Рабочая программа по изо 6 класс ломов фгос с ууд 2019 2019 – Рабочая программа по ФГОС изо 6 класс
Рабочая программа ИЗО 6кл. 2018-2019 г.doc
всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными
операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественно
эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер,
она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств —
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно
прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание
курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение
художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и
опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования,
современные инновационные методы,
анализ зарубежных художественно
педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественнотворческие задания,
художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена
на принципах тематической цельности и последовательности развития курса,
предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности, диалогичность и
сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема шестого класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. У обучающихся формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание
основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его
бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства,
Рабочая программа по ИЗО 6 класс ФГОС
МОУ Ховринская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Заместитель директора по УВР | Директор МОУ Ховринская ООШ |
учителей___________Блинова Г.А. Протокол № | ________Лисицына С.А. | __________________Шутов Е.Ф. |
от «___ » _____________ 2016 г. | «___» _________________ 2016 г. | Приказ от________________№____ |
Рабочая программа Наименование учебного предмета Изобразительное искусство Класс 6 Уровень общего образования основная школа Учитель Новикова Наталья Владимировна Срок реализации программы, учебный год 2016-2017учебный год Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час. Составлена на основе Изобразительное искусство: программы Изобразительное искусство под редакцией Б.М. Неменского 5-9кл издательство Просвещение 2011г Учебник: Л.А.Неменская Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека 6класс Москва Просвещение 2014г Рабочую программу составил (а)____________________________________________ Новикова Н.В. расшифровка подписиподпись |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе:
— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Образовательный (учебный) план Муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Ховринская основная общеобразовательная школа на 2016-2017учебный год
-программы формирования универсальных учебных действий;
— авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011
-рабочие программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9классы Просвещение 2011г
При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования. ( ФГОС ООО)
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель курса – развитие визуально-пространственного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения;
овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
будут сформированы:• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится: • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
Обучающиеся должны понимать:
место и значение изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств;
иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Обучающиеся должны научиться:
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
2.Основное содержание учебного предмета изобразительное искусство
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт(9ч)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет(10ч)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.
Содержание портрета – интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно – выразительные средства портрета, композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство в изобразительном искусстве(8ч)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанры пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитие жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно- выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
3.Учебно-тематический план
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | |
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка | |||
1 | Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | |
2 | Рисунок – основа изобразительного искусства | 1 | |
3 | Линия и её выразительные возможности | 1 | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | |
7 | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | |
8 | Основы языка изображения | 1 | |
II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт | |||
1 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | |
2 | Изображение предметного мира – натюрморт | 1 | |
3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | |
4 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива | 1 | |
5 | Освещение. Свет и тень. | 1 | |
6-7 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте | 2 | |
8-9 | Выразительные возможности натюрморта | 2 | |
III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет | |||
1 | Образ человека – главная тема в искусстве | 1 | |
2 | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | |
3 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | |
4 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | |
5 | Портрет в скульптуре | 1 | |
6 | Сатирические образы человека | 1 | |
7 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | |
8 | Портрет в живописи | 1 | |
9 | Роль цвета в портрете | 1 | |
10 | Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | |
IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве | |||
1 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | |
2 | Изображение пространства | 1 | |
3-4 | Правила линейной и воздушной перспективы | 2 | |
5 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | |
6 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 | |
7 | Городской пейзаж. | 1 | |
8 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Выставка работ. Обобщение темы.Итоговый контроль | 1 |
multiurok.ru
Рабочая программа по ИЗО 6 класс ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гагаринская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»на заседании РМО
Руководитель РМО
_____ /______________/
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
_____ /______________/
ФИО
«___» _________ 20__г.
«Утверждаю»
Директор МОУ Гагаринская ООШ
_____ /С.В. Редькина/
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Изобразительное искусство»
6 класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Составитель программы:
Смирнова Татьяна Леонидовна,
Квалификационная категория- 1
д. Гагаринское
2016/2017 учебный год
Содержание рабочей программы
(Содержание соответствует требованиям ФГОС основного общего образования к структуре рабочих программ (см. изменения от 16.02.2016 г.).
Название разделаСтр.
1
Пояснительная записка
3
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе
5
3
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе
10
4
Тематическое планирование
15
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа является частью Основной образовательной программы основного общего образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гагаринская основная общеобразовательная школа»,
входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа опирается на УМК:
— Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». Под редакцией Б.М. Неменского, М. — «Просвещение», 2016 год;
Цель обучения:
— развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний,
— развитие способности сопереживания,
— развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи обучения:
— формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
— освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
— формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
— развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
— формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
— развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
— овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
— овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Объем программы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Педагогические технологии
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации рабочей программы, направлены на достижение соответствующих уровню основного общего образования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В соответствии с системно-деятельностным подходом используются технологии деятельностного типа, в т.ч. технологии проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология образовательного путешествия, групповые способы обучения и др.
Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, практикумы, беседы, викторины, дискуссии и др.
Формы контроля
Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, проверочные работы, групповые и индивидуальные проекты.
Промежуточная аттестация запланирована в форме группового итогового проекта по курсу изобразительного искусства в 6 классе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»В 6 КЛАССЕ
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
Личностные:
— наличие патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
— уважительное и доброжелательное отношение к традициям, культуре другого народа, готовность достигать взаимопонимание при обсуждении спорных вопросов;
— ответственное отношение к обучению и познанию искусства, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
— эстетические потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, наличие творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Метапредметные:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
— владение основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе
учащиеся должны знать:
— место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;
— особенности изобразительного искусства во все времена;
— основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
— имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
— особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников — пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
— разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
учащиеся должны уметь:
— пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
— видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения и пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
— создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
— воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 6 КЛАССЕ
«Изобразительное искусство в жизни человека» (34 час.)
Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Проверочные работы (далее — П.Р.). Проверочная работа № 1 по теме «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 час.)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
П.Р. Проверочная работа № 2 по теме «Мир наших вещей. Натюрморт».
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 час.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Пр. Групповые и индивидуальные проекты.
П.Р. Проверочная работа № 3 по теме «Вглядываясь в человека. Портрет».
Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж (8 час.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Пр. Групповой итоговый проект по курсу изобразительного искусства в 6 классе.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темыКоличество
часов
Параграф учебника
Дата
проведения
Комментарии, примечания
По плану
По факту
Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.)
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы
1
Стр 8
2
Рисунок — основа изобразительного творчества
1
Стр. 24
3
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий
1
Стр. 30
4
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
1
Стр.34
5
Цвет. Основы цветоведения
1
Стр 38
6
Цвет в произведениях живописи
1
Стр. 43
7
Объёмные изображения в скульптуре
1
Стр.48
8
Основы языка изображения (обобщение темы).
П.Р. Проверочная работа № 1 по теме «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
1
Стр. 52
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 час.)
9
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
Стр. 56
10
Изображение предметного мира — натюрморт
1
Стр.58
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
1
Стр.62
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
1
Стр.64
13
Освещение. Свет и тень
1
Стр. 68
14
Натюрморт в графике
1
Стр.76
15
Цвет в натюрморте
1
Стр. 78
16
П.Р. Проверочная работа № 2 по теме «Мир наших вещей. Натюрморт»
1
Стр.86
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 час.)
17
Образ человека — главная тема искусств
1
Стр. 90
18
Конструкция головы человека и её основные пропорции
1
Стр.102
19
Изображение головы человека в пространстве
1
Стр.106
20
Портрет в скульптуре
1
Стр. 108
21
Графический портретный рисунок
1
Стр.112
22
Сатирические образы человека
1
Стр.116
23
Образные возможности освещения в портрете
1
Стр.120
24
Роль цвета в портрет
1
Стр.122
25
Великие портретисты прошлого.
Пр. Групповые и индивидуальные проекты
1
Стр.126
26
Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
П.Р. Проверочная работа № 3 по теме «Вглядываясь в человека. Портрет»
1
Стр.130
Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж (9 час.)
27
Жанры в изобразительном искусстве
1
Стр.138
28
Изображение пространства
1
Стр.142
29
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
1
Стр.146
30
Пейзаж — большой мир
1
Стр148
31
Пейзаж настроения. Природа и художник
1
Стр.152
32
Пейзаж в русской живописи
1
Стр.156
33
Пейзаж в графике
1
Стр. 164
34
Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Пр. Групповой итоговый проект по курсу изобразительного искусства в 6 классе
1
Стр 168
infourok.ru
№ | Тема урока | Кол | Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности | Виды контроля- измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата календ | Дата Фактич. | |||||||||||||
Личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||||||||||
Виды изобразительного искусства (8часов) | ||||||||||||||||||||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Найти и разобрать открытки по видам искусстваВиды пластических искусств Виды изобразительного искусства:живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | Ознакомление с видами искусства | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | 4.09 | |||||||||||||
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер | Фронтальный опрос. Сравнение и анализ работ обсужден. | 11.09 | |||||||||||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Привитие любви к произведениям искусства. | 18.09 | |||||||||||||
4 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. | Сравнение и выбор лучших работ | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения. | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | 25.09 | ||||||||||||
5 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» | Просмотр и обсуждение выполненных работ | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | 2.10 | ||||||||||||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). | Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов.. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | 9.10 | |||||||||||||
7- | Объемные изображения в скульптуре | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки | Опрос, просмотр и анализ работ. | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | Связь объема с окружающим пространством и окружением | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | 16.10 | |||||||||||||
8 | Основы языка изображения | Выполнение конкурсных заданий | Подведение итогов конкурса. | Знать виды пластических и изобразительных искусств. | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. | 23.10 | ||||||||||||||
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | ||||||||||||||||||||
9-10 11 — | Реальность и фантазия в творчестве художника. Проект. Изображение предметного мира | 2 | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей. | Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. Уметь планировать деятельность в результате работы над проектом. | Формирование представлений о ритме и цвете. | Привитие любви к произведениям искусства. | 30.10 13.11 | ||||||||||||
Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. | 20.11 | |||||||||||||||||
12 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). | Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | 27.11 | ||||||||||||
13 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. | Просмотр и анализ работ. | Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | 4.12 | ||||||||||||
14 | Освещение. Свет и тень. Продолжение работы над проектом | 1 | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. | Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся. | Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | 11.12 | ||||||||||||
15 | Натюрморт в графике. | 1 | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Просмотр и анализ работ | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. | Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | 18.12 | ||||||||||||
16 | Цвет в натюрморте | 1 | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Анализ и оценка процесса и результатов собствен. художественного творчества. | Знать выразительные возможности цвета. | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | 25.12 | ||||||||||||
17 | Выразительные возможности натюрморта.Защита проектов. | 1 | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии | Анализ и оценка результатов проектной деятельности | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка. | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | 15.01 | ||||||||||||
Вглядываясь в человека Портрет (10часов) | ||||||||||||||||||||
18 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. | Оценить внимание и эрудированное участие в беседе .Фронтальный устный опрос. | Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий. | Знать жанры изобразительного искусства | 22.01 | |||||||||||||
Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | ||||||||||||||||||||
19 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). | Просмотр и анализ работ. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | 29.01 | ||||||||||||
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 1 | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. | Выборочный просмотр | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | 5.02 | ||||||||||||
21 | Портрет в графике. | 1 | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. | Просмотр анализ и оценка. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности. | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | Воспитание любви и интереса к Произведениям худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | 12.02 | ||||||||||||
22 | Портрет в скульптуре. | 1 | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка | Знать материалы и выразительные возможности.. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица. | 19.02 | ||||||||||||
23 | Сатирические образы человека. | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка. | Тест. Просмотр и анализ работ. | Понимание правды жизни и язык искусства. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Уметь работать графическими материалами. | 26.02 | ||||||||||||
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. | Просмотр и анализ работ. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр.кино | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | 5.03 | ||||||||||||
25 | Портрет в живописи. | 1 | Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама,папа,бабушка, дедушка.Груп. работа. | Представление работ. Анализ и оценивание. | Уметь активно работать в технике коллажа. | Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи | Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете. | 12.03 | ||||||||||||
26 | Роль цвета в портрете. | 1 | Анализ цветового решения образа в портретеМатериалы: гуашь, кисть. | Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет? | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | 19.03 | ||||||||||||
27 | Великие портретисты. | 1 | Повторяем и обобщаем. | Презентация проектов. | Выражение творческой индивидуальности. | Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | 2.04 | ||||||||||||
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов) | ||||||||||||||||||||
28 | Жанры в изобразительном искусстве. Работа над проектом. | 1 | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль.Специфика языка художественных материалов. | Развитие интереса к предмету изобразительного искусстваФронтальный опрос. | Работа в художественно-конструктивной деятельности. | 9.04 | ||||||||||||
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы Карандаш, акварель. | Соотнести репродукции произведений разных жанров. | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения. | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | 16.04 | ||||||||||||
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти | Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы.Оценить. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала.Роль фыбора формата. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе.Уметь отличать работы Рериха от Левитана. | 23.04 |
| |||||||||||
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят6 «Мало нот- много музыки?» | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойте к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, иперспективой. | 30.04 | ||||||||||||
32- 33 34 | .Городской пейзаж Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 2 1 | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. Поставить оценки за конкурсные задания. Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года. | Опрос. Анализ и оценка процесса и и результатов собственной художественной деятельности. | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе. Знать виды и жанры худож. деятельности | Эстетическая оценка результатов.. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | 7.05 14.05 21.05 | ||||||||||||
35 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | 28.05 | |||||||||||||||||
Итого: 35 часов |
nsportal.ru
Программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс на 2018-2019 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №6 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО заместитель директора по УВР Директор МБОУ Школа №6
Протокол №____ ______________А.Я. Скрябина _____________В.В. Карпенко
От__сентября 2018г. ________сентября 2018 г. приказ от_________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Изобразительное искусство
Класс 6
Учитель Воробьева Валентина Николаевна
Количество часов по плану всего – 34; в неделю – 1 час
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения (ФГОС)
на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2014 г., программы «Изобразительное
искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского
Учебник: Изобразительное искусство 5 класс
редакция Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М. Просвещение, 2014.
Рабочую программу составила __________________________________ В.Н. Воробьева
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского.. – 3-е изд., М.: Просвещение, 2014. – 195 с.;
Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие учащихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Задачи:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей.
Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы.
Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности.
Формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Метапредметные результаты:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности.
Выпускник 6-ого класса должны знать:
о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
Выпускник 6-го класса должен уметь:
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека ; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» — 34 часа
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
Учебно-тематический план по курсу «Изобразительное искусство» 6 класс
п/п
Название темы
Количество часов
Практические работы
1
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
8
7
2
Мир наших вещей. Натюрморт
8
7
3
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
10
9
4
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
8
7
Резервные часы
Итого
34
30
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №6 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО заместитель директора по УВР Директор МБОУ Школа №6
Протокол №____ ______________А.Я. Скрябина _____________В.В. Карпенко
От__сентября 2018 г. _____________сентября 2018 г _____________сентября 2018 г
Календарно-тематическое планирование
Наименование учебного предмета Изобразительное искусство
Класс 6
Учитель Воробьева Валентина Николаевна
Количество часов по плану всего – 34; в неделю – 1 час
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения (ФГОС)
на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2014 г., программы «Изобразительное
искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского
Учебник: Изобразительное искусство 6 класс
редакция Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М. Просвещение, 2014.
Рабочую программу составила __________________________________ В.Н. Воробьева
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО 6 КЛАСС
п/п
ДАТА
Тема урока
Формирование
новых знаний
Практическая работа
Материал
План
Факт
1
03.09
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Что я знаю о пространственных и временных искусствах?
Творческая работа «Летний закат»
Краски, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы,
клей.
2
10.09
Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Различие видов рисунка. В чем заключается выразительность линий. Характер линий, эмоциональность линий.
Графическое изображение осеннего пейзажа
Карандаш простой,
3
17.09
Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Различие видов рисунка. В чем заключается выразительность линий. Характер линий, эмоциональность линий.
Графическое изображение облачного неба.
Порывы ветра, спокойное состояние природы.
Карандаш простой, гелевая ручка.
4
24.09
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Что такое «пятно». Ритм пятен, замысел, тональные отношения, силуэт.
Тональная шкала смешение черной и белой краски. Мазок. Фон для картины. Дождь. Туман.
Гуашь, акварель, кисти, акв. бумага.
5
01.10
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Цветовые отношения, теплые и холодные цвета, колорит.
Что такое цвет. Основной, составной и дополнительные цвета, восприятие цвета.
Радуга. Изумрудный город. Замок снежной королевы. Солнечный дом.
Гуашь, акварель, кисти, акв. бумага.
6
08.10
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Цветовые отношения, теплые и холодные цвета, колорит.
Что такое природа цвета.
Основной, составной и дополнительные цвета, восприятие цвета.
Радуга. Изумрудный город. Замок снежной королевы. Солнечный дом.
Гуашь, акварель, кисти, акв. бумага.
7
15.10
Объемные изображения в скульптуре.
Виды скульптуры и выразительность художественного образа.
Магниты. Ватные игрушки.
Папье-маше. Соленое тесто. Вата. Клей ПВА
8
22.10
Рельеф, барельеф, станковая скульптура, монументальная скульптура.
Творчество В. Мухиной.
Уметь различать работы современных и древних скульпторов.
Магниты. Ватные игрушки.
Папье-маше. Соленое тесто. Вата. Клей ПВА
9
12.11
Реальность и фантазия в творчестве художника. Условность изобразительного языка, символы.
Смысл художественного образа.
Абстрактный натюрморт
Гуашь, акварель, кисти, акв. бумага. Простой карандаш
10
19.11
Изображение предметного мира – натюрморт. Что я знаю о натюрморте?
Способы изображения предметов в зависимости от целей художественного изображения.
Построение плоскостного натюрморта.
Карандаш. Бумага.
11
26.11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Что я знаю о форме?
Геометрические тела: куб, параллелепипед, пирамида, шар, конус. Плоские фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.
Рисуем геометрические тела.
Карандаш. Бумага.
12
03.12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Что я знаю о перспективе?
Линия горизонта; перспектива.
Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.
Карандаш. Бумага.
13
10.12
Освещение. Свет и тень. Роль освещения в изображении.
Глубина пространства, свет, тень, рефлекс и падающая тень.
Светотень на геометрических телах. Штриховка.
Карандаш. Бумага.
14
17.12
Натюрморт в графике.
Графика, гравюра.
Графический натюрморт из предметов быта.
Карандаш. Бумага.
15
24.12
Цвет в натюрморте.
Цветовое состояние изображаемого мира. живописные приемы работы над натюрмортом.
Декоративный натюрморт
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
16
14.01
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Школа натюрморта, замысел в натюрморте.
Натюрморт – характер.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
17
21.01
Образ человека – главная тема искусства. Что я знаю об образе человека в истории искусства?
Виды портрета: парадный и лирический.
Видео экскурсия.
18
28.01
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Пропорции, конструкция головы человека.
Схематическое изображение головы и шеи. Движение головы.
Карандаш. бумага
19
04.02
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Рисунок головы с передачей ее конструкции.
Схематическое изображение головы и шеи. Движение головы.
Карандаш. бумага
20
11.02
Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.
Ракурс. Индивидуальность. Передача индивидуальных особенностей человека.
Графический портретный рисунок.
Карандаш. бумага
21
18.02
Сатирические образы человека.
Ракурс. Индивидуальность,.
Портрет в технике коллажа.
Цв. бумага. Ножницы. Старые журналы. Картон. Клей ПВА.
22
25.02
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.
Освещение «по свету», «против света», боковой свет
Портрет в стиле Ренуара.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
23
04.03
Образные возможности освещения в портрете.
Освещение «по свету», «против света», боковой свет
Портрет в стиле Ренуара.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
24
11.03
Роль цвета в портрете. Эмоциональное воздействие, цветовой образ.
Уметь передавать цветом настроение в картине, знать роль цвета в портрете.
Портрет в абстракции. Автопортрет.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
25
18.03
Роль цвета в портрете. Эмоциональное воздействие, цветовой образ.
Уметь передавать цветом настроение в картине, знать роль цвета в портрете.
Портрет в абстракции. Автопортрет.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
26
01.04
Портрет в скульптуре. Скульптурный образ и его создание.
Знать, что такое точка зрения в скульптуре. Уметь выбирать точку зрения.
Скульптурный портрет литературного героя.
Соленое тесто. Папье-маше.
27
08.04
Жанры в изобразительном искусстве. Что я знаю о различных жанрах?
Предмет изображения, сюжет, содержание изображения.
Викторина «Жанры ИЗО»
28
15.04
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пространственные сокращения.
«Картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода»,
Линия горизонта. Морской пейзаж.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
29
22.04
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пространственные сокращения.
«Картинная плоскость».
Линия горизонта. Морской пейзаж.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
30
29.04
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник
Эпический и романтический образы в пейзаже.
Импрессионизм, постимпрессионизм.
Пейзаж в стиле пуантилизма. Пейзаж в стиле Ван Гога. Пейзаж в стиле Рериха.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
31
06.05
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник
Эпический и романтический образы в пейзаже.
Импрессионизм, постимпрессионизм.
Пейзаж в стиле пуантилизма. Пейзаж в стиле Ван Гога. Пейзаж в стиле Рериха.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
32
13.05
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Пейзажная графика, графические техники.
Уметь выполнять с натуры и по представлению зарисовки пейзажей.
Пленэр. Рисование с натуры.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
33
20.05
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Пейзажная графика, графические техники.
Уметь выполнять с натуры и по представлению зарисовки пейзажей.
Пленэр. Рисование с натуры.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
34
Повторение пройденного материала. Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Пейзажная графика, графические техники.
Уметь выполнять с натуры и по представлению зарисовки пейзажей.
Пленэр. Рисование с натуры.
Гуашь. Акрил. Бумага. Кисти. карандаш
Итого – 33 часа
Резерв –
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ
п/п
Тема урока
Часы
Календ
дата
Факт. дата
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
1
2
Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
1
3
Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
1
4
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
1
5
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Цветовые отношения, теплые и холодные цвета, колорит.
1
6
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Цветовые отношения, теплые и холодные цвета, колорит.
1
7
Объемные изображения в скульптуре.
1
8
Рельеф, барельеф, станковая скульптура, монументальная скульптура.
1
9
Реальность и фантазия в творчестве художника. Условность изобразительного языка, символы.
1
10
Изображение предметного мира – натюрморт. Что я знаю о натюрморте?
1
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Что я знаю о форме?
1
12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Что я знаю о перспективе?
1
13
Освещение. Свет и тень. Роль освещения в изображении.
1
14
Натюрморт в графике.
1
15
Цвет в натюрморте.
1
16
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
1
17
Образ человека – главная тема искусства. Что я знаю об образе человека в истории искусства?
1
18
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
1
19
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
1
20
Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.
1
21
Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.
1
22
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете.
1
23
Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете.
1
24
Роль цвета в портрете. Эмоциональное воздействие, цветовой образ.
1
25
Роль цвета в портрете. Эмоциональное воздействие, цветовой образ.
1
26
Портрет в скульптуре. Скульптурный образ и его создание.
1
27
Жанры в изобразительном искусстве. Что я знаю о различных жанрах?
1
28
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
1
29
Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
1
30
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник
1
31
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник
1
32
Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.
1
33
Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.
1
34
Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.
1
infourok.ru