cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока по литературе 7 класс державин – Урок «Г.Р. Державин» в 7 классе

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема «Г. Р. Державин Слово о поэте. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание»

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы.

2. Работа с эпиграфом

Запись одного из них в рабочую тетрадь.

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.

Н. В. Гоголь.

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас.

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу»

3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Какие роды литературы нам известны?

- Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика)

- Чем характеризуется этот род литературы?

Задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Быстров К.

Определяют правильность высказывания и в соответствии с этим ставят «да» или «нет»

Выполняют самостоятельную работу, проверяют по

ключу: да, нет, да, нет, да, и да и нет

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых! 
И их молению внемли: 
Приди, суди, карай лукавых, 
И будь един царем земли! 
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

«Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт. Твор­че­ство Дер­жа­ви­на стало об­раз­цом для по­сле­ду­ю­ще­го, пуш­кин­ско­го по­ко­ле­ния.  Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления.

И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Работа по учебнику.

Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.

- Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»? (В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид...

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.)

Анализ стихотворения «На птичку»

( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»

- О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

- Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

- Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради. (Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.)

Тест

  1. 1.Где родился Г.Р.Державин?
    А. Казанская губерния.
    Б. Пензенская губерния.  
    В.Самарская губерния.

  2. 2.Когда родился? 
    А. в 1741 г.
    Б. в 1743 г
    В. 1745 г.

  3. 3. Где учился?
    А. Пензенская гимназия. 
    Б. Московский университет.
    В. Казанская гимназия.

  4. 4. Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
    А. В 1770 г. 
    Б. В 1777 г
    В. В 1772 г.

  5. 5. Укажите должности поэта при дворе.

    А. Сенатор.
    Б. Казначей
    В. Посол.
    Г. Министр юстиции
    Д. Генерал.

  6. 6. Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б. Соединил слова “высокие” и “низкие”.
    В. Развитие реалистического языка
    Г.Онегинская строфа

Выполнят задания, работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

Ключ:

1-а; 2-б; 3-в; 4-б;

5-а,б,г; 6- б,в

9. Рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Лестница успеха»

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Анализируют свою деятельность

multiurok.ru

Урок литературы в 7 классе на тему «Поэтика цвета в поэзии Г.Р. Державина»

Автор работы: Кошко Марзиет Гучипсовна

Место работы: г.Краснодар, МБОУ СОШ №70

Урок литературы в 7 классе на тему: «Поэтика цвета в поэзии Г.Р. Державина»

Гаврила Романович Державин – крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Его называют «отцом русского колористического стиля».

Во фразу «основной колоратив» каждый лингвист отражает разные значения. Например – основной для данного цвета колоратив – предполагает, что для любого цвета и оттенка можно подобрать название, причем приемлемо существование нескольких колоративов, с помощью которых можно обозначить данный цвет и то название цвета, которое выбирается наиболее часто из списка синонимов носителями языка и является главным для этого цвета колоративом. Некоторые лингвисты включают к главным колоративам названия только для главных цветов.

Тот факт, что носители разных языков выделяют различное количество основных цветов и имеют различное количество колоративов для их обозначения, является распространенным фактом. Действительно, разные народы членят спектр по–разному, на разное количество отрезков разной длины, что не мешает им различать все цвета и их оттенки, для которых даже нет названия. Такое деление вообще индивидуальное, и смысл распределения главных цветов и основной критерий в нахождении их, как мы думаем, находиться в том, думают ли носители языка, что этот цвет отдельный, самостоятельный или же оттенок другого цвета. Например, алый – это отдельный цвет или свойство красного цвета? Для носителей разных языков ответы на эти вопросы будут свои. Даже у носителей одного языка понимание о том, что есть отдельный цвет, а что – свойство цвета, могут быть разными. Например, один из носителей русского языка может думать, что сиреневый свойство синего, другой – что свойство фиолетового, а третий – и вовсе отдельным цветом. Но обычно такие различения в понимании цвета мы видим на примере разных языков. Носители русского языка на сине–зеленом цвете выделяют 3 отдельных цвета: синий, голубой, зеленый, а носители английского языка ограничиваются двумя цветами: синим и зеленым.

В русском языке основными колоративами считаются черный, белый, серый, красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый.

В прошлые времена колоратив алый был главным цветом – это совсем древнее цветообозначение, но в настоящее время его почти не используют. Оранжевый нельзя считать главным колоративом, поскольку это недавнее заимствование из английского языка, да и его тоже не часто используют. Голубой обозначает не главный цвет, но по всем признакам считается основным колоративом.

Следовательно, нам видно, что понятия главных цветов и главных колоративов не одинаковы. Обозначенные нами критерии отнесения цветов и колоративов к главным, стоит предполагать, что опирается на общих и универсальных принципах и могут быть употреблены, для анализа системы цветообозначений в любом языке.

Прекрасны слова Державина: поэзия – «говорящая живопись». Многие исследователи произведений Г.Р. Державина обозначали многоцветность его поэзии, но, похоже, никто не интересовался проблемой восприятия цвета у певца Фелицы намеренно. Цветовые обозначения – знаки, которые много говорят не только искусствоведу и литератору, но и историку, этнографу, психологу, физиологу и так далее. Для Державина является важным колористическая сторона стиха. В языке стихотворений Державина присутствуют слова с прямыми и переносными значениями цвета. Цветовые слова многочисленны и разнообразны: чёрный, красный, белый, синий, голубой, жёлтый, палевый, лиловый, зелёный, золотой, серебряный, седой, бирюзовый, лазоревый (лазурный), рдяный, алый, червлёный, багровый, пурпурный, багряный, янтарный, румяный, серый, сизый, розовый, коричный, пёстрый, огненный, кровавый, жемчужный, тёмный, пламенный, сапфирный, млечный, пунцовый.

Известно, что «колоризм» Державина проявил действие не только на произведения современных писателей, но и стихотворцев будущих поколений.

В произведениях Державина хорошо показано художественное начало. Он использует разные цвета, каждый из которых изображает явления с помощью лирических фраз. Яркость, выразительность, образность, живость изображения присутствуют в произведениях Державина. Именно поэтому стоит исследовать отдельные стороны живописного искусства поэта. Интересным является цветообозначение. Поражает красота изображаемого им окружающего мира.

Державину принадлежит словосочетание «художник слова». Он употребляет яркие эпитеты.

Реальный мир, насыщенный звуками, красками, отобразился в стихотворениях Державина. Вот так показывает зарю в оде «Ключ»:

Когда в дуги твои сребристы

Глядится красная заря,

Какие пурпуры огнисты

И розы пламенны, горя,

С паденьем вод твоих катятся.

Или изображение водопада в оде «Водопад»:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.

А вот представление осени в оде «Осень во время осады Очакова» :

Уже румяна Осень носит

Снопы златые на гумно,

И роскошь винограду просит

Рукою жадной на вино.

Уже стада толпятся птичьи,

Ковыль сребрится по степям;

Шумящи красно–желты листьи

Расстлались всюду по тропам.

Державин красиво описывает даже обеденный стол в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно–желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером

Там щука пестрая: прекрасны!

Также использует насыщенные эпитеты в оде «Приглашение к обеду»:

Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;

В крафинах вина, пунш, блистая

То льдом, то искрами, манят…

Державина очень интересует живопись, поэтому он рассматривает природу в красках. Его произведения отличаются склонностью к цвету. Его стихи «заблистали всеми цветами радуги, в них появилось биение живой жизни, они обрели цвет, вкус, поэтическое слово стало необычайно точно».

Распространенное выражение Державина «Какое зрелище очам!» выделяет особые взгляды стихотворца:

Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще,

Ищу красивых мест между лилей и роз…

Он красочно отображает окружающий мир.

Вообще в XVIII веке в русской литературе цвет имеет не важное значение. Обычно цвет применяют в отраслевой, профессиональной литературе, в деловой. А.В. Арциховский обозначает присутствие главных цветов: белого, черного, серого, красного, желтого, зеленого, синего, голубого.

Используются и коричневый, розовый, иногда фиолоетовый, но особых выражений для них в XV – XVI вв. не было. В XVII веке зарождается увлечение красками, старание построить цветовое изображение.

Последователи Державина стали использовать цвета в своих произведениях. Ломоносов изобразил красивые картины окружающего мира, где цвет употребляется много раз. Вот, установление к слову «заря»:

Пустила по земли заря червлену ризу,

Багровая заря кровавый вводит день.

Каждое из установлений выражает идею текста. Ломоносов цветом готовит чтеца к пониманию событий. Но в его произведениях цвет оказывается постоянным эпитетом.

У Державина цветовой подбор более яркий, чем у Ломоносова. В произведениях Державина много разнообразных «цветовых» слов, поэтому в стихотворениях усиливается эмоциональная и стилистическая точность. Это можно доказать примером употребления цветового определения к слову «заря»; в стихах находим такие фразы: алая утренняя заря, багряная заря, красная заря, кровавая заря, лиловая заря, огнистая заря, розовая заря, рдяная заря, заря румяная.

  1. Бочкарев, В.А. О некоторых особенностях трагедии Г.Р. Державина «Ирод и Мариамна» / В.А. Бочкарев // Г. Державин. История и современность. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1993. ‒ С. 7‒16.

  2. Восприятие цвета в поэзии Державина [Электронный ресурс] : Поэзия Державина. ‒ Электрон. дан. ‒ Режим доступа : anti-school.ru›sochineniya/derzhavin-gr/cvet.htm.

  3. Грот, Я.К. Жизнь Державина / Я.К. Грот. ‒ М. : Алгоритм, 1997. ‒ 688 с.

  4. Грот, Я.К. Сочинения Державина / Я.К. Грот. ‒ СПб. : Имп. Акад. наук, 1864‒1883. ‒ Т. 9.

  5. Грот, Я.К. Читалагайские оды Державина / Я.  К. Грот // Библиографические записки. ‒ 1859. ‒ № 16. ‒ С. 481‒495.

  6. Гудошников, Я. И. Поэтика «Анакреонтических песен» Державина / Я. И. Гудошников // Творчество Державина: Специфика. Традиции. ‒ Тамбов : Изд-во ТГПИ, 1993. ‒ С. 43-47.

  7. Державин, Г.Р. Анакреонтические песни / Г.Р. Державин. ‒ М. : Наука, 1986. ‒ 472 с.

  8. Державин, Г.Р. Избранная проза / Г.Р. Державин. ‒ М. : Сов. Россия, 1984. ‒ 330 с.

  9. Державин Г.Р. Мысли мои // Рукоп. отдел РЕБ, фонд 247 Г.Р. Державина. ‒ Т. 2.

  10. Державин, Г.Р. Продолжение о лирической поэзии : Ч. 3. / Г.Р. Державин / Русская литература XVIII века в её связях с искусством и наукой. ‒ XVIII век. ‒ Сб. 15. ‒ 1986.

infourok.ru

Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема «Г. Р. Державин Слово о поэте. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание»

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы.

2. Работа с эпиграфом

Запись одного из них в рабочую тетрадь.

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.

Н. В. Гоголь.

Хорошие стихи не так легко писать…

Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас.

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу»

3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Какие роды литературы нам известны?

- Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика)

- Чем характеризуется этот род литературы?

Задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Быстров К.

Определяют правильность высказывания и в соответствии с этим ставят «да» или «нет»

Выполняют самостоятельную работу, проверяют по

ключу: да, нет, да, нет, да, и да и нет

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых! 
И их молению внемли: 
Приди, суди, карай лукавых, 
И будь един царем земли! 
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

«Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт. Твор­че­ство Дер­жа­ви­на стало об­раз­цом для по­сле­ду­ю­ще­го, пуш­кин­ско­го по­ко­ле­ния.  Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления.

И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Работа по учебнику.

Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.

- Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»? (В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид...

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»... В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.)

Анализ стихотворения «На птичку»

( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»

- О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)

- Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

- Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради. (Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.)

Тест

  1. 1.Где родился Г.Р.Державин?
    А. Казанская губерния.
    Б. Пензенская губерния.  
    В.Самарская губерния.

  2. 2.Когда родился? 
    А. в 1741 г.
    Б. в 1743 г
    В. 1745 г.

  3. 3. Где учился?
    А. Пензенская гимназия. 
    Б. Московский университет.
    В. Казанская гимназия.

  4. 4. Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
    А. В 1770 г. 
    Б. В 1777 г
    В. В 1772 г.

  5. 5. Укажите должности поэта при дворе.
    А. Сенатор.
    Б. Казначей
    В. Посол.
    Г. Министр юстиции
    Д. Генерал.

  6. 6. Какой вклад внёс в развитие литературы?
    А. Теория “3 стилей”.
    Б. Соединил слова “высокие” и “низкие”.
    В. Развитие реалистического языка
    Г.Онегинская строфа

Выполнят задания, работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

Ключ:

1-а; 2-б; 3-в; 4-б;

5-а,б,г; 6- б,в

9. Рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Лестница успеха»

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Анализируют свою деятельность

multiurok.ru

Презентация по литературе 7 класс " Г.Р.Державин"

Данная презентация составлена на основе программы по литературе 7 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, 5-е издание.-М.:ООО"ТИД "Русское слово-РС", 2010-200с. к УМК для 5-11 классов.

Презентация помогает зафиксировать внимание учащихся на важных вехах биографии Г.Р.Державина.

Слайд 1.Название презентации.

Слайд 2. Родители Г.Р.Державина - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны. Хорошее образование в то время было практически недоступно детям небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей. С 1759 по 1762 год он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.

Слайд 3. Был Генерал- прокурором Правительствующего Сената, Министром юстиции Российской империи. С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

Слайд 4. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 году был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии.С 1772 года служил в полку в офицерской должности, в 1773—1775 годах в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.

Слайд 5 .В 1780 году Гаврила Романович получил чин статского советника. Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 году. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.

Слайд 6. Увековечение памяти.

infourok.ru

Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, ЕГО САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ | Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, ЕГО САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ