Адаптированная программа по географии 7 класс 7 вид – Адаптированная программа по географии 7 класс
Адаптированная рабочая программа по географии 7 класс
I
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Согласовано: Утверждаю______________
На заседании МО Директор школы-интерната Павликова А.В.
Протокол № от Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА____________________________________
В _________ КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ:______________________________________________
Пояснительная записка.
II
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью,
и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем
постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Программа разработана на основе базовой программы под редакцией В.В. Воронковой для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Настоящая программа рассчитана для учащихся 7 класса.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока по 45минут. На курс отведено 68 академических часов или 2 часа в неделю.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов указанное в тематическом плане которое может изменяться на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые успешно овладевают учебным материалом. 30-35% испытывают трудности в обучении, 35-40% нуждаются в разнообразных видах помощи, 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение закрепления пройдённого материала.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по географии:
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ЕГО УЧАЩИМИСЯ
III
В данной программе представлены разделы изучения курса географии 7 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам в каждом класс е указывается количество часов. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы. Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края.
По данной программе в 2016-2017гг. обучаются ученики 7 класса. По списку в классе 6 учащихся: Дубов Вова, Енин Витя, Гребенщиков Коля, Гомонова Диана, они хорошо читают, пересказывают, отвечают на вопросы, выполняют практические задания, проявляют большой интерес к предмету. Несмеянов Артем является отстающим учеником в классе/
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
IV
Предмет находится в учебном плане в разделе 1 «Предметные области», в обязательной части 1.1.
Предметная область 1.2.12. География
В 7 классе на ее изучение отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
V
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на 2 вариант образовательной программы.
CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
VI
— Карта природных зон России;
— Зона арктических пустынь;
— Зона тундры;
— Лесная зона;
-Зона степей;
— Зона полупустынь и пустынь;
— Зона субтропиков;
Высотная поясность в горах
55
2
5
8
17
9
6
2
6
3
Повторение
3
Цель школьного курса географии 7 класса – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении,
хозяйстве своего края, России, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
I Раздел Географическое положение России на карте мира (10 часов)
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,
Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли,
Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Региональный компонент. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Иркутской области. Пути рационального использования.
II Раздел Природные зоны России (55 часов)
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 часов)
Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (8 часов)
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (17 часов)
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.
Степи (9 часов)
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни (6 часов)
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.
Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропики (2 часа)
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах (6 часов)
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)
Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.
Региональный компонент (8 час). Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Байкал – жемчужина Сибири. Особенности природы. Растительный мир. Животные. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Город Иркутск. Экологические проблемы. Охрана природы Сибири.
Учащиеся должны знать:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
природные условия и богатства России, возможности исполь¬ования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
правила поведения в природе;
расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон «России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
VII
- Кол-во
часов
Основной вид учебной деятельности обучающегося
Кал срок
план
факт
1.
Географическое положение России на карте мира
сообщение новых знаний
2.
Европейская и Азиатская части России
сообщение новых знаний
3.
Административное деление России
комбинированный
4.
Разнообразие рельефа
комбинированный
5.
Полезные ископаемые. Их основные месторождения
комбинированный
6.
Климат России. Водные ресурсы России, их использование
комбинированный
7.
Население России. Народы России
сообщение новых знаний
8.
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли
комбинированный
9.
Сельское хозяйство, ее отрасли
комбинированный
10
Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России
комбинированный
11
Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России
комбинированный
12
Карта природных зон России
комбинированный
13
Зона Арктических пустынь. Положение на карте. Климат
комбинированный
14
Растительный и животный мир
комбинированный
15
Население и его основные занятия
комбинированный
16
Северный морской путь
комбинированный
17
Обобщающий урок. Тест
проверка знаний
18
Зона Тундры.
сообщение новых знаний
19
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
сообщение новых знаний
20
Климат. Водоемы тундры
сообщение новых знаний
21
Растительный мир
сообщение новых знаний
22
Животный мир
сообщение новых знаний
23
Города Тундры: Мурманск. Архангельск
сообщение новых знаний
24
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь
сообщение новых знаний
25
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры
сообщение новых знаний
26
Лесная зона.
сообщение новых знаний
27
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
сообщение новых знаний
28
Климат
сообщение новых знаний
29
Реки, озера, каналы
сообщение новых знаний
30
Растительный мир. Хвойные леса (Тайга)
сообщение новых знаний
31
Смешанные и лиственные леса
сообщение новых знаний
32
Обобщающий урок. Тест
проверка знаний
33
Животный мир
сообщение новых знаний
34
Пушные звери
сообщение новых знаний
35
Значение леса
сообщение новых знаний
36
Промышленность и сельское хозяйство Лесной зоны и Центральной России
сообщение новых знаний
37
Города Центральной России
сообщение новых знаний
38
Особенности развития хозяйства Северо-западной России
сообщение новых знаний
39
Города: Санкт- Петербург, Новгород, Псков, Калининград
сообщение новых знаний
40
Западная Сибирь
сообщение новых знаний
41
Восточная Сибирь
сообщение новых знаний
42
Дальний Восток
сообщение новых знаний
43
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса
сообщение новых знаний
44
Зона Степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки
сообщение новых знаний
45
Растительный мир
сообщение новых знаний
46
Животный мир степей
сообщение новых знаний
47
Хозяйство. Население и его основные занятия
сообщение новых знаний
48
Города лесостепей и степной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
сообщение новых знаний
49
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
сообщение новых знаний
50
Города степной зоны: Ростов- на- Дону, Ставрополь, Краснодар
сообщение новых знаний
51
Охрана природной зоны степей
сообщение новых знаний
52
Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
сообщение новых знаний
53
Климат. Реки
сообщение новых знаний
54
Растительный мир
сообщение новых знаний
55
Животный мир
сообщение новых знаний
56
Хозяйство, население и его основные занятия
сообщение новых знаний
57
Города зоны пустынь и полупустынь: Астрахань, Элиста
сообщение новых знаний
58
Зона субтропиков. Положение на карте
сообщение новых знаний
59
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города – курорты
сообщение новых знаний
60
Высотная поясность в горах. Положение на карте
сообщение новых знаний
61
Рельеф и полезные ископаемые. Климат
сообщение новых знаний
62
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
сообщение новых знаний
63
Города и экологические проблемы Урала
сообщение новых знаний
64
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
сообщение новых знаний
65
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
сообщение новых знаний
66
Повторение изученного раздела
повторение полученных знаний
67
Повторение зоны арктических пустынь
повторение полученных знаний
68
Обобщающее повторение
повторение полученных знаний
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО_ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
VIII
Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина География России. 7кл.Изд. «Просвещение» 2005;
Атлас, контурные карты, рабочие тетради 6-9 классов
infourok.ru
№ | Раздел программы | Основное содержание раздела, темы | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности ученика на уровне учебных действий |
Особенности природы и хозяйства России. | Географическое положение России на карте мира. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: С учётом индивидуальных возможностей обучающихся давать им дифференцированные упрощенные задания по работе с текстом, с атласом, учебными картами; Достаточный уровень: Давать полные ответы при описании географического положения России, расположения границ, Европейской и Азиатской частях, природе, экономическом развитии. Нахождение на карте сухопутных и морских границ, географического положения карты, нахождение основных месторождений полезных ископаемых. Формирование мысленной пространственной ориентировки, внимания при работе с географической картой России, атласами, развитие мышления, зрительной памяти, связной речи. | |
Европейская и Азиатская части России | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Административное деление России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Разнообразие рельефа | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Полезные ископаемые, их основные месторождения | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Климат России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Водные ресурсы России, их использование. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Население России. Народы России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Сельское хозяйство, его отрасли. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Природные зоны России | Размещение природных зон на территории России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показывать на карте расположение природных зон России. Достаточный уровень: Должны знать названия природный зон России, находить их на карте. С помощью таблиц, рисунков в учебнике составлять краткое описание природы. | |
Карта природных зон России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Зона арктических пустынь. Положение на карте. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показывать на карте расположение природной зоны арктических пустынь. Знать климатические особенности. Достаточный уровень: Описывать положение на карте зоны арктических пустынь, её природу, растительных и животный мир, изучение Арктики и её значение. Формирование образной оперативной памяти. Развитие умения конкретизации и обобщения при изучении тем, систематизация знаний. | ||
Климат. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Растительный и животный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Население и его основные занятия. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Северный морской путь. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Зона тундры Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показать на карте расположение зоны тундры. Знать климатические особенности, особенности растительного и животного мира. Достаточный уровень: Давать полные ответы на заданные вопросы, уметь пользоваться текстом учебника, картой, описывать особенности природы изучаемых природных зон. Формирование долговременной памяти с помощью установления причинно-следственных зависимостей, формирование познавательного интереса у учащихся | ||
Климат. Водоемы тундры. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Растительный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Животный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Хозяйство. Население и его основные занятия. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города тундры: Мурманск, Архангельск. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показать на карте расположение лесной зоны. Уметь назвать лиственные и хвойные породы деревьев. Достаточный уровень: Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятием населения. Описывать особенности природы своего Донского края. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных. Формировать навыки пространственной ориентировки при работе с картой. Развитие устной речи на основе слухового восприятия, синтез деятельности анализаторов, сдерживание непроизвольных эмоций. | ||
Климат. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Реки, озера, каналы. Экологические проблемы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Смешанные и лиственные леса. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Животный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Пушные звери. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Значение леса. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города Центральной России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Особенности развития хозяйства северо-западной России. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Западная Сибирь. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Восточная Сибирь. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Дальний Восток. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показать на карте расположение зоны степей. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства. Достаточный уровень: Составлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила поведения в природе, уметь ими пользоваться. Формирование познавательного интереса у учащихся. Развитие абстрактного мышления. Развитие речевых навыков, бережного отношения к природе. | ||
Растительный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Хозяйство. Население и его основные занятия. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Охрана природы степей. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Географическое положение и природные особенности Ростовской области. | Общая физико-географическая характеристика региона | Индивидуальная, работа с картой атласа | Сравнивать географическое положение и размеры территории области с другими регионами России и странами мира. Определять особенности рельефа области по физической карте, Определять основные этапы формирования земной коры на территории области; Оценивать обеспеченность водными ресурсами отдельных территорий; | |
Характеристика водоемов Ростовской области. Охрана вод. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Животный и растительный мир области. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показать на карте расположение зоны полупустынь и пустынь. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства. Достаточный уровень: Составлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила поведения в природе, уметь ими пользоваться. Заполнение таблицы «Полезные ископаемые полупустынь и пустынь» | ||
Климат. Реки. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Растительный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Животный мир. Охрана природы. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Хозяйство. Население и его основные занятия. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города зоны полупустынь и пустынь. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Зона субтропиков. Положение на карте | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показать на карте расположение зоны субтропиков. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства. Достаточный уровень: Составлять рассказ по предложенному плану. | ||
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | Индивидуальная, работа с картой атласа | Минимальный уровень: Показать на карте расположение областей высотной поясности в горах. Знать особенности климата и значение степей для народного хозяйства. Достаточный уровень: Составлять рассказ по предложенному плану. Наносить на контурные карты природные зоны. Знать правила поведения в природе, уметь ими пользоваться. Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости | ||
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Города и экологические проблемы Урала. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | Индивидуальная, работа с картой атласа | |||
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | Индивидуальная, работа с картой атласа |
nsportal.ru
Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по географии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
7 класс. Пояснительная записка
7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. Основанная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей,
ПодробнееПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС
ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС Пояснительная записка. Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
ПодробнееРабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс Учитель Бондарь Е.А. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для 7 классов общеобразовательных
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по географии в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии базового
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России
ПодробнееВсего 68 ч, 2 час в неделю. 4 ч
Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население
ПодробнееI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: -стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) -примерной программы для среднего
ПодробнееРабочая программа по географии
Согласовано: Руководитель МО учителей естественнонаучных дисциплин и математики / Ильчук Н.В. Утверждаю: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе / Позднякова А.В. Приказ 169 т 31 августа
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных
ПодробнееКалендарно тематический план
Календарно тематический план Тема раздела, урока Кол-во Сроки п/п часов Введение 3 Что изучает физическая география материков. Материки и части света. 2 Практическая работа: Обучение приемам работы с источниками
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для 7-9 классов составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по географии 2004г., Примерной программы по географии основного
Подробнее1. Пояснительная записка
. Пояснительная записка Рабочая программа по географии составлена на основе программы География. 6- классы. / Сост. Сиротин В.И. — М., Просвещение, 2006. Данная программа составлена для обучающихся 7а
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по географии 7А класса разработана в соответствии с требованиями ФК ГОС (2004) на основе авторской программы УМК издательства «Просвещение» линии
Подробнее1. Пояснительная записка
1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена в соответствии с: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Курс «География
ПодробнееПояснительная записка.
1 Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии («Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии Программа основного ( общего ) образования 7 класс 2017-2018 учебный год Программа общеобразовательных учреждений по географии Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.
ПодробнееГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС Рабочая программа по обучению географии для 7 класса, составлена на основе Программы «классическая линия» для общеобразовательных учреждений 6-11 классы автор В.А.
ПодробнееРАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Заместитель директора Директор МАОУ СОШ 24 ШМО учителей по учебной работе естественнонаучного Кнни Т. А. Минеахметова О.Р. цикла МАОУ СОШ 24 приказ протокол
ПодробнееКОД 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 7 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ПРИРОДА ЗЕМЛИ»
ПодробнееПояснительная записка
1 Пояснительная записка Рабочая программа базового уровня по географии для обучающихся 7 класса 2016-2017 учебного года составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы по географии основного общего образования с учетом авторской программы по географии для 6-0 классов под редакцией
ПодробнееГеография. (10 класс, 68 часов)
География. (10 класс, 68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение географии в
ПодробнееРабочая программа по географии
«Согласовано» Председатель МО естественнонаучного цикла / А.А. Подгузова / Протокол 1 от «2» сентября 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР /И.В.Токмакова./ «2» сентября 2013 г. «Утверждено»
Подробнееdocplayer.ru
Рабочая программа по географии (7 класс) на тему: Адаптированная рабочая программа по географии (7 класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по алгебре 7 классАдаптированная рабочая программа разработана для учеников индивидуальной формы обучения на 68 учебных часа ( 2 часа в неделю) по учебнику под ред. Макарычева…
адаптированная рабочая программа по геометрии 7 классАдаптированная рабочая программа разработана для учеников индивидуальной формы обучения на 34 учебных часа ( 1 час в неделю) по учебнику под ред. Атанасяна…
адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПРАдаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР…
Адаптированная рабочая программа по географии (8 класс)Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)…
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ….
Адаптированная рабочая программа по географии (9 класс)Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интелллектуальной недостаточностью)….
Адаптированная рабочая программа по географии (6 класс)Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)….
nsportal.ru
Рабочая программа (7 класс) на тему: Рабочая программа по географии. 7 класс коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20013 г. – Сб. 1;
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Материал 7 класса («География России») посвящен изучению природы России и природы своего края.
Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Раскрываются причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.
На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
- Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).(11ч.)
- Природные зоны России.(57 ч.)
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Разъясняются направления экономической реформы в России, ее цели и приоритеты.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России обращается внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.
Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими является карта, учит абстрагироваться, развивает воображение. Поэтому в планировании нашли отражение коррекционно-развивающие задачи.
В разделе «Основные понятии, словарь» выделены новые слова и термины, с которыми дети знакомятся на уроке, так как систематическая словарная работа расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Формы и методы:
— общеклассные, групповые, индивидуальные, работа в парах
— словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ, самостоятельная работа с литературой, самостоятельная работа; самоконтроль,
Контрольно-измерительные материалы.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
После изучения блока тем спланирован тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам.
7 класс. «География России».
- Тесты:
- «Зона арктических пустынь»
- «Зона тундры»
- «Лесная зона»
— «Зона степей»
— «Зона полупустынь и пустынь».
— «Высокая поясность в горах»
— «Контрольный тест по курсу «География России».
Образовательные и воспитательные цели и задачи:
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч.)
1. Формировать у учащихся умение показывать границы России и пограничных государств; административные федеральные округа: европейскую и азиатскую части России.
2.Познакомить с разнообразием рельефа, климата, отраслями промышленности и с/х.
3. Расширить и обобщить понятие о России как о многонациональном государстве.
4. Продолжать знакомить с экологическими проблемами России (в каждой отрасли) и с основными мероприятиями по охране природы.
5.Воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, толерантность, бережное отношение к природе.
Природные зоны России. (57 ч.)
Обзорные уроки (2 ч.)
1. Познакомить с разнообразием природных условий, с картой природных зон России.
2. Установить, что определяющий фактор формирования природных зон—климат.
3. Раскрыть связь между природной зоной и хозяйственной деятельностью людей.
Зона арктических пустынь (5 ч.)
1. Формировать у учащихся образ арктических пустынь.
2.Познакомить с климатом, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью человека; установить взаимосвязь между ними.
3. Продолжить знакомство с экологическими проблемами и путями их решения.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Зона тундры (8 ч.)
1. Познакомить географическим положением, климатом, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью человека, установить взаимосвязь между ними.
2. Учить сравнивать природные зоны, формировать умение давать характеристику (по плану).
3.Установить зависимость экологического равновесия от результатов хозяйственной деятельности человека.
4. Познакомить с природоохранительными мероприятиями.
Лесная зона (18 ч.)
1. Сформировать представление о лесной зоне как самой большой природной зоне России.
2. Установить зависимость изменения лесов (тайга, смешанные, широколиственные) от удалённости от севера; учить сравнивать природные зоны.
3. Познакомить с экономическими районами России, городами, историческим наследием, разнообразием природных ресурсов.
4. Расширить представление о России как о «лесной державе»; о значении леса в жизни человека; познакомить с природоохранительными мероприятиями.
5. Учить детей правильно вести себя в природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Зона степей (8 ч.)
1. Формировать понятие о зоне степей как о главном с/х районе страны.
2. Учить сравнивать природные зоны, давать характеристику (по плану).
3. Установить зависимость между хозяйственной деятельностью и экологическими изменениями в зоне степей.
4. Познакомить с природоохранительными мероприятиями.
Полупустыни и пустыни (6 ч.)
1. Выявить особенности этой природной зоны.
2.Развивать умение сравнивать природные зоны (по плану).
3.Выявить взаимосвязь природных условий и хозяйственной деятельностью человека.
4. Познакомить с природоохранительными мероприятиями.
Зона субтропиков (2 ч.)
1. Познакомить с природными особенностями этой зоны.
2. Выявить взаимосвязь природных условий и хозяйственной деятельностью человека.
3. Дать представление о значимости зоны субтропиков как особо охраняемой природной территории.
Высокая поясность в горах (8ч.)
1. Определить районы высокой поясности в России.
2. Познакомить с основной закономерностью изменения растительного, животного мира, хозяйственной деятельности человека в горах.
3. Познакомить с экологическими проблемами, заповедниками и заказниками районов высокой поясности.
4. Воспитывать чувство патриотизма, ценностное отношение к культурному и природному наследию России.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе .
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе , наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
Планирование коррекционной работы по географии в 7 классе
Коррекционная работа на уроках географии – это не отдельные, обособленно взятые упражнения в совершенствовании психической деятельности ребенка, а система средств, которая пронизывает процесс всей учебно-воспитательной работы в школе и в частности на уроках географии.
Коррекционные задачи при проведении уроков географии:
- Усилие мотивации учебной деятельности учащихся;
- Углубление понимания учащимися причинно-следственной зависимости;
- Изучение соотношения интеллекта и аффекта в процессе учебной деятельности;
- Целенаправленное формирование географических понятий;
- Совершенствование организационных форм и методики обучения географии с учетом познавательных возможностей.
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Обзорные уроки. Зона арктических пустынь | 7 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. |
2 | Зона тундры | 8 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
3 | Лесная зона | 18 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. |
4 | Степи | 8 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. |
5 | Полупустыни и пустыни | 6 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. |
6 | Субтропики | 2 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. |
7 | Высотная поясность в горах | 8 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. |
Содержание курса «География России».
Особенности природы и хозяйства России
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.2. Европейская и Азиатская части России.3. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).4. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.5. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.6. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,7. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.8. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.9. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.10. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.11. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
Природные зоны России .
12.Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.13. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь
14. Положение на карте. Моря и острова.15. Климат. Особенности природы.16. Растительный и животный мир. Охрана природы.17. Население и его основные занятия.18. Северный морской путь.
Зона тундры
- Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.20. Климат. Водоемы тундры.21. Особенности природы. Растительный мир.22. Животные тундры.23. Хозяйство. Население и его основные занятия. 24-25. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.26. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона
- Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.28. Климат. Особенности природы.29. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.30. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.31. Смешанные леса.32. Лиственные леса.33. Животный мир лесной зоны.34. Пушные звери.35. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.36. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.37. Города Центральной России.38. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.39. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.40. Западная Сибирь.41. Восточная Сибирь.42. Дальний Восток.43. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.44. Обобщающий урок по лесной зоне
Степи
45. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.46. Растения зоны степей.47. Животный мир степей.48-49. Хозяйство. Население и его основные занятия. 50-51. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. 52. Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни
53. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.54. Климат. Реки. Охрана природы.55. Растительный мир и его охрана.56. Животный мир. Охрана животных.57. Хозяйство. Основные занятия населения.58. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропики
59. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.60. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах
61. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.62. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.63. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)64. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.65. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.66. Обобщающий урок по географии России. 67.Викторина « Наша Родина – Россия». 68 Контрольная работа за год.
Межпредметные связи
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира,охрана растений (естествознание).Города нашей родины (природоведение).Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных . Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
Учебно-дидактический материал для учащихся:
Лифанова Т . М ., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М .: «Просвещение», 2004 г.
Лифанова Т . М . Рабочая тетрадь по физической географии России. М .: «Просвещение», 2001г.
Атлас 7 класс.
Методические пособия для учителя:
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М .: «Сфера», 2002г.
Николина В. В. География. Поурочные разработки. Пособие для учителя. М.; «Просвещение», 2009г.
Тематическое планирование.
№ | Раздел программы. | Кол-во часов |
1. | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) | 11 |
2. | Обзорные уроки | 2 |
3. | Зона арктических пустынь | 5 |
4. | Зона тундры | 8 |
5. | Лесная зона | 18 |
6. | Степи | 8 |
7. | Полупустыни и пустыни | 6 |
8. | Субтропики | 2 |
9. | Высотная поясность в горах | 8 |
Итого | 68 |
nsportal.ru
география 7 кл коррек..docx — Адаптированная рабочая программа по географии …
Восточный, 2017
Пояснительная записка
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
Основная цель обучения географии—сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально
экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
―
экономических процессов и их взаимосвязей;
―
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.
―
географических объектов и явлений;
―
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни
для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
―
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
―
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования».
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ п.
Восточный.
4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ п. Восточный.
5. Программа по географии для учащихся 7 класса разработана на основе примерной
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., Автор программы: Т.М.Лифанова,
рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными
год.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых
школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для
патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания
учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно
отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинноследственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе.
Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта,
znanio.ru
Адаптированная рабочая программа по Географии VIII вид (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Карасукского района Новосибирской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
по географии
7 класс
Составил: Согласовано:
Учитель: с методическим советом
Шевчук Ольга Сергеевна протокол № 1 от 30.08.2018
Утверждаю:
Директоршколы: А.П.Юнг
Приказ № 32/4 от 30.08.2018
Карасук 2018-19
Содержание
Пояснительная записка …………………………………….…………………… 3
Структура курса7 класс……………………………………………………….10
Список использованных источников и литературы ……………………….…13
Календарно-тематическое планирование 7 класс……………………….……20
Пояснительная записка
Рабочая Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ.
2. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
3. Приказ минобразования рф от 09.03.2004 № 1312 «об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования»
4. Программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел « География 6 -9 классы » автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.
Основной целью рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Реализовать данную цель помогут следующие задачи:
Формировать элементарные географические представления
Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)
Развивать любознательность, научное мировоззрение
Формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью
Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края.
Прививать гражданские и патриотические чувства.
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Тематика курса
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимисяс ОВЗ.
Межпредметные связи
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей курсов природоведения 5 класса, биологии 6 класса с курсами биологии 7 классов, в ходе которых изучались основные знания о неживой природе;
формировались представления о мире, который окружает человека, а так же с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных биологической науки.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровеньМинимально-необходимый уровень
7 класс
Учащиеся должны знать:
— положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
— пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
— природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
— природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
— типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
— хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
— экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Учащиеся должны уметь:
— показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
— показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
— устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
— делать несложные макеты изучаемых природных зон;
— показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами.
Учащиеся должны знать:
— правила поведения в природе;
— расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе;
— положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
— пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
— природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
— природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
— типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
— основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;
— особенности географического положения своей местности и ее природы;
— основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;
— расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
— показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
— устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
— выполнять простейшие зарисовки географических объектов;
— делать несложные макеты изучаемых природных зон;
— принимать простейшие меры по охране окружающей среды;
— правильно вести себя в природе.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихсяпо биологии
ОценкаБазовый уровень
Минимально необходимый уровень
«5»
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя
«4»
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
«3»
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Структура курса
7 класс
Рабочая программа по географии в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Таблица содержания основных тем
п/п
Тема раздела
Количество часов
I
Особенности природы и хозяйства России
4
II
Природные зоны России
1
III
Зона арктических пустынь
3
IV
Зона тундры
4
V
Лесная зона
8
VI
Степи
4
VII
Полупустыни и пустыни
3
VIII
Субтропики
2
IX
Высотная поясность в горах
4
X
Повторение
1
Итого
34
Список использованных источников и литературы
Географический атлас «Мир и человек»: М.: Главное управление геодезии и картографии, 1989
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России. М.: «Просвещение», 2001
Методические пособия для учителя
Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 2001
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
Календарно – тематическое планирование по предмету биология 7 класс (68 часов)
Тема урока
Д/З
Коррекционная работа
1
Особенности природы и хоз. России
Географическое положение России на карте мира
С 3-7
Развитие устойчивого внимания.
2
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова
С 8-13
3
Типы климата
С.14-16
Развитие зрительного восприятия.
Графические упражнения.
4
Водные ресурсы России
С.21-23
Развитие зрительного восприятия.
5
Природные зоны России. Природные зоны России
С.24-27
Развитие зрительного восприятия.
6
Зона арктических пустынь. Положение на карте. Моря и острова
С.14-16
Развитие наглядно-образного мышления.
7
Климат. Особенности природы
С.19-21
8
Растительный и животный мир. Охрана природы
Развитие зрительного восприятия.
9
Зона тундры Положение на карте. Поверхность Полезные ископаемые
С.28-19
Графические упражнения.
10
Климат. Водоёмы тундры
Развитие зрительного восприятия.
11
Особенности природы. Растительный и животный мир.
С.31-34
Развитие мышц мелкой моторики.
12
Хозяйство. Население и его основные занятия
С.35-36
Развитие зрительного восприятия.
13
Лесная зона. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.
С.37-39
Воспитание усидчивости, самостоятельности.
14
Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы
С.40-41
Развитие мышц мелкой моторики.
15
Природные богатства лесной зоны. Растительный мир.
С.41-43
Развитие зрительного восприятия.
16
Животный мир лесной зоны
С.44-46
Повышать интерес к предмету.
17
Города Центральной России Промышленность и с/х Центральной России
С.47-49
18
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России
С.49-50
Развитие мышц мелкой моторики.
19
Западная и Восточная Сибирь. Дальний восток
С.51-53
Развитие познавательных интересов
20
Обобщающий урок по теме «Лесная зона»
С.54-56
Развитие мышц мелкой моторики.
21
Степи. Положение на карте. Поверхность
Полезные ископаемые
С.57-58
Развитие зрительного восприятия.
22
Растения зоны степей. Животный мир
С.58-61
Развитие всех видов памяти.
23
Города степной зоны: Курск, Воронеж, Оренбург, Омск. Хозяйство
С.62-64
24
Охрана природной зоны степей
С.65-67
Развитие мышц мелкой моторики.
25
Полупустыни и пустыни. Положение на карте. Поверхность Полезные ископаемые
С.68-70
Повышать интерес к предмету.
26
Климат. Реки. Охрана природы
С.71-72
Повышать интерес к предмету.
27
Растительный и животный мир и его охрана
С.73-75
Связь с жизнью, проблемные вопросы.
28
Субтропики. Положение на карте. Рельеф. Климат. Растительный и животный мир
С.76-78
Связь с жизнью, проблемные вопросы
29
Курортное хозяйство. Население. Города-курорты
С.79-80
Развитие зрительного восприятия.
30
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые
С.80-82
Связь с жизнью, проблемные вопросы
31
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города
С.84-85
Развитие устной речи через
анализ текста.
32
Алтайские горы. Население. Хозяйство, города
С.86-87
33
Итоговая контрольная работа
С.88-89
Развитие устной речи
34
Повторение
С.90-93
infourok.ru