Конспект урока по литературе 7 класс державин – Урок «Г.Р. Державин» в 7 классе
2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы. 2. Работа с эпиграфом Запись одного из них в рабочую тетрадь. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Н. В. Гоголь. Хорошие стихи не так легко писать… Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь, и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас. А.С. Пушкин «К другу стихотворцу» 3. Фронтальный опрос Задает вопросы: — Какие роды литературы нам известны? — Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика) — Чем характеризуется этот род литературы? | Задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Быстров К. Определяют правильность высказывания и в соответствии с этим ставят «да» или «нет» Выполняют самостоятельную работу, проверяют по ключу: да, нет, да, нет, да, и да и нет Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока | 3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. — Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока. Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу. Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности. Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару: Воскресни, Боже! Боже правых! Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни. | Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают учителя, анализируют предложения. | 4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. «Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт. Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения. Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще. Работа по учебнику. Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ. — Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»? (В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид… Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»… В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих: Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть вслух, Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью. Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.) Анализ стихотворения «На птичку» ( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила. В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо. | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. | 6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи…» — О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.) — Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.) — Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради. (Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения. На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.) Тест
| Выполнят задания, работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. Ключ: 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-а,б,г; 6- б,в | 9. Рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: — красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; — зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою деятельность |
multiurok.ru
Урок литературы в 7 классе на тему «Поэтика цвета в поэзии Г.Р. Державина»
Автор работы: Кошко Марзиет Гучипсовна
Место работы: г.Краснодар, МБОУ СОШ №70
Урок литературы в 7 классе на тему: «Поэтика цвета в поэзии Г.Р. Державина»
Гаврила Романович Державин – крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Его называют «отцом русского колористического стиля».
Во фразу «основной колоратив» каждый лингвист отражает разные значения. Например – основной для данного цвета колоратив – предполагает, что для любого цвета и оттенка можно подобрать название, причем приемлемо существование нескольких колоративов, с помощью которых можно обозначить данный цвет и то название цвета, которое выбирается наиболее часто из списка синонимов носителями языка и является главным для этого цвета колоративом. Некоторые лингвисты включают к главным колоративам названия только для главных цветов.
Тот факт, что носители разных языков выделяют различное количество основных цветов и имеют различное количество колоративов для их обозначения, является распространенным фактом. Действительно, разные народы членят спектр по–разному, на разное количество отрезков разной длины, что не мешает им различать все цвета и их оттенки, для которых даже нет названия. Такое деление вообще индивидуальное, и смысл распределения главных цветов и основной критерий в нахождении их, как мы думаем, находиться в том, думают ли носители языка, что этот цвет отдельный, самостоятельный или же оттенок другого цвета. Например, алый – это отдельный цвет или свойство красного цвета? Для носителей разных языков ответы на эти вопросы будут свои. Даже у носителей одного языка понимание о том, что есть отдельный цвет, а что – свойство цвета, могут быть разными. Например, один из носителей русского языка может думать, что сиреневый свойство синего, другой – что свойство фиолетового, а третий – и вовсе отдельным цветом. Но обычно такие различения в понимании цвета мы видим на примере разных языков. Носители русского языка на сине–зеленом цвете выделяют 3 отдельных цвета: синий, голубой, зеленый, а носители английского языка ограничиваются двумя цветами: синим и зеленым.
В русском языке основными колоративами считаются черный, белый, серый, красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый.
В прошлые времена колоратив алый был главным цветом – это совсем древнее цветообозначение, но в настоящее время его почти не используют. Оранжевый нельзя считать главным колоративом, поскольку это недавнее заимствование из английского языка, да и его тоже не часто используют. Голубой обозначает не главный цвет, но по всем признакам считается основным колоративом.
Следовательно, нам видно, что понятия главных цветов и главных колоративов не одинаковы. Обозначенные нами критерии отнесения цветов и колоративов к главным, стоит предполагать, что опирается на общих и универсальных принципах и могут быть употреблены, для анализа системы цветообозначений в любом языке.
Прекрасны слова Державина: поэзия – «говорящая живопись». Многие исследователи произведений Г.Р. Державина обозначали многоцветность его поэзии, но, похоже, никто не интересовался проблемой восприятия цвета у певца Фелицы намеренно. Цветовые обозначения – знаки, которые много говорят не только искусствоведу и литератору, но и историку, этнографу, психологу, физиологу и так далее. Для Державина является важным колористическая сторона стиха. В языке стихотворений Державина присутствуют слова с прямыми и переносными значениями цвета. Цветовые слова многочисленны и разнообразны: чёрный, красный, белый, синий, голубой, жёлтый, палевый, лиловый, зелёный, золотой, серебряный, седой, бирюзовый, лазоревый (лазурный), рдяный, алый, червлёный, багровый, пурпурный, багряный, янтарный, румяный, серый, сизый, розовый, коричный, пёстрый, огненный, кровавый, жемчужный, тёмный, пламенный, сапфирный, млечный, пунцовый.
Известно, что «колоризм» Державина проявил действие не только на произведения современных писателей, но и стихотворцев будущих поколений.
В произведениях Державина хорошо показано художественное начало. Он использует разные цвета, каждый из которых изображает явления с помощью лирических фраз. Яркость, выразительность, образность, живость изображения присутствуют в произведениях Державина. Именно поэтому стоит исследовать отдельные стороны живописного искусства поэта. Интересным является цветообозначение. Поражает красота изображаемого им окружающего мира.
Державину принадлежит словосочетание «художник слова». Он употребляет яркие эпитеты.
Реальный мир, насыщенный звуками, красками, отобразился в стихотворениях Державина. Вот так показывает зарю в оде «Ключ»:
Когда в дуги твои сребристы
Глядится красная заря,
Какие пурпуры огнисты
И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся.
Или изображение водопада в оде «Водопад»:
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
А вот представление осени в оде «Осень во время осады Очакова» :
Уже румяна Осень носит
Снопы златые на гумно,
И роскошь винограду просит
Рукою жадной на вино.
Уже стада толпятся птичьи,
Ковыль сребрится по степям;
Шумящи красно–желты листьи
Расстлались всюду по тропам.
Державин красиво описывает даже обеденный стол в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»:Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно–желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!
Также использует насыщенные эпитеты в оде «Приглашение к обеду»:
Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В крафинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят…
Державина очень интересует живопись, поэтому он рассматривает природу в красках. Его произведения отличаются склонностью к цвету. Его стихи «заблистали всеми цветами радуги, в них появилось биение живой жизни, они обрели цвет, вкус, поэтическое слово стало необычайно точно».
Распространенное выражение Державина «Какое зрелище очам!» выделяет особые взгляды стихотворца:
Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще,
Ищу красивых мест между лилей и роз…
Он красочно отображает окружающий мир.
Вообще в XVIII веке в русской литературе цвет имеет не важное значение. Обычно цвет применяют в отраслевой, профессиональной литературе, в деловой. А.В. Арциховский обозначает присутствие главных цветов: белого, черного, серого, красного, желтого, зеленого, синего, голубого.
Используются и коричневый, розовый, иногда фиолоетовый, но особых выражений для них в XV – XVI вв. не было. В XVII веке зарождается увлечение красками, старание построить цветовое изображение.
Последователи Державина стали использовать цвета в своих произведениях. Ломоносов изобразил красивые картины окружающего мира, где цвет употребляется много раз. Вот, установление к слову «заря»:
Пустила по земли заря червлену ризу,
Багровая заря кровавый вводит день.
Каждое из установлений выражает идею текста. Ломоносов цветом готовит чтеца к пониманию событий. Но в его произведениях цвет оказывается постоянным эпитетом.
У Державина цветовой подбор более яркий, чем у Ломоносова. В произведениях Державина много разнообразных «цветовых» слов, поэтому в стихотворениях усиливается эмоциональная и стилистическая точность. Это можно доказать примером употребления цветового определения к слову «заря»; в стихах находим такие фразы: алая утренняя заря, багряная заря, красная заря, кровавая заря, лиловая заря, огнистая заря, розовая заря, рдяная заря, заря румяная.
Бочкарев, В.А. О некоторых особенностях трагедии Г.Р. Державина «Ирод и Мариамна» / В.А. Бочкарев // Г. Державин. История и современность. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1993. ‒ С. 7‒16.
Восприятие цвета в поэзии Державина [Электронный ресурс] : Поэзия Державина. ‒ Электрон. дан. ‒ Режим доступа : anti-school.ru›sochineniya/derzhavin-gr/cvet.htm.
Грот, Я.К. Жизнь Державина / Я.К. Грот. ‒ М. : Алгоритм, 1997. ‒ 688 с.
Грот, Я.К. Сочинения Державина / Я.К. Грот. ‒ СПб. : Имп. Акад. наук, 1864‒1883. ‒ Т. 9.
Грот, Я.К. Читалагайские оды Державина / Я. К. Грот // Библиографические записки. ‒ 1859. ‒ № 16. ‒ С. 481‒495.
Гудошников, Я. И. Поэтика «Анакреонтических песен» Державина / Я. И. Гудошников // Творчество Державина: Специфика. Традиции. ‒ Тамбов : Изд-во ТГПИ, 1993. ‒ С. 43-47.
Державин, Г.Р. Анакреонтические песни / Г.Р. Державин. ‒ М. : Наука, 1986. ‒ 472 с.
Державин, Г.Р. Избранная проза / Г.Р. Державин. ‒ М. : Сов. Россия, 1984. ‒ 330 с.
Державин Г.Р. Мысли мои // Рукоп. отдел РЕБ, фонд 247 Г.Р. Державина. ‒ Т. 2.
Державин, Г.Р. Продолжение о лирической поэзии : Ч. 3. / Г.Р. Державин / Русская литература XVIII века в её связях с искусством и наукой. ‒ XVIII век. ‒ Сб. 15. ‒ 1986.
infourok.ru
2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы. 2. Работа с эпиграфом Запись одного из них в рабочую тетрадь. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Н. В. Гоголь. Хорошие стихи не так легко писать… Меж тем, как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь, и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас. А.С. Пушкин «К другу стихотворцу» 3. Фронтальный опрос Задает вопросы: — Какие роды литературы нам известны? — Над каким родом литературы мы с вами сейчас работаем? (лирика) — Чем характеризуется этот род литературы? | Задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Быстров К. Определяют правильность высказывания и в соответствии с этим ставят «да» или «нет» Выполняют самостоятельную работу, проверяют по ключу: да, нет, да, нет, да, и да и нет Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока | 3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. — Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока. Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу. Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности. Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару: Воскресни, Боже! Боже правых! Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни. | Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают учителя, анализируют предложения. | 4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. «Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт. Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения. Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь. Поэт как-то по-особому выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано Гавриилом Державиным в 1807 году. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще. Работа по учебнику. Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ. — Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»? (В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит: Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид… Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье»… В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор, иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих: Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть вслух, Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью. Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.) Анализ стихотворения «На птичку» ( В стихотворении «На птичку» речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила. В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо. | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. | 6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи…» — О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.) — Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.) — Подготовьте письменный небольшой анализ данного стихотворения в своей рабочей тетради. (Стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения. На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует лишь какой-то миг.) Тест
| Выполнят задания, работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. Ключ: 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-а,б,г; 6- б,в | 9. Рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: — красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; — зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою деятельность |
multiurok.ru
Презентация по литературе 7 класс » Г.Р.Державин»
Данная презентация составлена на основе программы по литературе 7 класса к учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, 5-е издание.-М.:ООО»ТИД «Русское слово-РС», 2010-200с. к УМК для 5-11 классов.
Презентация помогает зафиксировать внимание учащихся на важных вехах биографии Г.Р.Державина.
Слайд 1.Название презентации.
Слайд 2. Родители Г.Р.Державина — Роман Николаевич и Фекла Андреевна — были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны. Хорошее образование в то время было практически недоступно детям небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей. С 1759 по 1762 год он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка.
Слайд 3. Был Генерал- прокурором Правительствующего Сената, Министром юстиции Российской империи. С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.
Слайд 4. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 году был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии.С 1772 года служил в полку в офицерской должности, в 1773—1775 годах в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.
Слайд 5 .В 1780 году Гаврила Романович получил чин статского советника. Ода «Фелица», в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 году. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.
Слайд 6. Увековечение памяти.
infourok.ru
Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, ЕГО САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ | Поурочные планы по русской литературе 7 класс
Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, ЕГО САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
02.02.2012 28919 2593Урок 14 ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Г. Р. ДЕРЖАВИНА, его САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Цели: подчеркнуть честность и прямоту характера поэта, смелость в обличительном изображении вельмож, восхищение храбростью простого народа, показать живость и естественность стиха.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и комментарий устаревших слов.
– К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий).
2. Чтение стихотворения Ломоносова.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Рассказ учителя.
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743–1816)
Имя Г. Р. Державина не раз упоминал в своих стихах А. С. Пушкин. В стихотворении «К другу стихотворцу» мы читаем:
Хорошие стихи не так легко писать…
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас…
Главное в поэзии Ломоносова, предшественника Державина, – гражданственность, вера в великое будущее России и ее народа – было подхвачено и развито Г. Р. Державиным.
Крупнейший поэт второй половины XVIII века, он славит в своих одах силу русского оружия, утверждает высокие гражданские идеалы: служение Родине, укрепляя ее могущество, заботу о благополучии своего народа. В то же время творчеству Державина присуща ярко выраженная сатирическая направленность. В лучшей своей оде «Фелица» (латинское слово – фе́ликс, счастливый), наряду с прославлением Екатерины II, мы обнаруживаем и резкую критику вельмож, жизнь которых поэт хорошо знал.
Державин восхвалял императрицу (он верил в ее доброту, справедливость, потому что не знал ее близко), вельмож же он изобразил иначе, причисляя и себя к ним, чтобы снять отчасти с себя обвинение:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофий пью,
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою.
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То возмечтав, что я Султан,
Вселенну устрашаю взглядом…
Кого же имел в виду Державин?
Г. А. Потемкина, всесильного фаворита императрицы.
А вот еще строки из оды, которые поразили жителей столицы своей смелостью:
Или музыкой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;
Или о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
А в этих строках задеты другие «сильные мира сего»: граф А. Г. Ор-лов, любивший кулачные бои; враг Державина Н. И. Панин, забывший службу ради охоты; С. К. Нарышкин, хозяин крепостного оркестра роговой музыки.
– Что поразило читателей оды, познакомившихся в этими строками? Смелость поэта, резко критикующего вельмож. И в оде «Фелице», то есть императрице, Ломоносов высказал свое пожелание соблюдать законы, как и ее подданные.
В обличительной оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не только современников, но и нас поражают прямота и смелость Державина, служившего при трех монархах: Екатерине II, Павле I и Александре I.
Чтение. Учебник, I ч., с. 69, 1-й абз.
3. Работа по учебнику (с. 69, I ч.).
– Почему все самодержцы отказывались от его службы?
На этот вопрос ответ мы получим, прочитав стихотворение «Признание» (с. 69). (Поэт был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть, и умнее. Любил «чистосердечье» – правду, ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если блистал делами, стихами, то не кичился этим, все это было дано ему Богом. Если поэт хвалил царей в своих стихах, то это было искренне, притворяться он не умел, а цари ему действительно казались богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам, чтобы их дети, их потомки были такими же великими. Не скрывал поэт, что правду, горькую правду говорил («брякнуть») вельможам, потому что он друг отчизне, царю и им самим. Признается в своих недостатках: проводил время в свете, в суете, любил женщин, слагал о них песни. В жизни поэта было все: и взлеты, и падения. Заканчивается стихотворение строчками, что если читатель – человек, то не упрекнет поэта ни за что, поэт уверен, что осудить его не за что.)
– Почему самодержцы отказывались от службы самого умного, самого честного и добросовестного человека? (Да, гордость, чувство собственного достоинства были главными в его характере. Державин поясняет, в чем его заслуги перед «родом славян» и отечественной литературой:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
(«Памятник».)
Заслугой Державина является и сближение литературного языка с разговорным языком, он смешивал в своих стихах «высокое» и «низкое». Поэт сделал русский слог «забавным», то есть веселым, простым, острым.
Задание: найти в стихотворении «Признание» «высокое» и «низкое» (Ода – и «брякнуть», «мнил», «суета»).
Посмел поэт в условиях самодержавия мечтать и о свободе. Эта мечта вылилась всего в четыре строки.
4. Чтение стихотворения «На птичку».
– Над чем заставляет задуматься это четверостишие? (Свобода выбора помогает раскрыться человеческим способностям и исполнять свое дело с радостью и искусно.)
5. Чтение учителем стихотворения «Река времен…», написанного за несколько дней до смерти.
– О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства.)
– Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)
В стихотворении «Памятник» (1795 г.) Г. Р. Державин писал:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род Вселенна будет чтить.
6. Заключительное слово учителя.
Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).
IV. Подведение итогов урока.
– Назовите художественные открытия поэта.
Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из стихотворений; прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».
Индивидуальное задание: подготовить рассказ о Пушкине-лицеисте.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Г.Р. Державин. Поэзия. Видеоурок. Литература 7 Класс
Тема: Из литературы XVIII века
Урок: Г. Р. Державин. Поэзия
Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.
Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник)
«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.
Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.
Анализ стихотворения «Признание»
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я — богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, —
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.
Анализ стихотворения «На птичку»
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.
Анализ стихотворения «Река времени»
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры – лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.
Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник)
Анализ стихотворения «Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник).
- Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник).
Домашнее задание
- Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?
Крепче меди себе создал я памятник;
Взял над царскими верх он пирамидами,
Дождь не смоет его, вихрем не сломится,
Цельный выдержит он годы бесчисленны,
Не почует следов быстрого времени.
Так; я весь не умру — большая часть меня
Избежит похоро́н: между потомками
Буду славой расти, ввек обновляяся,
Зрят безмолвный пока ход к Капитолию
Дев Весталей, вослед Первосвященнику.
Там, где Авфид крутит волны шумящие,
В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,
Будет слышно, что я — рода беззнатного
Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте
Эолийской сложить меры поэзию.
Сим гордиться позволь мне по достоинству,
Муза! сим увенчай лавром главу мою.
- Из стихотворения Державина «Памятник» выпишите архаизмы и слова, изменившиеся в написании или произношении. Как эти слова звучат или пишутся в современном русском языке? Рассмотрите рис. 2. Опишите памятник. Как вы думаете, почему скульптор изобразил Державина в античной одежде?
interneturok.ru
Конспект урока по литературе в 7 классе
Урок литературы в 7 классе
Тема:
«Великая Отечественная война
в зеркале поэзии».
Подготовила: учитель русского языка и литературы Ерухина Н.В.
КГУ «Гордеевская средняя школа »
2015-2016 уч. год
Тема: Великая Отечественная война в зеркале поэзии.
Цель: показать отражение темы Великой Отечественной войны в лирике поэтов.
Задачи:
-обобщить и дополнить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о писателях ,писавших о войне;
-развивать творческие способности, умение выразительно читать;
-воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственные качества , уважение к ветеранам войны.
Тип урока: урок-обобщение.
Форма урока: комбинированный.
Методы: индивидуальная и групповая работа, словесный ,поисковый, творческий.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
Межпредметная связь: история, музыка, география, искусство.
Эпиграф урока: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» .( Ю. Друнина)
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!
Сегодня у нас с вами будет урок литературы. Я думаю, что урок будет познавательным, не оставит равнодушным никого. А чтобы он прошёл интересно,
я очень хочу, чтобы вы, ребята, были активными и помогали мне. Меня зовут Нина Витальевна, я работаю учителем русского языка и литературы в Гордеевской средней школе. С вами, ребята, я познакомлюсь в ходе работы.
Работать вы сегодня будете в группах. Давайте выберем спикеров команд. Спикер запишет фамилии участников команды и будет следить за работой каждого участника, потому что оценивать себя будет каждый сам в конце урока.
Психологический настрой:
Ребята, выходите все, пожалуйста, ко мне. Давайте сделаем большой, красивый круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем слова пожелания.
Спасибо, ребята. Садитесь на места.
Ассоциации.
Ребята, каждой команде я раздам ключевые слова, которые помогут вам определить тему нашего урока. Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите данные слова? Отвечать будет каждый участник. Отвечать нужно будет быстро, потому что на выполнение этого задания даётся 2 минуты.
На доске слова для команд: МУЗА, ВОЙНА, РОДИНА.
1команда-слово «Муза»
2 команда-слово «Война»
3 команда- слово «Родина».
Ребята дают ответы.
Как эти слова взаимосвязаны?
Теперь мы сможем сформулировать тему нашего урока?
Правильно, ребята! Тема нашего урока: «Великая Отечественная война в зеркале поэзии».
Цель урока: показать отражение темы Великой Отечественной войны в лирике поэтов.
Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г ?
Творчество каких писателей связано с военной тематикой?
Какую годовщину великой Победы мы скоро будем отмечать?
Молодцы, ребята! Сейчас мы вместе дополним наши ответы некоторыми сведениями из истории.( раздать информацию о войне учащимся)
(На фоне музыки) 1.Ученик: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война, самая кровавая и беспощадная за всю историю XX века. Миллионы людей погибли на фронте или пропали без вести, но многие вернулись, получив ранения, пройдя испытания пленом.
Учитель: «Когда пушки гремят, музы молчат»- гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны этот афоризм опровергли. Напротив, муза не молчала — она боролась! По меткому выражению А.Толстого, литература стала «голосом героической души народа». И пушечная канонада не могла заглушить этот голос.
2.Ученик: Свыше тысячи писателей ушли на фронт, работая военными корреспондентами радио, газет. Около 500 писателей погибли. В военные годы наиболее популярна была поэзия. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая гимном Великой Отечественной войны «Священная война» В.Лебедева-Кумача.
3Ученик. Судьба блокадного Ленинграда стала болью всей страны. Из далёкого Казахстана мудрый акын Ж.Жабаев посылал слова поддержки и веры (стихотворение «Ленинградцы, дети мои»).
Учитель: Стихи о войне, написанные поэтами , которые либо сами воевали на фронте, либо являлись армейскими корреспондентами как (К.М. Симонов), либо переживали все тяготы военного времени в тылу, выступая со своими стихами в госпиталях перед ранеными солдатами (как А.А.Ахматова). И поэтому они знали о войне не понаслышке, война прошла через их сердца, перевернув всю жизнь. Поэты одновременно творили историю и запечатлевали ее в своих произведениях- пронзительных и страстных. Правда войны, ощущений, переживаний присутствует во всех стихотворениях: это непосредственный отклик на тяжелую действительность первых военных лет.
Аня читает стихотворение. «Война-игрушка, но в руках кого?» Татьяна Оспанова.
1 задание для команд «Найди соответствие».
Каждая команда получит своё задание. Работаем совместно, быстро. На выполнение задания-3 минуты. Ребята презентуют свои работы ( по 2 учащихся у доски).
1 задание ( 1 команда)
Найди соответствие
Ю.Друнина Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
К.Симонов Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
А.Ахматова Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
В.Высоцкий Когда на смерть идут –поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
С.Гудзенко На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
1 задание ( 2 команда)
Найди соответствие
Ю.Друнина
К.Симонов
А.Ахматова
В.Высоцкий
Ж.Жабаев
1 задание (3 команда)
Найди соответствие.
Ленинградцы, дети мои! В. Высоцкий «Братские могилы»
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской стены.
Мы легли у разбитой ели, Ж.Жабаев « Ленинградцы, дети мои…»
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
— Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
Здесь раньше вставала земля на дыбы, Ю. Друнина «Зинка»
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
Учащиеся представляют свои работы. Молодцы, ребята, с этим заданием вы тоже справились успешно. Пришло время отдохнуть.
Физминутка.
На фоне песни «Катюша» дети маршируют сначала на месте , затем по классу, запевая песню.
Садитесь на места, продолжим.
2 задание для команд: прочитать выразительно отрывки стихотворений и проинсценировать их. ?Всё необходимое у вас на столах. Распределите роли и готовьтесь.
1 команда:
Выразительно прочитать стихотворение и проинсценировать его.
Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…
Атрибуты: автоматы, рюкзак, пилотки, платочки, каски.
2 команда:
Владимир Высоцкий
Он не вернулся из боя.
…Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор.
Вдруг заметил я — нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить». А в ответ — тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Атрибуты: стакан, кусочек хлеба, носовой платочек, похоронка, пилотка.
3 команда: Юлия Друнина.
Зинка.
Памяти однополчанки-Героя Советского Союза Зины Самсоновой.
-Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала…
Атрибуты: хлеб, платок большой цветной, похоронка, свеча и икона.
Молодцы, ребята.
На доске портрет Ивана Скуридина-героя Советского Союза. Ребята, вы знаете имя героя-земляка?
Иван Куприянович Скуридин
16 января 1942 года североказахстанец Скуридин Иван Куприянович
повторил героический подвиг Александра Матросова.
Президиум Верховного Совета СССР за самоотверженность и исключительный героизм 13 февраля 1944 года посмертно присвоил Ивану Скуридину звание Героя Советского Союза.
Домашнее задание: узнать как можно больше сведений о жизни и героическом подвиге Ивана Скуридина.
Итог урока:
Ребята, понравился вам урок? Что больше всего понравилось? Узнали вы что- то новое на уроке?
Оценивание:
Ребята, у каждой команды на столе геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Круг-5,квадрат-4,треугольник-3.Оцените себя, только честно. Поднимите фигуры. Фигуры вложите в дневники.
Заключение: Огромное спасибо, ребята, за плодотворную работу.
Читаю стихотворение Юрия Соловьёва « Ветераны Великой Отечественной».
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слушает, как правнучек смеётся.
До свидания! До новых встреч!
kopilkaurokov.ru