cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Таблица биология 6 класс ткани – Клеточное строение листа – таблица и рисунок для урока в 6 классе

Ткани растений и их функции (таблица)

У каждого органа растения имеется клеточное строение. Клетки растений могут отличаться друг от друга, но существуют и такие специальные группировки клеток, которые называют тканями. Они имеют схожее строение и выполняют одинаковые роли в организме.

Ткани растений и их функции в таблице – это удобный способ понять и запомнить, какие бывают виды, и какие работы они выполняют. Ткани бывают простыми, которые состоят из клеток с одинаковыми функциями и формами. А бывают сложными, которые имеют в своем строении клетки разной формы и размера.

В биологии известно несколько типов растительных тканей: покровные, механические, проводящие, основные и образовательные. Все они в свою очередь делятся на еще несколько подвидов по различным свойствам. При этом ботаники отмечают, что только образовательная способна к делению.

Таблица «Растительные ткани, классификация и функции»



Рубрика вопросов и ответов

Какая ткань обеспечивает рост растений?

Образовательная ткань – это постоянно делящееся образование, которое отвечает за рост растений.

Оно делится на верхушечную ткань, выполняющую функцию роста организма в длину, и на боковую, благодаря которой растение растет в ширину.

Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

Эта ткань небольших размеров с вязкой цитоплазмой.

Она состоит из тонкой пленки и большого ядра, которое находится в самом центре клетки. В ней не встречаются хлоропласты и крупная вакуоль.

У каких растений впервые появились ткани?

Считается, что впервые они появились у мхов. Это было связано с тем, что растения начали выходить на сушу, где была более сложная среда обитания.

Из-за воздействия многих внешних факторов им пришлось создать для себя более прочную защитную оболочку.

В каких растениях отсутствуют ткани?

Они могут отсутствовать у водорослей и некоторых покрытосемянных.

Ткани – имеют важное значение в жизнедеятельности любых организмов, поэтому ни одно растение не может без них обойтись.

1001student.ru

Ткани (таблица)

Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции
Эпителий Плоский Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи)
Железистый Железистые клетки вырабатывают секрет Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного сока, гормонов)
Мерцательный (реснитчатый) Состоит из клеток с многочисленными волосками (реснички) Дыхательные пути Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли)
Соединительная Плотная волокнистая Группы волокнистых, плотно лежащих клеток без межклеточного вещества Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза Покровная, защитная, двигательная
Рыхлая волокнистая Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы Соединяет кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Осуществляет терморегуляцию тела
Хрящевая Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов Сглаживание трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин
Костная Живые клетки с длинными отростками, соединенные между собой, межклеточное вещество — неорганические соли и белок оссеин Кости скелета Опорная, двигательная, защитная
Кровь и лимфа Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами — сыворотка и белок фибриноген) Кровеносная система всего организма Разносит О2 и питательные вещества по всему организму. Собирает СО2 и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная)
Мышечная Поперечно-полосатая Многоядерные клетки цилиндрической формы до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами Скелетные мышцы, сердечная мышца Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца. Имеет свойства возбудимости и сократимости
Гладкая Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заостренными концами Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже
Нервная Нервные клетки (нейроны) Тела нервных клеток, разнообразные по форме и величине, до 0,1 мм в диаметре Образуют серое вещество головного и спинного мозга Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости
Короткие отростки нейронов — древовидноветвящиеся дендриты Соединяются с отростками соседних клеток Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела
Нервные волокна — аксоны (нейриты) — длинные выросты нейронов до 1 м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями Нервы периферической нервной системы, которые иннервируют все органы тела Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам; от рецепторов (иннервируемых органов) — к нервной клетке по центростремительным нейронам. Вставочные нейроны передают возбуждение с центростремительных (чувствительных) нейронов на центробежные (двигательные)

www.examen.ru

Таблица «Растительные ткани»

Тип тканей и месторасположение

Строение и жизнедеятельность клеток

Функции

Образовательная

Верхушка корня и конус нарастания стебля, в почке,

камбий

— клетки круглые, мелкие; оболочки тонкие

— крупные ядра, нет хлоропластов, вакуолей или они мелкие;

— постоянное деление

рост органов и образование других тканей

Основная:

— запасающая

— всасывающая

— фотосинтезирующая.

Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

— Клетки округлые, крупные и средние с тонкими оболочками

— клетки вытянутые тонкостенные,

— содержат хлоропласты;

— ядро у стенки, крупные вакуоли, много хлоропластов;

— хорошо развито межклеточное вещество;

— образуются органические вещества из неорганических

— превращение и накопление веществ.

— запас питательных веществ (крахмал, белки, сахар)

— поглощение воды с минеральными веществами

— фотосинтез

Механическая:

Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

— мёртвые и живые клетки вытянутые, их оболочка утолщена, одревесневела;

— цитоплазма часто отсутствует

опора, упругость, эластичность

Покровная:

Кожица (с устьицами) листа, пробка (с чечевичками) дерева

кора

— мелкие и средние живые клетки с тонкими оболочками, плотно прилегают друг к другу;

— мёртвые клетки, оболочка одревесневает, оболочки толстые

защита

связь с внешней средой (газообмен)

Проводящая

Жилки листа, в корне, стебле

— сосуды – мёртвые вытянутые клетки с разрушенными поперечными оболочками

— ситовидные трубки – живые клетки без ядра, вакуолей и пластид, между ними есть отверстия

передвижение воды и минеральных веществ по древесине снизу вверх

передвижение органических веществ по

коре от листьев вниз

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок по теме «Ткани растений», 6-й класс

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
  2. Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
  3. Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.

Оборудование:

  • микроскопы,
  • микропрепараты,
  • таблицы,
  • рисунки учебника по данной теме.

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Основные понятия и термины урока:

Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.

Ход урока

1.Создание проблемной ситуации:

Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.

Знаем: Не знаем:
Определение ткани.

Основные места расположения тканей. (частично)

Виды тканей растений.

Как строение ткани связано с выполняемой функцией.

2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]

Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
образовательная Верхушка корня, стебля.        
основная Мякоть листа

Мякоть плодов

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

       
Механическая Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

       
Покровная Кожица листа, кора дерева.        
Проводящая Жилки листа, в корне, стебле        

3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.

4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.

3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.

4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”

Таблица в готовом виде:

Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
образовательная Верхушка корня, стебля. Округлые, мелкие. Крупные ядра, нет вакуолей. Постоянное деление. Рост корня и стебля.
основная Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

Округлые,

крупные и средние

Хлоропласты.

Ядро у стенки, крупные вакуоли.

Хорошо развито межклеточное вещество

Образуются органические вещества из неорганических

Превращение и накопление веществ.

Фотосинтез

Запас питательных веществ

Механическая Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

вытянутые Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует Мёртвые клетки Опора,

Защита.

Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и средние Плотно прилегают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает Защита.

Связь с внешней средой

Проводящая Жилки листа, в корне, стебле вытянутые Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия Сосуды – мёртвые клетки

Ситовидные трубки — живые

Передвиже-

ние веществ

Список литературы:

1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.

22.02.2008

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Онлайн урок: Ткани растений по предмету Биология 6 класс

Название

Особенности строения

Место расположения

Функции

Покровная

1) кожица

2) пробка

3) кора

4) устьица

Живые клетки с тонкими и бесцветными оболочками (кожица).

Мертвые клетки, одеревеневшие, плотно прилегающие (пробка).

Специальные образования- устьица и чечевички (дышат и испаряют).

Листья, молодые ветки, стволы, корни.

Кожица с устьицами.

Пробка с чечевичками.

Защита от неблагоприятных условий.

Дыхание и испарение воды. Придают прочность растению.

Проводящая

1)              Живые- луб (подкорка)

2)              Мертвые (древесина)

Мертвые клетки в трубках и сосудах, вытянутые в длину.

Ситовидные трубки- живые вытянутые клетки без ядра, вакуолей и пластид.

Корень, стебель, лист, почки, цветки.

Лист – стебель- корень.

Передвижение воды с растворенными в ней веществами (органическими и минеральными).

Механическая

1)              Колленхима- вытянутые

2)              Паренхима- внутренние

3)              Склеренхима- внутренние

4)              Каменистые клетки- склереиды

Живые и мертвые клетки с толстой оболочкой.

Каменистые клетки или склереиды- мертвые клетки с одеревеневшими оболочками. Содержатся в плодах, листьях, стеблях, перемешаны с паренхимными клетками, либо существует самостоятельно, без межклеточного вещества.

Стволы молодых веток, пробка и корки стволов, скорлупа грецкого ореха, покровы семян, мякоть плодов.

Придают прочность и упругость, способность выдерживать сильную нагрузку.

Опора.

Основная

 

Клетки живые, крупные, есть вакуоли, много межклеточного вещества, заполненного млечным соком.

В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, участвующие в фотосинтезе.

 

Мякоть листа, мякоть плодов, соцветий, стебля, корней.

Образование, накопление питательных веществ.

Фотосинтез.

Образовательная

 

Живые маленькие клетки с крупными ядрами, без вакуолей.

Кончик корня, верхушка побега, зародыши, почки, ростковая часть стебля и листа, в коре (между лубом и древесиной).

Постоянное деление и рост растений, образование тканей.

Секреторная

(выделительная)

Живые тонкостенные клетки.

Долгоживущие.

Участвуют в метаболизме или запасают вещества в вакуолях.

Корень, побег, ствол, лист, цветок.

Вырабатывают, выделяют и сохраняют секреторные продукты (защита, привлечение животных и пр.) 

ladle.ru

урок на тему «Ткани растений» (6 класс)

 ТКАНИ РАСТЕНИЙ (6 класс)

 

Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; обратить внимание на особенности строения тканей сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать; развивать представление об организме как едином целом; прививать бережное отношение к природе, к окружающим растениям как живым организмам.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы  «Строение растительной клетки», «Ткани растений», рисунки учебника по данной теме.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

План урока:

1.      Проверка знаний по предыдущей теме.

2.      Повторение

3.      Основные понятия темы.

4.      Растительные ткани. Строение и функции

5.      Закрепление.

6.      Итоги.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1.Проверка знаний по предыдущей теме:

I.  Найди правильный ответ:

       1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом?

       а-митоз     б-мейоз

  1. Сколько клеток образуется в результате митоза(1) и мейоза(2)     

        а-одна       в-три

        б-лве         г-четыре

  1. У какого типа деление происходит дважды? 

         а-митоз     б-мейоз

II. Дайте определения понятий:

  1. Митоз
  2. Мейоз
  3. Гаплоидный набор
  4. Гомологичные хромосомы
  5. Веретено деления
  6. Интерфаза
  7. хроматиды

 

Выполнение учащимися заданий в контрольных тетрадях, работы сдаются учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

2. Для усвоения нового материала необходимо вспомнить некоторые моменты с прошлых уроков. Обратить внимание на уровни организации живого. В особенности на клеточный и тканевый уровни.

Все живые организмы обладают свойствами присущие только живому. Самый низкий уровень организации жизни, где встречаются живые организмы, с происходящими там всеми процессами жизнедеятельности – это клеточный. Клетка маленькая, единый организм целого. Так же и из клеток состоят организмы растения и животных.

  1. Эти клетки образуют ткани, которые в свою очередь дают возможность функционировать всему организму в целом. Запишите определения ТКАНЬ и МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО в словарь (учебник с.30).
  2. Работа с учебником. Необходимо рассмотреть рисунки тканей в учебнике, записать в тетради названия видов тканей растительного организма. Всё многообразие растительных тканей обеспечивается особенностями строения и функционирования клеток. Каждая группа клеток имеет своё месторасположение в организме растения, чётко выполняемую функцию. Обратите внимание на расположение клеток в тканях, сравните между собой эти ткани.
  3. На закрепление нового материала учащимся предоставляется несколько вопросов в виде теста. Также необходимо сделать вывод по сегодняшней теме.
  1. Какая ткань имеет бесцветные клетки?
  2. Какая ткань способствует передаче питательных веществ в растении?
  3. Какая ткань способствует образованию питательных веществ в листьях?
  4. Что за ткань придаёт растению опору и защиту?

 

  1. Покровная ткань
  2. Образовательная ткань
  3. Механическая ткань
  4. Проводящаяткань
  5. Основная ткань
  1. 3-4 оценки за работу на уроке.

      Домашнее задание:

                    с. 30-31.

 

 

 

На экран проецируются уровни организации живого. Дети должны дать описание  свойств живого и сопоставить их с уровнями.

 

 

 

 

 

 

Ткань — группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям.

Межклеточное вещество — особое вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой.

 

С учебника и на экране проецируются ткани растений. Таблица вычерчивается в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

1-А

2-D

3-E

4-C

Вывод формулируется и записывается.

  • Организм растения состоит из тканей образованных из клеток.
  • Каждая ткань выполняет определённую функцию
  • Все ткани растения выполняя разные функции поддерживают жизнедеятельность растительного организма.

 

 

 

infourok.ru

1. Основная и механическая ткани

Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции.

Основная ткань

Основная ткань заполняет пространство между другими тканями. На поперечном сечении стебля растения видно, что основная ткань заполняет пространство между покровной и проводящей тканями.

 

 

Клетки основной ткани живые и имеют тонкие клеточные стенки. В клетках основной ткани происходит создание питательных веществ, они участвуют в газообмене, осуществляют накопление веществ.

 

Мякоть картофеля состоит из клеток основной ткани, в которых накапливается крахмал

Основная ткань мякоти картофеля под электронным микроскопом

 

Механическая ткань

Механическая ткань придаёт растениям прочность. Она находится во всех органах растения. Много механической ткани расположено в стволе и прожилках листа. Механическая ткань удерживает ствол и сучья деревьев в вертикальном положении.

 

  

 

У клеток механической ткани толстые клеточные стенки, у некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон. Клетки механической ткани могут погибнуть, но твёрдые, толстые клеточные стенки сохраняются.

 

Скорлупа орехов состоит из механической ткани.

www.yaklass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *