cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Царство бактерий биология 7 класс – Конспект урока по биологии в 7 классе «Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности»

Содержание

«Царство Бактерии» — Биология — 7 класс

БАКТЕРИИ

САМЫЕ ДРЕВНИЕ ОРГАНИЗМЫ НА ЗЕМЛЕ

Антони ван Левенгук

Левенгук первым открыл эритроциты, описал бактерии (1683), дрожжи, простейших, чешуйки эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды (1677), строение глаз насекомых и мышечных волокон. Нашёл и описал ряд  коловраток,  почкование гидр и т. п. Открыл инфузории и описал многие их формы.

ФОРМЫ БАКТЕРИЙ

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

РАЗМНОЖЕНИЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ

СПОРООБРАЗОВАНИЕ

multiurok.ru

Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: бактерии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных.

Это задание поможет выявить пробелы по теме «Цитология» при подготовке к ЕГЭ и ГИА…

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника….

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.

План конспект урока биологии в 6 классе….

Конспект урока «Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность.»

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча…

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по…

Разработка урока по биологии «Общая характеристика бактерий. Строение бактерий»

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме «Бактерии». На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС….

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии

Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии …

nsportal.ru

Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 2 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Часть 1. Царство Бактерии

• Подцарство Настоящие бактерии

• 

Подцарство Архебактерии

• Подцарство Оксифотобактерии


В царство бактерий (от греч. «бактерион» – палочка) объединяют самых древних обитателей нашей планеты, которых в обиходе часто называют микробами. Эти организмы имеют клеточное строение, но их наследственный материал не отделён от цитоплазмы оболочкой, – другими словами, они лишены оформленного ядра. По размерам большинство из них значительно крупнее вирусов. Царство бактерий на основе важных особенностей жизнедеятельности, и прежде всего обмена веществ, учёные подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.

Изучением строения и особенностей жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука микробиология.


Подцарство Настоящие бактерии

Рассмотрим особенности строения бактерий на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.

Это очень древние организмы, появившиеся, по-видимому, более 3 млрд лет назад. Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооружённым глазом. По форме и особенностям объединения клеток в группы различают несколько категорий настоящих бактерий.

Кокки имеют шарообразную форму; диплококки состоят из попарно сближенных клеток шаровидной формы; стрептококки образованы кокками, сближенными в виде цепочки; сарцины – скопления кокков, имеющие вид плотных пачек; стафилококки – комплекс кокков в виде виноградной грозди. Бациллы, или палочки, – вытянутые в длину бактерии; вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, а спириллы – бактерии с вытянутой, штопорообразно извитой формой и т. д.

На поверхности клеток бактерий часто имеются жгутики – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются в жидкой среде. По своей организации они отличаются от жгутиков и ресничек растений и животных. Некоторые бактерии перемещаются «реактивным» способом, выбрасывая в окружающую среду порцию слизи. Клеточная стенка бактерий построена очень своеобразно и включает соединения, не встречающиеся у растений, грибов и животных. Обычно она достаточно прочна, её основу составляет вещество

муреин, представляющее собой смесь полисахаридов и белков. Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи. Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей её изнутри от клеточной стенки.


Форма бактерий


Расположение жгутиков у бактерий

В цитоплазме бактерий мембран мало, и они представляют собой не самостоятельные структуры, а впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органоидов, окружённых мембраной (митохондрий и пластид). Синтез белков осуществляют рибосомы, имеющие меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.

Обычно бактерии размножаются делением надвое. Вначале клетка удлиняется, в ней происходит удвоение кольцевой хромосомы, постепенно образуется поперечная перетяжка, а затем дочерние клетки расходятся или остаются связанными в характерные группы – цепочки, пакеты и т. д.

В неблагоприятных условиях, например при повышении температуры или высушивании, многие бактерии образуют споры. При этом часть цитоплазмы, содержащая наследственный материал, выделяется и покрывается толстой многослойной капсулой. Клетка как бы высыхает – процессы обмена веществ в ней прекращаются. Споры бактерий очень устойчивы; они могут сохранять жизнеспособность в сухом состоянии многие годы, а также выживать в организме больного человека, несмотря на активное лечение антибиотиками. Споры бактерий распространяются ветром и другими путями. Попадая в благоприятные условия, спора преобразуется в активную бактериальную клетку.


Схема спорообразования


Размножение бактериальной клетки делением надвое

Для получения энергии разные виды бактерий используют различные источники: органические вещества, неорганические соединения или солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофны (от греч. «гетеро» – разнородный и «трофос» – питаю), т. е. питаются готовыми органическими веществами – гниющими остатками организмов или паразитируют в других организмах, в том числе и на человеке. Некоторые колониальные бактерии, клетки которых соединены мостиками, образуют своеобразные нитчатые структуры в виде ловчих сетей. Передвигаясь, такая колония захватывает мелкие живые организмы (бактерий, простейших и пр.), обволакивает их слизью и переваривает.

Автотрофных бактерий (от греч. «авто» – сам и «трофос» – питаю), которые самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических, немного. Часть из них способна к хемосинтезу – синтезу органических веществ, образующих их тело, из неорганических с помощью энергии окисления неорганических соединений. Другие образуют органические молекулы из неорганических в процессе

фотосинтеза, используя энергию солнечного света.

По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (существующих только в кислородной среде) и анаэробов (существующих в бескислородной среде). Кроме того, известны группы бактерий, живущих как в кислородной, так и в бескислородной среде.


Патогенные бактерии

В природе бактерии распространены чрезвычайно широко. Они населяют почву, играя роль разрушителей органического вещества – остатков погибших животных и растений. Преобразуя органические молекулы в неорганические, бактерии тем самым очищают поверхность планеты от гниющих остатков и возвращают химические элементы в биологический круговорот.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а также ферменты, спирты, лимонную кислоту. Процессы квашения пищевых продуктов тоже связаны с бактериальной активностью.

Встречаются бактерии-симбионты (от лат. «сим» – вместе, «биос» – жизнь), которые живут в организмах растений и животных, принося им определённую пользу. Например, клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях некоторых растений, способны усваивать газообразный азот из почвенного воздуха, превращать его в растворимые соединения и таким образом снабжать эти растения азотом, необходимым для их жизнедеятельности. Отмирая, растения обогащают почву соединениями азота, что было бы невозможно без участия таких бактерий.

Известны хищные бактерии, поедающие представителей других видов прокариот.

Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны

патогенные (от греч. «патос» – болезнь и «генезис» – происхождение) бактерии – источник различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление лёгких, туберкулёз, ангина, сибирская язва, сальмонеллёз, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.


Бактерии-симбионты образуют клубеньки на корнях растений


Результат деятельности бактерий – разрушителей древесины

Подцарство Архебактерии*

Архебактерии (от греч. «архиос» – древнейший), возможно, древнейшие из ныне живущих прокариот, а следовательно, и из всех других живых организмов; они появились на нашей планете более 3,8 млрд лет назад.

Всего описано немногим более 40 видов архебактерий. Некоторые из них способны обитать в экстремальных условиях.

Среди архебактерий наиболее известны метанообразующие бактерии, которые в результате обмена веществ выделяют горючий газ метан. Значительную часть метана на Земле (10–15×106 т ежегодно) образует только эта группа прокариот. Обитают метанообразующие архебактерии в строго анаэробных условиях: в затопляемых почвах, болотах, иле водоёмов, очистных сооружениях, рубце жвачных.

Другая группа архебактерий – так называемые галобактерии – организмы, способные к росту при очень высокой концентрации солей. Они живут в солёных озёрах.

Среди архебактерий есть и такие, которые окисляют серу и её неорганические соединения с образованием серной кислоты и поэтому могут быть причиной разрушения каменных и бетонных сооружений, коррозии металлов и др.


Галобактерии


Галобактерии живут в солёных отложениях Мёртвого моря


Серобактерии


Метанообразующие архебактерии обитают в болотах

Подцарство Оксифотобактерии*

Подцарство включает несколько групп бактерий, в частности отдел цианобактерий, нередко называемых синезелёными водорослями. Они очень широко распространены по всему миру. Известно около 2 тыс. видов цианобактерий. Это древние организмы, возникшие около 3 млрд лет назад. Предполагается, что изменения в составе древней атмосферы Земли и обогащение её кислородом связаны с фотосинтетической активностью цианобактерий.

Клетки цианобактерий, по форме округлые, эллиптические, цилиндрические, бочонковидные или иные, могут оставаться одиночными, объединяться в колонии, образовывать многоклеточные нити. Часто они выделяют слизь в виде толстого чехла, окружённого у некоторых форм плотной оболочкой. У некоторых видов нити ветвятся и местами образуют многорядные слоевища. Нитчатые формы цианобактерий, помимо обычных клеток, имеют такие, которые способны усваивать азот атмосферного воздуха, переводя его в состав различных растворимых неорганических веществ. Эти клетки снабжают соединениями азота прочие клетки нити. Жгутиков цианобактерии, в отличие от настоящих бактерий, никогда не имеют. Размножаются цианобактерии обычно путём деления клетки надвое, полового процесса у них нет.


Разные формы цианобактерий


Цианобактерии и архебактерии в горячем источнике


Цианобактерии часто вызывают «цветение» воды в прудах


Цианобактерии образуют зелёные пятна на камнях

Большинство цианобактерий – автотрофные организмы и могут синтезировать все вещества клетки за счёт энергии света. Однако они способны и к смешанному типу питания.

Часто цианобактерии вступают в симбиоз с другими организмами. А в симбиозе с грибами образуют такие организмы, как лишайники.

Большинство видов населяют пресноводные бассейны, немногие живут в морях. При массовом размножении цианобактерии часто вызывают «цветение» воды в прудах, что отрицательно сказывается на жизни обитателей водоёма, так как многие цианобактерии в процессе жизнедеятельности выделяют ядовитые вещества. Кроме того, из-за массовой гибели цианобактерий вода начинает загнивать, появляется неприятный запах. Пить воду из таких водоёмов нельзя. На суше цианобактерии живут в почве, образуют характерные зелёные налёты на камнях и коре деревьев.

Виды рода анабена искусственно разводят в тропиках на рисовых полях для обогащения почвы соединениями азота. Благодаря азотфиксирующим свойствам этой бактерии, обитающей в полостях листьев водного папоротника азоллы, рис может долго расти на одном и том же месте без внесения удобрений. Некоторые цианобактерии в странах Востока используют в пищу.


Микрофотографии различных цианобактерий

Вопросы и задания

1. Каковы особенности строения бактериальной клетки? Какие химические вещества образуют тело бактерий?

2. Назовите основные формы бактериальных клеток.

3. Как перемещаются бактерии?

4. Используя материал учебника, составьте таблицу и внесите в неё группы бактерий и способы получения ими энергии.

5. Встречаются ли среди бактерий хищники?

6. Какую систематическую группу образуют архебактерии?

7. Какие организмы называют аэробами? Почему? В чём их отличия от анаэробов?

8. Перечислите особенности строения клеток цианобактерий.

9. Как размножаются бактерии?

10. Как вы думаете, почему бактерии считают наиболее древними организмами?

11. Обсудите в классе, как можно предотвратить цветение водоёмов.

12. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://artsiz.ucoz.ua/publ/shkolnikam_na_zametku/prokarioty/2-1-0-1 (Общая характеристика прокариот)

2. http://www.worldofnature.ru/dia/?act=viewcat&cid=578 (Прокариоты: информация и иллюстрации)

Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие ядра. По форме делятся на кокки, бациллы, вибрионы, спириллы и др. Большинство прокариотических организмов питается отмершими остатками организмов, но встречаются паразиты, симбионты, хищники и автотрофы. Многие бактерии способны усваивать азот из воздуха. Бактерии обеспечивают процесс брожения, в результате которого человек получает многие полезные продукты питания. Ряд патогенных бактерий вызывает тяжёлые заболевания человека и животных.

Часть 2. Царство Грибы

• Отдел Хитридиомикота

• Отдел Зигомикота

• Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы

• Отдел Базидиомикота

• Группа Несовершенные грибы

• Отдел Оомикота

• Группа Лишайники


Современные биологи относят грибы к самостоятельному царству организмов, которые существенно отличаются от растений и животных.

Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тыс. видов, занимается наука микология (от греч. «микос» – гриб, «логос» – учение).

Учёные полагают, что грибы представляют собой сборную группу организмов, имеющих различное происхождение. Не исключено, что грибы – одни из первых эукариот, однако их ранняя история практически неизвестна. Подавляющее большинство современных грибов обитает на суше. Однако древнейшие грибы, очевидно, были пресноводными или морскими организмами.

Грибы лишены пигмента, обеспечивающего фотосинтез, – хлорофилла и являются гетеротрофами. Некоторые свойства грибов сближают их с животными: в качестве запасного питательного вещества они накапливают в клетках гликоген, а не крахмал, как растения; в состав клеточной оболочки входит хитин, сходный с хитином членистоногих; в качестве продукта азотистого обмена веществ образуют мочевину. С другой стороны, по способу питания (путём всасывания, а не заглатывания пищи), по неограниченному росту и неподвижности они напоминают растения.

Отличительный признак грибов – строение их вегетативного тела. Это грибница, или мицелий, состоящий из тонких ветвящихся нитевидных трубочек – гиф.


Шляпочные грибы

Грибы по строению разнообразны и широко распространены в различных местах обитания. Их размеры колеблются в широких пределах: от микроскопически малых (одноклеточные формы – дрожжи) до крупных экземпляров, тело которых в диаметре достигает полуметра и более (это, например, крупные шаровидные дождевики, а также съедобные грибы – белый, подберёзовик и др.).

Грибница, или мицелий, обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, носит название почвенной грибницы. Наружная часть – то, что мы обычно называем грибом, – тоже состоит из гиф, но очень плотно переплетённых. Это – плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.

У большинства грибов мицелий разделён перегородками на отдельные клетки. В перегородках имеются поры, через которые сообщается цитоплазма соседних клеток. Объединяясь в пучки, гифы образуют крупные тяжи, иногда достигающие в длину нескольких метров. Такие тяжи выполняют, в частности, проводящую функцию. В ряде случаев плотные переплетения гиф образуют утолщения, богатые запасными питательными веществами, обеспечивают выживание гриба в неблагоприятных условиях, когда основная часть грибницы погибает. Из них в подходящих для существования условиях вновь развивается мицелий.


Строение гриба

Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное число рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. В вакуолях часто можно обнаружить гранулы белков. Большое количество включений представлено гранулами гликогена и каплями жира. Наследственный, или генетический, аппарат клетки сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков.

Некоторые одноклеточные грибы, например дрожжи, имеют тело, образованное одной почкующейся клеткой. Если отпочковавшиеся дочерние клетки не расходятся друг от друга, образуется мицелий, состоящий из нескольких клеток.

Грибы размножаются в основном бесполым путём – спорами либо вегетативно – частями мицелия. Споры развиваются на специализированных гифах – спорангиеносцах, поднимающихся над почвой или другими субстратами. Имеется также половое размножение.


Облако спор, образованных грибами


Гифы грибов в почве


Схема строения клетки гриба

Между корнями деревьев и грибницей некоторых грибов устанавливается тесная связь, полезная как грибу, так и растению, – возникает симбиоз. Нити грибницы оплетают корень и даже проникают внутрь его, образуя микоризу (от греч. «микос» – гриб и «риза» – корень). Грибница поглощает из почвы воду и растворённые минеральные вещества, которые поступают из неё в корни деревьев. Таким образом, грибница может частично заменять деревьям корневые волоски. Из корней растения грибница, в свою очередь, получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел.

В хозяйственной деятельности человека грибы играют и положительную, и отрицательную роль. Большое значение в пищевой промышленности имеют дрожжи, вызывающие процесс брожения. Многие грибы образуют биологически активные вещества, ферменты, органические кислоты. Их используют в микробиологической промышленности для производства лимонной и других органических кислот, а также ферментов и витаминов. Ряд видов, например спорынью, чагу, используют в качестве сырья для получения лекарственных препаратов.

Грибы традиционно употребляют в пищу. На территории нашей страны встречается свыше 150 видов съедобных грибов, но широко используется лишь несколько десятков.

Известны грибы – возбудители заболеваний человека, например микоза стоп и кистей, ногтей. Некоторые грибы служат причиной болезней домашних животных, нанося вред животноводству. Пример такого грибкового заболевания – стригущий лишай. Многие грибы вызывают болезни растений – трутовики на деревьях, спорынья злаков и др.


Половое размножение базидиомицетных грибов



Возбудители – грибы хитридиомикота


Спорангии со спорами

В царство грибов микологи включают несколько отделов: Хитридиомикота, Зигомикота, Оомикота, Аскомикота и Базидиомикота. Наиболее крупные из них – Аскомикота и Базидиомикота.

Отдельную группу образуют Несовершенные грибы, которые размножаются только бесполым путём или вегетативно и никогда не образуют плодовых тел.

Отдел Хитридиомикота*

Мицелий у большинства представителей отдела Хитридиомикота отсутствует. Это преимущественно одноклеточные и микроскопические формы, и тело их, как и многих других внутриклеточных паразитов, живущих в цитоплазме клеток хозяина, представлено голой цитоплазматической массой. Они обычно тесно связаны с водной средой. Многие из них паразитируют на водорослях, высших водных растениях, других водных грибах, а также на беспозвоночных животных. Некоторые виды паразитируют на корнях высших наземных растений, главным образом во влажной почве. Значительно меньшая часть видов хитридиомикота развивается на растительных остатках и трупах животных.

Отдел Зигомикота

Почти все представители этого отдела – одноклеточные организмы, ведущие наземный образ жизни. Среди них есть и виды, разлагающие органические остатки, и паразиты высших грибов, насекомых, других животных и человека.

Наиболее широко известен род Мукор. Мукоровые грибы питаются на навозе, за счёт растительных остатков; некоторые паразитируют на животных, растениях и человеке. Именно мукоровые грибы образуют белый или серый налёт (плесень) на пищевых продуктах: хлебе, варенье, овощах.


Пилобол на навозе


Мукор на хлебе


Мортирелла

Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы

Аскомикота – один из наиболее обширных отделов (около 30 тыс. видов). Своё название они получили благодаря образованию замкнутых структур – сумок (асок), содержащих споры. К отделу Аскомикота относят, в частности, дрожжи, представленные одиночными почкующимися клетками, многочисленные многоклеточные грибы с крупными плодовыми телами, например сморчки́ и строчки́.

Представители аскомикота широко распространены во всех природных зонах и регионах. По способу питания это гетеротрофы, обитают они в почве, лесной подстилке, на различных растительных субстратах и питаются гниющими остатками. Одни виды аскомикота развиваются на субстратах животного происхождения, другие участвуют в разложении растительных остатков, содержащих целлюлозу, до неорганических молекул.

Многие виды аскомикота образуют вещества, применяемые в медицине для лечения инфекционных заболеваний (антибиотики), ферменты, органические кислоты и используются для их промышленного получения.

Широко используемая человеком группа из отдела Аскомикота – дрожжи. Важно отметить, что среди дрожжей нет видов, образующих токсические для человека вещества. При порче пищевых продуктов, вызываемой дрожжами, меняются вкус и внешний вид, но не накапливаются вредно действующие вещества, как это отмечается у ядовитых грибов и бактерий. Пекарские дрожжи существуют только в культуре. Они представлены сотнями рас: винными, хлебопекарными, пивными и спиртовыми.


Сумка (аска) со спорами


Дрожжи

Большой практический интерес представляют виды рода Спорынья. Большинство из них паразитирует на злаках. На поражённых спорыньёй колосьях злаков хорошо заметны склероции – плотные сплетения гиф, имеющие вид рожков чёрно-фиолетового цвета. Склероции зимуют в почве, куда они попадают с культурных злаков при уборке урожая или с дикорастущих растений, встречающихся по краям полей. Весной склероции прорастают плотными сплетениями гиф, по периферии которых образуются плодовые тела. В них формируются споры, заражающие злаки в период цветения.

Клетки спорыньи содержат высокотоксичные (ядовитые) вещества, что может вызвать отравление при их попадании в муку или в корм для животных. Вещества, выделяемые из спорыньи, широко применяют в современной медицине для лечения сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Особенно эффективны они в акушерско-гинекологической практике.

Некоторые представители аскомикота, например сморчки и трюфели, съедобны.


Спорынья


Сморчок


Строчок


Трюфели

iknigi.net

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Царство Бактерии

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Е.А.

Дата:
Тема:
Царство бактерии.
Цели: 
Обучающие:

Познакомить с систематическим положением бактерий в органическом мире.

Сформировать знания о строении, форме и жизнедеятельности бактерий.

Показать различия в строении растительной и бактериальной клетки.

Выработать умение находить части бактерии на рисунках и схемах.

Развивающие:

Продолжить развитие интеллектуально – познавательной деятельности.

Продолжить развитие умения сравнивать, анализировать , делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Понятия: автотрофы, гетеротрофы, паразиты, симбионты, аэробы, анаэробы.
Оборудование: электронный учебник («Биология. Разнообразие живых организмов» — Л.Н. Сухорукова, В.С. Ячменко, И.Я Колесникова, издательство «Просвещение», 2014).
Структура урока:
1. Организация
2. Целевая установка
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение новой темы
5. Итоговое закрепление
6. Домашнее задание
7. Комментирование оценок

Ход урока:

Бактерии – микроскопические организмы, распространенные повсеместно и способные переносить самые неблагоприятные условия.

Питаться они могут практически всем, включая изготовленные человеком пластмассы, стиральные порошки и некоторые яды.

Основные признаки царства

Бактерии – самые древние организмы Земли. В основном одноклеточные формы, но встречаются и колониальные.

Передвигаются при помощи жгутиков или слизи.

Клетка имеет простое строение: слизиста капсула, оболочка, мембрана, цитоплазма, нуклеоид (ядерное вещество не отделенное от цитоплазмы, без ядерной оболочки), жгутики.

Размножаются бактерии чаще всего простым делением клетки на две (см. анимацию деления бактериальной клетки в учебнике). Скорость размножения зависит от внешней среды. У некоторых бактерий, например у кишечной палочки, наблюдается половой процесс размножения.

Разнообразие бактерий

В процессе эволюции возникло огромное разнообразие бактерий в связи с освоением ими разных сред жизни.

Бактерии различаются по форме клеток и особенностям их объединения в колонии.

По способу питания среди бактерий выделяют автотрофов, способных к фотосинтезу, и гетеротрофов.

Цианобактерии – автотрофы – предполагают, что именно они обогатили атмосферу Земли кислородом, сделав ее пригодной для жизни, более 3 млрд. лет назад.

Большинство современных видов цианобактерий – обитатели пресных водоемов. Устойчивы к бытовому и промышленному загрязнению.

Гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами.

По способу питания — есть паразиты и симбионты. Гетеротрофные гнилостные бактерии (сапротрофы) разлагают остатки растений, грибов, животных.

По способу дыхания – аэробы (необходим кислород) и анаэробы (добывают энергию в результате брожения).

Роль бактерий в экосистемах и жизни человека

Бактерии разрушают органические вещества до неорганических. Без бактерий жизнь на Земле была бы невозможна: планета покрылась бы отмершими растениями и погибшими животными.

Огромна роль бактерий в жизнедеятельности человека.

Бактерии брожения активно используют в пищевой промышленности, азотфиксирующие – в с/х для повышения плодородия почвы, симбиотические бактерии в кишечнике человека – процесс пищеварения.

Бактерии-паразиты – возбудители многих инфекционных заболеваний человека и животных – дизентерийная палочка, бактерии бутулизма (выделяют токсины, смертельные для человека), палочка Коха.

В медицине разработаны два основных пути предупреждения и лечения болезней, вызываемых бактериями.


Прививки – повышают защитные силы организма.


Применение антибиотиков – вещества, способные убивать или подавлять рост бактерий.

Домашнее задание:
П.49 – учить, пересказывать.

multiurok.ru

Методическая разработка урока по биологии 7 класс По теме: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Методическая разработка урока по биологии 7 класс

По теме: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Предмет: биология.

Класс: 5

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: технология развития критического мышления.

Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель: познакомиться с царством бактерий.

Задачи:

образовательные: – расширить знания о самой древней группе живых существ – бактерий;

— выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения;

— показать многообразие форм.

развивающие: — продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами;

— отработать навык сбора биологического конструктора;

— сформировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.

воспитательные: — воспитание навыка коллективной работы;

— привитие правил экологической культуры поведения.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

— знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— рассмотреть разнообразие и распространение бактерий;

— уметь отличать бактерии от других живых организмов.

Метапредметные:

регулятивные: — определять цели и задачи урока;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— определять критерии изучения бактерий.

коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные: — работать с таблицей;

— находить отличия;

— составлять схемы-опоры;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с таблицей.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения бактерий.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: фронтальная, групповая

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана.

Основные термины и понятия: бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты.

Ход урока

I. Мотивация

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Придется пройти нам по дебрям науки

Желательно только без лени и скуки

Но все же она молода, как всегда

Красавица в мире наук – биология –

Наука о жизни!

Вперед, господа!

Ребята, Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? (Дети сообщают, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящих много пользы человеку и много вреда. Учитель подводит учащихся к формированию темы урока.) Как называются эти организмы? (ответы детей)

Познание содержимого второго столбца таблицы и является целью нашего урока. Итак, сформулируйте тему урока (поочередно высказывают свое мнение), а теперь запишите ее в свои тетради.

Тема урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность».

II. Актуализация знаний.

Ребята, прежде чем приступать к изучению бактерий давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы (один ученик отвечает устно, несколько – работают по индивидуальным карточкам)

    1. Вопросы для устного опроса:

Какие Царства живой природы вам известны? Дать краткую характеристику каждому Царству.

2. Допишите предложения

1.В царство грибов объединяют одноклеточные и ………..организмы, клетки которых имеют ядро.

2.В царство …………объединяют одноклеточные и многоклеточные организмы, питающиеся готовыми органическими веществами и способные к активному передвижению.

3.В царство ……….объединяют мельчайшие неклеточные формы, которые проявляют признаки живого, только попав в клетку.

4.В царство растений относят одноклеточные и многоклеточные организмы, которые содержат ……….и выделяют в окружающую среду ……….

3. Выбрать правильные ответы на вопросы:

Вариант 1.

1)Какой организм относится к царству растений?

А) дрожжи Б) ромашка В) дождевой червь Г) вирус гриппа

2)Растения имеют зеленый цвет, так как в их листьях содержится:

А) хлорофилл Б) минеральные вещества В) органические вещества Г) крахмал

3)Выберите из списка одноклеточные растения:

А)папоротник Б) кукуруза В) хлорелла Г) береза

4)Какие растения не образуют плодов и семян?

А) подорожник Б) астра В) огурец Г) водоросль

5)Какие организмы относят к царству грибов?

А)алоэ Б) подосиновик В) плесень Г) папоротник

Вариант 2.

1)Живые организмы, способные образовывать органические вещества на свету из неорганических:

А) животные Б) растения В) грибы Г) бактерии

2)Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами, не способны к активному передвижению, это:

А) растения Б) животные В) грибы Г) бактерии

3)Назовите гриб-паразит:

А) подосиновик Б) подберезовик В) трутовик Г) плесневый гриб

4)К царству вирусов относят:

А) молочнокислые бактерии Б) туберкулезную палочку В) вирус гриппа Г) дрожжи

5)При составлении пищевой цепи на первом месте нужно поставить:

А) растение Б) грибы В) бактерии Г) животных

III. Изучение нового материала.

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности

Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом. Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Димокриту – о людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней? Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает находясь рядом с больным. (Не забывайте, что ни Демокрит, ни Гиппократ не чего не знали о клетке, о микроорганизмах, т.к. микроскоп еще не был изобретен. Все это было их предположением)

Нужно было обладать большой фантазией, чтобы предположить существование целого мира не доступного нашему глазу.

В наше время, любому пятикласснику под силу рассказать о строение бактериальной клетки.

Ученым известно около 2500 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

По-гречески бактерия означает палочка, но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму.

(Учитель организует работу в группах). На доске представлено все многообразие форм бактериальных клеток. У вас на столах также лежат картинки, на которых представлено все многообразие бактерий, а также листы-матрицы с названием формы бактерий. На обратной стороне картинок имеется буква. Если вы правильно подберете соответствие между названием и формой, то в результате получится слово (на обороте, состоящее из букв), которое обозначает второе название бактерии.

Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)

Стрептококки (цепочки из кокков) (И)

Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)

Вибрионы (в виде запятой) (Р)

Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)

Бациллы (в виде палочек) (Б)

Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)

В итоге получается слово МИКРОБЫ.

Бактерии имеют совершенно особое строение, не похожее на клетки растений и животных: они одноклеточны, не имеют ядра, у них нет пластид, поэтому большинство из них бесцветны.

Условия жизни бактерий очень разнообразны.

По типу питания бактерии делятся на автотрофов и гетеротрофов, которые в свою очередь подразделяются на симбионтов, паразитов и сапрофитов.

Сапрофиты – бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. Паразиты – бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов. Лишь очень немногие бактерии способны сами создавать органические вещества из неорганических. Это цианобактерии. Именно они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли. Симбионты — организмы двух разных видов, состоящие в длительном тесном сожительстве.

По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробов и анаэробов.

Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако, существуют бактерии, способные жить без кислорода. Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от -2 до +75 градусов. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.

Размножаются бактерии делением пополам.

Ребята, а теперь Вам предстоит самостоятельная работа с учебником.

Каждая группа изучает строение бактерий:

Задание 1. Найти в тексте параграфа нужную информацию, использовать рисунки, электронную таблицу, ПК.

Задание 2. Изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения.

Задание 3. Докажите, что клетка бактерий не такая, как клетка растений.

Задание 4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам.

Задание 5. Выписать новые слова. Объяснить их.

Дети самостоятельно распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

VI. Закрепление пройденного материала.

Работа в группах.

Карточки – задания для групп

ГРУППА 1

Строение бактерий. Клеточная стенка.

Клетка бактерии окружена плотной клеточной стенкой, которая защищает бактерию и выполняет опорную функцию (придает клетке определенную форму). Часто поверх клеточной стенки имеется слой слизи – капсула, которая предохраняет клетку от потери влаги.

Задание: Студентам была предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде они оставили отпечатки грязных рук. Через несколько дней там образовались колонии бактериальных клеток. Почему? Сделайте вывод.

Вывод: На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на грязных руках содержится огромное количество ______. Они делятся и образуют группы ______. Колоний очень много так как и видов ______ на грязных руках тоже велико. Если не мыть руки перед едой, то эти бактерии ______.

ГРУППА 2

Строение бактерий. Цитоплазма.

Внутри клетки имеется цитоплазма. Цитоплазма бактерий густая не подвижная. Она имеет слоистое строение. В ней размещаются различные ферменты и запасные питательные вещества.

Задание: Студентам была предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде они оставили отпечатки рук, вымытых водой без мыла. Что появилось в чашках Петри? Почему? Сделайте вывод.

Вывод: На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на руках содержится большое количество ______. Когда мы моем руки водой без мыла, то мы удаляем лишь малую часть ______, а большая часть ______ остается на руках и может попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания.

ГРУППА 3

Строение бактерий. Ядерное вещество.

В центральной части клетки расположено ядерное вещество, несущее наследственную информацию. Но ядерное вещество бактерий не имеет ядерной оболочки (мембраны), поэтому бактерий относят к доядерным организмам.

Задание: Студентам была предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде они оставили отпечатки рук, вымытых водой с мылом. Появились ли колонии бактерий? Почему? Сделайте вывод.

Вывод: Питательная среда осталась практически чистой. Когда мы моем руки с мылом, то мы удаляем с них ______. Соблюдая правила личной гигиены, мы можем обезопасить себя от многих ______. Многие кишечные заболевания называют “болезнью грязных рук” потому что ______.

ГРУППА 4

Строение бактерий. Жгутики.

На поверхности бактериальной клетки имеются длинные жгутики (один, два или много). С помощью этих жгутиков бактерии могут передвигаться.

Задание: Студентам была предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде они оставили отпечатки денежной купюры. Появились ли колонии бактерий? О чём это говорит? Сделайте вывод.

Вывод: В чашке Петри появились колонии микроорганизмов. Их очень много. Это говорит о том, что на деньгах содержится огромное количество ______. Передавая деньги друг другу люди совершают контакт и ______ попадают от одного человека к другому, от больного к здоровому. Так может произойти ______ каким-нибудь заболеванием.

V. Рефлексия.

Учитель предлагает обсудить детям критерии оценивания выступления групп. Организует выступления групп. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность.

Ребята оценивают собственный вклад в работу группы. Работа в листах самоконтроля, обсуждение.

В конце урока учитель предлагает вернуться к первоначальной таблице «Знаю/Хочу знать». Ребята обсуждают, достигнута ли цель урока, делают отметки в листах самоконтроля.

VI. Домашнее задание.

Всем:

Параграф 9, вопросы на стр. 42.

На выбор:

  • Объяснить в чем значимость выражений: “Мойте руки перед едой”, “Чистота – залог здоровья”.

  • Составить ребусы (не менее 3) на тему « Бактерии».

  • Подготовить презентацию по теме «Многообразие бактерий», «Значение бактерий в природе и для человека».

infourok.ru

Царство бактерий. Общая характеристика. | Биология

Бактерии – типичные прокариотические организмы. Бактерии самые древние поселенцы земли, они живут уже два миллиарда лет. Ученым известно около 2 500 видов. Бактерии имеют клеточное строение, но не имеют ядра, отделенного мембраной от цитоплазмы.

Генетический материал у бактерий представлен пальцевыми молекулами ДНК длинной около 1 мм. Каждая такая молекула состоит из около 5 000 000 пар нуклеотидов. Плазматическая мембрана у бактериальной клетки по структуре и функциям не отличается от таковой эукариотической. У некоторых бактерий плазматическая мембрана впячивается внутрь и образуются лизосомы – основная их функция – дыхание. Рибосомы в бактериальной клетке разбросаны по цитоплазме. На клеточной стенке некоторых бактерий имеются палочковидные белковые выступы – они необходимы для прикрепления клеток друг к другу. Клеточная стенка придает бактериальной клетке жесткость и форму. Некоторые бактерии имеют слизистые слои – капсулы. Они служат дополнительной защитой для клеток.

Большинство бактерий не содержит хлорофилла и питается готовыми органическими веществами – гетеротрофно. Бактерии освоили все среды обитания. Они живут практически везде: в почве, в пыли, в воздухе, в воде, на теле животных, внутри живых организмов. Они сохраняют свою жизнеспособность в горячих источниках при температуре 90 градусов С, в нефтяных скважинах на глубине 1 700 метров, на дне океана – глубже 10 километров. Некоторые бактерии выживают после пятидневного кипячения, в условиях вакуума. Многие бактерии могут жить без кислорода. Численность бактерий огромна: в одном грамме плодородной почвы может находиться до 2 миллиардов бактерий.

Бактерии по форме разнообразны: шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы), в виде цепочки (стрептококки), в виде гроздей (стафилококки). Некоторые бактерии имеют жгутики.

Бактерии очень быстро размножаются, каждые 20-30 минут. Теоретически их численность растет в геометрической прогрессии. Размножение ограничивается климатическими условиями, действием солнечного света, борьбой между видами, накоплением продуктов обмена. В оптимальных условиях бактериальная клетка растет с огромной скоростью. Достигнув определенного размера, бактериальная клетка приступает к бесполому размножению, перед делением происходит удвоение генетического материала. У самых быстрорастущих бактерий деление происходит через каждые 20 мин.

По способу добычи пищи гетеротрофные делятся на три группы: паразиты, сапрофиты и симбионты.

Сапрофиты питаются мертвой органикой, вместе с грибами разлагают органические останки, являясь редуцентами любой экосистемы. Среди них гнилостные бактерии, бактерии брожения.

Симбиотические бактерии живут на корнях растений и снабжают их азотом, который способны усваивать только бактерии.

Кишечные бактерии обеспечивают нормальную работу пищеварительной системы.

Паразитические бактерии, или болезнетворные, способны выделять токсины (ядовитые вещества, воздействующие на определенные системы органов). Туберкулезная палочка, холерный вибрион вызывают тяжелые болезни и даже смерть. Для профилактики бактериальных заболеваний необходим строгий бактериологический контроль, соблюдение правил личной гигиены, предохранительные прививки.

Бактерии имеют очень важное значение для человека. Это обусловлено ролью микроорганизмов в биосфере.

Плодородие почв. При жизнедеятельности почвенных бактерий происходит образование гумуса, который представляет собой разложившееся с помощью бактерий органическое вещество, содержащее все необходимые вещества для жизни растений. Кроме того, почвенные бактерии участвуют в круговороте различных веществ. Например, азота.
Очистка сточных вод. Для очистки сточных вод применяются микроорганизмы, которые в короткие сроки могут перевести большинство органических соединений в неорганические.
Бактерии симбионты. В кишечнике многих животных и человека обитает так называемая микрофлора, которая способна переваривать потребляемую организмом пищу и синтезируют витамины.
Промышленное брожение. Путем брожения человек может получать различные вещества, например, уксусная кислота, силос, спирт, кисломолочные продукты.
Производство антибиотиков. Эти вещества выделяются некоторыми бактериями и грибами. Эти вещества вызывают угнетение жизнедеятельности других бактерий.
Производство кормового белка.
Производство ферментов и генная инженерия. Возможность промышленно производить инсулин, получать спирты, кетоны, органические кислоты, полимерные вещества.
Биологические методы борьбы с вредителями, различные бактерии могут заражать и вызывать гибель вредителей сельского хозяйства.

ebiology.ru

Общая характеристика бактерий — Царство Бактерии — Многообразие живых организмов — ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — Биология 7 класс — Методическое пособие

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 2. Многообразие живых организмов.

Царство Бактерии

Урок 5. Общая характеристика бактерий

Цели

• Продолжить знакомство с многообразием живого мира на основе изучения особенностей строения, жизнедеятельности, мест обитания и значения бактерий.

• Сформировать понятие о бактериях как представителях прокариот безъядерных организмов.

• Объяснить особенности питания и дыхания бактерий.

• Познакомить учащихся с размножением бактерий.

• Сформировать умения выполнять лабораторную работу.

Средства обучения: таблицы, фотографии, иллюстрирующие многообразие бактерий, строение и размножение бактериаль-

ной клетки; фотографии с изображением кокков, стрептококков, стафилококков, бацилл, вибрионов и др.; научно-популярная литература о бактериях и об ученых — исследователях царства Бактерии; оборудование для лабораторной работы «Бактерия сенная палочка».

Опорные точки

• Бактерии — древнейшие организмы на Земле.

• Бактериальная клетка — представитель прокариотических организмов, имеющих специфическое строение.

• Разнообразие форм бактериальных клеток.

• Два способа питания бактерий.

• Процессы жизнедеятельности бактерий: дыхание, размножение.

• Выживание бактерий в неблагоприятных условиях.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Вводная беседа о появлении на Земле первых представителей жизни — бактерий.

2. Объяснение строения бактериальной клетки как представителя прокариотических организмов; характеристика разных форм бактерий.

3. Работа школьников с текстом учебника (ч. 1, с. 31 — 34) с целью изучения особенностей жизнедеятельности бактерий: питания, дыхания, роста и размножения.

4. Рассказ об особом состоянии бактериальных клеток, обеспечивающем выживание в условиях, невыносимых для всех других живых организмов.

5. Выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 106).

II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала

1. Почему строение бактериальной клетки следует оценивать, как очень простое, то есть примитивное?

2. Сравните строение двух клеток — растительной и бактериальной, выявите различие, установите сходство. Могли ли растительные клетки произойти от бактериальных? Почему?

3. Что такое нуклеоид и каково его местоположение в клетках бактерий?

4. Какое общее название имеют бактерии, для питания которых необходим солнечный свет? Какова среда их обитания?

5. Какова интенсивность размножения бактерий? Какие причины могут погубить их и почему все же бактерии выживают в самых трудных условиях?

6. Используя рисунок 16 (ч. 1, с. 32), зарисуйте в тетради формы бактериальных клеток.

III. Домашнее задание

1. Изучите § 5.

2. Изучите информацию на с. 101 — 102 о гетеротрофных бактериях и составьте таблицу «Способы питания гетеротрофных бактерий» с колонками: «Сапрофиты», «Симбиониты», «Паразиты».

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *