Климатообразующие факторы 7 класс таблица: Климатообразующие факторы — урок. География, 7 класс.
Климатообразующие факторы — урок. География, 7 класс.
Климатообразующие факторы — природные условия, влияющие на климат определённой территории.
Географическая широта местности — главный фактор формирования климата. От неё зависят угол падения солнечных лучей, продолжительность освещённости, количество солнечного тепла и, соответственно, температура воздуха.
Так как географическая широта и температура воздуха изменяются от экватора к полюсам, закономерно изменяются и все остальные метеорологические показатели и климат в целом.
Разница в поступлении солнечного излучения на разных широтах непосредственно влияет на атмосферное давление и глобальный процесс циркуляции атмосферы. Постоянные и сезонные ветры влияют на движение воздушных масс, а вместе с ними — тепла и влаги.
Огромное влияние на климат оказывает характер подстилающей поверхности. Суша и вода нагреваются и остывают с разной скоростью. Океанический климат характеризуется небольшими амплитудами температур, высокой облачностью и обильными осадками. Континентальный климат отличается большими суточными и годовыми амплитудами температур, меньшей облачностью и осадками.
Чем дальше в глубь материка, тем больше колебание температуры воздуха, меньше облачность и осадки.
На климат побережий оказывают влияние океанические течения, которые в свою очередь зависят от атмосферной циркуляции воздуха.
Благодаря тёплым течениям климат побережий становится более тёплым и влажным по сравнению с внутренними частями материков.
Климат побережий, омываемых холодными течениями, прохладнее и суше. Так, из-за холодного Перуанского течения на побережье Южной Америки в тропиках образовалась самая сухая пустыня мира — Атакама.
Для формирования климата важны рельеф и абсолютная высота. С высотой понижаются температура воздуха и атмосферное давление, климат становится холоднее.
Горные хребты являются барьером на пути продвижения атмосферных масс. Наветренные склоны гор получают огромное количество осадков, так как при подъёме вверх воздух охлаждается, а водяной пар конденсируется. Так, летний влажный муссон приносит обильные осадки на южные склоны Гималаев. Равнинный рельеф не создаёт преград для продвижения воздушных масс.
Открытый урок в 7 классе на тему «Климат. Климатообразующие факторы»
Цели по содержанию:
Образовательные: формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах климата Земли; повторить термины и понятия, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат Земли: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта мира, атлас, карточки “Географического лото”, физическая карта полушарий, раздаточный материал к практической работе для каждого учащегося, интерактивная доска.
Ход урока
1 Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания
3. Основная часть.
– Изучение нового материала
– Обобщение, систематизация знаний.
4. Закрепление изученного. (Выполнение практической работы.)
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание:
1. Организационный момент:
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые учителя!
Я рада всех приветствовать на открытом уроке! Надеюсь, что гостям будет не скучно на сегодняшнем уроке, а для ребят он будет интересным и познавательным. Мне хотелось бы урок начать стихотворением.
Что такое атмосфера?
Может, это литосфера? – Нет !
Может, это гидросфера – Нет !
Может, это просто точка? – Нет !
Значит, это оболочка? –Да !
Из чего она? Из камня? – Нет !
Состоит из смеси газов? – Да !
Той, что воздухом зовут,
Они жизнь для нас дают!
У Земли он очень плотный
И тяжелый он на вес,
Но чем выше, это точно,
Воздух там разрежен весь.
В чем причина? Что за диво?
Что ты там не говори, но внизу на воздух мирно
Давят верхние слои.
В атмосфере выделяют –
Посчитайте: раз, два, три –
Тропосферу, стратосферу,
Тропосфера – самый нижний!
В ней туман и облака,
Там невидимо, неслышно
Происходят чудеса.
В ней погодные явленья
Происходят каждый день
Гром и молния, осадки
Формируются подчас
Здесь летают пыль и копоть,
Здесь, чем выше, – холодней !
Пар и 80% воздуха –
Все содержится здесь в ней
И значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей
От мороза ли темною ночью
От перегрева в солнечный день
От паденья на Землю точно
Самых разных космических тел
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.

Значит вывод верный,
Но грустный
Человек без нее не живет!
2. Опрос домашнего задания:
Географический диктант
1.Что такое атмосфера?
2. Какие газы в составе атмосферы?
3. Климат это — …………..
4. Изотерма – это линия………….
5. Что такое изобары?
6. Что такое изогиета?
7. Постоянные ветры — это…..?
8. Как с греческого переводится слово «климат»?
9. Сезонные ветры — это….?
10. Какой слой атмосферы защищает Землю от ультрафиолетовых лучей?
11. Основные элементы климата?
3. Основная часть. Изучение нового материала
Климат – это самый изменчивый компонент природы.
Климат Земли одна из самых сложных и важных в изучении географии.
Без знаний о климатических процессах происходящих в атмосфере, нельзя понять особенности океанов и материков. Климат определяет интенсивность всех процессов, происходящих на Земле.
Климат земного шара очень разнообразен, который зависит от неравномерности распределения солнечного тепла и атмосферных осадков на земной поверхности. Известный климатолог Борис Павлович Алисов выделил 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и свойствами воздушных масс.
Вопросы дополнительного контроля:
1. Что такое воздушные массы?
2. Какие различают типы воздушных масс?
Климат переходных климатических поясов определяется движением воздушных масс основных поясов в зависимости от времени года.
Таблица №1. Климатические пояса мира
Климатические пояса
Особенности климата
Воздушные массы
Летом
Круглый год
Зимой
Экваториальный
Область низкого давления, обильные осадки до 2000 мм в год, высокие температуры, погода жаркая, влажная и душная
Экваториальные воздушные массы
Субэкваториальный
Летом — лето экваториального пояса, зимой — зима тропического пояса
Экваториальные воздушные массы
Тропические воздушные массы
Тропический
Высокое атмосферное давление, годовое количество осадков очень мало до 100 мм, температура воздуха очень высокая
Тропические воздушные массы
Субтропический
Летом — лето тропического пояса, зимой — зима умеренного пояса
Тропические воздушные массы
Умеренный
Выражены времена года (зима, лето, весна, осень). Лето умеренно теплое, зима холодная. Количество осадков выпадает неравномерно, до 500-1000 мм в год. Различают морской умеренный и континентальный умеренный климат
Умеренные воздушные массы, западные ветры
Субарктический,
субантарктический
Летом — лето умеренного пояса, зимой — зима арктического, антарктического пояса
Умеренные воздушные массы
Арктические, антарктические воздушные массы
Арктический, антарктический
Лето прохладное, средняя температура не превышает 00, зима очень холодная, суровая. Осадков очень мало, до 100 мм в год. Поверхности земли покрыта снегом и льдом.
Арктические, антарктические воздушные массы
Климатообразующие факторы
географическая движение рельеф влияние
широта, воздушных Земли океанов
угол падения масс
Солнечных лучей
Таблица №2. Климатообразующие факторы
Географическая широта
Движение воздушных масс
Рельеф Земли
Влияние океанов
От географической широты зависит количество солнечных лучей поступающих на поверхность земли. При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается.
Вдоль поверхности Земли между поясами высокого и низкого давления постоянно перемещается воздух. Так формируются постоянные ветра, которые переносят воздух с разными свойствами из жарких поясов в умеренные и полярные – и наоборот. Образование постоянных ветров, то есть дующих в одном направлении постоянно, зависит от поясов высокого и низкого давления
Над океанами и в прибрежных территориях материков формируется морской климат, а во внутриконтинентальных областях – континентальный. Континентальный климат отличается от морского большими амплитудами температур и малым количеством осадков. Континентальность климата зависит от размера территорий
Климат находится в зависимости от рельефа. Расположенные на пути ветров горы препятствуют проникновению в глубь материка тёплых и влажных масс с океана. Равнинный рельеф, наоборот, создаёт для этого благоприятные условия. В горах всегда формируется особый климат. С подъёмом на высоту становится холоднее. При этом южные склоны всегда теплее, чем северные. И на наветренных склонах осадков выпадает больше, чем на подветренных.
Обобщение, систематизация знаний.
Игра “ Географическое домино”.
Воздушная оболочка Земли
Большие объемы воздуха с одинаковыми свойствами…..
Разные тепловые пояса
Какой пояс служит «броней» планеты?
Воздушные массы
Почему на Земле есть разные пояса давления?
Озоновый
Какими линиями на климатической карте показаны осадки?
Линия, которая соединяет территории с одинаковой температурой
Слои атмосферы?
Термосфера
Мезосфера
Озоновый слой
Тропосфера
Ветры умеренных широт?
Западные
Что такое атмосфера?
Климат
Основные элементы погоды?
Изолинии
Многолетний режим погоды это — . ……
Температура
Осадки
Давление
Ветра
Изотерма это — ……
4. Закрепление изученного. (Выполнение практической работы.)
Практическая работа.
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:
Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.
Территория
Географическое положение
Климатичес кий пояс
Тип климата
Средняя температура
Годовое количество осадков
Режим выпадения
января
июля
Флорида
Калифорния
Вариант 2. Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.
Территория
Географическое положение
Климатичес кий пояс
Тип климата
Средняя температура
Годовое количество осадков
Режим выпадения
января
июля
Аляска
Лабрадор
5. Подведение итогов урока (выставление оценок)
6. Домашнее задание: §8 стр. 35-39, на контурную карту нанести климатические пояса мира, мини – проект “Атмосфера Земли”.
Разработка урока по географии на тему Климатообразующие факторы (7 класс
Разработка урока- «Климатообразующие факторы»-7класс.
Тема урока: Климатообразующие факторы.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок – практикум.
Ключевые понятия новой темы: погода, климат, воздушные массы, циркуляция атмосферы, пассаты, муссоны, западный перенос.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.
Цель урока: познакомить учащихся с климатообразующими факторами и их влиянием на особенности распределения тепла и влаги, атмосферного давления и осадков на земле.
Учить учащихся работать с картой «Климатическая карта мира».
Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.
активизировать познавательную активность; закрепление терминов и понятий – погода, климат, климатообразующие факторы; формирование навыков работы индивидуально (самостоятельно), в группе; формирование навыков работы с климатическими картами
воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; эстетическое воспитание
выделять главное; обобщать и делать выводы; продолжить развитие умения анализировать; совершенствовать умения работы с источниками знаний; формировать умения работы с картами; формировать умения работы со схемами
— дают определение понятиям климат, климатообразующие факторы;
— характеризуют каждый из климатообразующих факторов;
— умение использовать географические карты для поиска информации
— проявление учебно-познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к теме урока;
— бразовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
— осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Познавательные — осуществлять сравнение, анализ информации; — установление причинно-следственных связей
Регулятивные — определять цель урока; — формулировать учебную проблему; — выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме
Организационный моментЦель: включить обучающихся в учебную деятельность
Приветствие учащихся, Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.
Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей)
Личностные УУД:
Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока ,а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу
Мы продолжаем с вами работу в мастерской погоды, которую называем… (атмосферой). Ваше внимание на экран
Просмотр видеосюжета.
Ребята, известно, что самым изменчивым фактором природы является погода. Давайте вспомним, что такое погода, ее свойство.
(Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы или тропосферы в данном месте и в данное время. Главное свойство погоды – изменчивость)
В 6-м классе мы познакомились с другим более емким понятием климат. Что такое климат? (Климат – это многолетний режим погоды, который характерен для определенных участков Земли). Везде ли на Земле климат одинаков? Климат разных уголков Земли отличается. Объясните, почему? (учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировки темы урока)
Постановка темы урока.
Обозначим нашу деятельность на уроке, используя глаголы.
Просмотр видеосюжета.
Формулировка темы урока, цели деятельности на данном уроке
Познавательные УУД:
логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы
Междисциплинарная программа:
«ИКТ –компетентность»
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала
Начинаем нашу работу, скажите, что является основным климатообразующим фактором? При формулировании ответа можно воспользоваться текстом учебника стр. 18 (слайд-3)
Правильно, первый и главный фактор, формирующий климат Земли — географическая широта. Предлагаю вам составить логически последовательную схему, используя карточки с терминами:
Географическая широта
Угол падения солнечных лучей
Количество солнечного тепла
Температура воздуха
Работа с текстом, выявление основного фактора.
Заполняют схему (один вывешивает на доске, остальные в тетрадях)
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Выявлять причины.
2. Работать с различного рода информацией.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать еѐ достоверность.
Личностные УУД: Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать,
формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний.
Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Междисциплинарные программы: «Смысловое чтение»; «ИКТ –компетентность»
Мы передвигаемся дальше. Работа с текстом учебника на стр 19(слад-4)
Какой фактор формирования климата идет далее? Ответьте на вопросы:
— Как на формирования климата влияют течения?
Выявление второго фактора
Наше исследование продолжается…Внимание на экран Видеосюжет «Движение воздушных масс».(слайд-5_
После просмотра предлагается заполнить таблицу.
Заполняют таблицу, работа в парах.
«Перекрестная» проверка работ.
Но есть еще один климатообразующий фактор, который способен препятствовать проникновению ветра в глубь материка. Учебник стр 20. И сразу, пожалуйста, прочитайте и пятый фактор, влияющий на климат.(слайд-6)
— Какие осадки мы называем орографическими? (Словарь. ОСАДКИ ОРОГРАФИЧЕСКИЕ — осадки, обусловливаемые рельефом местности. выпадающие при подъеме по горным склонам насыщенных влагой воздушных масс.)
— И как размеры материка влияют на климат? (Чем больше размеры материка, тем в больших климатических поясах он расположен, тем разнообразнее климатические особенности материка, а значит на нем больше природных зон и разнообразнeе зональные особенности природы. ) (слайд-7)
Работа с текстом учебника, ответы на вопросы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(включается музыка «Шум моря») Дети слушают музыку, глаза закрываем(1 мин). Мы находимся на берегу Красного моря. А в каком климатическом поясе оно находится? И какие воздушные там преобладают? (Климат на побережье почти всего Красного моря — тропический пустынный, и лишь крайний север относится к средиземноморскому климату)
Этап первичной проверки понимания изученного
Цель:
установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся
По мере выявления новых климатообразующих факторов на доске появляется схема .
Мы с вами проделали огромную работу. Давайте сделаем вывод о том, что вы узнали нового о климатообразующих факторах. Оцените, свою деятельность в данном этапе.
Подводят и формируют итог.
Оценивание своей деятельности.
Предметные УУД;
Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием.
Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока
Междисциплинарная программа;
«Основы проектно- исследовательской деятельности»
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
— А какие факторы влияют на формирование климата села Ларино?
Все ли климатообразующие факторы встречаются на территории нашего села? Почему?
Делают выводы по данной теме, обосновывают свой ответ
Существует суждение, что Южная Америка – самый влажный материк. Докажите правильность этого суждения, используя новые знания о климатообразующих факторах.(слайд-8)
Южная Америка – самый влажный материк – первичное суждение.
Материк пересекается экватором в северной части, следовательно, север материка в жарком поясе освещенности.
Южная Америка – под влиянием пассат. Пассаты дуют с востока с Атлантического океана, и приносит много осадков на материк.
Подстилающая поверхность материка – лес и равнины, которые поглощают много солнечной энергии.
Рельеф востока материка равнинный, поэтому влажные воздушные массы с Атлантического океана проникают вглубь материка, принося обильные осадки. Горы Анды расположены на западе и ограничивают влияние Тихого океана на климат материка.
На восточном побережье проходит теплое течение, что способствует образованию облаков.
Холодное Перуанское течение оказывает свое иссушающее влияние только на западном побережье.
Южная Америка – самый влажный материк – доказанное суждение
Групповая работа.
Работа в группах,
(для выполнения задания. план с наводящими вопросами)
В каком поясе освещенности находится материк?
Под влиянием каких ветров находится?
Подстилающая поверхность
Характеристика рельефа материка
Влияние океанических течений.
Коммуникативные УУД: умение отстаивать
свою точку зрения,
аргументировать ее;
умение подтверждать
аргументы фактами;
критическое отношения к своему мнению: понимать точку зрения другого; организовывать
учебное взаимодействие в
группе
Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию в учебной деятельности
Междисциплинарная программа;
«Основы проектно — исследовательской деятельности»
На закреплении также выполняем задания рубрики «Мои географические исследования» (стр. 21 учебник)
Установите, как меняется средняя температура воздуха в январе и в июле по направлению от экватора к Северному полярному кругу по меридиану 300 в.д.
Найдите на карте пассаты, западные ветры умеренных широт, муссоны.
Приведите примеры горных систем, на склонах которых выпадает много осадков под воздействием ветров с океана.
На карте найдите теплые и холодные течения и приведите примеры их воздействия на количество атмосферных осадков.
Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию в учебной деятельности
Этап подведения итогов
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся
Ребята, вернемся к цели нашего урока. Что мы узнали? Запомнили? Вспомнили?
Подведение итогов свой работы.
Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока
Личностные УУД:
Эмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке
Этап рефлексии
Цель: обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого из одноклассников, по-вашему мнению, можно выделить сегодня на уроке? Почему вы так считаете? Оцените свою работу на уроке, также вы суммируете, те баллы полученные вами в ходе нашей работы.
Слушают и оценивают свою деятельность на уроке
Этап информации о домашнем задании
Цель: обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
§ 5 читать.
Вопросы и задания на стр. 21
Знать основные понятия
Для тех, кто хочет заработать оценку, можете подготовить — Сообщение «Какие факторы влияют на формирование климата Челябинской области» (поиск информации из сети Интернет)
Получают общее домашнее задание; творческое домашнее задание
Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к учению
Междисциплинарная программа;
«ИКТ- компетентность»
Климатические пояса и области Земли
Вспомните
Что вы знаете из курса географии 6 класса об условиях, определяющих климат?
Климат определяют широта местности (угол падения солнечных лучей), характер подстилающей поверхности, общая циркуляция атмосферы.
Это я знаю
1. Перечислите основные климатообразующие факторы. Какой фактор самый главный?
Основные климатообразующие факторы – географическая широта, общая циркуляция атмосферы и характер подстилающей поверхности. Самый главный фактор – географическая широта местности.
2. Объясните, как влияет подстилающая поверхность на климат территории?
Во-первых, разный температурный режим и влажность формируются над поверхностью океанов и сушей. Над океанами большая влажность, меньшие колебания температур. На суше климат изменяется по мере удаления от побережий вглубь материка. При этом колебания температур растут, облачность и количество осадков уменьшаются. На климат оказывают влияние течения. Холодные течения у берегов делают климат побережий прохладным и очень сухим. Теплые течения делают климат более мягким. Большую роль в формировании климата играют рельеф и абсолютная высота местности.
3. Приведите примеры влияния удаленности от океанов на климат территории.
Яркий пример влияния удаленности от океанов на климат – разница между климатом побережий и внутренних районов Евразии. Побережья материков имеют мягкий климат с теплым летом и мягкой зимой с частыми оттепелями. Здесь выпадает до 800 мм осадков. Внутренние районы характеризуются сухим жарким летом, очень морозной малоснежной зимой.
4. Чем отличается основной климатический пояс от переходного?
В основном климатическом поясе на протяжении года господствует одна воздушная масса. В переходных поясах две воздушные массы сменяют друг друга.
Это я могу
5. По карте «Климатические пояса и области Земли» назовите основные и переходные климатические пояса.
Переходные пояса имеют приставку «суб-» в названии.
6. Определите тип климата по совокупности признаков: температура января -10 …-150С, июля +20…+250С. осадки выпадают в течение года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен такой тип климата?
Это умеренный континентальный тип климата. Он представлен в Евразии, Северной Америке.
7. По климатической диаграмме (см. рис 35) определите тип климата.
Климат характеризуется малыми колебаниями температур. Температура воздуха не опускается ниже 10 0С зимой, летние температуры — +20…+250С. Осадки имеют зимний максимум. Такими характеристиками может обладать субтропический средиземноморский тип климата.
8. Заполните таблицу
Это мне интересно
9. В какой климатический пояс вы бы хотели отправиться отдыхать летом? Какая одежда вам будет особенно необходима в путешествии?
Отдыхать летом я бы отправилась в субтропический средиземноморский климатический пояс. Средиземноморский климат чрезвычайно благоприятен для жизни человека, поэтому именно здесь находятся самые известные летние курорты. Здесь выращиваются ценные субтропические культуры: цитрусовые, виноград, маслины.
В путешествии необходима будет легкая одежда из натуральных тканей, которая бы не оставляла открытой кожи, пляжная одежда и головные уборы.
Основные климатообразующие факторы
Выделяют три главных климатообразующих фактора и факторы, влияющие на климат. Главные факторы — это факторы, определяющие климат в любой точке земного шара. К ним относятся: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.
Солнечная радиация — фактор, определяющий поступление солнечной энергии на те или иные участки земной поверхности. Количество тепла обусловливается геграфической широтой. От количества тепла напрямую зависят все жизненные процессы на Земле, а также другие показатели климата — давление, облачность, осадки, циркуляция атмосферы и т. д.
Циркуляция атмосферы — фактор, предопределяющий движение воздушных масс как по вертикали, так и по земной поверхности. Благодаря этому осуществляется межширотный обмен воздуха, а также перераспределение его от поверхности в верхние слои атмосферы и наоборот. Воздушные массы переносят облака, что определяет осадки; они в значительной мере перераспределяют давление, температуру и влажность воздуха, образуют ветры.
Рельеф — фактор, качественно изменяющий влияние двух первых климатообразующих факторов. Горные поднятия и хребты имеют специфический температурный режим и режим осадков в зависимости от экспозиции, ориентации склонов и высоты хребтов. Они могут отражать большое количество солнечной энергии, создавать обширные затененные горные районы, а наиболее высокие вершины, удаленные от равнины на тысячи метров, солнечной энергии получают меньше и нередко покрыты льдами и снежниками в течение года. Горы служат механическими преградами на пути движения воздушных масс и фронтов, в ряде случаев являются границами климатических областей, иногда изменяют характер атмосферы или исключают возможность обмена воздухом. На поверхности Земли немало районов, где благодаря этому выпадает или очень много осадков, или их недостаточно. Так, сухость Центральной Азии объясняется тем, что по ее окраинам возвышаются мощные горные системы.
В горах климатические условия меняются с изменением высоты: с ее увеличением понижается температура воздуха, атмосферное давление падает, влажность убывает, количество осадков возрастает до определенной высоты, а затем уменьшается, ветер сложно меняется по скорости и направлению, изменяются и другие показатели климата. Все это позволяет выделить специфические для гор высотные климатические пояса.
Влияние равнинных поверхностей суши и поверхности Мирового океана сказывается в том, что они практически не искажают прямого воздействия двух первых климатообразующих факторов, получая соответствующее широте количество тепла и не искажая направления и скорости движения воздушных масс.
Кроме главных существуют факторы, оказывающие существенное влияние на климат в определенных (зачастую обширных) районах. В частности, распределение суши и моря и удаленность территории от морей и океанов. Суша и море нагреваются и охлаждаются по-разному. Морские воздушные массы существенно отличаются от континентальных, но при продвижении в глубь материков они изменяют свои свойства. Поэтому на одной и той же широте наблюдаются значительные различия в температурном режиме и распределении осадков. Так, на параллели 60° с.ш. средняя температура января в Атлантике 0°, в Санкт-Петербурге уже -8°, в Приуралье -14°, на Енисее -30°, а на Лене -40°С. Количество осадков уменьшается в этом же направлении: в прибрежных районах Норвегии их выпадает свыше 1000 мм, в Европейской части России — около 500 мм, в Восточной Сибири — около 300 мм в год. Различны и другие показатели климата. Эти различия между прибрежным и внутриконтинентальным климатом позволяют выделить два подтипа климатов: морской и континентальный (иногда выделяют промежуточный подтип — переходный от морского к континентальному).
Климат Земли естественным образом изменяется в широком диапазоне временных масштабов, от сезонных колебаний (например, особенно влажная весна, жаркое лето или снежная зима) до геологических временных масштабов в миллионы или даже миллиарды лет.Тщательный статистический анализ показал, что очень маловероятно, что естественные колебания климатической системы могли вызвать наблюдаемое глобальное потепление, особенно за последние несколько десятилетий. Однако естественные процессы вызывают существенные сезонные, межгодовые и даже межгодовые колебания, которые накладываются на долгосрочный тренд потепления, а также на существенные региональные различия. Улучшение понимания закономерностей естественной изменчивости и определение того, как они могут измениться с увеличением выбросов парниковых газов и глобальных температур, является важной областью активных исследований (см. Конец этого раздела и главу 6).
На естественные климатические колебания также могут влиять извержения вулканов, изменения излучения Солнца и изменения орбиты Земли вокруг Солнца. Крупные извержения вулканов, такие как извержение горы Пинатубо в 1991 году, могут извергать обильные количества аэрозолей в верхние слои атмосферы. Если извержение достаточно велико, эти аэрозоли могут отражать достаточно солнечного света обратно в космос, чтобы охладить поверхность планеты на несколько десятых градуса в течение нескольких лет.
Солнечная энергия точно измеряется спутниками с 1979 года, и эти измерения не показывают каких-либо общих тенденций в солнечной энергии за этот период.До эры спутников солнечная энергия оценивалась несколькими методами, в том числе методами, основанными на долгосрочных записях количества солнечных пятен, наблюдаемых каждый год, что является косвенным индикатором солнечной активности. Эти косвенные методы предполагают, что в течение первых нескольких десятилетий 20-го века произошло небольшое увеличение солнечной энергии, полученной Землей, что, возможно, способствовало повышению глобальной температуры в этот период (см. Рис. 2.2).
Пожалуй, наиболее ярким примером естественной изменчивости климата является цикл ледникового периода.Подробный анализ океанических отложений, ледяных кернов, геологических форм рельефа и других данных показывает, что, по крайней мере, последние 800000 лет и, вероятно, последние несколько миллионов лет, Земля переживала длительные периоды, когда температуры были намного ниже, чем сегодня, и толстые одеяла. льда покрыла большую часть Северного полушария (включая районы, в настоящее время занимаемые городами Чикаго, Нью-Йорком и Сиэтлом). Эти очень длительные периоды похолодания сменялись более короткими теплыми «межледниковыми» периодами, включая последние 10 000 лет.Благодаря сближению теории, наблюдений и
Почвообразование — обзор
4.14.5 Развитие почв в холодном климате
Почвообразование — одно из самых ярких проявлений эффективности химического выветривания коренных пород и реголита. В холодном климате почвообразование наиболее сильно выражено на реголите, образованном ледниковыми, перигляциальными и коллювиальными процессами. Обычно в почвах Арктики преобладают криогенные процессы с ограниченным химическим выветриванием (Rieger, 1974; Tedrow et al., 1958; Hofl et al., 1998) и альпийских почв с ограниченным развитием профиля или его отсутствием, мерзлыми грунтами, слабым химическим выветриванием и ограниченным органическим веществом (Kubiena, 1953). В последнее время, с ростом интереса к влиянию изменения климата на арктическую и альпийскую среду, возобновился интерес к исследованиям почв с холодным климатом.
Альпийское почвообразование сильно варьируется из-за изменений топографических, климатических, органических и материнских материалов на небольших расстояниях (Retzer, 1965; Burns, 1990; Legros, 1992).Подробные исследования альпийских почв Альп, Скалистых гор, Йотунхеймена и Сканда указывают на относительно быстрое и сильное химическое выветривание при благоприятных условиях. Почвообразование охватывает весь спектр развития от молодых недавно образовавшихся почв, таких как инцептизоли и энтисоли, до более сложных почвенных порядков, таких как сподозоли (подзоли) и моллисоли (рис. 4).
Рис. 4. Профиль почвы Spodosol, Kärkevagge, Шведская Лапландия, демонстрирующий сильное развитие выщелоченного горизонта E и накопление железа на глубине.
Исследования переднего хребта Скалистых гор Колорадо (Биркеланд и др., 1987; Диксон, 1983; Бернс и Тонкин, 1982) выявили сильное развитие почвы в ледниковых и перигляциальных отложениях в течение чрезвычайно коротких геологических периодов времени. Почвы разработаны на месторождениях моложе 12 000 лет назад. С возрастом в почвах постоянно увеличивается количество органического углерода, общего азота, органического связанного фосфора, глины, экстрагируемого железа и алюминия, а также увеличивается емкость катионного обмена (Birkeland et al., 1987). Эти тенденции отражаются в развитии все более сложных почвенных профилей, где самые молодые почвы показывают профили A / Cox, а самые старые почвы демонстрируют горизонты A / Bw (Bt) / Cox.
В дополнение к общей тенденции увеличения количества глины в более старых почвах, существуют четкие закономерности изменения глинистых минералов, указывающие на сильное химическое выветривание. Диксон (1983, 1986) обнаружил, что каолинит является доминирующим минералом в почвах, численность которого уменьшается с увеличением развития почвы.Он определил изменение биотита на гидробиотит, вермикульт и смектит (рис. 5). Махани (1974) идентифицировал изменение иллита на хлорит, монтмориллонит и смешанный слой иллит-монтмориллонит. Шроба и Биркеланд (1983) аналогичным образом определили преобразование слюды в смешанные глины, но впоследствии (1987) правильно указали на проблему отделения выветривания от добавления эоловых отложений.
Рис. 5. Спектры XRD, показывающие вторичные глинистые минералы, образовавшиеся в результате выветривания слюды.С, хлорит; I — переслаивающийся слюдяно-смектитовый; м, слюда. Предварительные обработки (левая часть спектра) (а) нагревают до 550 ° С, (б) сольватированный этиленгликолем, (в) насыщенный калий, (г) насыщенный натрий и сольватированный глицерином.
Диксон (1983, 1986) сообщил о значительной потере кремния, щелочей и щелочноземельных металлов по сравнению с Fe и Al, а также об окислении FeII до FeIII по сравнению с горизонтами материнского материала (Cn) в почвах, сформировавшихся на ледниковых и перигляциальных отложениях в Передний хребет Скалистых гор Колорадо.Он выявил обширное растворение плагиоклаза Ca / Na, кварца, биотита и калиевого полевого шпата. Эти тенденции согласуются с прогрессивным увеличением ЕКО (емкости катионного обмена) почв с возрастом.
Исследование почв в Альпах, проведенное Легро (1992), также обнаружило убедительные доказательства химического выветривания. Почвы, образованные на кальците (слюда, хлорит и кальцит) с некоторым количеством FeS 2 , демонстрируют растворение кальцита, окисление сульфидов и образование филлосиликатов.Профили выветривания обычно имеют толщину более 2–3 м. Растворение кальцита приводит к образованию остатков филлосиликата и кварца. В известняковых территориях наблюдается сильное растворение известняка и связанное с ним образование рендзин и известковых бурых почв. Почвы, образованные на кристаллических породах, особенно гранитах, гнейсах и слюдяных сланцах, обычно представляют собой энтисоли и сподозоли. Выветривание широко выражается в рыхлости кристаллических пород полевыми шпатами, свидетельствующими о растворении и образовании глины.Обычными путями образования глины являются хлориты и слюды, переходящие в межслойные минералы, вермикулит, смектит и каолинит, образующиеся из полевых шпатов (Legros, 1992). Почвы, развитые на вулканических породах, имеют сильную высотную поясность. На высотах развиваются андозоли с сильными подзолистыми характеристиками (типичные гаплогумоды). На средних высотах развиты сильно развитые андозоли. На низких высотах андические свойства развиты слабее, и в почвах преобладают андические гаплумбрепты.У подножия вулканов типичный почвенный ряд — инсептизоли и вертисоли. Почвы, развитые на ультраосновных породах, представляют собой преимущественно инцептизолы или там, где эоловые добавки являются обильными сподозолями.
Исследования сподозолей в итальянских и швейцарских Альпах за последнее десятилетие также демонстрируют быстрый и интенсивный почвообразование (Mirabella et al., 2002; Egli et al., 2003a, b, 2004, 2007, 2008). Хотя были отмечены различия в интенсивности выветривания и почвообразования в зависимости от высоты, внешнего вида, исходного материала и растительного покрова, следует отметить несколько повторяющихся тенденций.Все почвы демонстрировали различные потери Ca, Mg, K, Na, Si и Mn относительно содержания исходного материала, но в целом были больше на больших высотах. Потери Si особенно высоки, что свидетельствует об интенсивном выветривании, особенно на переходе от субальпийского к альпийскому. Элювиация Fe и Al происходила во всех почвах, но снова была равномерно высокой. Преобладающим глинистым минералом был смектит, полученный в результате выветривания хлорита и слюды. Минералы промежуточного преобразования включают переслаивающиеся слюда-вермикулит и вермикулит-смектит.Небольшие количества каолинита были связаны с выветриванием полевых шпатов. Примечательно, что сильное развитие сподозолов и связанное с ними выветривание, резюмированное в этой совокупности исследований, произошло в почвах голоценового возраста.
Развитие почвы также сильно выражено в поверхностных отложениях в горах Сандес на севере Швеции и в Йотунхемене на юге Норвегии. В Кяркевагге, шведская Лапландия, было идентифицировано шесть различных порядков почв в зависимости от их расположения в долине с точки зрения устойчивости ландшафта, высоты и растительного покрова.На невысоких отметках на устойчивых ландшафтных поверхностях, покрытых березовым и эмпетрумским вереском, встречаются гаплокриоды. Эти почвы демонстрируют сильное основание и выщелачивание Al и Fe. Энтисоли преобладают на дне долины и на боковых склонах. Инцептисоли являются преобладающей остаточной почвой на высоких вершинах хребтов. Эти почвы демонстрируют некоторые признаки потери кальция. Моллизоли развиваются в мощных коллювиальных отложениях на крутых склонах. Гистозоли встречаются в изолированных углублениях коренных пород на дне долины. Быстрому формированию почв на голоценовых отложениях способствует сочетание грубого текстурированного материнского материала, обильного талого снега весной и, особенно, наличия пирита в почвенных материнских материалах (Дармоди и др., 2000). Почвы содержат большое количество глинистых минералов. Доминирующим минералом размером с глину является мусковит, происходящий из местной коренной породы, с подчиненным количеством хлорита. Вторичные глинистые минералы, связанные с выветриванием этих первичных глинистых минералов, включают множество перестраиваемых минералов, включая слюду-смектит, хлорит-смектит и коренсит (Allen et al., 2001).
Развитие почв в Йотунхеймене на юге Норвегии в целом идет медленно, поскольку почвы преимущественно криорентные (Дармоди и др., 2005). Однако в течение примерно 200 лет на высоте около 300 м наблюдаются заметные тенденции в развитии почвы. Обычно экстрагируемые Fe и Al, катионообменная емкость, органический углерод и отношение C / N увеличиваются со временем, а pH, насыщение основанием и экстрагируемые катионы со временем уменьшаются. Количество экстрагируемых катионов увеличивается с увеличением высоты. Вторичные глинистые минералы, особенно гидробиотит, увеличиваются как с возрастом, так и с высотой (Дармоди и др., 2005). Однако в целом образование вторичных глинистых минералов больше всего на влажных участках (Дармоди и др., 1987). Преобладающие глинистые минералы включают вермикулит, каолинит и смектит и происходят из выветривания пироксен-гранулитовых гнейсов. Более ранние исследования почв в регионе выявили выветривание биотита до гидробиотии на более старых ландшафтных поверхностях (Mellor, 1985, 1987) и тенденцию к утолщению профиля почвы, увеличению содержания органического углерода и емкости катионного обмена, а также снижению pH с возрастом почвы (Messer , 1988).
Почвообразование и связанное с ним химическое выветривание в Антарктиде привлекают значительное внимание с двадцатого века, сильно эволюционировав в 1960-х годах (Tedrow and Ugolini, 1966) и продолжаясь до настоящего времени.В своем классическом исследовании химического выветривания Келли и Замберг (1961) пришли к выводу, что из-за исключительно низких температур химического выветривания практически не существует, за исключением ограниченного окисления железа. Впоследствии эта точка зрения была оспорена в работах Уголини и Андерсона (1973), Уголини и Джексона (1982), Кэмпбелла и Клариджа (1987), которые продолжали демонстрировать, что, несмотря на низкие годовые температуры и пространственно и временно ограниченную доступность воды, образование почвы и связанное с этим химическое выветривание широко распространено (Bockheim, 2002; Bockheim, Wilson, 1992).
В благоприятных почвенных условиях почвы имеют глубокие профили, обычно достигающие 2 м. В процессах химического выветривания преобладает окисление железа, однако анализ растворенных в почве веществ также показывает, что некоторые компоненты образуются в результате выветривания горных пород.