cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по риторике ладыженская 6 класс фгос – Рабочая программа (6 класс) на тему: Рабочая программа по риторике 6 класс ФГОС

Рабочая программа (6 класс) на тему: Рабочая программа по риторике 6 класс ФГОС

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 Б классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012».

     Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных  ФГОС целей образования. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Цель риторики    —  научить  обучающихся  эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  

       Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне,   способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

II. Общая характеристика учебного предмета

 В структуре курса риторики  четко прослеживаются  два смысловых блока:

     Первый блок – «Общение» —  даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением;  о видах общения ; о коммуникативных качествах речи, речевой   ситуации и  ее компонентах.

     Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

     Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов  и о  речевых жанрах как разновидностях текста.

     Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для обучающихся.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью.  Помимо традиционных  приемов и  методов  преподавания,  на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.

     

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

     Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

     

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Личностные

Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета

Регулятивные УУД

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Быть способным свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме

Познавательные УУД

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Находить отклонения от норм в письменной речи.

Коммуникативные УУД

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания

вести этикетный диалог.

Различать общение для контакта и для получения информации.

Предметные результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовые знания

Базовые умения

Повышенные знания

Повышенные умения

Развивать способность целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Стремление к увеличению объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному

 Основное содержание программы

(35 часов /1 час в неделю)

ОБЩЕНИЕ (15)

Общение.

Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.

Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.

Требования к уровню подготовки:  

Определять вид общения (по месту общения).

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Речевая деятельность.

Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

Требования к уровню подготовки:  

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

Определять способы и приемы слушания.

Критически оценивать слушание собеседников.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Говорение.

Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.

Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.

Требования к уровню подготовки:  

Находить коммуникативные недочеты.

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Чтение.

Учимся читать.  Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.

Требования к уровню подготовки:  

Определять вид чтения.

Контрольные мероприятия:  выразительное чтение

Качества речи.

Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.

Требования к уровню подготовки:  

Находить отклонения от норм в устной речи.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Определять коэффициент лексического богатства речи.

Определять нарушения в точности речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Письмо.

Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:  

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в письменной речи.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (10)

Тексты и речевые жанры.

Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:

Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

Вторичные тексты.

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.

Требования к уровню подготовки:

Составлять аннотацию.

Контрольные мероприятия: аннотация.

Рассказы.

Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.

Требования к уровню подготовки:

Пересказать услышанный рассказ.

Придумывать истории и рассказывать их.

Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.

Спор.

Как управлять спором. Если ты – ведущий.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.

Сказки и притчи.

Понятие о притче. Уместность ее использования.

Требования к уровню подготовки:

Рассказывать притчи.

Контрольные мероприятия: сочинение-притча.

Личное письмо.

Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами письма.

Интервью.

Календарно — тематическое планирование 6 «Д» класс – 1 час в неделю.

 

№ п/п

Раздел

Тема

Деятельность обучающихся

Форма организации учебного занятия

Сроки

Общение

Адресат – кто он?

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Беседа, викторина

Двуликое «что». Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории

Беседа, пересказ

Виды общения

Официальное – неофициальное общение

Уместно использовать изученные несловесные средства при общении.

Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь.

Беседа

Голос

Великая сила голоса

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Беседа

Учим голос «летать»

Выразительное чтение

Жесты

Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты

Уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения.

Овладевать национально-культурными нормами речевого поведения

Исследовательская работа

Учимся слушать

Слушание бывает разным

Определять вид слушания и приёмы слушания.

Критически оценивать слушание собеседников.

Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение.

Слушание

Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания

Слушание

Учимся читать

Учимся читать учебный текст

Знать виды чтения, уметь определять их особенности.

Беседа

Ознакомительное чтение

Выразительное Чтение

Учимся отвечать

Разные, разные ответы. Как важно начать

Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения.

Соблюдать в практике речевого общения основные языковые нормы

Беседа

Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец

Анализ

Речь правильная и хорошая

Клише, штампы. Находки

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Выразительное чтение

Будь вежлив

Вежливое обращение

Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение.

Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах.

Выразительное чтение

Похвальное слово

Выразительное чтение

Речевые жанры

Изобретаем речь. Что значит изобретать речь

Анализировать типичную структуру текста.

Работа с учебником

Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров

Выразительное чтение

Топ определения

Исследовательская работа

Вторичные тексты

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными

Называть основные признаки текста, приводить их примеры.

Создавать свой текст на основе исходного.

Работа с учебником

Предисловие

Анализ

Отзыв

Анализ

Что произошло хоть раз

Автор – рассказчик – герой рассказа

Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Работа с учебником

Услышанные истории

Анализ

Выдуманные истории

Работа с учебником

Небывальщины

Анализ

Спор

Можно ли управлять спорами

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания

вести этикетный диалог.

Различать общение для контакта и для получения информации.

Исследовательская работа

Если ты — ведущий

Анализ

Сказки

Притча. Понятие о притче

Анализировать типичную структуру притчи.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

работа с учебником

Уместность использования притчи

Анализ

Личное письмо

Особенности писем

Быть способным оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Развивать способность совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа с учебником

Письмо-поздравление, письмо-просьба и прочие

Работа с учебником

Интервью

Не просто беседа

Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному

Исследовательская работа

Как подготовить интервью

Исследовательская работа

Презентация проектов

Защита проектов

Беседа

Защита проектов

Беседа

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Кол-во

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Кол-во

Технические средства обучения

Кол-во

Оборудование класса

Кол-во

Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012.

26

Д.Х.Вагапова.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах.        2013 . Ростов-на-Дон.«Феникс»

1

Компьютер

1

Доска

1

Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 6 класс, М., «Дрофа», 2013 год.

1

Проектор

1

М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2012 год

1

.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженска я.Уроки риторики в школе. Книга для учителя.2012.МоскваЮвента-Баласс.

1

Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы по учебному предмету

nsportal.ru

Рабочая программа по риторике (6 класс)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 А,Б,В классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы.

Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС целей образования. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Цель риторики — научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

II. Общая характеристика учебного предмета

В структуре курса риторики четко прослеживаются два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» — даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения ; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации и ее компонентах.

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для обучающихся.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью. Помимо традиционных приемов и методов преподавания, на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета

Регулятивные УУД

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Быть способным свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме

Познавательные УУД

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Находить отклонения от норм в письменной речи.

Коммуникативные УУД

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания

вести этикетный диалог.

Различать общение для контакта и для получения информации.

Предметные результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовые знания

Базовые умения

Повышенные знания

Повышенные умения

Развивать способность целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Стремление к увеличению объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному

Основное содержание программы (34 часа /1 час в неделю)

ОБЩЕНИЕ (15)

Общение.

Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.

Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.

Требования к уровню подготовки:

Определять вид общения (по месту общения).

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Речевая деятельность.

Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

Требования к уровню подготовки:

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

Определять способы и приемы слушания.

Критически оценивать слушание собеседников.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Говорение.

Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.

Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.

Требования к уровню подготовки:

Находить коммуникативные недочеты.

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Чтение.

Учимся читать. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.

Требования к уровню подготовки:

Определять вид чтения.

Контрольные мероприятия: выразительное чтение

Качества речи.

Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.

Требования к уровню подготовки:

Находить отклонения от норм в устной речи.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Определять коэффициент лексического богатства речи.

Определять нарушения в точности речи.

Контрольные мероприятия:

устное выступление

Письмо.

Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в письменной речи.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (10)

Тексты и речевые жанры.

Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:

Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Контрольные мероприятия:

мини-сочинение

Вторичные тексты.

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.

Требования к уровню подготовки:

Составлять аннотацию.

Контрольные мероприятия: аннотация.

Рассказы.

Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.

Требования к уровню подготовки:

Пересказать услышанный рассказ.

Придумывать истории и рассказывать их.

Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.

Спор.

Как управлять спором. Если ты – ведущий.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.

Сказки и притчи.

Понятие о притче. Уместность ее использования.

Требования к уровню подготовки:

Рассказывать притчи.

Контрольные мероприятия: сочинение-притча.

Личное письмо.

Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами письма.

Интервью.

Календарно — тематическое планирование 6 «А, Б, В» класс – 34 часа — 1 час в неделю.

п/п

Раздел

Тема

Деятельность обучающихся

Форма организации учебного занятия

Дата план

Дата факт

Общение

Адресат – кто он?

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Беседа, викторина

03.09

Двуликое «что». Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории

Беседа, пересказ

10.09

Виды общения

Официальное – неофициальное общение

Уместно использовать изученные несловесные средства при общении.

Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь.

Беседа

17.09

Голос

Великая сила голоса

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Беседа

24.09

Учим голос «летать»

Выразительное чтение

01.10

Жесты

Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты

Уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения.

Овладевать национально-культурными нормами речевого поведения

Исследовательская работа

08.10

Учимся слушать

Слушание бывает разным

Определять вид слушания и приёмы слушания.

Критически оценивать слушание собеседников.

Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение.

Слушание

15.10

Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания

Слушание

22.10

Учимся читать

Учимся читать учебный текст

Знать виды чтения, уметь определять их особенности.

Беседа

12.11

Ознакомительное чтение

Выразительное Чтение

19.11

Учимся отвечать

Разные, разные ответы. Как важно начать

Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения.

Соблюдать в практике речевого общения основные языковые нормы

Беседа

26.11

Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец

Анализ

03.12

Речь правильная и хорошая

Клише, штампы. Находки

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Выразительное чтение

10.12

Будь вежлив

Вежливое обращение

Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение.

Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах.

Выразительное чтение

17.12

Похвальное слово

Выразительное чтение

24.12

Речевые жанры

Изобретаем речь. Что значит изобретать речь

Анализировать типичную структуру текста.

Работа с учебником

14.01

Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров

Выразительное чтение

21.01

Топ определения

Исследовательская работа

28.01

Вторичные тексты

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными

Называть основные признаки текста, приводить их примеры.

Создавать свой текст на основе исходного.

Работа с учебником

04.02

Предисловие

Анализ

11.02

Отзыв

Анализ

18.02

Что произошло хоть раз

Автор – рассказчик – герой рассказа

Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Работа с учебником

25.02

Услышанные истории

Анализ

04.03

Выдуманные истории

Работа с учебником

11.03

Небывальщины

Анализ

18.03

Спор

Можно ли управлять спорами

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания вести этикетный диалог. Различать общение для контакта и для получения информации.

Исследовательская работа

08.04

Если ты — ведущий

Анализ

15.04

Сказки, притчи

Притча. Понятие о притче

Анализировать типичную структуру притчи.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

работа с учебником

22.04

Уместность использования притчи

Анализ

29.04

Личное письмо

Особенности писем

Быть способным оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Развивать способность совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа с учебником

06.05

Письмо-поздравление, письмо-просьба и прочие

Работа с учебником

13.05

Интервью

Не просто беседа

Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному

Исследовательская работа

20.05

Как подготовить интервью

Исследовательская работа

27.05

Презентация проектов

Защита проектов

Беседа

27.05

26

Д.Х.Вагапова.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. 2013 . Ростов-на-Дон.«Феникс»

1

Компьютер

1

Доска

1

Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 6 класс, М., «Дрофа», 2013 год.

1

Проектор

1

М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2012 год

1

.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженска я.Уроки риторики в школе. Книга для учителя.2012.МоскваЮвента-Баласс.

1

Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы по учебному предмету

infourok.ru

Программа ВД «Риторика» (6 классы)

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов

Рабочая программа курса

«Риторика»

(базовый уровень)

6 А, В, Г классы

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель: Беляева Юлия Борисовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

Авторская программа: «Русский язык»

6 классы (базовый уровень)

авт.-сост. — Т. А. Ладыженская  

Красногорск

2016 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 Б классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012».

Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС целей образования. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Цель риторики — научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

II. Общая характеристика учебного предмета

В структуре курса риторики четко прослеживаются два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» — даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения ; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации и ее компонентах.

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для обучающихся.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью. Помимо традиционных приемов и методов преподавания, на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи; риторические игры.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета

Регулятивные УУД

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Быть способным свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме

Познавательные УУД

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Находить отклонения от норм в письменной речи.

Коммуникативные УУД

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания

вести этикетный диалог.

Различать общение для контакта и для получения информации.

Предметные результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

Базовые знания

Базовые умения

Повышенные знания

Повышенные умения

Развивать способность целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Стремление к увеличению объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному

Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса

Введение 1ч.

Чему учит риторика. Зарождение риторики как науки. Выдающиеся ораторы истории.

Общение 8 ч.

Что такое общение? Коммуникативная задача. Речевая ситуация. Общение словесное – несловесное. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания. Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы речи. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство своей собственной речи. Разные виды точности, лексическое богатство речи. Как важно начать. Развернутый ответ.

Речевой практикум 19 ч.

Публичное выступление. Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли. Проектная деятельность. Самопрезентация. Формы самопрезентации. Особенности жанра интервью (обстановка, роль участников, положение участников, своеобразие языка, речевой этикет). Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения. Притча как речевой жанр. Композиция притчи. Мораль. Речевые ситуации притчи. Языковые особенности притчи. Персонажи притч. Введение притчи в высказывание. Небывальщины. Особенности выступления в рамках предвыборной кампании. Понятие социальной рекламы.

Письменная речь 6 ч.

Аннотация. Виды аннотаций. Аннотация. Понятие о жанре. Главные и факультативные элементы аннотаций. Разновидности аннотаций. Речевая задача отзыва. Составление отзыва. Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма. Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу. Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.

Особенности организации учебного процесса: внеурочные занятия.

Основные формы организации учебного процесса – фронтальная, групповая, индивидуальная.

В данном курсе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ.

Календарно-тематическое планирование

Речевая деятельность.

Правила слушающего

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего/пишущего; определять вид слушания и приемы слушания; критически оценивать слушание собеседников.

Исправлять тексты по условным обозначениям редактора; обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

8

Речевая деятельность. Правила говорящего

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи; искоренять ошибки в своей собственной речи; определять коэффициент лексического богатства речи; определять нарушения в точности речи.

9

Речевая деятельность.

Советы читающему

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 6-го класса). Делать вывод, рассуждать по тексту. Уметь находить главное в учебном тексте

Речевой практикум 19 ч.

10

Урок-практикум «Умение договориться»

Уметь работать в группе, оценивать работу других, уметь использовать психологические аспекты общения.

11

Урок-практикум «Услышать себя со стороны»

Уметь использовать обращения в этикетных диалогах, выбирать способ обращения, вступать в речевое общение в соответствии с нормами этикета.

12

Публичное выступление «Эти забавные животные»

Создавать текст, используя риторические определения, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ.

13

Публичное выступление «Тайны Байкала»

Уметь отбирать занимательный материал для выступления, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ. Поддерживать интерес слушателей за счёт вербальных и невербальных средств общения.

14

Я ритор? Урок-обобщение.

Создавать текст, используя риторические определения, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ.

15-

17

Проект-самопрезентация

Различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим.

18

19

Публичное выступление «Герои Красногорска»

Уметь отбирать занимательный материал для выступления, определять коммуникативное намерение, составлять рассказ. Поддерживать интерес слушателей за счёт вербальных и невербальных средств общения.

20

Игры на коммуникацию

Уметь сжато излагать исходный текст, создавать комплимент и похвальное слово, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения.

21

Интервью

Моделировать речевые ситуации с использованием интервью. Использовать речевые формулы интервьюера

22

Искусство спора

Уметь вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора.

23

Притча. Небывальщина

Конструировать текст притчи. Различать текст притчи и сказки. Использовать (уместно) текст притчи в своём высказывании. Различать правдивые истории и выдуманные. Составлять тексты выдуманных историй

24

Коммуникативная игра «Предвыборная кампания»

Оценивать действия участников ведущего и других участников игры. Моделировать ситуацию предвыборной кампании в зависимости от коммуникативного намерения.

25-

26

Проект «Мастер художественного слова»

Проявить способность передать чувства автора с помощью вербальных и невербальных средств общения.

27 –

28

Проект «Социальный видеоролик»

Уметь работать в группе, оценивать работу других, уметь использовать обращения, выбирать способ обращения, вступать в речевое общение в соответствии с целью выступления.

Письменная речь 6 ч.

29

Аннотация

Знать виды аннотаций. Различать подробный пересказ и текст аннотации. Составлять аннотацию к прочитанной книге.

30

Отзыв как речевой жанр

Распознавать тексты-отзывы. Анализировать тексты отзывов. Создавать письменные и устные отзывы.

31

Резюме. Заявление

Составлять резюме, писать заявление

32

Личное письмо Благодарственное письмо. Письмо-поздравление. Письмо-просьба.

Анализировать личное письмо. Различать личное письмо и официальное письмо. Выделять структурные части личного письма. Строить текст личного письма по заданной схеме. Уметь составлять благодарственное письмо и письмо-просьбу.

33

Дневниковые записи

Создавать дневниковые записи

34

Урок-зачёт

Обобщение и практическое применение видов речевой деятельности

infourok.ru

Рабочая программа по риторике 6 класс 2015-2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шаховская гимназия»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Шаховская гимназия»
_________________________ Пищола Н.Н.
«______» ____________________ 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РИТОРИКЕ
6А, 6Б КЛАССЫ
базовый уровень обучения
ФГОС

Составитель: Асадчая Е.П.

учебный год 2015-2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Риторика» для 6 класса на 2015/2016 учебный год составлена на основе федерального образовательного стандарта общего образования по риторике, Программы по риторике для основной школы под редакцией Ладыженской Т.А. в книге Образовательная система «Школа 2100». 6 класс. 2010г.
Рабочая программа определяет цели и задачи обучения риторике на начальном этапе, содержание, требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании курса. Данный учебный предмет входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Рабочая программа ориентирована на 35учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программой «Школа 2100».
Настоящая программа по риторике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (автор Ладыженской Т.А.) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса риторики. Данная программа соответствует государственным стандартам общего образованиянормам и требованиям, определяющим обязательный минимум содержания образовательной программы по риторике.
Данный учебный предмет входит в образовательную областьфилология.
Сроки реализации данной программы1год.
Настоящая программа является органическим продолжением курса риторики для 5 класса в рамках реализации единой концепции непрерывного курса риторики (111классы).
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет.
У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек. Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы назвали «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

schoolfiles.net

Рабочая программа по риторике для 6 класса

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике
Данная программа курса «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана разработана для 6 класса на основе Программы по риторике к учебнику для 6 класса «Школьная риторика. 6 класс» (автор Т.А.Ладыженская), рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:
Государственные стандарты основного (общего) и полного (среднего) образования. М.2004 год
Учебный план на 2014-2015 учебный год
Примерные учебные программы основного образования (сайт Министерства образования и науки РФ www. mon. gov.ru)
Культура речи – необходимое свойство каждого человека любой страны, ибо без речевой культуры невозможно общение, невозможно совершенствование и развитие общей культуры.
Искусство живого слова имеет давнюю и богатую историю. Оно предшествовало возникновению литературы, во многом питало и питает её до сих пор.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в ра

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *