижение самооценки человека. Мы должны быть верны себе и своим решениям, нести ответственность за свои действия.

Сегодня мы говорили о Проблема чести: Аргументы из литературы ». Этот вариант вы можете использовать для подготовки к ЕГЭ.

Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, множество фильмов. Об этом говорят и взрослые, и опытные люди, и подростки, не до конца знакомые с жизнью.

Что такое бесчестье? Бесчестие – это своего рода оскорбление, буквально потеря чести при любых обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важной на протяжении всей жизни человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому многие писатели обращались к этой проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.

С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, больше всего следует опасаться бесчестия. Олицетворением благочестия в романе является Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и ее родные. Швабрин резко против него. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже имя персонажа говорит. Швабрин — жуткий эгоист, потерявший офицерскую честь, перейдя на сторону Пугачева.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, прославившегося введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любые действия и остаться безнаказанными. Так, гвардеец Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а ее муж, узнав об этом, решил пойти на верную смерть, но восстановить честь жены, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивым человеком, мужем, который пойдет на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что не мог даже признаться царю, что женщина замужем.

Песня помогает ответить на вопрос читателя о том, что такое бесчестье. Прежде всего, это трусость.

«Гроза», А.Н. Островского

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере добра и ласки. Поэтому, когда она выходила замуж, она верила, что ее жизнь будет такой же. Но Катерина оказалась в мире, где правят совсем другие порядки и устои, а Кабаниха, истинный тиран и лицемер, наблюдает за всем этим. Катерина не выдержала натиска и нашла утешение только в любви Бориса. Но она, верующая, не могла изменить мужу. И девушка решила, что лучший выход Для нее это самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестье — это уже грех. И нет ничего хуже его.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестье сражались в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.

Как человек проявит себя на войне — самом тяжелом испытании, которое уготовила ему судьба? Останется ли он верен чести, нравственным принципам или перейдет грань, за которой — предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» — обобщенный образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря ни на что и вопреки всему. Неслучайно автор дает такое название рассказу — он пишет о человеке в годы войны, о тех людях, которые остались верны своему долгу, не запятнали своей чести .(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, все терпеть, все рушить, если надобность потребует».)
Каждый день на войне — это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве это не подвиг, когда Андрей пошел в атаку, когда он выжил в немецком плену, поразив даже своих врагов («Я хотел показать им, проклятым, что хоть и умираю с голоду, но не собираюсь подавиться их подачками, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что они не превратили меня в зверя, как ни старались». )
Разве не был он моральным подвигом, когда после войны остался сочувствующим другим человеком, усыновив мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства . («Два сироты, две песчинки, заброшенные на чужбину военным ураган невиданной силы… Что-то ждет их впереди? , возмужав, он сможет все вынести, все преодолеть на своем пути, если к этому его позовет Родина».)
К сожалению, на войне проявилась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения своей жизни стали предателями. Выжить любой ценой было для них главным. О какой чести и совести может идти речь, если она, смерть, рядом? Так они думали в те минуты, переступая черту приличия, человечности. Вспомним солдата, готового сдать своего офицера немцам, чтобы остаться в живых (эпизод в церкви, когда Андрей попал в плен и убил этого предателя: «Впервые в жизни убил, а потом своего… А что он, как свой? Он тоньше чужого, предатель. «)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм — что выбирал человек, это зависело от тех нравственных принципов и идеалов, которые лежали в основе его жизненной позиции …Но мы выиграли войну, потому что нечестных было гораздо меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизм, любовь к Родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

Иллюстрация к стихотворению М. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» Коровин, Петр Иванович (1857-1919), — Бумага, карандаш

[]

Ваш текущий выбор

Актив(ы) Ресурсы

модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >

актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >

Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» Коровин, Петр Иванович (1857-1919), — Бумага, Карандаш — Государственный Лермонтовский музей Тарханы

{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}

{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»FIA5401119″,»item_brand»:»другое»,»item_category»:»иллюстрация»,»item_category2″:»out_of_copyright»,»item_category3″:»стандарт»,»item_category4″:»korovin_petr_1857_1919″,»item_category5″:»not_balown», «item_list_name»:»search_results»,»item_name»:»иллюстрация_к_стихотворению_песни_купца_Калашникова_м_Лермонтова_пар_коровин_петр_ивано»,»item_variant»:»undefined»}]}}

Весь контентИзображенияВидео

Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.


Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложенным текстом могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.

Выберите свой цвет

Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию

Добавить цветовой блок

Фильтры

Добавьте ключевые слова для уточнения результатов


Введите ключевые слова и нажмите Enter

Поиск

Текст

Заголовок

Художник

Средний

Местонахождение произведения искусства

Права Тип

Стандарт

Премиум

Золото

Год

до

Век

до

Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве

Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя

Размер результатов306090

Изображение количество
ФИА5401119
Название
Иллюстрация к стихотворению М. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» Коровина Петра Ивановича (1857-1919), — Бумага, Карандаш — Государственный Лермонтовский музей Тарханы
Художник
Коровин, Петр (1857-1919) / Русский
Местоположение
Государственный исторический музей, Москва, Россия
Фото предоставлено
Фото © Fine Art Images / Bridgeman Images

Хотите загрузить это изображение сейчас?

1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *