Таблица биология 6 класс ткани – Клеточное строение листа – таблица и рисунок для урока в 6 классе
Ткани растений и их функции (таблица)
У каждого органа растения имеется клеточное строение. Клетки растений могут отличаться друг от друга, но существуют и такие специальные группировки клеток, которые называют тканями. Они имеют схожее строение и выполняют одинаковые роли в организме.
Ткани растений и их функции в таблице – это удобный способ понять и запомнить, какие бывают виды, и какие работы они выполняют. Ткани бывают простыми, которые состоят из клеток с одинаковыми функциями и формами. А бывают сложными, которые имеют в своем строении клетки разной формы и размера.
В биологии известно несколько типов растительных тканей: покровные, механические, проводящие, основные и образовательные. Все они в свою очередь делятся на еще несколько подвидов по различным свойствам. При этом ботаники отмечают, что только образовательная способна к делению.
Таблица «Растительные ткани, классификация и функции»
Рубрика вопросов и ответов
Какая ткань обеспечивает рост растений?
Образовательная ткань – это постоянно делящееся образование, которое отвечает за рост растений.
Оно делится на верхушечную ткань, выполняющую функцию роста организма в длину, и на боковую, благодаря которой растение растет в ширину.
Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?
Эта ткань небольших размеров с вязкой цитоплазмой.
Она состоит из тонкой пленки и большого ядра, которое находится в самом центре клетки. В ней не встречаются хлоропласты и крупная вакуоль.
У каких растений впервые появились ткани?
Считается, что впервые они появились у мхов. Это было связано с тем, что растения начали выходить на сушу, где была более сложная среда обитания.
Из-за воздействия многих внешних факторов им пришлось создать для себя более прочную защитную оболочку.
В каких растениях отсутствуют ткани?
Они могут отсутствовать у водорослей и некоторых покрытосемянных.
Ткани – имеют важное значение в жизнедеятельности любых организмов, поэтому ни одно растение не может без них обойтись.
1001student.ru
Группа тканей | Виды тканей | Строение ткани | Местонахождение | Функции |
Эпителий | Плоский | Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу | Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов | Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи) |
Железистый | Железистые клетки вырабатывают секрет | Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы | Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного сока, гормонов) | |
Мерцательный (реснитчатый) | Состоит из клеток с многочисленными волосками (реснички) | Дыхательные пути | Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли) | |
Соединительная | Плотная волокнистая | Группы волокнистых, плотно лежащих клеток без межклеточного вещества | Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза | Покровная, защитная, двигательная |
Рыхлая волокнистая | Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное | Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы | Соединяет кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Осуществляет терморегуляцию тела | |
Хрящевая | Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное | Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов | Сглаживание трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин | |
Костная | Живые клетки с длинными отростками, соединенные между собой, межклеточное вещество — неорганические соли и белок оссеин | Кости скелета | Опорная, двигательная, защитная | |
Кровь и лимфа | Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами — сыворотка и белок фибриноген) | Кровеносная система всего организма | Разносит О2 и питательные вещества по всему организму. Собирает СО2 и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная) | |
Мышечная | Поперечно-полосатая | Многоядерные клетки цилиндрической формы до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами | Скелетные мышцы, сердечная мышца | Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца. Имеет свойства возбудимости и сократимости |
Гладкая | Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заостренными концами | Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи | Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже | |
Нервная | Нервные клетки (нейроны) | Тела нервных клеток, разнообразные по форме и величине, до 0,1 мм в диаметре | Образуют серое вещество головного и спинного мозга | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости |
Короткие отростки нейронов — древовидноветвящиеся дендриты | Соединяются с отростками соседних клеток | Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела | ||
Нервные волокна — аксоны (нейриты) — длинные выросты нейронов до 1 м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями | Нервы периферической нервной системы, которые иннервируют все органы тела | Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам; от рецепторов (иннервируемых органов) — к нервной клетке по центростремительным нейронам. Вставочные нейроны передают возбуждение с центростремительных (чувствительных) нейронов на центробежные (двигательные) |
www.examen.ru
Тип тканей и месторасположение | Строение и жизнедеятельность клеток | Функции |
Образовательная Верхушка корня и конус нарастания стебля, в почке, камбий | — клетки круглые, мелкие; оболочки тонкие — крупные ядра, нет хлоропластов, вакуолей или они мелкие; — постоянное деление | рост органов и образование других тканей |
Основная: — запасающая — всасывающая — фотосинтезирующая. Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры | — Клетки округлые, крупные и средние с тонкими оболочками — клетки вытянутые тонкостенные, — содержат хлоропласты; — ядро у стенки, крупные вакуоли, много хлоропластов; — хорошо развито межклеточное вещество; — образуются органические вещества из неорганических — превращение и накопление веществ. | — запас питательных веществ (крахмал, белки, сахар) — поглощение воды с минеральными веществами — фотосинтез |
Механическая: Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха | — мёртвые и живые клетки вытянутые, их оболочка утолщена, одревесневела; — цитоплазма часто отсутствует | опора, упругость, эластичность |
Покровная: Кожица (с устьицами) листа, пробка (с чечевичками) дерева кора | — мелкие и средние живые клетки с тонкими оболочками, плотно прилегают друг к другу; — мёртвые клетки, оболочка одревесневает, оболочки толстые | защита связь с внешней средой (газообмен) |
Проводящая Жилки листа, в корне, стебле | — сосуды – мёртвые вытянутые клетки с разрушенными поперечными оболочками — ситовидные трубки – живые клетки без ядра, вакуолей и пластид, между ними есть отверстия | передвижение воды и минеральных веществ по древесине снизу вверх передвижение органических веществ по коре от листьев вниз |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок по теме «Ткани растений», 6-й класс
Разделы: Биология
Цели урока:
- Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
- Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
- Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.
Оборудование:
- микроскопы,
- микропрепараты,
- таблицы,
- рисунки учебника по данной теме.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Основные понятия и термины урока:
Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.
Ход урока
1.Создание проблемной ситуации:
Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.
Знаем: | Не знаем: |
Определение ткани. Основные места расположения тканей. (частично) |
Виды тканей растений. Как строение ткани связано с выполняемой функцией. |
2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | ||||
основная | Мякоть листа Мякоть плодов Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
||||
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
||||
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | ||||
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле |
3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.
4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.
3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.
4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”
Таблица в готовом виде:
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
образовательная | Верхушка корня, стебля. | Округлые, мелкие. | Крупные ядра, нет вакуолей. | Постоянное деление. | Рост корня и стебля. |
основная | Мякоть листа, плодов. Середина корня, стебля Мягкие части цветка Главная масса коры |
Округлые, крупные и средние |
Хлоропласты. Ядро у стенки, крупные вакуоли. Хорошо развито межклеточное вещество |
Образуются органические вещества из
неорганических Превращение и накопление веществ. |
Фотосинтез Запас питательных веществ |
Механическая | Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикоса Скорлупа грецкого ореха |
вытянутые | Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует | Мёртвые клетки | Опора, Защита. |
Покровная | Кожица листа, кора дерева. | Мелкие и средние | Плотно прилегают друг к другу | Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает | Защита. Связь с внешней средой |
Проводящая | Жилки листа, в корне, стебле | вытянутые | Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия | Сосуды – мёртвые клетки Ситовидные трубки — живые |
Передвиже- ние веществ |
Список литературы:
1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.
22.02.2008
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Название | Особенности строения | Место расположения | Функции |
Покровная 1) кожица 2) пробка 3) кора 4) устьица | Живые клетки с тонкими и бесцветными оболочками (кожица). Мертвые клетки, одеревеневшие, плотно прилегающие (пробка). Специальные образования- устьица и чечевички (дышат и испаряют). | Листья, молодые ветки, стволы, корни. Кожица с устьицами. Пробка с чечевичками. | Защита от неблагоприятных условий. Дыхание и испарение воды. Придают прочность растению. |
Проводящая 1) Живые- луб (подкорка) 2) Мертвые (древесина) | Мертвые клетки в трубках и сосудах, вытянутые в длину. Ситовидные трубки- живые вытянутые клетки без ядра, вакуолей и пластид. | Корень, стебель, лист, почки, цветки. Лист – стебель- корень. | Передвижение воды с растворенными в ней веществами (органическими и минеральными). |
Механическая 1) Колленхима- вытянутые 2) Паренхима- внутренние 3) Склеренхима- внутренние 4) Каменистые клетки- склереиды | Живые и мертвые клетки с толстой оболочкой. Каменистые клетки или склереиды- мертвые клетки с одеревеневшими оболочками. Содержатся в плодах, листьях, стеблях, перемешаны с паренхимными клетками, либо существует самостоятельно, без межклеточного вещества. | Стволы молодых веток, пробка и корки стволов, скорлупа грецкого ореха, покровы семян, мякоть плодов. | Придают прочность и упругость, способность выдерживать сильную нагрузку. Опора. |
Основная
| Клетки живые, крупные, есть вакуоли, много межклеточного вещества, заполненного млечным соком. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, участвующие в фотосинтезе.
| Мякоть листа, мякоть плодов, соцветий, стебля, корней. | Образование, накопление питательных веществ. Фотосинтез. |
Образовательная
| Живые маленькие клетки с крупными ядрами, без вакуолей. | Кончик корня, верхушка побега, зародыши, почки, ростковая часть стебля и листа, в коре (между лубом и древесиной). | Постоянное деление и рост растений, образование тканей. |
Секреторная (выделительная) | Живые тонкостенные клетки. Долгоживущие. Участвуют в метаболизме или запасают вещества в вакуолях. | Корень, побег, ствол, лист, цветок. | Вырабатывают, выделяют и сохраняют секреторные продукты (защита, привлечение животных и пр.) |
ladle.ru
урок на тему «Ткани растений» (6 класс)
ТКАНИ РАСТЕНИЙ (6 класс)
Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; обратить внимание на особенности строения тканей сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать; развивать представление об организме как едином целом; прививать бережное отношение к природе, к окружающим растениям как живым организмам.
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной теме.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
План урока:
1. Проверка знаний по предыдущей теме.
2. Повторение
3. Основные понятия темы.
4. Растительные ткани. Строение и функции
5. Закрепление.
6. Итоги.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 |
1.Проверка знаний по предыдущей теме: I. Найди правильный ответ: 1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом? а-митоз б-мейоз
а-одна в-три б-лве г-четыре
а-митоз б-мейоз II. Дайте определения понятий:
| Выполнение учащимися заданий в контрольных тетрадях, работы сдаются учителю.
|
1 | 2 |
2. Для усвоения нового материала необходимо вспомнить некоторые моменты с прошлых уроков. Обратить внимание на уровни организации живого. В особенности на клеточный и тканевый уровни. Все живые организмы обладают свойствами присущие только живому. Самый низкий уровень организации жизни, где встречаются живые организмы, с происходящими там всеми процессами жизнедеятельности – это клеточный. Клетка маленькая, единый организм целого. Так же и из клеток состоят организмы растения и животных.
Домашнее задание: с. 30-31.
| На экран проецируются уровни организации живого. Дети должны дать описание свойств живого и сопоставить их с уровнями.
Ткань — группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Межклеточное вещество — особое вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой.
С учебника и на экране проецируются ткани растений. Таблица вычерчивается в тетради.
1-А 2-D 3-E 4-C Вывод формулируется и записывается.
|
infourok.ru
1. Основная и механическая ткани
Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции.
Основная ткань
Основная ткань заполняет пространство между другими тканями. На поперечном сечении стебля растения видно, что основная ткань заполняет пространство между покровной и проводящей тканями.
Клетки основной ткани живые и имеют тонкие клеточные стенки. В клетках основной ткани происходит создание питательных веществ, они участвуют в газообмене, осуществляют накопление веществ.
Мякоть картофеля состоит из клеток основной ткани, в которых накапливается крахмал | Основная ткань мякоти картофеля под электронным микроскопом |
Механическая ткань
Механическая ткань придаёт растениям прочность. Она находится во всех органах растения. Много механической ткани расположено в стволе и прожилках листа. Механическая ткань удерживает ствол и сучья деревьев в вертикальном положении.
У клеток механической ткани толстые клеточные стенки, у некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон. Клетки механической ткани могут погибнуть, но твёрдые, толстые клеточные стенки сохраняются.
Скорлупа орехов состоит из механической ткани.
www.yaklass.ru