cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Жуковский светлана конспект урока 6 класс: Урок «Баллада Жуковского «Светлана» в 6 классе

Конспект урока по балладе «Светлана» В.А. Жуковского

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

Факультет русской филологии и документоведения

Кафедра русского языка и литературы

 

КОНСПЕКТ УРОКА

по дисциплине: «Методика обучения предметам: методика обучения литературе»

на тему: «Изучение лиро-эпического произведения (9 класс, баллада В. А. Жуковского «Светлана»)»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса группы 320761

факультета русской филологии и документоведения

направления 44. 03.05

 «Педагогическое образование»

направленности (профиля) «Русский язык и литература»

Зимнякова Дарья Владимировна

Проверила:

старший преподаватель кафедры

русского языка и литературы

Миронова Галина Семёновна

 

Тула 2019

Конспект урока

(на основе п/р под ред. В. Я. Коровиной)

Тема: В. А. Жуковский. Баллада «Светлана»: художественные особенности (слайд 1)

Вид урока: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Эпиграф к уроку: Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль… А. С. Пушкин.

Цели урока:

  • Обучающие: 
    осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
  • Развивающие: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
  • Воспитывающие: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Оборудование: компьютер,  проектор, экран, презентация, оформление доски: портрет В. А. Жуковского, картина К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Письменный экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Что присуще романтизму?.. (5 мин.) (слайд 2).

1.     Внимание авторов к «внутренней, задушевной жизни человека… таинственной почве души и сердца» (В. Г. Белинский).

2.      Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

3.     Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.

4.     Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

5.     Интерес к фольклору и национальной истории.

6.     Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

7.     Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.

8.     Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

3. Вступительное слово учителя: «Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В. А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России. Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф. Попробуем определить цель нашего урока». (2 мин.)

3. Биография В. А. Жуковского (сообщение учащегося) (8 мин.) (слайд 3).

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас».

В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т. Г. Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, А. И. Герцена.

Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».

Учитель: «Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже.

Жуковский начал свое поэтическое поприще с баллад. Современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад. Под балладой тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского «певцом Светланы» (В. Г. Белинский).

Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной».

4. История создания баллады «Светлана» (краткое сообщение ученика) (2 мин) (4 слайд).

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

Учитель: «Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта».

5. Определение баллады как жанра (5 мин.) (5 слайд).

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями (запись в тетрадь).

6. Анализ баллады «Светлана» (15 мин.) (слайды 6-10).

Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек. ) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.

Сообщение ученика о святочных гаданиях (краткое).

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как эпическое произведение эпическое имеет героев, сюжет.

— Назовите героев.

— Расположите события по порядку.

1.     Девушки гадают в крещенский вечер.

2.     Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

3.     Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4.     Светлане является её жених и увозит её венчаться.

5.     Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

6.     В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

7.     Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

— Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

— Какие элементы в сюжете реальные?

— Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

— Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

— Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

  • Завязка: гадание.
  • Кульминация: встреча с мертвецом.
  • Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

— Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

— Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» – это птицы. 

Ворон

Голубь

Петух

в народе

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.

в балладе

Чёрный вран,

Свистя крылом,

Вьётся над санями:

Ворон каркает:

печаль!…

 

Это происходит во сне Светланы, т.е. велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном.

Таким образом, пророчество становится не таким страшным.

 

…в тишине Лёгкое журчанье:

Вот глядит: к ней в

уголок белоснежный голубок с светлыми

глазами, тихо, вея,

прилетел, к ней на перси

тихо сел, обнял их

крылами: но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся,

развернул

Лёгкие он крылы;…

Это происходит так же во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

 

…шумным
Бьёт крылом петух,

День встречая пеньем:..

 

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне – «нейтрализуется» присутствием голубя.

 

— Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана — героиня русской баллады.

Что же мы видим русское, национальное в балладе?

— В чём смысл баллады?

— В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения.  Что интересного вы заметили в построении баллады?

— Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию — счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад — надеждой на радостную, полную любви жизнь?

7. Домашнее задание: (3 мин) (слайд 11).

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На их основе дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).

8. Итог урока (3 мин).

— Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

— Что вам понравилось?

— А как бы вы оценили свою работу?

Учитель: «А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен».

 

 

 

Приложение 1

 

К. П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1838 г.

К. П. Брюллов «Гадающая Светлана».

 

Урок по литературе «В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» | План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:

Класс  6

Дата14. 10. 2016 г.


УМК: под редакцией Г. С. Меркина «Литература 6 класс».

Тема:В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Творческая история произведения.  Жанровые особенности баллады. Отражение быта русского народа в балладе.

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно — ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ
  • Называть отличительные признаки баллады
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников
  • рассмотреть народность и поэтичность баллады
  • понимать душевное состояние персонажей текста,
  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
  • формирование исследовательских навыков и логического мышления
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями
  • умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • формирование читательского мастерства:
  • умение дать доказательное суждение о прочитанном,
  • определить собственное отношение к прочитанному
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
  • – следование в поведении моральным нормам и
  • этическим требованиям
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение
  • составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся, словарная работа
  • Составление ассоциативных рядов
  • осмысленное чтение и адекватное понимание
  • осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
  • планировать пути достижения целей;
  •  устанавливать целевые приоритеты

Автор: Василий Андреевич Жуковский.

Произведение: Баллада «Светлана».

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Тема урока: Раз в крещенский вечерок девушки гадали… (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана». Жанровые особенности баллады).

Эпиграф: 

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин

Цели урока:

  • Обучающая:      ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
  • Развивающая: умение анализировать прочитанное.
  • Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя.

Оборудование: ПК,    мультимедийная  презентация об истории создания баллады «Светлана», о святочных гаданиях, оформление доски, портрет В.А.Жуковского, картина К.П.Брюллова «Гадающая Светлана», рабочие листы  группы.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II.   Вступительное слово учителя 

 Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве известного русского поэта и переводчика, названного первым поэтом России. О ком пойдёт речь? (о В.А. Жуковском). В каких жанрах работал поэт? (сказки, элегии, баллады). Назовите известные вам баллады Жуковского? («Кубок», «Людмила», «Светлана»). С какой вы познакомились дома? («Светланой»).  

III.         Определение темы и цели урока урока

 . А теперь давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Какое произведение вам нужно было прочитать внимательно дома и к какому жанру оно относится? (Это баллада «Светлана». Тема урока звучит так: В.А.Жуковский . Баллада «Светлана»)

 ( открывается доска, учащиеся записывают

               Число

Классная работа

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

IV.    Актуализация прежних знаний.

Прежде чем мы обратимся к теме урока, проведём контрольный срез по изученному на прошлом уроке. Приготовьте листочки , подпишите их.

Вопросы:

 1 Родина В.А. Жуковского (с. Мишенское Тульской губернии)

 2 Кто был настоящим отцом Жуковского? (русский помещик А.И. Бунин)

 3 Какой русский император был воспитанником Жуковского? (Александр II)

 4 С каким известным немецким поэтом был знаком Жуковский? ( Гёте)

 5 Художник, написавший портрет Жуковского (Карл Брюллов)

 6 Кто сказал о В.А. Жуковском следующие слова:

           Его стихов пленительная сладость

           Пройдёт веков завистливую даль

                                     (Пушкин)

 — на экране высвечиваются слова Пушкина и портрет Жуковского

 

V.   Объявление учителем цели урока

Поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам Центральной России, она окружена тайной.

Цель нашего сегодняшнего урока – ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады, выявление национального колорита баллады.

VI   . Сообщения учащихся по теме урока

Послушайте сейчас выступления учащихся об истории создания баллады «Светлана», подготовьтесь ответить на их вопросы и решите, что вы должны будете записать  в тетради.

(об истории создания баллады рассказывают 3 подготовленных ученика с 67 – 68 методического пособия уроки литературы 6 класс Ф.Е.Соловьёв)

Показ 2-х слайдов (обратить внимание на то, что портрет Маши выполнен самим Жуковским)

Запись в тетрадь:

«Светлана» – самое задушевное произведение Жуковского

«Светлана» — это свадебный подарок племяннице Саше Протасовой

Жуковский был влюблён в Машу Протасову

VII.     Работа с иллюстрацией картины К.Брюллова «Гадающая Светлана»

( обращение к слайду с портретом «гадающая Светлана»)

Кто является автором портрета? Недавно на уроке русского языка  мы познакомились с текстом, повествующем о художнике К. Брюллове и вы выполняли проектное задание найти другие картины художника. Какие из них вы помните? («Всадница», «Последний день Помпеи» и др. )

Рассмотрим эту картину . Можно смотреть на цветной вклейке учебника. Давайте вместе попробуем восстановить текст.

На картине Брюллова мы видим (    ) девушку, сидящую перед (    ). Девушка в ( ) костюме:  (    ) сарафан, на шее (      ) ожерелье, на голове (         ) .По обычаю 19 века незамужние девушки заплетали волосы в (   )косу.

VIII.      Анализ текста баллады

1.Определение русского национального в балладе

 — Скажите, что русского, национального в балладе? (образ крещенских гаданий)

 — Давайте проанализируем описание гаданий в произведении. Для начала послушаем чтение отрывка наизусть из баллады ( уч-ся читает отрывок)

 — О каких гаданиях идёт речь? А вот в чём заключался смысл гаданий, вы подготовите это в качестве дом. задания. Подготовить сообщения о гаданиях на Руси) 

Русские, национальные традиции в балладе в этой балладе — образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”. Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой

В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.

«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.

«Снег полоть» — подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.

Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж —  ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» — быть несчастью.

Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется,  нечётное – увы.

«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.

Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…

Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.

2. Определение особенностей жанра баллады

А теперь давайте обратимся к жанру «Светланы». (это баллада). Дайте определение этому жанру.  Назовите особенности баллады. (Учащиеся перечисляют 6 признаков баллады)

(на зкране высвечивается слайд с признаками баллады)

Анализ баллады по признакам

 — назовите героев баллады

 — что такое сюжет? Назовите события, изображённые в произведении

 — что такое диалог? Найдите диалог героини и её подруг (чтение по ролям с. 104-105)

 — какие элементы в сюжете реальные? (гадание, сон, встреча с возлюбленным)

 — что относится к фантастическому? (события во сне, встреча с суженым, ночное     путешествие, мертвец)

 — каковы мысли и чувства автора? Как сам он оценивает смысл сказанного? (с.112 …Улыбнись…)

3. Работа в группах

Слово учителя

Хорошо поработали с первыми тремя признаками баллады. А теперь разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает своё задание. После выполнения задания один из группы читает ответы для всего класса. Класс оценивает работу группы и задаёт дополнительные вопросы по теории литературы.

Запись в тетрадь:

Светлана – светлая

IX. Итоги урока

А теперь подведём итоги урока. Сделаем выводы.

Чего боится Светлана? (наказания Божьего)

Почему Светлана не была наказана?(она награждена за верность и любовь)

 В чём, по-вашему, смысл баллады?

Ответ:

Оптимистический, светлый, вера в Бога: в то, что Господь милостив, всё устраивает на благо человеку, пусть все печали и невзгоды остаются во сне, человек достоин радости и счастья, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.

Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

В образе Светланы отразился образ русской девушки.

Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть.

Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья

Найдите в тексте баллады вывод самого Жуковского, что он хотел до нас донести.

(с 112) … Вот баллады толк моей…

 

X . Рефлексия

Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?

XI. Домашнее задание.  

Подготовить сообщения о  гаданиях на Руси. Найти образы символы. Найти признаки баллады по 6 пункту.

Приложение

  1 группа: Композиция баллады, (схема строения, основные части). Строение баллады

В. А. Жуковского «Светлана»

Экспозиция – вступительная, исходная часть сюжета, — изображение в произведении среды и обстановки, где складывались и развивались черты характера действующих лиц. (Начало баллады, святочные гадания)

Завязка – событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем (Светлана гадает перед зеркалом, появление жениха)

Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. (Описание сна Светланы, сцена скачки, сцена в избе)

Кульминация – момент наивысшего в развитии действия художественного произведения (Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом.Пробуждение Светланы)

Развязка – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, — заключительная сцена (Возвращение жениха)

Эпилог–заключительная часть произведения, может быть не связана с развитием действия. (Обращение к читателю, к героине)

3 группа: Образ главной героини, значение имени, составление ассоциативного ряда слов «свет», «тьма».Выписать из текста баллады слова, относящиеся к понятиям «свет», «тьма»

Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Жуковский дарит балладу своей любимой племяннице и любимой ученице Сашеньке Протасовой. Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным.

 

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

 

 

 

 ЛИСТ КОНТРОЛЯ

1 ГРУППА

КОМПОЗИЦИЯ БАЛЛАДЫ «СВЕТЛАНА»

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Эпилог

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

2 ГРУППА

РАССТАВИТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В БАЛЛАДЕ «СВЕТЛАНА»

А. счастливое пробуждение

1 —

Б. страшный сон

 2 —  

В. гадание девушек

3 —

Г. Отношение автора к своей героине

4 —

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

3 ГРУППА

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

СВЕТЛАНА –

ХАРАКТЕР

(выбрать нужное и подчеркнуть)

Влюблена

Эгоистична

Верит в Бога

Не верит в Бога

Терпелива

Верна

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

4 ГРУППА

Записать слова, определяющие состояние Светланы

 во время гадания

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

5 ГРУППА

Выпишите из текста баллады слова с корнем     -свет-, -свеч-

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

Евгений Онегин Глава 5 Резюме и анализ

Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.

Евгений Онегин

Купить учебное пособие

Купить учебное пособие

Резюме

Глава начинается с прихода зимы в сельскую местность. Следуя рождественской традиции, девушки Ларин и их служанки играют в несколько игр-гаданий, многие из которых предсказывают будущих мужей. В частности, Татьяна очень серьезно относится к гаданиям, вплоть до того, что строит планы ночного колдовства духов. Однако она пугается этой идеи и вместо этого засыпает.

Той ночью Татьяне снится фантастический кошмар в заснеженном пейзаже. Появляется медведь, преследует ее, а потом, когда она больше не может убежать, несет ее в дом, полный праздничных звуков. Заглянув в щель двери в комнату, Татьяна видит множество монстров, устраивающих вечеринку, и среди них Онегина, властвующего над празднеством.

Когда она случайно выдает свое присутствие, монстры кричат: «Она моя! Она моя!» но Онегин прогоняет их криком: «Она моя!» Наедине с Татьяной, почти бездыханной от ужаса, Онегин кладет ее на кровать. Когда к ним вторгаются Ленский и Ольга, Онегин вступает в драку с Ленским, которая заканчивается тем, что Ленский получает ножевое ранение. Проснувшись ото сна, Татьяна ищет понимания, читая сонник, но мало что от этого получает.

Через несколько дней проходят именины Татьяны, собирающие оживленную толпу гостей. Сама Татьяна, все еще в муках своей смутной страсти к Онегину, почти не наслаждается вечеринкой. Недовольный тем, что оказался в деревенской пародии на городское веселье, которым он уже пренебрегает, вместо небольшого семейного собрания, обещанного Ленским, Онегин еще больше возмущен несчастьем Татьяны и решает отомстить Ленскому за то, что он обманом заставил его приехать. Когда начинаются танцы, Онегин похищает Ольгу у Ленского и, пользуясь своим обаянием, влюбляет ее в себя. Увидев это, Ленский в ярости выбегает с вечеринки с мыслями о дуэли.

Анализ

Глава начинается с прихода зимы, как ее видит Татьяна из своего окна, и сцены крестьян в санях и кибитиках (разновидность закрытого экипажа), весело разъезжающих по снегу. Как это часто бывает, Пушкин поворачивается от этого описания к читателю, то есть современному русскому читателю, и признает его склонность к темам высшей природы. Хотя у Пушкина действительно есть друг поэт, к которому он отсылает читателей за дополнительными стихами о деревне зимой, по общему мнению, рассказы о высшем (европеизированном) обществе по-прежнему предпочитают деревенской русской крестьянской жизни.

Однако «Татьяна (долгом русским / За сердце держала, неведомо зачем) / Глубоко любила, в красоте холодной, / Зиму русскую проходящую» (Т.4). Здесь для большего эффекта Пушкин повторил слово «русский», и хотя он не говорит его прямо, положение этой строфы сразу после упомянутой выше делает ясным контраст между Россией и Европой. Следуя «старой традиции», которая очень хорошо согласуется с ее собственной мечтательной и суеверной натурой, обостряемой любовью, Татьяна пробует различные гадательные практики во время святок (V.4). Неудивительно, что две из этих практик связаны с луной, символом Татьяны.

Когда Татьяна строит планы полуночного заклинания духов, Пушкин сам выражает свое беспокойство, сравнивая ее, как некогда Онегина и эпиграф, со Светланой, героиней Жуковского. В самом деле, хотя она от страха отказывается от этой мысли и засыпает, но ее последующий кошмар вызывает в памяти цитату из Жуковского: «О, никогда не знай этих страшных снов, / Милая моя Светлана!»

Как Татьяне мало удается толковать свой сон по книге-соннику после пробуждения, так и нам, читателям, трудно или даже непродуктивно пытаться понять каждое чудовище и странное происшествие. Однако, наряду с общей предчувственной атмосферой сна, очень ясны некоторые моменты, прежде всего борьба Онегина с Ленским и убийство, совершенное ради Татьяны. Кроме того, то, что Татьяна с любопытством заглядывает в комнату в доме Онегина и видит его с монстрами, предвещает ее более поздние исследования в его комнате и обнаружение демонов в его сознании.

Так получилось, что именины Татьяны, приходящиеся на 25 января по григорианскому календарю (12 января по старому юлианскому календарю, которым пользовались русские до 1918 года), следуют сразу после этой ночи мучений для Татьяны, создав тем самым изменчивую ситуация. Суета многочисленных гостей, некоторых из которых Пушкин описывает главным образом для того, чтобы показать, как они досаждают и без того встревоженной Татьяне, естественно отталкивает томившегося от мира Онегина. Но, что важно, только заметив страдальческое выражение лица Татьяны, он перестает скрывать свое неудовольствие и сердится. Конечно, Ленский несет ответственность только за то, что обманом заставил Онегина прийти на вечеринку, но не за несчастье Татьяны. Реакция Онегина показывает, что под влиянием необычайной любви к Татьяне он позволил своим эмоциям взять верх над хваленой рациональностью, тем самым побудив его отомстить за явно простительную оплошность Ленского.

Вопреки своим самозаветам не вредить Ленскому, Онегин вновь чувствует прежний трепет светской борьбы; он «ликует в предвкушении» и начинает напрягать мускулы своего лукавого ума, рисуя карикатуры на других гостей (V.31). Как только танцы начинаются, Онегин монополизирует Ольгу, к большому разочарованию Ленского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *