cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лабораторные работы 7 класс по биологии пасечник – Лабораторные работы по биологии 7 класс к учебнику В.В.Пасечника, УМК Линия жизни

Содержание

Лабораторные работы по биологии 7 класс к учебнику В.В.Пасечника, УМК Линия жизни

Лабораторная работа №4 .

Изучение строения мха (на примере местных видов).

Цель: изучение внешнего строения зеленых мхов на примере мха кукушкин лен, нахождение черт сходства и различия в строении между водорослями и мхами.

Оборудование: гербарные листы с растениями кукушкин лен; лупа и микроскоп; микропрепарат «Спорангий кукушкиного льна».

Ход работы.

1. Изучите особенности внешнего строения мха кукушкин лен на гербарном листе.

2. Заполните таблицу «Особенности строения мхов и водорослей».

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Спорангий кукушкиного льна». Зарисуйте.

Оформление результатов:

1.Зарисуйте мох кукушкин лен в тетрадь и подпишите части: стебель, листья, коробочка со спорами, ризоиды.

2.Заполните таблицу «Особенности строения мхов и водорослей». + наличие признака, — отсутствие признака.

Признаки для сравнения

Мох кукушкин лен ( рис.26, стр.48)

Зеленая водоросль ульва ( рис.17, стр.34)

1.наличие хлоропластов или хроматофор в клетках

2.листья, стебель

3.ризоиды

4.тело- слоевище (таллом)

5.размножение спорами

6.среда обитания.

Сделайте вывод:

1. Черты сходства в строении  между мхом и водорослью:

2. Черты различия в строении  между мхом и водорослью:

3. Почему мхи относят к высшим споровым растениям?

3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Спорангий кукушкиного льна». Зарисуйте.

Д\З: Найти признаки для сравнения и сравнить мох кукушкин лен и сфагнум по п.13.

infourok.ru

ГДЗ по биологии 7 класс Пасечник Суматохин Калинова ответы


ГДЗ готовые домашние задания к учебнику, рабочей тетради по биологии 7 класс Пасечник Суматохин Калинова ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебника и рабочей тетради необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн без скачивания.

Учебник

Страница: 6 7 8 9 10 11 14 15 16 17 18 21 22 25 26 27 28 31 34 37 38 41 42 43 44 45 46 49 50 53 54 55 56 59 60 63 64 65 66 67 68 71 72 73 74 77 78 81 82 83 84 87 88 91 92 95 96 97 98 101 102 105 106 107 108 113 114 119 122 125 126 131 132 135 136 139 140 143 144 147 148 151 152 157 158 161 162 165 166 169 170 173 174 177 178 183 184 187 188 191 192 195 196 199 200 203 204 207 208 211 212 215 216 219 220 223 226 229 230 231 232 233 236 239 240 243 244 247 248 249

Рабочая тетрадь

§ 1. Многообразие организмов, их классификация

1 2 3 4 5 6 7

§ 2. Вид — основная единица систематики

1 2 3 4

Тестовый контроль № 1

1 2 3

§ 3. Бактерии — доядерные организмы

1 2 3 4 5 6

§ 4. Роль бактерий в природе и жизни человека

1 2 3 4

§ 5. Грибы — царство живой природы

1 2 3 4 5 6 7

§ 6. Многообразие грибов. Их роль в жизни человека

1 2 3 4 5 6 7

§ 7. Грибы — паразиты растений, животных, человека

1 2 3 4 5

§ 8. Лишайники — комплексные симбиотические организмы

1 2 3 4 5

Тестовый контроль № 2

1 2 3 4 5

§ 9. Общая характеристика водорослей

1 2 3 4 5 6 7

§ 10. Многообразие водорослей

1 2 3 4

§ 11. Значение водорослей в природе и жизни человека

1 2 3 4

§ 12. Высшие споровые растения

1 2 3 4 5

§ 13. Моховидные

1 2 3 4 5

§ 14. Папоротниковидные

1 2 3 4 5 6

§ 15. Плауновидные. Хвощевидные

1 2 3 4



§ 16. Голосеменные — отдел семенных растений

1 2 3 4 5

§ 17. Разнообразие хвойных растений

1 2 3 4 5 6 7

§ 18. Покрытосеменные, или Цветковые

1 2 3 4 5 6 7 8

§ 19. Строение семян

1 2 3 4 5 6

§ 20. Виды корней и типы корневых систем

1 2 3 4 5 6

§ 21. Видоизменение корней

1 2 3 4

§ 22. Побег и почки

1 2 3 4 5 6 7

§ 23. Строение стебля

1 2 3 4 5 6

§ 24. Внешнее строение листа

1 2 3 4

§ 25. Клеточное строение листа

1 2 3 4 5

§ 26. Видоизменения побегов

1 2 3 4 5

§ 27. Строение и разнообразие цветков

1 2 3 4 5 6

§ 28. Соцветия

1 2 3 4

§ 29. Плоды

1 2 3 4 5

§ 30. Размножение покрытосеменных растений

1 2 3 4 5 6

§ 31. Классификация покрытосеменных

1 2 3

§ 32. Класс Двудольные

1 2 3 4 5 6

§ 33. Класс Однодольные

1 2

Тестовый контроль № 3

1 2 3

§ 34. Общие сведения о животном мире

1 2 3 4 5

§ 35. Одноклеточные животные, или Простейшие

1 2 3 4

§ 36. Паразитические простейшие. Значение простейших

1 2 3

§ 37. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

1 2 3

§ 38. Тип Кишечнополостные

1 2 3

§ 39. Многообразие кишечнополостных

1 2 3 4

§ 40. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1 2 3 4

§ 41. Тип Круглые и тип Кольчатые черви

1 2 3 4 5 6

§ 42. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски

1 2 3 4

§ 43. Класс Головоногие моллюски

1 2 3 4

§ 44. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

1 2 3 4 5

§ 45. Класс Паукообразные

1 2 3 4

§ 46. Класс Насекомые

1 2 3

§ 47. Многообразие насекомых

1 2 3 4 5

§ 48. Тип Хордовые

1 2 3 4

§ 49. Строение и жизнедеятельность рыб

1 2 3 4

§ 50. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1 2 3 4

§ 51. Класс Земноводные

1 2 3 4 5

§ 52. Класс Пресмыкающиеся

1 2 3 4

§ 53. Класс Птицы

1 2 3 4

§ 54. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

1 2 3 4

§ 55. Класс Млекопитающие, или Звери

1 2 3 4

§ 56. Многообразие зверей

1 2 3 4 5

§ 57. Домашние млекопитающие

1 2 3 4

Тестовый контроль № 4

1 2 3 4 5

§ 58. Этапы эволюции органического мира

1 2 3 4

§ 59. Освоение суши растениями и животными

1 2

§ 60. Охрана растительного и животного мира

1 2 3 4

Тестовый контроль № 5

1 2 3

§ 61. Экосистема

1 2 3 4 5 6

§ 62. Среда обитания организмов. Экологические факторы

1 2 3 4 5

§ 63. Биотические и антропогенные факторы

1 2 3

§ 64. Искусственные экосистемы

1 2 3 4 5

Тестовый контроль № 6

1 2 3 4

gdz-putina.info

ГДЗ по биологии 7 класс рабочая тетрадь Пасечник

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

  • ГДЗ по биологии: верный ответ – учения свет!
  • При переходе в старшую школу у учеников появляется масса новых обязанностей, сопровождаемых значительными нагрузками. В 7 классе появляются предметы, которые требуют предельного внимания, работоспособности и усидчивости. Домашние задания становятся все труднее. Единственное спасение – решебник онлайн! 
  • Составитель дидактического комплекта «Линия жизни» В. В. Пасечник приложил максимум усилий, чтобы экскурс в удивительный мир природы стал простым и понятным занятием. Не важно, какую специальность выберет школьник. Цель автора привить интерес к предмету и сделать биологию, если не основой будущей профессии, то точно уж любимым хобби.
    Рабочая тетрадь: от дидактики к практике
  • Пособие по биологии, предназначенное для учащихся 7 класса, рассматривает темы из базового учебника. Каждый шаг методически выверен и преследует определенную цель:
    — познакомить с основами анализа биологических данных;
    — проследить и объяснить особенности преобразования видов;
    — сформировать навыки оформления лабораторных работ;
    — взрастить умения, позволяющие применять знания на практике.
  • Готовые ответы станут тем трамплином, который необходим каждому школьнику в постижении премудростей науки. Тесты в формате ЕГЭ, развивающие задания и прочие интересные и полезные виды деятельности зарекомендовали себя как оптимальный путь к знаниям. С ними биология не будет обузой. Затрачиваемое на подготовку домашних заданий время сократится. У школьника появится интерес к предмету, обязательно возрастут амбиции и активность на уроках, ведь
    ГДЗ
    – основный ингредиент рецепта отличной учебы!

www.euroki.org

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС

Лабораторные работы

к курсу «Биология 7 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Строение инфузории-туфельки»

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование: 1) микроскопы

2) микропрепараты «Инфузория-туфелька», культура с живыми инфузориями, предметное и покровное стекло, пипетка

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Знакомство со строением дождевого червя»

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Оборудование: 1) рисунки дождевого червя

2) микроскоп

3) микропрепарат «Поперечный срез дождевого червя»

Ход работы:

  1. Рассмотрите рисунок дождевого червя, сосредоточьте внимание на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела, найдите спинную и брюшную, заднюю и переднюю часть, поясок.

Оформление результатов. Зарисуйте червя, подпишите его части.

Сделайте вывод, указав характерные внешние признаки Класса Малощетинковых

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме «Внутреннее строение дождевого червя»

Цель: изучить внутреннее (на поперечном срезе) строение дождевого червя, найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией

Оборудование: микроскоп, готовый препарат дождевого червя

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.

Оформление результатов: зарисуйте увиденное.

Сделайте вывод, указав признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией и аскаридой.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Внешнее строение раковин моллюсков»

Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки или рисунки

2) лупа

Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:

  1. подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и прудовика

2) рассмотрите перламутровый слой в раковины беззубки;

Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Внешнее строение таракана»

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на примере таракана, научиться выявлять функции органов

Оборудование: рисунок в учебнике

Ход работы: рассмотрите насекомое:

— определите его длину и окраску;

— найдите 3 отдела тела;

— на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;

— установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;

— найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.

Оформление результатов:

  1. Зарисуйте насекомое. Отметьте отделы тела, усики, глаза, ноги, крылья.

  2. Заполните в тетради таблицу:

Расположенные на них органы

Особенности строения, количество, функции органов

Голова

Глаза

Усики

Ротовой аппарат

Грудь

Ноги

Крылья

Брюшко

Дыхальца

Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Внешнее строение рыб»

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания

Оборудование: 1) рисунки рыбы

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу:

— определите форму ее тела;

— рассмотрите чешую;

— рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;

— найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.

Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме «Внутреннее строение рыбы»

Цель: изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.

Оборудование: влажный препарат рыбы или рисунок

Ход работы:

  1. Рассмотрите расположение внутренних органов.

  2. Найдите и рассмотрите жабры, желудок, кишечник, печень, сердце.

  3. Определите пол рыбы.

Оформление результатов: заполните таблицу

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Внешнее строение птиц»

Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.

Оборудование: 1) открытка с изображением птицы

2) инструкция по описанию птицы

3) набор перьев

Ход работы:

1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.

2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.

Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.

К лабораторной работе 8 «Внешнее строение птицы»

Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:

1. Величина (с воробья, меньше или больше).

2. Форма:

хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)

клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

хохол на голове

и т.д.

3. Окраска:

общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)

характерные цветовые отметины (черная голова, голубая «шапочка»,

белые щеки и т.д.)

на крыльях белые полосы

хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

по теме: «Строение скелета птицы»

Цель: познакомиться со строением скелета птиц, научиться выявлять особенности, связанные с полетом.

Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету птиц.

Ход работы:

1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов.

2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?

3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета птиц, связанных с полетом.

Оформление результатов и вывода:

Заполните в тетради таблицу:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

по теме: «Строение скелета млекопитающих»

Цель: изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных

Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих

Ход работы:

1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов.

2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.

Сделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся.

infourok.ru

Лабораторные и практические работы по биологии 7класс

Практическая часть программы.

Пояснительная записка

в 7 классе проводится 15 лабораторных работ, практических работ7.

Лабораторная работа№ 1

«Строение плесневого гриба мукора»

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

  4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

  5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа№ 2

«Строение спирогиры»

Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.

Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.

Ход работы

  1. Рассмотрите многоклеточную водо­росль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Спиро­гира»

  3. Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клет­ку и надпишите детали клетки.

Лабораторная работа№ 3

«Строение кукушкина льна».

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа№4

«Строение папоротника»

Цель: Изучить строение папоротника

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

2) Сравните листья папорот­ника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.

3) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусоч­ков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в раз­резе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.

Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»

Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои

Оборудование: Гербарий «голосеменные растения», микропрепараты, микроскоп

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

  2. Рассмотрите внешнее строение по­ бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

  3. Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покры­вающую хвоинку снаружи, устьица в углуб­лениях. Подсчитайте количество устьиц.

  4. Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

Лабораторная работа № 6

«Строение шиповника»

Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.

Ход работы.

  1. Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?

  2. Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.

  3. Рассмотрите цветок шиповника. Ка­кой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?

  4. Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите

пестики, их тоже много.

  1. Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.

  2. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

  3. Запишите характеристику шиповника по плану:

а) корневая система

б) стебель

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

Лабораторная работа № 7

«Строение инфузории-туфельки, амебы и эвглены зеленой»

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты инфузории-туфельки, амебы, эвглены зеленой»

Ход работы

  1. Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и прове­дите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, эвглену и амебу, определите их форму тела.

  2. Рассмотрите микропрепараты под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички, жгутики, ложноножки и установите, какую роль они играют в передвижении.

  3. Найдите сократительные вакуоли, рассмотрите цитоплазму.

  4. Зарисуйте в тетради и подпишите увиденные ча­сти тела.

Вывод.

1.Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации ядерных ( эукариотических клеток).

2.Какие органы специального назначения встречаются у одноклеточных?

3.Какая группа одноклеточных животных наиболее древняя?

Лабораторная работа № 8

Тема « Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры »

Цель: Рассмотреть процесс регенерации гидры, выяснить особенности восстановления тела.

Оборудование: рисунки, иллюстрации

Ход работы

1. Рассмотрите процесс регенерации гидры по рисункам.

2. Зарисуйте этапы восстановления гидры.

3. Сделайте вывод. Какие организмы способны к регенерации?

Какие клетки гидры участвуют в процессе востановления?

Лабораторная работа № 9

Тема «Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

  2. Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

  3. Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

  4. Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

  5. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

  6. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она — сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа № 10

Тема: «Внешнее строение моллюсков»

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Ход работы

  1. Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

  2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть — вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

  3. Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде­лите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость рако­вины, — устье.

7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.

Лабораторная работа №11

Тема: «Внешнее строение речного рака»

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Оборудование: таблица «Речной рак», рисунки.

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение речного рака.

  2. Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?

  3. Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.

  4. Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.

  5. Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.

  6. Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.

Лабораторная работа №12

Тема: «Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Ход работы

  1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

  2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

  3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.

Лабораторная работа № 13

Тема« Особенности внешнее строение лягушки, связанные с ее образом жизни »

Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.

Оборудование: влажный препарат, таблица, рисунки

Ход работы

1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

2.Рассмотрите покровы тела.

3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рас­смотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запи­шите в тетрадь

Лабораторная работа № 14

Тема «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни»

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, лупа.

Ход работы

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги — цевку и пальцы с ко­гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра­нее, вы встречали такой покров.

  4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

  5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание -очин, опахала, рас­положенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опа­хала и найдите бородки 1-го порядка — это роговые пластинки, отхо­дящие от ствола.

  6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

  7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

  8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно­сти, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа № 15

Тема: «Строение скелета млекопитающих»

Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.

Оборудование: Макет скелета млекопитающих

Ход работы

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?

  2. Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
    грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

  3. Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.

  4. Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?

  5. Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

  1. Рассмотрите кости передних конечностей.

  2. Найдите пояс задних конечностей — таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.

  3. Рассмотрите кости задних конечностей.

9.Зарисуйте скелет млекопитающего

Практическая работа № 1

Тема : « Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»

Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части

1.Зарисуйте бактериальную клетку

2.Подпишите названия ее структур

3.Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.

Практическая работа № 2

Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Цель: научится распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: муляжи грибов, рисунки.

1. Определите какие грибы Изображены на рисунке в тетради стр.12 зад. 15.

2. Подчеркните ядовитые грибы.

3. Ответьте на вопрос : по каким признакам вы их выделили?

Составьте краткий ответ.

Практическая работа № 3

Тема: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности определение их систематического положения в жизни человека»

Цель: научится распознавать растения своей местности ; систематизировать их по видам, родам, классам .

Оборудование: гербарии растений, рисунки.

1 . рассмотрите гербарный материал, выберите те растения которые встречаются в нашей местности.

2. Выпишите названия растений

Вид растения

Род

Семейство

Класс

Значение

3.Какие признаки используют для разделения классов покрытосеменных на семейства?

4.Какие семейства растения нашей местности наиболее часто встречаются?

5. Верно ли утверждение, что некоторые представители злаков считаются главными пищевыми растениями? Какова их роль в природе?

Практическая работа № 4

Тема: « Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»

Цель: Дать характеристику биомам суши; рассмотреть основные биомы суши и мирового океана .

Оборудование: схемы, иллюстрации.

1. Дайте характеристику биому.

2.Установите какие биомы существуют на планете Земля. Выпишите названия биомов. Какие признаки характерны для всех биомов?

3.Работа в группах по вариантам

В1. Биомы Евразии

В2. Северная Америка

В3. Южная Америка

В4. Африка

3. Составьте таблицу

Название биома

Климатические условия

Растения

Животные

 

1. Рассмотрите биомы суши. Объясните различия в распределении биомов суши для северного и южного полушарий Земли, а также причины, обуславливающие формирование некоторых биомов (например, биома пустынь в Азии, Северной Америке, Южной Африке). 

 

2. Рассмотрите иллюстрации биомов моря. С помощью таблицы ниже скажите, какой из биомов моря имеет самую низкую продуктивность на единицу площади? Какие факторы обуславливают такую низкую продуктивность? 

Вывод.

Практическая работа № 5

Тема: « Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»

Оборудование: таблица

Цель: Научится составлять и описывать жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

1. Рассмотрите цикл развития печеночного сосальщика

2. Составьте в тетради схему развития печеночного сосальщика

3 Рассмотрите цикл развития бычьего цепня

4. Составьте в тетради схему развития бычьего цепня

5 Сделайте вывод ( где живет взрослый червь, как заражаются животные, кто является основным хозяином и промежуточным.

Практическая работа №5

Тема: «Жизненный цикл человеческой аскариды»

Цель : Научится составлять и описывать жизненный цикл человеческой аскариды

1. рассмотрите схему развития аскариды

2. Зарисуйте в тетрадь цикл развития ( в виде схемы)

5 Сделайте вывод (где живет взрослый червь, как заражаются животные и человек, кто является основным хозяином и промежуточным).

Практическая работа № 6

Тема: «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»

Цель : установить в чем сходство и различие в скелетах черепахи, змеи, и ящерицы

Оборудование: таблица, скелеты

1.Рассмотрите скелет ящерицы, змеи, черепахи ( класс пресмыкающиеся)

2.Найдите сходство и различие в строении скелетов животных

3. Составьте таблицу

4.Сделайте вывод

Практическая работа № 7

Тема: «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека»

Цель: научится распознавать животных своей местности по рисункам и таблицам

1.Расмотрите рисунки и таблицы, найдите животных проживающих в нашей местности.

2 Выпишите названия животных и где проживают

3.Установите их значение в природе и жизни человека

4.Составьте кроткий конспект.

multiurok.ru

ГДЗ по биологии 7 класс Пасечник Суматохин учебник


ГДЗ решебник к рабочей тетради по биологии 7 класс Пасечник Суматохин Калинова Швецов Линия жизни. Ответы на вопросы и задания, вспомните на сайте ЯГДЗ из рабочей тетради 7 класс Пасечник позволят вам проверить правильность выполнения домашнего и школьного задания

§ 1. Многообразие организмов, их классификация
1 2 3 4 5 6 7

§ 2. Вид — основная единица систематики
1 2 3 4

Тестовый контроль № 1
1 2 3

§ 3. Бактерии — доядерные организмы
1 2 3 4 5 6

§ 4. Роль бактерий в природе и жизни человека
1 2 3 4

§ 5. Грибы — царство живой природы
1 2 3 4 5 6 7

§ 6. Многообразие грибов. Их роль в жизни человека
1 2 3 4 5 6 7

§ 7. Грибы — паразиты растений, животных, человека
1 2 3 4 5

§ 8. Лишайники — комплексные симбиотические организмы
1 2 3 4 5

Тестовый контроль № 2
1 2 3 4 5

§ 9. Общая характеристика водорослей
1 2 3 4 5 6 7

§ 10. Многообразие водорослей
1 2 3 4

§ 11. Значение водорослей в природе и жизни человека
1 2 3 4

§ 12. Высшие споровые растения
1 2 3 4 5

§ 13. Моховидные
1 2 3 4 5

§ 14. Папоротниковидные
1 2 3 4 5 6

§ 15. Плауновидные. Хвощевидные
1 2 3 4

§ 16. Голосеменные — отдел семенных растений
1 2 3 4 5

§ 17. Разнообразие хвойных растений
1 2 3 4 5 6 7

§ 18. Покрытосеменные, или Цветковые
1 2 3 4 5 6 7 8

§ 19. Строение семян
1 2 3 4 5 6

§ 20. Виды корней и типы корневых систем
1 2 3 4 5 6

§ 21. Видоизменение корней
1 2 3 4

§ 22. Побег и почки
1 2 3 4 5 6 7

§ 23. Строение стебля
1 2 3 4 5 6

§ 24. Внешнее строение листа
1 2 3 4

§ 25. Клеточное строение листа
1 2 3 4 5

§ 26. Видоизменения побегов
1 2 3 4 5

§ 27. Строение и разнообразие цветков
1 2 3 4 5 6

§ 28. Соцветия
1 2 3 4

§ 29. Плоды
1 2 3 4 5

§ 30. Размножение покрытосеменных растений
1 2 3 4 5 6

§ 31. Классификация покрытосеменных
1 2 3

§ 32. Класс Двудольные
1 2 3 4 5 6

§ 33. Класс Однодольные
1 2

Тестовый контроль № 3
1 2 3

§ 34. Общие сведения о животном мире
1 2 3 4 5

§ 35. Одноклеточные животные, или Простейшие
1 2 3 4

§ 36. Паразитические простейшие. Значение простейших
1 2 3

§ 37. Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных
1 2 3

§ 38. Тип Кишечнополостные
1 2 3

§ 39. Многообразие кишечнополостных
1 2 3 4

§ 40. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
1 2 3 4

§ 41. Тип Круглые и тип Кольчатые черви
1 2 3 4 5 6

§ 42. Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски
1 2 3 4

§ 43. Класс Головоногие моллюски
1 2 3 4

§ 44. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
1 2 3 4 5

§ 45. Класс Паукообразные
1 2 3 4

§ 46. Класс Насекомые
1 2 3

§ 47. Многообразие насекомых
1 2 3 4 5

§ 48. Тип Хордовые
1 2 3 4

§ 49. Строение и жизнедеятельность рыб
1 2 3 4

§ 50. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб
1 2 3 4

§ 51. Класс Земноводные
1 2 3 4 5

§ 52. Класс Пресмыкающиеся
1 2 3 4

§ 53. Класс Птицы
1 2 3 4

§ 54. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство
1 2 3 4

§ 55. Класс Млекопитающие, или Звери
1 2 3 4

§ 56. Многообразие зверей
1 2 3 4 5

§ 57. Домашние млекопитающие
1 2 3 4

Тестовый контроль № 4
1 2 3 4 5

§ 58. Этапы эволюции органического мира
1 2 3 4

§ 59. Освоение суши растениями и животными
1 2

§ 60. Охрана растительного и животного мира
1 2 3 4

Тестовый контроль № 5
1 2 3

§ 61. Экосистема
1 2 3 4 5 6

§ 62. Среда обитания организмов. Экологические факторы
1 2 3 4 5

§ 63. Биотические и антропогенные факторы
1 2 3

§ 64. Искусственные экосистемы
1 2 3 4 5

Тестовый контроль № 6
1 2 3 4

yagdz.com

Лабораторные работы к курсу «Биология» 7 класс

Лабораторные работы

к курсу «Биология 7 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Строение инфузории-туфельки»

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом, изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование: 1) микроскопы

2) микропрепараты «Инфузория-туфелька», культура с живыми инфузориями, предметное и покровное стекло, пипетка

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.

Сделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Знакомство со строением дождевого червя»

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Оборудование: 1) рисунки дождевого червя

2) микроскоп

3) микропрепарат «Поперечный срез дождевого червя»

Ход работы:

Рассмотрите рисунок дождевого червя, сосредоточьте внимание на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела, найдите спинную и брюшную, заднюю и переднюю часть, поясок.

    Оформление результатов. Зарисуйте червя, подпишите его части.

    Сделайте вывод, указав характерные внешние признаки Класса Малощетинковых

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

    по теме «Внутреннее строение дождевого червя»

    Цель: изучить внутреннее (на поперечном срезе) строение дождевого червя, найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией

    Оборудование: микроскоп, готовый препарат дождевого червя

    Ход работы:

    Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.

      Оформление результатов: зарисуйте увиденное.

      Сделайте вывод, указав признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией и аскаридой.

      ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

      по теме: «Внешнее строение раковин моллюсков»

      Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

      Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки или рисунки

      2) лупа

      Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:

      подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и прудовика

        2) рассмотрите перламутровый слой в раковины беззубки;

        Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

        Сделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.

        ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

        по теме: «Внешнее строение таракана»

        Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на примере таракана, научиться выявлять функции органов

        Оборудование: рисунок в учебнике

        Ход работы: рассмотрите насекомое:

        — определите его длину и окраску;

        — найдите 3 отдела тела;

        — на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;

        — установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;

        — найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.

        Оформление результатов:

        Зарисуйте насекомое. Отметьте отделы тела, усики, глаза, ноги, крылья.

        Заполните в тетради таблицу:

          Отделы тела

          Расположенные на них органы

          Особенности строения, количество, функции органов

          Голова

          Глаза

           

          Усики

           

          Ротовой аппарат

           

          Грудь

          Ноги

           

          Крылья

           

          Брюшко

          Дыхальца

           

          Сделайте вывод, перечислив характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих.

          ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

          по теме: «Внешнее строение рыб»

          Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения речного окуня, научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания

          Оборудование: 1) рисунки рыбы

          Ход работы:

          1. Рассмотрите рыбу:

          — определите форму ее тела;

          — рассмотрите чешую;

          — рассмотрите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне;

          — найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

          2. В учебнике прочитайте о значении этих органов в жизни рыб.

          Оформление результатов: зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите её органы, без которых она не смогла бы жить в воде.

          Сделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.

          ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

          по теме «Внутреннее строение рыбы»

          Цель: изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.

          Оборудование: влажный препарат рыбы или рисунок

          Ход работы:

          Рассмотрите расположение внутренних органов.

          Найдите и рассмотрите жабры, желудок, кишечник, печень, сердце.

          Определите пол рыбы.

            Оформление результатов: заполните таблицу

            Название органов

            Названия систем органов, к которым принадлежат рассматриваемые органы

               

            ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

            по теме: «Внешнее строение птиц»

            Цель: выявить особенности внешнего строения птиц.

            Оборудование: 1) открытка с изображением птицы

            2) инструкция по описанию птицы

            3) набор перьев

            Ход работы:

            1. Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.

            2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.

            Оформление результатов: опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

            Сделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полёту.

            К лабораторной работе 8 «Внешнее строение птицы»

            Опишите внешнее строение предложенной вам птицы. Вот примерный план:

            1. Величина (с воробья, меньше или больше).

            2. Форма:

            хвост (длинный, короткий, лирообразный и т.д.)

            клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

            хохол на голове

            и т.д.

            3. Окраска:

            общая (серая, черная, зеленоватая, пестрая и т.д.)

            характерные цветовые отметины (черная голова, голубая «шапочка»,

            белые щеки и т.д.)

            на крыльях белые полосы

            хвост (красноватый, белый на конце и т.д.)

            ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

            по теме: «Строение скелета птицы»

            Цель: познакомиться со строением скелета птиц, научиться выявлять особенности, связанные с полетом.

            Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету птиц.

            Ход работы:

            1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов.

            2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?

            3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета птиц, связанных с полетом.

            Оформление результатов и вывода:

            Заполните в тетради таблицу:

            Отделы скелета

            Их особенности

            Значение для полета

                 

             

            ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

            по теме: «Строение скелета млекопитающих»

            Цель: изучить скелет млекопитающих, научиться сравнивать скелеты разных животных

            Оборудование: коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих

            Ход работы:

            1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов.

            2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.

            Сделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся.

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *