cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Впр 6 класс русский язык ладыженская: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина.

ВПР 2022 по русскому языку 6 класс Варианты с ответами

С 15 марта 2022 года начали писать ВПР в 6 классах.

После проведения проверочных работ стали появляться реальные варианты с ответами.

ВПР 2022 по русскому языку Реальные варианты с ответами для 6 класса

Комплект 1
Вариант 1 Скачать ответы
Вариант 2 Скачать ответы
Комплект 2
Вариант 1 Ответы + критерии
Вариант 2 Ответы + критерии
Комплект 3
Вариант 1 Ответы + критерии
Вариант 2 Ответы + критерии
Комплект 4
Вариант 1 Ответы + критерии
Вариант 2 Ответы + критерии
Комплект 5
Вариант 1 Ответы + критерии
Вариант 2 Ответы + критерии
Комплект 6
Variant 1 Otvet
Variant 2 Otvet
Комплект 7
Variant 1 Otvet
Variant 2 Otvet
Комплект 8
Variant 1 Otvet
Variant 2 Otvet
Комплект 9
Variant 1 Otvet
Variant 2 Otvet
Комплект 10
Variant 1 Otvet
Variant 2 Otvet

Так как все варианты берутся из банка заданий, у разных школ они не должны повторяться.

Тексты ВПР 2022 по русскому языку в 6 классе:

(1)Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространённый по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). (2)Эти игрушки имеют долгую историю. (3)Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. (4)В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. (5)А с развитием культуры свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента и превратились в народную игрушку.

(6)Дымковская игрушка одна из старейших в России. (7)Она появилась в Кировской области, в селе Дымково более 400 лет назад. (8)Первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, расположенной на правом берегу Вятки, напротив нынешнего города Кирова. (9)Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. (10)В этот день с утра в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки.

(11)Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице. (12)В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. (13)Для производства игрушки они используют местную ярко-красную глину, перемешанную с мелким коричневым речным песком. (14)Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя глину как связующий материал. (15)Наиболее распространённые «сюжеты» фигурок – няньки с детьми, водоноски, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

(16)Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, в качестве сувениров их увозят во все страны мира. (17)Однако эти свистульки ещё и помогают детям избавиться от психической напряжённости, а также развивают слух, чувство ритма, лёгкие и даже мелкую моторику рук.

***

(1)Каждый знает воробья, ворону, голубя, но для опознания многих птиц подробно знать их окраску не обязательно: серенький, у ног прыгает – это и есть воробей. (2)Часто птиц узнают не по окраске, даже не по внешнему виду – облику. (3)Опытному охотнику стоит лишь мельком, издали увидеть пролетающую птицу – он безошибочно определит: рябчик, бека́ с, журавль, гага́ ра. (4)Окраску он не успел разглядеть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вместил в себя всё: и облик птицы, и её поведение. (8)Силуэт, размеры, голос – даже место и время встречи!

(9)Охотники и писатели чаще всего в рассказах передают образ птицы: то главное и всеобъемлющее, что присуще каждой из них. (10)Вот как писатель М.М. Пришвин описал трясогузку: «С чёрным галстучком, в светло-сером отлично натянутом платьице, живая, насмешливая, раскачивалась на своих тоненьких пружинистых ножках». (11)А другой писатель, В.В. Бианки, добавил: «Трясогузка в полёте моргает крылышками». (12)Всё вместе это настолько точно, что и без упоминания имени все бы узнали эту птичку.

(13)Так же обстоит дело и с передачей голосов птиц. (14)Можно попытаться записать голоса с помощью нотных знаков, передать буквами или особыми условными значками. (15)А можно и по-другому, как это часто делают те же писатели и охотники: «переводят» с птичьего языка на человеческий. (16)Вот как переводил птичьи голоса В.В. Бианки: снегирь – «жуть-жуть!», чечевица – «Тришку видел?», перепел – «спать пора, спать пора!», пеночка-теньковка – «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж – «чулки, чулки, варежки!».

***

(1)Вы и без нас наверняка знаете, что аквариум – это лучше, чем иная компьютерная игра! (2)Потому что там настоящая жизнь, которая зависит от вас точно так же, как созданный на экране виртуальный город или страна в какой-нибудь стратегии. (3)И если построить правильный подводный мир, то можно наблюдать в нём всё – от войны до дружбы. (4)Аквариум – это космос, который у нас под боком, и разводить в своей комнате пришельцев с планеты Вода – классное развлечение!

(5)Ничто так не украшает дом, как светящийся водоём, в котором среди яркой зелени плавают разноцветные рыбки. (6)Ничто так не снимает щедро подкидываемые жизнью стрессы, как его созерцание. (7)Человечество уже не одну тысячу лет знает эту истину. (8)Первые домашние водоёмы с декоративными рыбками появились ещё в Древнем Египте около трёх тысяч лет назад. (9)А в странах Востока аквариум или искусственный пруд в доме прекрасно вписался в философские системы гармоничной организации жизни, такие, к примеру, как широко сейчас известное искусство фэн-шуй. (10)Невозможно переоценить пользу аквариума для современного человека, проводящего много времени у экрана компьютера и телевизора. (11)Именно аквариум позволяет наиболее простым и эффективным способом снять напряжение, дать отдых глазам, переключить их на режим расслабления.

(12)Аквариумные рыбки в качестве домашних любимцев имеют некоторые несомненные достоинства. (13)В отличие от собак, кошек, птичек, морских свинок и прочих чад, они молчаливы, не оставляют шерсти на коврах, на улицу не просятся и в критических ситуациях способны прожить без еды больше месяца. (14)А самое главное – совершенно не препятствуют населить дом и собаками, и кошками, и птичками, и морскими свинками. ..

***

(1)На другой день я пошёл на концерт. (2)Занавес открылся, и появилась вожатая Люся. (3)Она сказала громким голосом: «Начинаем наш весенний концерт! (4)Сейчас ученик первого класса Миша Слонов прочтёт нам свои собственные стихи!» (5)Тут все захлопали. (6)На сцену вышел Мишка. (7)Он довольно смело вышел, дошёл до середины и остановился. (8)Заложил руки за спину. (9)Постоял. (10)Поднял глаза в потолок и прочитал своё стихотворение. (11)И все ему здóрово хлопали, потому что, во-первых, стихи были очень хорошие, а во-вторых, подумать только: Мишка сам их сочинил! (12)Просто молодец!

(13)Тут Люся объявила: «Выступает Валерий Тагилов, первый класс!» (14)Вышел наш Валерка со своим маленьким аккордеоном. (15)Сел и заиграл вальс «Амурские волны». (16)Я слушал и думал: «Как это Валерка так быстро перебирает пальцами?» (17)Он хорошо играл, громко, мне очень понравилось. (18)Но вдруг он сбился. (19)Валерка немножко покраснел. (20)Его пальцы добежали до какого-то места и опять боязливо остановились.

(21)Они будто знали, что всё равно опять споткнутся. (22)Я уже готов был лопнуть от злости, но Валеркина бабушка в зале вдруг запела: «Серебрятся волны…» (23)И Валерка сразу подхватил, пальцы у него как будто перескочили через какую-то неудобную ступеньку. (24)Вот уж ему хлопали так хлопали!

(25)После этого на сцену выскочили шесть девочек и шесть мальчиков. (26)Они стали танцевать. (27)Вдруг Борис Сергеевич сильно ударил по клавишам и кончил играть. (28)А мальчишки и девчонки ещё топали по сцене сами, без музыки, кто как. (29)Это было очень весело! (30)Я уже пробирался тоже слазить к ним на сцену, но они вдруг разбежались. (31)Вышла Люся и сказала: «Перерыв!»

***

(1)Тайга… (2)На триста тысяч гектаров простираются по Хамар-Дабанскому нагорью густые сосновые, лиственничные, пихтовые и кедровые леса. (3)В падях, распадках и низинах, по берегам озера Байкал и впадающих в него рек на тысячи гектаров тянутся рощи берёз, осин, тополей, ольхи, вербы. (4)А вот и сибирский кедр.

(5)Стройный, высокий, с могучим стволом, он кажется неумирающим. (6)Мужает сибирский кедр к двадцати годам и живёт более пяти веков! (7)Кедр – сама щедрость. (8) Он не скупится на свои вкусные плоды – сибирские кедровые орехи. (9)Кедровые орехи – излюбленное лакомство сибиряков. (10)Масло из кедровых орехов широко применяется в кондитерской, парфюмерной промышленности, при бактериологических исследованиях. (11)Кедровая древесина из-за её однородной плотности применяется при изготовлении фортепьяно. (12)Сухостойный кедр идёт на карандашные дощечки.

(13)Ценны и многие другие породы байкальских деревьев. (14)Крепкая и плотная лиственница служит строительным материалом, из неё изготовляются дубильные вещества. (15)Своеобразна лиственница – дерево севера. (16)Про неё говорят: от хвойных ушла и к лиственным не пришла. (17)Хотя лиственница и покрыта хвоей, но хвоя, как листья, осенью опадает. (18)В осенние и зимние дни лиственница стоит голая, с обнажёнными наростами и кажется такой неприглядной… (19)Но весной не узнать некогда чёрной лиственницы.

(20)Нежнейшей светло-зелёной хвоей, в виде коротеньких кисточек, перевязанных узелками, опушатся ветви дерева и украсятся вскоре малиновыми шишечками.

(21)Скромная тихая пихта. (22)Она любит влагу и, как ель, селится в глухих местах. (23)Только ель выбирает низину, а пихта – горные увалы, и живёт она в самой таёжной гуще. (24)В сумраке чернолесья пихта радует глаз светло-зелёной своей одеждой, мягкой, как кошачьи лапки, и блестящим тёмно-серебристым стволом.

Смотрите также:

Демонстрационный вариант ВПР 2022 по русскому языку 6 класс

ВПР 2022 по математике 6 класс Варианты с ответами

ВПР по русскому языку 6 класс 2021 Варианты с ответами

ВПР 6 класс

ВПР по русскому языку (6 класс)

Описание КИМ для проведения проверочной работы по русскому языку в 6 классе
Структура варианта, типы заданий, сценарии выполнения заданий
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Обобщенный план варианта всероссийской проверочной работы по русскому языку, 6 класс
Указания по оцениванию проверочной работы по русскому языку в 6 классе


ВПР 2018 русский язык, 6 класс

ВПР6 2018: вариант 1

ВПР6 2018: вариант 2

ВПР6 2018: вариант 3

ВПР6 2018: вариант 4

ВПР6 2018: вариант 5

ВПР6 2018: вариант 6

ВПР6 2018: вариант 7

ВПР6 2018: вариант 8

ВПР6 2018: вариант 9

ВПР6 2018: вариант 10

ВПР6 2018: вариант 11

ВПР6 2018: вариант 12

ВПР6 2018: вариант 13

ВПР6 2018: вариант 14

ВПР6 2018: вариант 15

ВПР6 2018: вариант 16

ВПР6 2018: вариант 17

ВПР6 2018: вариант 18

ВПР6 2018: вариант 19

ВПР6 2018: вариант 20

ВПР6 2018: вариант 21

ВПР 2019 русский язык, 6 класс

ВПР6 2019: вариант 22

ВПР6 2019: вариант 23

ВПР6 2019: вариант 24

ВПР6 2019: вариант 25

ВПР6 2019: вариант 26

ВПР6 2019: вариант 27

ВПР6 2019: вариант 28

ВПР6 2019: вариант 29

ВПР6 2019: вариант 30

ВПР6 2019: вариант 31

ВПР6 2019: вариант 32

ВПР6 2019: вариант 33

ВПР6 2019: вариант 34

ВПР6 2019: вариант 35

ВПР6 2019: вариант 36

ВПР6 2019: вариант 37

ВПР6 2019: вариант 38

ВПР6 2019: вариант 39

ВПР6 2019: вариант 40

ВПР6 2019: вариант 41

ВПР 2020 русский язык, 6 класс

ВПР6 2020: вариант 42

ВПР6 2020: вариант 43

ВПР6 2020: вариант 44

ВПР6 2020: вариант 45

ВПР6 2020: вариант 46

ВПР6 2020: вариант 47

ВПР6 2020: вариант 48

ВПР6 2020: вариант 49

ВПР6 2020: вариант 50

ВПР6 2020: вариант 51

ВПР6 2020: вариант 52

ВПР6 2020: вариант 53

ВПР6 2020: вариант 54

ВПР6 2020: вариант 55

ВПР6 2020: вариант 56

ВПР6 2020: вариант 57

ВПР6 2020: вариант 58

ВПР6 2020: вариант 59

ВПР6 2020: вариант 60

ВПР 2020 русский язык, 7(6) класс

ВПР6 2021: вариант 1

ВПР6 2021: вариант 2

ВПР6 2021: вариант 3

ВПР6 2021: вариант 4

ВПР6 2021: вариант 5

ВПР6 2021: вариант 6

ВПР6 2021: вариант 7

ВПР6 2021: вариант 8

ВПР6 2021: вариант 9

ВПР6 2021: вариант 10

ВПР6 2021: вариант 11

ВПР6 2021: вариант 12

ВПР6 2021: вариант 13

ВПР6 2021: вариант 14

ВПР6 2021: вариант 15

ВПР6 2021: вариант 16

ВПР6 2021: вариант 17

ВПР6 2021: вариант 18

ВПР6 2021: вариант 19

ВПР6 2021: вариант 20

ВПР 2021 русский язык, 6 класс

ВПР6 2021: вариант 21

ВПР6 2021: вариант 22

ВПР6 2021: вариант 23

ВПР6 2021: вариант 24

ВПР6 2021: вариант 25

ВПР6 2021: вариант 26

ВПР6 2021: вариант 27

ВПР6 2021: вариант 28

ВПР6 2021: вариант 29

ВПР6 2021: вариант 30

ВПР6 2021: вариант 31

ВПР6 2021: вариант 32

ВПР6 2021: вариант 33

ВПР6 2021: вариант 34

ВПР6 2021: вариант 35

ВПР6 2021: вариант 36

ВПР6 2021: вариант 37

ВПР6 2021: вариант 38

ВПР6 2021: вариант 39

ВПР6 2021: вариант 40


1. Соблюдение основных языковых норм

85 вар.

2. Фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы

85 вар.

3. Распознавание заданного слова в ряду других

85 вар.

4. Орфоэпический разбор слова

87 вар.

5. Обозначение частей речи в предложении

83 вар.

6. Поиск ошибок в образовании формы слова

82 вар.

7. Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

77 вар.

8. Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

79 вар.

9. Определение основной мысли текста

84 вар.

10. Составление и запись плана текста

84 вар.

11. Поиск в тексте ответа на вопрос

84 вар.

12. Определение лексического значения многозначного слова

84 вар.

13. Определение стилистической принадлежности слова

84 вар.

14. Объяснение значения фразеологизма

81 вар.

Ладыженская Ольга Александровна

7 марта 1922 г. — 12 января 2004 г.


Получила докторскую степень. в Ленинградском государственном университете в 1949 г. и ее Доктор математико-физических наук в 1953 г. Московский государственный университет. Работал в общих областях линейной, квазилинейной, и нелинейный частные (и некоторые обыкновенные) дифференциальные уравнения эллиптических, параболический и гиперболический типы, с некоторыми теоретическими приложениями к Течение Навье-Стокса. Профессор математики физического факультета г. Санкт-Петербургского университета и заведующий лабораторией математических Физика в Санкт-Петербургском филиале Математического института им. Стеклова Российской академии наук.

Ольга Ладыженская была членом Санкт-Петербургского математического общества с 1959 года. Много лет была его вице-президентом и президентом с 1990 по 1998 год.

Семинар AWM/MSRI, посвященный карьере Ольги Ладыженской и Ольги Олейник, состоялся 18-20 мая 2006 г. в Беркли, Калифорния. Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте ИИГС. В частности, этот сайт содержит ссылки на видеоролики с семинара, в том числе доклад Кэтлин Моравец на тему «Ранние воспоминания об Ольге Ладыженской и Ольге Олейник» и другие доклады о «двух Ольгах» и их вкладе в математику.

В электронном письме о смерти Ладыженской профессор Макс Гинцбургер из Университета штата Флорида написал:

. «Хотя она и гигант математики, она не известна как численный аналитик; тем не менее, она предоставила первую (и до сих пор одну из немногие) строгие доказательства сходимости конечной разности метод уравнений Навье-Стокса. Что еще более важно, ее основополагающая работа над уравнениями в частных производных имела огромное и продолжительное влияние на тех, кто специализируется на числовых УЧП. Например, она является «L» знаменитого условия LBB, которое возникает в смешанных конечных элементные дискретизации уравнений Стокса и Навье-Стокса.

Ольга Ладыженская преодолела большие трудности личного и политического природа, чтобы стать одним из самых влиятельных математиков ее поколение. Эта джентльменка будет очень скучать по своей семье и друзьями и научным сообществом».

Национальный комитет математиков России и Санкт-Петербургский государственный университет учредили премию в честь Ладыженской, которая будет впервые вручена на специальном мероприятии, посвященном 100-летию со дня рождения Ладыженской в ​​рамках Международного конгресса математиков в 2022 году. Медаль Ладыженской по математической физике будет присуждаться каждые четыре года в знак признания революционных результатов в области математической физики или в ее приложениях. Это включает в себя любую существующую или будущую область исследований в математической физике и смежных областях математики.


13 мая 2002 г. профессору Ладыженской была присвоена степень «Доктор honoris causa» Боннского университета. Следующие выдержки из текста Лаудатио в честь профессора Ладыженской, прочитанного по этому случаю. Они перепечатаны с разрешения из статьи профессора Михаэля Струве «Ольга Ладыженская: Преданность математике на всю жизнь», опубликованной в журнале «Геометрический анализ и нелинейные уравнения с частными производными», Стефан Хильдебрандт и Герман Кархер, редакторы Springer- Verlag (авторское право 2003 г.), страницы 1-10. Полный текст статьи доступен по адресу Сайт профессора Струве в разделе «Публикации».

Ольга Александровна Ладыженская родилась 7 марта 1922 года в г. Кологриве, в семье древнерусского дворянина. Ее отец Александр Иванович Ладыженский преподавал математику в местной школе. Он передал свою страсть к математике не только своим ученикам, но и дочери Ольге Александровна, которая с раннего детства проявляла сильный талант к логическому мышлению. В 1939 году она была принята в Ленинградский пединститут и из С 1941 по 1943 год преподавала математику в старших классах Кологривской средней школы. Школа. с 19С 43 по 1947 год она изучала математику в Университете Москва. Среди ее учителей в Москве были Гельфанд, Петровский, Соболев и др. Тихонов. В 1947 г. окончила ее с отличием; ее научный руководитель был И.Г.Петровский. В том же году она вышла замуж за Андрея Алексеевича Киселева, тоже математик, преподававший историю математики в Ленинградском государственном университете, и вернулся в Ленинград/Санкт-Петербург. в Петербурге, чтобы продолжить обучение в университете Ленинграда. Здесь она также испытала влияние Смирнова. Она защитила докторскую диссертацию. в 1949 с диссертацией под руководством Соболева, а весной 1953 г. в Москве государственного университета, она защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. степень, сравнимая с Немецкая «хабилитация». Наконец, в 1954 году она была назначена профессором Ленинградской университета, а в 1961 году она стала директором Лаборатории математических физики в ЛИАН (Ленинградский филиал), где ее математические успехи вскоре принес ей широкое признание как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Вот что мы можем прочитать о юности профессора Ладыженской и начале ее математической карьеры в рассказах А. Д. Александрова, А. П. Осколкова, Н. Н. Уральцевой и Л. Д. Фаддеева [1] по случаю ее 60-летия. Мы произвести впечатление ничем не примечательной молодости, прошедшей в сельской тишине и хозяйственной безопасность в семье государственного чиновника и математический дар, весь потенциал которого проявились лишь довольно поздно.

Однако правда очень далека от этого, и сказать об этом можно было только после коммунистического власть России закончилась. Это были трудные дни для потомка русского дворянский класс. В 1937 году отец профессора Ладыженской был арестован Сталиным. люди. На самом деле, как вспоминает Александр Солщенизин в своем эпическом рассказе о «ГУЛАГе», Крестьянин предупредил Александра I. Ладыженского, что его имя «свои» списки; но он остался, он не оставит студентов, которые зависели от его; см. [30], с. 23-24. На показательном процессе он был признан «врагом Русский народ» и приговорен к смертной казни. Ольга Александровна Ладыженская была повезло, что ей разрешили окончить среднюю школу — в отличие от двух ее старших сестер, которые были изгнаны. В 1939 она сдала вступительные экзамены для поступления в престижную Ленинградский университет, в то время лучший университет в Советском Союзе; Однако, как дочь «классового врага» ее не приняли. Когда она наконец была разрешили поступить в Московский университет в 1943 году только потому, что мать одного из ее учеников смогла использовать личные контакты в свою пользу. Хотя у нее было завершила свою вторую диссертацию уже в 1951 году ей не разрешили защитить ее диссертацию до 1953 года, после смерти Сталина.

Есть только одно объяснение, почему, несмотря на такие невзгоды, Ольга Александровна Ладыженской удалось подняться на вершину прославленного института Стеклова и стать стать безальтернативным главой Ленинградской математической школы, и это ее работа.

Профессор Ладыженская написала более 250 математических работ; ей работа охватывает весь спектр дифференциальных уравнений в частных производных, начиная от гиперболических уравнения к дифференциальным уравнениям, порожденным симметричными функциями собственные значения гессиана и обсуждение тем, начиная от уникальности и заканчивая сходимость рядов Фурье или конечно-разностная аппроксимация решений. Она разработал функционально-аналитическую обработку нелинейных стационарных задач Теория степеней Лере-Шаудера и пионер теории аттракторов для диссипативных уравнения. Она является автором трех монографий, оказавших большое влияние на развитие области дифференциальных уравнений в частных производных на протяжении второй половины прошлого век.

С ее впечатляющими математическими достижениями, которым помогали ее культура и обаятельная личность, профессор Ладыженская привлекла большое количество отличников для работы с ней в лаборатории математической физики Стеклова и в Ленинградском университете, среди них Солонников, Головкин, Ривкинд, Иванов; среди ее аспирантов Л. Фаддев и Н. Уральцева. Много об этой деятельности задокументировано в отчете Ладыженской [17]. Профессор Ладыженская уже была известна своими работами во всем мире, когда в 19В 81 году она была избрана действительным членом Российской академии наук. Она также иностранный член многочисленных академий за границей, среди них Леопольдина, Старейшая немецкая академия. До 1998 года она была президентом Математического общества. Санкт-Петербурга, таким образом, преемник Леонарда Эйлера на этом посту.

1989 год принес конец коммунистическому правлению и поворот к демократия и рыночная экономика в России. Российским математикам разрешили путешествовать более свободно; некоторые из них смогли посетить западные страны для первый раз. В то же время их экономическое положение ухудшалось темпами при этом их заработная плата уменьшилась в стоимости по сравнению с рыночными премиями за стандартные товары. Таким образом, мы можем легко сочувствовать этим ученым, среди которых много ведущих Русские математики, принявшие предложения из-за рубежа и покинувшие свою страну найти более благоприятные условия труда и безопасное будущее для своих семей в другом месте. Профессор Ладыженская, однако, осталась и помогала управлять Стекловским Поддержите эти годы экономических перемен и поддержите карьеру своих коллег там, оставаясь верной наследию своего отца. Официально она уволилась со своей должности в Институте Стеклова только в 2000 году. в значительной степени она использует свою новую свободу путешествий для установления контактов на благо своих учеников и на благо учреждения, которое было ее научным дому более 50 лет. Боннский университет занимает видное место среди институты, с которыми у нее сложились прочные отношения, доказавшие свою высокую ценно для обеих сторон.

[1] А.Д.Александров, А.П.Осколков, Н.Н.Уральцева, Л.Д.Фаддеев: «Ольга Александровна Ладыженской (к шестидесятилетию со дня рождения)», Russian Math. Surv. 38.5 (1983), 171-181.
[17] О. А. Ладыженская, О некоторых направлениях исследований, проводимых в лаборатории математических физики в Ленинградском филиале математического института», Труды МИАН. 2 (1988), 229-258.
[30] А. Солщенизин: Der Archipel Gulag, Scherz-Verlag, Bern, 1974 (перевод с русского).


Ссылки

  1. Профиль из лекций AWM Emmy Noether
  2. Статья в Извещениях Американского математического общества, декабрь 2004 г., том. 51, 1320-1331.
  3. Вспоминая уважаемого математика, субботний выпуск NPR Weekend. Беседа Скотта Саймона с математиком Гаем Китом Девлином о жизни Ольги Ладыженской, 31 января 2004 г.
  4. Струве, Майкл. Ольга Ладыженская — пожизненная преданность математика. Геометрический анализ и нелинейный парциальный дифференциальные уравнения, 1-10, Springer, Берлин, 2003 г.
  5. Заячковский, Войцех. «Ольга Александровна Ладыженская (1922-2004), «Топологические методы в нелинейном анализе», том 26 (2005), № 1, 5-7.
  6. Ранние воспоминания Ольги Ладыженской и Ольги Олейник, Кэтлин Моравец, из расширенных тезисов, Материалы семинара Женщины в математике: наследие Ладыженской и Олейник, Под редакцией Кристины Куперберг
  7. Ольга Ладыженская и Ольга Олейник: две великие женщины-математики ХХ века, Сьюзан Фридлендер и Барбара Кейфиц, из расширенных тезисов, Материалы семинара Женщины в математике: наследие Ладыженской и Олейник, Под редакцией Кристины Куперберг
  8. Фридлендер, Сьюзен. «Об обложке: Ольга Александровна Ладыженская», Бюллетень Американского математического общества, Vol. 56, нет. 1 (январь 2019 г.), 115–118.
  9. MathSciNet [требуется подписка]
  10. Профиль автора на zbMath
  11. Проект математической генеалогии

Ольга ЛАДЫЖЕНСКАЯ

Отцом Ольги Александровны Ладыженской был Александр Иванович Ладыженский, выходец из русских дворян, а матерью, Анной Михайловной, родом из Эстонии. Родина Ольги Кологрив была окружена «дикими» лесами, у живописной реки Унжа. Ее мать была трудолюбивой домохозяйкой, ухаживала за мужем и тремя дочерьми, из которых Ольга была младшей. Она была ближе всего к своему отцу, который был учителем математики и стал катализатором интереса Ольги к математике на протяжении всей жизни. Он начал обучать своих дочерей математике летом 19 лет.30 начав с объяснения основных понятий геометрии, затем сформулировал теорему и, в свою очередь, заставил своих дочерей доказать ее. Стало очевидно, что Ольга с ранних лет проявляла сильный талант к логическому мышлению. Она не только любила обсуждать математику со своим отцом, но и изучала с ним математику на равных. Дедушка Ольги, Геннадий Ладыженский, был известным художником. Всю жизнь Ольга бережно хранила прекрасные пейзажные картины деда, на некоторых из них были изображены прекрасные виды Унжи. В их доме было много книг, в том числе по истории и изобразительному искусству. Книги были чуть ли не единственным источником культурного просвещения, тем более что Кологрив находился слишком далеко от культурных центров.

Можно было бы предположить, что она получила приятное воспитание в тихой сельской местности, где родители следили за тем, чтобы ее математический дар реализовался. На самом деле это было не так, хотя эту историю можно было рассказать только после того, как в России закончилось коммунистическое правление. Во времена воспитания Ольги были очень тяжелые времена, особенно для интеллигенции, происходившей из русской знати, у которой был дефицит всего, включая еду, бумагу и одежду. Однако это не мешало отцу вдохновлять своих воспитанников и дочерей. Двум сестрам Ольги запретили доучиваться, исключив из школы, но власти разрешили Ольге доучиться. Однако у Ольги были проблемы с продолжением образования, поскольку она была дочерью «врага нации». Когда ей было пятнадцать лет, в 1937 года ее отец был арестован сталинскими властями и казнен без суда. Александр Солщенизин вспоминает в своей эпопее «Архипелаг ГУЛАГ», что, хотя отец Ольги был предупрежден крестьянином о том, что он находится в списке врагов государства, он отказался бежать и прятаться. Он стоял на своем и продолжал свою работу, так как считал, что его ученики зависят от него. Считается, что он умер в камере пыток НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) в течение недели с 23 по 30 октября 19 г.37 (один из многих прекрасных учителей, убитых там). НКВД был предшественником КГБ, и важно отметить, что в 1956 году все убитые им учителя были полностью реабилитированы. За это время были убиты миллионы подозреваемых врагов, так что Сталин до самой смерти оставался бесспорным советским лидером. По имеющимся сведениям, к началу 1940-х годов все мужчины из старого и зажиточного дворянского рода Ладыженских, не уехавшие из России, исчезли. Эта трагедия глубоко затронула Ладыженскую, и семья оказалась в очень тяжелом положении: ее мать и сестры вынуждены были заниматься ремеслом и шить платья, обувь, мыло, так как это был их единственный способ выжить для их семьи.

В 1939 году, несмотря на окончание средней школы на отлично, Ольге запретили поступать в Ленинградский государственный университет, так как ее отец считался «врагом нации». Ей дали место в Покровском педагогическом институте, что примечательно, только на основании ее слов, так как Ленинград (ныне Санкт-Петербург) еще не вернул ей академические документы. Возможно, она получила это назначение отчасти из-за того, что в сложный военный период изменилась государственная политика. Когда началась Великая Отечественная война, ей ничего не оставалось, как уехать из Ленинграда, сначала переехав в Городец, где она преподавала в детском доме, а затем переехав с матерью и старшей сестрой, чтобы вернуться в Кологрив. Там она преподавала математику в той же местной средней школе, в которой раньше преподавал ее отец. Следуя по стопам отца, она преподавала не только в школе, но и дома бесплатно.

В 1943 году стала студенткой Московского государственного университета (МГУ) благодаря вмешательству матери одной из учениц, которая по возвращении в Москву уговорила ректора пригласить Ольгу в МГУ. Ей было нелегко покинуть преподавательскую должность, и прежде чем она смогла стать ученицей, она провела немало баталий со школьным начальством. В университете у Ольги расцвела любовь к математике, она получила сталинскую стипендию и рабочую карточку, без которых она не смогла бы выжить. Именно здесь она впервые начала изучать алгебру, теорию чисел, а затем и уравнения в частных производных. Она заинтересовалась теорией уравнений в частных производных под влиянием Петровского, а также книги Гильберта и Куранта. Будучи талантливой ученицей, власти часто игнорировали пропуска обязательных лекций, пока она посещала исследовательские семинары, в том числе семинары по алгебре Куроша и Делоне и семинар по дифференциальным уравнениям, который вели Степанов, Петровский, Тихонов, Векуа и их ученики и коллеги. Позже ее пригласили на семинар Гельфанда. В конце четвертого курса она организовала молодежный семинар по теории уравнений в частных производных и уговорила Мышкиса, ученика Петровского, пойти с ней и попросить Петровского возглавить семинар. Помимо председательства на этом семинаре, он присутствовал на семинаре в течение всего года, проясняя вопросы и высказывая свое мнение по темам. На семинары пришли не только друзья и коллеги Петровского, но и побудило его написать статью, опубликованную в «Успехах математических наук» в 1919 г.46, который имел большое влияние. Ольга выбрала из этой статьи следующие две задачи:
. Найдите наименее ограничительные условия на поведение параболических уравнений, при которых справедлива теорема единственности для задачи Коши.

Для гиперболических уравнений построить сходящиеся разностные схемы для задачи Коши и начально-краевых задач.
После окончания в 1947 году Ольга по семейным обстоятельствам снова переехала в Ленинград и по рекомендации МГУ поступила в аспирантуру Ленинградского государственного университета. Там началась ее давняя дружба со Смирновым, который руководил несколькими разделами математики, а также сейсмологией, гидродинамикой и аэродинамикой. Именно здесь она сильно повлияла на изучение уравнений математической физики. В том же году она вышла замуж за специалиста по теории чисел и истории математики Андрея Алексеевича Киселева в городе Ленинграде. Они были любящей парой, но их брак был недолгим, так как Андрей хотел иметь детей, а Ольга — нет, так как она хотела посвятить свою жизнь математике и чувствовала, что дети могут быть препятствием. Ольга до конца жизни оставалась одинокой.

В 1949 г. Ольга защитила докторскую диссертацию (сопоставимую с абилитацией) по разработке методов конечных разностей для линейных и квазилинейных гиперболических систем уравнений в частных производных, формально под руководством Соболева, хотя на практике Смирнова. Ее целью было доказать разрешимость краевых и начально-краевых задач. В начале 1950-х годов теория УЧП была популярна среди исследователей из-за прогресса в физике, которая нуждалась в новых математических методах для теоретического и численного исследования. Ольга начала готовить дипломную работу по проблеме, предложенной Петровским. Среди ее учителей были Курош, Степанов, Петровский и Гельфанд. В 1951 она защитила диссертацию, но она не могла быть опубликована до смерти Сталина в 1953 году. В другой статье было сказано, что она была отложена до 1952 года из-за «технических трудностей с набором формул». Ее работа получила высокую оценку Петровского и рецензентов и была рекомендована к публикации в «Математическом сборнике».

В ее первой книге, опубликованной в 1953 году, под названием «Смешанные задачи для гиперболического уравнения» использовался метод конечных разностей для доказательства теоретических результатов, в основном разрешимости начально-краевых задач для общих гиперболических уравнений второго порядка. В 19В 54 года она стала преподавателем Ленинградского государственного университета и сначала стала научным сотрудником Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР. Как и в предыдущее десятилетие, в течение 1960-х она продолжала получать результаты о существовании и единственности решений линейных и квазилинейных эллиптических, параболических и гиперболических уравнений в частных производных. Затем она изучала уравнения упругости, уравнение Шрёдингера, линеаризованные уравнения Навье-Стокса и уравнения Максвелла. Уравнения Навье-Стокса представляли для нее большой интерес и продолжали интересовать ее всю оставшуюся жизнь. В 19Другая ее книга «Математическая теория течения вязкой несжимаемой жидкости» имела выдающийся успех в области нелинейных задач математической физики и с тех пор стала классикой.

Многие работы, написанные совместно Ольгой и Ниной Уральцевыми, были посвящены исследованию квазилинейных эллиптических и параболических уравнений второго порядка. В начале прошлого века Сергей Бернштейн предложил подход к изучению классической разрешимости краевых задач для уравнений, основанный на априорных оценках решений, а также на описании условий, необходимых для такой разрешимости. С середины 1950-е гг. Ольга и ее ученики добились успехов в изучении краевых задач для квазилинейных эллиптических и параболических уравнений. Они разработали полную теорию разрешимости краевых задач для равномерно параболических и равномерно эллиптических квазилинейных уравнений второго порядка и гладкости обобщенных решений. Один результат дал решение 19-й проблемы Гильберта для одного уравнения второго порядка.

Вот лишь некоторые из многочисленных наград и достижений в жизни Ладыженской. В 1954, и снова в 1961 году ей была присуждена Первая премия Ленинградского государственного университета. С 1961 по 1991 год она занимала должность заведующей лабораторией математической физики Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР. В 1969 году она получила Чебышевскую премию АН СССР и Государственную премию СССР. Она была избрана членом-корреспондентом АН СССР (1981), иностранным членом Немецкой академии наук Леопольдина (1985) и Accademia dei Lincei (1989), действительный член Российской академии наук (1990), иностранный член Американской академии искусств и наук (2001). Награждена премией С.В. Ковалевского в 1992 г., почетным доктором Боннского университета 13 мая 2002 г., Золотой медалью Ломоносова, медалью Иоффе, медалью Санкт-Петербургского университета в 2003 г. В 1998 г. вручила премию Джона фон Лекция Ноймана на ежегодном собрании SIAM в Торонто. С 1959 г. она была членом Санкт-Петербургского математического общества, когда общество было воссоздано, а с 19 г. была его вице-президентом.с 70 по 1990 год и его президентом с 1990 по 1998 год, после чего она была избрана почетным членом Общества. В Музее науки (Бостон, США) имя Ольги Ладыхенской среди других влиятельных математиков ХХ века высечено на большом мраморном столе в Математическом выставочном зале.

1989 год ознаменовался концом коммунистического правления и поворотом к демократии и рыночной экономике в России. Российские математики могли путешествовать более свободно, а некоторые впервые посетили западные страны. Ольге не разрешалось выезжать за пределы Восточной Европы, за исключением 1958, когда она посетила Международный математический конгресс в Эдинбурге, и только 30 лет спустя, в 1988 году. Только после смерти Сталина посетителям разрешили въезжать в Советский Союз и иметь возможность встречаться с учеными. Именно тогда Лере впервые увидел достопримечательности Ленинграда, в том числе Эрмитаж, Петергоф, и при встрече с Ольгой понял, что они исследуют одни и те же темы. Когда Ольга впервые начала работать над уравнением Навье-Стокса, она не знала о работе Лере и Эберхарда Хопфа. Подумайте, какой мощной командой они могли бы стать, если бы работали вместе.

Ольга интересовалась не только математикой и естественными науками, но и страстным увлечением искусством, была активным участником интеллектуального сообщества Санкт-Петербурга. Репутации Ольги как независимого человека способствовала ее дружба с Александром Солженицыным, писателем и диссидентом. Анна Ахматова, известная русская поэтесса, настолько хорошо знала Ладыженскую, что посвятила ей стихотворение. Она любила природу, особенно животных, грибы и цветы, и ей доставляло удовольствие наблюдать, как белки лазают по деревьям и кормят чаек из ее рук. Она была увлеченной путешественницей. Глубокие религиозные убеждения укрепили ее удивительный характер. У нее был дар быть прекрасным рассказчиком, когда она делилась своими историями с друзьями. Ее трогали многие вещи, такие как несправедливость и несчастья других; она помогала одиноким и обездоленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *